Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные ладошки»
методическая разработка по рисованию
Программа «Разноцветные ладошки» возраст 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnye_ladoshki.docx | 50.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования города Лесосибирска»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Разноцветные ладошки»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: стартовый
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Елагина Людмила Павловна
г. Лесосибирск, 2022 г.
I. Комплекс основных характеристик общеобразовательной программы
1.1. Пояснительная записка
На современном этапе эффективным средством формирование творческой личности является изобразительная деятельность, с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.
Занятия изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у детей мелкой моторики рук, тактильного и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости.
В данной программе система работы состоит из этапов:
- Репродуктивный – обучение нетрадиционным техникам рисования, ознакомление с различными средствами выразительности;
- Конструктивный – совместная деятельность детей друг с другом, сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Программа направлена на формирование творческих способностей, удовлетворение потребностей детей погрузиться в удивительный мир творчества. Творчество для детей это отражение душевной работы.
Средствами данной программы являются специальные задания на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, которые открывают перед ним новые возможности в творчестве.
В процессе обучения предусматриваются групповые, индивидуальные, подгрупповые занятия.
Данная программа включает в себя освоение детьми художественных приемов и средств познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности, и строится на сотрудничестве педагога и ребенка.
Актуальной проблемой для всестороннего развития ребенка является творчество, которое пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Практическая значимость программы состоит из нетрадиционного рисования, которое играет важную роль в общем психическом развитии детей. Занятия ориентированы на то, чтобы ребенок стремился к самоконтролю, уверенности в себе, целенаправленности в деятельности.
Новизна заключается в том, что она включает использованием нетрадиционных материалов и техник помогает получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточнить свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует подготовки детей к школе.
Программа построена на основных принципах художественно – эстетического развития:
1. Доступность:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному.
3. Наглядность;
4. Динамичность
5. Интегративность
- синтез искусств.
6. Демократичность и гуманизм:
- взаимодействие педагога и ребенка в социуме,
- реализация собственных творческих потребностей.
Отличительные особенности программы развития художественных способностей детей нетрадиционными техниками рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, не используемые для традиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы: Развитие у детей творческих способностей детей через использование нетрадиционных метод и приемов рисования.
Задачи:
- развивать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость;
- помочь овладеть практическими приемами и способами изображения с использованием нетрадиционных техник;
- формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека);
- воспитывать коммуникабельность, сотрудничество, эстетические качества: целеустремленность, уверенность, инициативность.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучение детей 5-7 лет.
В учебные группы принимаются все желающие, без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 12-15 человек.
Содержание программы разработано в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. На данном возрастном этапе создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Уровень программы: стартовый.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения.
Объём освоения программы – 72 часа.
Форма обучения: очная
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Состав группы: 10-15 человек.
Ожидаемые результаты освоения программы.
- Ребёнок может различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- Самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
- Самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы;
- Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Учебно-тематический план
В учебно-тематическом плане отражена вся специфика программы, имеется 12 основных разделов: «Вводное занятие», «Акварель и не только», «Работа с линией и ритмом», «Пятнография», «Граттаж », «Моделирование», «Пластилинография», «Тычок», «Пальчиковая живопись», «Печатание», «Трафарет», «Итоговое занятие». Ознакомительные теоретические знания даются в процессе занятий одновременно с практикой.
