Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в мир первобытных рисунков»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Организационная информация | ||
1 | Направления развития детей | Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие |
2 | Доминирующая образовательная область | Художественно-эстетическое развитие |
3 | Возрастная группа | 5 - 6 лет |
Методическая информация | ||
1 | Тема образовательной деятельности | «Путешествие в мир первобытных рисунков» |
2 | Цель | Выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей. |
3 | Задачи обучения |
|
Задачи развития |
| |
Задачи воспитания | - воспитывать познавательный интерес к истории, любознательность, уважение к предкам; - воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему; - воспитывать уважительное отношение друг к другу, к работам одногруппников. | |
4 | Методы и приёмы реализации содержания занятия
| Мотивационный момент: предложение отправиться в путешествие. Методы и приёмы:
|
5 | Образовательные технологии | игровая: дидактическая игра «Чудесный мешочек» здоровьесберегающая: физминутка, имитационные движения. ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Метод противоречий» |
6 | Культурные практики | практика игрового взаимодействия, творческая мастерская, коммуникативная практика, практика свободы выбора, эксперимент. |
7 | Организация среды для образовательной деятельности | Демонстрационный материал: макеты «Костер», «Пещера», мольберт, изображения (древний человек, наскальная живопись, мамонт); коробка, мешок, кость «мамонта». Раздаточный материал: бумага формата А4, уголь. |
Ход занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Постановка проблемы (запуск активности)
- Доброе утро. Меня зовут Анастасия Валерьевна. Ребята, а вы любите путешествовать? Где вам удалось побывать? (ответы детей)
- Ребята, а можно ли вернуться в прошлое? Такое возможно? Почему вы так решили? (ответы детей)
Время не стоит на месте. Мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. Можем посмотреть фильмы, фотографии, картины о прошлой жизни.
Я тоже люблю путешествовать и предлагаю вам сегодня отправиться со мной, а куда, мы узнаем с помощью волшебной коробки.
Мотивационный момент (поддержка интереса)
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек».
- Что там может быть? (дети пытаются определить на ощупь, что находится в мешочке)
А теперь давайте откроем и посмотрим, верны ли были ваши догадки. Как думаете, что это? (в мешочке лежит кость «мамонта») (ответы детей)
Это же кость древнего мамонта! Ребята, вы знаете, кто такие мамонты? (ответы детей)
Мамонты были очень похожи на слонов - у них такой же хобот и длинные бивни, но в отличие от слонов, их тело было покрыто длинной густой коричневой шерстью, мамонты жили на Земле очень давно, а потом вымерли.
Вы уже догадались, куда мы с вами отправимся? (ответы детей) В прошлое? Поправьте меня, правильно ли я думаю? (ответы детей)
Действительно, мы с вами отправляемся в путешествие в древний мир по реке времени. По реке принято сплавляться на лодке, поэтому нам понадобятся весла. Вставайте за мной, пора отплывать! (Дети встают в колонну за педагогом и начинают выполнять имитационные движения по периметру группы)
Поисковый этап.
Ребята, где же мы с вами оказались? (ответы детей)
Кто же может в ней жить? (ответы детей)
Вопрос был один, а мнений сколько? (ответы детей)
Да, какой человек жил в этой пещере? (ответы детей)
Верно. (на минимольберте появляется изображение первобытного человека) Давным давно на нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появились первые люди. Откуда же они появились? Произошли от обезьяны, прилетели из космоса – мы не знаем, но всё-таки они появились. И были они вот такие, наши далекие предки - первобытные люди. Жили они в пещарах. Ведь ни деревянных ни каменных домов люди еще не умели строить, поэтому они жили в пещерах или хижинах, которые делали из огромных костей животных и укрывали шкурами. Спали люди на земле, на теплых шкурах, без кровати и подушек. Они были сильные и ловкие, но разговаривали древние люди мало и медленно, а за частую могли общаться жестами. И я вам предлагаю попробовать поговорить жестами. Игра «Передай сообщение» - один из вас будет показывать, а все остальные повторять, что же вам передают.(ест, охотится, рыбачит, добывает огонь, танцует,плавает, играет в мяч, прыгает через костер)
Как вы думаете какое из переданных сообщений было самым важным открытием в жизни пещерного человека? Какое? Кто знает? (дети предполагают, обсуждают, отвечают) (…) Правильно, они научились использовать огонь.
