Проект "Маленькие фантазёры"
проект по рисованию (подготовительная группа)
Проект "Маленькие фантазёры" направлен на развитие творческого потенциала дошкольников через интеграцию ТРИЗ технологии и нетрадиционных изобразительных техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Маленькие фантазёры" | 119.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Октябрьского района
«Детский сад № 498 комбинированного вида»
🖂 630126 г. Новосибирск, ул. Выборная 101/4 🕿 тел. и факс 269-20-05
Проект
«Маленькие фантазеры»
Авторы проекта:
Переманова Надежда Ивановна,
воспитатель ИЗО – высшая квалификационная категория
Сазонова Елена Николаевна,
воспитатель – высшая квалификационная категория
Шпехт Нина Александровна,
воспитатель – первая квалификационная категория
г. Новосибирск, 2019 г
Оглавление
- Краткая аннотация конкурсной работы 3
- Структура проекта 5
- Ресурсное обеспечение проекта 5
- Используемые технологии: 6
- Постановка проблемы 7
- Задачи проекта 9
- Ожидаемый результат: 11
- Риски: 11
- Этапы реализации проекта: 12
- Основные шаги реализации проекта 12
- Результаты работы над проектом 17
- Вывод: 17
- Дальнейшее развитие проекта: 18
- Материально-техническое обеспечение проекта 19
- Функционал участников проекта 20
- Литература 21
Приложение
1. Краткая аннотация конкурсной работы
Название конкурсной работы | «Маленькие фантазеры» |
Авторы | Творческая группа воспитателей МКДОУ д/с № 498 |
Краткое наименование ОО | МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 498» |
Актуальность | Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания жизни. Надо наших детей не заставлять запоминать большой объем информации, а научить самостоятельно добывать нужные знания и творчески их использовать для достижения поставленной созидательной цели на благо общества, получая при этом удовлетворение от продуктов своего творческого самовыражения.И начинать это нужно уже с дошкольного возраста. Надо наших детей не заставлять запоминать большой объем информации, а научить их самостоятельно добывать нужные знания для использования здесь и сейчас под собственные цели, сформировать потребность в созидательной деятельности, в творческом самовыражении. ТРИЗ-технология поможет воспитателям изменить процесс обучения, придаст занятиям развивающий характер, активизирует у детей творческий потенциал. Использование нетрадиционных изобразительных техник дает толчок развитию их творческого воображения, подталкивает к созданию нового для себя продукта, формирует желание творить и созидать. |
Цель | Создание условий для развития творческого воображения, креативности и нестандартного мышления старших дошкольников. |
Задачи |
|
Участники | Дети, родители, педагоги |
Сроки реализации/ продолжительность | сентябрь 2017 – май 2018 гг. |
Краткое описание конкурсной работы | В проекте представлены пути развития творческих творческого воображения способностей старших дошкольников средствами технологии ТРИЗ и нетрадиционной изобразительной деятельности. |
Результаты | Педагоги: - повысилась профессиональная компетентность педагогов по данной теме; - создан банк методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по данной теме; - повысилась творческая, педагогическая активность и инициативность педагогов в ходе организации взаимодействия с детьми и родителями; - расширились рамки возможного использования метода проектирования в воспитательно-образовательном процессе. Родители: - повысили свою компетентность в области развития воображения, креакивности и творческой активности дошкольников; - стали активными, инициативными участниками воспитательно-образовательного процесса - повысилась мотивация родителей к совместной познавательной, творческой деятельности; - произошло сближение семей в достижении общей цели. Воспитанники:
|
Ресурсы (бюджет) | Всего надо: 135 920 руб. Имеется: 115 450 руб. Требуется: 20 870 руб. |
Способы оценивания результатов |
|
Описание учреждения
1.1. Информационная справка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 498 комбинированного вида» введен в эксплуатацию 5 августа 1990 года. Проектная мощность дошкольного образовательного учреждения – 17 групп. Лицензия: серия А № 0002291, регистрационный номер 6984. Адрес официального сайта МКДОУ д/с № 498 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: ds498nsk.edusite.ru
Адрес здания | Общая площадь | Площадь территории |
ул. Выборная, 101/4 | 2385 м2 | 11300м2 |
ул. Выборная, 20 | 717,5 м2 | 3776м2 |
1.2. Сведения о воспитанниках
Всего в учреждении работает 17 групп. Из них 3 группы для детей в возрасте до 3-х лет, 10 групп общеразвивающей направленности от 3 –х до 7 –ми лет, 4 группы комбинированной направленности для детей с речевыми нарушениями.
В ДОУ реализуется «Общеобразовательная программа МКДОУ д/с № 498», разработанная с использованием общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой Н.В.
- Перспективы на ближайшие два – три года ДОУ?:
- Проведение мастер-классов, семинаров для педагогов ДОУ, родителей воспитанников «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития творческого потенциала дошкольников».
- Проведение мастер-классов, семинаров для педагогов ДОУ, родителей воспитанников «ТРИЗ – технологии для развития творческих способностей воспитанников».