№ | Разделы | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего часов | |||
1 | Вводное занятие | 1 | – | 1 | Творческая работа |
2 | Акварель и не только (акварель, акварель + масляная пастель, акварель + фломастеры, акварель + восковые мелки, акварель + оттиск паралоном). | – | 15 | 15 | Творческая работа |
3 | Работаем с линией и ритмом (штрих, мозаика, витраж). | – | 6 | 6 | Творческая работа |
4 | Пятнография (монотипия, кляксография, мыльная пена, ниткография) | – | 8 | 8 | Творческая работа |
5 | Граттаж (хроматический, ахроматический) | – | 4 | 4 | Творческая работа |
6 | Моделирование | – | 2 | 2 | Творческая работа |
7 | Пластилинография (прямая, контурная, мозаичная, витражная, модульная) | 10 | 10 | Творческая работа | |
8 | Тычок (ватными палочками, жёсткой кистью, квач) | – | 8 | 8 | Творческая работа |
9 | Пальчиковая живопись (рисование пальчиками, отпечатки ладошек, кулачком) | – | 5 | 5 | Творческая работа |
10 | Печатание (листьями, поролоном, ластиком, пенопластом, пробкой, пакетом, мятая бумага, свободное рисование) | – | 6 | 6 | Творческая работа |
11 | Трафарет (капельки, полукруг, различные предметы) | – | 7 | 7 | Творческая работа |
12 | Итоговое занятие | – | 1 | 1 | Творческая работа |
Итого | 71 | 72 |
Содержание учебного плана
№ | Темы | Содержание разделов программы |
1 | Вводное занятие «Краски радуги» | Рассматривание выставки рисунков в нетрадиционных техниках рисования; Познакомить с материалами, оборудованием; Выявить первоначальные навыки рисования детей |
2 | Акварель и не только 1. «Солнышко проснулось» - по сырому + фломастеры. 2.«Пушистые облака» - по сырому + маркер. 3.«Березка» - акварель + клей ПВА + соль (2) 4. .«Золотая осень» - акварель + клей ПВА + соль (2) 5. «Воробышек» - по сырому + пастель 6.«Сорока - белобока» - тушь + акварель (2) 7. «Улетают журавли» - тушь + акварель 8.«Ёжик в траве» - по сырому + клей ПВА + акварель 9.«Медвежата на полянке» - по сырому + фломастеры 10. «Лисичка сестричка» - по сырому + клей ПВА + соль (2) | Познакомить детей с техникой размывки, вливания цвета в цвет (2 – 3 цвета); Познакомить детей с техникой рисования по сырому слою; Показать детям способ получения дополнительных цветов, путём смешивания красок; Познакомить детей с техникой работы акварельными красками в сочетании с масляной пастелью (вливание, размывка); Обучать умению рисовать торцом мелка (пастель) для образования широких, ярких линий; Обучать умению использовать соль для создания спецэффектов; Познакомить детей с понятием «натюрморт»; Обучать анализировать натуру, определяя форму, величину, цвет и расположение различных частей; Формировать умения передавать основные свойства предметов, характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; Развивать ритмичность движений, цветовосприятие, художественный вкус. |
3. | Работаем с линией и ритмом 1. «Белый медведь» - штрих 2. «Северный олень» - штрих + гуашь (2) 3.«Сова» - штрих + гуашь (2) 4. «Пингвин на коньках» - штрих + гуашь | Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой; Отражать на бумаге душевное состояние и увидеть в них образы реальных предметов посредством линии и цветоформы; Совершенствовать навыки рисования фломастерами, маркерами. Упражнять в использовании средств выразительности - линия, штрих, в разных направлениях; Познакомить нетрадиционной техникой набрызг Развивать творчество, художественный вкус. |
4 | Пятнография 1.«Прилетели к нам снегири и синицы» - мыльная пена + гуашь (2) 2. «Жители севера» - мыльной пеной + гуашь+пастель (2) 3. «Цветы Севера» - ниткография 4. «Там на неведомых дорожках - подснежники» - пейзажная монотипия. 5. «Весенний букет» - кляксография + гуашь + ватные палочки 6. «Весна пришла» - мыльная пена + тушь | Познакомить детей с техникой монотипии, симметричной монотипии; Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография, мыльной пеной, ниткография; Развивать умение создавать на уровне «пятнообраза» цельную картину «модели» окружающего мира. |
5. | Граттаж 1. «Встреча Снежной Королевы с весной» - граттаж ахроматический (2) 2. «Веснянка» - граттаж пастельных тонов (2) | Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой граттаж (процарапывание рисунка палочкой, пером); Раскрыть понятие хроматические цвета (все цвета спектра) и ахроматические цвета (чёрный, белый, серый); Развивать наблюдательность и внимание к окружающей действительности. |
6. | Моделирование 1. «На балу у Золушки» - моделирование одежды. 2. «Театр Карабаса - Барабаса» - моделирование костюма | Познакомить детей с профессией художника – дизайнера; Раскрыть понятие дизайн; Создавать реальные объекты дизайнерского характера, используя метод комбинаторики, посредством абстрактных формосочетаний; Развивать дизайнерское мышление в творческом направлении. |
7. | Пластилинография 1. «Львенок» - прямая (2) 2. «Зебра» - мозаичная (2) 3. «Жираф» - контурная (2) 4. «Корабли пустыни - верблюды» - витражная (2) 5«Веселая обезьянка» - модульная (2) | Познакомить с различными видами пластилинографии: прямая, витражная, модульная, мозаичная, контурная; Формировать навык работы с пластилином; Освоение новых приемов работы с пластилином, создавая сюжетные картины; Развивать воображение, фантазию, пространственное мышление, самостоятельность. |
8. | Тычок 1. «Пробуждение природы» - ватные палочки + зубная щетка 2. «Сакура цветет» - поролоновый тычок + ватные палочки 3. «Енот» - щетинной кистью (2) 4. «Под кустом пушистая семья » - щетинной кистью + ватные палочки (2) 5. «Бельчата» - щетинной кистью (2) | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «методом тычка» - поролоновый тычок, щетинная кисть; Формировать умение создавать выразительный образ, смешивая краски механическим путем; Побуждать детей к творческим поискам и решениям; Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
