Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(старший возраст)
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(старший возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_professiy_starshaya_vozrast.docx | 121.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4» г. АШа
Рассмотрена и одобрена Педагогическим советом № 1 МКДОУ № 4 г. Аши Протокол № 1 от «31» августа 2023 года | УТВЕРЖДАЮ Заведующим МКДОУ № 4 г. Аши Ергунова О.Ю._________ Приказ №__ от «31» августа 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МИР ПРОФЕССИЙ»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год (36 часов)
Автор-составитель:
Карпаева Галина Владимировна
Педагог дополнительного образования
Аша
2023
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………….3
2. Цели и задачи программы…………………………………………4
3. Учебный план………………………………………………………..6
4.Содержание учебного плана…………………………………….10
5. Планируемые результаты………………………………………. 20
6. Условия реализации программы………………………… ….....20
7. Формы аттестации………………………………………… …… ..23
8. Календарный учебный график…………………………………..24
9. Оценочные материалы……………………………………………36
10. Методические материалы………………………………… ……36
1.Пояснительная записка
Необходимость формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и должна осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Профессиональная ориентация – система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Пятилетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
Актуальность программы ранней профориентации дошкольников обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Содержание сообщаемых детям знаний о труде взрослых как и прежде, направлено, в основном, на сферу обслуживания и строительство, что отражается в сюжетах игр «больница», «парикмахерская», «библиотека», «магазин».
Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, В.А. Цвык) можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
- способности и склонности самого ребенка;
- привычка к разным видам труда;
- позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
- интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
Организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий, выстраивая таким образом модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка.
Учитывая особенности дошкольного возраста и начальный этап профориентации, Программа в первую очередь направлена на развитие интересов ребенка и расширение его способностей и опыта через включение в различные виды деятельности. Это позволит в будущем осуществлять осознанный и свободный выбор профессии на основе собственных интересов и способностей. Традиционно сложилось, что ознакомление ребенка с миром профессий носит преимущественно информационный характер. При этом основными недостатками можно считать недостаточное включение ребенка в разные виды деятельности. Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и физического труда, что является основой многих рабочих специальностей.
2.Цели и задачи программы
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о разных профессиях.
Задачи:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Перечень нормативных правовых документов
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013г. №273;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Национальным проектом Российской Федерации «Образование» 2019- 2024 гг.;
3
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- Приказ Министерства образования России от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
- Письмами Министерства образования России от 09.08.2000 г. №237-23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
- Уставом Учреждения.
Новизной и отличительной особенностью кружка является разработка системы ранней профессиональной профориентации дошкольников.
Организационно-педагогические условия
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 5-6 лет.
Срок реализации программы: 9 месяцев (сентябрь - май).
Режим занятий: занятия проводятся один раза в неделю по 25 минут (академический час).
Наполняемость группы: до 20 человек.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии: очная
Программа предусматривает следующие формы реализации:
- беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;
- чтение и обыгрывание стихов о профессиях;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;
- просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;
- наблюдения;
- экскурсии;
- участие в конкурсах;
- театрализованная деятельность.
Одним из направлений деятельности ДОУ по ранней профориентации детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:
- открытый просмотр занятий;
- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
- тематические родительские собрания, конференции;
- праздники, развлечения;
- анкетирование, опрос.
Методы
- Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы
- Наглядные – показ, иллюстрации.
- Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда
- Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации.
Основные принципы
- Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
- Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
- Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
- Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).
- Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
- Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).
- Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
- Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
- Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
- Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
- Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
- Принцип интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
- Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
- Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
3.Учебный план
№ | Название темы | Количество часов | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | ||
2 | Фермер. | 1 | 1 | 0 | ||
3 | Агроном. | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Животновод. Зоотехник | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Садовник | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Пчеловод | 2 | 1 | 1 | ||
7 | Лесник | 1 | 1 | 0 | ||
8 | Ветеринар | 2 | 1 | 1 | ||
7 | Фармацевт | 2 | 1 | 1 | ||
8 | Почтальон | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Профессии на железной дороге. | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Кондитер | 2 | 1 | 1 | ||
11 | Профессии работников кафе | 2 | 1 | 1 | ||
12 | Модельер | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Портной, швея | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
14 | Военные профессии | 2 | 1 | 1 | ||
15 | Космонавт | 2 | 1 | 1 | ||
16 | Цирковые профессии | 2 | 1 | 1 | ||
17 | Художник | 1 | 1 | 0 | ||
18 | Архитектор | 2 | 1 | 1 | ||
19 | Экскурсовод | 1 | 1 | 0 | ||
20 | Итоговой занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.Содержание учебного плана.
