Проект «Дымковские игрушки» (для детей 5-6лет)
проект по рисованию (старшая группа)

Штых Антонина Петровна
Дымковские игрушки привлекают внимание своей яркостью, простотой элементов росписи. Выполняя декоративное рисование, дети имеют возможность почувствовать себя мастерами - народниками, показать в работе свое видение и чувствование красоты, погрузиться в мир веселого праздника.
     Актуальность  проекта в том, что использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественно-эстетического развития детей; развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
 Проблема: 
 В настоящее время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, поэтому у детей не сформированы элементарные знания о  народных промыслах, их истории и особенностях. Создаются недостаточные условия для   приобщения детей к народному творчеству.  Не будем скрывать, что даже сами родители имеют достаточно поверхностные представления о русском народном творчестве или не имеют их совсем. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Проект «Дымковские игрушки» (для детей 5-6лет)

стетическое направление федеральной программы воспитания)

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками,

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками.

Веселит, ласкает взор

Пестрый дымковый узор!

Да, игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных и  людей. Они привлекают внимание своей яркостью, понятной простотой элементов росписи. Выполняя декоративное рисование, дети имеют возможность почувствовать себя мастерами - народниками, показать в работе свое видение и чувствование красоты, погрузиться в мир веселого праздника.

     Актуальность  проекта в том, что использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественно-эстетического развития детей; развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

 Проблема: 

 В настоящее время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, поэтому у детей не сформированы элементарные знания о  народных промыслах, их истории и особенностях. Создаются недостаточные условия для   приобщения детей к народному творчеству.  Не будем скрывать, что даже сами родители имеют достаточно поверхностные представления о русском народном творчестве или не имеют их совсем.

 Исходя из этой проблемы, мы решили подготовить и реализовать проект на тему "Дымковская игрушка"

Каждый педагог стремится к тому, чтобы в результате работы над проектом дети получали удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход и реализовать свои замыслы. 

Организуя работу над проектом, мы  придерживались  формулы  «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт – презентация.

На этапе ПРОЕКТИРОВАНИЯ мы определили

вид проекта - информационно – практико – ориентированный ,

тип проекта - краткосрочный (1-2недели)

участников проекта - воспитанники 5-6 лет, педагоги, родители,

социальных партнёров - Детская библиотека, Краеведческий музей

поставили цель и задачи для всех участников.

Цель проекта: - формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой  и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи для детей:

Образовательные:

1.Формировать представление детей о дымковской игрушке, истории возникновения и особенностях росписи;

2.Познакомить с процессом ее изготовления, многообразием форм дымковской игрушки.

3.Познакомить с произведениями художественной литературы, фольклора, живописи, где упоминается дымковская игрушка.

 • Развивающие:

1.Развивать детскую познавательную активность, эмоциональную отзывчивость на красоту глиняных игрушек.

2.Развивать умение  рисовать и лепить игрушку по мотивам дымковской росписи, использовать в работе знания об узорах, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.

3.Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.

4.Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.

5.Вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковских мастеров.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.

2. Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.

3.Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками может принести радость и быть полезной.

Задачи для педагогов:

1.Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта по ознакомлению с Дымковской игрушкой.

 2.Активизировать знания педагогов о народных промыслах, в частности Дымковской игрушке, истории ее происхождения;

3.Пополнить свой портфолио проектом для последующего его использования в других группах (обмен опытом);

4.Научиться самим и научить воспитанников лепить дымковские игрушки из глины, соленого теста, пластилина;

5. Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта.

Задачи  для родителей:

1.Познакомить родителей с  народно-декоративным  промыслом Дымковская игрушка,  истории его происхождения;

2.  Научить изготавливать вместе со своими детьми  дымковские игрушки.

3. Привлечь к преобразованию развивающей среды группы, которая будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к народным промыслам.

4. Помочь воспитателям в организации экскурсии в детскую библиотеку и краеведческий музей.

