Конспект ООД по изобразительной деятельности в средней группе, на тему: «Роспись филимоновского петушка»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

 Чагина Светлана Леонидовна

познакомить детей с отличительными особенностями филимоновских игрушек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_sr.gr_._rospis_fil._petushka.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34»

Конспект ООД

по изобразительной деятельности

в средней группе, на тему:

«Роспись филимоновского  петушка»

Подготовила и провела:

воспитатель высшей категории:

Чагина Светлана Леонидовна

                                                                               

                                                                               

                                                                                  г. Арзамас

2019 г.

Цель: познакомить детей с отличительными особенностями филимоновских игрушек.

Задачи: 

  • продолжать знакомить воспитанников с народными игрушками декоративного творчества;
  •  расширять представления о народных промыслах, дать элементарные представления об отличительных особенностях филимоновской игрушки;
  • формировать положительный эмоциональный отклик к филимоновской игрушке, вызвать желание  расписать петушка;
  • совершенствовать навыки работы с гуашевыми красками и кистью: начинать работу с нанесения на глиняную игрушку широкими полосами желтого цвета – кистью с широким ворсом.  Для работы со следующим цветом краски, кисть обязательно тщательно промывать и просушивать. Пока желтый цвет подсыхает,  разукрашивают  гребешок, клюв и бородку, окунув кисть в красный цвет. Украшение игрушки петушка полосами, лучше использовать кисть с более тонким ворсом. Наносить полосы лучше концом кисти, по всему периметру игрушки. Чередуются полосы в цвете между собой. На заключительном этапе украшается ножка – подставка петушка. Не забыть - про глазки.

Средства: 

1.панорама деревни;

2. музыкальное сопровождение к музыкальной игре: «Ваня, ты сейчас в лесу», игра малой подвижности «Найдем петушка»;

3.филимоновский петух;

4.мольберт, магниты;

6.карта – схема с изображением последовательности росписи петушка;

7.на каждого ребенка: глиняный петушок, клеенка, подставка для кистей, 2 кисти (с толстым и тонким ворсом), стаканчики с водой, набор гуашевых красок, бумажные салфетки, влажные салфетки;

8.отдельный крутящийся, круглый столик для обследования петушка и готовых работ;

9. полка – подставка; филимоновские игрушки;

10.платок с кистями, плетеный ободок для Аленушки.

Способы: мотивация – приглашение в путешествие; сюрпризный момент с перевоплощением педагога в Аленушку; использование художественного слова (стихи);  музыкальная игра: «Ваня, мы сейчас в лесу…»; игра малой подвижности: «Найдем Петушка»; пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, аудиозапись русских  народных  мелодий для самостоятельной практической части;  вопросы, дополнения, ответы воспитанников; рефлексия – вручение петушков малышам.

Предварительная работа: Знакомство с дымковской игрушкой, лепка из глины «Уточка». Знакомство с филимоновской игрушкой, лепка из глины  «Филимоновский петушок». Лепка из пластилина, пластилинового теста: «Большая утка с утятами», «Птичка», «Вылепи,  какое хочешь игрушечное животное».  Наблюдения в природе за птицами. Игры «Кот и воробышки». Рассматривание иллюстраций с изображением животных и птиц. Чтение произведений о животных и птиц. Декоративное рисование: «Украшение фартука», «Укрась юбку дымковской барышни», «Украшение платочка», «Роспись петушка филимоновскими узорами». Рисование «Красивая птичка».  Аппликация:  «Нарежь полосочки и наклей,  из них какие хочешь предметы», «Укрась салфеточку», «Украшение платочка».  

                                                                             Ход ООД

Воспитатель в группе приглашает воспитанников подойти к ней.

 Воспитатель: Ребята, после того, как мы с вами, побывали в гостях в деревне Филимоново и изготовили в рабочей мастерской филимоновскому петушку друзей. Нас опять приглашают в гости, как вы думаете кто и почему?

Выслушиваются  ответы детей, и педагог подытоживает их.

Воспитатель: Молодцы, догадались, петушки ваши подсохли, и Аленушка нас приглашает опять к себе в гости, только уже в художественную мастерскую по росписи филимоновских игрушек. А теперь предлагайте, на каком транспорте нам лучше добраться до деревни Филимоново?

Выслушиваются ответы детей, и педагог предлагает  отправиться всем вместе в путь на лошадках - скакунах.

Педагог и дети произносят текст, с имитацией движений:

Упражнение: «Лошадка – скакун».

