ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа по рисованию (старшая,подготовительная группа) по теме
Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.
Мы рекомендуем следующие практики арт-терапии: рисование нетрадиционными способами, работу с природным материалом, танец, оригами, сказку и пр. Изобразительная деятельность – мощное средство самовыражения. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artterapiya1.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
комплексных развивающих занятий
с элементами арт-терапии
«ФАНТАЗИЯ»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составила:
педагог
дополнительного образования
Гордеева Ю.А.
2007г.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др.)
Творчество – не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание учёных и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно её педагогические аспекты) остаётся одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.
Среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребёнка, требует создания специальных педагогический условий. Для успешного развития изобразительных способностей необходимо:
- Научить ребёнка радости общения с искусством. Развить способности восприятия, эмоциональный отклик и умение анализировать увиденное;
- Формирование технических навыков изображения, без которых ребёнок даже с хорошо развитым воображением не сможет создать произведения адекватное поставленной задаче;
- Развивать воображение;
- Создание благоприятного микроклимата в процессе занятий творческой деятельностью.
Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.
Творчество – это не что иное как раскрытие и реализация в человеке собственной индивидуальности. У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.
Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.
Разработанные занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагается «шагнуть» вглубь изображения, к звенящему ручью или на лесную полянку, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающимися сквозь траву, птицами, парящими в воздухе…
А занятиях постоянно создаётся ситуация успешности каждого ребёнка. Такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли.
На занятиях мы используем следующие практики арт-терапии: рисование нетрадиционными способами, работу с природным материалом, танец, оригами, сказку и пр. Изобразительная деятельность – мощное средство самовыражения. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.
Курс состоит из 5 тематических блоков:
1. Вводный. Диагностический.
2. Рисование пальцами.
3. Флоризм.
4. Оригами.
5. Игры с цветом.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. Численность детей, посещающих занятия составляет 6-7 человек.
Каждое занятие состоит из нескольких частей:
Часть 1. Вводная.
Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.
Часть 2. Основная или рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
Часть 3. Завершающая.
Основная цель – создание у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы, анализ своих действий и действий товарищей на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
- Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
- Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.
- Развитие познавательных процессов.
- Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
- Расширение эмоционального опыта.
- Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.
Перспективное планирование занятий по разделам
Месяц | Раздел | Приоритетные задачи раздела | Темы | Кол – во час. |
1 полугодие | ||||
Сентябрь- октябрь | Вводный. 1. Диагнос-тический | -Выявить уровень тревожности у детей (совместно с психологом); -выявить уровень и развивать воображение и абстрактное мышление; -коррекция социального поведения – умения работать в группе; - воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества. | 1. Рисунок человека. Беседа по рисунку. 2. Рисунок несуществующего животного (совместно и индивидуально); 3. «Нарисуй своё настроение» 4. Путешествие в страну Клякс. 5. «Удивительная ладонь» 6. «Живая капля» (раздувание капли туши через трубочку); | 7 |
ноябрь | 2. Рисование пальцами, ладонью. | - Снятие эмоционального и мышечного напряжения. -Снижение импульсивности, тревоги, агрессии ; - Развитие сенсорного опыта; - Расширение эмоционального опыта. - Обучение новым приёмам рисования. | 8. Рябина 9. Жители подводного мира. 10. Птичка. 11. Одуванчик. 12. Бабочки. | 5 |
декабрь | 3. Флоризм. | -развитие эстетических чувств, воображения; - развитие мелкой моторики, восприятия, мышления внимания, интеллектуальной и творческой активности. | 13. Рыбки. 14. Осенние бабочки. 15. Волшебные цветы. 16. Весёлый ёжик. 17. Пластилиновые картины ( с использование крупы) | 6 |
2 полугодие | ||||
Январь- февраль | 4. Игры с оригами («оживление» игрушек, сделанных собственными руками) . | -развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами; - воспитывать уверенность в своих силах и способностях; -стимулировать развитие памяти; -учить концентрировать внимание; -развитие вербального и невербального (образное) воображения, -развитие речи.
| 1. Птицы из волшебной страны 2. Герои сказки «Колобок»: - Колобок - Бабушка - Дедушка - Заяц - Волк - Медведь - Лиса
| 10 |
Март- май | 5. Цветоведение (или игры с цветом) | - Развитие ассоциативно- образного мышления; - расширение представлений о цветовых оттенках; - воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета; - развитие зрительного внимания, чувства цветового ритма. | 1. «Девочка Огонёк и девочка Льдинка» (теплотность цвета); 2. «Дополнения к одежде девочек красок» (дополнительные цвета); 3. «Разноцветные дома» (сочетаемость цветов); 4. «Мимика цвета» (эмоциональность цвета); 5. «Ожившие портреты» (передача характера цветом); 6. «Символика линий» (понятие о художественной абстракции); 7. «Фрукты и овощи» (Передача цветом характера сказочного героя) 8. «День и ночь» (цветовой контраст) | 8 |
Итого: 36 часов
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Л.Д.Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». Изд. «Речь», Санкт-Петербург, 2003 г.
2. С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности». Творческий центр «Сфера», 2002 г.
3. Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет». Изд. «Книголюб», Москва 2006 г.
4. М.В.Ильина «Развитие невербального воображения» Изд. «Книголюб», Москва 2004 г.
5. Н.В.Дубровская «Игры с цветом» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005 г.
6.И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду». Ярославль. «Академия развития» 2007 г.
7. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
8. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. – М.: Книголюб, 2003.
9. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Уроки оригами в школе и дома. М.:1995.
10. Чернова Н. Волшебная бумага. М.,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре "Планета фантазёров" для группы старшего дошкольного возраста
Программное содержание: 1. Учить сохранять правильную осанку сидя на мяче при уменьшении площади опоры;2. Учить детей выполнять упражнения с фитбол...
Cеминар на тему: «Формирование элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему развивающих игр».
Содержание1. Рассмотрение психических особенностей...
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»
Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком ЗПР, в группе нормотипичных детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в страну фигур"
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с детьми с целью познания окружающего мира, формирования общения, развития сенсорики и познавательных процессов, а также коррекции недостатков в развитии де...
Развивающее занятие с элементами арт-терапии «Одуванчик» для детей подготовительной группы
Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Одуванчик» является частью системы профилактических занятий, проводимых с детьми 6-7 лет. Занятие относится к интегрированному...
План-конспект занятия «Черепашки» по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии
План-конспект занятия «Черепашки» по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапииВозраст детей (группа): старший дошкольный возраст 5-...