Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные ладошки»
методическая разработка по рисованию

Елагина Людмила Павловна

Программа «Разноцветные ладошки» возраст  5-7 лет  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotsvetnye_ladoshki.docx50.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования города Лесосибирска»

         

Дополнительная общеобразовательная программа

«Разноцветные ладошки»

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Уровень: стартовый

Автор -  составитель:

педагог дополнительного образования

Елагина  Людмила  Павловна

г. Лесосибирск, 2022 г.

I. Комплекс основных характеристик общеобразовательной программы

1.1. Пояснительная записка

На современном этапе эффективным средством формирование творческой личности является изобразительная деятельность, с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.

Занятия изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у детей мелкой моторики рук,  тактильного и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости.

В данной программе система  работы состоит из этапов:

  1. Репродуктивный – обучение нетрадиционным техникам рисования, ознакомление с различными средствами выразительности;
  2. Конструктивный – совместная  деятельность детей друг с другом, сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Программа направлена на формирование творческих способностей, удовлетворение потребностей детей погрузиться в удивительный мир творчества. Творчество для детей  это отражение душевной работы.

Средствами данной программы являются специальные задания на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, которые открывают перед ним новые возможности в творчестве.

В процессе  обучения предусматриваются групповые, индивидуальные, подгрупповые занятия.

Данная программа включает  в себя освоение детьми художественных приемов и средств познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности, и строится на сотрудничестве педагога и ребенка.

Актуальной проблемой для всестороннего развития ребенка является творчество, которое пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Практическая значимость программы состоит  из нетрадиционного  рисования, которое играет важную роль в общем психическом развитии детей. Занятия ориентированы на то, чтобы ребенок стремился к самоконтролю, уверенности в себе, целенаправленности в  деятельности.

Новизна заключается в том, что она включает использованием нетрадиционных материалов и техник помогает получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточнить свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует подготовки детей к школе.

Программа построена на основных принципах художественно – эстетического развития:

1.  Доступность:

     - учет возрастных и индивидуальных особенностей.

2.  Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному.

 3. Наглядность; 

 4. Динамичность

 5. Интегративность 

     - синтез искусств.

 6. Демократичность и гуманизм: 

     - взаимодействие педагога и ребенка в социуме,

     - реализация собственных творческих потребностей.

Отличительные особенности программы развития художественных способностей детей нетрадиционными техниками рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, не используемые для традиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы: Развитие у детей творческих способностей детей через использование нетрадиционных метод и приемов рисования.

Задачи:

  • развивать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость;
  • помочь овладеть практическими приемами и способами изображения с использованием нетрадиционных техник;
  • формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека);
  • воспитывать коммуникабельность, сотрудничество,  эстетические качества: целеустремленность, уверенность, инициативность.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучение детей 5-7 лет.

В учебные группы принимаются все желающие, без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 12-15 человек.

Содержание программы разработано в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.  На данном возрастном этапе   создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

         Уровень программы: стартовый.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения.  

Объём освоения программы – 72 часа.  

Форма обучения: очная

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.            

Состав группы: 10-15 человек.  

        Ожидаемые результаты освоения программы.

  1. Ребёнок может различать и называть способы нетрадиционного рисования;
  2. Самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
  3. Самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы;
  4. Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  5. Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Учебно-тематический план

В учебно-тематическом плане отражена вся специфика программы, имеется 12 основных разделов: «Вводное занятие», «Акварель и не только», «Работа с линией и ритмом», «Пятнография», «Граттаж », «Моделирование», «Пластилинография», «Тычок», «Пальчиковая живопись», «Печатание», «Трафарет», «Итоговое занятие». Ознакомительные теоретические знания даются в процессе занятий одновременно с практикой.

Разделы

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие

1

1

Творческая работа

2

Акварель и не только  (акварель, акварель + масляная пастель, акварель + фломастеры, акварель + восковые мелки, акварель + оттиск паралоном).

15

15

Творческая работа

3

Работаем с линией и ритмом (штрих, мозаика, витраж).

6

6

Творческая работа

4

Пятнография (монотипия, кляксография, мыльная пена, ниткография)

8

8

Творческая работа

5

Граттаж (хроматический, ахроматический)

4

4

Творческая работа

6

Моделирование

2

2

Творческая работа

7

Пластилинография

(прямая, контурная, мозаичная, витражная, модульная)

10

10

Творческая работа

8

Тычок (ватными палочками, жёсткой кистью, квач)

8

8

Творческая работа

9

Пальчиковая живопись (рисование пальчиками, отпечатки ладошек, кулачком)

5

5

Творческая работа

10

Печатание (листьями, поролоном, ластиком, пенопластом, пробкой, пакетом, мятая бумага, свободное рисование)

6

6

Творческая работа

11

Трафарет (капельки, полукруг, различные предметы)

7

7

Творческая работа

12

Итоговое занятие

1

1

Творческая работа

Итого

71

72

Содержание учебного плана

Темы

Содержание разделов программы

1

Вводное занятие

«Краски радуги»

Рассматривание выставки рисунков в нетрадиционных техниках рисования; Познакомить с материалами, оборудованием;

Выявить первоначальные навыки рисования детей

2

Акварель и не только  

1. «Солнышко проснулось» - по сырому + фломастеры.

