Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности
рабочая программа по рисованию
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности для детей от 3 до 7 лет "Волшебные ручки" заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно- творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества. Нетрадиционная техника рисования помогает увлеч детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Волшебные ручки" дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО | 89.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
Челябинск
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………………
2. Учебный план ………………………………………………………………
3. Календарный учебный график…………………………………………… .
4. Содержание программы …………………………………………………..
5. Содержание программы по предмету……………………………………. .
6. Содержание изучаемого курса……………………………………………. .
7. Организационно-педагогические условия………………………………..
8. Формы аттестации………………………………………………………….
9. Оценочные материалы …………………………………………………….
10. Календарно-тематическое планирование …………………………. …...
11.Приложение ………………………………………………………………..
«Волшебные ручки» дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности |
Автор - составитель:
Чувашова Татьяна Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности
для детей 3 – 7 лет
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Волшебные ручки» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы «Волшебные ручки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Поэтому необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в дошкольном образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам передачи полученной информации стандартным набором изобразительных материалов. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Новизна и оригинальность программы заключается: в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, исследовательской, учебной); использовании тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала, позволяющего сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного здоровьесберегающего образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности, народная роспись помогает воспитывать духовно-нравственные качества детей. Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов, репродукций. Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной деятельности всегда используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие здоровьесбережению детей. Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания; в старшем дошкольном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы по изобразительной деятельности «Волшебные ручки».
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.
Задачи:
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно
№ п\п | Тема | Практические занятия | Способ отслеживания (инструментарий) |
1. | Введение в | 4 занятия | - участие в конкурсах; - участие в выставках; - мастер класс с родителями. |
2. | Рисование кистью + трафареты | 16 занятий | |
3. | Рисование гуашью | 12 занятий | |
4. | Рисование сыпучими материалами | 8 занятий | |
5. | Аппликация | 10 занятий | |
6. | Рисование акварелью и мелками | 6 занятий | |
7. | Рисование ладошкой и пальчиком | 8 занятий | |
Всего по программе | 64 занятия |
Календарный учебный график занятий
на 2019-2020 учебный год.
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,3 | 8,10 | 15,17 | 22,24 | 5, 7 | 12, 14 | 19, 21 | 26., 28 | 3, 5 4-8 | 10, 12 | 17, 19 | 24, 26 | 14, 16 | 17, 21 | 23, 25 | 28, 30 | ||||||||||||||||||||||
У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | К | У | У | У | ||||||||||||||||||||||
февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | |||||||||||||||||||||||||||||||
4, 6 | 11, 13 | 18, 20 | 25, 27 | 3,5 | 10, 12 | 17, 19 | 24, 26 | 2, 7 | 9,14 | 16, 21 | 24, 28 У У | 5, 7 | 12, 14 | 19, 21 | 26,29 | 1-30 | 1-31 | 1-31 | |||||||||||||||||||
У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | К | К | К |
Условные обозначения:
У- учебные (проводятся занятия) ; К – каникулы ( занятия не проводятся)
В течение года на освоение программных задач отводится 64 занятия (два раза в неделю)
С 27 декабря по13 января новогодние каникулы.
С 30 мая окончание учебного года.
Регламент занятий установлен МАДОУ самостоятельно с учетом:
- действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049 – 13. XL);
- требований к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации образовательного процесса;
- времени пребывания детей в группе.
Регламент занятий
День недели | Время | № группы |
Вторник | 15.10 – 15.40. 15.45. – 16.15. 16.20. – 16.50. 16.55. - 17.25. | Средняя (4,9) 2-я младшая(3гр. №1) 2-я младшая(3гр. №2) Старшая (6,7,10,11,12) |
Четверг | 15.10 – 15.40. 15.45. – 16.15. 16.20. – 16.50. | Средняя (4,9) 2-я младшая (1) Старшая (6,7,10,11,12) |
Содержание программы
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения используются различные формы занятий:
- занятие-образ — расширяют образное и творческое мышление воспитанников;
- занятие на развитие коммуникативной культуры воспитанников;
- выставка - помогает ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других;
- конкурс - учит ребенка ситуации соперничества, позволяя адекватно оценивать свои возможности.
