«Байкальский пейзаж»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Детский сад комбинированного
вида в ЖК «Луговое» »
Технологическая карта занятия
непосредственно образовательной деятельности
«Байкальский пейзаж»
Подготовила: воспитатель
Каевич Виктория Вачагановна
Конспект занятия по изобразительной деятельности
с детьми подготовительной группы
Тема: «Байкальские пейзажи»
Цель: Развитие творческих способностей при создании альбома «Байкальские пейзажи» используя традиционные и нетрадиционные техники в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Продолжать учиться активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании пейзажа.
2. Закрепить знания детей о жанре пейзажа, особенностях изображения,
линии горизонта, удалённости и приближении, переднем и заднем
плане картины.
3. Осмысливать важность эстетического оформления своей работы.
Предварительная работа:
Рассматривание фотоальбомов и книг: «Байкал», «Нерпы», «Ангара».
Рассматривание пейзажных картин и беседы по ним.
Материал: Выставка картин на тему "Байкал"; Фотовыставка; игрушка нерпа, фонограмма с музыкой "Шум моря», листы бумаги А4 на каждого ребенка, гуашь и акварель на каждого ребенка, кисти на каждого ребенка, баночки для воды на каждого ребенка, салфетки, поролоновые губки на каждого ребенка,
Активизация словаря: озеро, Байкал, жемчужина, Сибирь,
линия горизонта, пейзаж.
Культурная практика: изобразительная деятельность
Культурно-смысловой контекст: создание альбома «Байкальские пейзажи» для пополнения патриотического центра группы.
Этапы | Содержание деятельности | Действия педагога в совместной деятельности с детьми | Действия детей в совместной деятельности с педагогом | Планируемый результат | |
I этап Организационный Введение в ситуацию | Воспитатель: - Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, давайте станем в круг, взявшись за руки. Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх) Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками) Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой) Здравствуй маленький цветок, (присели) Здравствуй утро, здравствуй день (встали) Нам здороваться не лень (улыбнулись) | Заинтересовывает детей на предстоящую деятельность; -вызывает положительные эмоции. | Дети выполняют движения за воспитателем. | Дети настраиваются на предстоящую деятельность | |
Постановка проблемы и мотивация детей | - Ребята, нам на электронную почту пришло видео сообщение от малышей, с пометкой «Для ребят группы Маргаритки» давайте посмотрим, что же там? Дети смотрят на экране видео обращение малышей. | - Ребята, поможем малышам? Сделаем для них самый красивый альбом? (Да) | Вникают в проблему и отвечают на вопросы воспитателя | Дети высказывают желание помочь малышам | |
II этап Основной | - Ребята, перед тем, как мы начнем рисовать, давайте настроимся на работу. Предлагаю взяться за руки и вспомнить стихотворение, про Озеро Байкал. Читаем вместе стихотворение про Байкал. -Где же мы еще можем посмотреть на Байкал? (В патриотическом уголке) Воспитатель с детьми подходит к патриотическому уголку с изображением озера Байкал. - Ребята, посмотрите на изображения. Что вы видите? (пейзаж) -А что такое пейзаж? (жанр изо-искуства, где изображена природа) Скажите, какие цвета вы видите? (белый, синий, голубой, серый, коричневый) - А назовите мне холодные цвета на нашей картине? А теплые? -Что интересного мы знаем о нерпе? (Нерпа живёт только в озере Байкал. У нерпы рождаются детёныши-бельки. Байкальская нерпа способна жить только на Байкале. Даже если создать подходящие условия в другом месте, она не выживет. Животному подходит только байкальская вода. -А кто отдыхал на озере Байкал? - Вам понравилась красота природы Байкала? А что именно понравилось? | Воспитатель с детьми в кругу наизусть читает стихотворение про Байкал. Подходит с детьми к патриотическому уголку Байкала. Сосредотачивает внимание детей на задании. | Дети читают стихотворение, рассказывают о красоте Байкала, отвечают на вопросы воспитателя. | Дети принимают участие в беседе, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. Умеют слушать рассказ других детей, спокойно, не перебивая. | |
Актуализация представлений | Воспитатель: - А теперь поиграем в игру, вы передаете камень из рук в руки и называете слово, которым мы можем описать наш Байкал. | Игра "Цепочка слов" Дети по очереди берут камень и называют слово, которым можно описать Байкал. | лесу, в детском саду) сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в волшебную страну под названием «Осень». Предлагаю сестьна ковер- самолет и отправиться путешествовать…..(звучит тихая музык Способны слушать рассказ других детей, спокойно, не перебивая. | Принимают участие в совместной деятельности, Умеют соблюдать правила совместной игры. | |
Самостоятельная деятельность детей | Воспитатель: - Ребята перед тем как мы начнем рисовать давайте немного разомнемся. Физкультминутка: Дружно на Байкал идём, Мы взбираемся на холм (шагаем на месте)
Нам друзья идти помогут, Будет нам легка дорога (в кругу положить руки другу на плечи, раскачиваться влево – вправо)
На Байкале дует ветер, Он деревья крутит, вертит И среди ветвей шумит (поднять прямые руки вверх, покачать им), Чайка над водой летит (повернуться друг за другом, с продвижением вперёд выполнить махи прямыми руками)
На Ольхоне суслик скачет, Словно быстрый лёгкий зайчик (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд друг за другом по кругу) Раз – прыжок, два – прыжок. Вот и скрылся наш дружок (присесть, спрятать глаза ладонями)
Мы к Байкалу подойдём, В воду руки окунём (пойти в круг, опустить руки к полу) | Умеют самостоятельно использовать разные предметы для рисования Байкальского пейзажа | |||
