Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование графических навыков старшего дошкольного возраста»
(рабочая программа).
Пояснительная записка.
Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том числе мелкой моторики руки.
Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. У ребенка развивается тревожное состояние в школе. Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Стремление написать красиво и четко важно и актуально.
В своей практической работе увидела проблему у детей в недостаточном формировании графических навыков. Поэтому для более эффективного овладения начальными навыкам письма мною разработана рабочая программа, которая опирается в базе своей на труды известных педагогов: Максимовой Е.А., Москаленко В.В., Н.И.Ткаченко и др., которую разделила на 3 направления: «Развитие руки», «Формирование графических навыков», «Продуктивная деятельность». Каждое направление имеет свои задачи и содержание. Все направления взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс. Интегрированные занятия позволяют избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Цель программы:
Повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе.
Задачи:
1.Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
2.Развивать умение производить точные движение кистью и пальцами рук, стимулировать тактильные ощущения детей.
3.Формировать поэтапно графические навыки у детей.
4.Формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
5.Воспитывать волевые качества ребенка и уважительное отношение к своему и чужому труду.
Решение задач требует соблюдения следующих принципов:
Принцип системности и последовательности.
Принцип от простого к сложному.
Принцип интеграции детской деятельности.
Тип, вид и преемственность программы.
Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения графических навыков письма в период дошкольного обучения.
Методологической основой программы являются следующие положения:
Ориентация содержания - практическая.
Характер освоения – развивающий, обучающий.
Возраст обучающихся – 5 - 6 лет.
Условия реализации программы - в ходе совместной, непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности детей в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме.
Сроки освоения программы – долговременные.
Материально-техническое оснащение:
- специальные канцелярские принадлежности;
- набор предметов для самомассажа пальцев и кистей рук;
- магнитная доска.
Набор для художественного творчества.
1 направление «Развитие руки».
Задачи:
1.Упражнять в разных действиях: сжатие, расслабление, стимуляции тактильных ощущений, растяжение мышц рук.
2. Совершенствовать точные согласованные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
3.Развитие зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.
4.Воспитывать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки воспитателя.
2 направление «Формирование графических навыков».
Задачи:
1.Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме (правильной посадке при работе с тетрадью, положение листа, кистей руки, пишущегося инструмента).
2.Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.
3.Развивать пространственную ориентировку.
4.Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданием и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
5.Воспитывать пытливость, инициативу, любознательность.
3 направление «Продуктивная деятельность».
1.Способствовать развитию мускулатуры руки, координации движений.
2.Развивает свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
3.Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат:
У детей совершенствуется ручная умелость. Они умеют производить точные движение кистью и пальцами рук. Умеют ориентироваться на листе бумаги. Точно и правильно проводить вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы. Соблюдают гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша). С помощью продуктивной деятельности у детей формируются творческие способности, рука и глаз ребенка подготавливаются к процессу письма, учатся видеть форму и воспроизводить ее.
Информационно – методические рекомендации.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия особое внимание уделяю упражнениям на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки.
Занятия в основном провожу в тетрадях с крупной и мелкой клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микро пространстве.
Существует несколько мнений по поводу того, какую тетрадь брать для занятий, в крупную или мелкую клетку. Я практикую так. На первых занятиях, когда дети учатся ориентироваться в тетради и на рабочей строке, даю детям тетради в крупную клетку. А потом мы работаем карандашом в тетради в мелкую клетку. Сначала вместе с детьми рассматриваем страницу, обращаем внимание, что на ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Показываем нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону. На листе тетради - четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол. Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. Длительность графических операций на начальном этапе не должна превышать 5-7минут. Следует отметить, что не нужно торопить детей. У каждого ребёнка свой темп письма.
