Проект "Маленькие фантазёры"
проект по рисованию (подготовительная группа)

Проект "Маленькие фантазёры" направлен на развитие творческого потенциала дошкольников через интеграцию ТРИЗ технологии и нетрадиционных изобразительных техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Маленькие фантазёры"119.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Октябрьского района

«Детский сад № 498 комбинированного вида»

🖂 630126   г. Новосибирск, ул. Выборная 101/4           🕿 тел. и факс  269-20-05

Проект

«Маленькие фантазеры»

                                                           

Авторы проекта: 

Переманова Надежда Ивановна,

воспитатель ИЗО – высшая квалификационная категория

Сазонова Елена Николаевна,

воспитатель – высшая квалификационная категория

Шпехт Нина Александровна,

воспитатель  – первая квалификационная категория

г. Новосибирск, 2019 г

Оглавление

  1. Краткая аннотация конкурсной работы        3
  2. Структура проекта        5
  3. Ресурсное обеспечение проекта        5
  4. Используемые технологии:        6
  5. Постановка проблемы        7
  6. Задачи проекта        9
  7. Ожидаемый результат:        11
  8. Риски:        11
  9. Этапы реализации проекта:        12
  10. Основные шаги реализации проекта        12
  11. Результаты работы над проектом        17
  12. Вывод:        17
  13. Дальнейшее развитие проекта:        18
  14. Материально-техническое обеспечение проекта        19
  15. Функционал участников проекта        20
  16. Литература        21

Приложение

1. Краткая аннотация конкурсной работы

Название конкурсной работы

«Маленькие фантазеры»

Авторы

Творческая группа воспитателей МКДОУ д/с № 498

Краткое наименование ОО

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 498»

Актуальность

Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания жизни.

Надо наших детей не заставлять запоминать большой объем информации, а научить самостоятельно добывать нужные знания и творчески их использовать для достижения поставленной  созидательной цели на благо общества, получая при этом удовлетворение от продуктов своего творческого самовыражения.И начинать это нужно уже с дошкольного возраста.

Надо наших детей не заставлять запоминать большой объем информации, а научить их самостоятельно добывать нужные знания для использования здесь и сейчас под собственные цели, сформировать потребность в созидательной деятельности, в творческом самовыражении.

ТРИЗ-технология поможет воспитателям изменить процесс обучения, придаст занятиям развивающий характер,  активизирует    у  детей  творческий  потенциал.

Использование нетрадиционных изобразительных техник дает толчок развитию их творческого воображения, подталкивает к созданию нового для себя продукта,  формирует желание творить и созидать.

Цель

Создание условий для развития творческого воображения, креативности и нестандартного мышления старших дошкольников.

Задачи

  • учить находить ответы при решении творческих задач, выход из проблемных ситуаций, учить рассуждать и делать выводы;
  • знакомить с  нетрадиционными техниками рисования, совершенствовать изобразительную грамотность;
  • развивать творческое воображение; художественно-творческие способности; оригинальность мышления, самостоятельность, инициативу, творческую и познавательную активность;
  • развивать эстетическое восприятие;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитывать интерес к творческой деятельности.

Участники

Дети, родители, педагоги

Сроки реализации/

продолжительность

сентябрь 2017 – май  2018 гг.

Краткое описание конкурсной работы

В проекте представлены пути развития творческих творческого воображения способностей старших дошкольников средствами технологии ТРИЗ и нетрадиционной изобразительной деятельности.

Результаты

Педагоги:

- повысилась профессиональная компетентность педагогов по данной теме;

- создан банк методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по данной теме;

- повысилась творческая,  педагогическая активность и инициативность педагогов в ходе организации взаимодействия с детьми и родителями;

- расширились рамки возможного использования метода проектирования  в воспитательно-образовательном процессе.

Родители: D:\мои документы1\картинки к занятиям изо\прозрачная.png

- повысили свою компетентность в области развития воображения, креакивности и творческой активности дошкольников;

- стали активными, инициативными участниками воспитательно-образовательного процесса

- повысилась мотивация родителей к совместной познавательной, творческой деятельности;

- произошло сближение семей в достижении общей цели.

Воспитанники:

  • имеют более высокий уровень развития творческого воображения;
  • активно и творчески знают и применяют нетрадиционные изобразительные техники, приёмы ТРИЗ;
  • активно и творчески применяют усвоенные способы изображения, и свои, созданные  в процессе изодеятельности;
  • стали проявлять любознательность, самостоятельность, инициативность;
  • стали более эмоционально откликаться на участие в творческой деятельности;
  • усилился интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

Ресурсы (бюджет)

Всего надо: 135 920 руб.

Имеется: 115 450 руб.

Требуется: 20 870 руб.