2.«Пушистые облака» - по сырому + маркер.

3.«Березка» - акварель + клей ПВА + соль (2)

4. .«Золотая осень» - акварель + клей ПВА + соль (2)

5. «Воробышек» - по сырому + пастель

6.«Сорока - белобока» - тушь + акварель (2)

7. «Улетают журавли» - тушь + акварель

8.«Ёжик в траве» - по сырому + клей ПВА + акварель

9.«Медвежата на полянке» - по сырому + фломастеры

10. «Лисичка сестричка» - по сырому + клей ПВА + соль (2)

Познакомить детей с техникой размывки, вливания цвета в цвет (2 – 3 цвета);

Познакомить детей с техникой рисования по сырому слою;

Показать детям способ получения дополнительных цветов, путём смешивания красок;

Познакомить детей с техникой работы акварельными красками в сочетании с масляной пастелью (вливание, размывка);

Обучать умению рисовать торцом мелка (пастель) для образования широких, ярких линий;

Обучать умению использовать соль для создания спецэффектов;

Познакомить детей с понятием «натюрморт»;

Обучать анализировать натуру, определяя форму, величину, цвет и расположение различных частей;

Формировать умения передавать основные свойства предметов, характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

Развивать ритмичность движений, цветовосприятие, художественный вкус.

3.

Работаем с линией и ритмом

1. «Белый медведь» - штрих

2. «Северный олень» - штрих + гуашь (2)

3.«Сова» - штрих + гуашь (2)

4. «Пингвин на коньках» - штрих + гуашь

Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой;

Отражать на бумаге душевное состояние и увидеть в них образы реальных предметов посредством линии и цветоформы;

Совершенствовать навыки рисования фломастерами, маркерами.

Упражнять в использовании средств выразительности - линия, штрих, в разных направлениях;

Познакомить нетрадиционной техникой набрызг

Развивать творчество, художественный вкус.

4

Пятнография

1.«Прилетели к нам снегири и синицы» - мыльная пена + гуашь (2)

2. «Жители севера» - мыльной пеной + гуашь+пастель (2)

3. «Цветы Севера» - ниткография

4. «Там на неведомых дорожках - подснежники» - пейзажная монотипия.

5. «Весенний букет» - кляксография + гуашь + ватные палочки

 6. «Весна пришла» - мыльная пена + тушь

Познакомить детей с техникой монотипии,

симметричной монотипии;

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография, мыльной пеной, ниткография;

Развивать умение создавать на уровне «пятнообраза» цельную картину «модели» окружающего мира.

5.

Граттаж

1. «Встреча Снежной Королевы с весной» - граттаж  ахроматический (2)

2. «Веснянка» - граттаж пастельных тонов (2)

Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой граттаж (процарапывание рисунка палочкой, пером);

Раскрыть понятие хроматические цвета (все цвета спектра) и ахроматические цвета (чёрный, белый, серый);

Развивать наблюдательность и внимание к окружающей действительности.

6.

Моделирование

1. «На балу у Золушки» - моделирование одежды.

2. «Театр Карабаса - Барабаса» - моделирование костюма

Познакомить детей с профессией художника – дизайнера;

Раскрыть понятие дизайн;

Создавать реальные объекты дизайнерского характера, используя метод комбинаторики, посредством абстрактных формосочетаний;

Развивать дизайнерское мышление в творческом направлении.

7.

Пластилинография

1. «Львенок»  -  прямая (2)

2. «Зебра» - мозаичная (2)

3. «Жираф» - контурная (2)

4. «Корабли пустыни - верблюды» - витражная (2)

5«Веселая обезьянка» - модульная (2)

Познакомить с  различными  видами пластилинографии: прямая, витражная, модульная, мозаичная, контурная;

Формировать навык работы с пластилином;

Освоение новых приемов работы с пластилином, создавая сюжетные картины;

Развивать  воображение, фантазию, пространственное мышление, самостоятельность.

8.

Тычок

1. «Пробуждение природы» - ватные палочки + зубная щетка

2. «Сакура цветет» - поролоновый тычок + ватные палочки

3. «Енот» - щетинной кистью (2)

4. «Под кустом пушистая семья » - щетинной кистью + ватные палочки (2)

5. «Бельчата» - щетинной кистью (2)

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «методом тычка» - поролоновый тычок, щетинная кисть;

Формировать умение создавать выразительный образ, смешивая краски механическим путем;

Побуждать детей к творческим поискам и решениям;

Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

9.

