Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(средний возраст)
рабочая программа (средняя группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МИР ПРОФЕССИЙ»(средний возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_professiy.docx | 99.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4» г. АШИ
Рассмотрена и одобрена Педагогическим советом № МКДОУ № 4 г. Аши Протокол № 1 от «31» августа 2022 года | УТВЕРЖДАЮ Заведующим МКДОУ № 4 г. Аши Ергунова О.Ю._________ Приказ №_111_ от «31» августа 2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МИР ПРОФЕССИЙ»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год (36 часов)
Автор-составитель:
Карпаева Галина Владимировна
Педагог дополнительного образования
Аша
2022
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………….3
2. Цели и задачи программы…………………………………………4
3. Учебный план………………………………………………………..6
4.Содержание учебного плана…………………………………….10
5. Планируемые результаты………………………………………. 20
6. Условия реализации программы………………………… ….....20
7. Формы аттестации………………………………………… …… ..23
8. Календарный учебный график…………………………………..24
9. Оценочные материалы……………………………………………36
10. Методические материалы………………………………… ……36
1.Пояснительная записка
Необходимость формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и должна осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Профессиональная ориентация – система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Пятилетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
Актуальность программы ранней профориентации дошкольников обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Содержание сообщаемых детям знаний о труде взрослых как и прежде, направлено, в основном, на сферу обслуживания и строительство, что отражается в сюжетах игр «больница», «парикмахерская», «библиотека», «магазин».
Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, В.А. Цвык) можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
- способности и склонности самого ребенка;
- привычка к разным видам труда;
- позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
- интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
Организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий, выстраивая таким образом модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка.
Учитывая особенности дошкольного возраста и начальный этап профориентации, Программа в первую очередь направлена на развитие интересов ребенка и расширение его способностей и опыта через включение в различные виды деятельности. Это позволит в будущем осуществлять осознанный и свободный выбор профессии на основе собственных интересов и способностей. Традиционно сложилось, что ознакомление ребенка с миром профессий носит преимущественно информационный характер. При этом основными недостатками можно считать недостаточное включение ребенка в разные виды деятельности. Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и физического труда, что является основой многих рабочих специальностей.
2.Цели и задачи программы
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о разных профессиях.
Задачи:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Перечень нормативных правовых документов
– Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
- Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838);
- Распоряжение Правительства РФ от 5.03.2015 № 366-р «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;
- Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» от 27 сентября 1996 г. № 1;
- Закон РФ «Об основных гарантиях ребёнка» от 24.07.1998г. № 124 ФЗ;
- Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от18.07.2011г.);
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Новизной и отличительной особенностью кружка является разработка системы ранней профессиональной профориентации дошкольников.
Организационно-педагогические условия
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 4-5 лет.
Срок реализации программы: 9 месяцев (сентябрь - май).
Режим занятий: занятия проводятся один раза в неделю по 20 минут (академический час).
Наполняемость группы: до 20 человек.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии: очная
Программа предусматривает следующие формы реализации:
- беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;
- чтение и обыгрывание стихов о профессиях;
- дидактические и СРИ ;
- выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;
- просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;
- наблюдения ;
Одним из направлений деятельности ДОУ по ранней профориентации детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:
- открытый просмотр занятий;
- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
- тематические родительские собрания, конференции;
- праздники, развлечения;
- анкетирование, опрос.
Методы
- Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы
- Наглядные – показ, иллюстрации.
- Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда
- Игровые - дидактические игры,с/ролевые игры, игровые ситуации
Основные принципы
- Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
- Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
- Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
- Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).
- Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
- Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).
- Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
- Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
- Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
- Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
- Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
- Принцип интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
- Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
- Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
3.Учебный план
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Воспитатель | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Воспитатель | 1 | 0 | 1 |
4 | Младший воспитатель | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Рисование: «Фартук для нашей няни». | 1 | 0 | 1 |
6 | Беседа «Знакомство с работой музыкального руководителя» | 1 | 1 | 0 |
7 | С\р «Оркестр» Д\и «Кто на чем играет». Д/игры: «Узнай по голосу». | 1 | 0 | 1 |
8 | Беседа «Знакомися с работой физинструктора». Экскурсия в спортивный зал. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Беседа «В здоровом теле, здоровый дух». | 1 | 1 | 0 |
10 | Беседа «Знакомимся с работой логопеда». Экскурсия в логопедический кабинет | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Чтение В.Драгунский «Заколдованная буква», д\и «Хлопни-топни». | 1 | 0 | 0,5 |
12 | Рассматривание картины «Повар». Б. Заходер «Все работы хороши». | 1 | 0.5 | 0,5 |
13 | Лепка «Овощи для повара». | 1 | 0 | 1 |
14 | Д/и.: «Чудесный мешочек». С/р: «Мы приготовим вам обед». | 1 | 0 | 1 |
15 | Знакомство с трудом дворника. Рассматривание иллюстрации «Труд дворника в разное время года». Д/и.: «Рабочие инструменты для дворника». | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Беседа: «Что делает врач у нас в садике». Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | С/р/и.: «Больница» В. Берестов «Больная кукла». | 1 | 0 | 1 |
18 | Чтение К.Чуковский «Айболит» | 1 | 0 | 1 |
19 | Беседа: «Кто такой продавец?». Д/и.: «Куда это положить». Д/и.: «Кто что делает?» | 1 | 0,5 | ,5 |
20 | С/р/и.: «Магазин». | 1 | 0 | 1 |
21 | Беседа: «Профессия водитель». А.Барто «Шофёр». | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Лепка «Машины на нашей улице». | 1 | 0 | 1 |
23 | Д/и: «Что нужно водителю для работы». С/р: «Едем в автобусе». | 1 | 0 | 1 |
24 | Беседа «Ученье-свет, а не ученье-тьма». | 1 | 1 | 0 |
25 | С/Р игра «Школа» | 1 | 0 | 1 |
26 | Беседа о труде полицейского | 1 | 1 | 0 |
27 | Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер» | 1 | 0 | 1 |
28 | С\р «Перекресток» | 1 | 0 | 1 |
29 | Беседа о профессии спасателя. | |||
30 | С\р игра «Спасатели» | 1 | 0 | 1 |
31 | Знакомство и беседа о труде библиотекаря. Сборник стихов детской поэтессы Н. А. Кнушевицкой: «Библиотекарь» | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Экскурсия в библиотеку | 1 | 0 | 1 |
33 | .Знакомство и беседа о труде парикмахера Просмотр презентаций «В салоне красоты» | 1 | 1 | 0 |
34 | Настольно –печатная игра «Что нужно парикмахеру?» С/р игра «В парикмахерской» | 1 | 0,5 | 0,5 |
35 | Беседа «Профессия-строитель». Рассматривание иллюстраций. | 1 | 1 | 0 |
36 | Д\и «Что нужно строителю». С\р «Строитель» | 1 | 0 | 1 |
4.Содержание учебного плана.
№ | Тема | Программное содержание | Оборудование | Литература |
1 | Вводное занятие Б. Заходер «Все работы хороши». | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». | |
2 | Беседа: «Профессия воспитателя – самая добрая!» Экскурсия: «Наша любимая группа» | Расширять представление детей о профессии воспитатель, что использует в своей профессии воспитатель. Расширить и закрепить представления о своей группе. повторить и закрепить правила Безопасного поведения в группе. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
3 | С/р игра: «Детский сад». | расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. | все игрушки, необходимые для игры в детский сад. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
4 | «Чем занимается помощник воспитателя». Д/и.: «Предметы – помощники» | Формировать представления о содержании труда младшего воспитателя. воспитателя и назначении соответствующих орудиях труда. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
5 | Рисование: «Фартук для нашей няни». | Расширение и закрепление представления об одежде младшего воспитателя. Воспитание чувство признательности и уважения к труду младшего воспитателя. | Бумага, раскраски, карандаши, восковые мелки, краски | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
6 | Беседа «Знакомство с работой музыкального руководителя» Д/игры: «Узнай по голосу», | формировать представления детей о профессии музыкального руководителя; развивать у детей интерес к труду музыкального руководителя; обращать внимание на то, что воспитатель и музыкальный руководитель работают вместе. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, музыкальные инструменты | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
7 | С\р «Оркестр» Д\и «Кто на чем играет» | Формировать представление об оркестре, как называют людей, играющих на определенных музыкальных инструментах. Расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, музыкальные инструменты | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
8 | Беседа «Знакомися с работой физинструк тора». Экскурсия в спортивный зал. | Формировать представление о работе физинструктора, | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, спортивное оборудование | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
