Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага" (Подготовительный возраст)
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага" (Подготовительный возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnaya_bumaga_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 67.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
АШИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» города Аши Челябинской области
Рассмотрена и одобрена Педагогическим советом №1 МКДОУ № 4 г. Аши Протокол №1 от «31» августа 2021 года | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МКДОУ № 4 г. Аши ________________Ергунова О.Ю. Приказ № от «31» августа 2020 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год (36 часов)
Автор-составитель:
Карпаева Галина Владимировна
Педагог дополнительного образования
Аша
2021
Содержание:
1.Пояснительная записка……………………………………………………..3
2.Учебный план……………………………………………………………….6
3.Содержание учебного плана………………………………………….8
4.Планируемые результаты……………………………………………12
5.Условия реализации………………………………………………….14
6.Формы подведения итогов…………………………………………...15
7.Календарный учебный график………………………………………18
8.Оценочные материалы……………………………………………….23
9.Методические материалы……………………………………………24
10.Список литературы………………………………………………….25
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «название» (далее – Программа) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013г. №273;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Национальным проектом Российской Федерации «Образование» 2019-
2024 гг;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ,
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 августа 2020 года N 01/1739 "Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области";
- Приказ Министерства образования России от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
- Письмами Министерства образования России от 09.08.2000 г. №237-23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
- Уставом МКДОУ № 4 г. Аши.
Направленность Программы
Оригами - искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. По- японски «ори» - сложенный мгновенно, а «ками» - божественная бумага. В Японии бумага считалась изысканным и ценным материалом, который использовался не только традиционно для письма, но и в особых случаях, в частности, во время религиозных церемоний. Из обычного листа бумаги с помощью техники оригами складываются тысячи разных фигурок.
Новый для отечественной педагогики предмет «Оригами» предполагает не только знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них личностных качеств.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага" относится к программам художественной направленности и рассчитана на обучение детей в возрасте 6-7 лет.
Педагогическая целесообразность программы "Волшебная бумага" обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.
Актуальность и новизна данной программы обусловлена тем, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования:
- быть инициативными, уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Программа «Волшебная бумага» ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Отличительной особенностью программы "Волшебная бумага" является расширение блока деятельности по освоению технологии оригами, комбинирование разных приемов работы с бумагой, что активизирует творческое мышление, открывает перспективу творческого развития обучающихся. Одним из условий освоения программы является стиль общения педагога с обучающимися на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Содержание и материал программы дополнительного образования организован по принципу дифференциации в соответствии с базовым уровнем сложности.
Срок реализации программы – 1 год, объем реализации – 36 часов. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. Количество детей в группе – 10-12 человек.
Программой предусмотрено проведение групповых занятий. Для лучшего усвоения учебного материала целесообразно проведение творческих занятий, выставок, соревнований, творческих отчетов и т.д.
Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала детей в процессе обучения искусству оригами.
Задачи:
Обучающие:
- обучить искусству оригами и основным приемам бумагопластики;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
Развивающие:
- развить внимание, память, логическое и абстрактное мышления, пространственное воображение;
- развить мелкую моторику рук и глазомер;
- развить художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитать целеустремленность, трудолюбие, коммуникативные навыки и навыки коллективного творчества.
Программа составлена с учётом дидактических принципов педагогики и психологии:
- Наглядности: познавательная деятельность основана на обращении к конкретным фактам и вещам, на развитии наглядно-образного мышления.
В программе используются разные средства наглядности: образцы бумажных фигурок, фотографии, иллюстрации, предметы быта и др.
- Сознательности и активности: в программе учитывается мотивационная направленность организации творческой деятельности детей. Изучение материала идёт на целенаправленном активном восприятии информации, её осмыслении. Дошкольники активно участвуют в получении знаний, умений, навыков, используя рассказы педагога о Японии, её традициях, искусствах.
- Доступности и посильности: материал программы изучается на доступном возрасту уровне, учитывая принцип от простого к сложному.
- Научности: методы и формы обучения материала программы опираются на научные данные по развитию познавательной активности дошкольников, уровня развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и др.) Исторические данные об Японии, её культуре и искусствах подтверждены научными источниками.
- Учёта возрастных и индивидуальных способностей: программой предусмотрено дифференцированное усложнение задач при формировании того или иного навыка, согласно индивидуальным способностям и потребностям.