№ | Тема | Программное содержание | Оборудование | Литература |
1 | Вводное занятие В.Маяковский «Кем быть?» Просмотр презентации «Мир профессий» | Закрепить и расширить представления детей о профессиональной деятельности взрослых | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии.Какие они?». |
2 | Фермер. Беседа «Чем занимается фермер» | Расширять представление детей о профессии фермер, дать понятие о сельском хозяйстве, о том, что фермер занимается растениеводством, животноводством, садоводством, пчеловодством. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
3 | Агроном. Беседа «Агроном- главный человек на селе» | Показать значимость сельскохозяйственного труда для всех людей; знакомить со спецификой деятельности работников сельского хозяйства в области растениеводства, сельскохозяйственной техники; формировать уважительное отношение к работникам сельского хозяйства, результатам их труда, интерес к их деятельности. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
4 | НОД «Хлеб – всему голова» | Закрепить знания о долгом пути хлеба от зернышка до каравая на стол. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации. Хлебобулочные изделия | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
5 | Животновод. Зоотехник. Беседа о профессии Виртуальная экскурсия на ферму | Показать значимость сельскохозяйственного труда для всех людей; знакомить со спецификой деятельности работников сельского хозяйства в области животноводство. Закрепить и обобщить знания детей о профессиях в животноводстве, об учреждениях, в которых живут домашние животные. Воспитание заботливого отношения к животным; интереса к животному миру; уважения к труду | Бумага, раскраски, карандаши, восковые мелки, краски | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
6 | Лепка «Кто из домашних животных живет на ферме» | Закрепление навыка лепки по частям, из целого куска. Совершенствовать умение свободно использовать разные приемы лепки (оттягивание, присоединение, скрепление деталей, закреплять умение передавать пропорции тела животного. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, пластилин, набор игрушек «Домашние животные» | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
7 | Садовник. Беседа о профессии. Чтение Г. Сапгир «Садовник» | Знакомить детей с профессией садовник, показать значимость его труда, роль механизации в труде. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
8 | Аппликация «Цветы» | Развивать эстетическое восприятие у детей, учить детей видеть красоту цветов, передавать их путём аппликаций. | Цветная бумага, ножницы, клей | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
9 | Пчеловод. Беседа о профессии. Вертуальная экскурсия на пасеку. | Знакомство с профессией пчеловод. Показать значимость сельскохозяйственного труда для всех людей; знакомить со спецификой деятельности работников сельского хозяйства в области пчеловодство. Познакомить с продуктами пчеловодства (мед, воск) выделить его признаки (цвет, запах, структура, вкус); их ценными свойствами. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
10 | Лепка «Пчелка» | Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природными взаимосвязями. Учить детей делать поделку по наглядному образцу воспитателя. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, пластилин, иллюстрация «Пчела» | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
11 | Лесник. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия в лес. | Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; воспитывать уважение к труду лесника, способствовать экологическому воспитанию детей. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
12 | Ветеринар. Беседа о профессии. | Закреплять представления детей о профессии врача- ветеринара. Вызвать у детей интерес к данной профессии. Воспитывать бережное отношение к животным. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
13 | Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» | Обогащать представления детей о профессиях (ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работники ветеринарной аптеки); расширять представления о правилах поведения в общественных местах в процессе реализации игрового замысла. | Атрибуты для игры | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
14 | Фармацевт. Беседа о профессии. | формировать представление детей в значимости профессии фармацевт и специфике работы; - дать детям представление о специальном фармацевтическом оборудовании (весы , керамические ступки , пестик , колбы , фильтр , пинцет, гири); | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
15 | Экскурсия в аптеку. | Расширять и закреплять знания о профессии, соблюдать правила безопасного обращения с домашней аптечкой и лекарствами. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
16 | Почтальон. Беседа о профессии. Чтение С. Маршак «Почта». | Дать представление о труде работников почты, о журналах, письмах, газетах. Воспитывать интерес и уважение к пофессии. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
17 | Экскурсия на почту. | Расширять и закреплять знания о профессии. Повторить правила поведения в общественных местах. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». | |
18 | Профессии на железной дороге. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия на вокзал. | Дать понятия о профессиях: машинист, проводник, начальник станции, билетный кассир. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
19 | Беседа с детьми «Берегись поезда». Сказка « Неосторожная Резвушка» Мультфильм « Паровозик из Ромашкова» | Познакомить детей с элементарными правилами поведения возле железнодорожного полотна, на проезжей части улицы. Закрепить знания детей о назначении поездов. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
