Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
рабочая программа (старшая группа)
1. Пояснительная записка.
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»
Бенджамин Франклин.
Рабочая программа «Юный шахматист» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Федерации, разработана на основе ФГОС дошкольного образования с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
1.1 Направление программы.
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5 -6 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_programma_na_litsenziyu.docx | 79.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОСЕЛКА ТУРМА
ДЕТСКИЙ САД «ОДУВАНЧИК»
Дополнительная образовательная программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации 2 года
Организация-разработчик: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение поселка Турма детский сад «Одуванчик».
Разработчик:
Трусова Елена Сергеевна, воспитатель второй категории.
п. Турма
Список детей:
- Закалюжный Максим
- Иванов Даниил
- Петров Мирон
- Колесников Максим
- Савин Иван
- Чирков Илья
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Направление программы
1.2. Новизна данной программы
1.3. Актуальность, педагогическая целостность дополнительной программы
1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
1.5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
1.6. Возраст детей участвующих в реализации данной программы
1.7. Методы, используемые при организации занятий с детьми:
1.8. Оборудование
1.9. Сроки реализац.ии, формы и режим занятий
1.10 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
1.11 Формы проведения итогов реализации программы
2. Способы проверки результатов
3. Календарно-тематическое планирование
4. Система работы с родителями и педагогами дошкольного учреждения.
5. Контрольно диагностический материал
6. Список литературы
1. Пояснительная записка.
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»
Бенджамин Франклин.
Рабочая программа «Юный шахматист» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Федерации, разработана на основе ФГОС дошкольного образования с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
1.1 Направление программы.
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5 -6 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор.
Уровень усвоения программы общекультурный.
1.2 Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (проекта об истории шахмат) в создании учебно-тематического плана.
Материал по шахматам систематизирован и представлен через занятия с показом наглядного материала, рассматривание и чтение книг о шахматах, дидактические игры, показ презентаций «Короли шахматного мира», «Семья и шахматы».
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы" И. Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- - применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- - выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
1.3 Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной дошкольной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным.
Развитое логическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
1.4 Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы.
задачи:
Обучающие:
- формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
- способствовать освоению знаний в области теории и практики шахматной игры;
- обучить правилам игры шахматы;
Развивающие:
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к шахматной игре, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
1.5 Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ребёнок, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ребёнка, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Обучающийся с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Цель программы И.Г. Сухина «Шахматы» - Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Цель нашей программы – обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы.
Задачи программы И.Г. Сухина «Шахматы»:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи нашей программы:
Обучающие:
- формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
- способствовать освоению знаний в области теории и практики шахматной игры;
- обучить правилам игры шахматы;
Развивающие:
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к шахматной игре, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
1.6 Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной программы
Дошкольный возраст.
Возрастные особенности детей
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
1.7 Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
1.8. Оборудование:
Занятия с дошкольниками по программе организуются в кабинете учителя – логопеда. Кабинет оснащен мебелью (столы. Стулья) в соответствии с нормами СанПин.
- шахматные комплекты (1 комплект на двоих обучающихся).
- Компьютер с принтером, лазерным CD приводом и выходом в Интернет.
- Программное обеспечение для компьютера (Microsoft Word, Microsoft Power Point, ChessBase 13).
- Презентации на тему «Шахматы».
- Портреты великих шахматистов.
- Сайты: http://www.e3e5.com/ партии гроссмейстеров и познавательные статьи по теории шахмат; http://www.chessmoscow.ru/ информация о турнирах и рейтингах, а также правилах FIDE; http://chessplanet.ru/ игровая зона плюс курсы по теории дебютов, миттельшпиля и эндшпиля и решение задач.
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- симуляторы игр;
- уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
- родительский уголок «Шахматы».
- карандаши простые, тетради.
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
1.9. Условия, сроки реализации, формы и режим занятий
Условия реализации программы:
Участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет. К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. посещающие детский сад. Состав постоянный, набор обучающихся свободный. Наполняемость группы — 6 человек.
