Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «LEGO-конструирование».
рабочая программа (средняя группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 424 г. Челябинска»
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«LEGO-конструирование»
Программа разработана на основе авторской
«Играем вместе с ЛЕГО»
(автор: М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских).
Программа составлена воспитателем
высшей категории
Шешуковой Еленой Владимировной
Челябинск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………… 3
2. Учебный план ………………………………………………………………4
3. Календарный учебный график…………………………………………… .4
4. Содержание программы ………………………………………………….. 5
5. Содержание программы по предмету……………………………………. .8
6. Содержание изучаемого курса……………………………………………. .9
7. Организационно-педагогические условия………………………………..10
8. Формы аттестации………………………………………………………….11
9. Оценочные материалы …………………………………………………….12
10. Календарно-тематическое планирование …………………………. …...12
11.Приложение ………………………………………………………………..21
Пояснительная записка
Представленная программа составлена на основе методических рекомендаций М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских «Играем вместе с ЛЕГО».
Целью конструктивно-модельной деятельности является развитие интереса ребенка к конструированию, знакомство с различными видами конструктора. Умение самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
Цель программы
Интеллектуальное развитие воспитанника, популяризация технического конструирования и робототехники, как современного направления в развитии творческой активной личности.
Задачи:
- содействовать развитию склонностей и технических интересов детей;
- развивать творческие способности, воображение и основы технической мысли среди воспитанников детского сада;
- популяризация технических профессий и современных робототехнических технологий.
- создавать возможность для совместной деятельности родителей с детьми, педагогов с детьми.
Принципы организации образовательного процесса
Обучение основывается на следующих педагогических принципах по Lego-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Актуальность.
Образовательная программа «Играем вместе с лего» является актуальной и социально значимой, так как ориентирована на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, технически грамотной личности дошкольника. Lego- конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Lego, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Предусматривает художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству, изобразительную деятельность, конструктивно-модельную деятельность, развитие игровой деятельности.
Учебный план
№ п\п | Тема | Практические занятия | Способ отслеживания (инструментарий) |
1. | Введение в курс LEGO | 4 занятия | - Тестирование; - создание проектов; - диктант; - участие в конкурсах; - участие в выставках; - мастер класс с родителями.
|
2. | Моделирование | 16 занятий | |
3. | Простые механизмы | 10 занятий | |
4. | Сложные механизмы, датчики, программирование | 12 занятий | |
5. | Мозаика | 10 занятий | |
6. | Объемные фигуры | 12 занятий | |
| Всего по программе | 64 занятия |
Календарный учебный график занятий по «Lego - конструированию»
на 2020-2021 учебный год
октябрь | ноябрь | декабрь | январь
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4-8 |
|
|
|
|
|
|
|
У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | К | У | У | У |
февраль | март | апрель
| май
| июнь | июль | август | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У У |
|
|
|
|
|
|
|
|
У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
| У | У | У | У | К | К | К |
Условные обозначения:
У- учебные (проводятся занятия) ; К – каникулы ( занятия не проводятся)
В течение года на освоение программных задач отводится 64 занятия (два раза в неделю)
С 27 декабря по 8 января новогодние каникулы.
С 30 мая окончание учебного года.
Регламент занятий установлен МАДОУ самостоятельно с учетом:
- действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049 – 13. XL);
- требований к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации образовательного процесса;
- времени пребывания детей в группе.
Регламент занятий по Лего-конструированию
День недели
| Время | № группы |
Понедельник
|
|
|
Среда
|
|
|
Содержание программы
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и
др.)
- связи теории с практикой в систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения используются различные формы занятий:
- занятие-образ — расширяют образное и творческое мышление воспитанников;
- занятие на развитие коммуникативной культуры воспитанников;
- экскурсия - учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;
- выставка - помогает ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других;
- конкурс - учит ребенка ситуации соперничества, позволяя адекватно оценивать свои возможности.
Формы организации конструктивной деятельности воспитанников:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые.
Особенностью организации занятий является сочетание индивидуальных и групповых, которые можно проводить одновременно с воспитанниками в возрастном диапазоне от 5 до 7 лет.
Занятия в основном носят групповой характер. Индивидуальные занятия проводятся при подготовке индивидуальных выставочных проектов. Наравне с индивидуальной формой работы большое значение имеют коллективные формы занятий. Коллективное творчество обучает ребенка сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает атмосферу совместного игрового действия. Но главное – это переживание совместного творческого дела и радость от общего успеха. Результатом коллективной работы могут быть выставочные или итоговые макеты, коллажи.
Для усвоения воспитанниками материала используются методы:
- Иллюстративный метод (приобретение знаний через наглядное пособие).
- Репродуктивный метод (включает применение освоенного на основе образца или примера).
- Словесный (рассказ, беседа).
- Наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение проектов демонстрация).
- Интегрированный (сочетание различных видов деятельности).
- Практический (показ приемов работы педагогом, индивидуальная и коллективная работа).
- Творческий (исследования, поиск материала, творческая работа).
- Непосредственный контроль восприятия (анализ и сравнение).
Программа включает разные виды заданий: теоретические, практические и творческие.
Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, целостного отношения к основам конструктивно-модельной деятельности.
Практический материал формирует у детей умения и навыки по изготовлению поделок на основе знаний, полученных в результате теоретического обучения.
Творческие задания раскрывают художественные способности детей, формируют их эстетический вкус.
Методическая работа:
Методическая работа направлена на совершенствование образовательного процесса, заключается в: программном обеспечении и повышении уровня педагогического мастерства, обучении новым педагогическим технологиям, в прохождении курсов повышения квалификации, а также в аналитической работе, участии в тематических семинаров, мастер-классах и творческих лабораториях.
В результате обучения воспитанники приобретают навыки:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Организация образовательного процесса
Набор детей в объединение свободный, без ограничений. Группы, набранные в объединение, проходят последовательное обучение, предусмотренное данной программой. Обучение детей организовано в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с возрастом воспитанников, 64 занятия в год. Перерыв между занятиями 5 – 10 минут.
Структура занятия по ЛЕГО – конструированию состоит из нескольких частей:
- Разминка, игра для пальцев;
- Постановка задачи;
- Аналитическая часть (анализ предмета, выделение его характерных особенностей, основных функциональных частей, определение связи между их назначением и строением, планирование процесса создания модели);
- Собственно конструирование;
- Развитие сюжета;
- Обсуждение работы.