20 | Кондитер. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия в кондитерскую. | Знакомство с профессией. Показать значимость работы кондитера; дать знания об их работе, ее специфике, личностных и профессиональных качествах, техническом оборудовании; формировать уважительное отношение к труду, результату их деятельности, интерес к их работе. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии.Какие они?». |
21 | Аппликация «Укрась торт» | Развивать у детей способность создавать композицию из бумаги; поддерживать инициативу в проявлении творчества. | Картинка с изображением торта, цветная бумага, ножницы, клей. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
22 | Профессии работников кафе. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия. | Познакомить с профессиями людей, которые работают в кафе. Показать значимость работы; дать знания об их работе, ее специфике, личностных и профессиональных качествах; формировать уважительное отношение к труду. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
23 | Сюжетно-ролевая игра «Кафе» | Формировать у детей умение реализовывать и развивать сюжет игры «Кафе»; расширять у детей зная о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах. | Атрибуты для игры. | Т.А. Шоры-гина «Беседа о профессиях», Т.А. Шоры-гина «Профессии. Какие они?». |
24 | Модельер. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия в ателье. | Дать представление о профессии, знакомить детей с устройством ателье, спецификой труда его работников; формировать культуру поведения и общения, интерес к профессиям работников ателье, уважение к их труду. | Телевизор, иллюстрации, ноутбук, флешка с презентацией. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
25 | Портной, швея. Беседа о профессии. Сюжетно- ролевая игра «Ателье» Чтение Н. Носов «Заплатка» | Дать представление о работе швеи и портного на швейной машинке, видах ремонта одежды; формировать уважение к труду. | Атрибуты для игры | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
26 | Военные профессии. Беседа об армии, о разнообразии военных профессий | Дать понятие о разнообразии военных профессий, у которых одна цель - Родину защищать. Воспитывать уважение и интерес к военным профессиям. Более подробно познакомить с профессиями: летчик, пограничник, моряк, танкист, подводник, сапер, связист, медсестра. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
27 | Рисование «Военная техника» | Закреплять умение рисовать военную технику: танк, самолет, корабль; располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно; использовать навыки рисования и закрашивания изображения. | Карандаши, мелки восковые, альбом для рисования. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
28 | Космонавт. Беседа о профессии. Презентация о космосе. Виртуальная экскурсия на космодром. | Расширять и закреплять знания о профессии, воспитывать уважение и интерес к данной профессии. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
29 | Аппликация «Космическая станция» | Расширить знания детей о космосе; учить работать с цветной бумагой, ножницами, пользоваться шаблоном; закрепить умение располагать предметы по всему периметру листа; развивать чувства композиции и эстетического вкуса; воспитывать аккуратность, трудолюбие, способность добиваться хорошего результата; | Цветная бумага, ножницы, клей, кисточка | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
30 | Цирковые профессии. Беседа. Виртуальная экскурсия в цирк. | Дать понятие о цирковых профессиях, их разнообразии, необычности. Более подробно остановиться на профессиях: дрессировщики, гимнасты, жонглеры, клоуны. Воспитывать уважение и интерес к профессиям цирка. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
31 | Рисование «Клоун» | Учить изображать плечевой портрет весёлого клоуна, передавая характерные особенности внешнего вида: яркий рыжий парик, красный нос, большой бант. Правильно располагать части лица. Изображать клоуна в середине листа. | Карандаши, восковые мелки, альбом. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
32 | Художник. Беседа о профессии. Презентация. Виртуальная экскурссия в мастерскую художника. | Расширить и закрепить знания о профессии. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
33 | Архитектор. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия на стройку. Показ презентации «Разные дома» | Познакомить с профессией. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
34 | Аппликация «Русская изба» | Формировать представление детей о русской избе как памятнике архитектуры. Научить делать избу из бумаги, закрепить приемы работы с ножницами, клеем, кисточкой. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации, бумага цветная, ножницы, клей, кисточка. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
35 | Экскурсовод. Беседа о профессии. | Познакомить с профессией, ее особенностями. Провести экскурсию в музей. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?». |
36 | Итоговое занятие «Все работы хороши». Творческая работа по рисованию «Кем я хочу быть?» | Закреплять знания дошкольников о видах труда; о различных профессиях; учить определять профессию по описанию. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами. Развивать фантазию и воображение. | Телевизор, ноутбук, флешка с презентацией, иллюстрации. Карандаши, восковые мелки, альбом. | Т.А. Шорыгина «Беседа о профессиях», Т.А. Шорыгина «Профессии» |
5. Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования:
- формированы первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
6. Условия реализации программы.
