Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошкольников» Возраст: 5-6 лет, 6-7 лет.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Принята на Совете педагогов
протокол № ____от_______________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида______________Ворожцова Н.В.
Приказ №
от «_______» августа 201___г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая СП «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»__________Аброськина А.Б.
Приказ №
от «_______» августа 201___ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экономика для дошкольников»
Возраст: 5-6 лет, 6-7 лет.
Срок реализации:2 года.
Составители: Ляпина Т.А., Пышкова С.М.
пгт. Комсомольский
2019 г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………3
1.1. Актуальность программы дополнительного образования…..4
1.2. Цели и задачи дополнительного образования………………..5
1.3. Методы и формы обучения…………………………………….8
1.4. Ожидаемые результаты………………………………………..13
1.5. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы…………………………………………...14
1.6. Режим работы дополнительного образования……………...15
2. Учебно-тематический план работы…………………………….16
3. Содержание изучаемого курса…………………………………17
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………….……….26
5. Список литературы………………………………………..……..27
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономика – это все, что нас окружает.
В.Никифоров
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей данного возраста ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Для наиболее полного гармоничного развития детей тягу к познанию и восприятию нового необходимо сделать постоянной.
Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Возраст детей первого года обучения: 5-6 лет,
второго года обучения: 6-7 лет.
Сроки реализации: 2 года.
1.1. Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Данная программа является модифицированной и базируется на основе программ М. М. Ворониной «Школа юного экономиста» и Л. Г. Киреевой «Играем в экономику», с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования.
- формирование у детей доступных экономических понятий;
- воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
- воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Этапы реализации программы:
В программе первого года обучения рассматриваются три основных связанных между собой направления: «Труд – продукт – товар», «Реклама», «Деньги».
- Труд – продукт – товар.
Педагогические задачи:
- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
- Реклама.
Педагогические задачи:
- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
- дать представление о рекламе, о ее назначении;
- учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);
- воспитывать разумные потребности.
- Деньги.
Педагогические задачи:
- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Программа второго года обучения дополняется направления: «Потребности», «Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение», «Производитель и ресурсы».
- Потребности
Педагогические задачи:
- знакомить с экономической категорией «потребность»;
- расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
- развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.
- Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение
Педагогические задачи:
- развивать у детей представления: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.
- объяснить значение слова «рынок», принцип организации «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое.
- расшить представления детей о бартере как операции взаимообмена товарами, выяснить вопрос о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
- Производитель и ресурсы.
Педагогические задачи:
- ознакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.
- ознакомить детей с понятиями «товар» и «потребитель».
- обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара.
- дать представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.
Основной принцип, заложенный в данную программу, - тематический подход в организации игровой деятельности.
«Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс.
В первый год обучения взаимосвязано проходят ролевые игры: «Рекламное агентство, «Оптовичок», «Супермаркет». Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как «мастер своего дела». Это дает свои положительные плоды в будущем.
На второй год обучения содержание «Игры в одной теме» усложняется, но по-прежнему проходит в тесном сочетании с перспективным планом, а также на основе уже имеющихся навыков по первому году; это игры «Бар «Лакомка», «Банкир», «Фирма «Строитель», «Турагентство».
Уровень умственного развития детей пяти и шестилетнего возраста отличаются качественным своеобразием. Поэтому при планировании тематики занятий и форм работы данные показатели учитываются. Так, в работе с пятилетними детьми преобладает игра (игровые ситуации).
К шести годам у ребенка возрастает уровень произвольности внимания, восприятия, возникает и развивается словесно-логическая память, увеличивается объем, прочность и точность памяти. Поэтому в содержании занятий с шестилетками расширяется спектр понятий, предлагаемых детям, больше уделяется внимания решению проблемных ситуаций.
Особое место в курсе «Экономики для малышей» занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т.д. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Кроме игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для малышей предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, развитием речи, окружающим миром, изобразительным искусством. Занятия строятся так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
Темы экономического воспитания многогранны и сложны, как и предлагаемые задания на занятиях. Однако их решение помогает развивать у детей поисковую мыслительную деятельность, находить ответ в тексте прочитанной истории.
1.3. Методы и формы обучения
Первый год обучения
- Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.
- Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес.
- Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.
- Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли – продажи.
- Дать понятие зависимости процесса производства от времени;
- прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом.
- Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков.
- Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга.
- Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков.
- Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность.
- Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.
- Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.
- Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность.
- Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы.
- Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата.
- Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин»)
- Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков.
- Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости.
- Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения.
- Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы.
- Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение). Закрепить представление о расходах и доходах.
- Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается.
- Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения.
- Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование.
- Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек).
- Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек).
- Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать.
- Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет).
- Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно.
- Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний
- учить работать в команде
- учить находить коллективный ответ путем обсуждения
- закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.
Второй год обучения
- Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности.
- Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека.
- Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг
- Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи.
- Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника-оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал.
- Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества.
- Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда.
- Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий. Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека.
- Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширять представления о назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду рекламных агентов.
- Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи. Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда.
- Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по-разному.
- Рассказать детям о том, что такое издержки производства и зачем их нужно подсчитывать.
- Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения.
- Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы.
- Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления». Закрепить понятия накопление, выгода. Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев.
- Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
- Раскрыть сущность операции натурального обмена.
- Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен». Анализировать мыслительную деятельность детей.
- Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью.
- Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки.
- Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям.
- Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь.
- Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности.
- Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран.
- Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления.
- Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.
- Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми.
- Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно – одним словом, быть предприимчивыми, инициативными, организованными.
- Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний
- учить работать в команде
- учить находить коллективный ответ путем обсуждения
- закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года
1.4. Ожидаемые результаты
- Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
- Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
- Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
- Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
- Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
- Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд - деньги”, понимание факта купли-продажи.
1.5. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
-фотоотчет о проведенной работе;
Отчет педагога дополнительного образования на педсовете.
1.6. Режим работы дополнительного образования
Занятия проводятся 1 раз в неделю: вторник.
Время занятий: 16.00-16.25
2. Учебно – тематический план работы.
№ п/п | Темы занятий. | Количество часов |
Первый год обучения | ||
1 | Что такое товар, продавцы товара | 4 |
2 | Производство товара и его цена | 4 |
3 | Реклама | 4 |
4 | Деньги и цена | 3 |
5 | Покупательная сила денежных знаков | 4 |
6 | Бюджет, доходы, накопления и расходы | 4 |
7 | Копейка. Монета. Деньги. | 4 |
8 | Хочу быть предприимчивым. | 2 |
9 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 30 | |
Второй год обучения | ||
1 | Наши семьи | 4 |
2 | Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия | 4 |
3 | Экономические явления: выставка – реклама - обмен | 4 |
4 | Сбережения (накопления) | 3 |
5 | Экономические явления: обмен – бартер - рынок | 4 |
6 | Количество и качество результатов труда | 4 |
7 | Валюта | 4 |
8 | Хочу быть предприимчивым. | 2 |
9 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 30 | |
Всего занятий: | 60 |
3. Содержание изучаемого курса
(1 год обученя)
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи |
1 | 2 | 3 |
ОКТЯБРЬ | I. Что такое товар, продавцы товара. 1. В гости к Гному Эконому и Фее Экологии | Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. |
2. Как Миша из покупателя превратился в продавца | Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес. | |
3. Какие бывают товары? а) Уроки Гнома Эконома; б) Учебные путешествия | Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. | |
4. а) Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка. б) Магазин «Катюша» | Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли – продажи. | |
НОЯБРЬ | II. Производство товара и его цена 1. О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазин | Дать понятие зависимости процесса производства от времени; - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом. |
2. Заводы нашего поселка. - «Задай вопрос» - игровая ситуация; - «Внимательно посмотри» - игровое задание. | Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичное представление о нашего поселка: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков. | |
3. Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения» | Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга. | |
4. Маленькие покупки | Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков | |
ДЕКАБРЬ | III. Реклама 1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки | Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность. |
2. Как Сорока Мишин товар хвалила | Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать. | |
3. Угадай, какая это профессия | Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. | |
4. Рекламное агентство | Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность. | |
ЯНВАРЬ | IV. Деньги и цена 1. Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать. | Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы. |
2. «Как у Миши появился помощник дятел» | Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата. | |
3. Поможем Мише | Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин») | |
ФЕВРАЛЬ | V. Покупательная сила денежных знаков 1. Интересные покупки. | Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков. |
