«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные дощечки», является не только инструментом для развития мелкой моторики, но и решает множество образовательных задач. Игровой материал активизирует познавательную деятельность детей, мотивирует их к познанию и творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktilnye_doshchechki_2021.docx | 782.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Направление: «Развитие дошкольного образования»
«ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ»
в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Методическая разработка
Автор разработки:
Малинина Оксана Викторовна,
воспитатель высшей категории
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Ученые, исследуя деятельность головного мозга, психического и речевого развития у детей, обнаружили закономерность: чем лучше у ребенка развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.
Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Чем более подвижные, «послушные» пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить. «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук» (М.М. Кольцова). Рука, пальцы, ладошки ребенка – органы, приводящие в движение мыслительную деятельность детей.
В связи с этим в своей коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи мы решили использовать «тактильные дощечки», так как данное пособие является не только инструментом для развития мелкой моторики, но и решает множество образовательных задач.
Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения с каким-либо предметом. На основе развития тактильных ощущений у детей формируется творческое воображение, мышление, внимание, память, связная речь, умение пересказывать. Поэтому взяв за основу доступность и разнообразие материалов, мы решили изготовить комплект тактильных дощечек под названием «Волшебный сундучок».
Актуальность данного дидактического пособия заключается в доступности и наглядности для детей, в эффективности развития речевых навыков. Игровой материал активизирует познавательную деятельность детей, мотивирует их к познанию, творчеству, развивает такие психические процессы, как память, внимание, мышление, мелкомоторные навыки.
Проблема речевого развития дошкольников актуальна, т.к. овладение связной речью легче происходит с использованием технологии эффективного запоминания речевого материала. Для лучшего запоминания мы задействовали разные виды памяти, в том числе и тактильную. Известно, что в дошкольном возрасте ребенок познает мир через себя, через свои ощущения.
Новизна дидактического материала заключается в том, что дощечки с поверхностью из разнообразных материалов дают возможность ребенку исследовать поверхность с помощью всей ладошки и пальчиков, и соотносить с определенным предметом, живым объектом, эмоциональным состоянием.
Практическая значимость дидактического пособия в том, что оно помогает воспитанникам самостоятельно исследовать, изучать материал, дополняет набор используемых дидактических игр и пособий в образовательном процессе. Дидактическое пособие «тактильные ладошки» предназначено для детей старшего дошкольного возраста для усвоения и закрепления пройденного материала.
Цель создания дидактического материала:
● развитие у детей восприятия окружающего мира через тактильные ощущения;
● развитие воображения, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Задачи, реализуемые при использовании дидактического материала:
● формировать представление о фактуре и тактильных особенностях разных предметов;
● активизировать словарный запас по теме, способствовать развитию связной речи – умению составлять рассказ с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения.
● профилактика оптической дисграфии, формировать тактильное представление о образе букв;
● формировать умение включаться в образовательный процесс, соотносить правила культурного поведения, вырабатывать усидчивость.
● развивать мелкую моторику, зрительную концентрацию.
Ожидаемые результаты:
- сформировать познавательный интерес к предметам;
- сформировать начальные знания об окружающем мире через тактильные ощущения;
- сформировать знания зрительно-пространственного образа буквы;
- сформировать лексико-грамматический строй речи;
- сформировать воображение, умение составлять рассказы с опорой на тактильные ощущения и эмоциональные реакции.
Этапы работы:
I этап: знакомство с дощечками и обучение приемам обследования, сравнение поверхностей и нахождение по описанию.
В работе с детьми используются следующие приемы:
- Обследование «дощечек» с называнием качеств предметов (ребенок показывает – мягкий, шершавый, твердый, колючий, пушистый, холодный).
2. Нахождение дощечки по описанию. Например, воспитатель называет качество, а ребенок называет материал: (шершавая – наждачная бумага, крупа, зернышки, чешуйки),
(мягкая – пух, мех, вата, фланель).
3. Сравнение поверхностей дощечек между собой и окружающими предметами (пушистый, как воротник; гладкий, как лед (пол, стол); колючий, как елка (ежик, кустарник, роза).
4. Описание заданной дощечки. «Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество, то есть, расскажите, какая она. Например, дощечка с чешуйками (шершавая, немного колючая). На что похожа? (на чешую рыбки, на елку, на поверхность коврика). Дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки. Похожа на капельки варенья (мороженного, сгущенки, на оладушки, печенье).
II этап. Формируем у детей умения соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, живым объектом, эмоциональным состоянием. Например, наждачная бумага – асфальт, кора дерева, жук, сердитая, злая, грубая, колючая. Фланель – как бабушка, как мама – добрая, мягкая, ласковая, нежная. Как животик у кошки, хомячка. Мягкая, как постель, подушка, одеяло и т.д. Вырабатываем умения называть эмоциональные состояния: дощечка с мехом – теплая, ласковая, добрая, нежная, приятная). На кого похожа? (зайчик, котик, шуба, шапка, помпончик); дощечка с целлофаном – грустная, холодная, скучная.
Приемы:
- найди такую же дощечку с закрытыми глазами (ребенку закрывают глаза с помощью повязки, специальных волшебных очков, дают потрогать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же);
- разложить дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности (от самой гладкой, до шероховатой);
- найди дощечку, похожую на рыбку, ежика, котика;
- найди самую злую дощечку;
- найди самую грустную (веселую) дощечку.
III этап. Задания усложняются, знания закрепляются:
Составление рассказа с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения.
«Пушистый мягкий зайка прыгал с кочки на кочку, и оказался на скользком льду. Лапы его скользили, заяц испугался. Собрал последние силы и прыгнул на берег. Под лапами оказался шуршащий, колотый лед. Очень быстро заяц поскакал в лес и спрятался под елкой».
Игры с буквами:
● Знакомство с образом буквы (обвести букву пальчиком, пощупать, рассказать, какая она на ощупь, из каких частей состоит).
● Из предложенных букв выбрать все мягкие на ощупь (шершавые, скользкие).
● Выбрать буквы, которые состоят из одной-нескольких частей, назвать эти буквы.
● Определить на ощупь название буквы.
● Выбрать только гласные буквы среди предложенных.
Заключение:
Исходя из многолетнего опыты работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что наши дети становятся двигателем творческой мысли педагогов, каждый ребенок задает свои коррективы в творческую деятельность воспитателей, направляют их желания создавать что-то новое, интересное и необыкновенное.
Активно используя тактильные дощечки в совместной, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, работая в тесной взаимосвязи воспитателей и учителя-логопеда, мы заметили у воспитанников наблюдается значительное улучшение внимания, памяти, мышления и мелкомоторных навыков, повышение познавательной и творческой активности. Эффективному достижению поставленных целей и задач способствовал принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическим материалом осуществлялась в индивидуальном темпе, а сложность и вид заданий подбирался исходя из интересов и возможностей каждого ребенка). Принцип наглядности также сыграл значительную роль в эффективности использования дидактического материала. Интересный и разнообразный по структуре и оформлению материал помогал нашим детям легче и быстрее усваивать программный материал. А в условиях игровой ситуации – закреплять. Наша коллекция «тактильных дощечек» постоянно пополняется, дети являются активными участниками (приносят из дома разнообразный материал, новые идеи), а мы с удовольствием их воплощаем в жизнь, пополняем наш «Волшебный сундучок».
Список литературы:
- Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985.
- Османова Г.А. Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику.
- Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 5-6 года»
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. - М.: СФЕРА, 2000.
- Кольцова Н.Н. Ребенок учится говорить. - М., 1993.
- Кольцова Н.Н., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"
Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы)....
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи
Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)
Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...
«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...
Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...