Пальчиковая живопись

1. «Диназавры» - печатание тыльной стороной ладони + пальчиковая живопись (2)

2. «Русалка» - печатание ладошкой (2)

3. «Дельфины» - пальчиковая живопись + кулачок

Познакомить с техникой печатания ладошкой, кулаком, тыльной стороной ладони;

Показать приёмы получения точек и коротких линий, использовать точку и линию, как средство выразительности;

Обучать умению быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки, дорисовывая  до определённого образа;

Развивать чувство композиции.

10.

Печатание

1. «Радужный котик» - мятой бумагой + поролоном (2)

2. «Цветы на лугу» - пакетом + поролон _ пробка

3.«Утенок» - мятой бумагой + листьями + ластик (2)

4. «Весенний лес» - листьями + восковые мелки

Познакомить с техникой печатания: листьями, поролоном, ластиком, пробкой, пакетом, мятой бумагой;

Обучать способам изображения с использованием различных материалов;

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающего мира;

Развивать чувство ритма, фантазию, наблюдательность, чувство композиции, цветовосприятия.

11.

Трафарет

1.«Пчелка на цветке» - капелька

2. «Бабочки порхает над лугом » - веерообразная фигура, капелька

3. «Божьи коровки» - полукруг

4. «Муравейник» - круг, овал

5. «Веселые овечка» - смешанные техники

6. «Скачет по полю лошадка» - смешанные техники (2)

Обучать обводить шаблоны простой формы, дорисовывать изображение;

Формировать навыки работать с техникой печати по трафарету;

Формировать умение смешивать краски, получать новые цвета и оттенки;

Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

12.

Итоговое занятие

1.«Разноцветный мир»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми

для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;

Формировать умение выбирать самостоятельно технику и тему;

Развивать самостоятельность, инициативу, чувство композиции.

Календарный учебный график

Начало учебного года

Окончание учебных занятий

Количество дней/часов в учебный год

1 сентября

31 мая

36 дней/72 часа

II. Комплекс организационно – педагогических условий

реализации Программы

  1. Формы контроля и оценочные материалы

Главным методом педагогического контроля является творческая работа, которая позволяет корректировать и контролировать работу программы и дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков.

Оценочная система освоения программы не применяется. Педагог дает устную оценку работы ребенка: эстетичность, аккуратность, правильность выполнения работы, творческий подход к исполнению, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшей деятельности.

Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать ему грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- участие в городских конкурсах, выставках;

- тематические выставки ДОУ;

          - ежемесячные выставки детских работ для родителей.

  1. Методические материалы

Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса

Организация занятий содержит увлекательные формы и методы, цель которых донести до детей определённое содержание, сформировать у них устойчивый интерес к нетрадиционной деятельности, знания и умения в их использовании: занятия − погружение в тему, занятие – игра, сказка, выставка, дидактическая игра, занимательные занятия.

Для реализации программы используются  различные методы и приемы:  

  • эмоциональный настрой (использование музыкальных произведений)
  • словесный (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, пояснение)
  • наблюдения (рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.);
  • постановки задач проблемного характера (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)
  • наглядность (картины, схемы, образцы, рисунки);
  • сотворчества; 
  • игровой (дидактические, развивающие, подвижные);
  • практический – упражнения, эксперименты и др. 

Во время проведения занятий поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию проявлять самостоятельность.

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной атмосферы занятий, где  наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

2.3 Условия реализации программы:

  • наличие кабинета для занятий;
  • столы, стулья по количеству детей;
  • мольберт;
  • магнитная доска;
  • художественные изобразительные материалы: кисти, акварель, гуашь, фломастеры,  маркеры, пастель, восковые мелки, альбомы, баночки для воды, картон, пластилин, тушь, перья, ПВА;
  • нетрадиционные материалы: паралон, зубные щетки, свечи, трубочки для выдувания, стекла или оргстекло, средство для мытья посуды, ватные палочки, листья, различные трафареты, соль и др.

Информационное обеспечение программы:

- литература для педагога и воспитанников;

- карточки творческих игр;

- карточки – схемы нетрадиционных техник.

Список литературы

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  3. Давыдова Г.Н.  Пластилинография –2. –  М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  6. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  7. Калинина Т.В.  «Цветы и травы» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
  8. Калинина Т.В.  «Большой лес» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
  9. Калинина Т.В.  «Башня, растущая в небо» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
  10. Калинина Т.В. «Птицы, звери, комары и мухи» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
  11. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
  12. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  13. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  16. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
  18. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  19. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....

Дополнительная общеразвивающая программа "Разноцветные ладошки"

Программа сертифицирована и обобщена на базе УМиИЦ г. Мичуринска Тамбовской области...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки»

В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждаю...

Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные фантазии» Направленность: художественная

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к де...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные ладошки."

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные ладошки."...