Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"
материал (старшая группа) по теме
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
«Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3 г. Нерюнгри»
Программа заслушана и согласована
на научно-методическом совете
Протокол № 2 от 14.10. 2012
Утверждена
Заседанием педагогического совета
Протокол № 2 от 21 ноября 2012 года
Приказ МБ С(К) ОУ С (К) НШ-ДС №3
№ 214 от 27 ноября 2012 года
Номинация 1. «Программы дополнительного
образования детей» (для детей 5-6 лет).
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«Ступеньки к Богу»
Контингент, на который рассчитана дополнительная образовательная программа. | Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 7 лет. |
Срок реализации дополнительной образовательной программы | 2 года |
Автор программы | Ербягина Марина Борисовна, воспитатель |
Место реализации | «Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3 г. Нерюнгри»
|
Год разработки дополнительной образовательной программы | 2012 год |
"Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий".
прот. Зеньковский В.В.
Пояснительная записка
Вступление России в ХХI век актуализировало проблему духовности и нравственности общественной жизни для всех граждан (зрелых и молодых, подростков и детей, богатых и бедных, больных и здоровых, православных и мусульман)
Не обошла проблема духовности, нравственности и дошкольное образование. Сегодня состояние дошкольной педагогики характеризуется тем, что опыт организации воспитания очень разносторонен и разнопланов, что обусловлено Концепцией дошкольного образования. Одним из направлений данной Концепции является многообразие и вариативность дошкольного образования, и это нашло отражение в возникновении и создании системы православного воспитания. Начиная с 1992 года, в России появилась возможность воспитания детей на ценностях Православия, основы которого должны закладываться с самого раннего дошкольного возраста. За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержательной деятельности дошкольных учреждений и групп данного профиля.
Сегодня основными направлениями системы православного воспитания детей дошкольного возраста являются:
- духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;
- развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;
- возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи, что достигается, в том числе, и деятельностью дошкольных работниках в рамках семейных клубов и православных гостиных.
Коллектив Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3 г. Нерюнгри» республики Саха (Якутия) также использовал появившуюся возможность воспитания детей в духе православия. На протяжении 10 лет коллектив учреждения активно работал над созданием системы православного воспитания через пропаганду традиций православного семейного воспитания в рамках деятельности семейного клуба «Сарданга». Путь исканий своего подхода к преподнесению православной культуры дошкольникам подвел к созданию дополнительной образовательной программы «Ступеньки к Богу» (далее по тексту ДОП «Ступеньки к Богу»)
Одной из причин создания ДОП «Ступеньки к Богу» является отсутствие в имеющихся государственных Программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста раздела «нравственное воспитание», который заменен «задачами социального развития».
Отсюда актуальность данной программы заключается в том, что она отвечает:
- потребностям времени по восполнению пропущенных задач духовно-нравственного и патриотического воспитания;
- запросам родительского коллектива на получение детьми основ православной культуры (которая вмещает в себя и нравственность, и духовность, и патриотизм и т.д.) в рамках дошкольного учреждения;
- требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования в части 2.5. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 [11].
Актуальность введения курса Православия в дошкольном учреждении обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций вариативного образования в новых социокультурных условиях. При этом вариативное воспитание понимается как процесс, направленный на расширение возможностей стандарта образования и воспитания, то есть расширение рамок светского воспитания для саморазвития личности дошкольника. Синонимом понятия «вариативность» являются определение «изменчивость» или «разнообразие».
Таким образом, самым главным при презентации актуальности ДОП «Ступеньки к Богу» является внесение разнообразия в характер светского воспитания за счет формирования авторской основной образовательной программы учреждения через введение христианского воспитания: в ребенке развивается и укрепляется совесть, которая будучи подчинена Высшему Авторитету и сама становится для ребенка на первое место при выборе, как поступить в каждом случае. Подчиняясь голосу совести, христианин с юных лет научается управлять своими желаниями, в чем-то себе отказывать, в чем-то себя принуждать.