Занятия создают фон непринужденной, творческой атмосферы, способствуют эмоциональной настроенности детей, которая может быть достигнута перед практической работой с помощью демонстрации произведений конструктивного искусства, использования игровых ситуаций, групповых форм работы, экскурсий и прогулок.
Для сплочения коллектива, для создания совместных построек, макетов используются мероприятия, в которых принимают участие дети, педагоги и родители: «Праздник осени», «День матери», «Новый год». Участие в конкурсах: «Робототехника», «Легоконструирование», «Рождественская сказка». Участие в выставках: «Робомастер», «Маленький принц».
Содержание программы по предмету
Программа знакомит детей с различными видами конструктора. Формирует интерес к разнообразным зданиям и сооружениям, умению видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное значение.
Закрепляет навыки коллективной работы, умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
В результате обучения дети должны:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
- правильно использовать детали строительного материала;
- правильно называть детали Lego-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Содержание изучаемого курса
- Введение в курс LEGO (4 часа)
Цели и задачи на учебный год.
Знакомство с правилами техники безопасности работы с конструктором.
- Моделирование (16 часов)
Цель: Знакомство с конструктором. Узоры. Симметрия. Мозаика.
Теория: Баланс конструкций. Виды крепежа.
- Простые механизмы (10 часов)
Цель: Знакомство с механизмами, закрепить полученные знания.
Теория: «Зубчатые колеса, оси, рычаги, шкивы и ремни».
- Сложные механизмы, датчики, программирование (12 часов)
Цель: Знакомство с роботами, закрепление и применение полученных знаний.
Теория: Программирование, мощность мотора, звуки, блок , датчики.
- Мозаика (10 часов)
Цель: Знакомство с техникой, видами мозаики. Закрепление и применение полученных знаний.
Теория: Геометрические фигуры, расположение их на плоскости.
- Объемные фигуры (12 часов)
Цель: Знакомство с техникой объемная фигура на уменьшение и увеличение. Закрепить полученные знания.
Теория: Использование схем и последовательность построения.
Организационно – педагогические условия
Требования к педагогическим кадрам
Программа может реализовываться педагогами дополнительного образования, которые соответствуют требованиям:
- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии;
- наличие курсов повышения квалификации в данной области;
- наличие квалификационной категории (первой, высшей).
Материально-техническое обеспечение программы
Материально – техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бытовые условия в специализированном кабинете соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
Для успешного выполнения поставленных задач созданы следующие организационно педагогические условия:
№ п/п | Пособия и оборудование | Программы, методические пособия |
1. | - столы, стулья (соответствующие возрасту детей); Строительные наборы и конструкторы: - пластмассовые (с разными способами крепления); - «Lego-Дупло»; - «Lego- конструктор окна и двери»; - «Lego- конструктор колеса»; - «Lego- конструктор кубики, кирпичики»; - строительные платы (различных размеров); - WEDU 2.0. «Роботы и роботехника»; - Lego «построй свою историю, базовый нобор, развитие речи»; - «Lego- конструктор физика и химия». Для обыгрывания конструкций: игрушки (животные, машинки и др.). Демонстрационный материал: - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - макеты; - проекты; - алгоритмы деятельности; - карточки-планы; - знаки; - условные обозначения объектов; - альбомы; - чертежы.
|
1.Е.В.Фешина «Лего конструирование в детском саду» Москва, Сфера, 2011; 2,О.В.Мельникова «Лего-конструирование» программа, занятий Волгоград: Учитель 2012г. 3.М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских «Играем вместе с ЛЕГО» 4.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2014г. 5. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2015. 6. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Lego education сложные задания, связанные с физикой. 7. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2012г.-192с. 8. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2. 9. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
|
Формы аттестации
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание освоения детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -3 раза в год (октябрь, февраль, май).
Диагностика освоения программы осуществляется педагогами дополнительного образования. Основная задача диагностики – изучить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальную образовательную работу для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Оценочные материалы
В ходе реализации программы применяются следующие способы контроля.
1 способ - первоначальный контроль предназначен для оценки знаний детей в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных способностей детей, набранных в группу).
2 способ - текущий контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения детей (полученные по какой-либо большой теме), включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков детей. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.
3 способ - итоговый контроль подводит итог всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля.
Формы отслеживания результатов обучения:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
- тестирование;
- создание проектов;
- диктант;
- участие в конкурсах;
- участие в выставках;
- мастер класс.
Календарно – тематическое планирование (младший возраст)
Месяц | Дата | Тема | Цель |
Октябрь | 7.10.2019 | 1. Заборчик | - закреплять знания цвета и формы; |
9.10.2019 | 2. Ворота для заборчика (мозаика) | - закреплять выполнять простейшую конструкцию- ворота; | |
14.10.2019 | 3. Большие и маленькие пирамидки | - Закрепляем умение строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору; | |
16.10.2019 | 4. Башня | - Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх; - Учить строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору; | |
21.10.2019 | 5. Робот (мозаика) | - учить строить по образцу; - развивать внимательность; | |
23.10.2019 | 6. Кирпичики | - продолжаем учить определять подходящий размер, цвет, форму; | |
28.10.2019 | 7.Животные Уральского леса | - продолжаем узнавать животных; - учить подражать звукам и движениям животных; | |
30.10.2019 | 8. Мебель | - развивать мышление; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
Ноябрь
| 4.11.2019 | 9. Детская площадка | - показать детскую площадку; - построить песочницу, лесенки: |
6.112019 | 10. Горка для ребят | - продолжать знакомить с детской площадкой: - развивать память и наблюдательность; | |
11.11.19 | 11. Мы в лесу построим дом | - развивать творческое воображение; - учить строить дом из Lego-конструктора; | |
13.11.2019 | 12. Разные домики (по своему замыслу) | - закреплять умение строить домики; - конструирование по замыслу; - закреплять полученные навыки; - познакомить с понятием фундамент; | |