Ребята, кто знает, как же человек научился самостоятельно добывать огонь? (ответы детей)
- Верно! Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень. Как вы думаете, легче или сложнее стала жизнь древнего человека после того, как в его пещере появился огонь? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
-Огонь давал тепло, отпугивал диких животных, освещал пещеру; пища, приготовленная на костре, была вкуснее, мягче, чем сырая.
-Давайте представим, что мы с вами разжигаем огонь. Повторяйте за мной.
Физминутка
Камнем о камень постучим, и огонь добыть хотим!
Палочку в руках потрем и получим мы огонь!
Разгорается огонь, ты смотри его не тронь!
Выше, выше наш огонь ты смотри его не тронь.
Практический этап.
И вот на охоту сходили, огонь развели и даже поели. Прилег в пещере на мягкую шкуру пещерный человек, поспал. А что же ему делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книгу не прочтешь. Что же делать? (размышления детей).
Человек стал рисовать! На чем? Конечно, на стене пещеры. А чем ему рисовать? (дети предполагают, обсуждают, отвечают) Карандашей и красок нет.
Ребята, рисунки можно процарапать, а можно нарисовать угольком. Уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след! Посмотрите, какие рисунки нашли археологи. Археологи - это люди, занимающиеся раскопками древностей (рассматривание стен макета «Пещера» с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели? (дети предполагают, обсуждают, отвечают)
Я вам предлагаю о нашем путешествии всем рассказать так, как нам рассказали бы первобытные люди. Что нам пригодится? (ответы детей)
Демонстрационный эксперимент
А где же нам взять уголь? (…) Давайте вместе затушим «Костер», накроем его шкурой. (воспитатель накрывает «Костер» шкурой, поднимает ее вместе с костром) Что осталось от костра? (ответы детей) Да, вот и уголь.
Вот теперь пройдем в нашу творческую мастерскую. Проходите за столы.
Рисование углем
А нарисуем мы того, чью кость нашли в самом начале путешествия. Кого будем рисовать, ребята? (ответы детей)
Начнем мы его рисовать с головы, рисуем круг. И сразу же рисуем еще один круг — это ухо нашего мамонта. И осталось нарисовать хобот, проводим две прямые линии. И голова готова? (…) Верно, мы не нарисовали глаз и бивни. Сейчас я это исправлю.
Теперь будем рисовать тело. Это очень просто. Проводим прямую линию от уха. И теперь от этой линии начинаю проводить линии вниз, создавая шерсть нашему мамонту.
Осталось нарисовать хвост и ноги нашему древнему великану.
Наш мамонт готов! Только посмотрите внимательно, ничего я не забыла? (…) Я забыла нарисовать землю. Я кладу уголек бочком и провожу от одного края листа до другого. Теперь и вы можете приступать к работе.
Самостоятельная деятельность детей
Рефлексия.
Давайте разложим рисунки на столах. Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились. Что вы узнали нового в путешествии? (ответы детей)
Юные художники, как вы думаете, можно ли, глядя на ваши рисунки, догадаться, куда мы путешествовали? (ответы детей)
А как вы думаете, чем можно было бы рисовать первобытным людям, если бы не было угля? (ответы детей: травой, соком ягод, овощей, песком, водой, грязью).
Сколько вы придумали материалов для рисования. Только следы от травы, ягод, воды стираются и исчезают, а вот следы от угля остаются долгое время.
Ребята, а как вы думаете рисовать углем это хорошо или плохо? (ответы детей)
Что получилось сегодня?
Что тебя удивило?
Что было слишком трудным?
Что помешало?
Что бы хотелось повторить?
Кто и что захотел сделать дома?
- Кто будет вам помогать?
И напоследок, давайте оценим наше занятие, как настоящие древние люди, жестами: палец вверх — понравилось, потрясти ладошкой — не очень, а если палец вниз — не понравилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 Колпинского района Санкт — Петербурга
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Путешествие в мир первобытных рисунков»
Составила и провела:
воспитатель
Кузьмина Анастасия Валерьевна
2023г.