- Систематичности и последовательности: весь материал систематизирован на модули, которые тесно взаимосвязаны, логично вытекают один из другого. Системность и последовательность изучения программы прослеживается в организации занятий, совместной и самостоятельной деятельности ребят, в формах контроля за реализацией программы.
- Прочности усвоения знаний: изученный материал закрепляется в совместной деятельности с детьми, индивидуальной работе, привлечении родителей, используя их знания об оригами.
- Связи теории с практикой: полученные знания направлены на использование и применение их в повседневной жизни детей (играх, поделках, оформлении праздничного стола, выставок и др.)
- Воспитание художественной, нравственно-эстетической отзывчивости: материал программы усваивается через чувственное познание, переживание информации, широко используя знакомство и изучение искусства оригами.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, делается акцент на повышение уровня интеллектуального развития детей, через развитие психических процессов и формирование нравственно-эстетической отзывчивости, направленной на развитие осознанного отношения к окружающему миру.
Программа дает возможность каждому учащемуся показать достигнутые результаты в конкурсах, выставках.
Контроль за реализацией данной программы педагог проводит по блокам в конце каждого квартала (четверти).
Аналитико-результативная деятельность педагога предусматривает диагностику уровня знаний, умений, навыков согласно целям и задачам программы, учитывая возрастные особенности.
Для этого используются следующие методы:
- наблюдение;
- проведение дидактических игр с последующей текстовой оценкой деятельности;
- контрольные срезы знаний по отдельным темам программы для коррекции изучения материала;
- анализ продуктивных видов деятельности;
- оценка активности использования предметно-развивающей среды в игровой деятельности;
- результаты участия детей в праздниках, развлечениях.
2. Учебный план
Занятия основаны на методе единства восприятия и созидания, которые имеют практическую часть: заготовка базовых форм, схем поэтапного складывания, изготовление и оформление бумажных фигурок.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||||
теория | практика | всего | |||||
1 блок «Страна Оригами» | |||||||
1 | Вводное занятие | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами. | ||
2 | Знакомьтесь, оригами | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами. | ||
3 | Удивительный квадрат | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
4 | Бумажкино царство | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами. | ||
2 блок «Осень» | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | .Выставка | |||
5 | Осенний лес | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
6 | Грибная пора | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
7 | Листопад | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
8 | Рябиновые сказки | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
9 | Осенний натюрморт | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
10 | Обитатели леса | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
11 | Обитатели леса | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
12 | Перелетные птицы | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
3 блок «Зима» | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | выставка | |||
13 | Снегири на ветке | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
14 | В лесу родилась ёлочка | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
15 | Снегурочка | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
16 | Дед Мороз | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
17 | Символ года | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
18 | Поздравительная открытка | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
19 | В царстве матушки Зимы | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
20 | В царстве матушки Зимы | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
21 | Веселый снеговик | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
22 | Полярная сова | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
23 | Пингвины на льдине | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях. | ||
24 | Белые медведи | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
4 блок «Весна» | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Открытое занятие | |||
25 | Масленица | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях | 30 | |
26 | Мамин праздник | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
27 | Первые цветы | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях | ||
28 | Космические путешествия | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
29 | Космические путешествия | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях | ||
30 | Уж верба вся душистая | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
31 | Пасхальный сувенир | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях | ||
32 | По морям, по волнам | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
33 | Морские глубины | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях | ||
34 | Божья коровка | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Анализ выполненных изделий оригами | ||
35 | Живой цветок | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Педагогическое наблюдение на занятиях | ||
36 | Итоговое занятие «Удивительный квадрат» | 0,16 ч | 0,3 ч | 1ч | Выставка | ||
3.Содержание учебного плана программы
«Волшебная бумага»
- «Страна Оригами»
Занятие № 1 (Вводное занятие)
Тема: «Добро пожаловать в страну Оригами»
Теория: Используя игровую форму путешествие, познакомить детей с целями, задачами и содержанием данного предмета оригами.
Практика: техника безопасности (практические навыки).
Занятие № 2
Тема: «Знакомьтесь: Оригами»
Теория: Познакомить детей с историей возникновения оригами, используя доступный детскому пониманию материал.
Практика: рассматривание различных фигурок, сделанных в технике оригами.
Занятие № 3
Тема: «Удивительный квадрат»
Теория: Закрепить понятия: вверх, вниз, влево, вправо, угол, сторона, центр, середина, линия сгиба.
Практика. Складывание: конфетка.
