Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные фантазии» Направленность: художественная
рабочая программа по рисованию
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_raznotsvetnye_fantazii_5-7_let_21-22.docx | 426.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 922»
«Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 922 Карамов Э.Г. ________________ | «Согласовано» Заместитель директора Лимаренко А.Г. _______________ |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Разноцветные фантазии»
Направленность: художественная
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1год (38 часов)
Уровень программы: ознакомительный
Составитель: Ануфриева И.А. – воспитатель
Программа принята
Педагогическим советом
ГБОУ Школа № 922
Протокол №___
от «___» ________ 20__г.
Москва, 2021
Оглавление
Раздел I.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Новизна
Актуальность
Педагогическая целесообразность
Цель и задачи Программы
Категория учащихся, для которой программа актуальна
Формы и режим занятий
Планируемые результаты
Раздел II.
Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел III.
Формы аттестации и оценочные материалы.
Критерии оценки результатов.
Раздел IV.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Дидактические материалы приемы и методы организации.
Материально-техническое оснащение
Условия реализации программы
Описание используемых методик
Список литературы
Раздел I.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы – Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Новизна
Основной задачей в работе изостудии является развитие изобразительных навыков через обучение изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных изобразительных техник, а так же состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность
Постоянная работа с красками развивает у детей чувство цвета, что позволяет им обогатить восприятие окружающего мира. Экспериментируя с цветом, ребенок развивает художественное восприятие мира, поэтому на занятиях педагогу необходимо через игру и сказку побуждать детей использовать в рисунке широкую палитру красок; стимулировать открывать красоту и выразительность цветовых сочетаний.
В этом удивительно красивом, фантастическом мире дети с помощью педагога - Веселого художника- получают на практических занятиях необходимые знания, умения, навыки изобразительной деятельности. Работа строится так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.
У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому целью программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Предлагаемые разработки занятий изобразительным творчеством помогут ребенку открыть многообразие изобразительных приемов, материалов, техник, с помощью которых он сможет создавать свои композиции.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.
Педагогическая целесообразность
Программа предполагает максимальное разнообразие материалов для изобразительной деятельности, овладение способами работы с ними, создание условий для детского экспериментирования, свободного выбора изобразительных средств, осознания собственных возможностей. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.
Процесс приобщения детей к изобразительной деятельности происходит при помощи разнообразных игр-занятий, проводимых один раз в неделю, во второй половине дня Количество детей 8-10. Программа предлагает систему разнообразных занимательных игр-занятий, которые позволят в увлекательной форме овладевать и применять различные изобразительные техники , отрабатывать навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.
Цель и задачи Программы:
Цель: - обучение детей основам изобразительной грамоты. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.
Задачи программы:
Обучающие:
- -Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой
-Знакомить детей с цветовой гаммой,
-Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.)
-Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
-Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ
Развивающие:
- Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
-Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
-Развивать мелкую моторику рук.- Развитие творческой активности воображения у детей, моторики рук.
Воспитательные:
- Приобщение детей к изобразительному искусству;
- Воспитание интереса и любви к искусству
-Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
-Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
- Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
Категория учащихся, для которой программа актуальна
Возраст обучающихся 5-7 лет (средний и старший дошкольный возраст).
Формы и режим занятий
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – до 10 человек
Формы:
-беседы;
-групповая и индивидуальная работа;
-коллективно-творческая работа;
-мастер-классы;
-игры, развлечения;
-оформление выставок.
Данная программа реализуется 8 календарных месяцев с октября по май месяцы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут во второй половине дня.
Срок реализации программы
Срок реализации программы: 1 год.
Один год обучения: 38 часов
Планируемые результаты
Технические навыки ребенка:
- регулирует нажим на карандаш, получая разные оттенки одного цвета;
-знает графические материалы (пастель, уголь, цветной карандаш, фломастеры);
- умеет смешивать краски (гуашь) для расширения палитры;
- умеет работать плотным слоем( гуашь);
- овладевает разными видами мазка (гуашь);
- умеет работать прозрачным слоем (акварель).