Актуальность программы определяет педагогическую аксиому: цель учителя достигнута, если он научил ребенка учиться, цель воспитателя осуществилась, если ребенок способен уже к самовоспитанию, руководствуясь при этом не своим собственным мнением или желанием, а голосом правильно обученной совести [1].
Важно подчеркнуть, что актуальность программы не противоречит Федеральным Государственным требованиям к структуре основной образовательной программы учреждения, в которых формирование вариативной части образовательной программы оставляют за участниками образовательного процесса [11].
На сегодняшний день образовательная политика государства претерпела качественные изменения. Впервые в истории отечественного образования дошкольная педагогика официально признана первой ступенькой образования. И это вселяет надежду на решение проблем нравственной культуры, духовной культуры, культуры человечности жителей России. Не случайно педагоги, психологи теоретически и практически доказывают существование «сенситивных периодов» в развитии ребенка. Сензитивные периоды развития – это время качественного скачка в развитии ребенка. Известно, что сенситивный период является наиболее благоприятным временем для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Во время сенситивного периода ребенок максимально чувствителен и восприимчив к усвоению новых знаний. Сензитивные периоды также являются эффективным временем становления способностей и личности ребенка.
Обобщая вышесказанное, можно конкретно говорить о том, что дошкольный период – это особый период формирования будущей личности, основа всей образовательной пирамиды. Смысл дошкольного детства и ДОП «Ступеньки к Богу»: пока дети малы и безгрешны, надо торопиться наполнить их души светом добра и любви – иначе они сами найдут дорогу к злу. Как автор данной программы выражаю твердую уверенность, что свет добра и любви в душах дошкольников можно зажечь только на основе православной культуры, которая вмещает в себя веру в Бога, высокую нравственность и милосердие.
К сожалению, понятие «культура» часто воспринимают как широту и объём знаний. Если человек читал Пушкина и Некрасова, имеет понятие о живописи, умеет хотя бы читать на иностранных языках, то он считается культурным. То есть культуру отождествляют с образованием. На самом деле такая культура происходит от слова "культ", а культурность зависит от того, насколько ты заповеди Бога исполняешь. Апостол Павел говорил: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 1. 2) .
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.
Исторический обзор истории Православия доказывает, что во всей России под словом «культура» всегда понималась именно любовь к ближнему, семье, Родине, природе России и т.д. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, – это был культурный человек. В русской деревне было принято здороваться с каждым встречным, и это было культурно. Культура – это боязнь оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих людей. Культура – это, прежде всего, уважение к ближнему, к семье, Родине и т.д. «Истоки русской культуры таятся в православной религии» [8].
Из выше изложенного вытекает новизна содержания ДОП «Ступеньки к Богу» В данной Программе понятие «культура» толкуется как христианское отношение к ближним, как любовь к родному дому, семье, Родине. Программа предполагает научить дошкольников сочувствию, милосердию, любви к Богу и ближнему.
Новизной Программы является стремиться не к тому, чтобы дети усвоили содержание материала на одни пятерки, а открытие для дошкольников красоты православной культуры и построение путей, которые смогут привести детей к умению дарить окружающим любовь и мир. И если хотя бы часть воспитанников научаться проявлять христианскую любовь к ближнему, сочувствию и милосердию, справедливости, то окружающий нас мир станет более гармоничным и благополучным.
Новизна Программы заключается в православном воспитании и, прежде всего, раскрытие и утверждение в ребенке образа Божьего. В основе понятия «образование» лежит слово «образ». Программа возвращает к изначальному значению слова «образование», которое направлено на становление внутреннего образа человека, а это невозможно без первоначального воспитания в нем тяги к истинным ценностям, которые основаны на соблюдении Заповедей Божиих
Новизна программы содержится и в создании системы православного воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ).
Педагогическая целесообразность ДОП «Ступеньки к Богу».
