Конспект итоговой занятия по изобразительному искусству «Башкирский орнамент. Сапог
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полилингвальный детский сад Городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект итоговой занятия
по изобразительному искусству
«Башкирский орнамент. Сапог»
в подготовительной группе
Воспитатель: Бурханова Э.Ф
Возрастная группа: подготовительная к школе
Цель: Систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир
1)Образовательные:
- Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.
- учить детей рисовать элементы геометрического орнамента - зигзаг, ромб;
-продолжать знакомить детей с башкирским женским национальным костюмом.
2)Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; чувство цвета, формы, размера; развивать эстетическое восприятие, речь и мышление.
- развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);
3)Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народ
- воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Материалы:
а) демонстрационные – иллюстрации: с элементами башкирского орнамента.
б) раздаточные - кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, трафарет сапога.
Форма проведения: совместная деятельность.
Методические приемы: организационный момент, практическая работа, физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предварительная работа:
-беседы о башкирском орнаменте: его построении, элементах, цвете.
Оборудование:
∙ женский национальный костюм.
∙ картинки с изображением элементов башкирского орнамента,
∙ заготовки башкирского сапога, краски, карандаш, баночки с водой, салфетки, кисточки.
Воспитатель: Добрый день, уфимцы. А почему я вас так назвала?
Дети: Мы живем в городе Уфа.
Воспитатель: А в какой республике мы живем?
Дети: Мы живем в Башкортостане.
Воспитатель: Посмотрите, как вы думаете, что за национальный костюм?
Дети: Башкирский костюм.
Воспитатель: Правильно, башкирский национальный костюм. Вы уже знакомы с этим костюмом.
-Давайте посмотрим из каких частей состоит национальный костюм.
Вспомним, как платье называется на башкирском языке – кулдэк,
поверх платья это - камзол,
а украшения на одежде – серебряные монетки.
На голове повязка – манлайса. Повторим это слово.
А на ногах - сапожки, которые называются ситек (повторить слово).
Воспитатель: Ребята, вы слышали слово орнамент? Дети, а как вы думаете что такое орнамент?
- В переводе с латинского, «орнамент» - это украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.
Украшая свои изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, о природе, традициях.
Башкирский орнамент очень яркий, красочный.
Воспитатель: Какие же виды башкирского орнамента вы знаете ?
- Их несколько видов:
Растительный орнамент – из растительных элементов (листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы др.)Давайте рассмотрим некоторых из них.
Этот орнамент Кускар – бараньи рога и символ трав, орнамент сердце- означает гостеприимство.
Геометрический орнамент – из геометрических форм (квадраты, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги).
И еще один мотив в башкирском орнаменте –Ромб - символ земли и плодородия.
Солярный знак-солнце.
(Воспитатель показывает элементы на доске ).
Воспитатель: Ребята посмотрите, платье какого цвета? А платье украшено каким орнаментом?(например линия, треугольники).
А камзул посмотрите какого цвета? А камзул украшено каким орнаментом? (например треугольник).
Воспитатель: Скажите, дети, какие цвета используются в башкирском орнаменте?
Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: Реже используются: коричневый, голубой, синий, алый, оранжевый.
Воспитатель: А теперь скажите сапог какого цвета? (белый). Каким орнаментом украшен наш сапог.
Дети: (линия, зигзаг и ромб).
Воспитатель: Дети, в башкирском орнаменте красный цвет означает цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени, а черный цвет - наша башкирская плодородная земля.
Воспитатель: Сегодня дети я вам предлагаю нарисовать часть башкирского национального костюма- это сапоги (ситек).
Это обувь для женщин, мужчин. Мужские сапоги обычно были -черными,
а женские цветными: красными, зелеными, коричневыми.
Посмотрите какой цвет использовали?
Ответ детей: красный. Да, красный.
А из чего состоит сапожки :голенище, каблучок.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу как мы нарисуем сапожки.
На листе где расположен сапог?( да , в середине листа,).
Воспитатель показывает на заготовке как рисовать узор.
#1056;исовать будем с помощью шаблонов.