- Разработка комплексной образовательной программы по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста.
- Реализация проекта ДОУ по нетрадиционным техникам.
- Разработка комплексной вариативной образовательной программы ДОУ по использованию нетрадиционных изобразительных техник.
- Обобщение и представление опыта по данным темам в ДОУ среди педагогов и родителей , на образовательных площадках города, области, в образовательном
интернет - пространстве.
2. Структура проекта
1. Проблема (актуальность темы) 2. Мотивация 3. Цель проекта 4. Задачи проекта 5. Методическое обеспечение проекта 6. Выбор темы | 7 Сбор сведений 8. Выбор проекта 9. Ожидаемый результат 10. Реализация проекта 11. Результаты работы, диагностика 12. Литература 13. Приложения |
3. Ресурсное обеспечение проекта
Дальнейшее развитие проекта:
- привлечение к участию в проекте педагогов, воспитанников и родителей всех групп детского сада;
- представление накопленного опыта внедрения нетрадиционных техник изобразительной деятельности и ТРИЗ-технологии на мероприятиях различного уровня;
- трансляция опыта работы по развитию качеств творческой личности у детей и взрослых.
- реализация и обновление программ по технологии ТРИЗ и нетрадицонным изобразительным техникам в ДОУ;
- реализация проекта художественно - эстетической направленности по конструктивно - модельной деятельности;
- использование результатов проекта в реализации проекта ДОУ инженерной направленности.
Постановка проблемы
Творчество – это необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека»
Л.С.Выготский
На сегодняшний день произошли серьезным изменениям в системе дошкольного образования: вступил в силу закон «Об образовании РФ", разработан ФГОС ДО, в котором обозначены основные принципы, определяющие художественно-эстетическую деятельность дошкольников, раскрыто содержание понятия художественно - эстетического развития ребенка, одной из составляющих частей которого является реализация изобразительной творческой деятельности дошкольников.
Важной задачей направления "Художественно – эстетическое развитие" является развитие детского художественного творчества, которое не только способствует формированию основ базовой культуры личности ребенка, но и поддерживает его интерес к созданию нового для себя продукта, к творческой деятельности вообще.
По большому счету, занимаясь данным направлением развития дошкольника, мы вносим свою лепту в подготовку его к жизни в современном обществе, где он сможет творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения, быть готовым к созданию принципиально новых идей, самовыражаться и самоутверждаться как творческая личность на выбранном поприще, проявлять свою активную жизненную позицию.
А это - одни из ведущих целей Примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" и актуальное требование современного времени.
Одной из составляющих понятия изобразительного творчества по словам Е.А.Флёриной, является работа воображения, которое помогает ребенку отражать в рисунке свои наблюдения, впечатления, полученные через слово, различного рода изображения и, конечно, через искусство.
Именно недостаток развития воображения и креативности мышления зачастую становится проблемой при создании ребенком оригинальных, неповторимых образов.
Эффективным способом, дающим толчок в развитии ребенка в данном направлении, является использование нетрадиционных изобразительных техник, способствующих, по словам Р.Г.Казаковой, созданию выразительных образов.
Кроме того, создавая изображения в данных техниках ребенку приходится
- самостоятельно переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию
- видеть новую функцию предмета (объекта)
- видеть проблему в стандартной ситуации;
- видеть структуру объекта
- проявлять способность к альтернативным решениям
-комбинировать ранее известные способы деятельности с новыми, то есть, по слова И.Я. Лернера, проявлять черты творческой деятельности, что соответствует и задачам технологии ТРИЗ, уникального инструмента развития креативной, творческой личности, актуального и востребованного в современном модернизированном образовательном пространстве. Одной из ведущих задач ТРИЗ технологии также является задача развития творческого воображения и мышления.
Новизна: определение методов и приёмов технологии ТРИЗ и нетрадиционных техник рисования, обеспечивающих развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для развития творческого воображения, креативности и нестандартного мышления старших дошкольников.
Задачи проекта
Для детей
Образовательные:
- знакомить с нетрадиционными техниками рисования;
- совершенствовать изобразительную грамотность;
- учить видеть красоту, оригинальность созданного изображения;
- формировать способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, уметь рассуждать и делать выводы;
- учить находить ответы при решении творческих задач, выход из проблемных ситуаций.
Развивающие:
- развивать творческое воображение;
- развивать образное эстетическое восприятие;
- развивать художественно-творческие способности;
- развивать оригинальность мышления, самостоятельность, инициативу, творческую, познавательную активность;
- развивать познавательные способности детей, находчивость, внимательность, сообразительность;
- развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать творческую самостоятельность;
- воспитывать чувство прекрасного, гармонии;
- воспитывать интерес к художественно-творческой изобразительной деятельности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
Задачи для родителей:
- активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития творческих способностей у детей через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями;
- обратить внимание на проблему развития детского творческого воображения;
- развивать творческие возможности родителей;
- формировать партнерские отношения родителей с педагогами, семьями, воспитанниками;
- ориентировать родителей на необходимость развития у детей творческого воображения как основы формирования творческой личности, как залога успешности и будущей самореализации ребенка;
- формировать бережное отношение к детскому творчеству.