Сроки реализации
Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю по 25 – 30 минут во второй половине дня. Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:
- в первом году обучения 36 часов;
- во втором году обучения 36 часов.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения, ориентирован на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во второй половине дня.
Формы и виды занятий: беседа, игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игры, турнир, соревнование, праздник.
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу первого года обучения должен знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- правила и цель игры;
- основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
- ценность фигур.
Должен уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- расставлять фигуры перед игрой;
- играть каждой фигурой в отдельности и совокупности со всеми фигурами;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Критерии уровней развития детей первый год обучения.
Высокий (3 балла): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»., истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве
Средний (2 балла): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»., истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
Низкий (1 балл): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
К концу второго года обучения должен знать:
- законы развития фигур в начале партии;
- шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья;
- значение материального преимущества;
- простейшие тактические приёмы;
Должен уметь
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца;
- соблюдать все правила игры;
- правильно предлагать ничью.
- решать шахматные задачи.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
Критерии уровней развития детей второй год обучения.
Высокий (3 балла): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет читать шахматную нотацию.
Средний (2 балла): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
Низкий (1 балл): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
1.11. Формы проведения итогов реализации программы
Основным показателем усвоения шахматных знаний, умений и навыков, является практическая игра. Таким образом, педагог постоянно делает выводы о подготовленности ребёнка, наблюдая за его игрой с другими юными шахматистами или с педагогом, которая происходит практически на каждом занятии. Помимо этого в течение учебного года предполагается участие детей в соревнованиях, проходящих в группах, начальной школе, что также является серьёзной проверкой уровня их подготовки. Периодически на занятиях проводятся контрольные партии, позволяющие осуществить диагностику уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Диагностика
Организация турнира.
Открытый урок в детском саду:
– в группе,
– в детском саду.
Участие в конкурсах детского сада.
Итоговые тесты
Сводка по таблицам успеваемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: турниры, соревнования.
2. Способы проверки результатов освоения программы:
- участие в соревнованиях, проводимых, как в детском саду, так и на муниципальном уровне;
- беседа с родителями;
- беседа с ребёнком;
- наблюдение;
- игра с ребёнком в шахматы.
Мониторинг проводится в начале и в конце каждого учебного года, с последующим обсуждением на педсовете ДОУ и сообщением на Общем родительском собрании.
3. Календарно-тематическое планирование «Юный шахматист. Первый год.»
П/ № | Дата | Тема занятия |
1.Шахматная доска (6 часов) | ||
1 | 3 октября | Введение. Организационное занятие. |
2 | 5 октября | Знакомство с историей возникновения шахмат. |
3 | 10 октября | Шахматная доска. Педагогический мониторинг |
