Годовой проект в старшей группе-Рисуем по алгоритмическим схемам с детьми 5-7 лет по методической разработке Н.В. Шайдуровой и Н.Н. Леоновой
материал по рисованию (старшая группа)
Годовой проект в старшей группе-Рисуем по алгоритмическим схемам с детьми 5-7 лет по методической разработке Н.В. Шайдуровой и Н.Н. Леоновой
Актуальность
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне создать самому –
И я пойму.
Японская пословица.
Предлагаемое пособие посвящено одному из видов изобразительной деятельности – рисованию.
Рисование - один из любимых видов детской деятельности. Большинство детей смело берутся за любые изобразительные материалы и рисуют. Однако у некоторых ребят рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям, но многие взрослые чувствуют себя в такой ситуации беспомощно. А как хочется помочь маленькому человеку!
Не все взрослые умеют рисовать, поэтому не все могут правильно и грамотно научить ребенка изображать предмет или сюжет. На помощь современным педагогам в изобразительно-художественной деятельности приходят алгоритмы и технологические карты, которые необходимо использовать при обучении детей созданию определенных образов. Они помогают понять ребенку, как пошагово изобразить предмет либо самостоятельно создать сюжет.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
Поэтапное рисование – это метод рисования, который позволяет создавать рисунок последовательно, по этапам, от простого к сложному. Для детей же поэтапное рисование – хорошее подспорье: во-первых, они учатся рисовать без ошибок, соблюдая определенный порядок действий, во-вторых, в процессе многократных тренировок у них вырабатывается алгоритм, который позволит впоследствии самостоятельно безошибочно изображать многое и без схемы. Наконец, просто очень интересно и увлекательно следить, как из маленьких фигур и штрихов вырисовывается целый образ, причем неудачи случаются редко.
Для занятий творчеством есть много возможностей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarovan.g_-_god._proekt-risuem_po_shemam_5-7letshaydurova_n.v._2.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"
Управления делами Президента Российской Федерации
Годовой проект
Тема: «Рисуем по алгоритмическим схемам»
в старшей группе по методической разработке
Шайдуровой Н.В.
Воспитатель: Макарова
Наталья Геннадьевна
Москва, 2022г.
Актуальность
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне создать самому –
И я пойму.
Японская пословица.
Предлагаемое пособие посвящено одному из видов изобразительной деятельности – рисованию.
Рисование - один из любимых видов детской деятельности. Большинство детей смело берутся за любые изобразительные материалы и рисуют. Однако у некоторых ребят рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям, но многие взрослые чувствуют себя в такой ситуации беспомощно. А как хочется помочь маленькому человеку!
Не все взрослые умеют рисовать, поэтому не все могут правильно и грамотно научить ребенка изображать предмет или сюжет. На помощь современным педагогам в изобразительно-художественной деятельности приходят алгоритмы и технологические карты, которые необходимо использовать при обучении детей созданию определенных образов. Они помогают понять ребенку, как пошагово изобразить предмет либо самостоятельно создать сюжет.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
Поэтапное рисование – это метод рисования, который позволяет создавать рисунок последовательно, по этапам, от простого к сложному. Для детей же поэтапное рисование – хорошее подспорье: во-первых, они учатся рисовать без ошибок, соблюдая определенный порядок действий, во-вторых, в процессе многократных тренировок у них вырабатывается алгоритм, который позволит впоследствии самостоятельно безошибочно изображать многое и без схемы. Наконец, просто очень интересно и увлекательно следить, как из маленьких фигур и штрихов вырисовывается целый образ, причем неудачи случаются редко.
Для занятий творчеством есть много возможностей!
Педагогическая целесообразность использования алгоритмических схем в обучении детей изобразительно-художественной деятельности в том, что они предназначены для развития технических умений, самостоятельности и творческих задатков детей.
Цели работы по алгоритму:
- Создание образа или композиции по методу «Шаг за шагом»;
- Развитие самостоятельности детей.
Задачи работы с детьми:
- Учить создавать рисунок по алгоритмическим схемам;
- Учить работать с технологической картой;
- Знакомить с технологическими операциями, порядком их выполнения при создании образа;
- Формировать умения соблюдать последовательность создания образа или сюжета;
- Формировать умения создавать образ или композицию по методу «Шаг за шагом»;
- Овладевать отдельными технологическими операциями: разметка рисунка, создание наброска, прорисовка, штриховка, заливка цветом;
- Развивать умения анализировать алгоритмическую схему последовательного изображения рисунка;
- Применять усвоенные знания в самостоятельной , игровой и творческой деятельности.
