Годовой проект в старшей группе "Мастерами славится земля"
проект (старшая группа) на тему

Токарева Анна

Проект по декоративно- прикладному искусству "Мастерами славится земля" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МОУ -Лицей- структурное подразделение

       детский сад № 9 г. Маркс Саратовская область

Проект по декоративно-прикладному искусству

Тема: «Мастерами славится земля»

(долгосрочный)

Старшая группа

2017-2018 уч. год

Воспитатели группы:

Токарева А.Н.

Белякова Е.Ю.

 

Проект по Декоративно- прикладному искусству

ТЕМА: «Мастерами славится земля»

                                                           

         

                                                                    Пояснительная записка

                                                         «Самым высоким видом искусства,

                                                   самым талантливым, самым гениальным

                                                               является народное искусство,

                                                         то есть то, что запечатлено народом,

                                            сохранено, что народ пронес через столетия».

Тип проекта:  информационно – практико – ориентированный.

Вид проекта:  долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта: творчески – информационный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Срок реализации: сентябрь – май

Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.

Актуальность проекта:

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении.

За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.

Выбранная нашей группой тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Проблема:

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.

И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому мы перед собой поставили цель:

Цель: Развитие художественно- творческих способностей детей  дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи.
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев  хохломских изделий, гжельской посуды и каргопольской игрушки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.

Предмет: декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.

Гипотеза:

Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Условия реализации проекта:

• Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

• Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;

• Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;

• Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;

• Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;

• Создание эстетически-развивающей среды.

Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности.

Для повышения интереса в работе использую различные

Методы и приемы:

•Наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий).

•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.

• Эвристический (развитие находчивости и активности).

•Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).

• Мотивационный (убеждение, поощрение).

•Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Методическое обеспечение проекта:

•Предметно-развивающая среда: выставки по каждой теме, подготовка материала.

•Включение в образовательные ситуации игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей.

•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.

• Моральное поощрение инициативы и творчества.

• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

• Индивидуально-творческая деятельность.

• Учебно-игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная деятельность).

•Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, таблиц.

• Просмотр видеофильмов.

•Роспись шаблонов хохломской, гжельской росписи.

•Заучивание считалок, закличек, прибауток, стихов.

•Дидактические игры.

• Самостоятельная творческая деятельность детей.

• Выставка детского творчества.

Формы работа с родителями по реализации проекта:

•Папки-передвижки.

• Консультации, рекомендации.

• Обогащение предметно-развивающей среды.

• Методические рекомендации.

•Консультации.

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Подготовительный этап (сентябрь)

2. Основной этап (сентябрь – апрель)

3. Заключительный (май)

Ожидаемый результат:

Старшая группа:

• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи

• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

• Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: каргопольская игрушка, хохломская роспись, гжельская роспись.

• Умеют создавать декоративные композиции по мотивам хохломских, каргопольских , гжельских  узоров;

• Умеют выделять элементы хохломской, гжельской, каргопольской  росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

           

  Перспективное планирование проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

1. подготовительный

1.Определение темы и цели проекта.

Формирование проблемы, цели, задач, конечного результата

Воспитатели

Сентябрь 2017

2. Определение уровня знаний детей о народных традициях

2.Подготовка к планомерному проведению проекта

Воспитатели

Сентябрь 2017

3.Разработка плана осуществления проекта.

3.Запланировать все необходимые мероприятия для достижения поставленной цели.

Воспитатели

Сентябрь 2017

4.Сбор и накопление материала

         

4. Привлечь внимание родителей к проблеме воспитания у ребенка интереса к семейным традициям, которые  помогут сформировать в ребёнке эстетический вкус, национальную гордость за мастерство русского народа.

Воспитатели, родители

Сентябрь 2017

5. Вхождение родителей в проблему

Консультация: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

        

        

Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными способностями

Воспитатели, родители

Сентябрь 2017

2 этап

 Основной

1.«Золотая Хохлома»

Игровая деятельность

Интерактивная игра «Мы знаем хохлому»

Д/и «Русские узоры»

«Народные промыслы»

«Укрась горшочек»

Знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства-хохломой, с характерными особенностями хохломской росписи, ее производстве, истории, элементами узора, колорита композиции.