9 | Беседа «В здоровом теле, здоровый дух». | Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, учить беречь свое здоровье и заботиться о нем, поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, продолжать знакомить с видами спорта,воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям и подвижным играм. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, спортивное оборудование | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
10 | Беседа «Знакомимся с работой логопеда». Экскурсия в логопедический кабинет | Познакомить детей с профессией учителя-логопеда, его профессиональными действиями. Расширить представления детей об основных органах артикуляционного аппарата и упражнениях для них. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
11 | Чтение В.Драгунский «Заколдованная буква», д\и «Хлопни-топни». | Познакомить с произведением, развивать умение слушать , отвечать на вопросы по тексту. Развивать фонематический слух. | Книга, иллюстрации, игрушки. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
12 | Рассматривание картины «Повар». | знакомить детей с профессией повара и его профессиональными действиями,воспитывать уважение к труду повара. | Сюжетная картина «Повар», картинки с изображением предметов, нужных повару для работы. Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
13 | Лепка «Овощи и фрукты для повара». | Закреплять знания об овощах и фруктах, учить их лепить, развивать мелкую моторику рук. | Муляжи овощей и фруктов, пластилин. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
14 | Д/и.: «Чудесный мешочек». С/р: «Мы приготовим вам обед». | Расширение и закрепление знаний о предметах-помощниках, нужных для работы повара. | Муляжи овощей и фруктов, наборы детской посуды | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
15 | Знакомство с трудом дворника. Рассматривание иллюстрации «Труд дворника в разное время года». Д/и.: «Рабочие инструменты для дворника». | Дать понятие о профессии «Дворник», о его труде и инструментах. содействовать воспитанию чувства уважения к труду дворника; содействовать развитию желания поддерживать чистоту и порядок на улице. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, рабочие инструменты | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
16 | Беседа: «Что делает врач у нас в садике». Читать В. Берестов «Больная кукла». Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась?» | знакомить детей с профессией врач. воспитывать у детей уважение к этой профессии . воспитывать у детей стремление участвовать в трудовой деятельности взрослых, переносить приобретенные знания в свою деятельность. | Телевизор,ил-люстрации,книга, детский набор «Доктор» | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
17 | С/р/и.: «Больница» | вызвать интерес к игре, продолжать учить детей брать на себя роли мамы, папы, врача, медсестры, шофера, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры, закрепить цепочку игровых действий врача, медсестры, родителей. | Автобус для пассажиров, куклы, кровати, кабинет врача, необходимые атрибуты для работы медсестры, халаты, чепчики. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
18 | Чтение К.Чуковский «Айболит» | Познакомить детей с творчеством К. Чуковского. | Книги, ил люстрации | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
19 | Беседа: «Кто такой продавец?». Д/и.: «Куда это положить». Д/и.: «Кто что делает?» | формировать представления детей о профессии продавца; совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
20 | С/р игра: «Магазин». | Цель: в совместной с воспитателем игре, содержащей 2-3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. | Весы, наборы «Овощи», «Фрукты», «Хлебобулочные изделия», касса. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
21 | Беседа: «Профессия водитель». А.Барто «Шофёр». | Создать целостное представление о труде водителя. углублять представления детей о действиях водителя (заправляет машину горючим, моет, ремонтирует) воспитывать уважение к людям данной профессии. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации,книга | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
22 | Лепка «Машины на нашей улице». | Закрепить знания о легковом и грузовом транспорте. Учить лепить машины. | Набор легковых и грузовых машин, пластелин | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
23 | Д/и: «Что нужно водителю для работы». С/р: «Едем в автобусе». | углублять представления детей о действиях водителя (заправляет машину горючим, моет, ремонтирует) ,закрепление правил поведения на транспорте. | Атрибуты для игр. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
24 | Беседа «Ученье-свет, а не ученье-тьма». | познакомить детей с профессией учитель; формировать и расширять представления детей о труде учителя. воспитывать уважение к профессии учитель. | Телевизор, иллюстрации. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
25 | С/Р игра «Школа» | Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Самостоятельно создавать игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать у детей желание учиться. | Атрибуты для игры: учебники, тетради, карандаши, альбомы. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