Задачи для педагогов:
- повысить компетентность педагогов в использовании нетрадиционных техник рисования, методов и приёмов технологии ТРИЗ для развития творческих способностей воспитанников;
- внедрить в образовательное пространство детского сада технологии: ТРИЗ и нетрадиционной изобразительной деятельности, направленные на развитие гибкости, подвижности, системности, диалектичности мышления и творческого воображения – фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельности;
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач в ходе организации учебно-воспитательного процесса;
- определить влияние данных технологий на развитие творческих способностей детей;
- создать условия для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетенции родителей;
- развивать конструктивные взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- пополнить методическую, дидактическую "копилку" ДОУ по данной теме.
Ожидаемый результат:
На этапе завершения проекта
- возрастает компетенция педагогов по направлению ТРИЗ и использованию нетрадиционных изобразительных техник, будут внесены дополнения в воспитательно - образовательный процесс и его материально - техническое оснащение
- творческий рост педагогов, создание банка методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по даной теме, дополнение и обновление воспитательно - образовательного процесса;
- будет создана системы разнообразных форм взаимодействия с семьёй в вопросах развития ребёнка средствами технологии ТРИЗ и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности
воспитанник:
- обладает более высоким уровнем развития воображения развитым воображением, проявляет инициативу, самостоятельность в познавательно-творческой деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
- обладает представлениями о разнообразных изобразительных техниках;
- эмоционально открывается на красоту образов, созданных в данных техниках;
- обладает умениями в изобразительной деятельности, способен создать изображение на основе образа, полученного в ходе использования выбранной техники.
Риски:
- Недостаточность теоретической системной подготовки педагогов по данным направлениям.
- Недостаток материальной обеспеченности средствами изобразительной деятельности, пособиями по ТРИЗ-технологии для творчества детей.
Недопонимание со стороны родителей значимости проектной деятельности дошкольников.
Обоснование актуальности проекта
Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания жизни. Стратегия подготовки таких людей и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо менять не только тактику, но и стратегию обучения и не только в школе, но в первую очередь в условиях детского сада.
Что же происходит с обществом? Главный признак – это тотальная информатизация. Объем знаний, наработанных человечеством, растет, и данная тенденция явно будет сохраняться в ближайшем будущем. В связи с этим, задача педагогики – передача знаний подрастающему поколению – явно проваливается.
Надо наших детей не заставлять запоминать большой объем информации, а научить самостоятельно добывать нужные знания и творчески их использовать для достижения поставленной созидательной цели на благо общества, получая при этом удовлетворение от продуктов своего творческого самовыражения.
Надо наших детей не заставлять запоминать большой объем информации, а научить самостоятельно добывать нужные знания для использования здесь и сейчас под собственные цели.
Одним из требований ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, в том числе и формирование умений у дошкольников проявлять свои индивидуальные способности и таланты.
Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Одной из ведущих задач ТРИЗ технологии является задача развития творческого воображения и мышления.
Использование нетрадиционных изобразительных техник дает толчок развитию творческого воображения ребенка, подталкивает его к созданию нового для себя продукта, формирует желание творить и созидать.
Поэтому решению проблемы развития творческих способностей старших дошкольников средствами технологии ТРИЗ и нетрадиционной изобразительной деятельности мы и посвятили наш проект.
Готовность к реализации проекта
В проекте задействованы три педагога высшей и первой квалификационной категории.
Повышение квалификации
- Воспитатель ИЗО Переманова Н.И. прошла курсы повышения в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по программе "Реализация задач ФГОС ДО средствами искусства"
- Воспитатель Сазонова Е.Н. прошла курсы повышения квалификации с участием Сидорчук Татьяны Александровны - кандидата педагогических наук, научного руководителя общественной организации «Волга - ТРИЗ», руководитель 34 экспериментальных площадок по России (декабрь, 2017 г);
- Воспитатель Шпехт Н.А. прошла курсы повышения квалификации в НГПУ по дополнительной профессиональной программе «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста и воспитателей ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» (май, 2017г).
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Мотивация:
У детей нашей группы в этом году проявился высокий интерес к книгам. Они с удовольствием слушают произведения разных жанров, рассматривают иллюстрации, активно участвуют в подборе, обновлении литературы в книжном уголке в соответствии с темами недели. Находят для очередной темы много интересного и полезного в групповой библиотеке, а также подбирают книги дома самостоятельно и с родителями. Книжный уголок у нас всегда востребован, дети любят проводить там свое свободное время.
Так в начале года, работая в теме недели "Правила дорожные всем нам знать положено" мы читали рассказ Н.Носова "Незнайка за рулём" из книги, которую принесла Вероника. Детям очень понравилось, и они захотели познакомиться и с другими произведениями писателя.
