Конструкт НОД "Зима. Зимний лес"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Елена Сергеевна Александрова

Конструкт непрерывной образовательной деятельности "Зима. Зимний лес" по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_nod_po_izo_zima._zimniy_les_.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Группа: подготовительная.  Воспитатель: Александрова Е. С.
Образовательная область: интеграция образовательных областей « Художественно-эстетическое развитие», « Познавательное  развитие», « Речевое развитие».
Тема: « Зима. Зимний лес»
Форма НОД:
интегрированное
Виды деятельности:  сюжетное рисование по представлению

Формы организации:  традиционная
Планируемый результат: создание рисунков на зимнюю тематику, организация выставки детских работ.

Цель: научить детей передавать красоту зимнего леса путем использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Воспитательные задачи: воспитывать в детях чувство прекрасного, способствовать развитию детского творчества. Развивать художественно-эстетическое восприятие, умение анализировать продукт деятельности.

Развивающие задачи: 

  1. Совершенствовать умение детей передавать в рисунке зимний пейзаж, образ зимних деревьев, снега, используя нетрадиционные техники рисовании.
  2. Закрепить умение называть признаки зимы и выделять средства выразительности, используемые в творчестве художников, поэтов, композиторов.
  3. Активизация словаря детей за счет слов – пейзаж, крона, снежная, вьюжна, морозная, пушистый, серебристый, сверкающий, хрустящий, позёмка, запорошила, оттиск, палитра.

Обучающие задачи:

  1. Упражнять детей в технике печатания капустным листом, губкой, ватными палочками, жатой бумагой, рисовании концом киста.
  2. Закрепить умение располагать предметы на листе бумаги и на широкой полосе, по всему листу.

Методы воспитания: беседа, рассматривание иллюстраций с изображением зимнего пейзажа, прослушивание музыкальных произведений, проблемные вопросы, оценка деятельности детей.

Методы обучения: игровые приемы, алгоритмическая схема, косвенные словесные приемы, демонстрация нетрадиционных методов изобразительной деятельности.

Оборудование.

Раздаточный материал:

- лист формата А4 тонированной бумаги голубого цвета

- гуашь

- кисти № 3 и № 5

- баночки с водой

- капустные листья

- губка

- ватные тампоны

- ветошь для осушения кисти

- влажные салфетки

- палитры

Демонстрационный материал: 

- иллюстрации с изображением зимнего пейзажа

- алгоритмическая схема рисования зимнего леса

- музыкальный альбом « Времена года» А. Вивальди

- музыкальное произведение « Зима» П. И. Чайковский

Этапы

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность.

1.Приветственное слово педагога.

2. Прослушивание музыкального произведения « Зима» П. И. Чайковского.

3. Использование художественного слова – чтение стихотворения А. С. Пушкина « Зимнее утро».

4. Демонстрация иллюстраций зимнего пейзажа.

5. Речевое упражнение « Подберите красивые слова для описания зимнего леса».

6. Дидактическая игра « Подбери признак».

- Здравствуйте, ребята!

- Как ваше настроение?

- Вы будете заниматься?

- Будем с вами рисовать?

- А вы будете стараться?

- Все вы будете молодцы?

- Проходите и садитесь. Хорошо, что вы все сегодня пришли.

- Ребята, я хочу начать занятие с прослушивания музыкального произведения, а вы по характеру музыки должны догадаться, какому времени года она посвящена.

- Догадались, о каком времени года эта музыкальная композиция?

- Как вы догадались?  ( Обобщение ответов детей).

- Да, ребята, вы правы! Действительно, в данном произведении музыка то быстрая, то замедленная, как изменчивая погода зимы. Звуки музыки напоминают нам то завывание вьюги, то скрип стволов старых деревьев. Зима у нам очень разная. Она и студеная, и с метелями, и со снегом хрустящим, и с капелью. Значит, к какому выводу мы пришли?

- А кто передает характер зимы в словах?

- Ребята, послушайте стихотворение А. С. Пушкина « Зимнее утро».

 

- А кто передает характер зимы в красках?

- Давайте пройдем в нашу картинную галерею.

- Посмотрите на выставку иллюстраций и найдите картину, которая, на ваш взгляд, отражает содержание стихотворения А. С. Пушкина « Зимнее утро».

 ( Воспитатель проводит опрос детей)

- Чем похожи все эти картины?

- А как называются картины с изображением деревьев в лесу, в парке или в сквере?

- Как выглядят деревья зимой?

- А какие деревья на картине  можно легко узнать и зимой?

- Каким мы видим лес на картинах? Что зима сделала с лесом? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поиграем в интересную игру и подберем красивые слова для описания леса.

