НОД «Дом для трех царевн подземного царства»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Область развития по ФГОС: художественно-эстетическое развитие
Возраст детей: 5-6 (старшая группа)
Форма организации: подгруппа
Цель: На примере творчества В.М. Васнецова учить художественно обогащать смысл картины, развивая художественные способности через развитие эмоционального интеллекта.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить с творчеством В.М. Васнецова на примере картин «Три царевны подземного царства», «Снегурочка». Учить рассматривать картину, понимать ее содержание, характер картины.
Учить рисовать окна разных размеров и формы, украшать их орнаментом «завиток», применяя нетрадиционные способы рисования воском.
Продолжать формировать знания о материалах, из которых изготовлены предметы, назначение угля, золота и меди в повседневной жизни.
Развивающие:
Развивать речь, воображение, творческие способности, эмоциональный интеллект.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к русским сказкам, творчеству В.М. Васнецова.
Предварительная работа: знакомство с биографией В.М. Васнецова и его творчеством, чтение сказки «Подземные царства», беседа о полезных ископаемых.
Материал: Презентация с заданиями, портрет В.М. Васнецова, репродукции картин «Три царевны подземного царства», «Снегурочка», бумага, восковые мелки черного, желтого и красного цвета, свечи, голубая гуашь, баночки с водой, музыкальная композиция П.И. Чайковский «Щелку́нчик», соч. 71 - акт I Картина 2: Еловый лес зимой и танец снежинок», образцы окон со ставнями, предметные картинки для игры «Разбери полезные ископаемые».
Ход НОД:
- Орг.момент.
Воспитатель: Ребята, какой необычный клубок я нашла! Какого он цвета? (Золотого) Нитка клубка тянется куда-то вдаль. Куда же может привести нас клубок? (ответы детей) Что для этого нужно сделать? (накручивая нить на клубок, идти за ней)
- Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Три царевны подземного царства»
(На полотне с помощью проектора изображена картина В.М. Васнецова «Три царевны подземного царства», дети проходят и рассаживаются вокруг полотна на мягкие модули)
Воспитатель: В какую необычную картину мы попали! Кто догадается, к какой сказке написана эта картина? (Ответы детей, подвести к пониманию, что картина является отображением героинь сказки «Подземные царства»)
Воспитатель: Эту картину написал известный нам художник Виктор Михайлович Васнецов.
- Кто вспомнит, что изображал В.М. Васнецов на своих полотнах? (сказки, сказочные образы).
- Какие картины В.М. вам уже знакомы? («Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и серый волк», «Снегурочка»)
- Что же изображено на этой картине, которая перед нами сейчас? (Три девушки, три царевны)
- Беседа-рассказ по картине В.М. Васнецова
Воспитатель: На полотне В.М. Васнецова сказка буквально оживает, приобретает настроение - есть и светлая печаль, и загадочность, и таинственность. Давным-давно, в далеком городе, поручили Васнецову украсить железнодорожный вокзал большой картиной. И Васнецов, прочитавший сказку, решил украсить стены вокзала образами трех царевн. В том городе множество людей трудилось под землей, добывая полезные ископаемые: уголь, драгоценные металлы. И художник решил, что картину украсят царевна Золотого царства, царевна Медного царства и царевна Угольного царства. Как в сказке царевны помогали Ивану найти мать, отдавая ему свои богатства, так и на картине царевны помогают людям, храня необходимые им полезные ископаемые.
- Для чего же нужны людям золото, медь и уголь? (Из золота делают украшения. Из меди посуду, проволоку. Уголь нужен для тепла домов и для передвижения паровозов, для фильтра питьевой воды, рисования)
- Как можно различить уголь, золото и медь? (По цвету: уголь – черный, золото желтое, медь красного оттенка)
- Как можно на картине узнать – из какого царства каждая царевна? (По цвету платьев)
- Дидактическая игра «Разбери полезные ископаемые».
Воспитатель: Очень много богатств сторожат царевны. Много работы у рабочих. Порой и помочь некому. Ребята, вы знаете и умеете отличать богатства подземного царства, хотите собрать и отнести их на хранение царевнам?
(На магнитной доске дидактический плакат с перемешанными изображениями изделий из золота, меди, изображениями угля и других предметов. Участники должны разобрать ископаемые по трем шкатулкам, исключив предметы, сделанные из других материалов. В конце игры воспитатель проверяет правильность выполнения. Уточняет почему не собрали все предметы? (Усложнение: воспитатель указывает на одинаковость цвета, формы и выслушивает обоснования детей)
Воспитатель: Спасибо, ребята, славно потрудились! За ваши старания царевны награждают вас кусочками угля, золота и меди (вносит тарелочки с лежащими на ней восковыми мелками красного, черного и желтого цвета).
- Беседа о настроении картины.
Воспитатель: Посмотрим еще раз на сказочную картину Васнецова.