Способы оценивания результатов

  1. Мониторинг.
  2. Анкетирование родителей

Описание учреждения

1.1. Информационная справка

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 498 комбинированного вида» введен в эксплуатацию 5 августа 1990 года. Проектная мощность дошкольного образовательного учреждения – 17 групп. Лицензия: серия А № 0002291, регистрационный номер 6984. Адрес официального сайта МКДОУ д/с № 498 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: ds498nsk.edusite.ru

Адрес здания

Общая площадь

Площадь территории

ул. Выборная, 101/4

2385 м2

11300м2

ул. Выборная, 20

717,5 м2

3776м2

1.2. Сведения о воспитанниках

Всего в учреждении работает 17 групп. Из них 3  группы для детей в возрасте до 3-х лет, 10 групп общеразвивающей направленности от 3 –х до 7 –ми лет, 4 группы комбинированной направленности для детей с речевыми нарушениями.

В ДОУ реализуется «Общеобразовательная программа МКДОУ д/с № 498», разработанная с использованием общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой Н.В.

  1. Перспективы на ближайшие два – три  года ДОУ?:
  1. Проведение мастер-классов, семинаров для педагогов ДОУ, родителей воспитанников «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития творческого потенциала дошкольников».
  2. Проведение мастер-классов, семинаров для педагогов ДОУ, родителей воспитанников  «ТРИЗ – технологии для развития творческих способностей воспитанников».
  3. Разработка комплексной образовательной программы  по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста.
  4. Реализация проекта ДОУ по нетрадиционным техникам.
  5. Разработка комплексной вариативной образовательной программы ДОУ по использованию нетрадиционных изобразительных техник.
  6. Обобщение и представление опыта по данным темам в ДОУ среди педагогов и родителей , на образовательных площадках города, области, в образовательном

 интернет -  пространстве.

2. Структура проекта

1. Проблема

 (актуальность темы)

2. Мотивация

3. Цель проекта

4. Задачи проекта

5. Методическое обеспечение проекта

6. Выбор темы

7 Сбор сведений

8. Выбор проекта

9. Ожидаемый результат

10. Реализация проекта

11. Результаты работы, диагностика

12. Литература

13.  Приложения

3. Ресурсное обеспечение проекта

Дальнейшее развитие проекта:

  • привлечение к участию в проекте педагогов, воспитанников и родителей всех групп детского сада;
  • представление накопленного опыта внедрения нетрадиционных техник изобразительной деятельности и ТРИЗ-технологии на мероприятиях различного уровня;
  • трансляция опыта  работы  по развитию качеств творческой личности у детей и взрослых.
  • реализация и обновление программ по технологии ТРИЗ и нетрадицонным изобразительным техникам в ДОУ;
  • реализация проекта художественно - эстетической направленности по конструктивно - модельной деятельности;
  • использование результатов проекта в реализации проекта ДОУ инженерной направленности.

Постановка проблемы

Творчество – это необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека»

Л.С.Выготский

На сегодняшний день произошли серьезным изменениям в системе дошкольного образования: вступил в силу закон «Об образовании РФ", разработан  ФГОС ДО,  в котором обозначены основные принципы, определяющие  художественно-эстетическую деятельность дошкольников,   раскрыто  содержание понятия художественно - эстетического развития ребенка, одной из составляющих частей  которого является реализация изобразительной творческой деятельности дошкольников.

Важной задачей  направления "Художественно – эстетическое развитие"  является развитие детского художественного творчества, которое  не только способствует формированию основ базовой  культуры личности ребенка, но и поддерживает его интерес к созданию нового для себя продукта, к творческой деятельности вообще.

По большому счету, занимаясь данным направлением развития дошкольника, мы вносим свою лепту в подготовку  его к жизни в современном обществе, где он сможет творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения,    быть готовым к созданию принципиально новых идей, самовыражаться и самоутверждаться как творческая личность на выбранном поприще, проявлять свою активную жизненную  позицию.

А это - одни из ведущих  целей Примерной общеобразовательной программы  "От рождения до школы" и актуальное требование современного времени.

Одной из составляющих понятия изобразительного творчества по словам  Е.А.Флёриной, является работа воображения, которое помогает ребенку отражать в рисунке свои наблюдения, впечатления, полученные через слово, различного рода изображения и, конечно, через искусство.

Именно недостаток развития воображения и креативности мышления зачастую  становится проблемой при создании ребенком оригинальных, неповторимых образов.

Эффективным способом, дающим толчок в развитии ребенка  в данном направлении, является использование нетрадиционных изобразительных техник, способствующих, по словам Р.Г.Казаковой, созданию выразительных образов.

Кроме того, создавая изображения в данных техниках ребенку приходится

- самостоятельно переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию

- видеть  новую функцию предмета (объекта)

- видеть проблему в стандартной ситуации; 

- видеть структуру объекта

- проявлять способность к альтернативным решениям

-комбинировать ранее известные способы деятельности с новыми, то есть, по слова И.Я. Лернера,  проявлять черты творческой деятельности,  что соответствует и задачам технологии ТРИЗ, уникального  инструмента развития  креативной, творческой личности,  актуального и  востребованного в современном модернизированном образовательном пространстве. Одной из ведущих задач ТРИЗ технологии также является задача развития творческого воображения и мышления.        

Новизна: определение  методов и приёмов технологии ТРИЗ и нетрадиционных техник рисования, обеспечивающих развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития творческого воображения, креативности и нестандартного мышления старших дошкольников.