Формы организации конструктивной деятельности воспитанников:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые.
Для усвоения воспитанниками материала используются методы:
- Иллюстративный метод (приобретение знаний через наглядное пособие).
- Репродуктивный метод (включает применение освоенного на основе образца или примера).
- Словесный (рассказ, беседа).
- Наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение проектов демонстрация).
- Интегрированный (сочетание различных видов деятельности).
- Практический (показ приемов работы педагогом, индивидуальная и коллективная работа).
- Творческий (исследования, поиск материала, творческая работа).
- Непосредственный контроль восприятия (анализ и сравнение).
Программа включает разные виды заданий:
теоретические, практические и творческие.
Методическая работа:
Методическая работа направлена на совершенствование образовательного процесса, заключается в программном обеспечении и повышении уровня педагогического мастерства, обучении новым педагогическим технологиям, в прохождении курсов повышения квалификации, а также в аналитической работе, участии в тематических семинаров, мастер-классах и творческих лабораториях.
В результате обучения воспитанники приобретают навыки:
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через рисунок;
- положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности и деятельности товарищей;
Организация образовательного процесса
Набор детей в объединение свободный, без ограничений. Группы, набранные в объединение, проходят последовательное обучение, предусмотренное данной программой. Обучение детей организовано в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.
Продолжительность реализации программы. Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня для второй младшей группы и два раза в неделю для средней, старшей и подготовительной к школе группам..Перерыв между занятиями 5-10 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Структура занятия состоит из нескольких частей:
- Разминка, игра для пальцев;
- Постановка задачи;
- Аналитическая часть (анализ предмета, выделение его характерных особенностей, основных функциональных частей, определение связи между их назначением и строением, планирование процесса создания модели);
- Обсуждение работы.
Содержание программы по предмету
Программа знакомит детей с различными нетрадиционными методиками и нетрадиционной техникой рисования.
Формирует у детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Закрепляет навыки работы с различными материалами .
В результате обучения дети должны:
- Овладеть элементарными средствами выразительности (цвет, форма, жесты);
- Выполнять простейшие виды аппликации;
- Работать в нетрадиционной технике рисования;
- приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности
- рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности;
- применять цвет как средство передачи состояния, характера образа (добрый-злой, теплый – холодный и др.) и своего отношения к герою или явлению (нравится-не нравится
- видеть общее и отличное в похожих объектах изображения( петушок и курочка, воробей и синичка, елочка маленькая и старая ель);
- уметь в рисунке выразительно передавать образ объектов окружающего мира; изображать типичные и некоторые индивидуальные , характерные признаки предметов и явлений;
Технические навыки и умения.
- отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом( например, при изображении одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами, мелком;
- правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах на различные инструменты), проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя), кольца, точки, дуги, мазки, трилистик;
- уметь рисовать контур предмета простым карандашом, создавать набросок;
- уметь подбирать фон бумаги и сочетание красок, цвет пластических материалов для передачи настроения, создания выразительного образа;
- уметь создавать изображение по представлению, памяти, а также с натуры, анализировать объект, его свойства, устанавливать пространственные , пропорциональные отношения, передавать и их в работе;
- уметь создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбеливания водой или добавления черного тона в другой, пользоваться палитрой.
- уметь выполнять работы в различных техниках, отбирать соответствующие материалы.
Содержание изучаемого курса
Организационно – педагогические условия
Требования к педагогическим кадрам
Программа может реализовываться педагогами дополнительного образования, которые соответствуют требованиям:
- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии;
- наличие курсов повышения квалификации в данной области;
- наличие квалификационной категории (первой, высшей).
