Паспорт проекта «Дымковская игрушка»
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Автор: Балукова Наталья Николаевна, воспитатель высшей категории МБДОУ детского сада №12 городского округа Самара
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы №11, родители воспитанников, воспитатель группы №11
Срок реализации: 12-23 марта 2012 года
В содержании базисной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой в разделе «Ручной труд» стоит задача обучения детей различным приемам работы с бумагой и изготовление поделок, в разделе «Изобразительная деятельность» - знакомство с народным промыслом Дымково.
Проблемный вопрос:
Что такое народная глиняная игрушка? Как можно использовать поделки, изготовленные детьми по мотивам дымковской игрушки?
Актуальность темы:
В наше время, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.
Гипотеза:
Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.
Цель проекта:
Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности. Исходя из цели проекта, определили задачи.
Задачи:
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- познакомить детей с историей дымковской игрушки;
- сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
- продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
- формировать культуру труда.
Основные направления работы с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
-беседа;
- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;
- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
- чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;
- художественное творчество;
- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);
- игры.
Принципы реализации проекта:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;
- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познавательная, развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);
- принцип доступности;
- принцип постепенности;
- принцип системности.
Методы и приемы, используемые в работе:
Методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.
- Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.
- Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации, создание проблемной ситуации.
- Игровой метод.
Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.
Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях.
Рассмотрим, к примеру, метод инсценизации т.е. инсценированные игры-забавы. Важным фактором здесь является создание детьми образа какого-либо героя, вхождение в него, принятие на себя его «роли». В своей работе мы использовали как инсценировки реального характера, т.е. воссоздание прочитанных потешек, так инсценировки вымышленного характера, которые использовались при постановке самостоятельно придуманных историй. Фигуры, сложенные из бумаги, в дальнейшем применяли в театрализованной деятельности. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные по мотивам дымковской игрушки, использовали в разных видах театра:
- театр на столе,
- игры - драматизации.
Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.
Действия с бумагой в отличие от обычных упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им. («Я хочу научиться это делать»). В связи с этим у детей повышается мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмысленность и целенаправленность при выполнении заданий.
Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.
Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер. Дети начинают играть со своими поделками, танцевать.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.
- анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;
- беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;
- консультация «Совместные занятия с детьми дома»;
-презентация проекта «Дымковская игрушка», мини-концерт с использованием инсценировок потешек;
- подбор информации о народном промысле Дымково;
- совместное творчество- выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;
Создание условий.
Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.
- оборудовать место в группе – уголок народного умельца;
- сделать пооперационные карты на каждую фигурку;
- подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.
Предполагаемые результаты:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Взаимодействие специалистов.
Решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности - познавательной, игровой, театрализованной, художественным конструированием, изобразительной, музыкальной, физической культурой. Т.о., вся проведенная работа всеми участниками образовательного процесса отвечает требованиям интеграции, т.к. прослеживается связь образовательных областей.
Проблема интеграции современна, ее актуальность продиктована новыми ФГТ и социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого-выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и создание условий для обеспечения доступности образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Распределение работы по этапам проекта:
Этапы проекта
| Деят-ть родителей
| Деят-ть педагога
| Деят-ть детей
| 1 этап - Подготовительный
| Принимают задачи.
| Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности.
| Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными.
| 2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы
| Оказывают помощь детям в изготовлении поделок по просьбе детей, выполняют домашние задания,
| Организует работу через НОД с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям. Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, стихов, потешек по теме проекта.
| Формируют компетенции. Изготовление поделок.
| 3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов
|
| Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами.
|
| 4 этап - Презентация проекта
| Оказывают помощь в оформлении выставки поделок.
| Организует презентацию проекта через выставку поделок, выступление детей с мини-концертом и инсценировкой потешек
| Участвуют в организации выставки, участвуют в концерте и инсценировках
|
Непосредственно-образовательная деятельность
| Цели
| Совместная деятельность детей и взрослого
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей)
| Образовательная область «Познание»
- Ознакомление с окружающим
|
Познакомить с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Закрепить умение делить круг на 2,4,8 равных частей;
Рассмотреть зависимость размера части от кол-ва частей;
Учить находить по части целое и по целому часть;
развивать логическое мышление
учить изготовлять полуобъемные стоячие игрушки для игр и подарков
вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра
учить работать по шаблонам, вырезать по контуру
|
Коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов промысла
Решение познавательных задач на развитие умения делить круг на 2,4,8 равных частей и сравнивать эти части
Беседа о народных традициях по иллюстрациям, собственным рисункам, по мотивам дымковских игрушек, обдумывание замысла, изготовление игрушки по типу народной глиняной игрушки из бумаги, используя трафарет, описательные рассказы о своих игрушках
|
Проявляют познавательную активность в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, умеют слушать взрослого
Умеют делить фигуры, сравнивают по величине, предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач, умеют работать по образцу, выполнять инструкции взрослого, планируют свою деятельность в достижении цели.
| Коммуникативная деятельность
| Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки (например, из разных материалов)
Учить сравнивать предметы, выделяя существенные признаки, подбирать существительные и прилагательные, синонимы и однокоренные слова.