4 | 12 октября | Горизонталь |
5 | 17 октября | Вертикаль. |
6 | 19 октября | Диагональ. |
2 Шахматные фигуры (2 часа) | ||
7 | 24 октября | Знакомство с шахматными фигурами. |
8 | 26 октября | Знакомство с шахматными фигурами. |
3.Начальная расстановка фигур (2 часа) | ||
9 | 31 октября | Начальное положение. |
10 | 2 ноября | Начальное положение. |
4. Ходы и взятие фигур (39 часов) | ||
11 | 7 ноября | Знакомство с пешкой. Рисование образа пешки. |
12 | 9 ноября | Пешка в игре. |
13 | 14 ноября | Пешка в игре. |
14 | 16 ноября | Превращение пешки. |
15 | 21 ноября | Тактика. |
16 | 23 ноября | Тактика. |
17 | 28 ноября | Знакомство с фигурой-Ферзь. Рисование образа Ферзя. |
18 | 30 ноября | Ферзь в игре. |
19 | 5 декабря | Пешки против ферзя. |
20 | 7 декабря | Ферзь против пешек. |
21 | 12 декабря | Тактика. |
22 | 14 декабря | Тактика. |
23 | 19 декабря | Знакомство с фигурой-Ладья. Рисование образа Ладья. |
24 | 21 декабря | Ладья в игре. |
25 | 26 декабря | Пешка против ладьи. |
26 | 28 декабря | Ладья против пешек. |
27 | 11 января | Ферзь против ладьи. |
28 | 16 января | Тактика. |
29 | 18 января | Тактика. |
30 | 23 января | Знакомство с фигурой-Слон. Рисование образа Слона. |
31 | 25 января | Слоны в игре. |
32 | 30 января | Пешки против слонов. |
33 | 1 февраля | Тактика. |
34 | 6 февраля | Тактика. |
35 | 8 февраля | Ладья против слона. |
36 | 13 февраля | Ферзь против ладьи и слона. |
37 | 15 февраля | Знакомство с фигурой-Конь. Рисование образа Конь. |
38 | 20 февраля | Конь в игре. |
39 | 22 февраля | Конь против пешек. |
40 | 27 февраля | Тактика. |
41 | 1 марта | Тактика. |
42 | 6 марта | Конь против ладьи слона. |
43 | 13 марта | Ферзь против коня ладьи, слона. |
44 | 15 марта | Пешки и Ферзь против коня, ладьи, слонов. |
45 | 20 марта | Знакомство с фигурой -Король. Рисование образа Король. |
46 | 22 марта | Король против фигур. |
47 | 27 марта | Король против фигур. |
48 | 29 марта | Тактика. |
49 | 3 апреля | Тактика. |
5. Цель шахматной партии (10 часов) | ||
50 | 5 апреля | Шах. Теория. |
51 | 10 апреля | Шах. |
52 | 12 апреля | Решение шахматных задач. |
53 | 17 апреля | Рокировка. Теория. |
54 | 19 апреля | Рокировка. |
55 | 24 апреля | Решение шахматных задач. |
56 | 26 апреля | Ставим мат. Теория. |
57 | 8 мая | Решение шахматных задач. |
58 | 10 мая | Ничья, пат. Теория. |
59 | 15 мая | Решение шахматных задач. |
6. Игра всеми фигурами из начального положения (4 часов) | ||
60 | 17 мая | Шахматная партия. |
61 | 22 мая | Шахматная партия. |
62 | 24 мая | Шахматная партия. Педагогический мониторинг |
63 | 29 мая | Соревнование по шахматам. |
7. Итог (1ч.) | ||
64 | 31 мая | Шахматный праздник (Фойе детского сада) |
Календарно-тематическое планирование «Юный шахматист. Второй год.»
П/ № | Дата | Тема занятия |
1.История шахмат (2 ч.) | ||
1 | 3 октября | Организационное занятие. |
2 | 5 октября | История шахматной культуры. Педагогический мониторинг. |
2. Повторение. Шахматная нотация (10 ч.) | ||
3 | 10 октября | Шахматная нотация «Диаграмма». |
4 | 12 октября | Шахматная нотация «Центр». |
5 | 17 октября | Упражнения для закрепления. |
6 | 19 октября | Шахматная нотация «Угловые поля». |
7 | 24 октября | Шахматная нотация «Адрес поля». |
8 | 26 октября | Тесты и упражнения для закрепления. |
9 | 31 октября | Ходы и взятие фигур. |
10 | 2 ноября | Ходы, взятие и ценность фигур. |
11 | 7 ноября | Решение учебных задач. |
12 | 9 ноября | Решение учебных задач. |
III.Сложные ходы фигур (16 ч.) | ||
13 | 14 ноября | Особый ход –рокировка. |
14 | 16 ноября | Особый ход –рокировка (короткая) |
15 | 21 ноября | Упражнения для закрепления. |
16 | 23 ноября | Особый ход –рокировка (длинная) |
17 | 28 ноября | Упражнения для закрепления. |
