Рабочая программа клуба «Волшебные краски Эбру» для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Рабочая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через освоение нетрадиционной техники рисования на воде – Эбру. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству Эбру, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ebru.docx81.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Брусничка»

 г.Тарко-Сале Пуровского района

Рабочая программа клуба

«Волшебные краски Эбру»

для детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила:

                                                                                                                                                            воспитатель Данченко Л. В.

                                                                                                                                                                 

Содержание

 I. Целевой раздел                                                                                   

1.1 Пояснительная записка……………………………………………

1.2 Направленность программы………………………………………

1.3 Новизна и оригинальность программы…………………………..

1.4 Актуальность программы…………………………………………

1.5 Педагогическая целесообразность программы………………….

1.6 Цели и задачи программы…………………………………………

1.7 Принципы и подходы к формированию программы…………….

1.8 Ожидаемые результаты……………………………………………

II. Содержательный раздел

2.1 Структура программы………………………………………………        

2.2 Комплексно -тематическое планирование………………………...

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников………………………

III. Организационный раздел

3.1 Описание техники Эбру используемые в работе……………………

3.2 Описание материально- техническое обеспечение…………………

3.3 Заключение…………………………………………………………….

3.4 Вывод…………………………………………………………………..

IV. Перечень методической литературы....................................

  1. Целевой раздел

                                                                                   

     1.1.  Пояснительная записка

... Творчество существует не только там,
где оно создаёт великие произведения,
но и везде, где человек воображает,

комбинирует, изменяет и создаёт то-то новое."

Выготский Л.С.

 

   Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Автор В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, а у нас их пять на одной руке, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли»

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Рабочая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через освоение нетрадиционной техники рисования на воде – Эбру. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству Эбру, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

   Новизна программы «Волшебные краски» заключается в том, что она предназначена для ознакомления с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике Эбру. «Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. Эбру – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника Эбру в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает дошкольникам возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком. Техника Эбру дает возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ.                

 Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей и преследует основную цель: содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества у детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребёнка.

Содержание детской деятельности распределено по месяцам.

Отличительной особенностью и инновационностью является то, что:

в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества;

! нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций;

! созданы условия для использования этой техники в самостоятельной деятельности;

! созданы условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

По мере освоения техники рисования Эбру обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества, как средство коррекции психики , позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования Эбру, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

       Использование техники Эбру в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования красками на воде хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя красками на воде, не надо ждать, когда краски высохнут, не надо пользоваться ластиком.

      В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание), данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.

      Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления. Использование технологии Эбру в ходе изобразительной деятельности способствует приобретению умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, передавать пропорции изображения, владение оттенками цвета, гармоничное сочетание пятен, линий, цветов и оттенков. У детей развиваются внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

        Используя технику Эбру, безусловно, можно получить красивую картинку, но Эбру оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог.

       Эбру – это возможность научиться чувствовать себя счастливым. Это психология самопознания – когда видишь, как краски и вода отвечают на твое внутреннее состояние. Это арт-терапия – когда несколько часов занятия Эбру стирают следы недельного стресса.

      В традиции Эбру, идущей из Турции много философии. Символичность традиционных сюжетов делает их воспроизведение не просто упражнением в совершенствовании техники, а своеобразной медитацией на тему значения изображаемого объекта.  

     

1.4. Актуальность

Все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является техника Эбру.

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники Эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.

А так же:

  • -вырабатывается усидчивость у детей;
  •  -развивается мелкая моторика рук;
  • -тренируется зрение;
  • -развивается координация движения;
  • -открывается творческий потенциал;
  • -развивается фантазия и мышление, умение сочетать цвета и формы;
  • -развивается навык видеть прекрасное; возможность мыслить нестандартно;

1.5.Педагогическая целесообразность программы состоит в пробуждении

интереса у детей к новой деятельности. Проведение таких занятий использованием нетрадиционной техники рисования на воде развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы, дети получают эстетическое удовольствие, воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование данной технике.

 1.6.  Основной целью программы «Волшебные краски Эбру» выступает развитие творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использование нетрадиционной техники рисования на воде Эбру.

 Задачи:

  Обучающие

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде Эбру;
  • Познакомить с различными художественными материалами в технике Эбру;
  • Овладение детьми различными техническими навыками при работе с красками Эбру;
  •  Обучение детей созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.

 Развивающие 

  • Развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать нетрадиционными техниками;
  •  Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
  • Развивать воображение, фантазию;
  • Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;
  • Развивать желание экспериментировать в рисовании.

Воспитательные

  • Воспитывать творческую индивидуальность, устойчивый интерес к художественной деятельности в технике Эбру;
  • Воспитывать усидчивость, трудолюбие;
  • Прививать навыки аккуратности.