18.112019 | 13. Мебель для комнаты | - развивать способности выделять в предметах их функциональные части; - учить анализировать образец; | |
20.11.2019 | 14. Мебель для кухни | - закреплять умение строить мебель; - запоминать название предметов мебели; | |
25.11.2019 | 15. Русская печь | - познакомить с русской печкой; - развивать воображение, фантазию; - учить строить печку из конструктора; | |
27.11.2019 | 16. Мост через речку | - закреплять умение строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; | |
Декабрь | 2.12.2019 | 17. Веселые утята | - Учить строить утят, используя различные детали; - строить из конструктора утят; |
4.12.2019 | 18. Красивые рыбки (мозаика) | - Уточнять и расширять представления о рыбах; - Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; - Учить строить морских обитателей; - учить строить рыб из конструктора; | |
9.12.2019 | 19. Мостик через речку | - учить строить мостик, точно соединять строительные детали; - конструирование по замыслу; - закреплять полученные навыки; | |
11.12.2019 | 20. Домик фермера | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
16.12.2019 | 21. Построим загон для лошадей | - учить строить загоны по условиям; - развивать глазомер, навыки конструирования; - закреплять понятия «высокий», «низкий»; - учить выполнять задания по условиям;
| |
18.12.2019 | 22. Здравствуй лес
| - Закреплять умение строить лесные деревья - Учить отличать деревья друг от друга; - Закреплять названия деталей; - научить различать деревья; | |
23.12.2019 | 23. Мельница | - рассказать о мельнице; - развивать воображение, фантазию; | |
Декабрь | 30.12.2019 | 24. Яблоко с червячком
| -учимся строить плоскостного червячка; - закрепляем умение строить объемную фигуру из Lego; |
Январь | 13.01.2020 | 25. Транспорты | - продолжаем знакомить с видами транспорта; - учим присоединять колеса к конструктору и другие механические соединения; |
15.01.2020 | 26. Машина с прицепом | - продолжаем с усложнением строить машину с прицепом; - развивать навыки конструирования; | |
20.01.2020 | 27. Автобус и грузовик
| - Продолжаем учиться различать виды транспортов; - развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
22.01.2020 | 28. Грузовая машина | - учить создавать сложную модель грузовой машины; - выделять основные части и детали; | |
27.01.2020 | 29. Пожарная машина | - рассказать о работниках пожарной части; - учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину; - изучаем все важные элементы в профессии пожарного; - учить строить пожарную машину с малейшими деталями; | |
29.01.2020 | 30. Кораблик | - рассказ о кораблях; - учить строить более сложную постройку; - развивать внимание, навыки конструирования; | |
Февраль | 3.02.2020 | 32. Елка (мазаика) | - продолжать учить конструировать по замыслу; - построить новогоднюю елку с украшениями; |
5.09.2020 | 33. Все работы хороши | - продолжаем знакомить с разными профессиями; - учить отличать их по внешнему виду; - воспитывать уважение к труду взрослых; | |
10.02.2020 | 34. Ракета | - рассказать о космосе и всех планетах; - учить строить ракету; | |
12.02.2020 | 35. Луноход | - рассказать о луноходе; - учить строить из деталей конструктора; | |
17.02.2020 | 36. Космонавты | - продолжать знакомить с космосом; - учить строить космонавтов из мелких деталей; - конструирование по замыслу; | |
19.02.2020 | 37. Мы едем в зоопарк | - учить отличать хищников от травоядных; - продолжаем знакомить с обитателями зоопарка; - учить строить жирафа; - вольер для медведей; | |
24.02.2020 | 38. Ящерица | - продолжать знакомить с зоопарком; - учить строить ящерицу; - конструирование по замыслу; | |
26.02.2020 | 39. Ракушка
| - учить строить ракушку; - воспитывать добрые отношения; - развивать память, мышление, внимание; | |
Март | 2.03.2020 | 40. Кафе | - учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу; - конструирование по замыслу; - Учить анализировать; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; |
4.03.2020 | 41. Лесной домик | - распределять детали Lego - конструктора правильно; - развивать творческое воображение, навыки конструирования; | |
11.03.2020 | 42.Светофор, регулировщик | - закреплять знания о светофоре; - конструирование по замыслу; - учить правила дорожного движения; - строить проезжую часть и надземный переход; | |
16.03.2020 | 43. Высокий и низкий замок | - закреплять понятия «высокий», «низкий»; - учить выполнять задания по условиям; | |
18.03.2020 | 44. Кукольный дом | - продолжаем учиться строить дома; - учится плотно соединять детали; | |
23.03.2020 | 45. Архитекторы | - учим строить по замыслу; | |
25.03.2020 | 46. Сказочные герои | - продолжаем знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук; | |
30.03.2020 | 47. Цветок | - закреплять полученные навыки; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
Апрель | 1.04.2020 | 48. Лабиринт | - продолжать знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, мелкую моторику рук. - конструирование по замыслу;
|
6.04.2020 8.04.2020
| 49-50. Аквариум | -развивать творческую инициативу и самостоятельность; - учим строить морские постройки; | |
13.04.2020 | 51. Колодец | - учить строить колодец; - воспитывать добрые отношения; - развивать память, мышление, внимание; | |
15.04.2020 | 53. Воздушный шар | - развивать творчество, воображение; - учить выделять основные части и детали; - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
20.04.2020 22.04.2020 | 54-55. Бабочка | - развивать внимание, мелкую моторику рук. - конструирование по замыслу; | |
27.04.2020 29.04.2020 | 56-57 Поезд | - познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда; - развивать фантазию, воображение. учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
Май
| 4.05.2020 6.05.2020 | 57-58. Корзина с цветами | -продолжать знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук; |
11.05.2020 13.05.2020 | 59-60. Цирк | - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
18.05.2020 | 61. Клоун | - продолжать учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
20.05.2020 25.05.2020 | 62-63. Морж | -развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
27.05.2020 | 64. Льдина | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; |
Календарно – тематическое планирование (старший возраст)
Месяц | Дата | Тема | Цель |
Октябрь | 7.10.2019 | 1. Знакомство с Legoкабинетом | - познакомить с Lego-конструктором; - закреплять знания цвета и формы; |
9.10.2019 | 2. Заборчик (мозаика) | - учить выполнять простейшую конструкцию- ворота; | |
14.10.2019 | 3. Пирамидка | - учить строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору; | |
16.10.2019 | 4. Башенка | - учить строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору; | |
21.10.2019 | 5. Робот (мозаика) | - учить строить по образцу; - развивать внимательность; | |
23.10.2019 | 6. Разноцветная лесенка | - учить определять подходящий размер, цвет, форму; | |
28.10.2019 | 7. Домашние животные | - познакомить с некоторыми видами животных; - учить подражать звукам и движениям животных; | |