Занятие № 4
Тема: «Бумажкино царство»
Теория: Продолжать знакомить детей с разновидностями бумаги, её свойствами (сгибание, сминание, резание, рвание, отношение к влаге, свету) возможностям использования в окружающей жизни.
Практика:складывание: конверты-домики.
«Осень»
Занятие № 1
Тема: «Осенний лес»
Теория: Познакомить детей с базовой формой «Треугольник». Учить создавать поделки из базовой формы.
Пактика:Складывание: Деревья (береза, осина, елочка).
Занятие № 2
Тема: «Грибная пора»
Теория: Закрепить знания и умения складывать базовые формы; учить узнавать съедобные и несъедобные грибы; научить складывать грибок.
Практика:Складывание: Гриб. Аппликация: Грибная полянка.
Занятие № 3 Тема: «Листопад»
Теория: Познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей»; учить узнавать листья разных деревьев; научить складывать кленовый лист.
Практика:Складывание: Кленовый листок
Занятие № 4
Тема: «Рябиновые сказки»
Теория: Обратить внимание детей на красоту уральской рябины, особенности строения ее листьев, научить складывать из бумаги ветку рябины.
Практика:Складывание: Ветка рябины.
Занятие № 5
Тема: «Осенний натюрморт»
Теория: дать понятие натюрморт, продолжить работу над классификацией овощей и фруктов; развивать мышление.
Практика:Складывание: Ваза с фруктами и овощами.
Занятия № 6,7
Тема: «Обитатели леса»
Теория: Обратить внимание на красоту осеннего леса. Расширение кругозора детей, обогащение занимательной информацией об обитателях животного мира. Практика: Складывание: Лисичка, белочка, ёжик
Занятие № 8
Тема: «Перелётные птицы»
Теория: Продолжить знакомство с видами перелетных птиц, уточнить знания о роли птиц в жизни человека, научить заботиться о них в разное время года; научить складывать из бумаги фигурки птиц.
Практика:Складывание: Птицы.
«Зима»
Занятие № 1
Тема: «Снегири на ветке»
Теория: Закрепить у учащихся умения складывания базовых форм: «Треугольник»
«Воздушный змей» и познакомить с новой базовой формой: «Блинчик».
Складывание: Снегири на ветке.
Занятие № 2
Тема: «В лесу родилась ёлочка»
Теория: Познакомить учащихся с новой базовой формой «Водяная бомбочка» и учить работать с квадратами разных размеров, составлять из отдельных модулей - объемную ёлочку.
Практика :Складывание: Модульная ёлочка.
Занятие № 3
Тема: «Снегурочка» Теория: Учить создавать сказочный образ снегурочки, используя базовые формы,
«Треугольник», «Воздушный змей»; развитие познавательных процессов.
Практика :Складывание: Снегурочка.
Занятие № 4
Тема: «Дед Мороз»
Теория: Познакомить учащихся с новой базовой формой «Дверь» и научить складывать на основе базовой формы фигурку Деда Мороза.
Практика : Складывание: Дед Мороз.
Занятие №5
Тема: «Символ года – Огненный петух»
Теория: Познакомить детей с восточными знаками гороскопа, символами животных. Научить складывать символ наступающего года – петуха.
Практика:Складывание: Огненный петух.
Занятие №6
Тема: «Поздравительная новогодняя открытка»
Теория: Рассказать об истории возникновения открыток. Учить детей создавать подарок своими руками, развивать у детей творческие способности.
Практика:Складывание: Поздравительная открытка.
Занятия № 7,8
Тема: «В царстве матушки Зимы»
Теория: Обратить внимание на причудливость и многообразие форм снежинок, познакомить с их видами; закрепить умения складывать базовой формы
«воздушный змей», научить складывать снежинку из нескольких модулей.
Практика:Складывание: Снежинки.
Занятие № 9
Тема: «Веселый снеговик»
Теория: Закрепить умения работы с разными размерами квадратов, навыки складывания базовой формы «Блинчик», оформления готовой поделки.
Практика: Складывание: Снеговик.
Занятие № 10
Тема: «Полярная сова»
Теория: Расширение кругозора детей о полярной сове. Закреплять навыки складывания базовой формы «Воздушный змей».
Практика: Складывание: Полярная сова.
Занятие № 11
Тема: «Пингвины на льдине»
Теория:Закрепить умения работы с разными размерами квадратов, навыки складывания базовой формы «Воздушный змей», создания из готовых поделок объемной аппликации.
Пактика:Складывание: Пингвины на льдине.