Само содержание тематики технологических карт основано на подборке тематического планирования согласно той программе, по которой работает ДОУ.
Тематический план на 2022-2023 учебный год.
Месяц | Неделя | Тема | Творческий замысел. Цели, задачи | Материалы | Источник | Практический выход |
Сентябрь | 1неделя
| Тема месяца: «Здания ». Тема занятия : «Дом» | Учить рисовать простым карандашом . Развивать творческую инициативу. | белая бумага А4.простой карандаш, цветные карандаши | Шайдурова Н.В. Стр. 10 | Консультация для родителей о важности развития мелкой моторики рук. Выставка детских работ в группе. |
2неделя
| Тема занятия: «Детский сад». | Ритмически расположить элементы на плоскости. Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, давать общее описание. Развивать самостоятельность | Белая бумага А4, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.10 | ||
3неделя | Тема занятия: «Избушка на курьих ножках». | Закреплять умение рисовать дома. | Белая бумага А4, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр. 14 | ||
4неделя | Тема занятия: «Многоэтажный дом». | Учить передавать единство формы, цвета. | белая бумагаА4, простой карандаш, цветные карандаши | Шайдурова Н.В. стр.17 | ||
Октябрь | 1неделя | Тема месяца: «Домашние птицы». Тема занятия: «Цыпленок» | Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к рисунку. | простой карандаш, цветные карандаши, бумага А4 | Шайдурова Н.В. стр.9 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Курочка».
| Учить создавать выразительный образ , сочетая в композиции разные формы и цвета. | Белая бумагаА4, простой карандаш. | Шайдурова Н.В. стр.18 | ||
3неделя | Тема занятия: «Утенок». | Закреплять полученные навыки.Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Белая бумага а4, простой карандаш. | Шайдурова Н.В. стр.30 | ||
4неделя | Тема занятия: «Гусь». | Передать цветом и формой символический образ. Закреплять названия деталей и цвет. | Белая бумага А4, карандаш простой, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.32 | ||
Ноябрь | 1неделя | Тема месяца: «Человек». Тема занятия: «Забавный портрет». | Учить передавать характерную особенность человека. Распределять части тела правильно. Развивать творческое воображение. | Белая бумага А4, карандаш простой, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр. 13 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Девочка». | Развивать творческую активность. | белая бумага А4, простой карандаш. | Шайдурова Н.В. Стр.16 | ||
3неделя | Тема занятия: «Малыш». | Продолжать знакомить детей с возможностями различных форм. - формировать чувства симметрии - развивать умения анализировать образ человека – выделять в нем части тела (голова, туловище) , называть и показывать . | белая бумагаА4, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.18 | ||
4неделя | Тема занятия: «Портрет мамы» | - повторить строение цветка; - учить подбирать цвета соответствующие данному цветку - Закреплять навыки. | белая бумагаА4, простой карандаш, цветные карандаши | Шайдурова Н.В. стр. | ||
Декабрь | 1неделя | Тема месяца: «Дикие птицы». Тема занятия: «Дятел». | Передать эффект северного сияния линией, цветом, формой. Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. | белая бумагаА4, | Шайдурова стр.29 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Сова». | Показывать разные варианты изображения птиц. Развивать воображение, фантазию. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.43 | ||
3неделя | Тема занятия: «Воробей». | Изобразить птиц из геометрических фигур. Развивать воображение, фантазию. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.12 | ||
4неделя | Тема занятия: «Пингвин». | Передать характерные особенности пингвина Закреплять полученные навыки.Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.47 | ||
Январь | 2неделя | Тема месяца: «Животные». Тема занятия: «Кот» | Передавать характерные особенности животных. Развивать воображение, фантазию. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.12 | Выставка детских работ в группе. Консультация для родителей |
3неделя | Тема занятия: «Свинья». | Учить рисовать животных. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.41-42. Леонова Н.Н. Стр.63. | ||
4неделя | Тема занятия: «Корова». | Показать разные варианты рисования животных в изобразительной технике. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Леонова Н.Н. стр.62 Шайдурова Н.В. Стр.46 | ||
Февраль | 1неделя | Тема месяца: «Динозавры». Тема занятия: «Динозавр» | Учить передавать форму. Закреплять навыки рисования карандашом по этапам. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.6 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Трицератопс». | Передать необычность , сказочность образа динозавров. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.6 | ||