- Вам понравилась игра? А давайте мы еще поиграем и подберем слова, которые обозначают признаки явлений или объектов природы.

- Ветер – какой?

- Лес – какой?

- Снег – какой?

- Деревья – какие?

- Скажите, а чем отличаются изображения на картинах?

- Посмотрите, как художники изобразили снег на картинах. От чего, на ваш взгляд, зависит цвет снега, стволов и кроны деревьев?

- Действительно, снег может создавать ощущение тишины, покоя, неподвижности или вьюги, метели, сильного ветра. И тогда мы видим позёмку, вихри снежной бури. Найдите картины, на которых художники передали эти два разных ощущения.

( Воспитатель проводит опрос детей).

Дети здороваются и отвечают на вопросы педагога: « Да, будем рисовать, будем стараться».

Дети проходят и рассаживаются на свои места.

Дети слушают музыкальное произведение П. И. Чайковского « Зима»

Ответы детей: « О зиме».

Ответы детей: « Музыка то быстрая, то медленная, меняется по характеру».

Ответы детей: « С помощью звуков и характера музыки композитор может передать признаки зимы».

Ответы детей: « Поэты, писатели»

Дети внимательно слушают стихотворение, которое читает воспитатель.

Ответы детей: « Художники в своих картинах».

Дети проходят к выставке иллюстраций с изображением зимних пейзажей.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Ответы детей: « Везде деревья, укрытые снегом, заснеженный лес».

Ответы детей: « Пейзаж».

Ответы детей: « Тихие, задумчивые, укрытые снегом, как одеялом. Деревья одеты в снежные шубки, дремлют под снежным одеялом. Деревья замерзшие, продрогшие. У елок иголочки, как ледяные пальчики.

Ответы детей:» Березу. Ее светлая с черными пятнышками кора видна издалека. У березы крупные боковые ветви прижаты к стволу, а мелкие веточки свисают вниз.

Дуб отличается от других деревьев округлой кроной и мощным стволом, покрытым грубой, морщинистой корой. В кроне дуба даже зимой можно встретить сухие листья.

По зеленому цвету можно отличить хвойные деревья».

Ответы детей: « Лес стоит заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый, сонный. Лес зима заколдовала, запорошила, заморозила».

Ответы детей: « Холодный, ледяной».

« Заснеженный, запорошенный, заледенелый, хрустальный».

« Блестящий, сверкающий, пушистый».

« Сонные, тихие, заснеженные».

Ответы детей: « Временем суток, цветом».

Ответы детей: « От окружающих деревьев, времени суток, освещения, состояния погоды».

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Готовность детей к общению с взрослым.

Проявление любознательности, желания слушать музыку и участвовать в обсуждении.

Проявление интереса, активное взаимодействие  с педагогом.

Ведение активного диалога, проявление инициативы.

Активное участие в игровой деятельности, проявление инициативы в общении, готовность к партнерским отношениям в процессе совместной деятельности.

2.Основной этап

1.Демонстрация алгоритмической схемы последовательности работы.

2.Прослушивание музыкального произведения А. Вивальди « Времена года».

3.Пальчиковая гимнастика « Белые снежинки».

4. Советы, указания, пояснение, обыгрывание незаконченной работы, индивидуальный показ и объяснение, поощрение, предупредительная оценка деятельности детей, использование материалов информационной среды.

- Как вы думаете, какими изобразительными инструментами и с помощью каких материалов художники изображали деревья, снег?

- Представьте себе, что Снежная Королева заморозила все наши кисточки. Чем бы вы их заменили? Вспомните, какие предметы мы уже использовали для рисования вместо кисточек?

- А можно ли при рисовании дерева использовать капустный лист? Какую часть дерева можно изобразить с его помощью и как это сделать?

- Посмотрите на алгоритмическую схему изображения дерева с помощью капустного листа. Кто хочет рассказать о последовательности изображения такого зимнего дерева?

( Воспитатель проводит опрос детей).

- А какие предметы помогут изобразить снег и как их использовать?

( Воспитатель проводит опрос детей).

- Мы с вами выяснили, от чего зависит цвет снега и деревьев на картине. А какое оборудование помогает художнику получить нужный цвет или оттенок? И как это делает художник?

- Посмотрите и скажите, как художники расположили деревья на своих картинах? Какими по величине изображены деревья на переднем и заднем плане?

- А вы хотите, как настоящие художники, нарисовать свой зимний пейзаж, передать свое отношение к зиме?

- Давайте пройдем на свои рабочие места.

- Как вы думаете, с чего художник начинает работу над картиной?

- Правильно! А еще он обдумывает содержание своей картины, композицию, колорит, подбирает нужные материалы и инструменты.