Занятие № 12
Тема: «Белые медведи»
Теория: Расширение кругозора детей о белых медведях. Научить складывать фигурку медведя, создавать сюжетную аппликацию.
Практика:Складывание: Белые медведи.
«Весна»
Занятие № 1
Тема: «Масленица»
Теория: Познакомить детей с народным праздником Масленицей. Научить складывать куклу - чучело Масленицу из бумаги использовав прием «Гармошка». Практика: Складывание: Масленица.
Занятие № 2
Тема: «Мамин праздник»
Теория: Пробудить желание у детей создать подарок своими руками для мамы, в преддверии весеннего праздника 8 Марта, помочь создать сюжет для поздравительной открытки.
Практика:Складывание: Поздравительная открытка для мамы.
Занятие № 3
Тема: «Первые цветы»
Теория:: Учить создавать образ первых весенних цветов, используя знакомые базовые формы и цветовую гамму.
Практика:Складывание: Весенние цветы.
Занятия № 4,5
Тема: «Космические путешествия»
Теория: расширение кругозора и активного словаря детей на основе знакомства с космической терминологией при создании моделей ракеты, самолета; развивать воображение дошкольников.
Практика:Складывание: Бумажный самолетик , ракета.
Занятие № 6
Тема: «Уж верба вся душистая»
Теория:Продолжать отрабатывать приемы и навыки складывания бумаги, используя знакомые базовые формы, создавать сюжетную композицию, умение подбирать цветовую гамму для нее.
Практика:Складывание: Веточка вербы.
Занятие № 7
Тема: «Пасхальный сувенир»
Теория: Познакомить с традициями встречи пасхальной недели, традиционными угощениями; научить складывать подставку для яйца.
Практика:Складывание: Пасхальный зайчик.
Занятие № 8
Тема: «По морям, по волнам»
Теория: Продолжать учить детей создавать объемные поделки в технике оригами, дополнять поделку выразительными деталями.
Практика:Складывание: Бумажный кораблик.
Занятие № 9
Тема: «Морские глубины»
Теория: Продолжать учить детей создавать образ рыбки различной формы, величины, подбирать красивые цветосочетания, для большей выразительности, дополняя самостоятельно мелкими деталями.
Практика: Складывание: Композиция «Весёлые рыбки».
Занятие № 10
Тема: «Божья коровка»
Теория: Познакомить с базовой формой «Двойной квадрат»; научить складывать божью коровку.
Практика: Складывание: Божия коровка.
Занятие № 11
Тема: «Живой цветок»
Теория: Продолжать учить детей создавать из бумаги разнообразные поделки из знакомых базовых форм, учить подбирать красивые яркие цветосочетания, составлять интересную сюжетную композицию.
Практика: Складывание: Бабочки (простые и сложные)
Занятие № 12
Тема: «Удивительный квадрат»
Теория: Подведение итога изучения курса оригами для дошкольников.
Практика: Организация выставки работ.
4. Планируемые результаты дополнительной программы.
В результате освоения программы у обучающихся сформируются первоначальные творческие способности: творческое мышление и творческое воображение. Сформируется способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового. Разовьётся его внутренний, деятельностный потенциал, способность быть автором, творцом, активным создателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы достижения цели. Уровень художественного развития позволит детям самим вносить красивое в свой быт (украшение
бумажными поделками комнаты и делать подарки своими руками), реагировать на прекрасное.
В результате обучения по данной программе учащиеся овладеют знаниями по оригами, у них сформируются следующие умения и навыки:
–приемы работы с бумагой;
- владение геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- умение следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- умение создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- навыки культуры труда, работы в коллективе.
- умение правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда.
В результате обучения по данной программе у детей будут сформированы:
представления об оригами – древнем искусстве складывания из бумаги, через актуализацию эмоциональных связей человека с искусством; уважение и интерес к восточной культуре Японии.
представления о роли искусства оригами, навыки использования знаний и умений в игре и в повседневной жизни.
представления о традициях и красоте России на примерах региональной культуры; любовь к родному краю, к родной природе и бережное отношение к ней.
На протяжении обучения оригами занятия не сводятся только к изготовлению работ из бумаги, а направлены на развитие духовных запросов человека, на воспитание эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Большое значение в формировании эмоционально- оценочного отношения имеет анализ творчества учащихся: обсуждение выполненных работ, выставки.
В результате занятий по программе будут сформированы и развиты компетенции (метапредметные и предметные) и личностные качества: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать с необходимыми для выполнения задач видами информации.
Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Продуктивная компетентность –способность создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
5. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение программы.
Помещение:
учебный кабинет оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся (соответствующие росту учащихся, маркированные), классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Дидактическое обеспечение курса:
образцы готовых изделий, инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия, схемы складывания изделий.
Книги по оригами.
Материалы:
- Белая бумага
- Цветная бумага тонкая
- Цветная бумага плотная
- Двухсторонняя цветная бумага
- Цветной картон
- Гофре и т.д.
Инструменты и приспособления:
- Линейки
- Простые карандаши
- Цветные карандаши
- Стирательные резинки
- Фломастеры
- Ножницы
- Клей ПВА
- Бумажные салфетки и т.д. Компьютер, проектор, экран.
Методические разработки:
- Компьютерные презентации:
- Все об оригами (для вводного занятия «Знакомьтесь, оригами»).
- «Цветочные композиции.
- «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами).
- «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).
- Краткий очерк «История развития искусства оригами».
- Интернет сайты:
«Город мастеров» адрес: http://yelena-karuna.ucoz.ru., http://stranamasterov.ru/, http://oriart.ru/, www.origami-school.narod.ru, www.oriland.com
Кадровое обеспечение:реализовывать программу может педагог, имеющий высшее педагогическое образование, прошедший курсы повышения квалификации,обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности в области художественного образования дошкольников и владеющий техникой оригами .
6. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:
В процессе реализации программы используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; выставки творческих работ.
В программе предусмотрены часы на участие в выставках, а также выполнение (сувениров-подарков). Возможна организация персональной выставки работ.
В систему определения результативности входит тестирование в середине учебного года и в конце каждого из трех модулей обучения.
Способы и формы выявления результатов | Способы и формы фиксации результатов | Способы и формы представления результатов |
Беседа, опрос, | Грамоты | Выставки |
наблюдение | Дипломы | Конкурсы |
Выставки | Готовые работы | Фестивали |
Срезы и зачеты | Учет готовых работ | Праздники |
Открытые и итоговые | Анкеты | Демонстрация изделий |
занятия | Тестирование | Готовые изделия |
Диагностика | Протоколы диагностики | Открытые занятия |
Анализ мероприятий | Аналитические справки | Диагностические |
Анкетирование | Фото | карты |
Анализ приобретенных | Отзывы детей и | Тесты |
навыков общения | родителей (законных | Аналитические |
представителей) | справки | |
Портфолио |
Организация реализации программы не противоречит всем санитарным нормам и правилам организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.
Формы аттестации (контроля).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Виды контроля:
Время | Цель | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале обучения | Определение уровня развития учащихся, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
Текущий контроль | ||
В течение года | Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к изучению нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа |
Промежуточный или рубежный контроль | ||
По окончании изучения темы или | Определение степени усвоения учебного | Выставка, конкурс, творческая |
аздела. | материала. Определение результатов обучения. | работа, опрос, открытое занятие, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
Итоговый контроль | ||
В конце года, или блока обучения | Определение изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения | Выставка-конкурс, творческая работа, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, и др. |
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения детей.
Объектами контроля могут являться:
- знания, умения, навыки;
- уровень и качество изготавливаемых изделий, мероприятий и т. д.;
- мастерство, культура и техника исполнения творческих работ;
- степень самостоятельности и уровень творческих способностей
Формы контроля знаний:
- наблюдение
- организация выставок и презентаций;
- показ, защита индивидуальных и групповых творческих работ;
- участие в выставках.
Наблюдение, как основной метод диагностики
С целью раскрытия закономерностей развития учащихся, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания проводятся наблюдения. В результате наблюдений оцениваются стороны их психофизического развития. При этом перед педагогами встает проблема выбора необходимых и оптимальных условий воспитания, обучения, содержания и форм в плане проектирования лучших качеств личности и коррекционно- педагогической помощи для каждого ребенка.
Выставка работ, конкурсы
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ. Параметры оценивания представленных участниками
работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования учащиеся готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления детей оценивается по следующим критериям:
степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале.