Воспитатели

Сентябрь 2017

Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)

        

        

Познакомить детей с хохломской росписью; с историей возникновения и особенностями данной росписи

Воспитатели

Сентябрь 2017

Беседа с детьми о  Хохломском промысле.

Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров.

 Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

Воспитатели

Октябрь

2017

Разучивание стихов о хохломе: «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома».

Разучить стихотворения, Формировать умение  слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию; развивать память.

Воспитатели

Октябрь 2017

Знакомство с элементами узоров и орнаментов хохломской росписи.

Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.

Воспитатели

Ноябрь

2017

Рисование  «Праздничное блюдо».

Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Воспитатели

Ноябрь

2017

Изготовление посуды из папье-маше

Познакомить детей с технологией изготовления изделий из папье-маше

Воспитатели

Декабрь

2017

2.«Сказочная Гжель» 

 

Беседа «Сине-голубое чудо».

Рассматривание узоров гжельской росписи.

Чтение:

авторская сказка

М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;

легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

стихотворения о Гжели;

Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»

Познакомить детей с образцами гжельской  керамики, ее специфическими чертами, выраженными в формах изделий и приемах из узорного оформления по содержанию (мотивам), композиции украшения, технике росписи.

Воспитатели

Январь

2018

Знакомство с техникой рисования гжельской розы.

познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме

Воспитатели

Февраль

2018

 Прорисовка элементов гжельской росписи на узкой полосе

Формировать умение составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три).

Воспитатели

Февраль

2018

 Роспись гжельских изделий из шаблонов с элементами гжельской розы.

Формировать умение  детей рисовать элемент гжельского узора - «розу», продолжить работу по формированию навыка работы всей кистью, её концом, закреплять знания об элементах гжельской росписи, о декоративно – прикладном искусстве

Воспитатели

Февраль

2018

 3.«Каргопольская игрушка»

Просмотр видеоролика из серии «Народная игрушка из глины».

Рассматривание знакомых народных игрушек из глины.

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Воспитатели

Март

2018

 Лепка «лошадок» из глины. Подбор иллюстраций для выставки.

Формировать навыки изготовления изделия из целого куска . Способствовать воспитанию творческой индивидуальности и самобытности.

Воспитатели

Март-Апрель

2018

 Роспись «Лошадка» Каргопольская игрушка

Формировать умение расписывать узором глиняную игрушку по народным мотивам;

Воспитатели

Апрель

2018

 Оформление выставки детско-родительских  работ «Мы- умельцы-мастера!»

Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Воспитатели

Апрель

2018

 4.Итоговое мероприятие «Мастера земли русской»

Закрепить знания детей о народных промыслах Развивать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно-прикладного искусства.

Воспитатели

Май

2018

 

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация детского педагогического проекта в старшей группе "Пчёлки" "Земля моя родная - Саратовский край".

Презентация детского педагогического проекта "Земля моя родная - Саратовский край", целью которого  является ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей малой Родины, знако...

Отчёт по проекту в старшей подготовительной группе «Земля – наш общий дом»

Материал поможет воспитателям написать отчёт по своему проекту....

Краткосрочный проект в старшей группе "День Земли"

В проект входит экологическое развлечение "В гости к солнышку" и совместная деятельность воспитателя с детьми....

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!»

Цель проекта: создавать условия для формирования уважительного, ценностного и бережного отношения детей к хлебу».Задачи проекта:1. Собрать интересную информацию о хлебе: из книг, наглядно-...

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!»

Актуальность проекта. На Руси хлеб считался главным богатством. К хлебу русский народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. Хлеб – это продукт человеческого т...

Годовой проект в старшей группе-Рисуем по алгоритмическим схемам с детьми 5-7 лет по методической разработке Н.В. Шайдуровой и Н.Н. Леоновой

Годовой проект в старшей группе-Рисуем по алгоритмическим схемам с детьми 5-7 лет по методической разработке Н.В. Шайдуровой и Н.Н. Леоновой АктуальностьРасскажи мне – и я услышу,Покажи мне...

Проект в старшей группе "Живи, Земля!"

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей д...