Больше всего на детей произвел впечатление рассказ "Фантазёры". Было смешно и интересно. После прочтения, мы обратили внимание на проблемы героев и способы их решения:
Воспитатель | Дети |
У кого в этом рассказе была проблема? Какая? | У Игоря |
Что хотел Игорь? | Съесть варенье. |
Что мешало? | Могла узнать мама. |
Что сделал Игорь, чтобы решить проблему? | Намазал губы сестре Ире вареньем. |
Как решить проблему Котьки? Совет герою | Не врать, спросить разрешения у мамы. |
Когда стали обсуждать, чем отличается фантазия от обмана, дети пришли к выводу, что обман приводит к плохим поступкам, а с помощью фантазии, воображения можно придумать что-то интересное и необычное, увлекательное. Фантазируя все радуются, она помогает отгадывать загадки, играть, и особенно рисовать.
А затем ребята предложили решить проблему героев с помощью рисования. Получились интересные, неожиданные решения. Но самое большое впечатление произвели Дашины "Цветы", которыми она решила проблему Ириных слёз, успокоила и порадовала её.
Детей впечатлило, что такую красоту Даша нарисовала необычным способом - с помощью ладошки и своей фантазии. Простое решение и прекрасное впечатление!
Всем захотелось попробовать этот способ и узнать, как ещё можно необычно рисовать и фантазировать.
Так было принято решение начать проект и так его и назвать - "Маленькие фантазеры".
Этапы реализации проекта:
1 этап, мониторинго-исследовательский (сентябрь, 2018г): изучение литературы по теме проекта, тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, совместное составление плана работы по проекту.
2 этап, аналитико-формирующий (октябрь, 2018г.): анализ условий и имеющихся ресурсов, определение основных мероприятий по реализации проекта.
3 этап, внедренческий (ноябрь, 2018г. – апрель, 2018г.): накопление опыта проведения образовательной деятельности с использованием приёмов ТРИЗ, приемов нетрадиционной изобразительной деятельности в рамках интегрированного образовательного пространства, направленных на развитие творческого воображения способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4 этап, аналитико-просветительский (май, июнь 2018г.): проверка успешности выбранных методов работы для решения поставленных целей и задач, анализа результатов итоговой диагностики, оформление материалов опыта.
Основные шаги реализации проекта
Первый этап, мониторинго-исследовательский
(сентябрь, 2018г.)
- Изучение литературы по теме проекта.
- Тестирование педагогов (приложение 3).
- Мониторинг воспитанников (приложение 1).
- Анкетирование родителей (приложение 2).
- Составление плана работы по проекту.
Второй этап, аналитико-формирующий
(октябрь, 2018г.)
- Анализ условий и имеющихся ресурсов
- Создание банка имеющихся и необходимых для реализации проекта методических, психолого-педагогических, диагностических материалов.
- Составление плана воспитательно - образовательных мероприятий.
- Составление совместного с родителями плана работы в рамках проекта.
- Организация повышения квалификации педагогов, участвующих в проекте, в области применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности и ТРИЗ-технологии.
Составление плана мероприятий по повышению квалификации педагогов ДОУ в области применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности и ТРИЗ-технологии.
- Подготовка и приобретение необходимых материалов для практической работы по изобразительной деятельности.
- Разработка картотеки ТРИЗ-минуток, подборка техник нетрадиционной изобразительной деятельности обеспечивающих развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
- Составление картотеки игр и упражнений, творческих заданий, направленных на развитие творческого потенциала детей.
- Изготовление дидактических игр и пособий по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности и технологии ТРИЗ (Круги Луллия, «Имя признака – значение имени признака», экраны для игры «Системный оператор» и др.)
Третий этап, внедренческий
(ноябрь, 2018г. – апрель, 2019г.)
1. Повышение компетентности педагогов, участвующих в пректе нас илидругих? Или это распространение трансляция опыта
- Семинар - практикум «Что такое ТРИЗ - технология?»
- Деловая игра «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами технологии ТРИЗ»
- Семинар - практикум «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
- Прохождение курсов повышения квалификации (приложение 4)
- Посещение РМО, семинаров по теме проекта (приложение 4)
- Сазонова Е.Н. приняла участие в работе городского круглого стола "Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ДО";
- Сазонова Е.Н, воспитатель, приняла участие в работе круглого стола "Развитие компетенций XXI века у детей дошкольного возраста посредством инженерных наук" в рамках Международной образовательной выставки «УчСиб – 2018»;
- Педагоги ДОУ., Сазонова Е.Н., Шпехт Н.Н. приняли участие в работе III Всероссийской научно-практической конференции "ОТСМ-РТВ-ТРИЗ" в образовательном процессе ДОО» (апрель 2018
- Переманова Н.И.
X Областная научно - практическая конференция "Эстетическое воспитание в дошкольном образовании Новосибирской области: опыт, проблемы, перспективы. Март 2018г.
- Переманова Н.И.
XII городская методическая неделя работников дошкольного образования.