9. | Пальчиковая живопись 1. «Диназавры» - печатание тыльной стороной ладони + пальчиковая живопись (2) 2. «Русалка» - печатание ладошкой (2) 3. «Дельфины» - пальчиковая живопись + кулачок | Познакомить с техникой печатания ладошкой, кулаком, тыльной стороной ладони; Показать приёмы получения точек и коротких линий, использовать точку и линию, как средство выразительности; Обучать умению быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки, дорисовывая до определённого образа; Развивать чувство композиции. |
10. | Печатание 1. «Радужный котик» - мятой бумагой + поролоном (2) 2. «Цветы на лугу» - пакетом + поролон _ пробка 3.«Утенок» - мятой бумагой + листьями + ластик (2) 4. «Весенний лес» - листьями + восковые мелки | Познакомить с техникой печатания: листьями, поролоном, ластиком, пробкой, пакетом, мятой бумагой; Обучать способам изображения с использованием различных материалов; Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающего мира; Развивать чувство ритма, фантазию, наблюдательность, чувство композиции, цветовосприятия. |
11. | Трафарет 1.«Пчелка на цветке» - капелька 2. «Бабочки порхает над лугом » - веерообразная фигура, капелька 3. «Божьи коровки» - полукруг 4. «Муравейник» - круг, овал 5. «Веселые овечка» - смешанные техники 6. «Скачет по полю лошадка» - смешанные техники (2) | Обучать обводить шаблоны простой формы, дорисовывать изображение; Формировать навыки работать с техникой печати по трафарету; Формировать умение смешивать краски, получать новые цвета и оттенки; Развивать чувство композиции, воображение, творчество. |
12. | Итоговое занятие 1.«Разноцветный мир» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; Формировать умение выбирать самостоятельно технику и тему; Развивать самостоятельность, инициативу, чувство композиции. |
Календарный учебный график
Начало учебного года Окончание учебных занятий Количество дней/часов в учебный год | 1 сентября 31 мая 36 дней/72 часа |
II. Комплекс организационно – педагогических условий
реализации Программы
- Формы контроля и оценочные материалы
Главным методом педагогического контроля является творческая работа, которая позволяет корректировать и контролировать работу программы и дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков.
Оценочная система освоения программы не применяется. Педагог дает устную оценку работы ребенка: эстетичность, аккуратность, правильность выполнения работы, творческий подход к исполнению, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшей деятельности.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать ему грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- участие в городских конкурсах, выставках;
- тематические выставки ДОУ;
- ежемесячные выставки детских работ для родителей.
- Методические материалы
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса
Организация занятий содержит увлекательные формы и методы, цель которых донести до детей определённое содержание, сформировать у них устойчивый интерес к нетрадиционной деятельности, знания и умения в их использовании: занятия − погружение в тему, занятие – игра, сказка, выставка, дидактическая игра, занимательные занятия.
Для реализации программы используются различные методы и приемы:
- эмоциональный настрой (использование музыкальных произведений)
- словесный (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, пояснение)
- наблюдения (рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.);
- постановки задач проблемного характера (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)
- наглядность (картины, схемы, образцы, рисунки);
- сотворчества;
- игровой (дидактические, развивающие, подвижные);
- практический – упражнения, эксперименты и др.
Во время проведения занятий поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию проявлять самостоятельность.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной атмосферы занятий, где наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
2.3 Условия реализации программы:
- наличие кабинета для занятий;
- столы, стулья по количеству детей;
- мольберт;
- магнитная доска;
- художественные изобразительные материалы: кисти, акварель, гуашь, фломастеры, маркеры, пастель, восковые мелки, альбомы, баночки для воды, картон, пластилин, тушь, перья, ПВА;
- нетрадиционные материалы: паралон, зубные щетки, свечи, трубочки для выдувания, стекла или оргстекло, средство для мытья посуды, ватные палочки, листья, различные трафареты, соль и др.
Информационное обеспечение программы:
- литература для педагога и воспитанников;
- карточки творческих игр;
- карточки – схемы нетрадиционных техник.
Список литературы
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография –2. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
- Калинина Т.В. «Цветы и травы» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Калинина Т.В. «Большой лес» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Калинина Т.В. «Башня, растущая в небо» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Калинина Т.В. «Птицы, звери, комары и мухи» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
- Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
- Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
- ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....
Дополнительная общеразвивающая программа "Разноцветные ладошки"
Программа сертифицирована и обобщена на базе УМиИЦ г. Мичуринска Тамбовской области...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки»
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждаю...
Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные фантазии» Направленность: художественная
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к де...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные ладошки."
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные ладошки."...