3неделя | Тема занятия: «Птеродактиль». | Учить рисовать. Передать характерные особенности динозавра. Развивать творчество и мышление. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр. | ||
4неделя | Тема занятия: «Спинозавр». | Учить выделять части тела динозавра. Развивать интерес и творчество. Рассказать о динозаврах. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.10 | ||
Март | 1неделя | Тема занятия: «Мимоза» | Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать воображение , фантазию. | Цветные карандаши, белая бумага А4, простой карандаш. | Леонова Н.Н Стр.77-78 Шайдурова Н.В. стр. | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Мама» | Передать в портрете мамы выразительность образа цветом, линией. Развивать воображение, фантазию. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Леонова Н.Н. Стр.52 Шайдурова Н.В. стр.14 | ||
3неделя | Тема занятия: «Тюльпан». | Учить доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, творчество. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Леонова Н.Н. стр.78 | ||
4неделя | Тема занятия: «Береза». | Развивать фантазию и воображение. Учить умению планировать работу | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Леонова Н.Н. стр.46 | ||
Апрель | 1неделя | Тема занятия: «Рыбы». | Развивать фантазию и воображение. Учить умению планировать работу. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.8 Леонова Н.Н. Стр.65 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя
| Тема занятия: «Ракета». | Показать возможности составления сюжетной композиции на основе силуэтного изображения. Передать эффект огненного пламени. Рассказать о космических ракетах, космонавтах. Учить рисовать ракету. Развивать патриотические чувства. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Леонова Н.Н. стр.69 | ||
3неделя | Тема занятия: «Акула». | Рассказать об акулах. Учить рисовать рыб. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.26-27 | ||
4неделя | Тема занятия: «Скат». | Продолжать учить создавать композицию по замыслу. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.31 | ||
Май | 1неделя | Тема месяца: «Насекомые». Тема занятия: «Бабочка» | Развивать воображение, фантазия, творчество | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.8-9 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Божья коровка». | Развивать фантазию и воображение. Учить умению планировать работу. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.33 | ||
3неделя | Тема занятия: «Рисование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Леонова Н.В. |
Список литературы:
- Леонова Н.Н. Обучение рисованию дошкольников 5-7лет по алгоритмическим схемам.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей 5-7 лет.
- Шайдурова Н.В. Рисуем здания по алгоритмическим схемам.
- Шайдурова Н.В. Рисуем домашних птиц по алгоритмическим схемам.
- Шайдурова Н.В. Рисуем диких птиц по алгоритмическим схемам.
- Шайдурова Н.В. Рисуем человека по алгоритмическим схемам.
- Шайдурова Н.В. Рисуем животных по алгоритмическим схемам.
- Шайдурова Н.В. Рисуем динозавров по алгоритмическим схемам.
- Шайдурова Н.В. Рисуем рыб по алгоритмическим схемам.
- Шайдурова Н.В. Рисуем насекомых по алгоритмическим схемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД с детьми младшей группы: "8 марта". Методическая разработка по проведению праздника
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми младшей группы: « 8 марта».Методическая разработка по проведению праздника...
Годовой проект в старшей группе "Мастерами славится земля"
Проект по декоративно- прикладному искусству "Мастерами славится земля"...
Конспект занятия по рисованию с детьми старшей группы «Рисуем фигуру солдата»
Цель: обучение рисованию фигуры человека. Задачи:Учить детей рисовать фигуру человека и создавать в рисунке образ воина, правильно располагать части тела (руки от плеч, ноги от туловища), соблюда...
«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...
«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...
«Особенности организации учебно-тренировочного процесса при работе с детьми 6-7 летнего возраста» (Методическая разработка)
Данные рекомендации, как составная часть программы носят развивающий характер и базируются на изучаемом материале спортивно-оздоровительного этапа. Вданной разработке раскрыта особенность всего образо...
Конспект совместной деятельности с детьми по песочному рисованию в старшей группе «Рисуем чудесный лес»
Цель: гармонизация психо-эмоционального состояния посредством песочного рисования.Задачи:1. Вызвать интерес к созданию изображения на песке.2. Формировать навыки рисования линий, кругов на песке....