"Развитие творческих способностей детейсредствами художественно - эстетической деятельности". Апрель 2018г.
- Переманова Н.И.
РМО педагогов Октябрьского района по направлению "Художественно - эстетическое развитие" "Использование инновационных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников". Апрель 2018г.
- Переманова Н.И., Сазонова Е.Н., Шпехт Н.А.
"Современные инновационные технологии в ДОУ"
МКДОУ д/с № 498. Семинар для педагогов. Октябрь 2017г.
- Переманова Н.И., Сазонова Е.Н., Шпехт Н.А.
" Творческое развитие дошкольников в ДОУ "
МКДОУ д/с № 498. Педсовет. Май 2018г.
2. Совместная работа педагогов и родителей
- Педагогическая гостиная «Учимся нетрадиционным техникам изобразительной деятельности».
- Консультация «Игры по ТРИЗ-технологии на развитие воображения».
- Консультация "Игротека для родителей. ТРИЗ-игры: развиваем творческие способности дошкольников».
- Консультации для родителей «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии дошкольников».
- Консультирование по изготовлению мини-проектов.
- Привлечение родителей к обогащению предметно-пространственной развивающей среды:
- ТРИЗ - мастерская: изготовление игр, пособий и оборудования
- пополнение уголка изодеятельности необходимыми художественными, изобразительными, демонстрационными материалами, репродукциями, буклетами, альбомами, демонстрирующими многообразие изобразительных техник в исполнении профессиональных художников
- Помощь в организации и проведении родителями мастер-класса "Фантазия без границ".
- Мастер-класс для родителей «Методы и приемы ТРИЗ для развития творческих способностей старших дошкольников».
- Мастер класс для родителей "Весенний пейзаж. Техника "Сухая кисть"
- Мастер - класс для родителей " Ромашковая Русь. Техника рисования по сырому, рисование бумагой, объемная аппликация "
- Организация и проведение экскурсии в Новосибирский художественный музей "В музее живут картины" с участием в мастер-классе "В мастерской художника" по технике "Монотипия".
- Информирование родителей о ходе проекта.
3. Совместная деятельность педагогов и детей
(НОД, совместная деятельность, самостоятельная деятельность)
- социально-коммуникативное развитие | - рассматривание книг, репродукций, выполненных в нетрадиционной технике - рассматривание созданных совместно с родителями работ в новых техниках; - просмотр презентаций "Художники и их фантастические картины"; - дидактически игры: «Загадки - отгадки»; "Превращения","Конструирование по словесной установке"(приложение 7); - триз -минутки; - театрализованные, сюжетно-ролевые игры с перевоплощением. | |
- художественно-эстетическое развитие | Ознакомление с искусством | - Презентация "Музыка линий" - знакомство с художником Василием Кандинским, с картинами "Желтый, красный, синий", "Синий", "Оранжевый", "Фуга". - Цикл бесед "Необычные картины" (работы А.Скот, Г.Тунана, Л.Янга , техника "монотипия", "набрызг", "живопись руками"). |
Рисование: НОД | - Весёлые ладошки - Натюрморт с листьями (оттиск, "дудлинг") - Трафаретные картины (рисование трафаретами) - Осень золотая (набрызг) - Листики-загадки - Секреты кляксы - Превращение капли - Ниточка-художница - Волшебник добрый и злой - Рисование по мятой бумаге - Отражение в воде (монотпия) - Рисуем музыку космоса | |
Рисование: совместная деятельность | - рисование сухой кистью, - рисование ватными палочками - рисование воздухом (трубочкой) - нитью - коллаж - "Загадочная встреча" - отгадай загадку с помощью рисунка - рисуем музыку | |
Лепка | - пластилинография; - из теста; - из снега; - из влажного песка; - из бумажной массы | |
Аппликация | - бумажные секреты (на что похожи обрывки бумаги); | |
Прикладное творчество | (работа с бумагой) - оригами "Придумай на что похоже" - поделки из мятой бумаги - фольгопластика | |
Конструктивно - модельная деятельность | - из строительного материала - из разнообразных пластмассовых конструкторов | |
Самостоятельная изобразительная деятельность детей в уголке ИЗО | ||
Музыкальная деятельность | Музыкально-игровое и танцевальное творчество: - импровизация под музыку: М.Протасов: "Черепашонок", "Рожки и копытца", "Вратарь", "Тереодор". Н.А.Римский-Корсаков: "Царевна-Лебедь" М.П.Мусоргский "Баба-Яга" Григ: "Шествие гномов" Э.Григт"Бабочки" К.Дебюсси "Кукольный Кэк-куок"(котенок) В Шаинского "Голубой вагон", "Улыбка", "Учат в школе" и т.д. | |
Конструктивно-модельная деятельность | - конкурс "Самый фантастический дом", "Лучший космический мост" - создание необычного образа здания с помощью строительных материалов, деталей конструктора, придумывание названия; - "НЛО" из модулей и подручного материала.
