Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»
рабочая программа по логопедии
Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и эффективности логопедической помощи воспитанникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mastera_rechi.docx | 60.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«Мастера речи»
Возраст обучающихся: взрослые
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Емельянова Светлана Борисовна,
учитель - логопед
г.о. Серпухов, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительнаязаписка………………………………………………….3
2.Учебный план……………………………………………………………9
3.Содержание изучаемого курса………. ………………………………10
4. Методическое обеспечение программы…………………………….12
5. Список литературы……………………………………………………13
6.Календарный учебный график…………….…………………………..15
Пояснительная записка
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий:
- родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения;
- родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
Актуальность.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, всвязи, с чем проблема их выявления и коррекции становится неоспоримой.
Коррекция речевого дефекта требует большого участия со стороны родителей, которые в домашних условиях должны оказать ребенку помощь в преодолении речевых дефектов.
ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в преодолении речевых нарушений у детей.
В создавшейся ситуации эффективную помощь может оказать организация взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей дошкольного возраста, имеющие нарушения речи. Необходимым условием эффективности такой работы является постоянное взаимодействие родителей с учителем-логопедом.
Для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной, красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать кружок дополнительного образования для родителей воспитанников «Мастера речи».
Цель: получение родителями необходимых знаний и умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков; повышение эффективности взаимодействия учителя – логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать и совершенствовать педагогическую компетенцию родителей в вопросах развития своего ребенка.
- Обучать родителей коррекционной работе с детьми по устранению речевых нарушений и правильной организации логопедических занятий дома.
- Побуждать родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
- Формировать у родителей умения для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;
- Формировать у родителей правильное отношение к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;
- Оказать родителям помощь в правильной организации логопедических занятий дома.
Адрес программы:
Занятия кружка для родителей позволят оказать специализированную помощь родителям воспитанников ДОУ, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.
Дополнительная образовательная программа «Мастера речи» составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года
- Возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Основные принципы построения программы:
Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
- Принцип сознательности и активности основывается на развитие у участников кружка внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
- Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
- Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Участники кружка:
- родители;
- учитель-логопед;
Занятия кружка могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры - словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому, что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.
Режим занятий
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Мастера речи» реализуется на базе МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко» и имеют следующую временную структуру:
1 занятие в день, 1 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут.
Занятия проводятся с группой родителей.
Программа рассчитана на 36 недель.
Общее количество занятий - 36.
Срок реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты:
- Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов.
- Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.
Для определения результативности освоения программы предусмотрено проведение анкетирования, представление творческих работ и выполнение практических заданий.
В конце года для предъявления образовательного результата проводится открытое занятие в форме развлечения «Мастерская речи» и итоговое анкетирование обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо следующее:
Материально-технические средства | Учебно- методические средства |
Отдельный кабинет со столами и стульями | - Литература, - методические разработки - наглядного и раздаточного материала для практических занятий |
Комплекс технических средств: - мультимедийный проектор, - персональный компьютер - - печатающее и множительное оборудование (принтер, сканер) -телевизор. | - CD диски с компьютерными играми и музыкой, - электронные и мультипликационные пособия, - презентации Microsoft Power Point. |
Кадровый состав
Учебный план
№п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное. «Давайте знакомиться» | 1 | 0,5 | 0,5 | Учет посещаемости Анкетирование |
2 | Речевые нарушения | 4 | 2 | 2 | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
3 | Коррекция общего недоразвития речи | 26 | 14 | 12 | Учет посещаемости Представление творческих работ Выполнение практических заданий |
4 | Инновационные технологии в логопедии | 4 | 1 | 3 | Учет посещаемости Выполнение практических заданий |
5 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Представление творческих работ Анкетирование |
Всего: | 36 | 17,5 | 18,5 |
Содержание изучаемого курса
Вводное занятие
Тема: «Давайте знакомиться»
Теория: знакомство с планом работы кружка. Консультация «С чего начать»
Практика: анкетирование родителей.
Раздел 1. Речевые нарушения
Тема 1.1 «Виды речевых нарушений»
Теория: Консультация «Виды речевых нарушений у детей»
Практика: Распознание речевого нарушения у детей.
Тема 1.2 «Причины речевых нарушений»
Теория: Консультация «Почему наши дети плохо говорят?»