Санкт-Петербург, г. Колпино
Организационная информация | ||
1 | Направления развития детей | Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие |
2 | Доминирующая образовательная область | Художественно-эстетическое развитие |
3 | Возрастная группа | 5 - 6 лет |
Методическая информация | ||
1 | Тема образовательной деятельности | «Путешествие в мир первобытных рисунков» |
2 | Цель | Выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей. |
3 | Задачи обучения |
|
Задачи развития |
| |
Задачи воспитания | - воспитывать познавательный интерес к истории, любознательность, уважение к предкам; - воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему; - воспитывать уважительное отношение друг к другу, к работам одногруппников. | |
4 | Методы и приёмы реализации содержания занятия | Мотивационный момент: предложение отправиться в путешествие. Методы и приёмы:
|
5 | Образовательные технологии | игровая: дидактическая игра «Чудесный мешочек» здоровьесберегающая: физминутка, имитационные движения. ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Метод противоречий» |
6 | Культурные практики | практика игрового взаимодействия, творческая мастерская, коммуникативная практика, практика свободы выбора, эксперимент. |
7 | Организация среды для образовательной деятельности | Демонстрационный материал: макеты «Костер», «Пещера», мольберт, изображения (древний человек, наскальная живопись, мамонт); коробка, мешок, кость «мамонта». Раздаточный материал: бумага формата А4, уголь. |
Ход занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Постановка проблемы (запуск активности)
- Доброе утро. Меня зовут Анастасия Валерьевна. Ребята, а вы любите путешествовать? Где вам удалось побывать? (ответы детей)
- Ребята, а можно ли вернуться в прошлое? Такое возможно? Почему вы так решили? (ответы детей)
- Время не стоит на месте. Мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. Можем посмотреть фильмы, фотографии, картины о прошлой жизни.
- Я тоже люблю путешествовать и предлагаю вам сегодня отправиться со мной, а куда, мы узнаем с помощью волшебной коробки.
Мотивационный момент (поддержка интереса)
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек».
- Что там может быть? (дети пытаются определить на ощупь, что находится в мешочке)
- А теперь давайте откроем и посмотрим, верны ли были ваши догадки. Как думаете, что это? (в мешочке лежит кость «мамонта») (ответы детей)
- Это же кость древнего мамонта! Ребята, вы знаете, кто такие мамонты? (ответы детей)
Мамонты были очень похожи на слонов - у них такой же хобот и длинные бивни, но в отличие от слонов, их тело было покрыто длинной густой коричневой шерстью, мамонты жили на Земле очень давно, а потом вымерли.
- Вы уже догадались, куда мы с вами отправимся? (ответы детей) В прошлое? Поправьте меня, правильно ли я думаю? (ответы детей)
- Действительно, мы с вами отправляемся в путешествие в древний мир по реке времени. По реке принято сплавляться на лодке, поэтому нам понадобятся весла. Вставайте за мной, пора отплывать! (Дети встают в колонну за педагогом и начинают выполнять имитационные движения по периметру группы)
Поисковый этап.
- Ребята, где же мы с вами оказались? (ответы детей)
- Кто же может в ней жить? (ответы детей)
- Вопрос был один, а мнений сколько? (ответы детей)
- Да, какой человек жил в этой пещере? (ответы детей)
Верно. (на минимольберте появляется изображение первобытного человека) Давным давно на нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появились первые люди. Откуда же они появились? Произошли от обезьяны, прилетели из космоса – мы не знаем, но всё-таки они появились. И были они вот такие, наши далекие предки - первобытные люди. Жили они в пещарах. Ведь ни деревянных ни каменных домов люди еще не умели строить, поэтому они жили в пещерах или хижинах, которые делали из огромных костей животных и укрывали шкурами. Спали люди на земле, на теплых шкурах, без кровати и подушек. Они были сильные и ловкие, но разговаривали древние люди мало и медленно, а за частую могли общаться жестами. И я вам предлагаю попробовать поговорить жестами. Игра «Передай сообщение» - один из вас будет показывать, а все остальные повторять, что же вам передают.(ест, охотится, рыбачит, добывает огонь, танцует,плавает, играет в мяч, прыгает через костер)
- Как вы думаете какое из переданных сообщений было самым важным открытием в жизни пещерного человека? Какое? Кто знает? (дети предполагают, обсуждают, отвечают) (…) Правильно, они научились использовать огонь.
- Ребята, кто знает, как же человек научился самостоятельно добывать огонь? (ответы детей)
- Верно! Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень. Как вы думаете, легче или сложнее стала жизнь древнего человека после того, как в его пещере появился огонь? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
-Огонь давал тепло, отпугивал диких животных, освещал пещеру; пища, приготовленная на костре, была вкуснее, мягче, чем сырая.