| |
- познавательное развитие - речевое развитие - совместная деятельность по ТРИЗ | - НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ «Рассказы Н.Носова»; - презентация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - дидактические игры на воображение; - НОД: освоение приемов ТРИЗ: - морфологический ящик; - типовые приемы фантазирования; - метод фокальных объектов и др. | |
Художественная литература: - Н.Носов "Фантазёры" - Волшебные сказки: "Золушка", " Кот в сапогах","Мальчик с пальчик", "Снегурочка", "Баба Яга - Костяная нога", " По щучьему велению", "Сивка-бурка" и др.; -Л.Гераскина "В стране невыученных уроков"; - В.Губарев "Королевсто кривых зеркал"; - К.Чуковский "Чудо-дерево". ТРИЗ технология: - решение сказочных задач; - придумывание сказок; - составление загадок; | ||
Дидактические игры (приложение: |
4. Совместная деятельность детей и родителей
- Создание совместной работы в выбранной нетрадиционной технике для участия в выставке "Волшебное рисование" (приложение 6);
- Изготовление мини-проектов по выбранным нетрадиционным техникам (приложение 6);
- Изготовление дидактических игр; пособий для применения ТРИЗ-технологии и технологий нетрадиционной изобразительной деятельности;
- Совместный подбор материалов (информационных, художественных, дидактических, репродукций, результатов творческой деятельности и т. д.) для обогащения РППОС;
- Родительский мастер-класс для детей «Рисование глазурью» (приложение 6).
Четвертый этап, аналитико-просветительский:
(май, июнь 2018г.)
- анкетирование педагогов, родителей, итоговый мониторинг (приложение 1)
- анализ проведенных мероприятий;
- определение дальнейших перспектив данного проекта;
- трансляция опыта (приложение 5)..обобщение опыта с целью дальнейшего его ииспользования и распространения.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
ИЛИ Результаты работы над проектом?
Педагоги:
- повысилась профессиональная компетентность педагогов;
- создан банк методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по данной теме;
- повысилась творческая, педагогическая активность и инициативность педагогов в ходе организации взаимодействия с детьми и родителями;
- расширились рамки возможного использования метода проектирования в воспитательно-образовательном процессе.
Родители:
- повысили свою компетентность в данных областях;
- стали активными, инициативными участниками воспитательно-образовательного процесса;
- повысилась мотивация родителей к совместной познавательной, творческой деятельности;
- произошло сближение семей в достижении общей цели, родители стали полноправными участниками образовательного процесса.
Воспитанники:
- имеют более высокий уровень развития творческого воображения;
- активно и творчески знают и применяют нетрадиционные изобразительные техники, приёмы ТРИЗ;
- активно и творчески применяют усвоенные способы изображения, и свои, созданные в процессе изодеятельности;
- стали проявлять любознательность, самостоятельность, инициативность;
- стали более эмоционально откликаться на участие в творческой деятельности;
- усилился интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- динамика роста познавательного, личностного и творческого развития детей в ходе проекта подтверждена результатами мониторинга(приложение 1).
Вывод:
В ходе проекта
Считаем, что использование нетрадиционных изобразительных техник и технологии ТРИЗ в работе с детьми помогает не только в развитии их творческого потенциала способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.
Как и почему люди становятся гениями – неизвестно. Но почти все гении, по крайней мере, обладают двумя общими качествами: они постоянно стремятся к достижению какой-либо цели и с самого детства чувствуют себя уверенно и спокойно. Причина их замечательного развития связана с тем, что их поощряли в раннем детстве и способствовали развитию творчестваспособностей. Так давайте же и мы будем развивать своих детей, чтобы они выросли творческими личностями.
Таким образом, интегрирование возможностей использования нетрадиционных изобразительных техник и потенциал технологии ТРИЗ способно эффективно и результативно решать проблему развития творческого воображения, креативности и не стандартного мышления старших дошкольников.
Практическая значимость результатов
1. Созданный банк методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по данной теме широко используется для обогащения и совершенствования воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.
2. Педагогический опыт участников проекта востребован на образовательных площадках и порталах разного уровня
- В январе 2018 года в МКДОУ д/с № 498 прошёл семинар для старших воспитателей Октябрьского района по теме: «ОТСМ – РТВ – ТРИЗ – технологии как средство реализации ФГОС ДО»;
- В январе 2019 года в МКДОУ д/с № 498 прошёл семинар для заведующих ДОУ Октябрьского района по теме: «Современные образовательные технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
- 29 августа 2018 года в актовом зале ДТД и УМ «Юниор» состоялось пленарное заседание конференции работников образования «Система образования Октябрьского района: точки роста и пути развития». Сазонова Елена Николаевна, воспитатель, приняла участие в выставке достижений образовательных организаций по направлению: инженерное образование, представлены игровые пособия по ТРИЗ-технологии.