- Сейчас я включу музыку, а вам предлагаю закрыть глаза и представить себе, какой бы зимний пейзаж вы хотели нарисовать и как бы назвали свою картину.

(  Воспитатель опрашивает детей).

- Прежде чем приступить к работе, все художники разминают свои пальцы. Вот и мы с вами сейчас подготовим их к работе.

- Закружились, завертелись белые снежинки

- Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки

- Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду,

- Заблестели, словно жемчуг – все дивятся чуду!

- Заспешили на занятие дети нашей  группы.

- Будем с вами рисовать пейзаж?

- А вы будете стараться, как настоящие художники?

- Тогда смело приступайте к работе!

( Воспитатель по очереди подходит к детям, помогает советами и осуществляет индивидуальный показ с случае затруднения.

В ходе второй части занятия обращает внимание детей на темп работы. За 1 – 2 минуты до окончания работы предупреждает всех детей. Детям, которые закончили работу, предлагает навести порядок на рабочем месте и придумать название своей картины).

Ответы детей: « Кистью и красками».

Ответы детей: « Губки, ватные палочки, мятую бумагу, пальцы, ладошки».

Ответы детей: « Крону дерева можно изобразить, приложив капустный лист, окрашенный краской».

Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают последовательность работы на алгоритмической схеме.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Ответы детей: « Художнику помогает палитра. На ней он смешивает цвета, чтобы получить нужный оттенок»

Ответы детей: « На заднем плане деревья рисуют маленькими, потому что они находятся далеко. На переднем плане деревья рисуют большими, потому что они расположены близко».

Ответы детей: « Да!»

Дети рассаживаются на свои места.

Ответы детей: « Художник представляет себе, что хочет нарисовать».

Дети слушают музыку с закрытыми глазами, обдумывают изображение зимнего пейзажа, а после отвечают на вопросы воспитателя.

Дети выполняют движения:

« Фонарики» кистями рук

Руки вверх – вниз, шевеля пальцами,

Опускают руки вниз,

Пальцы сжать в щепотку, потом разжать,

Пальцами одной руки проходят по ладони другой руки.

Ответы детей:» Да!»

Ответы детей: « Да!»

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Ведение активного диалога, проявление любознательности, интереса к обсуждаемой теме.

Проявление инициативы в общении с педагогом и сверстниками, активное взаимодействие с педагогом.

Проявление интереса к прослушиванию музыкального произведения и предстоящей творческой деятельности.

Проявление инициативы в самостоятельной творческой деятельности, готовность к партнерским отношениям в общении со сверстниками.

3.Подведение итогов.

1.Анализ детских работ. Общая одобрительная оценка.

- Молодцы! Все художники постарались, у всех получилась картина с изображением зимнего пейзажа.

Дети рассматривают свои рисунки и работы других детей, а после представляют их для выставки.

Осуществление контроля и взаимоконтроля.

4.Открытость.

1. Прием вхождения в картину.

2. Самоанализ

- Давайте прогуляемся по зимнему лесу, который нарисовал Денис К.  Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес! Вдали на полянке особняком красуются крохотные елочки. Их совсем замело снегом. Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу ни сучка, а на макушке пышная снежная шапка. Чувствуете, какой морозный воздух, как ногам трудно передвигаться по такому глубокому снегу, как ветер завывает в кронах деревьев?

- А вот мы попали в картину, которую нарисовал Никита Н. Здесь на солнце блестит белый снег, сверкают и вспыхивают искры-блестки. Береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце белой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Хорош лес в зимнем уборе!

- Ребята, кто из вас считает, что справился с работой художника?

Дети рассматривают работы своих товарищей, обращают внимание на элементы, о которых рассказывает педагог, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают свою работу, анализируют ее и отвечают на вопросы воспитателя.

Проявление интереса к работам своих сверстников, желания внимательно рассмотреть работы других детей, готовность к активному диалогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт НОД по сюжетному рисованию в старшей группе на тему «Зимний пейзаж»

Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности у детей  развивается:  з...

Конструкт по развитию речь. "Зимние забавы" Старшая группа

Конструкт по развитию речи в старшей группе....

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности " Путешествие в зимний лес"

Ознакомление с некоторыми особенностями жизни животных,как двигаются, что и как едят. где живут,развите познавательных интересов, решение интелектуальных задач....

Конструкт НОД с использованием ИКТ Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «Зимние виды спорта»

конспект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста сзимними видами спорта...

Конструкт НОД по сюжетному рисованию в старшей группе на тему «Зимний пейзаж»

laquo;Художественно - эстетическое развитие»Цель: Создание композиции на тему «Зимний пейзаж», закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж, учить выделятьхудожестве...

конструкт НОД "Зимние забавы"

Интегрированное занятие для детей средней группы....