Исследовательский проект «Дымковская игрушка»
проект по рисованию (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Дымковская игрушка»
Цель проекта:
Учить видеть красоту в народных игрушках (дымковских).
Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности.
Воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Задачи:
Изучить истоки дымковской игрушкой.
Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составления дымковского узора.
Учить превращать глину в дымковскую игрушку.
Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки, радость от созданного своими руками.
Актуальность:
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Художественная литература».
Участники проекта: дети подготовительной группы № 7, воспитатель.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей народном промысле «Дымка», а также дети научатся видеть красоту дымковской игрушки и получать радость от созданного своими руками.
Сроки реализации: октябрь-ноябрь (2 месяца).
Реализация проекта:
I этап – поисково-исследовательский:
- узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;
- изучить историю дымковской игрушки, технологию её изготовления;
- изучить узоры при росписи игрушки;
- продумать свой узор.
II этап:
- приготовить глину и краски для изготовления дымковского петуха;
- освоить технологию изготовления игрушки.
III этап – практический:
- изготовление (лепка) дымковского петуха;
- изображение (рисование) дымковской барышни;
- украшение (аппликация) хвоста индюка;
IV этап – редакционный:
- роспись дымковской игрушки:
- создание презентации «Дымковская игрушка»
IV этап – заключительный:
- оформить выставку «Дымковский петух»;
- оформить панно «Дымковский хоровод»;
- создать папку образцов дымковских узоров.
Содержание:
1.
Презентация «Дымковская игрушка»
2.
Экскурсия в изо – студию
Цель:
- рассказать детям историю дымковской игрушки, технологию её изготовления;
- развивать наблюдательность, любознательность, внимание;
- учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.
3.
Лепка «Дымковский петух».
Цель:
- продолжить знакомить с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду;
- продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания;
- упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.
4.
Рисование «Роспись фигурки петуха дымковским узором».
Цель:
- продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек;
- учить готовить фигурку к нанесению на неё узора, наносить белила ровным слоем с помощью широкой кисти;
- упражнять в рисовании элементов дымковского узора;
-упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом;
- учить самостоятельно выбирать цвета для узора.
5.
Аппликация «Украшение хвоста индюка».
Цель:
- продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, познакомить с образом индюка, учить выделять его форму и украшения: «кольцо и круг»;
- учить составлять узор на круге, выделяя края и середину;
- учить вырезать круги двух размеров из бумаги, сложенной гармошкой (из квадрата), выбирая два цвета.
6.
Рисование «Нарядная барышня»
Цель:
- продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень;
- воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству;
- развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций;
- учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
7.
Чтение художественная литературы «Стихи, русские потешки о Дымке»
Цель:
- познакомить с художественными произведениями «Весёлая Дымка» А. Дьякова, «Чем знаменито Дымково?» В. Феофанова, «Игрушкины частушки» П. Синявского и т. Д.
Дидактические игры:
- Игра "Укрась дымковского коня"
Цель: закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона.
- Игра «Найди такой же узор»
Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.
- Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки» Цель: учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие.
Рассматривание: игрушек дымковских, иллюстраций с их изображением.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Предполагаемый результат.
В результате реализации проекта у детей появится устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, смогут назвать все её элементы, узнать приёмы рисования и научатся составлять узоры.
Ребята научатся воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
Создать коллекцию дымковских игрушек, сделанных своими руками и пригласить родителей на выставку «Дымковский петух», оценить творчество своих детей. В подъезде оформить панно «Хоровод».
Создать папку образцов дымковских узоров.
Выводы.
В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали откуда пришли к нам красочные забавные игрушки. Они используют для лепки глину. Будем пополнять коллекцию дымковских игрушек.
Литература:
О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва, 2009г.
А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации», Москва, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Дымковская игрушка"
проект разработан для детей подготовительной группы, помогает познакомиться с народной игрушкой через все виды деятельности дошкольника...
Проект "Дымковская игрушка"
Проект "Дымковская игрушка"...
Проект "Дымковская игрушка"
Проект " Дымковская игрушка" Паспорт проекта.1. Вид проекта: познавательно - творческий.2. Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь-июнь).3. Участники проекта: воспитатели, родители, дети ...
проект "Дымковская игрушка"
дымковская игрушка...
Презентация к проекту "Дымковская игрушка"
Презентация была создана для использования на занятии в рамках проекта "Дымковская игрушка"...
Проект "Дымковская игрушка"
Материалы проекты могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению детей с народным промыслом "Дымка"...
Исследовательский проект: «Дымковская игрушка»
Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.Задачи:1....