- Сазонова Е.Н. приняла участие в работе городского круглого стола "Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ДО"с выступлением по теме "ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС" (февраль, 2018г); приложение №
- Сазонова Е.Н, воспитатель, приняла участие в работе круглого стола "Развитие компетенций XXI века у детей дошкольного возраста посредством инженерных наук" в рамках Международной образовательной выставки «УчСиб – 2018» (выступление);
- Педагоги ДОУ., Сазонова Е.Н., Шпехт Н.Н. приняли участие в работе III Всероссийской научно-практической конференции "ОТСМ-РТВ-ТРИЗ" в образовательном процессе ДОО» (апрель 2018 г);
- Переманова Н.И.
Выступление "Опыт педагогической деятельности в эстетическом развитии дошкольников"
X Областная научно - практическая конференция "Эстетическое воспитание в дошкольном образовании Новосибирской области: опыт, проблемы, перспективы. Март 2018г.
- Переманова Н.И.
Выступление "Технология развития изобразительного творчества дошкольников через организованную образовательную деятельность " (в выступлении отражено использование нетрадиционных техник)
XII городская методическая неделя работников дошкольного образования. Апрель 2018г.
- Переманова Н.И.
Выступление "Технология реализации нетрадиционных изобразительных техник в ДОУ"
Семинар заведующих ДОУ Октябрьского района «ОТСМ – РТВ – ТРИЗ – технологии как средство реализации ФГОС ДО» . Январь 2019г.
- Переманова Н.И.
Выступление "Технология развития изобразительного творчества дошкольников через организованную образовательную деятельность " (в выступлении отражено использование нетрадиционных техник)
Конференция работников образования Октябрьского района : точки роста и пути развития. Август 2018г.
- Переманова Н.И.
Выступление "Изобразительное искусство как источник развития нетрадиционных изобразительных техник в ДОУ"
РМО педагогов Октябрьского района по направлению "Художественно - эстетическое развитие" "Использование инновационных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников". Апрель 2018г.
- Переманова Н.И.
Выступление "Современные изобразительные техники в ДОУ"
МКДОУ д/с № 498. Семинар для педагогов. Октябрь 2017г.
- Переманова Н.И.
Выступление " Творческое развитие дошкольников средствами нетрадиционных изобразительных техник "
МКДОУ д/с № 498. Педсовет. Май 2018г.
- Переманова Н.И.
Мастер - класс " Гравюра на картоне "
МКДОУ д/с № 498. Семинар- практикум для педагогов. Декабрь 2018г.
- Переманова Н.И.
Мастер - класс " Весенний пейзаж. Техника "Сухая кисть"
МКДОУ д/с № 498. Мастер класс для родителей. Март 2018г.
- Переманова Н.И.
Мастер - класс " Ромашковая Русь. Техника рисования по сырому, рисование бумагой, объемная аппликация "
МКДОУ д/с № 498. Мастер класс для родителей. Май 2018г.
- Переманова Н.И.
Публикация "Технология развития изобразительного творчества дошкольников"
Департамент образования Мэрии г.Новосибирска. ГЦРО.
"Дошкольный вестник", октябрь 2018г.
- Переманова Н.И.
Публикация "Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности"
http://nsportal.ru/nadezhda-ivanovna-peremanova. Май 2018г.
- Переманова Н.И.
Публикация "Развитие детского изобразительного творчества
средствами нетрадиционных графических техник"
http://www.vospitatelds.ru/categories/7
3. Результаты проекта определили дополнительный вектор развития воспитательно - образовательной работы ДОУ на ближайшие два – три года:
- Разработка комплексной образовательной программы по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста;
- Реализация проекта ДОУ по нетрадиционным техникам;
- Разработка комплексной вариативной образовательной программы ДОУ по использованию нетрадиционных изобразительных техник.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
1. Результаты мониторингаМониторинг
Анкетирование
Конкурсы
Грамоты
Благодарности от родителей
Материально-техническое обеспечение проекта
№ | Наименование материально-технического обеспечения для реализации проекта | Объёмы финансирования (тыс. руб) | ||
Всего | Имеется | Требуется | ||
1 | Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. - Проектная деятельность - 3 педагога. - ОТСМ – ТРИЗ – РТВ технология – 2 педагога. | 17 000 | 10 000 | 7 000 |
2 | Мультимедийный проектор и экран, ноутбук, принтер, ламинатор, фотоаппарат, видеокамера, магнитофон | 80 000 | 80 000 | 0 |
3 | Детские книги, энциклопедии | 5 000 | 4 000 | 1 000 |
4 | Комплекты для творческих, развивающих игр (20 шт) | 5 000 | 3 500 | 1 500 |
5 | Кинетический песок (7 кг) | 4 500 | 3 000 | 1 500 |
6 | Канцелярские товары (ручки, бумага, ватман, фломастеры) | 1 000 | 1 000 | 0 |
7 | Методическая литература | 3 000 | 1 500 | 1 500 |
8 | Заправка картриджей для принтера | 1 000 | 500 | 500 |
9 | Печать фотографий | 1 000 | 1 000 | 0 |
10 | Распечатка и ламинирование | 1 000 | 1 000 | 0 |
11 | Гуашь12 цветов (20 шт) | 3 600 | 1 800 | 1800 |
