Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»
рабочая программа
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raznotsvetyne_ladoshki_ran.gr_.docx | 46.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников
п. Каменники
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Приказом заведующей
МДОУ д/с п. Каменники МДОУ д/с п. Каменники
Протокол №1 от 30.08.2022г. 30.08.2022г. № 01.-05/96а
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа
«Разноцветные ладошки»
Воспитатель: Канюкова А.П.
г. Рыбинск
Оглавление
Раздел 1. | Целевой раздел |
1.1. | Пояснительная записка |
| Цель и задачи реализации рабочей программы |
| Принципы формирования рабочей программы |
| Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы |
Раздел 2. | Содержательный раздел |
2.1. | Содержание рабочей программы |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
2.3. | Взаимодействие с семьями |
2.4 | Учебно-тематический план |
Раздел 3. | Организационный раздел |
3.1. | Режим дня |
3.2. | Перспективное планирование работы педагога |
3.3. | Описание материально-технического обеспечения программы |
| Список литературы |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому необходимо дать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Под рукой ребенка возникают сказочные деревья, красные горы, животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Они демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Занятия по программе «Разноцветные ладошки» направлены на то, чтобы создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях, помочь ребенку открыть себя наиболее полно.
Цель: развить художественно - творческие способностей у детей раннего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Обучать простейшим способам изображения, созданию композиций из мазков, пятен, кругов, линий, форм.
- Развивать воображение детей.
- Развивать активную речь.
- Развивать наглядно-образное мышление через нетрадиционные методы изобразительной деятельности.
- Воспитывать аккуратность в детях.
Принципы:
- принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
- принцип систематичности, регулярности занятий;
- принцип индивидуализации;
- принцип успеха, каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.
- принцип наглядности, в изобразительной деятельности используются разнообразные иллюстрации, игрушки.
На каждом занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Таким образом, создаются условия для его самореализации.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.
Развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
У большинства детей на начало учебного года отсутствует активная речь. И кружок «Разноцветные ладошки» призван помочь малышам в первую очередь заговорить, этот кружок поможет ребенку увидеть и самому изобразить форму и цвет на бумаге. И этот яркий эмоциональный и чувственный опыт поможет развить воображение ребенка и его активную речь.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
- ребенок различает и называет основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
- рисует разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные);
- рисует предметы округлой формы;
- создает отпечатки ладошкой, картофелем и др.
- развитие пассивного и активного словаря;
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание рабочей программы
1-й модуль: формировать у детей интерес к рисованию пальчиками, не бояться окунать пальчики в краску и оставлять отпечатки на листе бумаги.
2-й модуль: продолжать формировать у детей интерес к рисованию красками, восковыми мелками, научиться рисовать длинные и прерывистые линии.
3-й модуль: продолжать учить детей рисовать красками, учить рисовать круг.
4-й модуль: вызвать интерес у детей к рисованию в нетрадиционных техниках (рисование ватными палочками, отпечатки разных по форме и материалам предметов)
Модуль | Педагог | Дети | Родители |
1. | Развивает восприятие дошкольников, предлагает с помощью пальчиков исследовать краску. | Дети рисуют с удовольствием, оставляют отпечатки краской на листе бумаги. | Придумывают с детьми новое животное, которое можно нарисовать отпечатком ладошки. |
2. | Учит детей различать цвета краски и правильно их называть. Рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные). Уподоблять их предметам: ленточкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. | Повторяют за педагогом названия цветов, стараются изобразить предметы, предлагаемые педагогом. | Закрепляют дома с ребенком рисование прямых и отрывистых линий. |
3. | Привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждает задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Учит рисовать округлые формы. | Учатся называть предметы, на которые похожи нарисованные ими линии, формы. | Закрепляют дома умение ассоциировать нарисованное с конкретными предметами, природными явлениями. |
4. | Привлекает детей к рисованию нетрадиционными способами, используя подручные материалы. | Дети с интересом исследуют ватные палочки, трубочки из картона, картофеля, гофрокартона, оставляя отпечатки краски этими предметами на бумаге. | Создают дома рисунок нетрадиционным способом. |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр и постепенного подведения к изобразительной деятельности. Работа кружка «Разноцветные ладошки» организуется в следующих игровых формах:
- игра –развлечение с родителями
- игра – экспериментрирование
- игра – занятие
- игра – инсценировка
- индивидуальные выставки
- консультации с родителями
- коллективное творчество
2.3. Взаимодействие с семьями
Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.