- работать с предлагаемым инструментом и материалом;
- выполнять основные приемы лепки, аппликации;
- создавать работы по собственному замыслу, используя различные изобразительные техники;
Цветоведение:
- умеет смешивать краски на палитре и применять их в работе;
- знает теплые и холодные цвета;
- выражает через цвет эмоциональное состояние и собственное ощущение.
Композиция:
- правильно располагает лист;
- определяет композиционное место главного героя и события в сюжетном рисунке;
- передает двухплановую композицию.
Искусствоведческие понятия, термины:
- знает понятия натюрморт, пейзаж, портрет, иллюстрация;
- знает понятие анималистический жанр.
Раздел II.
Учебный (тематический) план
№ | Наименование темы. | Общее кол-во | Теоретические часы. | Практические часы. |
I | Волшебный мир изобразительного искусства. | 4 | 0,8 | 3,2 |
1.1 | Вводное занятие «Волшебный мир рисунка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 | Как изображать деревья? Породы деревьев. | 1 | 0,1 | 0,9 |
1.3 | Ветка с листьями. Использование различных техник (простой карандаш,) | 1 | 0,1 | 0,9 |
1.4 | Мое любимое дерево осенью. Знакомство с пейзажем. | 1 | 0,1 | 0,9 |
II | Унылая пора… | 3 | 0,8 | 2,2 |
2.1 | Изображение воды (дождь, снег, река, море, водопад) с помощью техники "акварель". | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Кораблик на волнах – работа в технике раздельного мазка (акварель + гуашь) | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.3 | Подводный мир - работа в технике раздельного мазка (акварель + гуашь) | 1 | 0,1 | 0,9 |
III | Птицы. Звери. Зима. | 7 | 1,1 | 5,9 |
3.1 | Знакомство с правилами изображения птиц. Зарисовки и этюды домашних птиц (петух, утка, курица, цыпленок). Певчие и лесные птицы (дятел, синица и др.) – зарисовки мягким материалом. | 3 | 0,5 | 2,5 |
3.2 | Знакомство с правилами изображения животных. Дикие и домашние животные. | 3 | 0,5 | 2,5 |
3.3 | Зимний пейзаж (снегопад, метель) | 2 | 0,1 | 1,9 |
IV | Новый год. Рождество. | 3 | 0,3 | 2,7 |
4.1 | Знакомство с открыткой. Открытка — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта) – работа в разных техниках | 2 | 0,2 | 1,8 |
4.2 | Морозный узор. Снежинки. – зарисовки разными материалами с использованием соли.Акварель. | 1 | 0,1 | 0,9 |
V | Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар, салют, северное сияние. | 4 | 0,4 | 3,6 |
5.1 | Костер - экспрессия мазка в гуаши | 1 | 0,1 | 0,9 |
5.2 | Северное сияние - в технике "восковая пастель и акриловые краски | 1 | 0,1 | 0,9 |
5.3 | Фейерверк в технике "восковая пастель, пастель". | 1 | 0,1 | 0,9 |
5.4 | Звездное небо – в технике граттаж | 1 | 0,1 | 0,9 |
VI | Весна. Цветы. | 6 | 0,8 | 5,2 |
6.1 | Знакомств с правилами рисования цветов. Тюльпаны – техника гуашь +ватные диски | 3 | 0,5 | 2,5 |
6.2 | Подснежники - техника гуашь +ватные диски | 1 | 0,1 | 0,9 |
6.3 | Рисунок цветов в технике "пастель" | 1 | 0,1 | 0,9 |
6,4 | Букет в вазе – техника монотипия. Акварель по мокрому. | 1 | 0,1 | 0,9 |
VII | Архитектура | 5 | 0,4 | 4,6 |
7.1 | Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.) – карандаши, фломастеры | 3 | 0,2 | 2,8 |
7.2 | Изображения одноэтажных и многоэтажных домов. Сельские и городские дома. – гуашь, акварельные карандаши | 2 | 0,2 | 1,8 |
VIII | Мир вокруг нас. Фауна. | 5 | 0,2 | 4,8 |
8.1 | Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами и черной гелевой ручкой, гуашь, акварель | 4 | 0,2 | 3,8 |
8.2 | "На лугу" – рисунок в смешанной технике: акварель и гелевая ручка, салфетки, пластилин | 1 | 1 | |
Всего | 38 | 4,8 | 33,2 |
Содержание учебного (тематического) плана – Основная задача занятий - познакомить детей, вызвать интерес к занятиям, создать теплую, доброжелательную атмосферу взаимодействия и создание атмосферы творчества, организация разнообразной художественной деятельности, использование различных обучающих игр и экспериментов, создание развивающей среды, обогащающей детей яркими впечатлениями.