12 | Акварельные краски "Пчелка"-10 цветов (20 шт) | 1 600 | 800 | 800 |
13 | Пластилин (20 шт) | 2 120 | 1 000 | 1 120 |
14 | Кисть белка № 5 (20 шт) | 1 800 | 1 800 | 0 |
15 | Кисть белка № 3 (20 шт) | 1 000 | 1 000 | 0 |
16 | Кисть щетина № 10 (20 шт) | 1 100 | 1 100 | 0 |
17 | Карандаши цветные "Цветик" 18 цветов (20 шт) | 2 700 | 1 500 | 1 200 |
18 | Восковые мелки "Луч" (20 шт) | 2 120 | 0 | 2 120 |
19 | Альбом для рисования 40 листов (20 шт) | 1 200 | 500 | 700 |
20 | Нитки № 10 (20 шт) | 30 | 0 | 30 |
21 | Трубочки для коктейля (20 шт) | 50 | 0 | 50 |
22 | Фольга алюминиевая (20 шт) | 100 | 50 | 50 |
Итого | 135 920 | 115 450 | 20 870 |
Функционал участников проекта
ФИО | Должность | Обязанности |
Переманова Надежда Ивановна | Воспитатель ИЗО | Руководитель творческой группы |
Сазонова Елена Николаевна | Воспитатель | Работает по «ТРИЗ – технологии» |
Шпехт Нина Александровна | Воспитатель | Работает по «ТРИЗ – технологии» |
Всего в проект вовлечено 3 педагога и 20 воспитанников и их родителей из комбинированной группы.
Перечень источников
Нормативно – правовое:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. - ООН 1990 г.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013грегистрационный № 30384).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20.05.2015г.).
- Программа воспитания и обучения в детском саду "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., 2014г.
Методическое обеспечение проекта:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
- И.А.Лыковой "Изобразительная деятельность в детском саду", - М.:ТЦС, 2014
- И.А.Лыковой "Цветные ладошки", - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
- Н.В.Дубровской «Приглашение к творчеству», - СПб. : Детство-Пресс, 2002
- А.А.Мелик-Пашаева и З.Н.Невлянской «Ступеньки к творчеству», - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний., 2012
- Р.Г.Казакова "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники", - М,: ТЦС, 2005
- Садилова Л.А. "Поделки из мятой бумаги".-М.:Издательство "Скрипторий 2003", 2011
- Фиона Уотт " Я умею рисовать», - М.: Росмэн, 2004
- Фиона Уотт " Как научиться рисоватть», - М.: Росмэн, 2004
- А.А.Фатеевой «Рисуем без кисточки», - Ярославль: Академия детства, 2007
- Мэри Энн Ф. Коль «Рисование красками», - М.: Астрель, АСТ. 2005
- Мэри Энн Ф. Коль «Рисование», - М.: Астрель, АСТ. 2005
- О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева "Пластилиновая картина", - М.:Мозаика -Синтез, 2011.
- "Акварельные цветы" - Учебное издание. - М.:Мозаика-Синтез, 2011.
- Давыдова Г.Н. "Бумагопластика", - М.:Издательство "Скрипторий 2003", 2010г.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.: «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» (Технология ТРИЗ): Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2016г.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.: «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» (Технология ТРИЗ): Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017г.
- Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ): Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017г
Материально-техническое:
- Слайды, фильмы, презентации, альбомы, иллюстрации, фотографии, представляющие нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
- Художественные произведения и литературные материалы.
- Развивающая среда, дидактические игры, пособия по ТРИЗ-технологии и технологиям нетрадиционной изобразительной деятельности.
- Технические средства: телевизор, фотоаппарат, ноутбук.
Используемые технологии:
- Нетрадиционные изобразительные технологии.
- Технология «ТРИЗ».
- Технология предметно-развивающей среды.
2. Информационно-коммуникативные технологии.
3. Технологии интегрированного обучения.
5. Игровые технологии.
6. Личностно-ориентированные технологии.
7. Технологии проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)
Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.Мы рекомендуем следующие практики арт-тер...
фантазёры
выпускной для детей подготовительной группы...
Консультация для родителей "Врунишка или фантазёр"
Обман или фантазия вот в чем вопрос. Изучив эту статью можно понять почему многие родители говорят ребёнк "НЕ ВРИ" и при этом делают ошибку....
Фантазёрия
Из опыта работы кружка в детском саду. Использование нестандартных для детского сада видов деятельности даёт хороший результат. В данном материале представлено одно из таких направлений - кулинария....
Кружок "Фантазёры" экологическое воспитание (4 - 6лет)
Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы ...
Н.Носов "Фантазёры"
Представлена презентация, которая поможет воспитателям во время знакомства детей с творчеством Носова....
План кружковой работы "Маленькие фантазёры"
План разработан с целью развития и обогащения творческих способностей детей, через необычные и новые для ребёнка формы работы....