Задачи проекта

Для детей

Образовательные:

  • знакомить с  нетрадиционными техниками рисования;
  • совершенствовать изобразительную грамотность;
  • учить видеть красоту, оригинальность  созданного изображения;
  • формировать способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, уметь рассуждать и делать выводы;
  • учить находить ответы при решении творческих задач, выход из проблемных ситуаций.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение;
  • развивать образное эстетическое восприятие;
  • развивать художественно-творческие способности;
  • развивать оригинальность мышления, самостоятельность, инициативу, творческую, познавательную активность;
  • развивать познавательные  способности детей, находчивость, внимательность, сообразительность;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать творческую самостоятельность;
  • воспитывать чувство прекрасного, гармонии;
  • воспитывать интерес к художественно-творческой изобразительной деятельности;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения.

Задачи для родителей:

  • активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития  творческих способностей у детей  через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями;
  • обратить внимание на проблему развития детского творческого воображения;
  • развивать творческие возможности родителей;  
  • формировать партнерские отношения родителей с педагогами, семьями, воспитанниками;
  • ориентировать родителей на необходимость развития у детей творческого воображения  как основы  формирования творческой личности, как залога успешности и будущей самореализации ребенка;
  • формировать бережное отношение к детскому творчеству.

Задачи для педагогов:

  • повысить  компетентность  педагогов    в  использовании  нетрадиционных техник рисования,  методов  и приёмов технологии ТРИЗ  для развития творческих способностей  воспитанников;
  • внедрить  в  образовательное  пространство  детского  сада    технологии: ТРИЗ и нетрадиционной изобразительной деятельности,  направленные  на развитие  гибкости,  подвижности,  системности, диалектичности мышления  и творческого воображения  – фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельности;
  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач в ходе организации учебно-воспитательного процесса;
  • определить  влияние  данных  технологий  на  развитие творческих способностей детей;
  • создать условия для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетенции родителей;
  • развивать конструктивные взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • пополнить  методическую, дидактическую "копилку" ДОУ по данной теме.

Ожидаемый результат:

На этапе завершения проекта

  •  возрастает компетенция педагогов по направлению ТРИЗ и использованию нетрадиционных изобразительных техник, будут внесены дополнения в воспитательно - образовательный процесс  и его материально - техническое оснащение
  • творческий рост  педагогов, создание банка методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по даной теме, дополнение и обновление  воспитательно - образовательного процесса;
  • будет создана системы разнообразных форм взаимодействия с семьёй в вопросах развития ребёнка средствами технологии ТРИЗ и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности

воспитанник:

  • обладает более высоким уровнем развития воображения развитым воображением, проявляет инициативу, самостоятельность в познавательно-творческой деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
  • обладает представлениями о разнообразных изобразительных техниках;
  • эмоционально открывается на красоту образов, созданных в данных техниках;
  • обладает умениями в изобразительной деятельности, способен создать изображение на основе образа, полученного в ходе использования выбранной техники.

Риски: 

  • Недостаточность теоретической системной подготовки педагогов по данным направлениям.
  • Недостаток материальной обеспеченности средствами изобразительной деятельности, пособиями по ТРИЗ-технологии для  творчества  детей.

Недопонимание со стороны родителей значимости проектной деятельности дошкольников.

Обоснование  актуальности проекта

Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания жизни. Стратегия подготовки таких людей и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо менять не только тактику, но и стратегию обучения и не только в школе, но в первую очередь в условиях детского сада.

Что же происходит с обществом? Главный признак – это тотальная информатизация. Объем знаний, наработанных человечеством, растет, и  данная тенденция явно будет сохраняться в ближайшем будущем. В связи с этим, задача педагогики – передача знаний подрастающему поколению – явно проваливается.

Надо наших детей не заставлять запоминать большой объем информации, а научить самостоятельно добывать нужные знания и творчески их использовать для достижения поставленной  созидательной цели на благо общества, получая при этом удовлетворение от продуктов своего творческого самовыражения.

Надо наших детей не заставлять запоминать большой объем информации, а научить самостоятельно добывать нужные знания для использования здесь и сейчас под собственные цели.

 Одним  из  требований ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими  детьми,  взрослыми  и  миром,  в том числе и формирование умений у дошкольников проявлять свои индивидуальные способности и таланты.

Одним из современных и интереснейших  методов обучения   остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Одной из ведущих задач ТРИЗ технологии является задача развития творческого воображения и мышления.        

Использование нетрадиционных изобразительных техник дает толчок развитию творческого воображения ребенка, подталкивает его к созданию нового для себя продукта,  формирует желание творить и созидать.

Поэтому решению проблемы развития творческих способностей старших дошкольников средствами технологии ТРИЗ и нетрадиционной изобразительной деятельности  мы и посвятили наш проект.

Готовность к реализации проекта

В проекте задействованы три педагога высшей и первой квалификационной категории.