1.7. Принципы и подходы к формированию программы

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методы работы:

 - наглядный:

 информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;

  наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;

  показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка - направлены на приобретение детьми умений изображения и способов построения композиции;

- словесный:

 слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;

 прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;

 беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний;

  исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;

- практический:

 экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых способов изображения знакомых предметов;

 моделирование - направлено на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции;

 сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка;

Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемами построения рисунка на воде, доступность в восприятии детьми всех разделов программы за счет методики построения занятия, смены видов деятельности, которая обеспечивает интегрированный характер обучения. Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания, фантазии. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал.

Особенностью организации образовательного процесса является:

1. Использование древне- восточной технологии и приема рисования на воде в технике Эбру.

2. Формирование художественно-творческого мышления, способности разбираться в видах, стилях, жанрах восточного искусства.

3. Подготовка детей к профессиональной деятельности в области художественно эстетического направления.

1.8. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы:

 позитивные изменения в психологическом состоянии детей;

 развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

       свобода творческого самопроявления;

  раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

  стремление к самопознанию и самовыражению;

  снижение эмоциональной тревожности;

  повышение самооценки;

  развитие коммуникативных навыков;

 Организация и проверки ожидаемых результатов реализуется через:

  беседу;

  устный опрос;

  кружковую работу;

  индивидуальную работу;

  выставки детских работ;

      В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми техникой рисования на воде. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами.

Дети  будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  •  понятие симметрии;
  • свойства красок и графических материалов.

 Уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  •  организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
  •  соблюдать последовательность в работе;
  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет).

  1. Содержательный раздел

 

2.1. Структура программы

Сроки реализации программы и возраст обучающихся.

  Программа ориентирована на детей  старшего дошкольного возраста 5-6 лет и предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия до 45 минут.  В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

В ходе обучения рисования на воде, дети учатся выполнять фоны, отдельные элементы цветов, животных, создавать простейшую композицию из 2-3 цветов и умеют её презентовать.

 Особенности работы с детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребёнку, материал преподносится в игровой форме, дети с 4 лет могут совместно с родителями участвовать в творческом процессе.

 Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Занятия кружка  проводятся поэтапно:

• 1-й этап - начальный - знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;

• 2-й – освоение основных приемов рисования: салют, ёлочки, ромашки, сердечки и тюльпаны.

• 3-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.

Методы и формы, представленные, в программе способствуют:

1.Повышению качества усвоения детьми знаний в рамках программы, расширению кругозора.

2.Развитию умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.

3.Формированию эмоционально-ценностного отношения к процессу изучения рисования на воде.

          4.Повышению адаптивных возможностей личности в современной социальной среде по формированию гибкого, нешаблонного мышления.

При обучении используются основные формы и методы организации образовательного процесса:

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- проектный.

Формы организации образовательного процесса:

 - групповой (организация работы по малым группам);

- индивидуальный ;

Формы занятий:  

-практическое занятие

2.2. Комплексно тематическое планирование

Занятие N п/п

        Тема

                   Задачи

1

Знакомство с  красками Эбру,  инструментами.

1.Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними. Дать представление о красках Эбру – танцующих красках.

2.Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении.  Развивать детскую индивидуальность.  Воспитывать любознательность.

2

Экспериментируем.

Повторить правила работы с красками

1.Чем больше краски используется, тем быстрее загрязняется вода;

2.Краски Эбру не отстирываются от ткани, используйте фартуки;

3.Перед использованием краски необходимо взболтать;

4.После каждого пользования кистью – её промывать водой, шило нужно протирать салфеткой;

5. Не следует «утапливать» шило в воде.

Развивать желание экспериментировать в рисовании. Воспитывать аккуратность.

3

«Рисую как умею»

Закрепить навык рисования в технике «Баттал Эбру».Закреплять правила работы с красками, кисточкой. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Краски, кисть

4

«Рисунок ветра»

Учить детей смешивать краски и рисовать завитки.

5

«Фантазеры»

Учить детей смешивать краски, закреплять правила работы с инструментами. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность.

6

«Блюдечко»

Расширять представление о чайной посуде. Продолжать формировать умения рисовать в технике Эбру. Развивать эстетическое восприятие.  

7

«Рубашка для папы»

Подарок для папы.

Рассказать как называется ткань с военным рисунком- камуфляж. Формировать умение складывать бумагу способом оригами. Создать военный принт на воде и отпечатать его на листе бумаге для конструирования рубашки оригами. Вызвать интерес у детей к подготовке подарков. Развивать художественный вкус при подборе красивых цветосочетаний. Воспитывать любовь к родине, уважение к папе, дедушке, дяди.