Каждое занятие, после объяснения темы и процесса работы, проводится под музыку, соответствующую теме занятия. Включены пальчиковые игры, физ минутки. Дети, по выбору, могут работать стоя или сидя. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились.
Для успешной реализации программы в студии имеются: - книги для детей и педагога по методике преподавания и различным видам декоративноприкладного творчества; - художественные альбомы по искусству; - репродукции картин художников (натюрморты, портреты, пейзажи, сюжетные картины); - дидактические материалы (схемы поэтапной работы в различных техниках декоративноприкладного искусства).
- Волшебный мир изобразительного искусства. - Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Материалы и рабочие инструменты, их свойства и правильное использование. Цветной фон, линия горизонта работы - как выразительное средство композиции. Знакомство с породами деревьев. Пластика ветки. Свойства материалов. Выполнение зарисовок ветки дерева различными графическими материалами (простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), тушь-кисть, фломастер). Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.). Варианты схематичного рисования деревьев. Работа над композицией.
- Унылая пора…- Знакомство с пейзажем - жанром изобразительного искусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской (архитектурный), морской, горный и др.). Пейзаж в русском и западноевропейском искусстве. Художники-пейзажисты. Световоздушная среда, плановость в пейзаже. Знакомство со стихией «вода». Свойства бумаги. Способы изображения дождя, ливня, водопада, реки в технике «акварель». Приемы работы (вливание цвета в цвет, лессировки, раздельный мазок и др.). Методики сопротивления (использование воска, маскирующей основы, масляной пастели).. Выполнение нескольких зарисовок воды в разных состояниях – работа в технике раздельного мазка (акварель). Изучение техники «раздельный мазок». Знакомство с творчеством художников-пуантилистов.
- Птицы. Звери. Зима. - Характерные особенности разных видов птиц. Знакомство с последовательным изображением птиц. Выполнение зарисовок птиц с натуры (чучела) разными графическими материалами. Знакомство с правилами изображения животных. Дикие и домашние животные. Разновидности животных. Пропорции, пластика, фактура. Характерные позы. Особенности движения. Выполнение зарисовок животных разными графическими материалами (использование в работе атласа животных). Характерные и природные особенности зимы, способы изображения метели, снегопада.
- Новый год. Рождество. - Открытка — особый вид почтовой карточки для открытого письма. Иллюстрированные открытки делятся на художественные и документальные. Открытки одинарные, складные и т.п. Техника рисования снежинок и морозных узоров.
- Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар, салют, северное сияние. - Костер - экспрессия мазка в гуаши, фейерверк - в технике «восковая пастель и акриловые чернила», взрыв - в технике «пастель». Знакомство со стихией «огонь». Способы изображения свечения, взрывов, костра, пожара. Выполнение нескольких зарисовок стихий огня. Варьирование эффектов. Использование техники акриловых чернил и отбеливателя. Выразительные свойства материалов. Эффекты.
- Весна. Цветы.- Отдельные цветки, составление букетов. Рисование цветов гелевыми ручками. Полевые и садовые цветы, цветочные букеты. Части цветка (головка, стебель, листья). Виды цветочных головок (соцветий) - круг с выраженным центром, полукруг, чаша, метелка. Характер стебля - прямой, пластичный, колючий. Виды листочков - округлые, острые, резные и др. Реалистичное и декоративное изображение. Используем нетрадиционную технику рисования с помощь ватных дисков. Способы работы пастелью - растирка, штриховка, тушевка. Исправления в пастели (перекрывание слоев, уточнение силуэта мелком или ластиком. Выполнение растирок, тушевок, штриховок. Приемы в акварели - заливка, лессировка, по-сырому, раздельный мазок.