Реализация кружковой деятельности «Разноцветные ладошки» направлено на активное вовлечение родителей наших малышей.
Проведение консультации на тему: «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования малышей».
Вовлечение родителей для создания индивидуальной выставки ребенка, который с удовольствием рисует и дома.
Также, знакомство родителей с нетрадиционными методами рисования на примере образцов, дать родителям возможность вместе с малышом создать свой рисунок нетрадиционным способом в совместной игре – развлечении
Поощрять родителей рисовать с детьми дома, объяснить важность рисования, его неразрывную связь с активной речью, развитием воображения.
2.4 Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов |
Октябрь 1. | Рисование пальчиками «Мой любимый дождик» | 1 |
2. | Оттиск осеннего листа «Золотые листочки» | 1 |
3. | Рисование пальчиками «Весёлые мухоморы» | 1 |
4. | Рисование ватной палочкой «Фрукты на тарелочке» | 1 |
Ноябрь 1. | Рисование тычками «Цветы для мамы». | 1 |
2. | Рисование отпечатком «Картошка». | 1 |
3. | Рисование пальчиками «Рябинка». | 1 |
4. | Рисование ватными палочками «Ягоды на тарелочке». | 1 |
Декабрь 1. | Печатание свернутым в рулон картоном «Зайчики» | 1 |
2. | Штампы из картошки «Компот». | 1 |
3. | Рисование ватными палочками «Елочка». | 1 |
4. | Рисование пальчиками «Флажки» | 1 |
Январь 1. | Рисование пальчиками «Белый снег пушистый…» | 1 |
2. | Рисование «Зажигаем огоньки». | 1 |
3. | Рисование кистью и поролоновой губкой «Горка» | 1 |
4. | Рисование оттиском картошки «Мои рукавички» | 1 |
Февраль 1. | Рисование пальчиками «Веселый снеговик» | 1 |
2. | Рисование манной краской «Дерево в инее» | 1 |
3. | Рисование «Разноцветные игрушки». | 1 |
Март 1. | Рисование ладошками (коллективная) «Вот какие у нас птицы» | 1 |
2. | Печатание гофрокартоном, свернутым в рулон «Букет для мамы» | 1 |
3. | Рисование тычками «Мимоза» | |
4. | Рисование ладошками «Веселая рыбка» | 1 |
Апрель 1. | Рисование отпечатками картофеля «Тюльпаны» | 1 |
2. | Рисование ватными палочками «Весенняя веточка» | 1 |
3. | Рисование ладошкой «Травка» | 1 |
4. | Рисование пальчиками «Одуванчик» | 1 |
3. Организационный раздел
3.1. Режим дня
Кружковая работа проводится один раз в неделю (во второй половине дня) в виде игры-занятия.