Организационно-педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бытовые условия соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
В Учреждении имеется:
– 6 групповых ячеек с необходимыми помещениями;
– кабинет заведующего;
– кабинет логопеда;
– методический кабинет;
– кабинет завхоза;
–– музыкально-физкультурный зал;
– медицинский блок;
– пищеблок;
– прачечная;
– складские помещения.
В МКДОУ есть собственная информационно-техническая база: выход в Интернет, электронная почта, сайт Учреждения.
При ознакомлении дошкольников с профессиональной деятельностью сотрудников ДОУ воспитатели опираются на то оборудование, которое используют работники Учреждения.
Так, медицинская сестра в своей работе использует ионизатор воздуха, ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, ростомер, весы.
При знакомстве с профессией музыкального руководителя воспитанники учатся различать, магнитофон, народные шумовые музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, музыкальные треугольники, металлофоны, ксилофоны, бубны, барабаны, колокольчики, маракасы, детская гитара); также в своей работе музыкальный руководитель использует игрушки для кукольного театра, театральные костюмы и шапочки, учебно-наглядные пособия «Музыкальные инструменты», «Портреты композиторов
Для работы заведующего, завхоза, бухгалтера необходимо техническое оборудование: телефоны, компьютеры, ноутбук, принтер-сканер-копир, принтер.
Учитель-логопед использует в своей деятельности учебно-методические пособия и наглядные материалы (наборы карточек на обобщающие темы, пирамидки, музыкальные инструменты, разрезные картинки и т.д.), развивающие игры, зеркала, двусторонние поворотные доски, мольберты.
Для использования в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий есть компьютер, ноутбук, фотоаппарат, мультимедийное оборудование с проектором и экраном.
Работникам пищеблока необходимо следующее оборудование:
– электрическая плита;
– жарочный шкаф;
– холодильники;
– морозильный ларь;
– электромясорубка;
– овощерезно-протирочная машина;
– водогревательный котёл;
– кухонная и столовая посуда, инвентарь.
Машинист по стирке белья в ходе своей работы пользуется стиральными машинами-автоматами, электрическим утюгом, швейной машиной.
О всем перечисленном оборудовании воспитанники узнают при ознакомлении с профессиями взрослых в детском саду.
Групповые помещения оснащены современной детской мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям для дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием в соответствии с возрастом. Для организации игровой деятельности имеются игровые модули «Кухня», «Магазин», «Юный парикмахер», «Поликлиника».
Для обеспечения образовательной деятельности по профессиональной ориентации дошкольников в МКДОУ имеется:
-«Наша Армия родная» (знакомство с военными профессиями);
– дидактические и развивающие игры «Знаю все профессии», «Кому, что нужно», «Профессии», «Ассоциации: знакомство с профессиями» и др.; демонстрационный материал по теме «Профессии»;
центр науки: это мини-лаборатории, в которых дошкольники экспериментируют с разными материалами в роли ученых;
– «Центр по ПДД»: макет по дорожной безопасности, набор транспорта, мелкие игрушки, руль автомобильный, наборы дорожных знаков, светофор, парковки;
– материалы для сюжетно-ролевых игр (куклы крупные и средние, кукольные коляски, соразмерные куклам; комплект постельных принадлежностей для кукол, наборы кухонной и чайной посуды, набор продуктов, муляжи овощей и фруктов, весы, касса, игрушечные деньги, наборы парикмахерских принадлежностей для мальчиков и девочек, набор медицинских принадлежностей, машины разных видов и размеров, бинокль, набор бытовой техники, детский телефон, набор инструментов, каска строительная, набор музыкальных инструментов);
– стойки для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Больница», «Салон красоты», «Мастерская» с атрибутами;
– в центре «ряжения»: элементы профессиональной одежды;
– центр «Строительства». Строительный центр занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержит: тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк», конструкторы деревянные конструкторы различного размера, кубики, крупный и мелкий строительный материал, схемы построек. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки.
Для обеспечения образовательной деятельности по речевому развитию:
– созданы картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, пальчиковых игр, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
– схемы, мнемотаблицы по описанию профессий, орудий труда;
Для обеспечения образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: подобраны иллюстрации, репродукции картин, раскраски с профессиями.