- Архитектура - Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.). Термин «архитектура», знакомство с архитектурными элементами. Схемы изображения элементов архитектуры. Выполнение зарисовок по схемам. Материал: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер. Изображения одноэтажных и многоэтажных домов. Сельские и городские дома. Пропорции зданий, масштаб. Конструктивный анализ формы зданий.
- Мир вокруг нас. Фауна. - Окружающая среда, человек и животные в изобразительном искусстве. Особенности выполнения набросков и зарисовок. Стилизация в рисунках. Реалистические и декоративные изображения. Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами и черной гелевой ручкой. Пошаговое изображение насекомых (от общего к частному). Использование выразительных средств графических материалов. Выполнение зарисовок по схемам. Материал: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер. «На лугу» – рисунок в смешанной технике (акварель и гелевая ручка). Сочетание разных материалов в композиции.
Раздел III.
Формы аттестации и оценочные материалы.
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию:
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);
- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;
- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
Критерии оценки результатов.
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью осуществляется по авторской методике Н.Г.Третьяковой по трехбалльной системе:
1 балл- ребенок проявляет желание рисовать, но не обладает необходимыми изобразительными навыками:
2 балла- ребенок справляется с предложенным педагогом заданием, следуя указаниям и ориентируясь на образец;
3 балла – ребенок справляется с предложенным педагогом заданием, творчески и самостоятельно, без опоры на образец.
Ф.И.О. | Основы изобразительного искусства | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки работы кистью | Умение строить композицию | Основы коллективной творческой деятельности | Общая оценка | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных конкурсах.
Раздел IV.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Задания адаптированы и доступны для детей 5-7 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям. Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастеркласс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.
Дидактические материалы приемы и методы организации.
- Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.
- Подвижные игры – организуются для раскрепощения и отдыха детей на занятии.
- Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.
- Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
- Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.
Материально-техническое оснащение
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «Разноцветные фантазии» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- акварельные краски, гуашь;
- простые карандаши, ластик;
- печатки из различных материалов;
- наборы разнофактурной бумаги;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки, губки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
- место для выставки детских работ
- парта детская-6 шт,
- демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий
- различные игрушки
- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия
- малярный скотч
- клей
Описание используемых методик:
-Словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
-Наглядный - показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
-Практический- изготовление изделия под руководством педагога , самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
-Социально-коммуникативное-развитие
-Познавательное-развитие
-Речевое-развитие
-Художественно-эстетическое-развитие
-Физическое развитие
Принципы организации:
- подача материала в игровой форме.
- развитие творческих способностей детей, фантазии.
- приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества.
- выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Список литературы:
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (программа и методические рекомендации) - М. «Мозаика - Синтез» 2006.
- Лахути М.Д. «Как научиться рисовать» - М. «РОСМЭН» 2001.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации.» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2.
- Щербакова И.В. «Обучение детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природы» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №5, №7, №8.
- Григорьева Г.Г. «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» - М. «Просвещение» 1995.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство» - Я. «Академия развития» 1997 г.
- М.Г. Дрезнина «Каждый ребёнок - художник» - М. «ЮВЕНТА» 2002.
- Женевьев Кастерман «Живопись» Детское справочное бюро. – М. АСТ. АСТРЕЛЬ 2002.
- В.И. Вислоушкин «Экспресс – рисование» Программа. – Вуктыл. МУ «Центр Изобразительного искусства». 2001.
- Е.В. Баранова, А.М. Савельева «От навыков к творчеству» Обучение детей 2 – 7 лет технике рисования. М. «Мозаика – Синтез». 2009.
- Т.В. Калинина «Цветы и травы» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Т.В. Калинина «Большой лес» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Т.В. Калинина «Башня, растущая в небо» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Т.В. Калинина «Птицы, звери, комары и мухи» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки»
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждаю...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...
Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные ладошки»
Программа «Разноцветные ладошки» возраст 5-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» (художественно – эстетической направленности) Возраст обучающихся 3 – 4 года
quot;Разноцветные ладошки"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные ладошки."
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные ладошки."...