Повышение квалификации

  • Воспитатель ИЗО Переманова Н.И. прошла курсы повышения в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по программе "Реализация задач ФГОС ДО средствами искусства"

  • Воспитатель Шпехт Н.А. прошла курсы повышения квалификации в НГПУ по дополнительной профессиональной программе «Развитие  игровой деятельности детей дошкольного возраста и воспитателей ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» (май, 2017г).

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Мотивация:

У детей нашей группы в этом году проявился высокий интерес к книгам. Они с удовольствием слушают произведения разных жанров, рассматривают иллюстрации, активно участвуют в подборе, обновлении  литературы  в книжном уголке в соответствии с темами недели. Находят для очередной темы много интересного и полезного в групповой библиотеке, а также подбирают книги дома самостоятельно и с родителями.  Книжный уголок у нас всегда востребован, дети любят проводить там свое свободное время.

Так в начале года, работая в  теме недели "Правила дорожные всем нам знать положено" мы читали рассказ Н.Носова "Незнайка за рулём" из  книги, которую принесла Вероника. Детям очень понравилось, и они захотели познакомиться и с другими произведениями писателя.

Больше всего на детей произвел впечатление рассказ "Фантазёры".  Было смешно и интересно. После прочтения, мы обратили внимание на проблемы героев и способы их решения:

Воспитатель

Дети

У кого в этом рассказе была проблема? Какая?

У Игоря

Что хотел Игорь?

Съесть варенье.

Что мешало?

Могла узнать мама.

Что сделал Игорь, чтобы решить проблему?

Намазал губы сестре Ире вареньем.

Как решить проблему Котьки? Совет герою

Не врать, спросить разрешения у мамы.

Когда стали обсуждать, чем отличается фантазия от обмана, дети пришли к выводу, что обман приводит к плохим поступкам, а с помощью фантазии, воображения  можно придумать что-то интересное и необычное, увлекательное. Фантазируя все радуются, она помогает отгадывать загадки, играть, и особенно рисовать.

А затем ребята предложили решить проблему героев с помощью рисования. Получились интересные, неожиданные решения. Но самое большое впечатление произвели Дашины "Цветы", которыми она решила проблему Ириных слёз, успокоила и порадовала её.

Детей впечатлило, что такую красоту Даша нарисовала необычным способом - с помощью ладошки и своей фантазии. Простое решение и прекрасное впечатление!

Всем захотелось попробовать этот способ  и узнать, как ещё можно необычно рисовать и фантазировать.

Так было принято решение начать проект и так его и назвать - "Маленькие фантазеры".

Этапы реализации проекта:

1  этап,  мониторинго-исследовательский (сентябрь, 2018г): изучение литературы по теме проекта,  тестирование  педагогов,  анкетирование  родителей, диагностическое обследование детей, совместное составление плана работы по проекту.

2 этап, аналитико-формирующий (октябрь, 2018г.): анализ условий и имеющихся ресурсов, определение основных мероприятий по реализации проекта.

3 этап, внедренческий (ноябрь, 2018г. – апрель, 2018г.): накопление опыта проведения образовательной  деятельности  с  использованием    приёмов  ТРИЗ, приемов нетрадиционной изобразительной деятельности в рамках интегрированного образовательного пространства, направленных  на  развитие    творческого воображения  способностей  у  детей старшего дошкольного возраста.

4  этап,  аналитико-просветительский (май, июнь 2018г.): проверка успешности выбранных методов работы для решения поставленных целей и задач, анализа результатов итоговой диагностики, оформление материалов опыта.

Основные шаги реализации проекта

Первый  этап,  мониторинго-исследовательский

(сентябрь, 2018г.)

  1. Изучение литературы по теме проекта.
  2. Тестирование педагогов (приложение 3).
  3. Мониторинг воспитанников (приложение 1).
  4. Анкетирование родителей (приложение 2).
  5. Составление плана работы по проекту.

Второй этап,  аналитико-формирующий

(октябрь, 2018г.)

  1. Анализ условий и имеющихся ресурсов
  2. Создание банка имеющихся и необходимых для реализации проекта методических, психолого-педагогических, диагностических материалов.
  3. Составление плана воспитательно - образовательных мероприятий.
  4. Составление совместного с родителями плана работы в рамках проекта.

  1. Организация повышения квалификации педагогов, участвующих в проекте, в  области применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности и ТРИЗ-технологии.

Составление  плана  мероприятий  по  повышению квалификации  педагогов  ДОУ  в  области применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности и ТРИЗ-технологии.

  1. Подготовка и приобретение необходимых материалов для практической работы по изобразительной деятельности.
  2. Разработка картотеки ТРИЗ-минуток, подборка техник нетрадиционной изобразительной деятельности обеспечивающих развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
  3. Составление картотеки игр и упражнений, творческих заданий, направленных  на развитие творческого потенциала детей.
  4. Изготовление  дидактических    игр  и  пособий  по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности и технологии ТРИЗ (Круги Луллия,  «Имя признака – значение  имени  признака»,  экраны  для  игры «Системный оператор» и др.)

Третий этап,  внедренческий

(ноябрь, 2018г. – апрель, 2019г.)