Материально-техническое обеспечение программы
- Материально – техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бытовые условия в специализированном кабинете соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Для успешного выполнения поставленных задач созданы следующие организационно педагогические условия:
№ п/п | Пособия и оборудование | Программы, методические пособия |
Материал:
Пособия:
Наглядно-демонстрационный материал:
В качестве дидактического материала необходимо иметь: 1. Наглядные пособия, схемы. 2. Тематические образцы изделий. 3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров. 4. Детская литература с иллюстрациями художников. 5. Фотографии диких и домашних животных. 6. Литература по искусству. 7. Психолого-педагогическая литература | Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному исскуству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Мэри-Энн Кол Дошкольное творчество, Мн., «Попурри», 2005. И. А. Лыкова, программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки», Карапуз-Дидактика, М., 2007 г. Пантелеева Л.В. «Музей и дети» Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с. Комарова Т.С. Детское художественное творчество – М.: Мозаика-Синтез, 2005 |
Формы аттестации
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание освоения детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -
Диагностика освоения программы осуществляется педагогами дополнительного образования. Основная задача диагностики – изучить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальную образовательную работу для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Оценочные материалы
В ходе реализации программы применяются следующие способы контроля.
1 способ - первоначальный контроль предназначен для оценки знаний детей в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных способностей детей, набранных в группу).
.2 способ - текущий контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения детей (полученные по какой-либо большой теме), включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков детей. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.
3 способ - итоговый контроль подводит итог всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля.
Формы отслеживания результатов обучения:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
- тестирование;
- создание проектов;
- диктант;
- участие в конкурсах;
- участие в выставках;
- мастер класс.
Календарно – тематическое планирование
План работы для детей 2-ой младшей группы (3-4 года) | ||
Месяц | Тема | Средства изображения |
Октябрь |
| Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка. |
| Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка. | |
| Гуашь (тычок жесткой кистью), альбомный лист на каждого ребенка | |
| Гуашь, альбомный лист на каждого ребенка с контуром ветки виноград | |
Ноябрь |
| ½ альбомного листа , с нарисованным контуром овечки на каждого ребенка, вата, клей ПВА, кисти, салфетки, игрушка овечка. |
| Цветной картон на каждого ребенка, ватные диски, пластилин красного цвета, семена подсолнечника, клей ПВА, кисти, салфетка. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, картофель, пробки, гуашь. | |
| Альбомный лист, гуашь кисть, салфетка, кисть для докрашивания. | |
Декабрь |
| Листья салата, краски, кисть, салфетки, альбомный лист. |
| Вырезанные круги из плотного картона, пластилин, семена, конфети, веревочка. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь синяя, белая, салфетки для рук, разные трафареты на выбор, картина зимнего пейзажа. | |
| Картонная тарелочка,вырезанная елочка из гофрированного картона на каждого ребенка, клей ПВА, кисть, салфетки, семена, крупа, конфети. | |
Январь |
| Цветной картон с нарисованным контуром гриба мухомора на каждого ребенка, гуашь. |
| Альбомный лист на каждого ребенка, втулка , гуашь, кисть. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, ватные палочки, салфетки для рук. | |
| Картон в форме валеночка белого цвета на каждого ребенка, гуашь, вата, ватные палочки. | |
Февраль |
| Листы для акварели, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушка жираф. |
| Крашеные макароны, ракушки, морской песок, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук. | |
| Галстуки различной формы и расцветки (галстук-полоска; галстук-бабочка), мелки, акварель, кисти. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, разносы, стаканчики разного диаметра, кисть, салфетка для рук. | |
Март |
| Тонированный лист бумаги с нарисованным контуром цветочного горшка, гуашь, салфетки для рук. |