Педагогическая целесообразность ДОП «Ступеньки к Богу» заключается в понимании дошкольного детства как важного и сложного периода жизни, в период которого закладываются основы личности. То, что не додали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. В этом возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности - такие, как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок и т.д. Поэтому материал, предлагаемый программой, не требует дополнительных занятий, а включается в различные виды детской деятельности.
Педагогическая целесообразность ДОП «Ступеньки к Богу» состоит в том, что основой годового цикла материала Программы служит народно-православный календарь, помогающий упорядочить работу по православному воспитанию дошкольников. Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Зеленые святки и т.д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Педагогическая целесообразность ДОП «Ступеньки к Богу» предполагает, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Педагогическая целесообразность обусловлена:
- сенситивностью временного отрезка возраста дошкольников, когда восприятие материала идет на высоком эмоциональном уровне;
- противостоянием материала воспитания негативной информации СМИ;
- интеграцией задач православного воспитания Программы с задачами нравственного и гражданско-патриотического, которое предусмотрено основной общеобразовательной программой.
Главная цель Программы:
– формирование вариативной модели воспитания на основе Православия, способствующей целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности дошкольника, обеспечивающей его духовное, психическое и телесное здоровье
- построение гибкой системы (одно из определений вариативности) для изменения воспитательных потребностей родителей и детей.
Для качественной реализации поставленной цели необходимо грамотно реализовать следующие задачи.
Образовательные: Формирование основы мировоззрения, развитие умственных сил, способностей, дарований, познавательных интересов, возможностей личности через:
- приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа;
- создание специальных условий для восприятия детьми знаний о Боге;
- простейшие представления о Православной вере и Церкви:
- знакомство детей с основными православными праздниками;
- формирование первоначальных представлений о Заповедях Божиих как основе жизни человека.
Развивающие:
- пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиозные чувства;
- формировать представление о нормах поведения христианина средствами игровой и практической деятельности;
Воспитательные:
1. Формирование духовности и нравственности как базисных компонентов личности через воспитание:
- восприятия и принятие духовного смысла основных нравственных понятий; как: "Совесть", "Благодарность", "Зло и добро", "Вечность", "Щедрость и жадность", "Осуждение", "Зависть", "Милосердие", "Дружба и верность", "Предательство", "Прощение"
- чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям,
- бережного отношения к окружающему миру – великому творению Господа;
- творческих способностей, эстетического вкуса, креативности мышления
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
Отличительная особенность ДОП «Ступеньки к Богу» заключается в том, что она представлена вариативной моделью обучения и воспитания на основе православной культуры, основанной на системе духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников с ОВЗ.
В программе дается материал для формирования и закрепления таких представлений как послушание, любовь к ближним и Богу, милосердие и кротость, сострадание, великодушие. Широко представлен материал православной культуры, художественной литературы, основ православия по формированию у дошкольников основ христианского мировоззрения и поведения.
Одной из особенностей программы отмечается попытка создания алгоритма воспитания по формированию духовности и нравственности как базисных компонентов личности. Алгоритм основан на учете принципа возрастных особенностей и принципа усложнения подачи материала с опорой на приобретенные ранее знания и умения детей. Опора на полученные знания, авторский алгоритм подачи материала, постепенное усложнение материала и нарастание сложности понятий предполагает сформировать у дошкольников при выпуске в школу интеллектуальную, социальную, коммуникативную компетентности, что предусмотрено Федеральными Государственными требованиями к дошкольному образованию.
Материал программы представлен системой работы по видам и определению качеств любви: самоотверженная, и жертвенная, героическая, всепрощающая и др.
Материал не повторяет содержание основных общеобразовательных программ. Использовались разные источники литературных произведений, дающие возможность ребенку получить эмоциональный отклик на услышанное, открыть детские сердца милосердию, благородству, человеколюбию.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 5-7 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании заявлений родителей.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Реализации ДОП «Ступеньки к Богу» состоит в том, рассчитана на 2 учебных года. При этом учитывается, что автор предварительно готовит детей к восприятию доброты, милосердия, чуткости на материале русских народных сказок, притч, стихтворений на протяжении 2 лет (вторая младшая и средняя группа) по специально созданному планированию.