Развивать творческую деятельность
| Рассматривание, сравнение и описание предметов, построение высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений, участие в сюжетно-ролевых и дидактических играх на придумывание предложений с заданным словом, составление сравнительно-описательного рассказа, участие в играх на подбор синонимов, свободные диалоги в играх
| Составляют рассказы о предметах, употребляют в общении обобщающие слова, синонимы, получают удовлетворение от совместной познавательной деятельности с детьми и взрослыми при наблюдении, обсуждении, эмоционально реагируют на рассказ, задают вопросы.
| Восприятие художественной литературы
| Повторить известные произведения малых форм фольклора,
Познакомить с новыми
Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора
Воспитывать интерес к русскому фольклору
| Чтение и заучивание потешек, участие в театрализованных играх с использованием в речи малых фольклорных форм, диалоги, ситуативные разговоры нравственного и патриотического характера
| Эмоционально реагируют на произведения, чувствуют и понимают малые формы фольклора, рассказывают наизусть текст, участвуют в инсценировке прочитанного текста
| Продуктивная деятельность
| Учить формировать у детей представление, что при лепке дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные
Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных и птиц, их позы, использовать при лепке конструктивный способ
Воспитывать на народных традициях
Познакомить детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их в своей фантазии для украшения игрушек
Продолжать учить внимательно рассматривать игрушки
Развивать :
Умение составлять узор из знакомых элементов
Чувство цвета, ритма в узоре
Учить самостоятельно выбирать цвета узора
Формировать черты творчества
Поощрять личное видение
| Беседа о народных традициях по иллюстрациям, собственным рисункам, по мотивам дымковских игрушек, обдумывание замысла, лепка игрушки по типу народной глиняной игрушки, описательные рассказы о своих игрушках
Рассматривание дымковских игрушек, выделение деталей и особенностей узора, участие в беседе о цвете и ритме в узоре, самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов, обсуждение средств выразительности
| Создают изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности, пропорции частей и различие деталей, лепят моделируя форму кончиками пальцев, проявляют интерес к истории народного промысла, испытываю чувства уважения и гордости к труду народных мастеров.
Интересуются историей создания произведений искусства, придумывают варианты композиции, проявляют любознательность в углубленном исследовании не только нового, но и известного, называют основные выразительные средства, проявляют эмоциональную отзывчивость
Расписывают характерным дымковским узором
| Двигательная деятельность
| Познакомить с правилами русских народных игр «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», «Жмурки», «Пятнашки»
Упражнять в сохранении равновесия, в бросании мяча
Развивать координацию движений
| Самостоятельны в организации собственной оптимальной двигательной деятельности и двигательной деятельности сверстников
| Переживают состояние эмоционального комфорта от собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, взрослых, ее успешных результатов, сочувствуют спортивным поражениям и радуются спортивным победам
| Игровая
| Закрепить отношения в семье, уважительное и любовное отношение членов семьи друг к другу, учить выстраивать сюжет игры, распределять роли. Закреплять дружеские отношения между детьми. Воспитывать гостеприимство, закреплять правила этикета при приеме гостей. Объяснить смысл слов «хлебосольство» и «радушие».
| Сюжетно-ролевые игры «Семья», «К нам пришли гости»
Игры с макетами дымковских игрушек по собственному сценарию
| Переживают состояние эмоционального комфорта от собственной игровой деятельности и деятельности сверстников, взрослых, ее успешных результатов
| Музыкально-художественная
| Познакомить с содержание сценария спектакля и действующими лицами
Научить работать согласованно, выразительно читать текст
Познакомить с русскими народными инструментами (ложки, балалайка, гармошка)
Разучивание русской народной песни «Ягодка»
| Прослушивание русских народных песен, используют в своей театрализованной деятельности русские народные инструменты
| Переживают состояние эмоционального комфорта от собственной игровой деятельности и деятельности сверстников, взрослых,
|
|