| Картон черного цвета в форме сковороды, цветная бумага желтого цвета, салфетки белого цвета, клей ПВА. | |
| Картон в форме рукавички на каждого ребенка белого цвета, гуашь, ватные палочки, вата, клей ПВА. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, тычок, гуашь. | |
Апрель |
| Вырезанный из альбомного листа контур ракеты на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук. |
| Альбомный лист на каждого ребенка, восковые мелки, акварель, кисти. | |
| Тонированный лист бумаги голубого цвета на каждого ребенка, гуашь. | |
| Альбомный лист с нарисованным аквариумом, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушечная рыбка в аквариуме. | |
Май |
Рисование ладошкой | Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук. |
Рисование гуашью и кистью | Альбомный лист в форме божьей коровки на каждого ребенка, гуашь, кисть, | |
| Альбомный лист на каждого ребенка в форме яблони, гуашь, кисть, разные по форме и материалу трафареты, кисти, салфетки для рук. | |
| Альбомный лист с контуром кисти винограда на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук, кисти для дорисовки. | |
ВСЕГО | 32 занятия |
План работы для детей среднего возраста 4 – 5 лет | ||
Месяц | Тема | Средства изображения |
Октябрь |
| Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка. |
| Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка. | |
| Гуашь, кисть, салфетки, цветной картон на каждого ребенка. | |
| Гуашь (тычок жесткой кистью), альбомный лист на каждого ребенка | |
| Гуашь, кисть для дорисовки, альбомный лист на каждого ребенка. | |
| Цветной фон с нарисованным контуром гриба, крупа (Гречка, рис, кукурузная крупа), песок, клей ПВА, кисти, клеенки, салфетки, листья разных деревьев. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, ватные палочки, ветка рябины в вазе. | |
| Мягкая игрушка кошки, альбомный лист согнутый пополам на одной стороне которого вырезанный трафарет кошки, тычки на каждого ребенка, гуашь. | |
Ноябрь |
| ½ альбомного листа , с нарисованным контуром овечки на каждого ребенка, вата, клей ПВА, кисти, салфетки, игрушка овечка. |
| Цветной картон на каждого ребенка, ватные диски, пластилин красного цвета, семена подсолнечника, клей ПВА, кисти, салфетка. | |
| Цветной синий картон на каждого ребенка, заготовка лебедя, белые полоски бумаги с контурными линиями, ножницы, клей ПВА, кисти. | |
| Альбомный лист бумаги на каждого ребенка, трафареты медведей, игрушка- медведь, гуашь, тычок на каждого ребенка. | |
| Нарисованный лес, шаблоны животных, вырезанные из картона (лиса, белка, медведь, волк, заяц), цветные нитки, клей ПВА, кисти, салфетки, вата. | |
| Плотный картон, набор пластилина, салфетки для рук, доска, сетка, игрушка синичка. | |
| ½ альбомного листа с нарисованным контуром зайчика на каждого ребенка, вата, клей ПВА, кисти, салфетки, игрушка зайчик. | |
| Альбомный лист, гуашь белая и синяя, кисть, салфетка, иллюстрация зимнего пейзажа. | |
Декабрь |
| Листья салата, краски, кисть, салфетки, альбомный лист. |
| Альбомный лист, трафареты медведей, гуашь синяя и белая, тычок, игрушка медведь. | |
| Восковые карандаши, акварель, кисти, салфетки для рук. | |
| Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетки для рук. | |
| Вырезанные круги из плотного картона, пластилин, семена, конфети, веревочка. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь синяя, белая, салфетки для рук, разные трафареты на выбор, картина зимнего пейзажа. | |
| Картонная тарелочка,вырезанная елочка из гофрированного картона на каждого ребенка, клей ПВА, кисть, салфетки, семена, крупа, конфети. | |
| Картон белого цвета на каждого ребенка, шаблон дерева, вырезанные снежинки, гуашь белого цвета, кисть, зубная щетка, салфетка для рук, палочка. | |
Январь |
| Манка, листы цветного картона, клеенка, клей ПВА, кисточка, пуговицы, готовые глазки. |
| Цветной картон на каждого ребенка, силуэт ствола дерева, салфетки белого цвета, кисти, клеенка, салфетка для рук. | |
| Цветной картон синего цвета ½ листа на каждого ребенка, трафареты пингвинов, игрушка пингвин, клей ПВА, черная цветная бумага, ножницы, готовые глазки. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, втулка , гуашь, кисть. | |
| Цветной черный картон ½ листа на каждого ребенка, ватные палочки, гуашь, кисть. | |
| Цветной картон с нарисованным контуром гриба мухомора на каждого ребенка, гуашь. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, ватные палочки, салфетки для рук. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка согнут пополам, гуашь, кисть для дорисовки. | |