Включение в систему представлений и повторение | Воспитатель подводит детей к тому что нужно нарисовать. -Что надо помнить, когда рисуете пейзаж? (есть линия горизонта, передний, средний и задний планы картины) | Показывает пример своей работы детям, задает вопросы. | Проявляют самостоятельность и аккуратность в рисовании. | Все дети самостоятельно справляются с заданием. | |
| |||||
Рефлексивный компонент | Воспитатель: - Ребята, как можно «оживить» наш байкальский пейзаж? Кого можно «впустить в нашу картину»? Пока вы рисовали пейзаж, я тоже потрудилась… - Посмотрите, какие у меня есть чайки и нерпы! Давайте наклеим их на наш пейзаж, чтобы наша картина стала еще более реалистичней, согласны? - Что мы сегодня делали с вами? С помощью чего мы рисовали? - Ребята, теперь нужно дать подсохнуть вашим картинам, а потом мы сможем подарить альбом с рисунками малышам. | Воспитатель подводит итог всего занятия. | Дети клеят чаек или нерпу на свою работу и рассказывают, чем они сегодня занимались на занятии | Умеют высказываться, делать вывод об интересных моментах занятия. | |
Открытость | Дети предложили сделать фотоальбом на тему «Наш прекрасный Байкал» и подарить малышам в соседней группе | Дети отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. | Проявляют инициативу о дальнейшей помощи малышам |
Данное занятие проводилось в подготовительной группе, в составе 10 человек. При взаимодействии с воспитанниками я использовала игровые методы и приёмы, которые позволяли детям проявить собственную инициативу, наиболее полно реализовать себя, обучаясь игре и переносить приобретённые знания в свою игровую деятельность. Для активизации детей использовала игровые ситуации, игровое задание, наблюдение, сравнение. Выполнению поставленных мной задач, помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные выводы и высказывания. Вопросы и задания подбирала так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. В течение всего занятия старалась вызвать у детей интерес, разнообразить задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. Все дети свободно общались.
На протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу и самостоятельность, что способствовало развитию познавательного интереса, активности в исследовательской деятельности и творчеству в художественно- эстетической деятельности.
Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям, был рационален для решения поставленных целей и задач. Соблюдение двигательного режима позволило повысить умственную работоспособность, предупредить утомление, поэтому дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. В ходе занятия планировалось развитие личностных качеств дошкольников, целеустремлённость, решительность, настойчивость, умение размышлять, отстаивать своё мнение, делать выводы. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования познавательной деятельности. Планировала и осуществляла логическую связь между сменой деятельности.
Выбранная форма организации образовательной деятельности эффективна и динамична. Во время занятия между мной и детьми строились партнёрские отношения, соблюдались нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания строила грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла достижения детей. Деятельность всех детей, я оценила положительно словесным поощрением, а дети оценили занятие проведением рефлексии. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап образовательной деятельности направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приёмов.
Дети проявляли самостоятельность и инициативу. Поставленная в начале занятия цель достигнута, задачи выполнены.
Самоанализ проведения
Данное занятие проводилось в подготовительной группе, в составе 10 человек.
Мною была поставлена цель: Развитие творческих способностей при создании альбома «Байкальские пейзажи» используя традиционные и нетрадиционные техники в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Продолжать учиться активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании пейзажа.
2. Закрепить знания детей о жанре пейзажа, его признаках, особенностях изображения, линии горизонта, удалённости и приближении, переднем и заднем
плане картины.
3. Осмысливать важность эстетического оформления своей работы.
Образовательная деятельность состояла из трех этапов: организационного, основного и заключительного, поэтому данная деятельность представляла собой логически законченную структуру.
На протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу и самостоятельность, что способствовало развитию познавательного интереса, активности в исследовательской деятельности и творчеству в художественно- эстетической деятельности.
Организационный этап образовательной деятельности был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключения внимания воспитанников на предстоящую деятельность и стимуляцию интереса к ней.
На протяжении всей образовательной деятельности дети охотно выполняли все предложенные мной задания, наблюдалась доверительная атмосфера.
На протяжении всей образовательной деятельности я старалась поддерживать детский познавательный интерес. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка
Считаю, что выбранная форма образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, поставленная мною цель достигнута, задачи реализованы полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Байкальские пейзажи"
Конспект совместной изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Зимние пейзажи».
Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Осенние пейзажи»
Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Летние пейзажи».
Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Весенние пейзажи»
Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....
Конспект занятия "Байкальский пейзаж"
-Ребята, ваш друг Рисовашка недавно побывал в очень интересном месте. Давайте посмотрим, что он привёз из путешествия?- Что это? Где это можно увидеть? (Дети по очереди передают друг другу предметы, в...
Аппликация «Байкальский пейзаж».
Аппликация «Байкальский пейзаж»....