Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи "Кот в сапогах"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Нетрадиционное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием технологии синквейн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_netraditsionnogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи
«КОТ В САПОГАХ»
с использованием современного метода СИНКВЕЙН
для детей подготовительной к школе группы
Форма организации обучения - нетрадиционное занятие, вид: занятие – путешествие.
Тип ООД: творческое применение знаний и умений.
Приоритетные образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: формирование у детей умения передавать словесное изображение в описании героев и событий сказки посредством использования технологии синквейн, сохраняя положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей умение строить текст-описание и самостоятельно составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.
- Активизировать словарь детей через вопросы знакомой сказки.
- Обогащать словарь дошкольников словами-определениями, глаголами; совершенствовать грамматический строй речи.
- Учить обобщать слова и предложения в форму описательной загадки.
- Формировать художественно-речевые способности.
Развивающие:
- Закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание и зрительное восприятие;
- Развивать умение соотносить знаковые символы с образами, развивать образную речь;
- Развивать у дошкольников память, творческое воображение, умение логически мыслить.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность,
- Содействовать формированию навыков сотрудничества, активности, инициативности.
- Прививать интерес к художественной литературе.
Ожидаемый результат:
- дети вступают в речевое общение, используя технологию синквейн; активно используют в речи слова-определения, глаголы; строят развёрнутые сообщения, оформляя описательный рассказ грамматически правильно, последовательно и связано.
-сами придумывают описательные загадки о героях сказки с опрой на алгоритм – модель;
-содержательно отвечают на вопросы по тексту; устанавливают связь между событиями, мотивами и поступками персонажей;
-активно принимают участие в групповой беседе.
Формы и методы организации основной образовательной деятельности:
Игровая мотивация, вопросы к воспитанникам, работа по технологии синквейн с использованием мнемотаблицы, доказательная беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок.
Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма «Кот в сапогах»; работа с дошкольниками с технологией синквейн.
Оборудование: сказочная книга, портрет французского писателя Шарль Перро, дидактические конверты «Угадай в глазок», карточки с иллюстрациями сказок, карточки-задания, алгоритм-модель синквейна, картинки - мнемотаблицы для составления синквейна.
Структура занятия - путешествия:
I Вводная часть – 5 минут
- Художественное организационное слово «Здравствуй, друг!»
- Загадывание загадки.
- Сообщение новых знаний об авторе сказки «Кот в сапогах».
- Мотивация: попадание в сказку.
II Основная часть – 20 минут
- Задание 1 «Характеристики персонажей сказки»
- Задание 2 «Синквейн»
- Физминутка «Хитрый кот»
- Задание 3 «Составь синквейн – загадку»
- Задание 4 «Угадай в глазок»
- Задание 5 «Составь длинное слово»
III Заключительная часть – 5 минут
- Просьба сказочной книги. Возвращение из сказки.
- Рефлексия.
Ход занятия.
I Вводная часть
- Художественное организационное слово «Здравствуй, друг!»
Воспитатель организует детей
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
- Загадывание загадки.
Ребята, а у вас есть друзья? Очень важно иметь хороших друзей и дорожить ими. Сегодня мы с вами поговорим о произведении, которое всем вам хорошо знакомо. Мы с вами смотрели мультфильм, снятый по этой сказке, и читали саму сказку.Сейчас я загадаю вам загадку об этом сказочном герое, и вы всё поймёте.
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Да, можно сказать, что кот был настоящим другом хозяина Маркиза де Карабаса. И мы уже знакомы с вами со сказкой «Кот в сапогах».
Сообщение новых знаний об авторе сказки «Кот в сапогах».
Вы знаете, что сказки бывают народными и авторскими. А сказка эта народная или авторская? (Это сказка авторская). Кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек.
Так как же зовут автора сказки «Кот в сапогах»? Шарль Перро. Взгляните на его портрет. Шарль Перро – известный французский писатель, который написал много интересных сказок для детей.
- Мотивация: попадание в сказку.
Сегодня мы попадём в эту замечательную сказку, где очень много интересных заданий. Для этого нам нужна сказочная книга. Давайте закроем наши глаза и представим как могла бы выглядеть сказочная книга……
Ребята, а вот и она! Сказочная книга предлагает нам выполнить какие-то задания. Как вы думаете у нас получится? Тогда приступим!
II Основная часть – 20 минут
Страница 1
Назови персонажей сказки и расскажи о них.
Ребята, мы оказались в сказке, кого же мы там встретим?
Кто это? (Кот в сапогах).
Какой он? Что вы можете о нём сказать? (Кот в сапогах - весёлый, озорной, забавный, хитрый, любознательный, дружелюбный, смешной).
А каким был маркиз де Карабас? (Маркиз де Карабас - добрый, доверчивый, грустный, симпатичный).
Король? ( Король - доверчивый, добрый, отзывчивый)
Принцесса? (Принцесса - добрая, хорошая, красивая)
А каким был Людоед? (Людоед - злой, глупый, сильный, богатый).
Молодцы. Ребята, вы все правильно охарактеризовали персонажей этой сказки.
