МОУ -Лицей- структурное подразделение детский сад № 9 г. Маркс Саратовская область
Проект по декоративно-прикладному искусству Тема: «Мастерами славится земля» (долгосрочный) Старшая группа 2017-2018 уч. год
Воспитатели группы: Токарева А.Н. Белякова Е.Ю.
Проект по Декоративно- прикладному искусству
ТЕМА: «Мастерами славится земля» Пояснительная записка «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». Тип проекта: информационно – практико – ориентированный. Вид проекта: долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Вид проекта: творчески – информационный Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель. Срок реализации: сентябрь – май Образовательная область: художественно-эстетическое творчество. Актуальность проекта: Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении. За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми. Выбранная нашей группой тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Проблема: Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому мы перед собой поставили цель: Цель: Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства. Задачи. 1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев хохломских изделий, гжельской посуды и каргопольской игрушки. 2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России. 3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация. 4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие. 5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство. Предмет: декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.
Гипотеза: Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств. Условия реализации проекта: • Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей; • Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную; • Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей; • Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми; • Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности; • Создание эстетически-развивающей среды. Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Для повышения интереса в работе использую различные Методы и приемы: •Наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий). •Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения). • Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий. • Эвристический (развитие находчивости и активности). •Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе). • Мотивационный (убеждение, поощрение). •Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу). Методическое обеспечение проекта: •Предметно-развивающая среда: выставки по каждой теме, подготовка материала. •Включение в образовательные ситуации игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей. •Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения. • Моральное поощрение инициативы и творчества. • Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности. Формы работы с детьми в процессе реализации проекта: • Индивидуально-творческая деятельность. • Учебно-игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная деятельность). •Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, таблиц. • Просмотр видеофильмов. •Роспись шаблонов хохломской, гжельской росписи. •Заучивание считалок, закличек, прибауток, стихов. •Дидактические игры. • Самостоятельная творческая деятельность детей. • Выставка детского творчества. Формы работа с родителями по реализации проекта: •Папки-передвижки. • Консультации, рекомендации. • Обогащение предметно-развивающей среды. • Методические рекомендации. •Консультации.
Этапы проведения и реализации проекта: 1. Подготовительный этап (сентябрь) 2. Основной этап (сентябрь – апрель) 3. Заключительный (май) Ожидаемый результат: Старшая группа: • Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи • Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр. • Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт; • Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: каргопольская игрушка, хохломская роспись, гжельская роспись. • Умеют создавать декоративные композиции по мотивам хохломских, каргопольских , гжельских узоров; • Умеют выделять элементы хохломской, гжельской, каргопольской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи. Перспективное планирование проекта Этапы проекта | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки выполнения | Отметка о выполнении | 1. подготовительный
| 1.Определение темы и цели проекта.
| Формирование проблемы, цели, задач, конечного результата | Воспитатели | Сентябрь 2017 |
|
| 2. Определение уровня знаний детей о народных традициях
| 2.Подготовка к планомерному проведению проекта
| Воспитатели | Сентябрь 2017 |
|
| 3.Разработка плана осуществления проекта.
| 3.Запланировать все необходимые мероприятия для достижения поставленной цели. | Воспитатели | Сентябрь 2017 |
|
| 4.Сбор и накопление материала
| 4. Привлечь внимание родителей к проблеме воспитания у ребенка интереса к семейным традициям, которые помогут сформировать в ребёнке эстетический вкус, национальную гордость за мастерство русского народа.
| Воспитатели, родители | Сентябрь 2017 |
|
| 5. Вхождение родителей в проблему
Консультация: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
| Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными способностями
| Воспитатели, родители | Сентябрь 2017 |
| 2 этап Основной
| 1.«Золотая Хохлома»
Игровая деятельность Интерактивная игра «Мы знаем хохлому» Д/и «Русские узоры» «Народные промыслы» «Укрась горшочек»
| Знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства-хохломой, с характерными особенностями хохломской росписи, ее производстве, истории, элементами узора, колорита композиции.
| Воспитатели | Сентябрь 2017 |
| Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)
| Познакомить детей с хохломской росписью; с историей возникновения и особенностями данной росписи
| Воспитатели | Сентябрь 2017 |
| Беседа с детьми о Хохломском промысле.
| Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров. Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству. | Воспитатели | Октябрь 2017 |
| Разучивание стихов о хохломе: «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома».
| Разучить стихотворения, Формировать умение слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию; развивать память. | Воспитатели | Октябрь 2017 |
| Знакомство с элементами узоров и орнаментов хохломской росписи. | Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров. | Воспитатели | Ноябрь 2017 |
| Рисование «Праздничное блюдо».
| Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. | Воспитатели | Ноябрь 2017 |
| Изготовление посуды из папье-маше
| Познакомить детей с технологией изготовления изделий из папье-маше | Воспитатели | Декабрь 2017 |
|
| 2.«Сказочная Гжель»
Беседа «Сине-голубое чудо».
Рассматривание узоров гжельской росписи. Чтение: авторская сказка
М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;
легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;
стихотворения о Гжели; Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели» | Познакомить детей с образцами гжельской керамики, ее специфическими чертами, выраженными в формах изделий и приемах из узорного оформления по содержанию (мотивам), композиции украшения, технике росписи. | Воспитатели | Январь 2018 |
|
| Знакомство с техникой рисования гжельской розы.
| познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме
| Воспитатели | Февраль 2018 |
|
| Прорисовка элементов гжельской росписи на узкой полосе
| Формировать умение составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три). | Воспитатели | Февраль 2018 |
|
| Роспись гжельских изделий из шаблонов с элементами гжельской розы.
| Формировать умение детей рисовать элемент гжельского узора - «розу», продолжить работу по формированию навыка работы всей кистью, её концом, закреплять знания об элементах гжельской росписи, о декоративно – прикладном искусстве | Воспитатели | Февраль 2018 |
|
| 3.«Каргопольская игрушка»
Просмотр видеоролика из серии «Народная игрушка из глины».
Рассматривание знакомых народных игрушек из глины. | Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. | Воспитатели | Март 2018 |
|
| Лепка «лошадок» из глины. Подбор иллюстраций для выставки.
| Формировать навыки изготовления изделия из целого куска . Способствовать воспитанию творческой индивидуальности и самобытности. | Воспитатели | Март-Апрель 2018 |
|
| Роспись «Лошадка» Каргопольская игрушка | Формировать умение расписывать узором глиняную игрушку по народным мотивам; | Воспитатели | Апрель 2018 |
|
| Оформление выставки детско-родительских работ «Мы- умельцы-мастера!» | Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
| Воспитатели | Апрель 2018 |
|
| 4.Итоговое мероприятие «Мастера земли русской» | Закрепить знания детей о народных промыслах Развивать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно-прикладного искусства. | Воспитатели | Май 2018 |
|
|