Февраль |
| Листы для акварели, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушка жираф. |
| Крашеные макароны, ракушки, морской песок, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук. | |
| Картон в форме валеночка белого цвета на каждого ребенка, гуашь, вата, ватные палочки. | |
| Картонная основа, пластилин зеленого, желтого. Белого и синего цвета, Макароны, игрушки – транспорт. | |
| Цветная бумага, лоскутики и полоски ткани разной расцветки, ножницы, простые карандаши, фломастеры. Галстуки различной формы и расцветки (галстук-полоска; галстук-бабочка) | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, трафарет самолета, зубная щетка, краска синего цвета, салфетка для рук. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, разносы, стаканчики разного диаметра, кисть, салфетка для рук. | |
| Тонированный альбомный лист бумаги с нарисованным контуром цветочного горшка, гуашь, салфетки для рук, вата, вырезанная креманка. | |
Март |
| Тонированный лист бумаги с нарисованным контуром цветочного горшка, гуашь, салфетки для рук. |
Аппликация | Шаблон пингвина, черный картон, глазки, клюв, лапы, салфетки белые, клей, кисти. | |
| Картон ½ листа синего цвета, ватные палочки, пластилин желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета, клей ПВА. | |
| Картон черного цвета в форме сковороды, цветная бумага желтого цвета, салфетки белого цвета, клей ПВА. | |
| Тонированный лист бумаги голубого цвета, на каждого ребенка, вилка, гуашь , салфетки для рук. | |
| Тонированный лист бумани серого цвета на каждого ребенка, пластилин, ватные диски. | |
| Картон в форме рукавички на каждого ребенка белого цвета, гуашь, ватные палочки, вата, клей ПВА. | |
| Картон голубого цвета, гофрированная бумага синего, вишневого, желтого цвета, салфетки белого цвета, клей, кисти, клеенка. | |
Апрель |
| Салфетки белого цвета, цветной картон ½ листа с нарисованным контуром собачки, клей ПВА, кисти, иллюстрации с изображением цирка. |
| Картонная тарелочка, вырезанный из салфетки контур клоуна. Поролон красного, желтого зеленого цвета, клей, кисти, салфетка. | |
| Вырезанный из альбомного листа контур ракеты на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, восковые мелки, акварель, кисти. | |
| Тонированный лист бумаги голубого цвета на каждого ребенка, гуашь, кисти. | |
| Картон тонированный голубым цветом, гофрированная бумага коричневого, зеленого и салфетка желтого цвета, готовая птичка . | |
| Альбомный лист с нарисованным аквариумом, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушечная рыбка в аквариуме. | |
| Силуэты рыбок, пластилин, семена тыквы, дыни, арбуза, пайетки, бисер, ракушки, морской и речной песок. | |
Май |
Рисование гуашью + аппликация салфеткой | Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь коричневого цвета, салфетки желтого, зеленого, розового и белого цвета, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук. |
| Цветной картон для фона, вырезанный шаблон яйца с нарисованным контуром цыпленка, цветные нитки, клей ПВА, кисти, салфетки для рук, фломастер красного цвета. | |
| Альбомный лист бумаги на каждого ребенка, звезда вырезанная на каждого ребенка, георгиевская лента, трубочка для коктейля разрезанная вдоль на несколько полосочек, тарелочка с гуашью. | |
Рисование гуашью и кистью | Альбомный лист в форме божьей коровки на каждого ребенка, гуашь, кисть, | |
| Цветной картон голубого цвета, салфетки желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета или салфетки зеленого цвета, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетка для рук. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, разные по форме и материалу трафареты, кисти, салфетки для рук. | |
| Альбомный лист с контуром кисти винограда на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук, кисти для дорисовки. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук. | |
ВСЕГО | 64 занятия |
План работы с детьми старшей (5 – 6 лет) и подготовительной к школе группам ( 6 – 7 лет) | ||
Месяц | Тема | Средства изображения |
Октябрь |
| Бумажные тарелочки на каждого ребенка, пластилин красного, черного и зеленого цвета, ножницы, семена арбуза. |
| Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка, листья разных пород деревьев, салфетки, корзина с листьями. | |
| Гуашь, кисть, салфетки, цветной картон на каждого ребенка. | |
| Гуашь, вилка, салфетка, альбомный лист на каждого ребенка. | |