1. Повышение компетентности педагогов, участвующих в пректе нас илидругих? Или это распространение трансляция  опыта

  1. Семинар - практикум    «Что такое ТРИЗ - технология?»
  2. Деловая   игра   «Развитие творческих     способностей старших дошкольников средствами технологии ТРИЗ»
  3. Семинар - практикум «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
  4. Прохождение  курсов  повышения квалификации (приложение 4)
  5. Посещение  РМО, семинаров по теме проекта  (приложение 4)
  • Сазонова Е.Н. приняла участие  в работе городского круглого стола "Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ДО";
  • Сазонова Е.Н, воспитатель, приняла участие в работе круглого стола "Развитие компетенций XXI  века у детей дошкольного возраста посредством инженерных наук" в рамках Международной образовательной выставки «УчСиб – 2018»;
  • Педагоги ДОУ., Сазонова Е.Н., Шпехт Н.Н. приняли участие в работе III Всероссийской научно-практической конференции "ОТСМ-РТВ-ТРИЗ" в образовательном процессе ДОО» (апрель 2018
  • Переманова Н.И.

X Областная научно - практическая конференция "Эстетическое воспитание в дошкольном образовании Новосибирской области: опыт, проблемы, перспективы. Март 2018г.

  • Переманова Н.И.

XII городская методическая неделя работников дошкольного образования.

"Развитие творческих способностей детейсредствами художественно - эстетической деятельности". Апрель 2018г.

  • Переманова Н.И.

РМО педагогов Октябрьского района по направлению "Художественно - эстетическое развитие" "Использование инновационных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников". Апрель 2018г.

  • Переманова Н.И., Сазонова Е.Н., Шпехт Н.А.

"Современные инновационные технологии в ДОУ"

МКДОУ д/с № 498. Семинар для педагогов.  Октябрь 2017г.

  1. Переманова Н.И., Сазонова Е.Н., Шпехт Н.А.  

" Творческое развитие дошкольников в ДОУ "

МКДОУ д/с № 498. Педсовет. Май 2018г.

2. Совместная работа педагогов и родителей 

  1. Педагогическая     гостиная «Учимся нетрадиционным техникам изобразительной деятельности».
  2. Консультация «Игры по ТРИЗ-технологии на развитие воображения».
  3. Консультация "Игротека для  родителей. ТРИЗ-игры:  развиваем  творческие способности дошкольников».
  4. Консультации для родителей  «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии дошкольников».
  5. Консультирование по изготовлению мини-проектов.
  6. Привлечение родителей к обогащению предметно-пространственной развивающей среды:
  •  ТРИЗ - мастерская:  изготовление игр, пособий и оборудования
  •  пополнение уголка изодеятельности необходимыми художественными, изобразительными, демонстрационными материалами, репродукциями, буклетами, альбомами, демонстрирующими многообразие изобразительных техник в исполнении профессиональных художников
  1. Помощь в организации и проведении родителями мастер-класса "Фантазия без границ".
  2. Мастер-класс для родителей «Методы и  приемы ТРИЗ для развития творческих способностей старших дошкольников».
  3. Мастер класс для родителей "Весенний пейзаж. Техника "Сухая кисть"
  4. Мастер - класс для родителей " Ромашковая Русь. Техника рисования по сырому, рисование бумагой, объемная аппликация "
  5. Организация и проведение экскурсии в Новосибирский художественный музей "В музее живут картины" с участием в мастер-классе "В мастерской художника" по технике "Монотипия".
  6. Информирование родителей о ходе проекта.

3. Совместная деятельность педагогов и детей

(НОД, совместная деятельность, самостоятельная деятельность)

- социально-коммуникативное развитие

- рассматривание книг, репродукций, выполненных в нетрадиционной технике  

- рассматривание созданных совместно с родителями работ в новых техниках;

 - просмотр презентаций "Художники и их фантастические картины";

- дидактически игры: «Загадки - отгадки»; "Превращения","Конструирование по словесной установке"(приложение 7);

- триз -минутки;

- театрализованные, сюжетно-ролевые  игры с перевоплощением.

- художественно-эстетическое развитие

Ознакомление с искусством

- Презентация  "Музыка  линий" - знакомство с художником Василием Кандинским, с картинами "Желтый, красный, синий", "Синий", "Оранжевый", "Фуга".

- Цикл бесед  "Необычные картины" (работы А.Скот, Г.Тунана, Л.Янга , техника "монотипия", "набрызг", "живопись руками").