Необходимо формировать графический навык поэтапно для успешной подготовки руки к письму. Графические упражнения разнообразны: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них. Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Механизм оценивания полученных результатов: по итогам изучения раздела проводится оценочное тестирование, по итогам которого проводится оценка в виде графических изображений (звездочка красного цвета – задание выполнено полностью и правильно, флажок красного цвета – имеются недочеты в работе). Далее дети вносят исправления в тестовые задания.
Календарно-тематическое планирование.
Формы работы | Направление | |
Сентябрь | ||
Пальчиковая гимнастика «Пальчики знакомятся», «Повстречались два котенка». | «Развитие руки». | |
Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами). | «Развитие руки». | |
Су-Джок терапия – массаж ладоней и пальцев рук «Капустка», «Рыбки». | «Развитие руки». | |
Кинезиологические упражнения. «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро». | «Развитие руки». | |
Беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента. | «Формирование графических навыков». | |
Работа на листе бумаги - рисование прямых горизонтальных и вертикальных линий. | «Формирование графических навыков». | |
Работа по шаблону (обведение и раскрашивание). | «Формирование графических навыков». | |
Рисование красками (по представлению) и карандашами «Яблоко спелое, красное, сладкое». | «Продуктивная деятельность». | |
Лепка из соленого теста фруктов и овощей. | «Продуктивная деятельность». | |
Аппликации – самостоятельно выбирать нужную картинку и размещать ее на листе. | «Продуктивная деятельность». | |
Вырезание фруктов по контору. | «Продуктивная деятельность». | |
Октябрь | ||
Пальчиковая гимнастика: «Солнышко», «Кулачок», «Мышки». | «Развитие руки». | |
Самомассаж ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком). | «Развитие руки». | |
Су-Джок терапия: «Сказка про ежика». | «Развитие руки». | |
Кинезиологические упражнения: «Стол», «Заяц-коза-вилка». | «Развитие руки». | |
Упражнения на умение держать карандаш свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Работа на листе бумаги – штриховка волнами. | «Формирование графических навыков». | |
Рисование карандашом предмета по точкам на листе бумаги. | «Формирование графических навыков». | |
Беседа: знакомство с крупной клеткой. | «Формирование графических навыков». | |
Упражнения на определение: верхний правый угол; верхний левый угол; нижний правый угол; нижний левый угол клетки. | «Формирование графических навыков».
| |
Рисование пластилином «Осеннее дерево», « Пейзаж». | «Продуктивная деятельность». | |
Аппликация обрывная «Золотые березы». | «Продуктивная деятельность». | |
Рисование солью «Осенняя природа». | «Продуктивная деятельность». | |
Аппликация из ткани « Дары леса- грибок». | «Продуктивная деятельность». | |
Ноябрь | ||
Пальчиковые игры: «Паучки», «Травка», «Обед», «Пирожки». | «Развитие руки». | |
Самомассаж ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком). | «Развитие руки». | |
Су-Джок терапия «»– массаж ладоней и пальцев рук «Ёжик», «Родные братья». | «Развитие руки».
| |
Кинезиологические упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмёрка». | «Развитие руки».
| |
Рисование карандашом горизонтальные линии слева направо в тетради. | «Формирование графических навыков» | |
Рисование карандашом прямую наклонную линию сверху вниз в тетради. | «Формирование графических навыков» | |
Штрихование: - параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева - направо и справа налево. | «Формирование графических навыков» | |
Рисование предмета по точкам и раскрашивание. | «Формирование графических навыков» | |
Рисование с элементами аппликации «Русалочки в подводном царстве» | «Продуктивная деятельность». | |
Оригами «Щенок». | «Продуктивная деятельность». | |
Лепка « На лесной поляне» (коллективная работа). | «Продуктивная деятельность». | |
Конструирование объемной фигуры из бумаги «Зайчик». | «Продуктивная деятельность». | |
Декабрь | ||
Пальчиковые игры: «Мишки», «Волк и лиса», «Зайки и ушки». | «Развитие руки».
| |
Су-Джок терапия «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук. | «Развитие руки».