| Гуашь, кисть для дорисовки, альбомный лист на каждого ребенка, ножницы, клей ПВА, клеенка, цветная бумага, карандаш, готовые глазики, кисточки. | |
| Крупа (Гречка, рис, кукурузная крупа), песок, клей ПВА, кисти, клеенка,гуашь. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, трубочки коктейльные, игрушка паучок, салфетки. | |
| Мягкая игрушка кошки, альбомный лист согнутый пополам на одной стороне которого вырезанный трафарет кошки, тычки на каждого ребенка, гуашь. | |
Ноябрь |
| ½ альбомного листа , с нарисованным контуром овечки на каждого ребенка, вата, клей ПВА, кисти, салфетки, игрушка овечка, прищепки, ватные палочки. |
| Цветной картон на каждого ребенка, ватные диски, пластилин красного цвета, семена подсолнечника, клей ПВА, кисти, салфетка. | |
Объемная аппликация | Тарелочка на каждого ребенка, заготовка лебедя, белые полоски бумаги с контурными линиями, ножницы, клей ПВА, кисти. | |
| Альбомный лист бумаги на каждого ребенка, трафареты медведей, игрушка- медведь, гуашь, тычок на каждого ребенка, рассыпчатая заварка, тычок. | |
| Нарисованный лес, шаблоны животных, вырезанные из картона (лиса, белка, медведь, волк, заяц), цветные нитки, клей ПВА, кисти, салфетки, вата. | |
| Плотный картон, набор пластилина, салфетки для рук, доска, сетка, игрушки разных птичек . | |
Рисуем ватными палочками | ½ альбомного листа с нарисованным контуром зайчика на каждого ребенка, вата, кисти, ватные палочки, салфетки, игрушка зайчик. | |
Аппликация | Альбомный лист затушеванный в голубой цвет, гуашь белая и синяя, кисть, салфетка, иллюстрация зимнего пейзажа. | |
Декабрь |
| Альбомный лист затушеван фиолетовым цветом на каждого ребенка, белая гуашь, кисть, ватные палочки. |
| Альбомный лист на каждого ребенка , пластилин, кисти. | |
| Цветная бумага синего или фиолетового цвета в форме окна, белая гуашь, тонкая кисть. | |
| Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетки для рук. | |
| Вырезанные круги из плотного картона, пластилин, семена, конфети, веревочка. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь синяя, белая, салфетки для рук, разные трафареты на выбор, картина зимнего пейзажа. | |
| Картонная тарелочка,вырезанная елочка из гофрированного картона на каждого ребенка, клей ПВА, кисть, салфетки, семена, крупа, конфети и разные украшения. | |
| Картон белого цвета на каждого ребенка, шаблон дерева, вырезанные снежинки, гуашь белого цвета, кисть, зубная щетка, салфетка для рук, палочка. | |
Январь |
| Цветной картон синего цвета, салфетки белые клей ПВА, |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук, кисти. | |
| Цветной картон синего цвета на каждого ребенка, трафареты пингвинов, игрушка пингвин, клей ПВА, черная цветная бумага, ножницы, готовые глазки. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, втулка , гуашь, кисть. | |
| Цветной черный картон или затонированный черной гуашью лист на каждого ребенка, ватные палочки, гуашь, кисть. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка согнут пополам, гуашь, кисть для дорисовки. | |
Февраль |
| Альбомный лист затонированный в светло-зеленый цвет на каждого ребенка, гуашь, ватные палочки, кисти. |
| Крашеные макароны, ракушки, морской песок, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук. | |
| Картон в форме валеночка белого цвета на каждого ребенка, гуашь, вата, ватные палочки. | |
| Картонная основа, пластилин зеленого, желтого. Белого и синего цвета, Макароны, игрушки – транспорт. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисти, ватные диски. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисти, салфетки для рук. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, разносы, стаканчики разного диаметра, кисть, салфетка для рук. | |
| Тонированный альбомный лист бумаги голубого цвета, гуашь, кисти, салфетки для рук. | |
Март |
| Тонированный лист бумаги синего цвета, гуашь, салфетки для рук, вилки. |
«Вербочки» Рисование гуашью и кистью | Альбомный лист затонированный голубым цветов на каждого ребенка, гуашь, кисти, | |
| Картон ½ листа синего цвета, ватные палочки, пластилин желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета, клей ПВА. | |
| Альбомный лист затушеванный красным цветом, гуашь, кисть, тычок. | |
| Тонированный лист бумаги голубого цвета, на каждого ребенка, гуашь , салфетки для рук, гуашь. | |
| Тонированный лист бумани серого цвета на каждого ребенка, пластилин, ватные диски. | |
| Картон в форме рукавички на каждого ребенка белого цвета, гуашь, ватные палочки, вата, клей ПВА. | |
| Картон голубого цвета, гофрированная бумага синего, вишневого, желтого цвета, салфетки белого цвета, клей, кисти, клеенка. | |