30.10.2019 | 8. Мебель | - развивать мышление; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
Ноябрь
| 4.11.2019 | 9. Якорь | - учить создавать постройку, работать вместе, не мешая друг другу; - конструирование по замыслу; |
6.11.2019 | 10. Детская площадка | - показать детскую площадку; - построить песочницу, лесенки: | |
11.11.2019 | 11. Горка для ребят | - продолжать знакомить с детской площадкой: - развивать память и наблюдательность; | |
13.11.2019 | 12. Мы в лесу построим дом | - развивать творческое воображение; - учить строить дом из Lego-конструктора; | |
18.11.2019 | 13. Разные домики (по своему замыслу) | - закреплять умение строить домики; - конструирование по замыслу; - закреплять полученные навыки; - познакомить с понятием фундамент; | |
20.11.2019 | 14. Мебель для комнаты | - развивать способности выделять в предметах их функциональные части; - учить анализировать образец; | |
25.11.2019 | 15. Мебель для кухни | - закреплять умение строить мебель; - запоминать название предметов мебели; | |
27.11.2019 | 16. Печка | - познакомить с русской печкой; - развивать воображение, фантазию; - учить строить печку из конструктора; | |
Декабрь | 2.12.2019 | 17. Утята в озере | - учить внимательно слушать стихотворение; - строить из конструктора утят; |
4.12.2019 | 18. Волшебные рыбки (мозаика) | - рассказать о рыбах; - учить строить рыб из конструктора; | |
9.12.2019 | 19. Мостик через речку | - учить строить мостик, точно соединять строительные детали; - конструирование по замыслу; - закреплять полученные навыки; | |
11.12.2019 | 20. Домик фермера | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
16.12.2019 | 21. Построим загон для коров | - закреплять понятия «высокий», «низкий»; - учить выполнять задания по условиям; | |
18.12.2019 | 22. Здравствуй лес
| - познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу; - научить различать деревья; | |
23.12.2019 | 23. Мельница | - рассказать о мельнице; - развивать воображение, фантазию; | |
25.12.2019 | 24. Яблоко
| - учим различать форму и цвет; - строить объемную фигуру из Lego; | |
Декабрь | 30.12.2019 | 25. Мостик | - учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; |
Январь
| 13.01.2020 | 26. Транспорты | - знакомство с видами транспорта; - учим присоединять колеса к конструктору; |
15.01.2020 | 27. Машина с прицепом | - учить строить машину с прицепом; - развивать навыки конструирования; | |
20.01.2020 | 28. Автобус и грузовик
| - учить различать виды транспортов; - развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
22.01.2020 | 29. Грузовая машина | - учить создавать простейшую модель грузовой машины; - выделять основные части и детали; | |
27.01.2020 | 30. Пожарная машина | - познакомить с профессией пожарного; - учить строить пожарную машину; | |
29.01.2020 | 31. Кораблик | - рассказать о кораблях; - учить строить более сложную постройку; - развивать внимание, навыки конструирования; | |
Февраль | 3.02.2020 | 32. Елка (мозаика) | - учить конструировать по замыслу; - построить новогоднюю елку с украшениями; |
5.02.2020 | 33. Все работы хороши | - познакомить с разными профессиями; - учить отличать их по внешнему виду; - воспитывать уважение к труду взрослых; | |
10.02.2020 | 34. Ракета | - рассказать о космосе; - учить строить ракету; | |
12.02.2020 | 35. Луноход | - рассказать о луноходе; - учить строить из деталей конструктора; | |
17.02.2020 | 36. Космонавты | - продолжать знакомить с космосом; - учить строить космонавтов из мелких деталей; - конструирование по замыслу; | |
19.02.2020 | 37. Животные в зоопарке | - учить строить слона; - вольер для тигров и львов; | |
24.02.2020 | 38. Крокодил | - продолжать знакомить с зоопарком; - учить строить крокодила; - конструирование по замыслу; | |
26.02.2020 | 39. Улитка
| - учить строить улитку; - воспитывать добрые отношения; - развивать память, мышление, внимание; | |
Март
| 2.03.2020 | 40. Кафе | - учить создавать постройку, работать вместе, не мешая друг другу; - конструирование по замыслу; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; |
4.03.2020 | 41. Лесной домик | - распределять детали Lego – конструктора правильно; - развивать творческое воображение, навыки конструирования; | |
11.03.2020 | 42. Светофор | - закреплять знания о светофоре; - конструирование по замыслу; | |
16.03.2020 18.03.2020 | 43-44. Высокий и низкий замок | - закреплять понятия «высокий», «низкий»; - учить выполнять задания по условиям; | |
23.03.2020 25.03.2020 | 45-46. Кукольный дом | - продолжаем учиться строить дома; - учится плотно соединять детали; | |
30.03.2020 | 47.Архитекторы | - учим строить по замыслу; | |
Апрель | 1.04.2020 | 48. Архитекторы | - учим строить по замыслу; |
6.04.2020 8.04.2020 | 49-50. Сказочные герои | - познакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук; | |
13.04.2020 | 51. Цветок | - закреплять полученные навыки; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
15.04.2020 20.04.2020 | 52-53. Лабиринт | - продолжать знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, мелкую моторику рук. - конструирование по замыслу; | |
22.04.2020 27.04.2020 | 54-55. Аквариум | -развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
29.04.2020 | 56. Колодец | - учить строить колодец; - воспитывать добрые отношения; - развивать память, мышление, внимание; | |
Май
| 4.05.2020 | 57. Воздушный шар | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; |
6.05.2020 | 58. Бабочка | - развивать внимание, мелкую моторику рук. - конструирование по замыслу; | |
11.05.2020 | 59. Паровоз | - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
13.05.2020 | 60. Корзина с цветами | - продолжать знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук; | |
18.05.2020 | 61. Цирк | - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
20.05.2020 | 62. Клоун | - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
25.05.2020 | 63. Пингвин | -развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
27.05.2020 | 64. Дельфин | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; |
Приложение
Приложение 1
Проекты
«Лес - наш дом природы»
План:
1. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографии.
2. рассказ о лесе.
3. Чтение художественной литературы.
4. слушание аудиозаписи звукового леса.
5. Рисование на тему: «Мы гуляем в лесу».
6. Аппликация на тему: «Деревья в лесу».
«Наша улица»
План:
- Рассматривание фотографий знакомых объектов улицы.
- Рассказ об улицах.
- Рисование улицы.
«Болото и его обитатели»
План:
- Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок с изображением обитателей болот.
- Беседа об обитателей болот.
- Чтение художественной литературы.
- Рисование, лепка. Аппликация «Болото и его обитатели».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 424 г. Челябинска»
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«LEGO-конструирование»
Программа разработана на основе авторской
«Играем вместе с ЛЕГО»
(автор: М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских).
