Проект "Дымковская игрушка"
проект на тему

Самусенко Раиса Даниловна

Проект "Дымковская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Дымковская игрушка" 56 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                                      Проект на тему: «Дымковская игрушка»    

   

Тема проекта: Дымковская игрушка – Барышня.

Актуальность: Дымковская игрушка-  Барышня, русская игрушка прочно вошла в быт детских садов. Она не только украшает интерьер помещения, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы.

Задачи проекта: познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи дымковской барышни; выяснить географию, особенности барышни, развивать творческие способности, наблюдательность, воспитывать интерес к народному декоративно- прикладному искусству.

Оформить выставку: « Дымковские игрушки»

Вид проекта: информационно- практико- ориентировочно.

Участники: воспитанники средней группы, воспитатели ,родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Ожидаемые результаты: Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей; развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук детей.

Формировать патриотические чувства и любовь к прекрасному.

Выполненные работы детьми включить в жизнь детского сада, создание эстетической среды в повседневной жизни, проведение русских народных праздников и досугов.

Этапы работы:

  1. Подготовительный: изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение  основных  направлений  работы над проектом; планирование мероприятий на тему проекта.
  2. Практический: творческая работа с детьми, направленная на решение следующих задач: развитие творческих способностей, навыков и умений на занятиях и в свободное от занятий время (ИЗО, музыкальных, познавательных, по развитию речи); разработка тематических занятий по русскому народному творчеству для среднего возраста; реализация запланированных мероприятий (открытых занятиях, развлечений); создание информационных стендов по народному творчеству.
  3. Заключительный: анализ работы всех участников проекта: проведение презентации проекта, анализ его эффективности, сбор коллекции- дымковских игрушек; выставки детских работ « Дымковские игрушки»

                   Реализация проекта

 Образовательная область;

Познание

НОД: беседа « История развития дымковской игрушки»

Цель:  обобщить и систематизировать знание детей о России, закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных промыслах; воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров; воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Чтение художественной литературы:

НОД: заучивание русских народных частушек, празднования старинного народного праздника « Свистунья» ,разучивания русских народных песен, рассказов о народном промысле.

Цель: закрепить умения детей петь наизусть частушки, песни, стих,

Совершенствовать творческие способности детей; развивать мышление, слуховое восприятие, воспитывать интерес к литературе.

Художественно- эстетическое творчество:

Изобразительная деятельность (рисование)

« Дымковские игрушки (барышни, кони, уточки)»

Дымковские индюки, дымковские птицы.

Цель: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить ее с цветовыми гамами, ее яркостью нарядностью.

Музыка: русские народные песни « Призыв весны, Березонька, Овсень, Конь, Рябинушка», потешки, частушки.

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера. Развивать интерес детей к народному творчеству . Воспитывать любовь к народному искусству.

            Развлечение «Веселая ярмарка».

 

Цель: расширение и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, эстетического отношения к окружающему.

В результате проведенной работы у детей появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Дети почувствовали, что человек – часть природы, так как декоративно- прикладное искусство по своим мотивам  близко к природе, русским народным  праздникам. Ведь художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц , разнообразие растений, видели и  чувствовали гармонию природы . Следовательно, у детей воспитываются и нравственные и патриотические качества.

                           Список литературы.

Грибовская  А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации –М: Скрипторий, 2008. г.

Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество 2-е изд. М. Просвещение, 2006 г.

Князева О. А. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – Спб: Акцидент, 1997 г.

Лялина Л. А. Народные игры в детском саду – М. ТЦ. Сфера, 2009г.

Народное искусство в воспитании детей – Под ред. Комаровой Т.С.М.

Соломенникова О. А. Радость творчества –М: Мозаика – Синтез, 2008 г.

Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина, О. А. Маркеева и др.

Конспекты занятий и сценариев календарно- обрядовых праздников. Методические пособия для педагогов дошкольных образовательных  учреждений. 3-е изд. Переработанноеи дополненное –С П б: « Детство – Пресс» 2009 г. Рекомендовано Мин. Образования РФ.

Месяц

Тема

Программные задачи

Литература

Октябрь

Дымковские игрушки:

Знакомство с дымковскими игрушками.

Дымковские индюки.

Дымковские игрушки: (выставка).

Дымковские птицы: (выставка их изображений).

Лепка («уточки»).

Дымковская игрушка: рисование каймы для фартука барышни.

