Дополнительная общеобразовательная общеразвивающяя программа для детей младшего дошкольного возраста. « Умка »
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» имеет социально-гуманитарная направленность.
Актуальность программы «Умка» заключается в том, что межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. К числу наиболее актуальных проблем относится отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии не сформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией. Если ребенок производит ритмические движения (разгибание и сгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию и в правом полушарии.
И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. И в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук.
И благодаря этому движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что дополнительная образовательная программа является одним из направлений работы в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. Программа включает в себя игровые сеансы, нейродинамическую гимнастику, направленные на синхронизацию работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.
Новизна программы Преимущество данной программы выражено в использование нейропсихологического подхода
К отличительным особенностям программы можно отнести то что данная программа позволяет через упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umka.docx | 57.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Завитинского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г. Завитинска Амурской области.
Принята Утверждено
На педагогическом совете приказом №
Приказом № _ от « _» августа 2022г. от «_»августа 2022г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающяя программа для детей
младшего дошкольного возраста.
« Умка »
(познавательная, ознакомительный, 3-4 года,
срок реализации 1 год)
Автор: И.В.Лысикова
г.Завитинск
2022г.
Содержание
1.Комплекс основных характеристик программы | |
| |
| |
| |
1.4.Планируемые результаты | |
2.Комплекс организационно-педагогических условий программы | |
2.1 Календарный учебный график | |
2.2 Условия реализации программы | |
2.3. Формы аттестации | |
2.4.Оценочные материалы | |
2.5.Методические материалы | |
3. Список литературы |
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» имеет социально-гуманитарная направленность.
Актуальность программы «Умка» заключается в том, что межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. К числу наиболее актуальных проблем относится отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии не сформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией. Если ребенок производит ритмические движения (разгибание и сгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию и в правом полушарии.
И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. И в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук.
И благодаря этому движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что дополнительная образовательная программа является одним из направлений работы в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. Программа включает в себя игровые сеансы, нейродинамическую гимнастику, направленные на синхронизацию работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.
Новизна программы Преимущество данной программы выражено в использование нейропсихологического подхода
К отличительным особенностям программы можно отнести то что данная программа позволяет через упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.
Образовательная программа дополнительного образования «Умка» разработана на основе следующих нормативно- правовых документов: -Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года».
- Законом Федеральным от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) (ред. От 02.07.2021);
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г №1726-р
- Паспортом федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 №122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027года»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №196) (редакции 30.09.2020года);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»,
- Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020г № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП»;
- Уставом МАДОУ д/с №5 г. Завитинска (далее МАДОУ).
Адресат программы. Программа адресована детям от 3 до 4лет. Дети 3-4 лет способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания. Программа особенно будет полезна детям с нарушением в развитии речи. Для обучения принимаются все дети 3-4 лет без ограничений
Объем программы – 72 часа.
Срок освоения –- 1 год.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы: Традиционная –реализация данной программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Организационные формы обучения. Занятия проводятся по группам, Группы формируются из обучающихся одного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 15 мин. Общее количество часов в неделю – 2. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15мин.
1.2 Цели и задачи.
Цель: формирование согласованного развития работы левого и правого полушария, формирование у ребенка зрительно-моторной координации и координация пространственного восприятия дошкольников.
Задачи: - Способствовать развитию памяти, внимания.
- Формировать пространственные представления.
- Развивать мелкую моторику и координации обеих рук
- Снижать утомляемость, повышать способности к произвольному контролю.
- Тренировать периферического поля зрения.
- Воспитывать любознательность.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься.
1.3. Содержание программы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра «Наши ручки» |
2 | Диагностика | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос Бланки |
3 | Точки | 8 | 2,5 | 5,5 | Игра «Что я умею» Рисование «Покормим цыплят» Рисование «Капли» Игра «Что это?» Рисование «Косточки» Раскраски «Веснушки» |
7 | Ниточки | 4 | 1 | 3 | Рисование «Ниточки» |
8 | Музыкальный инструмент | 4 | 2 | 2 | Рисование «Линии» Игра «Что это?» |
9 | Заборчик | 4 | 1 | 3 | Рисование «Линии» |
10 | Мышка | 4 | 1,5 | 2,5 | Рисование «Усы» Игра «Ты любишь..? |
11 | Инструктаж | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа |
12 | Профессии | 4 | 1,5 | 2,5 | Рисование «Лыжник, моряк» |
13 | Одежда | 4 | 2 | 2 | Беседа Рисование «Шарф», «Носок» |
14 | Продукты | 4 | 2 | 2 | Беседа Рисование «Капуста» |
15 | Промежуточная диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 | Опросник , бланки |
16 | Клубочки | 11 | 5,5 | 5,5 | Рисование «Клубочки», «Ножницы» Рисование «Танк» Рисование «Колечки» Беседа Рисование «Круг» |
21 | Транспорт | 4 | 2 | 2 | Беседа Рисование «Колеса», «Фары» |
22 | Зигзаги | 12 | 6 | 6 | Рисование «Зигзаг» |
23 | Диагностика | 2 | 0,5 | 1,5 | Бланки Опрос |
14 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Опрос |
ИТОГО | 72 | 29,5 | 42,5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
№ раздела | Тема, часы | Теория | Практика |
Раздел №1 | Знакомство 2 часа | Знакомство с детьми, беседа « Человек и его пальчики» «Как держать карандаш» | Игра «Наши ручки», Пальчиковая гимнастика, самомассаж. |
Раздел 2 | Диагностика 2 часа | Беседа «Что я знаю, что умею» | Игровые ситуации: «Собери», «Доскажи», «Подбери», «Что это» |
Раздел 3 | Точки 8 часа | Беседа «Домашние птицы», «Дождик», «Ягоды», «Веснушки» | Рисование «Зернышки», «Капельки», «Косточки», «Веснушки Игра «Что я умею» |
Раздел 4 | Ниточки 4 часа | Беседы «Как появилась нить» | Игры «Шнуровки» Рисование «Ниточка», «Наушники» |
Раздел 5 | Музыкальные Инструменты 4 часа | Беседа «Музыкальные инструменты», «Музыка» | Игры «Музыкальные инструменты», «Ансамбль». Рисование: «Гармошка», «Балалайка» |
Раздел 6 | Забор 4 часа | Беседа «Строительный материал», «Строитель» | Рисование «Забор», «Качеля» |
Раздел 7 | Мышка 4 часа | Беседа «Животные» | Рисование «Усы», «Сыр». Игра «Что ты любиш» |
Раздел 8 | Инструктаж 1 час | Беседа «Как использовать карандаш» | Игра «Наши пальчики» |
Раздел 9 | Профессии 4часа | Беседы «Професии» | Рисование «Моряк», «Лыжник» |
Раздел 10 | Одежда 4 часа | Беседы «Квалификация одежды» | Рисование «Шарф», «Носок», игра «Оденем куклу на прогулку» |
Раздел 11 | Продукты 4 часа | Беседы «Полезные продукты», «Овощи и фрукты», «Вредные продукты» | Игра «Полезное, не полезное» Рисование «Капуста», «Спагетти» |
Раздел 12 | Промежуточная диагностика 1 час | Беседа «Что я умею» | Игровые ситуации «Какой», «Из чего», «Большой, маленький» |
Раздел 13 | Клубочки 11 часов | Беседа «Круг», «Почему в сыре дырочки», «Клубочек для кошки», «Завитушки у барашка» «Локоны у девочки» «Инструктаж: как правильно держать фломастер» | Рисование «Клубочки», «Ножницы» «Танк» «Колечки» «Круг» Игры «Мяч», «Обруч», «Солнышко» |
Раздел 14 | Транспорт 4 часа | Беседа «Транспорт» «ПДД» | Рисование «Колесо», «Фара» Игры «Птички и автомобили», «Светофор» |
Раздел 15 | Зигзаг 12часов | Беседа «Зигзаг-что это?», «Волны», «Пила», «Острый уголок» | Рисование «Зонтик», «Пила», «Птицы», «Поле», «Маникюр», «Расческа» Игры «Чего не стало?», «Какой формы» |
Раздел 16 | Итоговая диагностика 2 часа | Беседы | Заполнение игровых бланков |
Раздел 17 | Итоговое занятие 1 час | Повторение и закрепление пройденного материала |
1.4. Планируемый результат.
По окончанию первого года обучения у обучающихся:
Будет более согласованно работать левое и правое полушария,
Повышаются показатели зрительно-моторной координации и координации пространственного восприятия.
Развитие память и внимание, мышления.
У детей сформируются пространственные представления.
Развитие мелкой моторики и координации обеих рук
Снизится уровень утомляемости, повысится способность к произвольному контролю.
Разовьется периферическое зрение.
Сформируется устойчивый познавательный интерес и любознательность.