Учебно-методическое обеспечение:
Методические материалы
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
6. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
8. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис , 2010. - 48 с.
9. Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.
10. Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
11.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
12. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
13. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
14. Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.
15. Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей /К.П. Нефёдова.-М.:
16. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Вераксы, М.А. Васильевой. – М., 2010г.
17. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.
18. Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д,
Информационное обеспечение:
- Интернет-ресурсы, иллюстрации, картины, макеты, муляжи, и т.д.
Кадровое обеспечение
№ | Направленность | Ф.И.О. | Стаж | Образование | Должность |
п/п | дополнительного образования | работы | |||
1. | Дополнительная | Карпаева | 25 лет | Высшее | Воспитатель |
общеразвивающая программа | Галина | МКДОУ № | |||
для детей дошкольного возраста | Владимировна | 4 г.Аши/ | |||
с 4 до 5 лет социально – гуманитарной направленности «Мир профессий» | педагог | ||||
доп.образова | |||||
ния |
7. Формы аттестации
Педагогическая диагностика сформированности представлений детей
о профессиональной деятельности взрослых
Результаты усвоения программы отслеживаются мониторингом оценки индивидуального развития детей. Оценивание качества образовательной деятельности осуществляется 2 раза в год: сентябре, мае.
Результаты наблюдений за детьми анализируются, на основе наблюдений проектируется дальнейшая развивающая работа с детьми.
В многочисленных исследованиях по дошкольной педагогике разработаны разнообразные методики выявления знаний детей о труде взрослых (В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, С. Ф. Сударчикова, В. П. Кондрашов, Н. М. Крылова и др.). Для выявления уровней сформированности представлений о профессиях используются разные методы исследования (беседы, анализ продуктов деятельности, наблюдение, диагностические задания).
В данных методических рекомендациях предлагается педагогическая диагностика сформированности представлений детей о профессиях взрослых.
В средней группе проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием иллюстративного материала. Педагог определяет, различает ли ребенок трудовые и нетрудовые процессы, производственный или бытовой труд, видит ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, выделяет ли компоненты простейших трудовых процессов (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда).
Вопросы к детям:
- Отбери картинки, где человек работает, трудится.
- Расскажи, как папа, (мама) трудятся дома? Что делают?
- Какие инструменты, предметы нужны для работы? Что делают сначала, что потом? Что получилось? Для чего сделали?
В индивидуальной беседе с ребенком целесообразно показать иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, задать следующие вопросы:
- Кем работают эти люди, кто они по профессии? Как ты догадался?
- Что делают? Предложить рассказать о любом трудовом процессе.
- Зачем нужна профессия?
Используя наборы иллюстраций о труде взрослых, воспитатель проводит индивидуальную беседу с ребенком по следующим вопросам:
- Люди, каких профессий работают на стройке? Расскажи, что делает каменщик (плотник, маляр)?
- Почему на стройке много строителей?
- Какие машины нужны на стройке? Зачем они нужны?
- Откуда, хлеб в городе? Расскажи, где его выращивают?
- Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб?
- Откуда фермеры получают машины?
- Зачем люди работают в городе и в деревне?
- Для чего все люди работают?
- Что будет, если люди перестанут работать?
Индивидуальная карта развития представлений
у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых
№ п/п | Программное содержание | Имя ребенка |
5-6 лет | ||
1. | расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; | |
2. | расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; | |
3. | формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; | |
4. | формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; | |
5. | систематизировать знания о труде людей в разное время года; | |
6. | знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. |
Примечание: отметка «+» или «-». Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребенком.