Программа составлена воспитателем
высшей категории
Шешуковой Еленой Владимировной
Челябинск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………… 3
2. Учебный план ………………………………………………………………4
3. Календарный учебный график…………………………………………… .4
4. Содержание программы ………………………………………………….. 5
5. Содержание программы по предмету……………………………………. .8
6. Содержание изучаемого курса……………………………………………. .9
7. Организационно-педагогические условия………………………………..10
8. Формы аттестации………………………………………………………….11
9. Оценочные материалы …………………………………………………….12
10. Календарно-тематическое планирование …………………………. …...12
11.Приложение ………………………………………………………………..21
Пояснительная записка
Представленная программа составлена на основе методических рекомендаций М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских «Играем вместе с ЛЕГО».
Целью конструктивно-модельной деятельности является развитие интереса ребенка к конструированию, знакомство с различными видами конструктора. Умение самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
Цель программы
Интеллектуальное развитие воспитанника, популяризация технического конструирования и робототехники, как современного направления в развитии творческой активной личности.
Задачи:
- содействовать развитию склонностей и технических интересов детей;
- развивать творческие способности, воображение и основы технической мысли среди воспитанников детского сада;
- популяризация технических профессий и современных робототехнических технологий.
- создавать возможность для совместной деятельности родителей с детьми, педагогов с детьми.
Принципы организации образовательного процесса
Обучение основывается на следующих педагогических принципах по Lego-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Актуальность.
Образовательная программа «Играем вместе с лего» является актуальной и социально значимой, так как ориентирована на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, технически грамотной личности дошкольника. Lego- конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Lego, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Предусматривает художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству, изобразительную деятельность, конструктивно-модельную деятельность, развитие игровой деятельности.
Учебный план
№ п\п | Тема | Практические занятия | Способ отслеживания (инструментарий) |
1. | Введение в курс LEGO | 4 занятия | - Тестирование; - создание проектов; - диктант; - участие в конкурсах; - участие в выставках; - мастер класс с родителями. |
2. | Моделирование | 16 занятий | |
3. | Простые механизмы | 10 занятий | |
4. | Сложные механизмы, датчики, программирование | 12 занятий | |
5. | Мозаика | 10 занятий | |
6. | Объемные фигуры | 12 занятий | |
Всего по программе | 64 занятия |
Календарный учебный график занятий по «Lego - конструированию»
на 2019-2020 учебный год
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | |||||||||||||
7,9 | 14,16 | 21,23 | 28,30 | 4,6 | 11,13 | 18,20 | 25,27 | 2,4 | 9,11 4-8 | 16,18 | 23,25 | 30 | 1-8 | 13, 15 | 20, 22 | 27, 29 |
У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | К | У | У | У |
февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | |||||||||||||
3,5 | 10, 12 | 17,19 | 24, 26 | 2,4 | 11 | 16,18 | 23,25,30 | 1 | 6,8 | 13, 15, | 20,22, У У | 27,29 | 4,6 | 11,13 | 18,20 | 25,27 | 1-30 | 1-31 | 1-31 |
У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | К | К | К |
Условные обозначения:
У- учебные (проводятся занятия) ; К – каникулы ( занятия не проводятся)
В течение года на освоение программных задач отводится 64 занятия (два раза в неделю)
С 27 декабря по 8 января новогодние каникулы.
С 30 мая окончание учебного года.
Регламент занятий установлен МАДОУ самостоятельно с учетом:
- действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049 – 13. XL);
- требований к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации образовательного процесса;
- времени пребывания детей в группе.
Регламент занятий по Лего-конструированию
День недели | Время | № группы |
Понедельник | 15.10-15.40 | 6,7 (5-6 лет) |
Среда | 15.10-15:40 | 6,7 (5-6 лет) |
Содержание программы
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и
др.)
- связи теории с практикой в систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения используются различные формы занятий:
- занятие-образ — расширяют образное и творческое мышление воспитанников;
- занятие на развитие коммуникативной культуры воспитанников;
- экскурсия - учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;
- выставка - помогает ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других;
- конкурс - учит ребенка ситуации соперничества, позволяя адекватно оценивать свои возможности.
Формы организации конструктивной деятельности воспитанников:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые.
Особенностью организации занятий является сочетание индивидуальных и групповых, которые можно проводить одновременно с воспитанниками в возрастном диапазоне от 5 до 7 лет.
Занятия в основном носят групповой характер. Индивидуальные занятия проводятся при подготовке индивидуальных выставочных проектов. Наравне с индивидуальной формой работы большое значение имеют коллективные формы занятий. Коллективное творчество обучает ребенка сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает атмосферу совместного игрового действия. Но главное – это переживание совместного творческого дела и радость от общего успеха. Результатом коллективной работы могут быть выставочные или итоговые макеты, коллажи.
Для усвоения воспитанниками материала используются методы:
- Иллюстративный метод (приобретение знаний через наглядное пособие).
- Репродуктивный метод (включает применение освоенного на основе образца или примера).
- Словесный (рассказ, беседа).
- Наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение проектов демонстрация).
- Интегрированный (сочетание различных видов деятельности).
- Практический (показ приемов работы педагогом, индивидуальная и коллективная работа).
- Творческий (исследования, поиск материала, творческая работа).
- Непосредственный контроль восприятия (анализ и сравнение).
Программа включает разные виды заданий: теоретические, практические и творческие.
Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, целостного отношения к основам конструктивно-модельной деятельности.
Практический материал формирует у детей умения и навыки по изготовлению поделок на основе знаний, полученных в результате теоретического обучения.
Творческие задания раскрывают художественные способности детей, формируют их эстетический вкус.
Методическая работа:
Методическая работа направлена на совершенствование образовательного процесса, заключается в: программном обеспечении и повышении уровня педагогического мастерства, обучении новым педагогическим технологиям, в прохождении курсов повышения квалификации, а также в аналитической работе, участии в тематических семинаров, мастер-классах и творческих лабораториях.
В результате обучения воспитанники приобретают навыки:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Организация образовательного процесса
Набор детей в объединение свободный, без ограничений. Группы, набранные в объединение, проходят последовательное обучение, предусмотренное данной программой. Обучение детей организовано в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с возрастом воспитанников, 64 занятия в год. Перерыв между занятиями 5 – 10 минут.
Структура занятия по ЛЕГО – конструированию состоит из нескольких частей:
- Разминка, игра для пальцев;
- Постановка задачи;
- Аналитическая часть (анализ предмета, выделение его характерных особенностей, основных функциональных частей, определение связи между их назначением и строением, планирование процесса создания модели);
- Собственно конструирование;
- Развитие сюжета;
- Обсуждение работы.
Занятия создают фон непринужденной, творческой атмосферы, способствуют эмоциональной настроенности детей, которая может быть достигнута перед практической работой с помощью демонстрации произведений конструктивного искусства, использования игровых ситуаций, групповых форм работы, экскурсий и прогулок.
Для сплочения коллектива, для создания совместных построек, макетов используются мероприятия, в которых принимают участие дети, педагоги и родители: «Праздник осени», «День матери», «Новый год». Участие в конкурсах: «Робототехника», «Легоконструирование», «Рождественская сказка». Участие в выставках: «Робомастер», «Маленький принц».
Содержание программы по предмету
Программа знакомит детей с различными видами конструктора. Формирует интерес к разнообразным зданиям и сооружениям, умению видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное значение.
Закрепляет навыки коллективной работы, умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
В результате обучения дети должны:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
- правильно использовать детали строительного материала;
- правильно называть детали Lego-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Содержание изучаемого курса
- Введение в курс LEGO (4 часа)
Цели и задачи на учебный год.
Знакомство с правилами техники безопасности работы с конструктором.
- Моделирование (16 часов)
Цель: Знакомство с конструктором. Узоры. Симметрия. Мозаика.
Теория: Баланс конструкций. Виды крепежа.
- Простые механизмы (10 часов)
Цель: Знакомство с механизмами, закрепить полученные знания.
Теория: «Зубчатые колеса, оси, рычаги, шкивы и ремни».
- Сложные механизмы, датчики, программирование (12 часов)
Цель: Знакомство с роботами, закрепление и применение полученных знаний.
Теория: Программирование, мощность мотора, звуки, блок , датчики.
- Мозаика (10 часов)
Цель: Знакомство с техникой, видами мозаики. Закрепление и применение полученных знаний.
Теория: Геометрические фигуры, расположение их на плоскости.
- Объемные фигуры (12 часов)
Цель: Знакомство с техникой объемная фигура на уменьшение и увеличение. Закрепить полученные знания.
Теория: Использование схем и последовательность построения.
Организационно – педагогические условия
Требования к педагогическим кадрам
Программа может реализовываться педагогами дополнительного образования, которые соответствуют требованиям:
- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии;
- наличие курсов повышения квалификации в данной области;
- наличие квалификационной категории (первой, высшей).
Материально-техническое обеспечение программы
Материально – техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бытовые условия в специализированном кабинете соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
Для успешного выполнения поставленных задач созданы следующие организационно педагогические условия:
№ п/п | Пособия и оборудование | Программы, методические пособия | |
1. | - столы, стулья (соответствующие возрасту детей); Строительные наборы и конструкторы: - пластмассовые (с разными способами крепления); - «Lego-Дупло»; - «Lego- конструктор окна и двери»; - «Lego- конструктор колеса»; - «Lego- конструктор кубики, кирпичики»; - строительные платы (различных размеров); - WEDU 2.0. «Роботы и роботехника»; - Lego «построй свою историю, базовый нобор, развитие речи»; - «Lego- конструктор физика и химия». Для обыгрывания конструкций: игрушки (животные, машинки и др.). Демонстрационный материал: - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - макеты; - проекты; - алгоритмы деятельности; - карточки-планы; - знаки; - условные обозначения объектов; - альбомы; - чертежы. | 1.Е.В.Фешина «Лего конструирование в детском саду» Москва, Сфера, 2011; 2,О.В.Мельникова «Лего-конструирование» программа, занятий Волгоград: Учитель 2012г. 3.М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских «Играем вместе с ЛЕГО» 4.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2014г. 5. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2015. 6. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Lego education сложные задания, связанные с физикой. 7. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2012г.-192с. 8. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2. 9. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с. |
Формы аттестации
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание освоения детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -3 раза в год (октябрь, февраль, май).
Диагностика освоения программы осуществляется педагогами дополнительного образования. Основная задача диагностики – изучить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальную образовательную работу для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Оценочные материалы
В ходе реализации программы применяются следующие способы контроля.
1 способ - первоначальный контроль предназначен для оценки знаний детей в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных способностей детей, набранных в группу).
2 способ - текущий контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения детей (полученные по какой-либо большой теме), включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков детей. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.
3 способ - итоговый контроль подводит итог всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля.
Формы отслеживания результатов обучения:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
- тестирование;
- создание проектов;
- диктант;
- участие в конкурсах;
- участие в выставках;
- мастер класс.
Календарно – тематическое планирование (младший возраст)
Месяц | Дата | Тема | Цель |
Октябрь | 7.10.2019 | 1. Заборчик | - закреплять знания цвета и формы; |
9.10.2019 | 2. Ворота для заборчика (мозаика) | - закреплять выполнять простейшую конструкцию- ворота; | |
14.10.2019 | 3. Большие и маленькие пирамидки | - Закрепляем умение строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору; | |
16.10.2019 | 4. Башня | - Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх; - Учить строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору; | |
21.10.2019 | 5. Робот (мозаика) | - учить строить по образцу; - развивать внимательность; | |
23.10.2019 | 6. Кирпичики | - продолжаем учить определять подходящий размер, цвет, форму; | |
28.10.2019 | 7.Животные Уральского леса | - продолжаем узнавать животных; - учить подражать звукам и движениям животных; | |
30.10.2019 | 8. Мебель | - развивать мышление; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
Ноябрь | 4.11.2019 | 9. Детская площадка | - показать детскую площадку; - построить песочницу, лесенки: |
6.112019 | 10. Горка для ребят | - продолжать знакомить с детской площадкой: - развивать память и наблюдательность; | |
11.11.19 | 11. Мы в лесу построим дом | - развивать творческое воображение; - учить строить дом из Lego-конструктора; | |
13.11.2019 | 12. Разные домики (по своему замыслу) | - закреплять умение строить домики; - конструирование по замыслу; - закреплять полученные навыки; - познакомить с понятием фундамент; | |
18.112019 | 13. Мебель для комнаты | - развивать способности выделять в предметах их функциональные части; - учить анализировать образец; | |
20.11.2019 | 14. Мебель для кухни | - закреплять умение строить мебель; - запоминать название предметов мебели; | |
25.11.2019 | 15. Русская печь | - познакомить с русской печкой; - развивать воображение, фантазию; - учить строить печку из конструктора; | |
27.11.2019 | 16. Мост через речку | - закреплять умение строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; | |
Декабрь | 2.12.2019 | 17. Веселые утята | - Учить строить утят, используя различные детали; - строить из конструктора утят; |
4.12.2019 | 18. Красивые рыбки (мозаика) | - Уточнять и расширять представления о рыбах; - Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; - Учить строить морских обитателей; - учить строить рыб из конструктора; | |
9.12.2019 | 19. Мостик через речку | - учить строить мостик, точно соединять строительные детали; - конструирование по замыслу; - закреплять полученные навыки; | |
11.12.2019 | 20. Домик фермера | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
16.12.2019 | 21. Построим загон для лошадей | - учить строить загоны по условиям; - развивать глазомер, навыки конструирования; - закреплять понятия «высокий», «низкий»; - учить выполнять задания по условиям; | |
18.12.2019 | 22. Здравствуй лес | - Закреплять умение строить лесные деревья - Учить отличать деревья друг от друга; - Закреплять названия деталей; - научить различать деревья; | |
23.12.2019 | 23. Мельница | - рассказать о мельнице; - развивать воображение, фантазию; | |
Декабрь | 30.12.2019 | 24. Яблоко с червячком | -учимся строить плоскостного червячка; - закрепляем умение строить объемную фигуру из Lego; |
Январь | 13.01.2020 | 25. Транспорты | - продолжаем знакомить с видами транспорта; - учим присоединять колеса к конструктору и другие механические соединения; |
15.01.2020 | 26. Машина с прицепом | - продолжаем с усложнением строить машину с прицепом; - развивать навыки конструирования; | |
20.01.2020 | 27. Автобус и грузовик | - Продолжаем учиться различать виды транспортов; - развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
22.01.2020 | 28. Грузовая машина | - учить создавать сложную модель грузовой машины; - выделять основные части и детали; | |
27.01.2020 | 29. Пожарная машина | - рассказать о работниках пожарной части; - учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину; - изучаем все важные элементы в профессии пожарного; - учить строить пожарную машину с малейшими деталями; | |
29.01.2020 | 30. Кораблик | - рассказ о кораблях; - учить строить более сложную постройку; - развивать внимание, навыки конструирования; | |
Февраль | 3.02.2020 | 32. Елка (мазаика) | - продолжать учить конструировать по замыслу; - построить новогоднюю елку с украшениями; |
5.09.2020 | 33. Все работы хороши | - продолжаем знакомить с разными профессиями; - учить отличать их по внешнему виду; - воспитывать уважение к труду взрослых; | |
10.02.2020 | 34. Ракета | - рассказать о космосе и всех планетах; - учить строить ракету; | |
12.02.2020 | 35. Луноход | - рассказать о луноходе; - учить строить из деталей конструктора; | |
17.02.2020 | 36. Космонавты | - продолжать знакомить с космосом; - учить строить космонавтов из мелких деталей; - конструирование по замыслу; | |
19.02.2020 | 37. Мы едем в зоопарк | - учить отличать хищников от травоядных; - продолжаем знакомить с обитателями зоопарка; - учить строить жирафа; - вольер для медведей; | |
24.02.2020 | 38. Ящерица | - продолжать знакомить с зоопарком; - учить строить ящерицу; - конструирование по замыслу; | |
26.02.2020 | 39. Ракушка | - учить строить ракушку; - воспитывать добрые отношения; - развивать память, мышление, внимание; | |
Март | 2.03.2020 | 40. Кафе | - учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу; - конструирование по замыслу; - Учить анализировать; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; |
4.03.2020 | 41. Лесной домик | - распределять детали Lego - конструктора правильно; - развивать творческое воображение, навыки конструирования; | |
11.03.2020 | 42.Светофор, регулировщик | - закреплять знания о светофоре; - конструирование по замыслу; - учить правила дорожного движения; - строить проезжую часть и надземный переход; | |
16.03.2020 | 43. Высокий и низкий замок | - закреплять понятия «высокий», «низкий»; - учить выполнять задания по условиям; | |
18.03.2020 | 44. Кукольный дом | - продолжаем учиться строить дома; - учится плотно соединять детали; | |
23.03.2020 | 45. Архитекторы | - учим строить по замыслу; | |
25.03.2020 | 46. Сказочные герои | - продолжаем знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук; | |
30.03.2020 | 47. Цветок | - закреплять полученные навыки; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
Апрель | 1.04.2020 | 48. Лабиринт | - продолжать знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, мелкую моторику рук. - конструирование по замыслу; |
6.04.2020 8.04.2020 | 49-50. Аквариум | -развивать творческую инициативу и самостоятельность; - учим строить морские постройки; | |
13.04.2020 | 51. Колодец | - учить строить колодец; - воспитывать добрые отношения; - развивать память, мышление, внимание; | |
15.04.2020 | 53. Воздушный шар | - развивать творчество, воображение; - учить выделять основные части и детали; - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
20.04.2020 22.04.2020 | 54-55. Бабочка | - развивать внимание, мелкую моторику рук. - конструирование по замыслу; | |
27.04.2020 29.04.2020 | 56-57 Поезд | - познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда; - развивать фантазию, воображение. учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
Май | 4.05.2020 6.05.2020 | 57-58. Корзина с цветами | -продолжать знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук; |
11.05.2020 13.05.2020 | 59-60. Цирк | - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
18.05.2020 | 61. Клоун | - продолжать учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
20.05.2020 25.05.2020 | 62-63. Морж | -развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
27.05.2020 | 64. Льдина | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; |
Календарно – тематическое планирование (старший возраст)
Месяц | Дата | Тема | Цель |
Октябрь | 7.10.2019 | 1. Знакомство с Legoкабинетом | - познакомить с Lego-конструктором; - закреплять знания цвета и формы; |
9.10.2019 | 2. Заборчик (мозаика) | - учить выполнять простейшую конструкцию- ворота; | |
14.10.2019 | 3. Пирамидка | - учить строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору; | |
16.10.2019 | 4. Башенка | - учить строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору; | |
21.10.2019 | 5. Робот (мозаика) | - учить строить по образцу; - развивать внимательность; | |
23.10.2019 | 6. Разноцветная лесенка | - учить определять подходящий размер, цвет, форму; | |
28.10.2019 | 7. Домашние животные | - познакомить с некоторыми видами животных; - учить подражать звукам и движениям животных; | |
30.10.2019 | 8. Мебель | - развивать мышление; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