Мы можем перейти к следующему заданию.
Страница 2
Составь синквейн про Кота в сапогах
В нашей книге есть необычное задание, которое называется синквейн. Давайте все вместе скажем. Вы уже знакомы с этим словом. Кто помнит, что такое синквейн?
Хорошо, молодцы.
Я предлагаю вам попробовать свои силы в составлении синквейна. Ну что ребята попробуем составить синквейн?
Давайте составим синквейн про Кота в сапогах. Кто готов это сделать?
Посмотрим, что на третьей странице нашей волшебной книги?
Страница 3
Изобрази хитрого кота
Физминутка «Хитрый кот»
Хитрый кот по дому рыщет, (кот ходит по коврику)
Мышку маленькую ищет (дети стоят на коврике)
Мышка в подполе живёт, (дети присаживаются на корточки)
Тихо досочки скребёт. (скребут по коврику)
Не поймает котик (дети встают на ноги.)
Мышку за животик! (грозят пальчиком коту и убегают, а кот их догоняет)
Страница 4
Составьте командами по одному синквейну-загадке про других персонажей сказки.
А теперь вы сами попробуете составить синквейн – загадку про других персонажей сказки. Сейчас мы разделимся на 2 команды. Каждая команда получит картинку со своим персонажем. Очень важно, чтоб вы не показывали свою картинку другой команде.
На вершине ёлочки я оставляю знак вопроса. Это значит, что вы не будете называть сам персонаж, который у вас на картинке. Помните, что вместо этого вы начнёте свой рассказ-загадку фразой: «Угадайте, кто это?» Дальше вы переходите ко второй строке и называете 2 признака своего персонажа. Затем 3 действия, которые он делал. И составляете про него предложение по предложенной схеме. Последним будет одно слово, которое поможет назвать этот персонаж по-другому.
(Двум командам предлагается картинка Людоеда и маркиза де Карабаса)
Страница 5
УГАДАЙ В ГЛАЗОК: ОТГАДАЙ, ИЗОБРАЖЕНИЕ КАКОГО ПЕРСОНАЖА В КОНВЕРТЕ И КАКОВА ЕГО РОЛЬ В СКАЗКЕ
Ребята, в наше книге есть ещё одно задание. И конверты к нему. Нужно угадать, кто или что здесь спрятано.
Молодцы, ребята.
Страница 6
Составь длинное слово
Ребята, смотрите, а здесь ещё какие-то персонажи сказок. Скажите, они из сказки «Кот в сапогах»? Нет, конечно. Это, наверное, его друзья.
Ребята, книга просит составить нас длинные слова по этим картинкам
У Мальвины голубые глаза, значит какая она?
У Змея Горыныча три головы, значит какой он?
У Дюймовочки доброе сердце, значит какая она?
У Буратино длинный нос, значит какой он?
У волка острые зубы, значит какой он?
Страница 7
Возвращение из сказки
III Заключительная часть – 5 минут
- Просьба сказочной книги. Возвращение из сказки.
Вот и закончилась наша книга. В последнем задании книга просит нас о том, что мы тоже совершили волшебство и сделали эту книгу красивой. Вы хотите побыть волшебниками? Тогда уже завтра мы будем оживлять нашу книгу: раскрасим яркими красками картинки из этой замечательной сказки. Закроем глаза , и теперь откроем их.
Что мы видим: ковёр, стулья, музыкальный зал… мы вернулись из сказки.
- Рефлексия.
Давайте еще раз вспомним название и имя автора сказки, о которой сегодня шла речь.
Скажите, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы составляли при помощи ёлочки? (Синквейн).
Как вы думаете, получилось ли у вас составить синквейн – загадки?
А какая команда была лучше? И почему?
Ребята, вы сегодня большие молодцы, много работали, выполнили все задания, и хорошо освоили синквейн. Сегодня я расскажу вашим родителям об успехе каждого. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - оттиск поролоном) "Теремок"
Цели:Продолжать учить детей рисовать методом тычка при помощи поролонового тампона. Задачи:· Закрепить знания детей по сказке «Теремок»·...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - оттиск пенопластом, рисование пальчиками) "Румяный колобок"
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Познакомить детей с новым методом рисования при помощи пенопласта. Задачи:·...
Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.
Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ. ...
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по теме "Пересказ рассказа "Кот в сапогах" по Е. Пермяку".
Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку.Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на предметно – графический план.Задачи:Коррекционно – образовательные: - расширять и уточнять сло...
Конспект открытого занятия по развитию речи и нетрадиционному рисованию «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»
ГАУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережночелнинский дом ребёнка специализированный» Конспект открытого занятия по развитию речи и нетрадиционному р...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционному рисованию « Прилетела птичка к нам»
ГАУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережночелнинский дом ребёнка специализированный» Конспект интегрированного ...
Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи «КОТ В САПОГАХ» с использованием современного метода СИНКВЕЙН для детей подготовительной к школе группы
Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи «КОТ В САПОГАХ»с использованием современного метода СИНКВЕЙНдля детей подготовительной к школе группы...