Я накладываю шаблон, держу и обвожу простым карандашом.
Убираю шаблон и меня остался контур элемента, которого я закрашу краской ( мы делаем основу).
#1044;алее полностью закрашиваю сапог в красный цвет.
-Начинаю красить сверху вниз, слева направо.
-И сейчас моя основа должна высохнуть, пока основа сохнет я мою кисточку, и ставлю на подставку. Кисточка в воде не должна оставаться. И пока высыхает сапожек, мы устроим физминутку.
А сейчас перед тем как я начну украшать наш сапог (ситек), устроим разминку. Физминутка:
Разминая поясницу
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернитесь,
На соседа оглянись.(повороты туловища в сторону).
Чтобы стать еще умней.
Мы слегка покрутим шеей.
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять(Приседания).
Напоследок, всем известно ,
Как всегда на месте(Ходьба на месте).
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть (Дети садятся).
Воспитатель: А перед тем как мы начну рисовать, вспомним правила рисования.(Провести технику работы с красками. кисточкой):
-Когда рисую, никого не задеваем, не соседей, никого.
-Спинки прямо.
- Перед началом рисования новым цветом кисточку надо хорошо промыть.
- Держим кисть за металлическое основание кисти тремя пальцами, намочили кисть в воде, мочим только «юбочку» кисти,
-лишнюю воду убираем об край баночки или об салфетку.
-После мытья кисточки её нужно промокнуть салфеткой и убрать на подставку.
Теперь приступаем к работе. Ребята, как вы думаете, с чего надо начинать? (ответы детей). Нарисовать сапог т.е нарисовать основу.
Воспитатель:- На столах у вас лежат шаблоны сапожек. Возьмите шаблон, обводим простым карандашом, и у вас получается сапог.
А сейчас возьмите кисточки, намочите, наберите красной краски и покрасьте сапог.
Начинаем сверху вниз, слева направо.
-как закрасили сапог, вымойте кисточки, протрите салфеткой, и уберите на подставку
Отложим сапог и, пока он сохнет, мы сделаем гимнастику для глаз и рук.
Гимнастика для глаз:
Закрыли глазки, открыли глазки.
Раз-налево,два -направо,
Три-наверх, четыре- вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои, их как хочешь поверни.
(Вращаем кисти рук).
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(Потираем руками).
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем)
Не сидится им опять. (Встряхиваем
кистями)
Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте)
Повертели. (Круговые вращения кистью)
И работать захотели. (Потираем руками)
Воспитатель: Отдохнули молодцы. Теперь возьмите подсохшие работы
(сапожки) и накладываем на наш сапог трафарет и наносим краску на вырезанный узор.
Дети работают самостоятельно.
Итог: Ребята сегодня вы какие национальные узоры повторили? Какие цвета используются в башкирском орнаменте?
А что означает башкирский национальный узор ромб? (например), какой вид?
Воспитатель: Все закончили, молодцы.
Все большие молодцы, теперь приводим в порядок свое рабочее место.
Как называется эта обувь?
Воспитатель:
Чем украшали сапог? Какой орнамент показался сложным для вас? Что особенно было и интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Заколдованный лес»
Конспект поможет закрепить умение и навыки детей в рисовании разными способами, используя разный материал: проводить прямые линии; аккуратно закрашивать готовые формы пластилином; активизировать слова...
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Заколдованный лес»
Конспект итогового занятия по ИЗО в средней группе "Заколдованный лес"....
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе "Лесные спасатели"
Развитие творческих способностей детей по средствам изодеятельности....
Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи "Кот в сапогах"
Нетрадиционное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием технологии синквейн...
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в старшей – подготовительной группе с использованием ИКТ
Конспект открытого, итогового занятия по рисованию в старшей группе. Тема: ««В гостях у художника». Программное содержание:Образовательные:• Расширить представления де...
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Заколдованный лес» Воспитатель: Мышанская Н.В.
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Заколдованный лес»Цель: развитие творческих способностей у детей посредством изодеятельн...
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ.
Тема: «В гостях у художника»....