Сформируются навыки дружеских взаимоотношений, привычку сообща играть, заниматься.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график
№ | месяц | Число | Время | форма | Кол-во часов | Тема | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 5.09 | 15.20-15.35 | Очная | 1 | Знакомство | Игра «Наши ручки» |
8.09 | 15.20 | Очная | 1 | Инструктаж | Опрос | ||
12.09, 15.09 | 15.20 | Очная | 2 | Диагностика | Бланки диагностики | ||
19.09,22.09 | 15.20 | Очная | 2 | Покормим цыплят. | Игра «Что я умею» | ||
26.09,29.09 | 15.20 | Очная | 2 | Дождик | Рисование «Капли» | ||
Октябрь | 3.10, 6.10 | 15.20 | Очная | 2 | Клубника | Рисование «Косточки» | |
10.10, 13.10 | 15.20 | Очная | 2 | Веснушки | Раскраска «Веснушки» | ||
17.10,20.10 | 15.20 | Очная | 2 | Наушники | Игра «Что это» | ||
24.10,27.10 | 15.20 | Очная | 2 | Ниточки | Рисование «Ниточки» | ||
31.10 | 15.20 | Очная | 1 | Гармонь | Рисование «Линии» | ||
Ноябрь | 7.11 | 15.20 | Очная | 1 | Гармонь (закрепление) | Игра «Что это» | |
10.11,14.11 | 15.20 | Очная | 2 | Заборчик | Рисование «Линии» | ||
17.11,21.11 | 15.20 | Очная | 2 | Качели | Рисование «Веревочка» | ||
24.11,28.11 | 15.20 | Очная | 2 | Мышка | Рисование «Усы» | ||
1.12 | 15.20 | Очная | 1 | Усы | Игра «Ты любишь…» | ||
Декабрь | 5.12 | 15.20 | Очная | 1 | Инструктаж | Опрос | |
8.12, 12.12 | 15.20 | Очная | 2 | Лыжник | Рисование «Лыжник» | ||
15.12, 19.12 | 15.20 | Очная | 2 | Моряк | Рисование «Маряк» | ||
22.12, 26.12 | 15.20 | Очная | 2 | Балалайка | Рисование «Струны» | ||
29.12, 9.01 | 15.20 | Очная | 2 | Носки | Рисование «Носок» | ||
Январь | 12.01, 16.01 | 15.20 | Очная | 2 | Шарф | Рисование «Шарф» | |
19.01, 23.01 | 15.20 | Очная | 2 | Спагетти | Рисование «Спираль» | ||
26.01, 30.01 | 15.20 | Очная | 2 | Капуста | Рисование «Капуста» | ||
2.02 | 15.20 | Очная | 1 | Промежуточная диагностика | Бланки диагностики | ||
Февраль | 6.02, 9.02 | 15.20 | Очная | 2 | Клубки | Рисование «Клубок» | |
13.09, 16.09 | 15.20 | Очная | 2 | Ножницы | Рисование «Ножницы» | ||
20.02,27.02 | 15.20 | Очная | 2 | Танки | Рисование «Танк» | ||
2.03 | 15.20 | Очная | 1 | Барашки | Рисование «Колечки» | ||
Март | 6.03 | 15.20 | Очная | 1 | Инструктаж | Опрос | |
9.03, 13.03 | 15.20 | Очная | 2 | Сыр | Рисование «Круги» | ||
16.03, 20.03 | 15.20 | Очная | 2 | Воздушные шары | Рисование «Шары» | ||
23.03, 27.03 | 15.20 | Очная | 2 | Велосипед | Рисование «Колесо» | ||
30.04, 3.04 | 15.20 | Очная | 2 | Стакан | Рисование по контуру | ||
Апрель | 6.04, 10.04 | 15.20 | Очная | 2 | Фары | Рисование «Фары» | |
13.04,17.04 | 15.20 | Очная | 2 | Маникюр | Рисование «Раскрась ногти» | ||
20.04, 24.04 | 15.20 | Очная | 2 | Зонтик | Рисование по контуру «Зонт» | ||
27.04, 4.05 | 15.20 | Очная | 2 | Пила | Рисование по контуру «Пила» | ||
Май | 11.05, 15.05 | 15.20 | Очная | 2 | Птицы | Рисование «Зигзаг» | |
18.05,22.05 | 15.20 | Очная | 2 | Футбольное поле | Рисование по контуру «Поле» | ||
25.05,29.05 | 15.20 | Очная | 2 | Диагностика | Бланки диагностики | ||
31.05 | 15.20 | Очная | 1 | Итоговое занятие | Опрос |
2.2.Условия реализации программы.
Для занятий по дополнительной образовательной программе «Умка» используется кабинет педагога-психолога с предоставлением каждому обучающемуся рабочего места. Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Материально-техническое обеспечение. Для реализации программы «Умка» в помещение присутствует необходимое оборудования: столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Информационно - методическое обеспечение.