Рисование: НОД

- Весёлые ладошки

- Натюрморт с листьями (оттиск, "дудлинг")

- Трафаретные картины (рисование трафаретами)

- Осень золотая (набрызг)

- Листики-загадки

- Секреты кляксы

- Превращение капли

- Ниточка-художница

- Волшебник добрый и злой

- Рисование по мятой бумаге

- Отражение в воде (монотпия)

- Рисуем музыку космоса

Рисование: совместная деятельность

- рисование сухой кистью,

- рисование ватными палочками

- рисование воздухом (трубочкой)

- нитью

- коллаж

- "Загадочная встреча" - отгадай загадку с помощью рисунка

- рисуем музыку

Лепка

- пластилинография;

- из теста;

- из снега;

- из влажного песка;

- из бумажной массы

Аппликация

- бумажные секреты (на что похожи обрывки бумаги);

Прикладное творчество

(работа с бумагой)

- оригами "Придумай на что похоже"

- поделки из мятой бумаги

- фольгопластика

Конструктивно - модельная деятельность

- из строительного материала

- из разнообразных пластмассовых конструкторов

Самостоятельная изобразительная деятельность детей в уголке ИЗО

Музыкальная деятельность

Музыкально-игровое и танцевальное творчество:

- импровизация под музыку:

М.Протасов: "Черепашонок", "Рожки и копытца", "Вратарь", "Тереодор".

Н.А.Римский-Корсаков: "Царевна-Лебедь"

М.П.Мусоргский "Баба-Яга"

Григ: "Шествие гномов"

Э.Григт"Бабочки"

К.Дебюсси "Кукольный Кэк-куок"(котенок)

 В Шаинского "Голубой вагон", "Улыбка", "Учат в школе" и т.д.

Конструктивно-модельная деятельность

- конкурс "Самый фантастический дом", "Лучший космический мост" - создание необычного образа здания с помощью строительных материалов, деталей конструктора, придумывание названия;

- "НЛО" из модулей и подручного материала.

 

- познавательное развитие

- речевое развитие

- совместная деятельность по ТРИЗ

- НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ  «Рассказы Н.Носова»;

- презентация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

- дидактические игры на воображение;

- НОД: освоение приемов ТРИЗ:

  - морфологический ящик;

  - типовые приемы фантазирования;

  - метод фокальных объектов и др.

Художественная литература:

- Н.Носов "Фантазёры"

- Волшебные сказки: "Золушка", " Кот в сапогах","Мальчик с пальчик", "Снегурочка", "Баба Яга - Костяная нога", " По щучьему велению", "Сивка-бурка" и др.;

-Л.Гераскина "В стране невыученных уроков";

- В.Губарев "Королевсто кривых зеркал";

- К.Чуковский "Чудо-дерево".

ТРИЗ технология:

- решение сказочных задач;

- придумывание сказок;

- составление загадок;

  1. Морфологический анализ
  2. Метод фокальных объектов
  3. Эмпатия
  4. Типовые приёмы фантазирования (ТПФ)
  5. Метод противоречий (игра «Хорошо – плохо)
  6. Системный оператор
  7. Игра  «Да – нет»
  8. Метод каталога
  9. Метод моделирования маленькими человечками
  10. Круги Луллия

Дидактические игры (приложение:

4. Совместная деятельность детей и родителей

  1. Создание совместной работы в выбранной нетрадиционной технике для участия в выставке "Волшебное рисование" (приложение 6);
  2. Изготовление мини-проектов по выбранным нетрадиционным техникам (приложение 6);
  3. Изготовление дидактических игр; пособий для применения ТРИЗ-технологии и технологий нетрадиционной изобразительной деятельности;
  4. Совместный подбор материалов (информационных, художественных, дидактических, репродукций, результатов творческой деятельности и т. д.) для обогащения РППОС;
  5. Родительский мастер-класс для детей «Рисование глазурью» (приложение 6).

Четвертый этап,  аналитико-просветительский:

(май, июнь 2018г.)

  • анкетирование педагогов, родителей, итоговый мониторинг (приложение 1)
  • анализ проведенных    мероприятий;
  • определение     дальнейших перспектив данного проекта;
  • трансляция опыта (приложение 5)..обобщение опыта с целью дальнейшего его ииспользования и распространения.  

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

ИЛИ   Результаты работы над проектом?

Педагоги:

  • повысилась профессиональная компетентность педагогов;
  • создан банк методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по данной теме;
  • повысилась творческая,  педагогическая активность и инициативность педагогов в ходе организации взаимодействия с детьми и родителями;
  • расширились рамки возможного использования метода проектирования  в воспитательно-образовательном процессе.

Родители: D:\мои документы1\картинки к занятиям изо\прозрачная.png

  • повысили свою компетентность в данных областях;
  • стали активными, инициативными участниками воспитательно-образовательного процесса;
  • повысилась мотивация родителей к совместной познавательной, творческой деятельности;
  • произошло сближение семей в достижении общей цели, родители стали полноправными участниками образовательного процесса.

Воспитанники:

  • имеют более высокий уровень развития творческого воображения;
  • активно и творчески знают и применяют нетрадиционные изобразительные техники, приёмы ТРИЗ;
  • активно и творчески применяют усвоенные способы изображения, и свои, созданные  в процессе изодеятельности;
  • стали проявлять любознательность, самостоятельность, инициативность;
  • стали более эмоционально откликаться на участие в творческой деятельности;
  • усилился интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • динамика роста познавательного, личностного и творческого развития детей в ходе проекта подтверждена результатами мониторинга(приложение 1).

