НОД «Дом для трех царевн подземного царства»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

Область развития по ФГОС: художественно-эстетическое развитие

Возраст детей: 5-6 (старшая группа)

Форма организации: подгруппа

Цель: На примере творчества В.М. Васнецова учить художественно обогащать смысл картины, развивая художественные способности через развитие эмоционального интеллекта.

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить с творчеством В.М. Васнецова на примере картин «Три царевны подземного царства», «Снегурочка». Учить рассматривать картину, понимать ее содержание, характер картины.

Учить рисовать окна разных размеров и формы, украшать их орнаментом «завиток», применяя нетрадиционные способы рисования воском.

Продолжать формировать знания о материалах, из которых изготовлены предметы, назначение угля, золота и меди в повседневной жизни.

Развивающие:

Развивать речь, воображение, творческие способности, эмоциональный интеллект.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к русским сказкам, творчеству В.М. Васнецова.

Предварительная работа: знакомство с биографией В.М. Васнецова и его творчеством, чтение сказки «Подземные царства», беседа о полезных ископаемых.

Материал: Презентация с заданиями, портрет В.М. Васнецова, репродукции картин «Три царевны подземного царства», «Снегурочка», бумага, восковые мелки черного, желтого и красного цвета, свечи, голубая гуашь, баночки с водой, музыкальная композиция  П.И. Чайковский «Щелку́нчик», соч. 71 - акт I Картина 2: Еловый лес зимой и танец снежинок», образцы окон со ставнями, предметные картинки для игры «Разбери полезные ископаемые».

Ход НОД:

 

  1. Орг.момент.

Воспитатель: Ребята, какой необычный клубок я нашла! Какого он цвета? (Золотого) Нитка клубка тянется куда-то вдаль. Куда же может привести нас клубок? (ответы детей) Что для этого нужно сделать? (накручивая нить на клубок, идти за ней)

  1. Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Три царевны подземного царства»

(На полотне с помощью проектора изображена картина В.М. Васнецова «Три царевны подземного царства», дети проходят и рассаживаются вокруг полотна на мягкие модули)

Воспитатель: В какую необычную картину мы попали! Кто догадается, к какой сказке написана эта картина? (Ответы детей, подвести к пониманию, что картина является отображением героинь сказки «Подземные царства»)

Воспитатель: Эту картину написал  известный нам художник Виктор Михайлович Васнецов.

  • Кто вспомнит, что изображал В.М. Васнецов на своих полотнах? (сказки, сказочные образы).
  • Какие картины В.М. вам уже знакомы? («Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и серый волк», «Снегурочка»)
  • Что же изображено на этой картине, которая перед нами сейчас? (Три девушки, три царевны)

 

  1. Беседа-рассказ по картине В.М. Васнецова

Воспитатель: На полотне В.М. Васнецова сказка буквально оживает, приобретает настроение - есть и светлая печаль, и загадочность, и таинственность. Давным-давно, в далеком городе, поручили Васнецову украсить железнодорожный вокзал большой картиной. И Васнецов, прочитавший сказку, решил украсить стены вокзала образами трех царевн. В том городе множество людей трудилось под землей, добывая полезные ископаемые: уголь, драгоценные металлы. И художник решил, что картину украсят царевна Золотого царства, царевна Медного царства и царевна Угольного царства. Как в сказке царевны помогали Ивану найти мать, отдавая ему свои богатства, так и на картине царевны помогают людям, храня необходимые им полезные ископаемые.

  • Для чего же нужны людям золото, медь и уголь? (Из золота делают украшения. Из меди посуду, проволоку. Уголь нужен для тепла домов и для передвижения паровозов, для фильтра питьевой воды, рисования)
  • Как можно различить уголь, золото и медь? (По цвету: уголь – черный, золото желтое, медь красного оттенка)
  • Как можно на картине узнать – из какого царства каждая царевна? (По цвету платьев)

 

  1. Дидактическая игра «Разбери полезные ископаемые».

Воспитатель: Очень много богатств сторожат царевны. Много работы у рабочих. Порой и помочь некому. Ребята, вы знаете и умеете отличать богатства подземного царства, хотите собрать и отнести их на хранение царевнам?

(На магнитной доске дидактический плакат с перемешанными изображениями изделий из золота, меди, изображениями угля и других предметов. Участники должны разобрать ископаемые по трем шкатулкам, исключив предметы, сделанные из других материалов. В конце игры воспитатель проверяет правильность выполнения. Уточняет почему не собрали все предметы? (Усложнение: воспитатель указывает на одинаковость цвета, формы и выслушивает обоснования детей)

Воспитатель: Спасибо, ребята, славно потрудились! За ваши старания царевны награждают вас кусочками угля, золота и меди (вносит тарелочки с лежащими на ней восковыми мелками красного, черного и желтого цвета).

  1. Беседа о настроении картины.