-Давайте представим, что мы с вами разжигаем огонь. Повторяйте за мной.
Физминутка
Камнем о камень постучим, и огонь добыть хотим!
Палочку в руках потрем и получим мы огонь!
Разгорается огонь, ты смотри его не тронь!
Выше, выше наш огонь ты смотри его не тронь.
Практический этап.
- И вот на охоту сходили, огонь развели и даже поели. Прилег в пещере на мягкую шкуру пещерный человек, поспал. А что же ему делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книгу не прочтешь. Что же делать? (размышления детей).
- Человек стал рисовать! На чем? Конечно, на стене пещеры. А чем ему рисовать? (дети предполагают, обсуждают, отвечают) Карандашей и красок нет.
- Ребята, рисунки можно процарапать, а можно нарисовать угольком. Уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след! Посмотрите, какие рисунки нашли археологи. Археологи - это люди, занимающиеся раскопками древностей (рассматривание стен макета «Пещера» с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели? (дети предполагают, обсуждают, отвечают)
- Я вам предлагаю о нашем путешествии всем рассказать так, как нам рассказали бы первобытные люди. Что нам пригодится? (ответы детей)
Демонстрационный эксперимент
- А где же нам взять уголь? (…) Давайте вместе затушим «Костер», накроем его шкурой. (воспитатель накрывает «Костер» шкурой, поднимает ее вместе с костром) Что осталось от костра? (ответы детей) Да, вот и уголь.
- Вот теперь пройдем в нашу творческую мастерскую. Проходите за столы.
Рисование углем
- А нарисуем мы того, чью кость нашли в самом начале путешествия. Кого будем рисовать, ребята? (ответы детей)
- Начнем мы его рисовать с головы, рисуем круг. И сразу же рисуем еще один круг — это ухо нашего мамонта. И осталось нарисовать хобот, проводим две прямые линии. И голова готова? (…) Верно, мы не нарисовали глаз и бивни. Сейчас я это исправлю.
- Теперь будем рисовать тело. Это очень просто. Проводим прямую линию от уха. И теперь от этой линии начинаю проводить линии вниз, создавая шерсть нашему мамонту.
- Осталось нарисовать хвост и ноги нашему древнему великану.
- Наш мамонт готов! Только посмотрите внимательно, ничего я не забыла? (…) Я забыла нарисовать землю. Я кладу уголек бочком и провожу от одного края листа до другого. Теперь и вы можете приступать к работе.
Самостоятельная деятельность детей
Рефлексия.
- Давайте разложим рисунки на столах. Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились. Что вы узнали нового в путешествии? (ответы детей)
- Юные художники, как вы думаете, можно ли, глядя на ваши рисунки, догадаться, куда мы путешествовали? (ответы детей)
- А как вы думаете, чем можно было бы рисовать первобытным людям, если бы не было угля? (ответы детей: травой, соком ягод, овощей, песком, водой, грязью).
- Сколько вы придумали материалов для рисования. Только следы от травы, ягод, воды стираются и исчезают, а вот следы от угля остаются долгое время.
- Ребята, а как вы думаете рисовать углем это хорошо или плохо? (ответы детей)
- Что получилось сегодня?
- Что тебя удивило?
- Что было слишком трудным?
- Что помешало?
- Что бы хотелось повторить?
- Кто и что захотел сделать дома?
- Кто будет вам помогать?
- И напоследок, давайте оценим наше занятие, как настоящие древние люди, жестами: палец вверх — понравилось, потрясти ладошкой — не очень, а если палец вниз — не понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему" Я имею право".
Данное занятие формирует правовое сознание старших дошкольников, развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, моделировать, воспитывает самоуважение, уважение к другим людям, сопереживани...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на машине времени»
Дать элементарное представление об истории книги, путём исследования подводить детей к тому, что хранение информации зависило от окружающей действительности, формировать умение устанавливать причинно-...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по экологической тропе»
Цель: формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропинке.Задачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природ...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Путешествие в страну Здоровья"
Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и потребностик здоровому образу жизни....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Путешествие в весенний лес».
Непосредственно образовательная деятельность по реализации области познавательное развитие на тему: "Путешествие в весенний лес" способствует обобщению и систематизации знаний детей о ...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в весенний лес».
Занятие «Путешествие в весенний лес» поможет обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, развивать речь, память, мышление, наблюдательность, вообр...