    Основные формы и методы решения задач проекта

 Исходя из сформулированных задач, нами были определены формы и методы работы со всеми участниками проекта. Большинство мероприятий, проводимых в рамках проекта, рассчитано на детей, однако родителей мы также  вовлекали в активное взаимодействие.

Наглядные: рассматривание изделий, показ приемов; просмотр обучающих мультимедийных презентаций, иллюстраций.

Словесные: пояснение, беседа, художественное слово, приемы поощрения,

Практические: показ способов, продуктивная деятельность по рисованию, лепке,  

Игровые: игры с детьми, сюрпризные моменты.

С родителями: беседы, индивидуальные и групповые консультации, оформление наглядной информации  в родительских уголках, создание из глины и теста дымковских игрушек.

С педагогами: разработка нагдядного материала  для  детей и родителей, конспектов зянятий, оформление детских поделок и работ

Мы сделали предположение, что в ходе реализации данного проекта  Ожидаемый результат для каждой категории будет следующий: 

Дети

- узнают, что такое дымковская игрушка, ее историю и особенности;

- освоят технику изготовления дымковских игрушек;

- будут применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности;

- познакомятся с народными играми и песнями;

- пополнится словарный запас, научатся проявлять уважение к чужому труду.

• Педагоги

- активизируют свои знания о народных промыслах, их происхождении;

- пополнят свой портфолио проектом для последующего его использования в других группах (обмен опытом);

-  наладят взаимодействие с семьями детей.

Родители 

- приобретут знания о народно-декоративном  промысле Дымковская игрушка,  истории его происхождения;

- укрепятся внутрисемейные связи;

- научатся изготавливать своими руками  дымковской игрушки;

-  появится стимул в преобразовании развивающей среды группы, которая будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к народным промыслам.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением дымковских игрушек, пластилин, глина, дощечки, стеки, салфетки, таблицы с алгоритмом изготовления дымковской игрушки, презентация, ноутбук, телевизор.

Для перехода на следующий этап реализации проекта, педагоги изучили литературу, подготовили необходимые материалы, провели анкетировали родителей по теме проекта. Для выявления уровня знаний детей, имеющихся по данной теме, мы применили  "Модель трех вопросов".  Вместе с воспитателем дети отвечали на 3 основных вопроса: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?  

Все ответы воспитатель с детьми зафиксировали наглядно на листе бумаги -  схемами, словами или знаками,  и возле каждой записанной идеи поставили имя ее автора-ребенка. Получился своего рода наглядный план работы над темой, который вывесили в раздевалке, где его хорошо видят родители.

В этом случае взрослые  продолжали разговор с детьми дома — спрашивали, подсказывали, находили нужный материал для проекта.

На основе запросов детей мы разработали план реализации проекта с помощью метода «Системная паутинка».

 Мы определили мероприятия, которые будем проводить  с родителями,  педагогами  и  с детьми по пяти образовательным областям, также подумали о том, что необходимо изменить или чем дополнить развивающую предметно-пространственную среду.

 В процессе реализации проекта с воспитанниками были проведены следующие мероприятия:

  • беседы с показом презентации «История возникновения дымковской игрушки»,
  • декоративное рисование «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»,
  • лепка по мотивам дымковских игрушек «Лошадка»,
  • раскрашивание карандашами по предложенному образцу (раскраски),
  • чтение потешек в утренней гимнастике,
  • игры малой подвижности и сюжетно-ролевые игры на основе русских народных игр,
  • дидактические игры-вкладыши - "Узоры для дымковской игрушки», «Укрась дымковскую барышню», «Разрезные картинки» (на тему «Дымковские игрушки»),
  • развивающие игры  «Найди такой же узор», «Собери узор»,  «Собери целое» и др,
  • рассматривание альбома для детского художественного творчества «Наш вернисаж», «Дымковская игрушка»,
  • организована экскурсия в детскую библиотеку, в краеведческий музей,
  • организован виртуальный поход в музей Дымковской игрушки (Курганский областной художественный музей им. Г.А.Травникова» https://kohm.ru/decorative/filter/25.