Формы и режим занятий. Форма организации детей – подгрупповая и индивидуальная. Режим занятий обусловлен часом дополнительного образования во второй половине дня, за исключением дней проведения экскурсий. Проводится 1 занятие в неделю. При этом учитывается уровень нарушения развития ребенка и способность к восприятию материала. Если ребенок не усваивает понятие или материал, то проводится дополнительная индивидуальная работа с использованием дополнительных дидактических игр, материала детской Библии. Иногда приглашаются к сотрудничеству родители для поиска дополнительной информации по теме занятия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Результаты воспитания - это комплексное образование, проявляющееся в единстве интеллектуального, эмоционального и поведенческого компонентов. Воспитанный человек знает социальные нормы, личностно относится к ним и регулирует свое поведение в соответствии с ними.
Результатами программы предполагается достижение ребенком того уровня христианства, на который ему позволяют стать возрастные возможности и способности. Выпускники:
будут владеть базисным уровнем православной культуры - знаниями духовно-нравственного характера: православное учение о Творце и творении.
будут знать:
- элементарные сведения о Боге, его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках Православия;
- о заботе Бога о мире , Его любви к людям, о назначении человека.
- Заповеди Божьи;
- главы Евангелия связанные с творением мира;
- события библейской истории со значительными сокращениями, но в хронологической последовательности, содержащих основные ключевые события, в которых явно просматривается благая воля Божия о спасении людей.
- произведения высокой культуры: произведения русских классиков: Чайковского, Гаврилина, Свиридова, которые обращались в своем творчестве к теме Православия.
будут уметь:
- выражать свое отношение к тому, что они познает или делает по отношению к другим людям или самому себе;
- выражать свое мнение всему тому, что связано с выражением заинтересованного, пристрастного Я-ребенка (например, «Как бы ты поступил в этом случае?», «Вырази свое отношение к этому событию или поступку»)
будут развиты следующие ценности:
- умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
- основы нравственного поведения, когда ребенок в максимальной степени ориентируется на других людей, учитывая их интересы и позицию;
- нравственного чувства сопереживания;
- чувства ответственности за другого человека;
- чувства благодарения;
- совесть, доброта, свобода, милосердие, честность, справедливость и др.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Предполагается использовать следующие формы подведения итогов:
- Выставки, посвященные акциям милосердия: «День семьи» (семейный проект, сбор вещей для детей оставшихся без попечения родителей); «Самый оригинальный подарок к Пасхе» по номинациям.
- Благотворительная ярмарка (на ремонт храма) «Вербное воскресенье»
- Конкурс рисунков «Волхвы поклоняются Святому Семейству», «Моя любимая сказка», «Святая вербочка».
- Защита творческих детско-родительских проектов «Как мы понимаем Любовь», «Примеры кротости в сказках»
- участие воспитанников в улусных научно-практических конференциях
Планируется проведение следующих форм выявления результатов:
диагностика, тестирование, индивидуальное собеседование, наблюдение, анализ результатов участия детей в акциях милосердия.