Воспитатель: Посмотрим еще раз на сказочную картину Васнецова.

Ребята,  скажите какие цвета у этой картины яркие, радостные или тусклые, печальные? (тусклые, печальные)

Какой характер у картины? (мрачный, печальный, грустный…)

Как вы думаете, что чувствует каждая из царевн? (ответы детей)

Воспитатель: Да, царевны печальны. Их лица спокойны, горды, но царевны будто скучают по потерянному дому, по необходимости сидеть в подземелье вечно. Редко удается выйти им теперь к солнышку. Сидеть им в темноте да горевать. Какие чувства вызывает у вас картина? (ответы детей)

Ребята, что можно бы помочь царевнам стать веселее, увидеть в подземелье хоть немного света солнца? (Ответы детей. Воспитатель подводит ребят к пониманию того, что в группе светло оттого, что в окна светит солнечный свет, значит и царевнам в подземелье можно сделать окошки, чтоб свет проникал и стало солнечно и весело)

Но у нас на столах только подарки от каждой из царевн. Можно ли с помощью их сделать окна царевнам? (Да. Можно окна нарисовать)

  1. Физминутка.

 

«Семь богатырей»

У красавицы-царевны (удары кулачками друг об друга)

Было семь богатырей . (шевелят пальчиками )

Царевна их кормила, (щелчок правой руки по подушечке каждого пальца левой)

Молочком поила. (надавить указательным пальцем на подушечки пальцев левой руки)

В доме прибирала. (помассировать правой рукой каждый палец левой, начиная с подушечки, опускаясь вниз)

Сказки им читала. (загнуть каждый палец правой рукой на левой)

Братьев всех любила, (разогнуть каждый палец на руке)

И подарки им дарила.

 

  1. Рисование. Прием-показ.

(Рассаживаются за столы)

Воспитатель: Какой может быть форма? (Квадратной, прямоугольной, закругленной вверху). Форму окон мы можем изобразить черным, как уголь, карандашом.

А от непогоды окна защищают ставни. Они тоже могут быть разной формы (показывает образцы). Ставни у нас будут золотыми, для этого используем мелок желтого цвета. Украсим окна орнаментом в форме завитка. Завиток очень похож на нить клубочка, который привел нас к царевнам.  А сам узор будет медным, для этого пригодится красный мелок. Тогда окошки будут яркими и красивыми.

(самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение П.И. Чайковского «Еловый лес зимой»)

  1. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Снегурочка». Рисование узоров на окнах с помощью нетрадиционной техники.

Воспитатель: Вот уже и окошки появились и стало в горнице у царевн светлее. Я слышу кто-то за окнами идет.

(На полотне появляется слайд – картина В.М. Васнецова «Снегурочка»)

Кто же это? (Снегурочка) Мы с вами уже знакомы с этой картиной. А вот и она через лес пришла в гости к нашим царевнам, рассмешить, о делах лесных рассказать, грусть царевн разогнать. Да только и у Снегурочки дел немало. Нужно окошки имеем и узорами покрыть. Мы царевнам помогали, неужели не поможем Снегурочке? (Поможем!)

(Воспитатель каждому раздает по восковой свече)

Воспитатель: Вот вам необычные свечи – это волшебные палочки снегурочки. Ими на стеклах окошек нарисуем завитки. А после покроем синей снежной краской.

(Самостоятельная работа детей)

  1. Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Какие замечательные окна у вас получились! Я предлагаю эти окна наклеить на стену той скалы, которая ведет в подземелье. И у нас получится красивый дом со множеством окон.

(Дети наклеивают окошки на полотно, на которое выносится слайд – изображение стены замка)

Воспитатель: Вот так в подземелье стало светло, на душе стало тепло, уголек трещит в печке, золото светит на окне – это солнечный луч стучится ко мне.

  • Как мы помогли царевнам?
  • Что нового узнали?
  • Были ли у вас трудности?
  • Что вам больше всего понравилось?

Спасибо, ребята, а нам пора возвращаться из сказки в нашу группу.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"

В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....

«Знакомство с подземным царством»

«Знакомство с подземным царством»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область "Познание". Путешествие в Подземное царство.

Знакомство с подземным миром, его обитателями прходило на экологической трапе. Этим путешествие хотелось рассказать и показать детям красоту этого мира. Прививать детям любовь и ответственность за мир...

«Путешествие в подземное царство»

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-7 лет. Познавательное, художественное-эстетическое, физическое развитие....

«В подземном царстве».

Экспериментирование и опыты для детей всегда интересно. А тут еще и необычно....

Конспект квест-игры по развитию креативного мышления у детей старшего возраста по теме: «Три царевны подземного царства»

Данное образовательное событие проходило в рамках проекта «Красота вокруг нас – красота внутри каждого». Целью занятия является  развитие креативных способностей у детей дошколь...