26 | Беседа о труде полицейского | познакомить детей с профессией полицейский, его работой, значимости; дать представления об орудиях труда; активизировать и расширять словарь детей по теме – инспектор, дорожно-постовая служба, жезл; воспитывать доброжелательное отношение к труду взрослых. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
27 | Чтение С.Михалков « «Дядя Стёпа милиционер» | продолжить знакомство с творчеством С.Михалкова, формировать умение чувствовать и понимать характер образа произведения, взаимосвязь описанного с реальностью; воспитывать стремление помогать близким и знакомым, | портрет и книги автора С. В. Михалкова,изображение Дяди Стёпы, | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
28 | С\р «Перекресток» | Познакомить детей с перекрестком. Закрепить правила дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице. | Атрибуты для игры. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
29 | Беседа о труде спасателя | Продолжать знакомить, расширять и уточнять знания детей о профессии спасатель, о содержании работы сотрудников МЧС; с оборудованием, инструментами, необходимыми для работы спасателей; расширять представления детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
30 | С\р игра «Спасатели» | Расширять и закреплять умения и знания детей о работе службы спасения в игре. Совершенствовать умения детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием. Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. | Атрибуты для игры | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
31 | Беседа о труде библиотекаря. Сборник стихов детской поэтессы Н. А. Кнушевицкой: «Библиотекарь» | Познакомить с профессией библиотекаря, профессиональными действиями библиотекаря, с назначением библиотеки.Развивать интерес к профессии.Вызвать интерес и любовь к книге, бережное отношение к ним.Воспитывать в детях чувство уважения к чужому труду. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
32 | Экскурсия в библиотеку | Формировать представление детей о библиотеке.Познакомить детей с профессией библиотекаря. Познакомить детей с правилами пользования услугами библиотеки. Прививать любовь к книгам, бережное отношение к ним, уважение к труду библиотекарей. Развивать и обогащать словарный запас детей по теме «библиотека», расширять читательский кругозор детей. | Атрибуты для экскурсии | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
33 | Беседа о труде парикмахера. Просмотр презентаций «В салоне красоты» | Расширение представлений детей о профессии парикмахера, инструментах, используемых в работе, и значимости этой профессии в жизни людей. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
34 | С/р игра «В парикмахерской» | Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формировать дружеские взаимоотношения в игре. Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера. Активизация словаря: парикмахер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, администратор, щипцы, клиент. | Атрибуты для игры | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
35 | Беседа «Профессия-строитель». | Познакомить с профессией и трудом–строителя. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях,орудиях труда, результатах труда. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
36 | Д\и «Что нужно строителю». С\р «Строитель» | Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах. развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах; формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата. | Атрибуты для игры | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии.Какие они?». |
5. Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования:
- формированы первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
- развивать представления об использовании безопасных способов
выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
6. Условия реализации программы.
Организационно-педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бытовые условия соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
В Учреждении имеется:
– 6 групповых ячеек с необходимыми помещениями;
– кабинет заведующего;
– кабинет логопеда;
– методический кабинет;
– кабинет завхоза;
–– музыкально-физкультурный зал;
– медицинский блок;
– пищеблок;
– прачечная;
– складские помещения.
В МКДОУ есть собственная информационно-техническая база: выход в Интернет, электронная почта, сайт Учреждения.
При ознакомлении дошкольников с профессиональной деятельностью сотрудников ДОУ воспитатели опираются на то оборудование, которое используют работники Учреждения.
Так, медицинская сестра в своей работе использует ионизатор воздуха, ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, ростомер, весы.
При знакомстве с профессией музыкального руководителя воспитанники учатся различать, магнитофон, народные шумовые музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, музыкальные треугольники, металлофоны, ксилофоны, бубны, барабаны, колокольчики, маракасы, детская гитара); также в своей работе музыкальный руководитель использует игрушки для кукольного театра, театральные костюмы и шапочки, учебно-наглядные пособия «Музыкальные инструменты», «Портреты композиторов
Для работы заведующего, завхоза, бухгалтера необходимо техническое оборудование: телефоны, компьютеры, ноутбук, принтер-сканер-копир, принтер.