| |
Самомассаж ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком). | «Развитие руки». | |
Кинезиологические упражнения «Угощение гномов», «Ёжик». | «Развитие руки».
| |
Рисование карандашом вертикальными и горизонтальными линиями в тетради в клетку. | «Формирование графических навыков». | |
Работа в тетради - наклонные прямые линии и комбинации из них. | «Формирование графических навыков». | |
Графические упражнения - Обведи по точкам контур елки, не отрывая карандаш от бумаги. | «Формирование графических навыков». | |
Работа на листе бумаги – дорисуй рисунок « Рыбка». | «Формирование графических навыков». | |
Выкладывание фигур из палочек: «Дом с забором», «Елочка», «Кораблик», «Рыбка», «Ежик». | «Продуктивная деятельность». | |
Аппликация «Снеговик». | «Продуктивная деятельность». | |
Выкладывание снежинки ватными шариками. | «Продуктивная деятельность». | |
Вырезание ножницами снежинок. | «Продуктивная деятельность». | |
Январь | ||
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками | «Развитие руки». | |
Пальчиковая гимнастика: « Елочка», «Праздник», «Подарки». | «Развитие руки». | |
Су-Джок терапия– массаж пружинным кольцом пальцев рук. | «Развитие руки». | |
Кинезиологические упражнения «Зайчик-коза-вилка», «Дом-ежик-замок», «Кулак-ребро-ладонь». | «Развитие руки».
| |
Работа в тетради: рисование верхних и нижних полуовалов с разными направлениями движений. | «Формирование графических навыков» | |
Работа в тетради: рисование кругов и овалов. | «Формирование графических навыков» | |
Обводка трафарета елки, штриховка слева направо и справа налево. | «Формирование графических навыков» | |
Рисование по клеточкам копию картинки: «Узор на окне». | «Формирование графических навыков» | |
Картинка - пластилинка: «Новогодняя елочка» (выкладывание по контуру рисунка пластилиновые жгутики). | «Продуктивная деятельность». | |
Оригами «Заяц». | «Продуктивная деятельность». | |
Вырезание из бумаги одежды для картонной куклы. | «Продуктивная деятельность». | |
Лепка из пластилина «Чайная пара». | «Продуктивная деятельность». | |
Февраль | ||
Пальчиковая гимнастика: « Кормим птиц», «Воробьи», «Мороз», «Дрова». | «Развитие руки». | |
Су-Джок терапия «Ежик», «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук. | «Развитие руки».
| |
Кинезиологические упражнения «Колечко», «Флажок-рыбка-лодочка», «Зайчик-коза-вилка». | «Развитие руки».
| |
Массаж ладоней шестигранным карандашом. | «Развитие руки». | |
Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий. | «Формирование графических навыков». | |
Упражнение: обвести шторы, заштриховать их наклонными параллельными линиями. | «Формирование графических навыков». | |
Обводка животных в тетради с последующей штриховкой. | «Формирование графических навыков». | |
Работа в тетради: дорисовка узора на чашке, вазе. | «Формирование графических навыков». | |
Выкладывание на пластилиновую основу узоры из бисера. | «Продуктивная деятельность». | |
Аппликация «Укрась вазу» | «Продуктивная деятельность». | |
Оригами « Стаканчик». | «Продуктивная деятельность». | |
Рисование пальчиками «Лисичка». | «Продуктивная деятельность». | |
Март | ||
Пальчиковая гимнастика: «Рыбка», «Два маленьких котенка», «Солнце». | «Развитие руки». | |
Су-Джок терапия: «Черепаха», «Ежик», упражнение «один-много», «назови ласково». | «Развитие руки». | |
Кинезиологические упражнения «Белочка», «Колечко», «Флажок-рыбка-лодочка», «Угощение гномов». | «Развитие руки». | |
Выкладывание фигур из счетных палочек: рыбка, цветок, собачка. | «Развитие руки». | |
Рисование зигзагов в тетради. | «Формирование графических навыков». | |
Работа в тетради: рисование линий и полуовалов определенной величины в строке. | «Формирование графических навыков». | |
Рисование по клеточкам копию картинок: собака, слон, верблюд. | «Формирование графических навыков». | |
Графический диктант (введение этого понятия). | «Формирование графических навыков». | |