2. а) Кто купит больше? Решение проблемы. б) Продолжи предложение. | Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости. | |
3. Супермаркет. «Как поступить» - проблемная ситуация | Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения. | |
4. Как Миша понял, что деньги счет любят | Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы. | |
МАРТ | VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы 1. Как Миша учился деньги делить | Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение). Закрепить представление о расходах и доходах. |
2. Знакомимся с новой профессией: «Миша – брокер» | Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается. | |
3. а) Биржа – брокер б) «Что дешевле» в) Хозяин товара – брокер - покупатель | Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. | |
4. Как у Миши малина испортилась | Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование. | |
АПРЕЛЬ | VII. Копейка. Монета. Деньги 1. «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…» | Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек). |
2. а) Магазин «Игрушки», «Канцтовары», «Промышленные товары»; б) Что дешевле | Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек). | |
3. «Поможем Буратино…» | Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать. | |
4. Уроки Миши – бизнесмена «На монетном дворе» | Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет). | |
МАЙ | VIII. Хочу быть предприимчивым. 1. Узнай самого себя. | Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно. |
2. Учимся устанавливать контакты. | ||
IX. Итоговое занятие. Путешествие по стране Экономике. | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года. |
(2 год обучения)
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи |
1 | 2 | 3 |
ОКТЯБРЬ | Наши семьи 1.Экономика, как наука о домашнем хозяйстве. | Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности. |
2. а) Слова «хочу» и «надо». б) «Хочу» - «надо» - делаю выбор | Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека | |
3.Откуда берутся товары и услуги | Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг | |
4. Что мы знаем о наших семьях? | Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи. | |
НОЯБРЬ | II. Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия. 1. Кому что нужно для работы | Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника-оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал. |
2. Труд, его виды. Профессии людей. | Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества. | |
3. Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд | Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда. | |
4. Как сделать быстрее Чего один не сделает – сделаем вместе. | Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека | |
ДЕКАБРЬ | III. Экономические явления: выставка – реклама - обмен 1. Встреча товаров у Гнома Эконома. | Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширять представления о назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду рекламных агентов |
2. Как Миша решил фабрику построить | Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи. Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда. | |
3. Кто чем занят на Мишиной фабрике? | Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по-разному. | |
4. Как на Мишиной фабрике деньги потерялись | Рассказать детям о том, что такое издержки производства и зачем их нужно подсчитывать. | |
ЯНВАРЬ | IV. Сбережения (накопления) 1. Домик - копилка | Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения. |
2. «Как три поросенка хотели стать экономистами» | Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы. | |
3. Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать Миша – банкир Путешествие в сказку | Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления» Закрепить понятия накопление, выгода Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев. | |
ФЕВРАЛЬ | V. Экономические явления: обмен-бартер-рынок 1. На острове Заплуталия | Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике. |
2. Интересный обмен | Раскрыть сущность операции натурального обмена. | |
3. Экономическая минутка | Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен». Анализировать мыслительную деятельность детей. | |
4. Рынок | Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью. | |
МАРТ | VI. Количество и качество результатов труда. 1. Мебельная мастерская. | Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки. |
2. Фирма «Строитель» | Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям. | |
3. В кафе «Лакомка» | Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь. | |
4. «Королевство Мудрецов» | Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности. | |
АПРЕЛЬ | VII. Валюта 1. Волшебное превращение денежки. | Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран. |
2. Путешествие рубля; Игра «Турагентство». | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления. | |
3. Игра "МУЗЕЙ средств". | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. | |
4. а) Бартер. б) Путешествие товара в разные страны. | Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми. | |
МАЙ | VIII. 1.Хочу быть предприимчивым. Правила предпринимателя. | Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно – одним словом ,быть предприимчивыми, инициативными, организованными |
2.Правила предпринимателя | ||
IX. Итоговое занятие. «Что, где, когда» | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года |
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Предметная среда
- Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
- Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано»
- Посуда, книги разного качества (сорта).
- Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
- Мелкие игрушки (для магазина детских товаров).
- Ценники.
- Рекламные газеты.
- Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
- Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
- Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
- Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп.
- Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
- Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
- Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
- Книга для детей “Деньги” А.Д.Шатова.
- Экономическая настольная игра «Белка и компания»
Список использованной литературы
- Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
- Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.
- Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
- Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013. – 336 с.
- Сасова И. А. Экономика. 1 класс. Тетрадь творческих заданий. ФГОС. – М., 2015. – 56 с.
- Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013. – 144 с.
- Смирнова Т. В. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник - рабочая тетрадь по экономике. М., 2013. – 96 с.
- Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с.
- Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2004. – 48 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. -96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1179573-1634814589.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год
Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика длямалышей» (далее – Программа) разработана в целях финансовогопросвещения детей старшего дошкольного возраста. Тр...