Рисование полосатого узора для барышни.  

Дымковская игрушка. Рисование клетчатого узора для барышни.

Рассмотреть дымковские игрушки (барышни, кони, индюки, уточки). Создать интерес к народной глиняной игрушке путем привлечения к её яркости, нарядности. Дать подержать игрушки в руках, почувствовать её объем. Отметить, что все дымковские игрушки красиво расписаны элементами узора (полоса, круг, кольца, точка и др.), определяют цвет.

Рассмотреть новый образ. Дымковский индюк – птица сказочная, красивая, гордая. Показать разнообразие украшений хвоста индюка. Найти знакомый мотив «кольцо-круг», определить, как расположены эти элементы, что нарисовано между ними (горошинки, овалы, их украшения).  

Узнавать образы дымковских игрушек, находить новые элементы, их украшения, сочетания цветов.

Выделить образ уточки. Создать игровую ситуацию: уточки плавают, гуляют по бережку. Сравнить дымковскую уточку и детскую игрушку-уточку, определить форму туловища (овальное), головы (круглая, с клювом), хвоста, найти украшения на груди и крыльях.

Продолжать знакомить с дымковскими игрушками, выделив среди них образ птицы (уточки). Обратить внимание на лепные украшения: крылья, хвост. Учить лепить уточку, передавая форму частей (овальное туловище, круглая голова), вытягивать клюв, хвост, сглаживать поверхности.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, выделять элементы узора (круг, полоса), учить видеть сочетания двух цветов и украшений черного цвета. Учить составлять узор на полосе – кайма, располагая на середине ряд кругов, а по краям линии другого цвета. Видеть красоту сочетаний крупных форм и мелких украшений. Рисовать круги и линии всей кистью, а точки концом кисти.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, воспитывать интерес к ней, радость от встречи. Видеть необычность образов игрушек, яркий узор, которым они украшены. Учить выделять элементы полосатого узора (полосы чередуются с кругами, овалами или полосками другого цвета). Создавать узор на бумаге прямоугольной формы, чередовать полосы и круги другого цвета, украшать круги черными точками или черточками.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, видеть разнообразие образов (барышни, животные), выделять новую композицию - клетчатый узор. Составлять узор из прямых полосок (сначала вертикальные, затем горизонтальные линии), Заполнять клетки одинаковыми элементами (круги или овалы), выбирать для полос, кругов или овалов, используя черный цвет для украшений (точки или черточки).

А.А. Грибовская

Т.С. Комарова

Е.Т. Ковольская

Е. Осетров

Ноябрь

Дымковские и филимоновские игрушки: выставка дымковских и филимоновских игрушек и их изображений.

Дымковская игрушка. Рисование узора из колец для барышни.

Декоративное рисование. «Украшение свитера».

Декоративная лепка «птичка».

Дымковские игрушки. Украшение платочка.

Декоративное рисование. «Красивая птичка».

Декоративное рисование. «Укрась свои игрушки».

Дымковская игрушка. Рисование узора на розете.

Сравнить эти два вида народной игрушки, узнавать дымковские игрушки, выделить новый вид – филимоновскую игрушку. Вспомнить элементы дымковской игрушки, показать их на иллюстрациях, найти среди выставленных игрушек.

Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки, выделять новые образы, новые мотивы узора, его украшения. Составлять узор для нового мотива-узора «кольцо-круг», располагать его рядами или в шахматном порядке, заполняя оставшееся пространство листа более мелкими элементами (круги-горошинки, овалы). Выбрать цвет для каждого элемента. Черный цвет используют для украшения.

Закреплять умение украшать полоску бумаги, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбору красок в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений.

Продолжать знакомить с дымковской росписью (барышень), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными) покрывать лист, в образовавшихся клетках ставить мазки и точки.

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальное), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение.

Развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы, закреплять представление о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек. Закреплять приемы росписью кистью.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой -  индюком, выделять новую композицию узора, мотивы, их цвет, украшения. Учить составлять симметричный узор на розете, украшая края (лепестки) одинаковым мотивом «кольцо-круг», середину вторым элементом – кругом или кольцом-кругом. Выбирать сочетания цветов, варианты украшения, дополнять узоры знакомыми мелкими элементами (горошинки, овалы).

А.А. Грибовская

Т.С. Комарова

Е.Т. Ковольская

Е. Осетров

   

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...