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
Тематическое планирование
1 год обучения
| Диагностика знаний детей о духовных ценностях. | 1 |
1. | Анкетирование родителей о духовном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. | 1 |
2. | Экскурсия в храм иконы Казанской Божьей Матери |
|
3 | «Родной очаг» |
|
4 | Знакомство с 5–ой заповедью Божией: «Чти отца и мать свою» |
|
5 | Занятие-утренник Праздник Покрова. (Кукольный спектакль -Сказка «Шарф-покров») -14 октября. | 1 |
6 | Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Платок (покров)». | 1 |
7 | О первом члене Символа веры | 1 |
8 | Выставка детских рисунков «Наш Покров». | 1 |
9 | Сотворение мира | 1 |
10 | Беседа о честности, любви, доброте. | 1 |
11 | Изгнание из рая | 1 |
12 | Каин и Авель | 1 |
13 | Драматизация рассказа «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм» | 1 |
14 | Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае | 1 |
15 | Рассматривание и пояснение икон, книжных иллюстраций, репродукций. Потоп. | 1 |
16 | Призвание Авраама | 1 |
17 | Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. | 1 |
18 | Концерт «Христославы». | 1 |
19 | Выставка детских работ «Рождественская открытка» | 1 |
20 | Дни Милосердия. Готовим подарки детям-сиротам к Рождеству | 1 |
21 | Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним | 1 |
22 | Исаак | 1 |
23 | Дети Исаака | 1 |
24 | Музыкальное занятие с использованием духовной музыки. | 1 |
25 | История Иосифа | 1 |
26 | Занятие-утренник Масленица. | 1 |
27 | Занятие по продуктивной деятельности «Масленица пришла». Чтение рассказа «Чистота телесная и духовная» | 1 |
28 | Беседы о традиционной кухне в Православные праздники. | 1 |
29 | Моисей | 1 |
30 | Занятие-Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола» | 1 |
31 | Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история». | 1 |
32 | Занятие по продуктивной деятельности на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка». | 1 |
33 | О втором члене Символа веры | 1 |
34 | Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети. | 1 |
35 | Детство Иисуса Христа | 1 |
36 | Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. | 1 |
2 год обучения
1 | Экскурсия в храм Казанской божьей матери. Беседа «Заповеди господни» | 1 |
2 | О третьем члене Символа веры. | 1 |
3 | Св. родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна | 1 |
4 | Драматизация истории «Чудесный сон» (сценки из библии) | 1 |
5 | Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов храма. | 1 |
6 | Детская благотворительность (подарки для сирот). Изготовление поделок своими руками. | 1 |
7 | Исцеление десяти прокажённых. | 1 |
8 | Встреча с церковным хором. Слушанье церковной и духовной музыки | 1 |
9 | Воскрешение Лазаря | 1 |
10 | О вере | 1 |
11 | Избрание учеников Господом (чудесный улов) | 1 |
12 | Рождение и Благовещение пресвятой Девы Марии | 1 |
13 | Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы. | 1 |
14 | Занятие-утренник «Праздник Введения во Храм Богородицы». (Кукольный спектакль-Сказка «Три ступеньки» ) | 1 |
15 | Занятие-утренник Праздник Святителя Николая. (Кукольный спектакль-Сказка «Неизвестный спаситель») - 19 декабря. | 1 |
16 | Занятие по ручному труду (конструирование) на тему: «Корабль Святителя Николая». | 1 |
17 | Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая». | 1 |
18 | Занятие-утренник Праздник Рождества. | 1 |
19 | Кукольный спектакль-Сказка «Чудо на Рождество», миниатюрный кукольный театр Вифлеемский ящик -вертеп «Рождественская история») - Святки 7 января -14 января. | 1 |
20 | Изготовление Рождественских открыток. | 1 |
21 | Крещение Господне. Богоявление. | 1 |
22 | Тайная вечеря | 1 |
23 | Слушание духовной, классической музыки. «Победа в воздухе не вьется – а руками дается». Развлечение для пап «Богатырская сила» | 1 |
24 | Рассматривание репродукций картин русских художников. Чтение былин. | 1 |
25 | «Не все коту масленица, бывает и великий пост» | 1 |
26 | Сочинение сказки, где добро побеждает зло. «Нет милее дружка, чем родная матушка». | 1 |
27 | Апрель – Березень (дать понятие о происхождении праздника Пасхи). | 1 |
28 | Светлый праздник вечной жизни. | 1 |
29 | Целевая прогулка «Крестный ход». | 1 |
30 | Занятие-утренник Пасха. Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора» | 1 |
31 | Занятие по ручному труду (Конструирование) на тему: «Восьмиконечная Вифлеемская звезда». | 1 |
32 | О четвертом члене Символа веры | 1 |
33 | Посещение храма. Чтение рассказа «Защитники отечества» | 1 |
34 | Изготовление поделок ветеранам. | 1 |
35 | О пятом, шестом и седьмом членах Символа веры | 1 |
36 | Игра «Мирилка». О восьмом члене Символа веры. | 1 |
| Всего | 36 |
Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Материал одной темы. «Вербное воскресение»
Программные задачи: познакомить детей с историей праздника, народными традициями; воспитывать радостное ожидание праздника Пасхи; развивать интерес к народным традициям.