С педагогами:

  • подготовили презентацию для детей и родителей об истории возникновения народного промысла;
  • нашли материал о народном промысле Дымково в интернете, художественной и энциклопедической литературе.
  • научились лепить дымковские игрушки из глины, соленого теста, пластилина;
  • подготовили необходимый материал для занятий продуктивной деятельностью.
  • привлекли родителей воспитанников к реализации проекта.


С родителями:

  • проведена беседа с родителями на тему «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»,
  • организована выставка иллюстраций «Дымковская игрушка»,
  • помощь родителей в создании экспозиции по декоративно – прикладному искусству в нашем мини-музее, пополнили  его материалом (иллюстрации, готовые игрушки, альбом),
  • помогли собрать энциклопедическую и художественную литературу для детей на тему «Дымковская игрушка»,
  • помогли в поездке в детскую библиотеку и музей,

    проявили активность при изготовлении игрушек по мотивам Дымковской игрушки.

 Продуктами  данного проекта в процессе его реализации стали:

 1. Выставка детских рисунков на тему «Хороша игрушка расписная».

2. Выставка поделок из глины и пластилина «Дымковские игрушки», выполненная детьми совместно с родителями.

3. В мини-музее создана экспозиция по народному декоративно – прикладному искусству, содержащая иллюстрации, готовые игрушки, альбом зарисовок.


        Перспективы дальнейшей работы:

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и в дальнейшем мы планируем реализовать данный проект в другой группе детского сада, а также подготовить и реализовать проекты по ознакомлению детей с другими декоративно-прикладными промыслами "Золотая хохлома", "Городецкая роспись", "Филимоновская игрушка" и другие.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

                                                             В Вятке делают игрушки

                                                             Сколько радости для глаз!              

                                                             Подрастают мастерицы,

                                                             Может быть, и среди нас.

Наша дымкова игрушка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

                                                          Я куплю себе свистульку,

                                                          Буду трели выводить,

                                                          Мастеров из славной Дымки

                                                          Никогда нам не забыть.

                       Ты играй, моя гармошка,

                       Ты, подруга, подпевай,

                       Мастеров Руси великой

                       Во весь голос прославляй!

Список используемой литературы.

1.Аташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. - 2010. - №2. - С. 50 - 53.

2. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л.// Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - C. 58-63.

3. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник - декоратор, 2013. - 332 с.

4. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Дайн Г.Л. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 2010. - 190 с.

5. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2009 гг. http://www.patlah.ru

6. Народное искусство: художественные промыслы : фотоальбом / Сост. Б. М. Носик. - М.: Планета, 2011. - 235 с.

7. Конышева Н.М. Секреты мастеров.- Издательство Ассоциация XXI век, 2011.

8. Паньшина. Декоративно-прикладное искусство Издательство: Россия: Народная асвета,2008 - 112с.

9. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений / П.И.Уткина, Н.С.Королева. - М. : Высш. шк., 2015. - 159.

10. Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000.

11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Дымковская игрушка"

проект разработан для детей подготовительной группы, помогает познакомиться с народной игрушкой через все виды деятельности дошкольника...

Проект "Дымковская игрушка"

Проект "Дымковская игрушка"...

Проект "Дымковская игрушка"

Проект " Дымковская игрушка" Паспорт проекта.1. Вид проекта: познавательно - творческий.2. Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь-июнь).3. Участники проекта: воспитатели, родители, дети ...

проект "Дымковская игрушка"

дымковская игрушка...

Проект "Дымковская игрушка" для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Дымковская игрушка" для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Развитие самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе реализации проекта "Дымковская игрушка"

В презентации представлен проект "Дымковская игрушка" с детьми среднего дошкольного возраста...