   Подойду к своей лошадке,  - маршируют на месте;

                                С гривой пышной                    - показ руками вверх;

                                С гривой гладкой                    - приглаживание руками;

                                Быстро на неё вскачу             - прыжок на месте;

                                И как ветер полечу                 - ещё прыжок на месте;

                                Там за дальнею рекою,          - махи руками;

                                 Помашу я ей рукою                 - ещё раз махи;

                                 А в руке флажок держу,         - имитация развернутых ладоней;

                                Им ребятам помашу!              – машут правой рукой, левая на поясе и с высоким подниманием колен, группа путешественников,  отправляются в путь, входят  в музыкальный зал.

Воспитатель:  Но вот мы и прибыли. А теперь нам надо произнести волшебные слова и выполнить действия, готовы? (обращение к детям)  Раз, два, три, вот и в Филимоново мы (на экране картинка русской деревни).

Пока дети кружатся вокруг себя, воспитатель быстро надевает  на голову плетеный ободок и накидывает на плечи платок и произносит сопутствующие слова:

 Аленушка: Здравствуйте, мои дорогие ребятишки, мы вас ждали в гости, как  и обещали!  Вы не забыли, как меня зовут? (Дети – Аленушка) А в какую деревню, вы пожаловали, название её не забыли? (Дети – Филимоново)  А чем знаменита наша деревня? (Дети – филимоновскими игрушками) Но с какой целью, вы сейчас пожаловали, знаю, петушки вас дожидаются.

Аленушка продолжает:   Но дело вот в чем…

                                                  Находится Филимоновская деревушка,

                                                  Где темный лес, холмы, косогор,

                                                  А заблудиться здесь людям несложно

                                                  Поэтому, будьте внимательны, детки  кругом!

Но вы знаете правила, что в лес без разрешения и сопровождения взрослых ходить нельзя, а чтобы не заблудиться, надо друг от друга далеко не уходить и периодически  перекликаться: «Ау - ау!». Вот давайте и поиграем вместе с вами в музыкальную игру «Эхо».

                   

                         Музыкальная – хороводная игра: «Ваня, ты сейчас в лесу…»

Аленушка:  Хорошо мы с вами поиграть – поиграли,

                       А петушка филимоновского потеряли.  

                       Надо нам его отыскать и в новую игру поиграть.

                       Глазками вокруг поводите и

                       Петушка филимоновского отыщите…

Отдельно на столике дети легко обнаруживают петушка. Педагог подходит и его берет в руки. Детям предлагает закрыть глаза, перепрятывает игрушку на новое место, подходит к ребятишкам и дает команду:

                        На счет: раз, два, три,  петушка отыщи!

Игра малой подвижности «Найдем петушка»

Аленушка:  Как хорошо мы с петушком поиграли, наверное,  вы устали? (усаживаются на ковер).  Присядем, отдохнем и рассмотрим нашего петушка. Какой он? (Ответы детей: красивый, голосистый, игрушечный, нарядный, филимоновский и т.д.)

Согласна, а еще он необычный, потому что изготовлен, как вы уже сказали -  филимоновскими мастерами. Посмотрите, какая у него необычно длинная шея и интересные элементы росписи: полосы чередуются в цвете и на туловище, хвосте, ножке - подставке; яркая головушка, бородушка, да клюв. Сейчас  у Пети, благодаря вам, много друзей, которых  вы ему вылепили. Но филимоновский петушок нарядный, а ваши друзья - петушки дожидаются, когда вы их украсите. Поделитесь и  расскажите, как вы будите это делать? Приглашаю вас пройти в художественную мастерскую:

                       Проходите, не толпитесь,

                       На игрушки подивитесь,

                       А игрушки не простые,

                       Мастерами расписные.

Отдельно на полке, выставлены филимоновские игрушки. Воспитанники подходят  к своим рабочим местам и одновременно могут рассмотреть другие филимоновские игрушки. На столах приготовлено для  каждого ребенка: клеенка, гуашевые краски, подставки для кистей, по 2 кисти (тонкий и толстый ворс), стаканчики с водой, салфетка для просушки кистей, влажные салфетки, глиняный петушок,  вылепленный на предыдущем занятии.

 Пока дети рассаживаются, Аленушка  на мольберте  выставляет  схему последовательности росписи петушка.

Аленушка:  Вот вам подсказка, с чего начнётся работа?