8.Календарный график
№ | Месяц | Число | Время прове-дения заняти | Фор-ма заня-тий | Кол-во ча- сов | Тема занятия | Место прове-дения | Форма конт-роля |
1 | Сентябрь | 06.09 | 16.30 | Погрупповое\ групповое | 1 | Вводное занятие В.Маяковский «Кем быть?» Просмотр презентации «Мир профессий» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
2 | Сентябрь | 13.09 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Фермер. Беседа «Чем занимается фермер» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
3 | Сентябрь | 20.09 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Агроном. Беседа «Агроном- главный человек на селе» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
4 | Сентябрь | 27.09 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | НОД «Хлеб – всему голова» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
5 | Октябрь | 04.10 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Животновод. Зоотехник. Беседа о профессии Виртуальная экскурсия на ферму | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
6 | Октябрь | 11.10 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Лепка «Кто из домашних животных живет на ферме» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
7 | Октябрь | 18.10 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Садовник. Беседа о профессии. Чтение Г. Сапгир «Садовник» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
8 | Октябрь | 25.10 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Аппликация «Цветы» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
9 | Ноябрь | 01.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Пчеловод. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия на пасеку. | Групповое помещение | . Педагогическое наблюдение на занятиях |
10 | Ноябрь | 08.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Лепка «Пчелка» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
11 | Ноябрь | 15.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Лесник. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия в лес. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
12 | Ноябрь | 22.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Ветеринар. Беседа о профессии. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
13 | Ноябрь | 29.11 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях | |
14 | Декабрь | 6.12 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Фармацевт. Беседа о профессии. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
15 | Декабрь | 13.12 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Экскурсия в аптеку. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
16 | Декабрь | 20.12 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Почтальон. Беседа о профессии. Чтение С. Маршак «Почта». | Педагогическое наблюдение на занятиях | |
17 | Декабрь | 27.12 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Экскурсия на почту. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
18 | Январь | 10.01 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Профессии на железной дороге. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия на вокзал. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
19 | Январь | 17.01 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Беседа с детьми «Берегись поезда». Сказка « Неосторожная Резвушка» Мультфильм « Паровозик из Ромашкова» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
20 | Январь | 24.01 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Кондитер. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия в кондитерскую. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
21 | Январь | 31.01 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Аппликация «Укрась торт» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
22 | Февраль | 07.02 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Профессии работников кафе. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
23 | Февраль | 14.02 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Кафе» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
24 | Февраль | 21.02 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Модельер. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия в ателье. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
25 | Февраль | 27.02 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Портной, швея. Беседа о профессии. Сюжетно- ролевая игра «Ателье» Чтение Н. Носов «Заплатка» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
26 | Март | 06.03 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Военные профессии. Беседа об армии, о разнообразии военных профессий | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
27 | Март | 13.03 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Рисование «Военная техника» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
28 | Март | 20.03 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Космонавт. Беседа о профессии. Презентация о космосе. Виртуальная экскурсия на космодром. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
29 | Март | 27.03 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Аппликация «Космическая станция» | Группо вое помеще ние | Педагогическое наблюдение на занятиях |
30 | Апрель | 03.04 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | Цирковые профессии. Беседа. Виртуальная экскурсия в цирк. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях | |
31 | Апрель | 10.04 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Рисование «Клоун» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
32 | Апрель | 17.04 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Художник. Беседа о профессии. Презентация. Виртуальная экскурсия в мастерскую художника. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
33 | Апрель | 24.04 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Архитектор. Беседа о профессии. Виртуальная экскурсия на стройку. Показ презентации «Разные дома» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
34 | Май | 15.05 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Аппликация «Русская изба» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
35 | Май | 22.05 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Экскурсовод. Беседа о профессии. | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
36 | Май | 29.05 | 16.30 | Подгрупповое\ групповое | 1 | Итоговое занятие «Все работы хороши». Творческая работа по рисованию «Кем я хочу быть?» | Групповое помещение | Педагогическое наблюдение на занятиях |
Всего: 36 часов
9. Оценочные и методические материалы
Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогом (воспитателем).
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
1. Показатель сформирован (достаточный уровень «+») – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
2. Показатель в стадии формирования ( уровень близкий к достаточному («0») – проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры;
3. Показатель не сформирован (недостаточный уровень («-») – не проявляется ни в одной из ситуации, на все предложения взрослого.
10. Методические материалы
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
6. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
8. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис , 2010. - 48 с.
9. Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.
10. Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
11.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
12. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
13. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
14. Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.
15. Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей /К.П. Нефёдова.-М.:
16. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Вераксы, М.А. Васильевой. – М., 2010г.
17. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.
18. Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца». Возраст детей 3-4 года
Современное образование требует активной целенаправленной работы с детьми старшего школьного возраста, требует использовать новые формы и методы воспитания и обучения: воспитание личности, способ...
Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Исток творчества" . Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Данная программа является образовательной, модифицированной, художественной направленности....
Вариант примерной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький умелец» возраст воспитанников 4-5 лет
Программа « Маленький умелец » составлена с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных ху...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (Возраст детей:4-6 лет) Срок реализации: 2года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» по художественной лепке позволяет расширить представление детей в области изобразительного искусства. Это ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)...