8

Подарок маме

«Цветы для мамы »

Закреплять навык знакомых техник рисования. Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать аккуратность, любовь к маме.

9

«Снежинка»

 Продолжать учить рисовать красками Эбру. Осваивать технику растягивания, закручивания. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2  цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Развивать моторику чувство композиции, воображение, творчество, самостоятельность. Воспитывать интерес к творчеству.

10

«Морозный узор на окне»

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать фантазию.

11

«Весенний рассвет»

Закреплять навык знакомых техник рисования, правила работы с красками Эбру; Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать самостоятельность. Шило, краски, кисть

12

«Сказка»

Учить творчески выражать свой замысел. Закреплять знакомые способы рисования. Закреплять навык рисования S -образных форм. Развивать фантазию, закреплять знакомые приемы. Шило, краски, кисть

13

«Ежик»

Продолжать учить детей рисовать веерной кисточкой, шилом, создавая у ежика иголки. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к живой природе.

14

«Платочек»

Совершенствовать умения переносить рисунок на различные поверхности. Развивать воображение и творчество. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность

15

«Перелетные птицы возвращаются из теплых стран»

Учить рисовать простых птиц в виде галочки. Продолжать использовать веерную кисточку для равномерного заполнения пространства. Закрепить знания о перелетных птицах нашей родины. Развивать эстетическое восприятие, чувства прекрасного. Воспитывать интерес и любовь к нашей родины.

16

«Дождь»

Развивать желание экспериментировать в рисовании. Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Развивать творческую самостоятельность через технику рисования красками на воде. Шило, краски, кисть

17

«Перо Жар Птицы»

Закрепить навык рисования в технике «Приливы-Отливы», «Баттал Эбру»; Продолжать учить смешивать краски, аккуратно наносить их на поверхность воды. Закреплять правила работы с красками, инструментами. Развивать творческое воображение. Шило, краски, кисть

18

«Тропический цветок»

Познакомить с новой техникой рисования «Фантазийное Эбру». Закреплять знакомые техники рисования Эбру. Учить творчески выражать свой замысел; Закрепить технические навыки и умения. Повторить приемы смешивания красок. Шило, краски, кисть 16

19

«На озере»

Продолжать знакомить с новой техникой. Закреплять навык работы с шилом по поверхности воды. Закреплять знакомые техники рисования Эбру. Развивать чувство композиции, чувство гармонии. Шило, краски, кисть

20

«Морское царство»

Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение. Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие музыки. Закрепить технические навыки и умения. Шило, краски, кисть

21

«Облака»

Закрепить навык рисования в технике «Приливы-Отливы», «Баттал Эбру».Закреплять правила работы с инструментами. Побуждать к творческим замыслами решениям. Шило, краски, кисть

22

«Космические дали»

Учить создавать образ звездного неба, используя приемы разбрызгивание, закручивание. Развивать воображение любознательность. Воспитывать самостоятельность.

23

«Загадка»

Закрепить навык рисования в технике «Приливы-Отливы», «Баттал Эбру». Закрепить навык аккуратно набирать краску и наносить её на поверхность воды с помощью кисти. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Шило, краски, кисть

24

«На другой планете»

Закрепить навык рисования в технике «Приливы-Отливы», «Баттал Эбру».Продолжать учить смешивать краски, аккуратно наносить их на поверхность воды. Закреплять правила работы с красками, инструментами. Развивать творческое воображение. Шило, краски, кисть

25

«Закат»

Закрепить навык рисования в технике «Приливы-Отливы», «Баттал Эбру». Продолжать учить смешивать краски, аккуратно наносить их на поверхность воды. Закреплять правила работы с красками, инструментами. Развивать творческое воображение. Шило, краски, кисть

26

«Подводный мир»

Учить рисовать волны на воде с помощью гребня. Продолжать формировать у детей умения рисовать предмет из целого круга. Обобщить знания о подводном мире. Уточнить строение рыб. Развивать интерес к обитателям моря о подводном мире. Воспитывать усидчивость.

27

«Фантастическое животное»

Закрепить навык рисования в технике «Баттал Эбру». Закрепить навык аккуратно пользоваться кисточкой, набирать краску. Развивать творческое воображение. Краски, кисть

28

«Море»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования «Приливы Отливы». Учить детей смешивать краски. Развивать желание детей экспериментировать в рисовании. Развивать фантазию. Шило, краски, кисть 

29

«Одуванчики»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

30

«Салют»

Учить создавать образ «Праздничного  салюта».

Развитие художественного творчества, воображения, фантазии, интереса к изобразительной деятельности, умение мыслить не стандартно.

Развитие желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции (радость, удивление).

Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

31

«Тюльпан»

Создать предпраздничное настроение. Учить детей передавать характерные особенности тюльпана (строение и направление стебля, листьев, бутона). Продолжать использовать в рисовании фона гребень. Развивать воображение и творчество. Воспитывать любовь к живой природе.

32

«Фруктовый сад»

Закреплять навык рисования завитков. Учить использовать при выполнении работы все виды Эбру: Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу. Эбру Шаль – повторение S-образных форм. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Шило, краски, кисть

           

  1. Организационный раздел

3.1.Описание техники Эбру

     Эбру – это древнее искусство рисования на воде. «Танцующие краски», «Облака и ветер», «Плавающие краски», «Бумага с облаками», «Волнообразная бумага»- так по разному называют искусство Эбру в странах Востока. Где и когда зародилось искусство Эбру, до сих пор остается неопределенным. Родиной Эбру принято считать Турцию. Эбру — это искусство Востока, такое же вечное и красивое. Каждая картина уникальна и неповторима. На воде создаются неповторимые шедевры.

     Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки или проволоки, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.

 

Существует несколько видов Эбру.

   Баттал Эбру. Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды ( сначала используются более темные цвета, затем светлее), и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя.

   Приливы-Отливы - простой способ создания рисунка. В данном стиле краска разбрызгивается на поверхность водного раствора. С помощью шила проводятся параллели вверх и вниз, вправо и влево. Образуя линии приливов и отливов.

   Эбру Шаль – своеобразный стиль рисования, в котором основой служат S-образные линии и формы. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево- вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается рисунок «Эбру шаль».  

   Эбру Гребенка – метод простой, он даёт возможность работать при помощи гребня и создавать орнаменты в виде волн или просто разнообразных повторяющихся элементов;

   Цветочный Эбру – рисование на поверхности воды цветов, самый популярный вид рисунка на воде

  «Соловьиное гнездо». Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем — окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».

   «Эбру с надписью».Другое название — «вписанное Эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства

   «Хатип Эбру». Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент. «Фантазийное Эбру».

    Фантазийное Эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное Эбру — одна из самых популярных и полюбившихся мастерам Эбру техник.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

Обеспечение программы различными видами методической продукции

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно- творческих игр, адаптированных для младшего и среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку

Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

    Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей. Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка» детей теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого результата. Таким образом, теоретические занятия проходят в игровой форме, либо на выездных мероприятиях: экскурсиях, тематических поездках.

       Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.

       Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет детям тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работ. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

    После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с художественными материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, шило, гребень, палитра, и др.). При этом используется для показа лоток с раствором, приготовленный для педагога. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

   Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

   В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными.

 В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

     Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.      Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

    Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями .  Например, любая работа в технике Эбру может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

   Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа

   Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка- «золушки» рождается сказочной красоты«шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом уверенность в своих потенциальных возможностях.

    Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

    В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого воспитанника, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.

Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, презентации, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным условием для занятий искусством Эбру является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.

Техническое оснащение программы

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

    Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. В учебном помещении необходимо иметь специальный фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства

обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер).

Приемы рисования по воде

Разбрызгивание краски с помощью веерной кисти;

Растягивание краски шилом(шпажками);

Закручивание;

Работа с гребнем;

Отпечатывания рисунка на бумаге, декупаже. 

Необходимые материалы для рисования на воде:

       Краски, полностью натуральные, состоящие  из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду;

       Плоский поддон, в котором вы будете создавать композиции на воде;

       Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки;

      Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы;

        Гребешок. Народные мастера изготавливают специальный инструмент, однако, можно воспользоваться и любым дешевым пластиковым гребешком для получения чешуек на рисунке;

        Специальный загуститель для воды (экстракт растения Гевен или красные водоросли.)

        Экран для проектора;

  • Бумага; 
  • Кисти (желательно веерные, которые изготовлены из ветки розового дерева и конского волоса);
  • Палитра для смешивания красок ;

        Картотека музыкальных композиций.

Требования, предъявляемые к педагогу.

  Помимо хорошей профессиональной подготовки, прохождения специальных курсов и мастер-классов по Эбру, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения

  Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий. Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.

  От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником, мастером Эбру.

   

  1. Формы подведения итогов.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского клуба за учебный год.

 Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам, совместного заседания клуба и родителей.

  1. Литература

Список литературы, используемой педагогом

1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.

3. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2013.

4. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования Эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.

5. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015.-128с.

 Технология традиционного Эбру// Сайт «Искусство росписи на воде»        http://ebru-art.ru/

 http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/

 http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

Рабочая программа по кружку "Хореографическая студия" для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по дополнительному образованию "Хореографическая студия для детей старшего дошкольного возраста. Разработана с учетом нормативных документов и трубований ФГОС....

Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...