Оснащение занятий
- Настольно-печатные игры
- Предметные игрушки
- Доска
- Цветные карандаши
- Пластилин
- Белая и цветная бумага
- Строительный материал
- Рабочие тетради
- Музыкальное сопровождение
Демонстрационные пособия
- Игрушки животных по каждой теме
- Трафареты, шаблоны
- Таблицы-памятки, схемы
- Технологические карты
Основные средства обучения.
. Сиди-аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка», «Сборник детских песен»
- Магнитная доска, маркеры, магниты
Кадровое обеспечение: Реализует дополнительную образовательную программу воспитатель первой квалификационной категории Лысикова И.В. Педагог имеет положительные характеристики со стороны педагогов, родителей и администрации ДОУ.
2.3.Формы аттестации.
Формой отслеживания и фиксации результатов данной дополнительной образовательной программы является журнал посещений, диагностика.
Формой предъявления и демонстрации результатов является аналитическая справка по итогам проведения диагностики, итоговый отчет с презентацией.
2.4.Оценочные материалы.
Планируемые результаты | Критерии оценивания | Виды контроля / промежуточной аттестации | Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) | |
Знания | ||||
Умения | ||||
Навыки | ||||
2.5. Методические материалы.
Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование (дорисуй половину предмета, рисуй двумя руками одновременно).
Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.
Принципы обучения:
1.От простого к сложному,
2. Поочередное рисование правой и левой рукой, а затем сразу двумя руками,
3. Ребенку не должно быть слишком просто.
Для зеркального рисования, рисования двумя руками одновременно, дорисуй вторую часть нами были разработаны и подобраны картинки по лексическим темам (Приложение 2)
Чтобы попробовать зеркальное рисование, дайте ребенку два одинаковых по форме и цвету мягких карандаша и попросите обеими руками одновременно нарисовать два круга. Потом два квадрата, потом два треугольника. Можно попросить нарисовать цветочек – кружочек в серединке и несколько кружочков-лепестков вокруг. То есть, сначала фигуры у вас получатся одинаковые, ребенок привыкнет к одновременному действию обеими руками. Потом можно добавить детали, которые на одном рисунке окажутся с правой, а на другом – с левой стороны. Например, это может схематический кувшинчик с ручкой справа или слева.
Так же можно предложить ребенку выложить контур рисунка природным материалом (шишки, камешки, каштаны, семечки), крупами, камешками марблс. Вместо фломастера и карандаша можно использовать различные скользящие предметы: камни, крышки, ламинированные картинки.
Для задания дорисуй вторую половину даем картинку: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.
Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста
Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.
Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.
Задачи образовательной кинезиологии:
Оптимизация деятельности мозга.
Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
Восстановление работоспособности и продуктивности.
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
Сначала детей настраивают на предстоящую работу.
Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.
После того как дети настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.
Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.
В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить детей.
Кроме этого были разработаны и подобраны игры, в которых участвуют одновременно обе руки ребенка. (Приложение 3)
Методические рекомендации по использованию игр
на развитие общей моторики
Данные игры и упражнения направлены на формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. Можно выполнять движения пересекающие среднюю линию тела. Это так называемые «перекрестные танцы» или «перекрестные шаги». Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше (приложение 4).
Балансир и любые задания на равновесие так же наращивают нейронные связи, происходит интеграция между двумя полушариями, развивается координация и равновесие, укрепляются все мышцы тела, развивается внимание, память, саморегуляция.
Список используемой литературы.
Для педагогов:
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте: Автореф. докт. дис. — М.: МГУ, 1999.
- Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. — М.: МГУ; Оренбург: ИПК ОГУ, 2002
- Новикова Л. А. Нейрофизиологические механизмы зрительной и слуховой депривации // Физиология человека, 1986. — Т. 12,5. — С. 844-856.
- Пылаева Н. М.,Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997.
- Развитие мозга ребенка / Под ред. С. А. Саркйсова. — Л.: Медицина, 1965.
- Семенович Л. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М.: МГУ, 1991.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
- .Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
Для родителей:
- 2Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
- .Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
Для детей:
- ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
- Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька" - возраст 4-5 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошкольников» Возраст: 5-6 лет, 6-7 лет.
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»
1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"(старший возраст)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"(Старший возраст)...
Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага" (Подготовительный возраст)
Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага" (Подготовительный возраст)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(средний возраст)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МИР ПРОФЕССИЙ»(средний возраст)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(старший возраст)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(старший возраст)...