Ход занятия.
I Часть занятия.
1) Чтение и анализ стихотворения А. Блока «Вербочки».
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой,
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной…
- Что несут с собой дети?
2) Рассказ о Воскрешении Лазаря.
Иисус Христос часто навещал доброе семейство Лазаря. Однажды Лазарь тяжело заболел. Сёстры известили Христа о его болезни. Лазарь умер. Спаситель пришёл в селение на четвёртый день после смерти Лазаря. Сёстры плакали. Утешая их, Христос сказал Марфе, что Лазарь воскреснет. Подойдя к пещере, в которой лежал умерший Лазарь, Христос громко сказал: «Лазарь, иди вон!» Лазарь по слову Христа ожил.
II Часть занятия.
Рассказ о Вербном воскресении.
После воскрешения Лазаря Иисус Христос пошёл в Иерусалим. За ним следовало много людей. Но злые люди решили причинить Христу зло. А народ встречал Его с пальмовыми ветвями и постилали их под ноги Спасителю. По христианскому обычаю в России вместо пальмовых ветвей, используют вербу. Народ встречает Христа, который идёт на страдание. Поэтому праздник называется Вербным воскресением.
Слушание музыки П.И. Чайковского «Благословен Грядый во имя Господня».
- Почему в произведении звучит радость?
III Часть занятия.
Работа с раскраской.
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.
Методическое обеспечение ДОП представлено следующим материалом:
- Разработана серия конспектов занятий по разным возрастам;
- Разработана серия конспектов экскурсий посещения православного храма в честь иконы Казанской Божьей Матери;
- Конспекты и сценарии праздников и акций
- Кратковременный познавательный проект «Прощение»
- Долговременный проект «Добру откроем мы сердца»
- Дидактический материал по организации творческой и художественной деятельности детей
6. Список использованной литературы (ресурсного обеспечения)
1. Алферов Т. (протоирей). Православное воспитание и вариативная педагогика (интернет ресурсы)
2. Афанасьева С.Ю. Православная культура в детском саду (из опыта становления предмета дополнительного образования.// "Православное Образование" №4 август 2004
3. Бородина А.В. Основы православной культуры: Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Основы православной культуры, 2005
4. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. - Изд. 2-е - М., 2007
5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Пресвятой Богородицы. Для детей дошкольного возраста. - Изд. 2-е. - М., 2008
6. Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Христово. Для детей дошкольного возраста. - Изд.2-е. - М., 2008
7. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). - 2008.- С.97-109.
8. Кураев А. (профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев) Основы православной культуры.
9. Новиков А.- Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. - СпБ.: Санин, 2004
10. Основы православной культуры (с детского сада до окончания школы) Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы. (материалы в помощь учителям, участвующим в педагогическом эксперименте) - Курск.: КГПУ, 1997
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
12. Священная История в рассказах для детей. Сост. С. Куломзина. - М., 1998
13. За что мы любим Бога. Евангелие для маленьких детей. - М., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"
Программа «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....
Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"
Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Речевичок"
Программа "Речевичок" для детей 6-7 лет ,срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»
Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и эффективности логопедической помощи воспитанникам....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «LEGO-конструирование».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 424 г. Челябинска» Дополнительная образователь...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...