(Идет совместное обсуждение последовательности выполнения работы.  Опыт по росписи бумажного силуэта петушка – имеется у воспитанников).

  • работа начинается с нанесения на глиняную игрушку широких полос желтого цвета. На данном этапе лучше использовать кисть с широким ворсом;
  • для работы со следующим цветом, кисть обязательно тщательно промывается и просушивается о салфеточку;
  • пока желтый цвет подсыхает, переходим к разукрашиванию гребешка, клюва и бородки, окуная кисть в красный цвет;
  • для украшения петушка полосами, лучше использовать более тонкую кисть, наносятся  полосы концом кисти, чередуя их в цвете между собой;
  • на заключительном этапе украшается ножка – подставка петушка и не забыть про глазки. Петушок готов!

Аленушка: Перед началом работы, надо пальчики  подготовить.

Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому…»

                           В гости к пальчику большому,   - кулаки, большой палец вверх;

                           Приходили прямо к дому:           - ладони соединены «крыша»;

                           Указательный и средний,     - кулаки с поочередным показом пальцев;

                           Безымянный и последний,

                            Сам мизинец малышок

                            Постучался на порог,              - все пальцы в кулак;

                            Тук – тук - тук,                            - с имитацией стука в дверь;

                             Вместе пальчики друзья        - пальцы ладоней сцепляются в «замок»

                             Друг, без друга, им нельзя!

Аленушка: Теперь можно приступить к творчеству:

                                                              Привезли мы краски

                                                              С дальнего бугра.

                                                              Ну – ка, за работу,

                                                              Чудо мастера!

Педагог садится вместе с детьми и расписывает своего петушка, вылепленного ранее. Во время работы, педагог следит и оказывает индивидуальную дифференцированную помощь.

Аленушка: Кто закончил работу, можно своего петушка принести к филимоновскому, пусть они покрасуются, полюбуются на свои наряды. А вы приводите свое рабочее место в порядок.

(Как все петушки окажутся на столике, педагог всех детей приглашает подойти полюбоваться).

Аленушка: А теперь, ребятишки, поделитесь своими впечатлениями: где побывали, кого повстречали, что интересного сегодня узнали?

Воспитатель добивается, используя наводящие вопросы (если необходимо), чтобы ребятишки рассказали о своем путешествии в деревню Филимоново, которое назвали в честь основателя этой деревни гончара Филимона. Славится эта деревня необычными филимоновскими игрушками, которые имеют удлиненную, непропорциональную форму шеи у животных и туловища – у людей. А еще игрушки имеют яркую и необычную окраску и полосы.

Аленушка:         Распишу я петушка

                              Яркими  цветами,

                              И полоски заиграют

                              Прямо на кафтане.

                              Петушок, мой петушок,

                              До чего ж красивый.

                              Ведь  в деревне Филимонова

                              Мы его лепили!

Ребятишки, а еще я вам предлагаю подарить своих  петушков малышам, в ясельную группу. Как приятно будет им получить подарок из ваших рук! Вы согласны?

Рефлексия: Воспитатель и дети (вместе), идут вручать своих петушков малышам.

По прибытию в группу, педагог делает опрос, что нового и интересного ребятишки узнали, что понравилось особенно, чему научились, что еще хотели бы узнать в будущем.

Использованная литература:

  1. Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2- 7 лет: методическое пособие для воспитателей. Радуга. Москва «Просвещение» 2011;
  2. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников: учебно – методическое пособие. Издательство дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера». Москва 2009

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему «Воздушный шар с корзиной с элементами аппликации»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Воздушный шар с корзиной с элементами аппликации"...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе по теме «Жители волшебного лесного царства»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие в интеграции с познавательным и физическим развитием.Тема занятия: «Жители лесного царства»Программное содержание:Задачи: Образовательная: ...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе на тему: «Поможем игрушкам».

Цель: Выполнить гуашью роспись шарфика. (Для игрушек) .Задачи:• формировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, правильно держать кисть, набирать небольшое количество краски на ворс, ...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе на тему: «Как зайчата перехитрили волка».

Цель: изображение деревьев, используя оттенки коричневого цветаЗадачи:Экспериментирование в  смешивании  красок нескольких цветов для  получения  разнообразных оттенков коричневого...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе на тему: "Рябинка"

Цель: Создание изображения техникой рисования пальчиками .Задачи:Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию.Развивать чувство ритма и композиции в рисовании пальчиками, развит...