В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
7. Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага»
Уровень год обучения 2-й группа подготовительная
№ | Ме- сяц | Чис ло | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 03.09 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Вводное занятие | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях. |
2 | сентябрь | 10.09 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Знакомьтесь, оригами | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях. |
3 | сентябрь | 17.09 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Удивительный квадрат | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
4 | сентябрь | 24.09 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Бумажкино царство | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
5 | Октябрь | 01.10 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Осенний лес | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
6 | Октябрь | 08.10 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Грибная пора | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
7 | Октябрь | 15.10 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Листопад | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. |
8 | Октябрь | 22.10 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Рябиновые сказки | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
9 | Октябрь | 29.10 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Осенний натюрморт | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
10 | Ноя брь | 05.11 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Обитатели леса | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
11 | Ноя брь | 12.11 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Обитатели леса | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
12 | Ноя брь | 19.11 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Перелетные птицы | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
13 | Ноя брь | 26.11 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Снегири на ветке | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
14 | Декабрь | 03.12 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | В лесу родилась ёлочка | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
15 | Декабрь | 10.12 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Снегурочка | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
16 | Декабрь | 17.12 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Дед Мороз | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
17 | Декабрь | 24.12 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Символ года | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
18 | Ян варь | 14.01 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Поздравительная открытка | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
19 | Ян варь | 21.01 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | В царстве матушки Зимы | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
20 | Ян варь | 28.01 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | В царстве матушки Зимы | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
21 | Фев раль | 04.02 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Веселый снеговик | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
22 | Фев раль | 11.02 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Полярная сова | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
23 | Фев раль | 18.02 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Пингвины на льдине | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
24 | Фев раль | 25.02 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Белые медведи | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
25 | март | 04.03 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Масленица | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
26 | Март | 11.03 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Мамин праздник | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
27 | март | 18.03 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Первые цветы | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
28 | март | 25.03 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Космические путешествия | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
29 | Ап рель | 25.03 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Космические путешествия | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
30 | Ап рель | 01.04 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Уж верба вся душистая | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
31 | Ап рель | 08.04 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Пасхальный сувенир | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
32 | Ап рель | 22.04 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | По морям, по волнам | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
33 | Ап рель | 29.04 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Морские глубины | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
34 | май | 16.05 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Божья коровка | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
35 | май | 23.05 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Живой цветок | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
36 | май | 30.05 | 17.00 | Подгрупповое/ групповое | 1 | Итоговое занятие «Удивительный квадрат» | Групповое помещение | Анализ выполненных изделий оригами. Педагогическое наблюдение на занятиях |
8. Оценочные материалы:
Способы фиксации результатов
Проведение диагностики учащихся в начале, середине и конце года
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами:
1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа), умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник»,
«воздушный змей», «блинчик».
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
Умение следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера
1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Оцениваются умения:
- организовать свое рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.
9. Методические материалы
Описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Основными видами деятельности являются информационно- рецептивная, репродуктивная и творческая деятельность.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики детей.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу детей.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает детям возможность научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения детей выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Используемые современные педагогические технологии, направленные на решение учебных задач:
- Развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Разноуровневое обучение
- Игровые методы
- Обучение в сотрудничестве
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Структура
Вводный инструктаж. (3 - 5 минут) ОбъяснВводный инструктаж. (3 - 5 минут) Объяснение учащимся техники безопасности.
- Работать ножницами и другими режущими инструментами необходимо только по его прямому назначению.
- Рабочую зону стола содержать в чистоте.
- Внимательно слушать и следить за действиями педагога при объяснении материала.
Самостоятельная работа учащихся.
(время на этот этап урока 20 - 25 минут)
- Учащиеся повторяют действия педагога, т.е. следят и выполняют последовательные этапы сгиба бумаги.
- Запоминают процесс выполнения изготовления.
Текущий инструктаж. (во время самостоятельной работы учащихся)
Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время выполнения оригами. (Презентация)
Заключительный инструктаж. (к окончанию занятия)
Подведение итогов: вопросы по теме данного занятия, оценивание изготовленных изделий.
10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Парамонова Л.А.Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Издательство: Ак: 2002
2. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
3. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
4.Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
5. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
6. Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003.
7. Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.
8. Ступак Е. А. «Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
9. Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца». Возраст детей 3-4 года
Современное образование требует активной целенаправленной работы с детьми старшего школьного возраста, требует использовать новые формы и методы воспитания и обучения: воспитание личности, способ...
Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Исток творчества" . Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Данная программа является образовательной, модифицированной, художественной направленности....
Вариант примерной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький умелец» возраст воспитанников 4-5 лет
Программа « Маленький умелец » составлена с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных ху...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (Возраст детей:4-6 лет) Срок реализации: 2года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» по художественной лепке позволяет расширить представление детей в области изобразительного искусства. Это ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)...