Учитель-логопед использует в своей деятельности учебно-методические пособия и наглядные материалы (наборы карточек на обобщающие темы, пирамидки, музыкальные инструменты, разрезные картинки и т.д.), развивающие игры, зеркала, двусторонние поворотные доски, мольберты.
Для использования в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий есть компьютер, ноутбук, фотоаппарат, мультимедийное оборудование с проектором и экраном.
Работникам пищеблока необходимо следующее оборудование:
– электрическая плита;
– жарочный шкаф;
– холодильники;
– морозильный ларь;
– электромясорубка;
– овощерезно-протирочная машина;
– водогревательный котёл;
– кухонная и столовая посуда, инвентарь.
Машинист по стирке белья в ходе своей работы пользуется стиральными машинами-автоматами, электрическим утюгом, швейной машиной.
О всем перечисленном оборудовании воспитанники узнают при ознакомлении с профессиями взрослых в детском саду.
Групповые помещения оснащены современной детской мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям для дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием в соответствии с возрастом. Для организации игровой деятельности имеются игровые модули «Кухня», «Магазин», «Юный парикмахер», «Поликлиника».
Для обеспечения образовательной деятельности по профессиональной ориентации дошкольников в МКДОУимеется:
-«Наша Армия родная» (знакомство с военными профессиями);
– дидактические и развивающие игры «Знаю все профессии», «Кому, что нужно», «Профессии», «Ассоциации: знакомство с профессиями» и др.; демонстрационный материал по теме «Профессии»;
центр науки: это мини-лаборатории, в которых дошкольники экспериментируют с разными материалами в роли ученых;
– «Центр по ПДД»: макет по дорожной безопасности, набор транспорта, мелкие игрушки, руль автомобильный, наборы дорожных знаков, светофор, парковки;
– материалы для сюжетно-ролевых игр (куклы крупные и средние, кукольные коляски, соразмерные куклам; комплект постельных принадлежностей для кукол, наборы кухонной и чайной посуды, набор продуктов, муляжи овощей и фруктов, весы, касса, игрушечные деньги, наборы парикмахерских принадлежностей для мальчиков и девочек, набор медицинских принадлежностей, машины разных видов и размеров, бинокль, набор бытовой техники, детский телефон, набор инструментов, каска строительная, набор музыкальных инструментов);
– стойки для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Больница», «Салон красоты», «Мастерская» с атрибутами;
– в центре «ряжения»: элементы профессиональной одежды;
– центр «Строительства». Строительный центр занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержит: тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк», конструкторы деревянные конструкторы различного размера, кубики, крупный и мелкий строительный материал, схемы построек. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки.
Для обеспечения образовательной деятельности по речевому развитию:
– созданы картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, пальчиковых игр, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
– схемы, мнемотаблицы по описанию профессий, орудий труда;
Для обеспечения образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: подобраны иллюстрации, репродукции картин, раскраски с профессиями.
Учебно-методическое обеспечение:
Методические материалы
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
5. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
7. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
10. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис , 2010. - 48 с.
11.Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.
12.Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
13.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
14.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
15.Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
16.Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.
17.Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей /К.П. Нефёдова.-М.:
18.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Вераксы, М.А. Васильевой. – М., 2010г.
19.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2
Информационное обеспечение:
- Интернет-ресурсы, иллюстрации, картины, макеты, муляжи, и т.д.
Кадровое обеспечение
№ | Направленность | Ф.И.О. | Стаж | Образование | Должность |
п/п | дополнительного образования | работы | |||
1. | Дополнительная | Карпаева | 25 лет | Высшее | Воспитатель |
общеразвивающая программа | Галина | МКДОУ № | |||
для детей дошкольного возраста | Владимировна | 4 г.Аши/ | |||
с 4 до 5 лет социально – гуманитарной направленности «Мир профессий» | педагог | ||||
доп.образова | |||||
ния |
7. Формы аттестации
Педагогическая диагностика сформированности представлений детей
о профессиональной деятельности взрослых
Результаты усвоения программы отслеживаются мониторингом оценки индивидуального развития детей. Оценивание качества образовательной деятельности осуществляется 2 раза в год: сентябре, мае.