Ребята, скажите какие цвета у этой картины яркие, радостные или тусклые, печальные? (тусклые, печальные)
Какой характер у картины? (мрачный, печальный, грустный…)
Как вы думаете, что чувствует каждая из царевн? (ответы детей)
Воспитатель: Да, царевны печальны. Их лица спокойны, горды, но царевны будто скучают по потерянному дому, по необходимости сидеть в подземелье вечно. Редко удается выйти им теперь к солнышку. Сидеть им в темноте да горевать. Какие чувства вызывает у вас картина? (ответы детей)
Ребята, что можно бы помочь царевнам стать веселее, увидеть в подземелье хоть немного света солнца? (Ответы детей. Воспитатель подводит ребят к пониманию того, что в группе светло оттого, что в окна светит солнечный свет, значит и царевнам в подземелье можно сделать окошки, чтоб свет проникал и стало солнечно и весело)
Но у нас на столах только подарки от каждой из царевн. Можно ли с помощью их сделать окна царевнам? (Да. Можно окна нарисовать)
- Физминутка.
«Семь богатырей»
У красавицы-царевны (удары кулачками друг об друга)
Было семь богатырей . (шевелят пальчиками )
Царевна их кормила, (щелчок правой руки по подушечке каждого пальца левой)
Молочком поила. (надавить указательным пальцем на подушечки пальцев левой руки)
В доме прибирала. (помассировать правой рукой каждый палец левой, начиная с подушечки, опускаясь вниз)
Сказки им читала. (загнуть каждый палец правой рукой на левой)
Братьев всех любила, (разогнуть каждый палец на руке)
И подарки им дарила.
- Рисование. Прием-показ.
(Рассаживаются за столы)
Воспитатель: Какой может быть форма? (Квадратной, прямоугольной, закругленной вверху). Форму окон мы можем изобразить черным, как уголь, карандашом.
А от непогоды окна защищают ставни. Они тоже могут быть разной формы (показывает образцы). Ставни у нас будут золотыми, для этого используем мелок желтого цвета. Украсим окна орнаментом в форме завитка. Завиток очень похож на нить клубочка, который привел нас к царевнам. А сам узор будет медным, для этого пригодится красный мелок. Тогда окошки будут яркими и красивыми.
(самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение П.И. Чайковского «Еловый лес зимой»)
- Рассматривание картины В.М. Васнецова «Снегурочка». Рисование узоров на окнах с помощью нетрадиционной техники.
Воспитатель: Вот уже и окошки появились и стало в горнице у царевн светлее. Я слышу кто-то за окнами идет.
(На полотне появляется слайд – картина В.М. Васнецова «Снегурочка»)
Кто же это? (Снегурочка) Мы с вами уже знакомы с этой картиной. А вот и она через лес пришла в гости к нашим царевнам, рассмешить, о делах лесных рассказать, грусть царевн разогнать. Да только и у Снегурочки дел немало. Нужно окошки имеем и узорами покрыть. Мы царевнам помогали, неужели не поможем Снегурочке? (Поможем!)
(Воспитатель каждому раздает по восковой свече)
Воспитатель: Вот вам необычные свечи – это волшебные палочки снегурочки. Ими на стеклах окошек нарисуем завитки. А после покроем синей снежной краской.
(Самостоятельная работа детей)
- Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Какие замечательные окна у вас получились! Я предлагаю эти окна наклеить на стену той скалы, которая ведет в подземелье. И у нас получится красивый дом со множеством окон.
(Дети наклеивают окошки на полотно, на которое выносится слайд – изображение стены замка)
Воспитатель: Вот так в подземелье стало светло, на душе стало тепло, уголек трещит в печке, золото светит на окне – это солнечный луч стучится ко мне.
- Как мы помогли царевнам?
- Что нового узнали?
- Были ли у вас трудности?
- Что вам больше всего понравилось?
Спасибо, ребята, а нам пора возвращаться из сказки в нашу группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"
Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...
Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"
В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....
«Знакомство с подземным царством»
«Знакомство с подземным царством»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область "Познание". Путешествие в Подземное царство.
Знакомство с подземным миром, его обитателями прходило на экологической трапе. Этим путешествие хотелось рассказать и показать детям красоту этого мира. Прививать детям любовь и ответственность за мир...
«Путешествие в подземное царство»
Конспект интегрированного занятия с детьми 6-7 лет. Познавательное, художественное-эстетическое, физическое развитие....
«В подземном царстве».
Экспериментирование и опыты для детей всегда интересно. А тут еще и необычно....
Конспект квест-игры по развитию креативного мышления у детей старшего возраста по теме: «Три царевны подземного царства»
Данное образовательное событие проходило в рамках проекта «Красота вокруг нас – красота внутри каждого». Целью занятия является развитие креативных способностей у детей дошколь...