Конструкт по развитию речь. "Зимние забавы" Старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Карпова Наталья Владимировна

Конструкт по развитию речи в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт  организации совместной деятельности по практике

ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам

Карповой Натальи Владимировны.

Дата:

ДОО: МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»

Возрастная группа: старшая группа

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимние забавы»

Образовательная область: речевое развитие

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная

Учебно – методический комплект:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013г. №1155
  2. « От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой и др. – Мозаика- Синтез, 2014-368с.
  3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».-Мозаика- Синтез, 2015

Цель: формирование умений  составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации, с опорой на наглядность и вопросы воспитателя.

Планируемый результат:

  • Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым, выражают свои мысли  в процессе деятельности.
  • Эмоционально откликаются  на возникшую ситуацию, проявляют эмоционально-ценностное отношение к совместной деятельности с педагогом
  • Демонстрируют первоначальные умения видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта  с опорой на указания и вопросы педагога
  • Демонстрируют умения управлять движениями губ, языка, челюсти, выполняют  правильную артикуляцию при произнесении новых слов
  • Дети умеют рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя, умеют отвечать на вопросы воспитателя с опорой на жизненный опыт.
  • Дети строят   простые  предложения по опорным вопросам, воспринимают слова воспитателя и информацию в ходе взаимодействия.

Задачи

 Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

-воспитывать  желание взаимодействовать со сверстниками и воспитателем через игровые ситуации.

Развивающие:

-развивать речевую активность через игровые действия, побуждать к решению элементарных проблемных ситуаций с помощью педагога, развивать артикуляционную моторику детей посредством артикуляционной гимнастики, отрабатывать первоначальные умения видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта с опорой на указания и вопросы педагога.

Обучающие:

- Формировать умение рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя

- Расширять словарный запас путем введения и активизации новых слов

- Формировать навыки построения связного высказывания с опорой на вопросы воспитателя

Обучающие: расширять словарный запас детей, ввести в активный словарь детей слова  «развлечение, забавы, рассыпчатый, хрустящий, серебристый».

Развивающие: развивать подвижность языка;  активизировать желание детей  высказывать своё мнение на заданную тему, обращать внимание на правильные высказывания.

Воспитательные:формировать элементарные навыки уважительного отношения друг к другу

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом. Создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, научности.

Принципы развития речи: принцип обеспечения активной речевой практики, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип индивидуального подхода в развитии речи, терпимость к затруднениям ребёнка, недопустимость возникновения у ребенка негативных переживаний, единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; систематизация лексики (уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, словотолкование).

Методы воспитания: беседа, пример, создание ситуации успеха, формирование готовности к восприятию, поощрение,  игровые ситуации.

Методы обучения: демонстрация, упражнение; объяснительно – иллюстративный;  рассказ; беседа.

Методы развития речи: составление рассказов описаний, повествований основанных на опыте творческих, с опорой на наглядность, на серию сюжетных картинок, на вопросы воспитателя; беседа по картинкам, об игрушках, рассказ воспитателя с опорой на наглядность; наглядное моделирование (мнемотаблицы).

Ход НОД:

Этапы деятельности

Методы

Деятельность  педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный этап.

Задача:

мотивировать детей на предстоящую деятельность, сообщить цель предстоящей деятельности

Беседа

Игровая ситуация

Художественное слово

-Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках покатила.

- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

- Кто из вас любит зиму?

- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков)

- Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов.

- Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску.

-Посмотрим, насколько высокая горка получится?

Дети отвечают на вопросы.

Эмоционально положительно настроены

Ведут диалог с воспитателем.

Дети демонстрируют заинтересованность, проявляют интерес

Охотно вступают в контакт

с воспитателем и сверстниками.

2.Предварительная работа.  

Задача: отрабатывать подвижность губ, языка, челюсти, правильную артикуляцию при произнесении новых слов

Объяснение

Показ

Упражнение

-Но прежде чем взяться за дело, надо нам с вами согреться, а раз мы будем строить нашу горку из слов, будем разминать наш рот.

- Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

1.Подуй на снежок – дуем на бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
2.Язычок боится мороза –
острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно.
3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам:
рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
4. Язычок строит горку то высокую, то низкую
: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается.
9. Ручки заморозим и ручки погреем:
поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Дети выполнят упражнения на развитие артикуляционной моторики

Дети повторяют за воспитателем артикуляционную гимнастику,  учатся правильно выполнять языковые упражнения.

Умеют управлять органами артикуляции, выполняют упражнения по образцу

Выполняют двигательные упражнения с опорой на зрительный и слуховой анализаторы.

3.Основной этап

3.1 Дидактическая игра «Снежная гора».

Задача: Расширять словарный запас, путем введения и активизации новых слов.

Беседа

Пример

Демонстрация

Объяснение

Прием:

Договаривание конца фразы

-Вот мы с вами и размяли наш язычок, теперь я уверена, что мы построим самую большую горку из снега. Хотите попробовать?

- Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получитсяНачинаем:

- ЗИМА какая? (Снежная, Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная Вьюжная)

- СНЕГ какой? (Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Липкий Искристый Рассыпчатый Хрустящий Серебристый Мокрый)

- НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое Радостное Праздничное Новогоднее Грустное Шаловливое Хорошее Прекрасное Плохое)

- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

-  А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатиться с горы.

Я с горы спущусь во весь дух. А ты…?

(Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)

Дети вовлечены в игровую деятельность, проявляют речевую активность.

Эмоционально откликаются  на возникшую ситуацию.

Взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, через игровые ситуации.

Дети активно  высказывают своё мнение на заданную тему.

Умеют отвечать на вопросы воспитателя с опорой на жизненный опыт.

3.2. Установка на рассматривание картины.

Беседа по картине

Задача:

Формировать умение рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя.

Актуализировать

и расширять словарь, путем введения новых слов.

Беседа

Пример

Демонстрация

Объяснение

Прием:

Договаривание конца фразы

- Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.

- Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:

Мчусь, как ветер, на санях

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке. (Саша Черный)

-  Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.

(Воспитатель обращает внимание детей на картины: «Мартовский день»«Саша и снеговик»«Зимой на прогулке»«Зимние забавы»)

- Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.

- Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.

- Морозный день, радостное настроение, зимние забавы, дети упали с санок.

- Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались.

Мне кажется, пришло время немного отдохнуть и поиграть в зимнюю игру «Снежки».

Рассматривают картины

Дети вовлекаются в разговор, отвечают на вопросы, договаривают фразы

Воспринимают слова воспитателя

Умеют воспринимать информацию в ходе взаимодействия

3.2 Физминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное   напряжение

Упражнение

Показ

Пальчиковая гимнастика "Снежок"

Раз, два, три, четыре,

(Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили

(«Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем.

(Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним

(Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем.

(Хлопнуть в ладоши.)

Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками при проведении физминутки.

Внимательно слушают,

выполняют движения.

Используют речь взрослого как источник информации при выполнении действий.

Дети отдохнули и готовы к следующему заданию.

3.3 Составление рассказа по картине

Задача:

закрепить умения детей описывать картину по образцу воспитателя,  отрабатывать навыки построения  простых предложений по опорным вопросам.

Рассказ

Демонстрация

Ситуация успеха

Поощрение

Прием:

Дополнение рассказа одного ребёнка другим.

- Дети, зима - чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину.

Демонстрирую картину «Зимние забавы».

-Какое время года изображено на картине?

-обратите внимание на природу, какой день, погода?

-Кого мы видим на картине?

-Как еще можно назвать их?

-Как одеты дети?

-Куда пришли дети?

-Что изображено на переднем плане картины?

-Что делают дети?

-Какое у детей настроение?

-Как вы думаете, а почему они смеются?

-А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки?

-Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются?

-Если подойти ближе, что можно услышать?

-Что изображено на заднем плане, вдалеке?

-Что делают дети?

-Как бы вы назвали картину?

-  Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине.

- Для того, чтобы  рассказ получился интересным, не забудьте:

- в начале, рассказать о том, какой был день…

- в середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…

- в конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили…

- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ? (Заслушиваются 2-3 рассказа.)

Рассматривают картину.

Проявляют положительные эмоции.

Дети  совместно с педагогом и сверстниками решают поставленную задачу.

Вовлечены в совместную деятельность, проявляют речевую активность.

Строят   простые  предложения по опорным вопросам.

Дети демонстрируют навыки построения связного высказывания с опорой на наглядность.

Дети умеют рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя

4.Подведение итогов деятельности

Задача: организовать инициативность в обсуждении, построении высказываний по результатам деятельности

Беседа

Создание ситуации успеха

Поощрение

-Ребята, вам понравилась картина, которую мы с вами сего рассматривали? 

-Как называлась картина?

- Я предлагаю еще раз вспомнить зимние забавы, изображенные на нашей картине.

Рассматривают знакомую картину,  отвечают на вопросы.

Выражают свои мысли и чувства от разных видов деятельности.

Участвуют в диалоге Эмоционально реагируют в ситуации обсуждения.

5.Открытость

Задача:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность.

Беседа

Создание ситуации успеха

Поощрение

-Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы.

- Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.

Слушают

Дети откликаются на просьбу воспитателя.

Обсуждают, про что будут рассказывать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по развитию речи :Зимние истории" старшая группа

Тема: «Зимние истории»Программное содержание: Связная речь: учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, воспитывать умение отбирать для рассказа интересное содержание...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Демонстрационный материал к занятию по развитию речи "Зимние забавы" старшая группа

Демонстрационный материал к занятию по развитию речи "Зимние забавы" старшая группа...

Демонстрационный материал к занятию по развитию речи "Зимние забавы" старшая группа

Демонстрационный материал к занятию по развитию речи "Зимние забавы" старшая группа...

НОД по развитию речи «Зимний гость» ( младшая группа)

Программные задачи:1. Формировать элементарные представления о зиме, зимней одежде.2. Развивать любознательность, мышление, речь, желание высказаться, речевое дыхание (формировать умение дел...

Конспект НОД по развитию речи "Зимний лес" (подготовительная группа)

Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы....