Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные фантазии» Направленность: художественная
рабочая программа по рисованию

Ануфриева Ирина Анатольевна

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_raznotsvetnye_fantazii_5-7_let_21-22.docx426.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ  «ШКОЛА № 922»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 922

Карамов Э.Г. ________________

«Согласовано»

Заместитель директора

Лимаренко А.Г. _______________

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Разноцветные фантазии»

Направленность: художественная

Возраст детей:  5-7 лет        

Срок реализации: 1год (38 часов)

Уровень программы: ознакомительный

Составитель: Ануфриева И.А. – воспитатель

Программа принята

                                                                           Педагогическим советом

                                                                    ГБОУ Школа № 922

Протокол №___

от «___» ________ 20__г.  

           

Москва, 2021


Оглавление

Раздел I.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

Новизна

Актуальность

Педагогическая целесообразность

Цель и задачи Программы

Категория учащихся, для которой программа актуальна

Формы и режим занятий

Планируемые результаты

Раздел II.

Учебный (тематический) план

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел III.

Формы аттестации и оценочные материалы.

Критерии оценки результатов.

Раздел IV.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Дидактические материалы приемы и методы организации.

Материально-техническое оснащение

Условия реализации программы

Описание используемых методик

Список литературы


Раздел I.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы –  Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Новизна

Основной задачей в работе изостудии  является развитие изобразительных навыков через обучение изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных  изобразительных техник, а так же  состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность

Постоянная работа с красками развивает у детей чувство цвета, что позволяет им обогатить восприятие окружающего мира. Экспериментируя с цветом, ребенок развивает художественное восприятие мира, поэтому на занятиях педагогу необходимо через игру и сказку побуждать детей использовать в рисунке широкую палитру красок; стимулировать открывать красоту и выразительность цветовых сочетаний.

В этом удивительно красивом, фантастическом мире дети с помощью педагога - Веселого художника- получают на практических занятиях необходимые знания, умения, навыки изобразительной деятельности. Работа строится так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.

 У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается,  поэтому целью программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Предлагаемые разработки занятий изобразительным творчеством помогут ребенку открыть многообразие изобразительных приемов, материалов, техник, с помощью которых он сможет создавать свои композиции.

 Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.

Педагогическая целесообразность 

Программа предполагает максимальное разнообразие материалов для изобразительной деятельности, овладение способами работы с ними, создание условий для детского экспериментирования, свободного выбора изобразительных средств, осознания собственных возможностей. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

           Процесс приобщения детей к изобразительной деятельности происходит при помощи разнообразных игр-занятий, проводимых один раз в неделю, во второй половине дня Количество детей 8-10.   Программа предлагает систему разнообразных занимательных игр-занятий, которые позволят в увлекательной  форме овладевать и применять различные изобразительные техники , отрабатывать навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить  легко и свободно.

Цель и задачи Программы:

Цель:  - обучение детей основам изобразительной грамоты. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.

Задачи программы:

Обучающие:

- -Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой
-Знакомить детей с цветовой гаммой,
-Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.) 
-Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
-Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ

Развивающие:

- Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
-Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
-Развивать мелкую моторику рук.- Развитие творческой активности воображения у детей, моторики рук.

Воспитательные:

- Приобщение детей к изобразительному искусству;

- Воспитание интереса и любви к искусству

-Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
-Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
- Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.

Категория учащихся, для которой программа актуальна

Возраст обучающихся 5-7 лет (средний и старший дошкольный возраст).

Формы и режим занятий

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – до 10 человек

Формы:

-беседы;

 -групповая и индивидуальная работа;

-коллективно-творческая работа;

-мастер-классы;

-игры, развлечения;

-оформление выставок.

Данная программа реализуется 8 календарных месяцев с октября по май месяцы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут во второй половине дня.

Срок реализации программы

Срок реализации программы: 1 год.

Один год обучения: 38 часов

Планируемые результаты 

Технические навыки ребенка:

- регулирует нажим на карандаш, получая разные оттенки одного цвета;

-знает графические материалы (пастель, уголь, цветной карандаш, фломастеры);

- умеет смешивать краски (гуашь) для расширения палитры;

- умеет работать плотным слоем( гуашь);

- овладевает разными видами мазка (гуашь);

- умеет работать прозрачным слоем (акварель).

- работать с предлагаемым инструментом и материалом;

- выполнять основные приемы лепки, аппликации;

- создавать работы по собственному замыслу, используя различные изобразительные техники;

Цветоведение:

- умеет смешивать краски на палитре и применять их в работе;

- знает теплые и холодные цвета;

- выражает через цвет эмоциональное состояние и собственное ощущение.

Композиция:

- правильно располагает лист;

- определяет композиционное место главного героя и события в сюжетном рисунке;

- передает двухплановую композицию.

Искусствоведческие понятия, термины:

- знает понятия натюрморт, пейзаж, портрет, иллюстрация;

- знает понятие анималистический жанр.

Раздел II.        

Учебный (тематический) план

                 Наименование темы.

Общее кол-во

Теоретические часы.

Практические часы.

I

Волшебный мир изобразительного искусства.

4

0,8

3,2

1.1

Вводное занятие «Волшебный мир рисунка»

1

0,5

0,5

1.2

Как изображать деревья? Породы деревьев.

1

0,1

0,9

1.3

Ветка с листьями. Использование различных техник (простой карандаш,)

1

0,1

0,9

1.4

Мое любимое дерево осенью. Знакомство с пейзажем.

1

0,1

0,9

II

Унылая пора…

3

0,8

2,2

2.1

Изображение воды (дождь, снег, река, море, водопад) с помощью техники "акварель".

1

0,5

0,5

2.2

Кораблик на волнах – работа в технике раздельного мазка (акварель + гуашь)

1

0,2

0,8

2.3

Подводный мир - работа в технике раздельного мазка (акварель + гуашь)

1

0,1

0,9

III

Птицы. Звери. Зима.

7

1,1

5,9

3.1

Знакомство с правилами изображения птиц. Зарисовки и этюды домашних птиц (петух, утка, курица, цыпленок). Певчие и лесные птицы (дятел, синица и др.) – зарисовки мягким материалом.

3

0,5

2,5

3.2

Знакомство с правилами изображения животных. Дикие и домашние животные.

3

0,5

2,5

3.3

Зимний пейзаж (снегопад, метель)

2

0,1

1,9

IV

Новый год. Рождество.

3

0,3

2,7

4.1

Знакомство с открыткой. Открытка — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта) – работа в разных техниках

2

0,2

1,8

4.2

Морозный узор. Снежинки. – зарисовки разными материалами с использованием соли.Акварель.

1

0,1

0,9

V

Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар, салют, северное сияние.

4

0,4

3,6

5.1

Костер - экспрессия мазка в гуаши

1

0,1

0,9

5.2

Северное сияние - в технике "восковая пастель и акриловые краски

1

0,1

0,9

5.3

Фейерверк в технике "восковая пастель, пастель".

1

0,1

0,9

5.4

Звездное небо – в технике граттаж

1

0,1

0,9

VI

Весна. Цветы.

6

0,8

5,2

6.1

Знакомств с правилами рисования цветов. Тюльпаны – техника гуашь +ватные диски

3

0,5

2,5

6.2

Подснежники - техника гуашь +ватные диски

1

0,1

0,9

6.3

Рисунок цветов в технике "пастель"

1

0,1

0,9

6,4

Букет в вазе – техника монотипия. Акварель по мокрому.

1

0,1

0,9

VII

Архитектура

5

0,4

4,6

7.1

Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.) – карандаши, фломастеры

3

0,2

2,8

7.2

Изображения одноэтажных и многоэтажных домов. Сельские и городские дома. – гуашь, акварельные карандаши

2

0,2

1,8

VIII

Мир вокруг нас. Фауна.

5

0,2

4,8

8.1

Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами и черной гелевой ручкой, гуашь, акварель

4

0,2

3,8

8.2

"На лугу" – рисунок в смешанной технике: акварель и гелевая ручка, салфетки, пластилин

1

1

Всего

38

4,8

33,2

Содержание учебного (тематического) плана – Основная задача занятий - познакомить детей, вызвать интерес к занятиям, создать теплую, доброжелательную атмосферу взаимодействия и создание атмосферы творчества, организация разнообразной художественной деятельности, использование различных обучающих игр и экспериментов, создание развивающей среды, обогащающей детей яркими впечатлениями.

Каждое занятие, после объяснения темы и процесса работы, проводится под музыку, соответствующую теме занятия. Включены пальчиковые игры, физ минутки. Дети, по выбору, могут работать стоя или сидя.  В конце занятия ребята вспоминают, чему научились.

Для успешной реализации программы в студии имеются: - книги для детей и педагога по методике преподавания и различным видам декоративноприкладного творчества; - художественные альбомы по искусству; - репродукции картин художников (натюрморты, портреты, пейзажи, сюжетные картины); - дидактические материалы (схемы поэтапной работы в различных техниках декоративноприкладного искусства).

  1. Волшебный мир изобразительного искусства. - Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Материалы и рабочие инструменты, их свойства и правильное использование.  Цветной фон, линия горизонта работы  - как выразительное средство композиции. Знакомство с породами деревьев. Пластика ветки. Свойства материалов. Выполнение зарисовок ветки дерева различными графическими материалами (простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), тушь-кисть, фломастер). Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.). Варианты схематичного рисования деревьев. Работа над композицией.
  2. Унылая пора…- Знакомство с пейзажем - жанром изобразительного искусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской (архитектурный), морской, горный и др.). Пейзаж в русском и западноевропейском искусстве. Художники-пейзажисты. Световоздушная среда, плановость в пейзаже. Знакомство со стихией «вода». Свойства бумаги. Способы изображения дождя, ливня, водопада, реки в технике «акварель». Приемы работы (вливание цвета в цвет, лессировки, раздельный мазок и др.). Методики сопротивления (использование воска, маскирующей основы, масляной пастели).. Выполнение нескольких зарисовок воды в разных состояниях – работа в технике раздельного мазка (акварель). Изучение техники «раздельный мазок». Знакомство с творчеством художников-пуантилистов.
  3. Птицы. Звери. Зима. - Характерные особенности разных видов птиц. Знакомство с последовательным изображением птиц. Выполнение зарисовок птиц с натуры (чучела) разными графическими материалами. Знакомство с правилами изображения животных. Дикие и домашние животные. Разновидности животных. Пропорции, пластика, фактура. Характерные позы. Особенности движения. Выполнение зарисовок животных разными графическими материалами (использование в работе атласа животных). Характерные и природные особенности зимы, способы изображения метели, снегопада.
  4. Новый год. Рождество. -  Открытка — особый вид почтовой карточки для открытого письма. Иллюстрированные открытки делятся на художественные и документальные. Открытки одинарные, складные и т.п. Техника рисования снежинок и морозных узоров.
  5. Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар, салют, северное сияние. - Костер - экспрессия мазка в гуаши, фейерверк - в технике «восковая пастель и акриловые чернила», взрыв - в технике «пастель». Знакомство со стихией «огонь». Способы изображения свечения, взрывов, костра, пожара. Выполнение нескольких зарисовок стихий огня. Варьирование эффектов. Использование техники акриловых чернил и отбеливателя. Выразительные свойства материалов. Эффекты.
  6. Весна. Цветы.- Отдельные цветки, составление букетов. Рисование цветов гелевыми ручками. Полевые и садовые цветы, цветочные букеты. Части цветка (головка, стебель, листья). Виды цветочных головок (соцветий) - круг с выраженным центром, полукруг, чаша, метелка. Характер стебля - прямой, пластичный, колючий. Виды листочков - округлые, острые, резные и др. Реалистичное и декоративное изображение. Используем нетрадиционную технику рисования с помощь ватных дисков. Способы работы пастелью - растирка, штриховка, тушевка. Исправления в пастели (перекрывание слоев, уточнение силуэта мелком или ластиком. Выполнение растирок, тушевок, штриховок. Приемы в акварели - заливка, лессировка, по-сырому, раздельный мазок.
  7. Архитектура - Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.). Термин «архитектура», знакомство с архитектурными элементами. Схемы изображения элементов архитектуры. Выполнение зарисовок по схемам. Материал: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер. Изображения одноэтажных и многоэтажных домов. Сельские и городские дома. Пропорции зданий, масштаб. Конструктивный анализ формы зданий.
  8. Мир вокруг нас. Фауна. - Окружающая среда, человек и животные в изобразительном искусстве. Особенности выполнения набросков и зарисовок. Стилизация в рисунках. Реалистические и декоративные изображения. Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами и черной гелевой ручкой. Пошаговое изображение насекомых (от общего к частному). Использование выразительных средств графических материалов. Выполнение зарисовок по схемам. Материал: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер. «На лугу» – рисунок в смешанной технике (акварель и гелевая ручка). Сочетание разных материалов в композиции.

Раздел III.

Формы аттестации и оценочные материалы.

Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию:

- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

 - знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

- знания об основах цветоведения;

 - знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);

- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;

 - навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.

Критерии оценки результатов.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью осуществляется по авторской методике Н.Г.Третьяковой по трехбалльной системе:

1 балл- ребенок проявляет желание рисовать, но не обладает необходимыми изобразительными навыками:

2 балла- ребенок справляется с предложенным педагогом заданием, следуя указаниям и ориентируясь на образец;

3 балла – ребенок справляется с предложенным педагогом заданием, творчески и самостоятельно, без опоры на образец.

Ф.И.О.

Основы изобразительного искусства

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Навыки работы кистью

Умение строить композицию

Основы коллективной творческой деятельности

Общая оценка

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных конкурсах.

Раздел IV.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Задания адаптированы и доступны для детей 5-7 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям. Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастеркласс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.

Дидактические материалы приемы и методы организации.

- Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.

- Подвижные игры – организуются для раскрепощения и отдыха детей на занятии.

- Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.

- Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.

- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.

- Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.

Материально-техническое оснащение 

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 Работа кружка «Разноцветные фантазии» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • акварельные краски, гуашь;
  • простые карандаши, ластик;
  • печатки из различных материалов;
  • наборы разнофактурной бумаги;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки, губки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.
  • место для выставки детских работ
  • парта детская-6 шт,
  • демонстрационная доска, дидактический материал  в соответствии с темами занятий
  • различные игрушки
  • наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия
  • малярный скотч
  • клей

Описание используемых методик:

-Словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.

-Наглядный - показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.

-Практический- изготовление изделия под руководством педагога , самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

 В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

 -Социально-коммуникативное-развитие

-Познавательное-развитие

-Речевое-развитие

-Художественно-эстетическое-развитие

 -Физическое развитие  
Принципы организации:

- подача материала в игровой форме.

- развитие творческих способностей детей, фантазии.

 - приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества.

- выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

 - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

 

Список литературы:

  • Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (программа и методические рекомендации)  - М. «Мозаика - Синтез» 2006.
  • Лахути М.Д. «Как научиться рисовать» -  М. «РОСМЭН» 2001.
  • Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999.
  • Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста:  методические рекомендации.» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  • Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2.
  • Щербакова И.В. «Обучение детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природы» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №5, №7, №8.
  • Григорьева Г.Г. «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности»  - М. «Просвещение» 1995.
  • Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство» -  Я. «Академия развития» 1997 г.
  • М.Г. Дрезнина «Каждый ребёнок - художник» - М. «ЮВЕНТА» 2002.
  • Женевьев Кастерман «Живопись» Детское справочное бюро. – М. АСТ. АСТРЕЛЬ 2002.
  • В.И. Вислоушкин «Экспресс – рисование» Программа. – Вуктыл. МУ «Центр Изобразительного искусства». 2001.
  • Е.В. Баранова, А.М. Савельева «От навыков к творчеству» Обучение детей 2 – 7 лет технике рисования. М. «Мозаика – Синтез». 2009.
  • Т.В. Калинина «Цветы и травы» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
  • Т.В. Калинина «Большой лес» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
  • Т.В. Калинина «Башня, растущая в небо» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
  • Т.В. Калинина «Птицы, звери, комары и мухи» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки»

В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждаю...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...

Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные ладошки»

Программа «Разноцветные ладошки» возраст  5-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные ладошки."

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные ладошки."...