Аппликация из поролона «Снегопад». | «Продуктивная деятельность». | |
Оригами «Тюльпан». | «Продуктивная деятельность». | |
Картинка-пластилинка «Автобус». | «Продуктивная деятельность». | |
Вырезывание сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. | «Продуктивная деятельность». | |
Апрель. | ||
Пальчиковая гимнастика: «Деревья», «Пчелы», «Я рисую». | «Развитие руки». | |
Су-Джок терапия: «Ежик колет нам ладошки», «Вот мои помощники». | «Развитие руки». | |
Кинезиологические упражнения: «Дом на горе», «Гусь-курица-петух», «Фонарики». | «Развитие руки». | |
Выкладывание из геометрических фигур: ракета, самолет. | «Развитие руки». | |
Работа в тетради (дорисуй узор по образцу). | «Формирование графических навыков». | |
Штрихование: - параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево. | «Формирование графических навыков». | |
Графические упражнения: нарисуй внутри фигур меньшие, помоги водителю проехать по дороге с горками, проведи кораблик по ручейку. | «Формирование графических навыков». | |
Графический диктант «Домик», «Гусь». | «Формирование графических навыков». | |
Киллинг «Цветок». | «Продуктивная деятельность». | |
Аппликация с элементами рисования «На далекой неизведанной планете». | «Продуктивная деятельность». | |
Оригами «Самолет». | «Продуктивная деятельность». | |
Вырезывание ножницами силуэтов « Груша», «Яблоко», «Морковь». | «Продуктивная деятельность». | |
Май | ||
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй травка», «Жучок», «Дождик». | «Развитие руки». | |
Су-Джок терапия: «На лужок», «Делай как я», «Сказка про ежика». | «Развитие руки». | |
Кинезиологические упражнения: «Ножницы-собака-лошадка», «Танец», «Заяц-колечко-цепочка». | «Развитие руки». | |
Выкладывание из геометрических фигур: бабочка, жук. | «Развитие руки». | |
Работа в тетради: найди закономерность и дорисуй узор до конца строки, рисование по клеткам предметов сложной формы. | «Формирование графических навыков». | |
Штрихование: - параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево, волнистыми линиями. | «Формирование графических навыков». | |
Графические упражнения: раскрути спираль, закрути спираль, обведи и раскрась только садовые цветы, нарисуй маленькую и большую травку. | «Формирование графических навыков». | |
Графический диктант: «Улитка». | «Формирование графических навыков». | |
Рисование дождя в техника набрызга. | «Продуктивная деятельность». | |
Оригами «Воздушный змей». | «Продуктивная деятельность». | |
Ниткогафия «Золотые рыбки» (выкладывание на бархатной бумаге шерстяными нитками). | «Продуктивная деятельность». | |
Обрывная аппликация: «Бабочка». | «Продуктивная деятельность». |
Список используемой литературы.
Беззубова Г.Н., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Гном, 2003. – 96с.
Максимова Е.А., Рахматуллина О.Н., Травкина О.П., Черных А.Н. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе - М.: Обруч,2011. – 192с.
Москаленко В.В. Занятия с дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель,2009.- 216с.
Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. Пособие для педагогов и родителей. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 48с.
Топоркова И.Г.; Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития,2007. – 123 с.
Синицина Е.И. Умные пальчики. Серия «Через игру - к совершенству». М.: «Лист», 1998г.-144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Сообщение из опыта работы...
"Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей старших дошкольников...
Проект: «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста» разработан на основании ФГОС в области дошкольного воспитания.При разраб...
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их о...
Педагогический проект Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том ...
Консультация для воспитателей "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...