Вывод:

В ходе проекта

Считаем, что использование нетрадиционных изобразительных техник и  технологии ТРИЗ в работе с детьми помогает не только в развитии их творческого потенциала способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

Как и почему люди становятся гениями – неизвестно. Но почти все гении, по крайней мере, обладают двумя общими качествами: они постоянно стремятся к достижению какой-либо цели и с самого детства чувствуют себя уверенно и спокойно. Причина их замечательного развития связана с тем, что их поощряли в раннем детстве и способствовали развитию творчестваспособностей. Так давайте же и мы будем развивать своих детей, чтобы они выросли творческими личностями.

        Таким образом, интегрирование возможностей использования нетрадиционных  изобразительных техник и потенциал технологии ТРИЗ способно эффективно и результативно решать проблему развития творческого воображения, креативности и  не стандартного мышления старших дошкольников.

Практическая значимость результатов

1. Созданный  банк методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по данной теме широко используется для обогащения и совершенствования воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

2. Педагогический опыт участников проекта востребован на образовательных площадках  и порталах разного уровня

Выступление "Опыт педагогической деятельности в эстетическом развитии дошкольников"

X Областная научно - практическая конференция "Эстетическое воспитание в дошкольном образовании Новосибирской области: опыт, проблемы, перспективы. Март 2018г.

  • Переманова Н.И.

Выступление "Технология развития изобразительного творчества дошкольников через организованную образовательную деятельность " (в выступлении отражено использование нетрадиционных техник)

XII городская методическая неделя работников дошкольного образования. Апрель 2018г.

  • Переманова Н.И.

Выступление "Технология реализации нетрадиционных изобразительных техник в ДОУ"

Семинар заведующих ДОУ Октябрьского района «ОТСМ – РТВ – ТРИЗ – технологии как средство реализации ФГОС ДО» . Январь 2019г.

  • Переманова Н.И.

 Выступление "Технология развития изобразительного творчества дошкольников через организованную образовательную деятельность " (в выступлении отражено использование нетрадиционных техник)

Конференция работников образования Октябрьского района : точки роста и пути развития. Август 2018г.

  • Переманова Н.И.

Выступление "Изобразительное искусство как источник развития нетрадиционных изобразительных техник в ДОУ"

РМО педагогов Октябрьского района по направлению "Художественно - эстетическое развитие" "Использование инновационных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников". Апрель 2018г.

  • Переманова Н.И.

Выступление "Современные изобразительные техники в ДОУ"

МКДОУ д/с № 498. Семинар для педагогов.  Октябрь 2017г.

  • Переманова Н.И.

Выступление " Творческое развитие дошкольников средствами нетрадиционных изобразительных техник "

МКДОУ д/с № 498. Педсовет. Май 2018г.

  • Переманова Н.И.

Мастер - класс " Гравюра на картоне "

МКДОУ д/с № 498. Семинар- практикум для педагогов.  Декабрь 2018г.

  • Переманова Н.И.

Мастер - класс " Весенний пейзаж. Техника "Сухая кисть"

МКДОУ д/с № 498. Мастер класс для родителей.  Март 2018г.

  • Переманова Н.И.

Мастер - класс " Ромашковая Русь. Техника рисования по сырому, рисование бумагой, объемная аппликация "

МКДОУ д/с № 498. Мастер класс для родителей.  Май 2018г.

  • Переманова Н.И.

 Публикация "Технология развития изобразительного творчества дошкольников"

Департамент образования Мэрии г.Новосибирска. ГЦРО.

"Дошкольный вестник", октябрь 2018г.

  • Переманова Н.И.

Публикация "Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности"

          http://nsportal.ru/nadezhda-ivanovna-peremanova. Май 2018г.

  • Переманова Н.И.

         Публикация "Развитие детского изобразительного творчества

       средствами нетрадиционных графических техник"

http://www.vospitatelds.ru/categories/7

3. Результаты проекта определили дополнительный вектор развития воспитательно - образовательной работы ДОУ на ближайшие два – три  года:

  • Разработка комплексной образовательной программы  по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста;
  • Реализация проекта ДОУ по нетрадиционным техникам;
  • Разработка комплексной вариативной образовательной программы ДОУ по использованию нетрадиционных изобразительных техник.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

1. Результаты мониторингаМониторинг

Анкетирование

Конкурсы

Грамоты

Благодарности от родителей

Материально-техническое обеспечение проекта

Наименование материально-технического обеспечения для реализации проекта

Объёмы финансирования

(тыс. руб)

Всего

Имеется

Требуется

1

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.

- Проектная деятельность - 3 педагога.

- ОТСМ – ТРИЗ – РТВ технология – 2 педагога.