3.2. Перспективное планирование работы педагога
№ занятия | Содержание занятий | Содержание деятельности | Форма проведения |
Октябрь 1 | Рисование пальчиками «Мой любимый дождик» | Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень. | Игра – занятие |
2 | Оттиск осеннего листка «Золотые листочки» | Цель: учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы. | Игра – экспериментирование |
3 | Рисование пальчиками «Весёлые мухоморы» | Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба мухомора, вырезанного из бумаги. | Игра – инсценировка |
4 | Рисование ватной палочкой «Фрукты на тарелочке» | Цель: учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы. | Игра – занятие |
Ноябрь 1 | Рисование тычками «Цветы для мамы». | Цель: познакомить детей со способом рисования «тычком». Учить детей рисованию тычками, развивать воображение, координации движений. | Игра- занятие |
2 | Рисование отпечатком «Картошка». | Цель: учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»). Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы. | Игра – экспериментирование |
3 | Рисование пальчиками «Рябинка». | Цель: учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Развивать цветовосприятие, чувство композиции. | Игра – развлечение |
4 | Рисование ватными палочками «Ягоды на тарелочке». | Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Игра – занятие |
Декабрь 1 | Печатание свернутым в рулон картоном «Зайчики» | Цель: учить делать оттиск свернутым в рулон картоном. Развивать аккуратность, Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы. | Игра – экспериментирование |
2 | Штампы из картошки «Компот». | Цель: учить делать отпечатки картошкой с формой фруктов (яблоко, вишня, груша). Обучать детей зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. | Игра – занятие |
3 | Рисование ватными палочками «Елочка». | Цель: продолжать обучать детей наносить короткие мазки ватными палочками на елочку, вырезанную из картона. Закреплять зеленый цвет. Обогащать словарь. | Игра – инсценировка |
4 | Рисование пальчиками «Флажки» | Цель: учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета. | Игра – занятие |
Январь 1 | Рисование пальчиками «Белый снег пушистый…» | Цель: учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук. | Игра – инсценировка |
2 | Рисование «Зажигаем огоньки». | Цель: учить наносить яркие мазки на темный фон. Способствовать расширению активного и пассивного словаря. | Игра – занятие |
3 | Рисование кистью и поролоновой губкой «Горка» | Цель: учить рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её. Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю. Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок. | Игра – занятие |
4 | Рисование оттиском картошки «Мои рукавички» | Цель: упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Игра – экспериментирование |
Февраль 1. | Рисование пальчиками «Веселый снеговик» | Цель: учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Игра – занятие |
2. | Рисование манной краской «Дерево в инее» | Цель: учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. | Игра – экспериментирование |
3. | Рисование «Разноцветные игрушки». | Цель: учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона | Игра – занятие |
Март 1. | Рисование ладошками (коллективная) «Вот какие у нас птицы» | Цель: показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить с техникой «печать». Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. | Игра – инсценировка |
2. | Печатание гофрокартоном, свернутым в рулон «Букет для мамы» | Цель: продолжать учить делать отпечатки в виде цветка готовым штампом цветков розы и листьев. Различать красный и зеленый цвета. Обогащать активный словарь детей. | Игра – экспериментирование |
3. | Рисование тычками «Мимоза» | Цель: учить детей рисовать ветку мимозы, используя метод тычка, учить смешивать краски для получения оранжевого цвета. Развивать эстетические чувства. | Игра – занятие |
4. | Рисование ладошками «Веселая рыбка» | Цель: продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Игра – инсценировка |
Апрель 1. | Рисование отпечатками картофеля «Тюльпаны» | Цель: продолжать учить делать отпечатки готовыми штампами из картофеля в виде цветков тюльпанов. Использовать красные и желтые цвета. | Игра – экспериментирование |
2. | Рисование ватными палочками «Весенняя веточка» | Цель: продолжать учить детей рисовать ватной палочкой зеленые листочки на ветке. Развивать воображение. | Игра – занятие |
3. | Рисование ладошкой «Травка» | Цель: упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать речь. | Игра – экспериментирование |
4. | Рисование пальчиками «Одуванчик» | Цель: изобразить одуванчик нетрадиционным методом; Закрепить желтый и зеленый цвета. | Игра – занятие |
Май: в данном месяце дети совместно с педагогом создают коллективную работу «Весенняя полянка» с использованием разных техник (рисования пальчиками, ладошками, оттиском, ватными палочками).
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы.
Наименование |
|
Альбом для рисования |
|
Гуашь |
|
Пальчиковые краски |
|
Стаканчики-непроливайки |
|
Набор ватных палочек |
|
Клеенка для стола |
|
Набор картона, для изготовления трубочек |
|
Миски для разведения краски |
|
Кисти |
|
Картофель для печати |
|
Гофрокартон |
|
Манная крупа |
|
Салфетки |
|
Клей-карандаш |
|
Осенние листья |
|
Дидактический материал: игрушки, тематические картинки |
|
Список литературы:
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
- Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с.
- Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеразвивающая программа "Разноцветные ладошки"
Программа сертифицирована и обобщена на базе УМиИЦ г. Мичуринска Тамбовской области...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет...
Конспект занятия «Аппликация из ткани» в старшей группе по Дополнительной общеразвивающей программе «Разноцветные ладошки»
План – конспект занятия «Аппликация из ткани» Тема занятия: “Петушок” Цель: научить приемам выполнения аппликации из ткани. ...