Конспект занятия по художественному творчеству "Роспись посуды по мотивам хохломской росписи"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Тарасова Татьяна Валерьевна

Конспект занятия по художественному творчеству "Роспись посуды по мотивам хохломской росписи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_rospisyu_hohloma.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе.

                                                  Воспитатель: Тарасова Т.В.  

Тема: «Роспись посуды по мотивам хохломской росписи».


Цель:
 расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- формировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказ о появлении хохломской росписи;
- учить красиво, располагать узор по всей поверхности посуды;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию;
- учить последовательно, выполнять работу.
Предварительная работа: посещение музея детского сада, рассматривание альбома народное искусство детям, раскрашивание раскрасок, разучивание стихов, разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Оборудование: краски, кисточка, баночка с водой, салфетка, ватные палочки, шаблоны посуды.
Ход занятия:

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о народном промысле Хохломы и распишем шаблон посуды.
Основная часть.
Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда, которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы, как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали скорлупу орехов, кору деревьев, чтобы, зачерпнуть воду. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачерпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.
В древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простые, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, простые узоры. И так появилась посуда деревянная, глиняная, керамическая, а позже люди научились делать фарфоровую посуду, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь, знает из вас как называется эта посуда?
– Хохломская (ответы детей)
– Правильно ( Лера прочитает нам стихотворение)
Роспись хохломская

Словно колдовская.
В сказочную песню,
Просится сама.
И нигде на свете,
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней,
Наша Хохлома!

- Эта деревянная посуда, расписана растительным орнаментом, что значит растительным орнаментом?
- Это трава, листик, цветы, ягоды (ответы детей)

– Да, это всевозможные растения. Травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Сегодня мы узнаем, где родилась Хохломская роспись, для чего служат, какую посуды расписывают этой росписью и как её делают, и попробуем её расписать.
- Начало золотой росписи ведут от древних мастеров. «Давным, давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок, умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар птица. Он и её угостил Жар птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой». Узнал об этом мастере царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!». Топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «Золотую» посуду. В каждой избе сверкали «Золотом» чашки да ложки. Много «Золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая хохлома».

-А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу или ложку. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины, затем пропитывают льняным маслом, она высыхает. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто золото. А мастера вручную мягкой кистью расписывают изделия затейливым орнаментом. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

А Кира прочитает нам стихотворение про хохлому.  

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,          
Как будто солнцем залитые,
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди,
Называют Хохломой.

- Сейчас мы с вами рассмотрим Хохломскую посуду (рассматривание посуды на столе)

- Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)

-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

- Главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).  Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.

-А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратимся в русских мастеров и сами попробуем расписать посуду хохломской росписью. А сейчас мы с вами поиграем, и превратимся в хохломских мастеров.

Физкультминутка.

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи рук вперед-назад)

Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны туловища влево, вправо)

Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

- Ну, вот мы и мастера, и мастерицы.
Заключительная часть. 

- Давайте ребята сядем за свои места и постараемся красиво расписать посуду узорами хохломы. У вас на столах уже есть заготовки посуды. Каждый из вас распишет по - своему посуду. Обратите внимание на образцы росписи и выберите сами, какая вам больше понравилась. Можно в росписи использовать и нетрадиционную принадлежность ватную палочку.
Пальчиковая гимнастика. 
Наши пальцы напрягаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем рисовать сейчас! (самостоятельная работа детей)
Итог.

– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские мастера, такая замечательная посуда у вас получилась, что на целую ярмарку хватит. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по декоративному рисованию «Матрешка» (по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе

Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.3. Совершенствовать технические навыки....

Конспект занятия "Украшение платочка" декоративное рисование по мотивам дымковской росписи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22 «Павушка»143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1тел.: 8 498 785-75-7...

Конспект занятия по рисованию «РОСПИСЬ СТАКАНЧИКА» (по мотивам городецкой росписи) в коррекционной группе

Конспект предназначен для детей коррекционной группы, старшего возраста. Знакомство с элементами городецкой росписи....

Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Праздничная посуда» (по мотивам хохломской росписи)

Цель:  развитие умения передавать колорит хохломы, отражать в рисунке элементы хохломской росписи, придумывать собственный узор.Задачи:способствовать формированию умения рисовать волнистые линии ...

Презентация по художественно-эстетическому развитию: "По мотивам хохломской росписи"

Презентация по художественно-эстетическому развитию: "По мотивам хохломской росписи"...

Фотографии занятия по рисованию «Декоративная роспись посуды по мотивам хохломской росписи»

Фотографии занятия по рисованию «Декоративная роспись посуды по мотивам хохломской росписи»...

Конспект занятия по рисованию "Посуда" по мотивам хохломской росписи

Конспект занятия по рисованию по мотивам хохломской росписи для детей старшей группы....