17 000

10 000

7 000

2

Мультимедийный проектор и экран, ноутбук, принтер, ламинатор, фотоаппарат, видеокамера, магнитофон

80 000

80 000

0

3

Детские книги, энциклопедии

5 000

4 000

1 000

4

Комплекты для творческих, развивающих игр (20 шт)

5 000

3 500

1 500

5

Кинетический песок (7 кг)

4 500

3 000

1 500

6

Канцелярские товары  (ручки, бумага, ватман, фломастеры)

1 000

1 000

0

7

Методическая литература

3 000

1 500

1 500

8

Заправка картриджей для принтера

1 000

500

500

9

Печать фотографий

1 000

1 000

0

10

Распечатка и ламинирование

1 000

1 000

0

11

Гуашь12 цветов (20 шт)

3 600

1 800

1800

12

Акварельные краски "Пчелка"-10 цветов (20 шт)

1 600

800

800

13

Пластилин (20 шт)

2 120

1 000

1 120

14

Кисть белка № 5 (20 шт)

1 800

1 800

0

15

Кисть белка № 3 (20 шт)

1 000

1 000

0

16

Кисть щетина № 10 (20 шт)

1 100

1 100

0

17

Карандаши цветные "Цветик" 18 цветов (20 шт)

2 700

1 500

1 200

18

Восковые мелки "Луч" (20 шт)

2 120

0

2 120

19

Альбом для рисования 40 листов (20 шт)

1 200

500

700

20

Нитки № 10 (20 шт)

30

0

30

21

Трубочки для коктейля (20 шт)

50

0

50

22

Фольга алюминиевая (20 шт)

100

50

50

Итого

135 920

115 450

20 870

Функционал участников проекта

ФИО

Должность

Обязанности

Переманова Надежда Ивановна

Воспитатель ИЗО

Руководитель творческой группы

Сазонова Елена Николаевна

Воспитатель

Работает по «ТРИЗ – технологии»

Шпехт Нина Александровна

Воспитатель

Работает по «ТРИЗ – технологии»

Всего в проект вовлечено 3 педагога и 20 воспитанников и их родителей из комбинированной группы.

Перечень источников

Нормативно – правовое:

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. - ООН 1990 г.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013грегистрационный № 30384).
  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20.05.2015г.).
  3. Программа воспитания  и обучения в детском саду "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., 2014г.

Методическое обеспечение проекта:

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
  • И.А.Лыковой "Изобразительная деятельность в детском саду", -  М.:ТЦС, 2014
  • И.А.Лыковой "Цветные ладошки", -  М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007 
  • Н.В.Дубровской «Приглашение к творчеству», - СПб. : Детство-Пресс, 2002 
  • А.А.Мелик-Пашаева и З.Н.Невлянской «Ступеньки к творчеству», -  М. : БИНОМ. Лаборатория знаний., 2012
  • Р.Г.Казакова "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники", - М,: ТЦС, 2005
  • Садилова Л.А. "Поделки из мятой бумаги".-М.:Издательство "Скрипторий 2003", 2011
  • Фиона Уотт " Я умею рисовать», - М.: Росмэн, 2004
  • Фиона Уотт " Как научиться рисоватть», - М.: Росмэн, 2004
  •  А.А.Фатеевой «Рисуем без кисточки», - Ярославль: Академия детства, 2007
  •  Мэри Энн Ф. Коль «Рисование красками», - М.: Астрель, АСТ. 2005
  •  Мэри Энн Ф. Коль «Рисование», - М.: Астрель, АСТ. 2005
  •  О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева "Пластилиновая картина", - М.:Мозаика -Синтез, 2011.
  • "Акварельные цветы" - Учебное издание. - М.:Мозаика-Синтез, 2011.
  •  Давыдова Г.Н. "Бумагопластика", - М.:Издательство "Скрипторий 2003", 2010г.
  •  Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.: «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» (Технология ТРИЗ): Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2016г.
  •  Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.: «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» (Технология ТРИЗ): Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017г.
  •  Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ): Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017г

Материально-техническое:

  • Слайды, фильмы, презентации, альбомы, иллюстрации, фотографии, представляющие нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
  • Художественные произведения и литературные материалы.
  • Развивающая среда, дидактические игры, пособия по ТРИЗ-технологии и технологиям нетрадиционной изобразительной деятельности.
  • Технические средства: телевизор, фотоаппарат, ноутбук.

Используемые технологии:

  1. Нетрадиционные изобразительные технологии.
  2. Технология «ТРИЗ».
  3. Технология предметно-развивающей среды.

2.  Информационно-коммуникативные технологии.

3.  Технологии интегрированного обучения.

5.  Игровые технологии.

6.  Личностно-ориентированные технологии.

7.  Технологии проектной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)

Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.Мы рекомендуем  следующие практики арт-тер...

фантазёры

выпускной для детей подготовительной группы...

Консультация для родителей "Врунишка или фантазёр"

Обман или фантазия вот в чем вопрос. Изучив эту статью можно понять почему многие родители говорят ребёнк "НЕ ВРИ" и при этом делают ошибку....

Фантазёрия

Из опыта работы кружка в детском саду. Использование нестандартных для детского сада видов деятельности даёт хороший результат. В данном материале представлено одно из таких направлений - кулинария....

Кружок "Фантазёры" экологическое воспитание (4 - 6лет)

Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы ...

Н.Носов "Фантазёры"

Представлена презентация, которая поможет воспитателям во время знакомства детей с творчеством Носова....

План кружковой работы "Маленькие фантазёры"

План разработан с целью развития и обогащения творческих способностей детей, через необычные и новые для ребёнка  формы работы....