Результаты наблюдений за детьми анализируются, на основе наблюдений проектируется дальнейшая развивающая работа с детьми.
В многочисленных исследованиях по дошкольной педагогике разработаны разнообразные методики выявления знаний детей о труде взрослых (В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, С. Ф. Сударчикова, В. П. Кондрашов, Н. М. Крылова и др.). Для выявления уровней сформированности представлений о профессиях используются разные методы исследования (беседы, анализ продуктов деятельности, наблюдение, диагностические задания).
В данных методических рекомендациях предлагается педагогическая диагностика сформированности представлений детей о профессиях взрослых.
В средней группе проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием иллюстративного материала. Педагог определяет, различает ли ребенок трудовые и нетрудовые процессы, производственный или бытовой труд, видит ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, выделяет ли компоненты простейших трудовых процессов (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда).
Вопросы к детям:
- Отбери картинки, где человек работает, трудится.
- Расскажи, как папа, (мама) трудятся дома? Что делают?
- Какие инструменты, предметы нужны для работы? Что делают сначала, что потом? Что получилось? Для чего сделали?
В индивидуальной беседе с ребенком целесообразно показать иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, задать следующие вопросы:
- Кем работают эти люди, кто они по профессии? Как ты догадался?
- Что делают? Предложить рассказать о любом трудовом процессе.
- Зачем нужна профессия?
Используя наборы иллюстраций о труде взрослых, воспитатель проводит индивидуальную беседу с ребенком по следующим вопросам:
- Люди, каких профессий работают на стройке? Расскажи, что делает каменщик (плотник, маляр)?
- Почему на стройке много строителей?
- Какие машины нужны на стройке? Зачем они нужны?
- Откуда, хлеб в городе? Расскажи, где его выращивают?
- Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб?
- Откуда фермеры получают машины?
- Зачем люди работают в городе и в деревне?
- Для чего все люди работают?
- Что будет, если люди перестанут работать?
Индивидуальная карта развития представлений
у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых
№ п/п | Программное содержание | Имя ребенка |
4 -5 лет | ||
1. | Проявляет интерес к профессиям, задает вопросы взрослым и сверстникам о профессиях, с интересом рассматривает наглядные материалы | |
2. | Знаком с профессией близких людей | |
3. | Называет профессию, перечисляет основные профессиональные трудовые действия | |
4. | Выделяет основные этапы трудового процесса, подражают профессиональным трудовым действиям | |
5. | Знает о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, водитель, продавец, воспитатель и т. д.) | |
6. | Представляет значимость труда родителей, других близких людей | |
7. | Проявляет чувство удовольствия в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности | |
8. | Бережно относится к тому, что сделано руками человека |
Примечание: отметка «+» или «-». Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребенком.