Ноябрь | 4.11.2019 | 9. Якорь | - учить создавать постройку, работать вместе, не мешая друг другу; - конструирование по замыслу; |
6.11.2019 | 10. Детская площадка | - показать детскую площадку; - построить песочницу, лесенки: | |
11.11.2019 | 11. Горка для ребят | - продолжать знакомить с детской площадкой: - развивать память и наблюдательность; | |
13.11.2019 | 12. Мы в лесу построим дом | - развивать творческое воображение; - учить строить дом из Lego-конструктора; | |
18.11.2019 | 13. Разные домики (по своему замыслу) | - закреплять умение строить домики; - конструирование по замыслу; - закреплять полученные навыки; - познакомить с понятием фундамент; | |
20.11.2019 | 14. Мебель для комнаты | - развивать способности выделять в предметах их функциональные части; - учить анализировать образец; | |
25.11.2019 | 15. Мебель для кухни | - закреплять умение строить мебель; - запоминать название предметов мебели; | |
27.11.2019 | 16. Печка | - познакомить с русской печкой; - развивать воображение, фантазию; - учить строить печку из конструктора; | |
Декабрь | 2.12.2019 | 17. Утята в озере | - учить внимательно слушать стихотворение; - строить из конструктора утят; |
4.12.2019 | 18. Волшебные рыбки (мозаика) | - рассказать о рыбах; - учить строить рыб из конструктора; | |
9.12.2019 | 19. Мостик через речку | - учить строить мостик, точно соединять строительные детали; - конструирование по замыслу; - закреплять полученные навыки; | |
11.12.2019 | 20. Домик фермера | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
16.12.2019 | 21. Построим загон для коров | - закреплять понятия «высокий», «низкий»; - учить выполнять задания по условиям; | |
18.12.2019 | 22. Здравствуй лес | - познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу; - научить различать деревья; | |
23.12.2019 | 23. Мельница | - рассказать о мельнице; - развивать воображение, фантазию; | |
25.12.2019 | 24. Яблоко | - учим различать форму и цвет; - строить объемную фигуру из Lego; | |
Декабрь | 30.12.2019 | 25. Мостик | - учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; |
Январь | 13.01.2020 | 26. Транспорты | - знакомство с видами транспорта; - учим присоединять колеса к конструктору; |
15.01.2020 | 27. Машина с прицепом | - учить строить машину с прицепом; - развивать навыки конструирования; | |
20.01.2020 | 28. Автобус и грузовик | - учить различать виды транспортов; - развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
22.01.2020 | 29. Грузовая машина | - учить создавать простейшую модель грузовой машины; - выделять основные части и детали; | |
27.01.2020 | 30. Пожарная машина | - познакомить с профессией пожарного; - учить строить пожарную машину; | |
29.01.2020 | 31. Кораблик | - рассказать о кораблях; - учить строить более сложную постройку; - развивать внимание, навыки конструирования; | |
Февраль | 3.02.2020 | 32. Елка (мозаика) | - учить конструировать по замыслу; - построить новогоднюю елку с украшениями; |
5.02.2020 | 33. Все работы хороши | - познакомить с разными профессиями; - учить отличать их по внешнему виду; - воспитывать уважение к труду взрослых; | |
10.02.2020 | 34. Ракета | - рассказать о космосе; - учить строить ракету; | |
12.02.2020 | 35. Луноход | - рассказать о луноходе; - учить строить из деталей конструктора; | |
17.02.2020 | 36. Космонавты | - продолжать знакомить с космосом; - учить строить космонавтов из мелких деталей; - конструирование по замыслу; | |
19.02.2020 | 37. Животные в зоопарке | - учить строить слона; - вольер для тигров и львов; | |
24.02.2020 | 38. Крокодил | - продолжать знакомить с зоопарком; - учить строить крокодила; - конструирование по замыслу; | |
26.02.2020 | 39. Улитка | - учить строить улитку; - воспитывать добрые отношения; - развивать память, мышление, внимание; | |
Март | 2.03.2020 | 40. Кафе | - учить создавать постройку, работать вместе, не мешая друг другу; - конструирование по замыслу; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; |
4.03.2020 | 41. Лесной домик | - распределять детали Lego – конструктора правильно; - развивать творческое воображение, навыки конструирования; | |
11.03.2020 | 42. Светофор | - закреплять знания о светофоре; - конструирование по замыслу; | |
16.03.2020 18.03.2020 | 43-44. Высокий и низкий замок | - закреплять понятия «высокий», «низкий»; - учить выполнять задания по условиям; | |
23.03.2020 25.03.2020 | 45-46. Кукольный дом | - продолжаем учиться строить дома; - учится плотно соединять детали; | |
30.03.2020 | 47.Архитекторы | - учим строить по замыслу; | |
Апрель | 1.04.2020 | 48. Архитекторы | - учим строить по замыслу; |
6.04.2020 8.04.2020 | 49-50. Сказочные герои | - познакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук; | |
13.04.2020 | 51. Цветок | - закреплять полученные навыки; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
15.04.2020 20.04.2020 | 52-53. Лабиринт | - продолжать знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, мелкую моторику рук. - конструирование по замыслу; | |
22.04.2020 27.04.2020 | 54-55. Аквариум | -развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
29.04.2020 | 56. Колодец | - учить строить колодец; - воспитывать добрые отношения; - развивать память, мышление, внимание; | |
Май | 4.05.2020 | 57. Воздушный шар | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; |
6.05.2020 | 58. Бабочка | - развивать внимание, мелкую моторику рук. - конструирование по замыслу; | |
11.05.2020 | 59. Паровоз | - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
13.05.2020 | 60. Корзина с цветами | - продолжать знакомить с плоскостным конструированием; - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук; | |
18.05.2020 | 61. Цирк | - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; | |
20.05.2020 | 62. Клоун | - учить сооружать постройки с перекрытиями; - учить делать их прочными; | |
25.05.2020 | 63. Пингвин | -развивать творческую инициативу и самостоятельность; | |
27.05.2020 | 64. Дельфин | -развивать творчество, воображение; -учить выделять основные части и детали; |
Приложение
Приложение 1
Проекты
«Лес - наш дом природы»
План:
1. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографии.
2. рассказ о лесе.
3. Чтение художественной литературы.
4. слушание аудиозаписи звукового леса.
5. Рисование на тему: «Мы гуляем в лесу».
6. Аппликация на тему: «Деревья в лесу».
«Наша улица»
План:
- Рассматривание фотографий знакомых объектов улицы.
- Рассказ об улицах.
- Рисование улицы.
«Болото и его обитатели»
План:
- Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок с изображением обитателей болот.
- Беседа об обитателей болот.
- Чтение художественной литературы.
- Рисование, лепка. Аппликация «Болото и его обитатели».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"
Программа «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....
Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"
Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Речевичок"
Программа "Речевичок" для детей 6-7 лет ,срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»
Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и эффективности логопедической помощи воспитанникам....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...