Практика: Установление причины речевого нарушения у ребенка.
Раздел 2. Коррекция общего недоразвития речи
Тема 2.1 «Дети с ОНР»
Теория: Консультация с презентацией «Особенности речи детей с ОНР»
Тема 2.2 «Неречевые психические процессы, связанные с речью»
Теория: Консультация: «Формирование неречевых процессов у детей»
Практика: Мастер – класс «Игры на кухне для сенсорного развития
ребенка»
Семинар – практикум «Игры и упражнения для развития
слухового и зрительного восприятия и внимания»
Тема 2.3 «Фонематическое восприятие и фонематический слух»
Теория: Консультация: «Нарушение фонематического восприятия у
детей»
Практика: Игра – тренинг: «Развитие фонематического слуха»
Тема 2.4 «Мелкая моторика»
Теория: Консультация: «Речь на кончиках пальцев»
Практика: Практическое занятие: «Развиваем мелкую моторику»
Создание развивающей игры: «Волшебные прищепки»
Тема 2.5 «Артикуляционная моторика»
Теория: Консультация: «Влияние артикуляционной моторики на речь»
Сообщение с презентацией: «Нарушения звукопроизношения»
Практика: Мастер – класс: «Артикуляционная гимнастика – как
заниматься с ребенком дома»
Практическое занятие: «Игры для выработки правильного
речевого дыхания»
Тема 2.6 «Словарный запас»
Теория: Консультация: «Особенности словарного запаса у ребенка с
ОНР»
Практика: Семинар – практикум: «Развитие словаря детей через игру»
Тема 2.7 «Слоговая структура слова»
Теория: Консультация: «Виды нарушений слоговой структуры слова»
Практика: Тренинг: «Игры и упражнения для формирования логовой
структуры слова»
Тема 2.8 «Грамматический строй речи»
Теория: Сообщений с презентацией: «Этапы формирования
грамматического строя речи. Основные трудности и ошибки»
Практика: Создание интерактивной игры «Чей хвост?»
Тема 2.9 «Связная речь»
Теория: Консультация: «Связная речь детей с ОНР»
Презентация: «Виды занятий по формированию связной речи»
Практика: Игра – занятие: «Сочиняем загадки»
Тема 2.10 «Подготовка к обучению грамоте»
Теория: Консультация: «Задачи подготовки детей к обучению грамоте в
детском саду»
Презентация: «Эффективные методы и приемы обучения
чтению»
Консультация: «Ваш ребенок – левша или правша?»
Практика: Тренинг: «Профилактика дисграфии и
дислексии»(практические приемы)
Раздел 3. Инновационные технологии в логопедии
Тема 3.1 «Новые технологии в логопедической работе»
детской речи»
Практика: Тренинг: «Современные технологии самомассажа»
Занятие по логоритмике: «В весеннем лесу»
Тема 3.2 Использование ИКТ в логопедической работе
Практика: Семинар – практикум: « Использование интерактивных игр в
работе по развитию речи»
Итоговое занятие
Тема: «Мастерская речи»
Методическое обеспечение
Методы обучения:
- словесные,
-наглядно-практические,
- объяснительно-иллюстративные,
- частично-поисковые,
- игровые,
- проблемный,
-дискуссионный
и воспитания
- убеждение,
- стимулирование,
- мотивация,
- упражнение
Формы организации образовательного процесса:
-групповая.
Формы организации учебных занятий:
- консультация;
- презентация;
- мастер – класс;
- практическое занятие;
- тренинг;
- семинар – практикум.
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- коммуникативная технология обучения;
- технология коллективно – творческой деятельности
-технология игровой деятельности;
-здоровьесберегающие технологии;
-информационно-коммуникационые технологии.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы;
- задания, упражнения;
- образцы.
Учебный материал может предлагаться в печатном виде, на электронных устройствах, в информационно – коммуникативной сети «Интернет», в наглядном виде.
Список литературы
- Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, АСТ, 2006.
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.: « ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2005.
- Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста». – М.2002.
4. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения.
- Бардышева Т. Пальчиковые игры для самых-самых маленьких.
6.Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи»- М.:ТЦ Сфера, 2009.
7.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
8. Вакуленко Ю.А. Комплексные занимательные занятия в средней и
старшей группах.
- Глухов В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Логопедия. – 2005. - №3. – С.13-24.
- Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.- М.:ТЦ Сфера,20048.
- 17. Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь.
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб: Издательство «Речь», 2002.
- Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи:
- «Методическое пособие / Под ред. Л.С.Вакуленко. СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
16. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг.
17. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.:
Творческий центр, 2003.
18. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в
процессе дидактических игр.
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
- Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. - 244 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве. // Известия АПН РСФСР Вып. 13, М., 1948.
- Ястребова А.В., Бессонова Т. П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя. Изд. 2 – е, испр. и доп. М.: АРКТИ, 1997.
Календарный учебный график
Дополнительной общеразвивающей программы «Мастера речи»
(стартовый уровень)
№п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | .09.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Давайте знакомиться» | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Анкетирование |
2 | сентябрь | .09.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Виды речевых нарушений у детей» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
3 | сентябрь | .09.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Распознание речевого нарушения» (практическое занятие) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
4 | сентябрь | .09.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Почему наши дети плохо говорят?» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
5 | октябрь | .10.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Причины речевого нарушения у ребенка» » (практическое занятие) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
6 | октябрь | .10.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Особенности речи детей с ОНР» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
7 | октябрь | .10.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Формирование неречевых процессов у детей» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
8 | октябрь | .10.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Игры на кухне для сенсорного развития ребенка» (мастер – класс) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
9 | октябрь | .10.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Игры и упражнения для развития слухового и зрительного восприятия и внимания» (семинар – практикум) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
10 | ноябрь | .11.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Нарушение фонематического восприятия у детей» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
11 | ноябрь | .11.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Развитие фонематического слуха» (игра – тренинг) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
12 | ноябрь | .11.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Речь на кончиках пальцев» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
13 | ноябрь | .11.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Развиваем мелкую моторику» (практическое занятие) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
14 | декабрь | .12.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Волшебные прищепки» (создание развивающей игры) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Представление творческих работ |
15 | декабрь | .12.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Влияние артикуляционной моторики на речь» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
16 | декабрь | .12.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Артикуляционная гимнастика – как заниматься с ребенком дома» (мастер – класс) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания Представление творческих работ |
17 | декабрь | .12.19 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Нарушения звукопроизношения» (сообщение с презентацией) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
18 | январь | .01.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Игры для выработки правильного речевого дыхания» (практическое занятие) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
19 | январь | .01.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Особенности словарного запаса у ребенка с ОНР» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
20 | январь | .01.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Развитие словаря детей через игру» (семинар – практикум) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
21 | февраль | .02.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Виды нарушений слоговой структуры слова» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
22 | февраль | .02.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова» (тренинг) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
23 | февраль | .02.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Этапы формирования грамматического строя речи. Основные трудности и ошибки» (сообщений с презентацией) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
24 | февраль | .02.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Чей хвост?» (создание интерактивной игры) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Представление творческих работ |
25 | март | .03.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Связная речь детей с ОНР» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
26 | март | .03.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Виды занятий по формированию связной речи» (презентация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
27 | март | .03.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Сочиняем загадки» (игра – занятие) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
28 | март | .03.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Задачи подготовки детей к обучению грамоте в детском саду» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
29 | апрель | 04.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Эффективные методы и приемы обучения чтению» (презентация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
30 | апрель | 04.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Ваш ребенок – левша или правша?» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
31 | апрель | 04.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Профилактика дисграфии и дислексии» (практические приемы) (тренинг) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
32 | апрель | 04.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Использование новых приемов в коррекции детской речи» (консультация) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости |
33 | май | 05.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «Современные технологии самомассажа» (тренинг) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
34 | май | 05.20 | 17.00-17.30 | групповая | 1 | «В весеннем лесу» (занятие по логоритмике) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
35 | май | 05.20 | 17.00 –17.30 | групповая | 1 | « Использование интерактивных игр в работе по развитию речи» (семинар – практикум) | МДОУ д/с №26 каб. № | Учет посещаемости Выполнение практического задания |
36 | май | 05.20 | 17.00 –17.30 | групповая | 1 | «Мастерская речи» (итоговое занятие) | МДОУ д/с №26 каб. № | АнкетированиеПредставление творческих работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения
Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...
Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Программа дополнительной образовательной услуги по развитию речи.
,,Мы начинаем говорить"...
Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»
Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...