Рисуем кистью | Альбомный лист затушеван желтым цветом, гуашь, кисти, | |
Апрель |
| Салфетки белого цвета, цветной картон ½ листа с нарисованным контуром собачки, клей ПВА, кисти, иллюстрации с изображением цирка. |
| Цветные заготовки для поделки, ножницы, клей ПВА, цветной картон. | |
| Втулка от туалетной бумаг и, гуашь, салфетки желтого и красного цвета, кисти, клей ПВА, цветная бумага. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, восковые мелки, акварель, кисти. | |
Рисование кистью | Тонированный лист бумаги голубого цвета на каждого ребенка, гуашь, кисти. | |
| Картон тонированный голубым цветом, гофрированная бумага коричневого, зеленого и салфетка желтого цвета, готовая птичка . | |
| Альбомный лист с нарисованным аквариумом, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушечная рыбка в аквариуме. | |
| Силуэты рыбок, пластилин, семена тыквы, дыни, арбуза, пайетки, бисер, ракушки, морской и речной песок. | |
Май |
Рисование гуашью + аппликация салфеткой | Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь коричневого цвета, салфетки желтого, зеленого, розового и белого цвета, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук. |
| Цветной картон для фона, вырезанный шаблон яйца с нарисованным контуром цыпленка, цветные нитки, клей ПВА, кисти, салфетки для рук, фломастер красного цвета. | |
| Альбомный лист бумаги на каждого ребенка, звезда вырезанная на каждого ребенка, георгиевская лента, трубочка для коктейля разрезанная вдоль на несколько полосочек, тарелочка с гуашью. | |
Рисование гуашью и кистью | Альбомный лист в форме божьей коровки на каждого ребенка, гуашь, кисть, | |
| Цветной картон голубого цвета, салфетки желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета или салфетки зеленого цвета, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетка для рук. | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, разные по форме и материалу трафареты, кисти, салфетки для рук. | |
| Альбомный лист затонированный желтым цветом на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук, кисти , | |
| Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук. | |
ВСЕГО | 64 занятия |
Список литературы
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – Москва: Лист, 1998. – 144с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития, Академия К˚, 1998. – 256с.
3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны, 2007. – 80с
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004 – 128с.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004 – 128с.
8. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. -Москва: издательство Мозаика - Синтез, 2007г.
9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. –Москва: ООО Попурри, 2005. – 256с.
10.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
11.Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство АСТ; Издательство Астрель, 2005. – 63с.
12.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Карапуз – Дидактика, 2006. – 108с.
13..Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
14.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
15.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование ватными палочками;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- оттиск поролоном;
- оттиск печатками из ластика;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- волшебные веревочки;
- печать по трафарету;
- набрызг;
- тычкование – тычок жесткой полусухой кистью;
- пластилинография;
- рисование ватными палочками;
- печать пробками.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- кляксография с трубочкой;
- кляксография обычная;
- монотипия пейзажная;
- монотипия предметная;
- печать по трафарету;
- рисование мятой бумагой
- кляксография обычная
- пластилинография.
- рисование зубочисткой;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование рулаками;
- рисование ребром ладони.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"
Программа «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....
Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"
Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Речевичок"
Программа "Речевичок" для детей 6-7 лет ,срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»
Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и эффективности логопедической помощи воспитанникам....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «LEGO-конструирование».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 424 г. Челябинска» Дополнительная образователь...