18 | 30 ноября | Что такое «Шах» |
19 | 5 декабря | Упражнения для закрепления. |
20 | 7 декабря | Решение учебных задач. |
21 | 12 декабря | Что такое «Мат» |
22 | 14 декабря | Упражнения для закрепления. |
23 | 19 декабря | Решение учебных задач. |
24 | 21 декабря | Что такое «Пат». |
25 | 26 декабря | Упражнения для закрепления. |
26 | 28 декабря | Решение учебных задач. |
27 | 11 января | Вечный шах. |
28 | 16 января | Решение учебных задач. |
IV.Матовые ситуации. Мат одинокому Королю (7 ч.) | ||
29 | 18 января | Мат в один ход. |
30 | 23 января | Линейный мат. |
31 | 25 января | Тесты и упражнения для закрепления. |
32 | 30 января | Мат королем и ферзем. |
33 | 1 февраля | Тесты и упражнения для закрепления. |
34 | 6 февраля | Спертый мат. |
35 | 8 февраля | Тесты и упражнения для закрепления. |
V.Защита и нападение на фигуры (6 ч.) | ||
36 | 13 февраля | Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры |
37 | 15 февраля | Упражнения на закрепление. |
38 | 20 февраля | Связка. |
39 | 22 февраля | Упражнения на закрепление. |
40 | 27 февраля | Решение учебных задач. |
41 | 1 марта | Решение учебных задач. |
VI.Основные правила игры в дебюте (16 ч.) | ||
42 | 6 марта | Детский мат. |
43 | 13 марта | Упражнения на закрепление. |
44 | 15 марта | Тесты и упражнения для закрепления. |
45 | 20 марта | Зашита от детского мата. |
46 | 22 марта | Упражнения на закрепление. |
47 | 27 марта | Тесты и упражнения для закрепления. |
48 | 29 марта | О диагоналях, по которым атакуется король. |
49 | 3 апреля | Упражнения для закрепления. |
50 | 5 апреля | Перевес в развитии. |
51 | 10 апреля | Упражнения для закрепления. |
52 | 12 апреля | Методы атаки. |
53 | 17 апреля | Решение учебных задач. |
54 | 19 апреля | Решение учебных задач. |
55 | 24 апреля | Решение учебных задач. |
56 | 26 апреля | Решение учебных задач. |
57 | 8 мая | Решение учебных задач. |
VI I.Игра из начального положения (6 ч.) | ||
58 | 10 мая | Дебют. |
59 | 15 мая | Дебют. |
60 | 17 мая | Английский дебют |
61 | 22 мая | Английский дебют |
62 | 24 мая | Соревнование. |
63 | 29 мая | Контрольное занятие. Педагогический мониторинг. |
VIII. Итог. Шахматный праздник (1 ч.) | ||
64 | 31 мая | Шахматный праздник (Фойе детского сада.) |
4. Система работы с родителями и педагогами дошкольного учреждения.
Цель: создание единого образовательного пространства для успешной реализации задач адаптивной программы.
Задачи в работе с родителями:
Включение родителей в образовательный процесс;
Духовное сближение детей и родителей;
Формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес детей к занятиям шахматами.
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и информативном.
Формы работы с родителями:
Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, взаимного сотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществить обучение шахматам ребенка в домашних условиях.
В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Информационные (например, устные журналы; консультации; рекламные буклеты, листовки; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда, оформление информационных стендов для родителей.
и др.)
Организационные (родительские собрания, анкетирование, организация тренингов по шахматам для родителей;
и др.).
Просветительские (родительские гостиные; мастер – классы; консультирование; тематические встречи; круглые столы посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения) и др.).
Организационно - деятельностные (совместные детско-родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии и др.).
Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок и др.)
Поддержка родителей в саморазвитии и педагогическом образовании.