8.Календарный график
№ | Месяц | Число | Время прове-дения заняти | Фор-ма заня-тий | Кол-во ча- сов | Тема занятия | Место прове-дения | Форма конт-роля |
1 | Сентябрь | 7.09 | 16.30 | Погрупповое\ групповое | 1 | Вводное занятие | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
2 | Сентябрь | 14.09 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа: «Профессия воспитателя – самая добрая!» Экскурсия: «Наша любимая группа» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
3 | Сентябрь | 21.09 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | С/р/игра: «Детский сад». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
4 | Сентябрь | 28.09 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | «Чем занимается помощник воспитателя». Д/и.: «Предметы – помощники» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
5 | Октябрь | 5.10 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Рисование: «Фартук для нашей няни». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
6 | Октябрь | 12.10 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа «Знакомство с работой музыкального руководителя» Д/игры: «Узнай по голосу», | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
7 | Октябрь | 19.10 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | С\р «Оркестр» Д\и «Кто на чем играет» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
8 | Октябрь | 26.10 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа «Знакомися с работой физинструктора.Экскурсия в спортивный зал. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
9 | Ноябрь | 2.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа «В здоровом теле, здоровый дух». | Групповое помещение | . Педагогическое наблюдение на занятиях |
10 | Ноябрь | 9.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа «Знакомимся с работой логопеда». Экскурсия в логопедический кабинет | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
11 | Ноябрь | 16.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Чтение В.Драгунский «Заколдованная буква», д\и «Хлопни-топни». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
12 | Ноябрь | 23.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Рассматривание картины «Повар». Б. Заходер «Все работы хороши». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
13 | Ноябрь | 30.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | Лепка «Овощи для повара». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях | |
14 | Декабрь | 7.12 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Д/и.: «Чудесный мешочек». С/р: «Мы приготовим вам обед». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
15 | Декабрь | 14.12 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Знакомство с трудом дворника. Рассматривание иллюстрации «Труд дворника в разное время года». Д/и.: «Рабочие инструменты для дворника». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
16 | Декабрь | 21.12 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа: «Что делает врач у нас в садике».В. Берестов «Больная кукла».Д/и.: «Девочка заболела». Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась?» | Педагогическое наблюдение на занятиях | |
17 | Декабрь | 28.12 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | С/р/и.: «Больница» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
18 | Январь | 11.01 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Чтение К.Чуковский «Айболит» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
19 | Январь | 18.01 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа: «Кто такой продавец?». Д/и.: «Куда это положить». Д/и.: «Кто что делает?» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
20 | Январь | 25.01 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | С/р/и.: «Магазин ». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
21 | Февраль | 1.02 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа: «Профессия водитель». А.Барто «Шофёр». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
22 | Февраль | 8.02 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Лепка «Машины на нашей улице». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
23 | Февраль | 15.02 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Д/и: «Что нужно водителю для работы».С/р: «Едем в автобусе». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
24 | Февраль | 22.02 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа «Ученье-свет, а не ученье-тьма». | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
25 | Март | 1.03. | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | С/Р игра «Школа» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
26 | Март | 15.03 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа о труде полицейского | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
27 | Март | 22.03 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Чтение С.Михалков « «Дядя Стёпа милиционер» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
28 | Март | 29.03 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | С\р «Перекресток» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
29 | Апрель | 5.04 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | .Знакомство и беседа о труде спасателя | Группо вое помеще ние | Педагогическое наблюдение на занятиях |
30 | Апрель | 12.04 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | С\р игра «Спасатели» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях | |
31 | Апрель | 19.04 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Знакомство и беседа о труде библиотекаря. Сборник стихов детской поэтессы Н. А. Кнушевицкой: «Библиотекарь» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
32 | Апрель | 26.04 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Экскурсия в библиотеку | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
33 | Апрель | 10.05 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | .Знакомство и беседа о труде парикмахера Просмотр презентаций «В салоне красоты» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
34 | Май | 17.05 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Настольно –печатная игра «Что нужно парикмахеру?» С/р игра «В парикмахерской» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
35 | Май | 24.05 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа «Профессия-строитель» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
36 | Май | 31.05 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | С\р игра «Строители» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
Всего: 36 часов
9. Оценочные и методические материалы
Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогом (воспитателем).
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
1. Показатель сформирован (достаточный уровень «+») – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
2. Показатель в стадии формирования ( уровень близкий к достаточному («0») – проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры;
3. Показатель не сформирован (недостаточный уровень («-») – не проявляется ни в одной из ситуации, на все предложения взрослого.
10. Методические материалы
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
5. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
7. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
10. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис , 2010. - 48 с.
11.Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.
12.Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
13.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
14.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
15.Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
16.Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.
17.Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей /К.П. Нефёдова.-М.:
18.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Вераксы, М.А. Васильевой. – М., 2010г.
19.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца». Возраст детей 3-4 года
Современное образование требует активной целенаправленной работы с детьми старшего школьного возраста, требует использовать новые формы и методы воспитания и обучения: воспитание личности, способ...
Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Исток творчества" . Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Данная программа является образовательной, модифицированной, художественной направленности....
Вариант примерной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький умелец» возраст воспитанников 4-5 лет
Программа « Маленький умелец » составлена с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных ху...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (Возраст детей:4-6 лет) Срок реализации: 2года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» по художественной лепке позволяет расширить представление детей в области изобразительного искусства. Это ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)...