Формы работы с родителями по программе осуществляются по следующим направлениям:
Обучение организации самостоятельной умственной деятельности | родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразной умственной деятельности детей. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений |
Консультации для родителей | проводятся индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей. Коллективные консультации - в этом случае важно найти интересную форму общения, которое обязательно должно быть доверительным |
Родительские собрания | посвящены темам, наиболее актуальным в данный момент для учебно-воспитательного процесса Возможна, и такая форма работы как семинар практикум для родителей. |
Домашние задания | являются важной формой взаимодействия. На занятиях дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключиться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду |
Формы работы с педагогами
Совместные мероприятия | Распространение опыта |
Мастер - классы | |
Консультации | |
Информационно просветительская деятельность | Памятки |
Информационные листки | |
Организационно развлекательные мероприятия | Совместные досуги и развлечения. |
Предполагаемые результаты по повышению уровня развития педагогической компетентности родителей и педагогов ДОУ
Родители | Являются активными участниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателями и педагогом дополнительного образования. |
Занимают активную позицию на родительских собраниях, совместных праздниках, проводимых в дошкольном учреждении. | |
Посещают открытые просмотры занятий и занятия в студии «Шахматы для дошкольников». | |
Информированы о задачах интеллектуальных особенностях развития детей. | |
Становятся не только зрителями, но и полноценными участниками совместно с детьми. | |
Интересуются видами и формами работы с детьми. | |
Воспитатели | Закрепляет с детьми знания и умения, полученные на занятиях и занятиях в студии «Шахматы для дошкольников». |
Проявляет творческий подход к решению поставленных задач. | |
Ведет активную работу с родителями, помогая педагогу дополнительного образования в решении поставленных задач данной программы. | |
Создает условия для организации совместной деятельности детей и родителей. | |
Принимает активное участие в создании предметно-развивающей среды, способствующей формированию основных форм и приёмов логического мышления. |
5. Контрольно диагностический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Диагностическое обследование детей по программе «Юный Шахматист», первый год обучения.
П/№ | Фамилия имя ребенка | Шахматные термины | Расположение доски | Начальное положение фигур | Названия шахматных фигур | Правила взятия и хода фигур и пешки | Баллы | ||||||||||||||
Шахматное пол. | Горизонталь | Вертикаль | Диагональ | Центр доски | Ладья | Конь | Слон | Ферзь | Король | Пешка | Ладья | Конь | Слон | Ферзь | Король | Пешка | |||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 |
Условные обозначения:
2 – высокий уровень
1 - средний уровень
0 – низкий уровень
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Диагностическое обследование детей по программе «Шахматы» второй год обучения.
П/№ | Фамилия имя ребенка | Шахматные термины | Знает выдающихся шахматистов | Решает шахматные задачи | Разыгрывает шахматную партию | Правила взятия и хода фигур и пешки | Баллы | |||||||||||||
Битое поле | Горизонталь | Вертикаль | Диагональ | Рокировка | Шах | Мат | Пат | Нотация | Ладья | Конь | Слон | Ферзь | Король | Пешка | ||||||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 |
Условные обозначения:
2 – высокий уровень
1 - средний уровень
0 – низкий уровень
6. Список литературы.
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999 И.Г.
Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;
Интернет-ресурсы
Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
Шахматы: http://www.shahmatik.ru/;
Шахматы: http://megachess.net/School/textbook/;
Шахматная библиотека: [сайт]
Для тренера по шахматам:
Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях» (1998, 2009).
Рабочие тетради:
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1» (2004, 2006, 2007, 2008, 2010)
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010)
Тетрадь для проверочных работ
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ» (2005, 2006, 2008, 2010).
Задачник
«Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций» (2006, 2007, 2009, 2010).
Для обучающегося:
Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях» (1998, 2009).
Рабочие тетради:
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1» (2004, 2006, 2007, 2008, 2010)
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010)
Тетрадь для проверочных работ
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ» (2005, 2006, 2008, 2010).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружку "Хореографическая студия" для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по дополнительному образованию "Хореографическая студия для детей старшего дошкольного возраста. Разработана с учетом нормативных документов и трубований ФГОС....
Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" для детей старшего дошкольного возраста"
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоцио...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...
Дополнительная образовательная рабочая программа кружка естественнонаучной направленности «Мега - лего» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старших дошкольников мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способност...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Веселый английский» ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (для детей старшего дошкольного возраста)
Пояснительная запискаСоциально – экономические изменения, происходящие в нашей стране в последние годы, привели к решительному пересмотру места и роли иностранных языков в жизни общества. В этой...