Конспект ООД по изобразительной деятельности в средней группе, на тему: «Роспись филимоновского петушка»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
познакомить детей с отличительными особенностями филимоновских игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_sr.gr_._rospis_fil._petushka.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №34»
Конспект ООД
по изобразительной деятельности
в средней группе, на тему:
«Роспись филимоновского петушка»
Подготовила и провела:
воспитатель высшей категории:
Чагина Светлана Леонидовна
г. Арзамас
2019 г.
Цель: познакомить детей с отличительными особенностями филимоновских игрушек.
Задачи:
- продолжать знакомить воспитанников с народными игрушками декоративного творчества;
- расширять представления о народных промыслах, дать элементарные представления об отличительных особенностях филимоновской игрушки;
- формировать положительный эмоциональный отклик к филимоновской игрушке, вызвать желание расписать петушка;
- совершенствовать навыки работы с гуашевыми красками и кистью: начинать работу с нанесения на глиняную игрушку широкими полосами желтого цвета – кистью с широким ворсом. Для работы со следующим цветом краски, кисть обязательно тщательно промывать и просушивать. Пока желтый цвет подсыхает, разукрашивают гребешок, клюв и бородку, окунув кисть в красный цвет. Украшение игрушки петушка полосами, лучше использовать кисть с более тонким ворсом. Наносить полосы лучше концом кисти, по всему периметру игрушки. Чередуются полосы в цвете между собой. На заключительном этапе украшается ножка – подставка петушка. Не забыть - про глазки.
Средства:
1.панорама деревни;
2. музыкальное сопровождение к музыкальной игре: «Ваня, ты сейчас в лесу», игра малой подвижности «Найдем петушка»;
3.филимоновский петух;
4.мольберт, магниты;
6.карта – схема с изображением последовательности росписи петушка;
7.на каждого ребенка: глиняный петушок, клеенка, подставка для кистей, 2 кисти (с толстым и тонким ворсом), стаканчики с водой, набор гуашевых красок, бумажные салфетки, влажные салфетки;
8.отдельный крутящийся, круглый столик для обследования петушка и готовых работ;
9. полка – подставка; филимоновские игрушки;
10.платок с кистями, плетеный ободок для Аленушки.
Способы: мотивация – приглашение в путешествие; сюрпризный момент с перевоплощением педагога в Аленушку; использование художественного слова (стихи); музыкальная игра: «Ваня, мы сейчас в лесу…»; игра малой подвижности: «Найдем Петушка»; пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, аудиозапись русских народных мелодий для самостоятельной практической части; вопросы, дополнения, ответы воспитанников; рефлексия – вручение петушков малышам.
Предварительная работа: Знакомство с дымковской игрушкой, лепка из глины «Уточка». Знакомство с филимоновской игрушкой, лепка из глины «Филимоновский петушок». Лепка из пластилина, пластилинового теста: «Большая утка с утятами», «Птичка», «Вылепи, какое хочешь игрушечное животное». Наблюдения в природе за птицами. Игры «Кот и воробышки». Рассматривание иллюстраций с изображением животных и птиц. Чтение произведений о животных и птиц. Декоративное рисование: «Украшение фартука», «Укрась юбку дымковской барышни», «Украшение платочка», «Роспись петушка филимоновскими узорами». Рисование «Красивая птичка». Аппликация: «Нарежь полосочки и наклей, из них какие хочешь предметы», «Укрась салфеточку», «Украшение платочка».
Ход ООД
Воспитатель в группе приглашает воспитанников подойти к ней.
Воспитатель: Ребята, после того, как мы с вами, побывали в гостях в деревне Филимоново и изготовили в рабочей мастерской филимоновскому петушку друзей. Нас опять приглашают в гости, как вы думаете кто и почему?
Выслушиваются ответы детей, и педагог подытоживает их.
Воспитатель: Молодцы, догадались, петушки ваши подсохли, и Аленушка нас приглашает опять к себе в гости, только уже в художественную мастерскую по росписи филимоновских игрушек. А теперь предлагайте, на каком транспорте нам лучше добраться до деревни Филимоново?
Выслушиваются ответы детей, и педагог предлагает отправиться всем вместе в путь на лошадках - скакунах.
Педагог и дети произносят текст, с имитацией движений:
Упражнение: «Лошадка – скакун».
Подойду к своей лошадке, - маршируют на месте;
С гривой пышной - показ руками вверх;
С гривой гладкой - приглаживание руками;
Быстро на неё вскачу - прыжок на месте;
И как ветер полечу - ещё прыжок на месте;
Там за дальнею рекою, - махи руками;
Помашу я ей рукою - ещё раз махи;
А в руке флажок держу, - имитация развернутых ладоней;
Им ребятам помашу! – машут правой рукой, левая на поясе и с высоким подниманием колен, группа путешественников, отправляются в путь, входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Но вот мы и прибыли. А теперь нам надо произнести волшебные слова и выполнить действия, готовы? (обращение к детям) Раз, два, три, вот и в Филимоново мы (на экране картинка русской деревни).
Пока дети кружатся вокруг себя, воспитатель быстро надевает на голову плетеный ободок и накидывает на плечи платок и произносит сопутствующие слова:
Аленушка: Здравствуйте, мои дорогие ребятишки, мы вас ждали в гости, как и обещали! Вы не забыли, как меня зовут? (Дети – Аленушка) А в какую деревню, вы пожаловали, название её не забыли? (Дети – Филимоново) А чем знаменита наша деревня? (Дети – филимоновскими игрушками) Но с какой целью, вы сейчас пожаловали, знаю, петушки вас дожидаются.
Аленушка продолжает: Но дело вот в чем…
Находится Филимоновская деревушка,
Где темный лес, холмы, косогор,
А заблудиться здесь людям несложно
Поэтому, будьте внимательны, детки кругом!
Но вы знаете правила, что в лес без разрешения и сопровождения взрослых ходить нельзя, а чтобы не заблудиться, надо друг от друга далеко не уходить и периодически перекликаться: «Ау - ау!». Вот давайте и поиграем вместе с вами в музыкальную игру «Эхо».
Музыкальная – хороводная игра: «Ваня, ты сейчас в лесу…»
Аленушка: Хорошо мы с вами поиграть – поиграли,
А петушка филимоновского потеряли.
Надо нам его отыскать и в новую игру поиграть.
Глазками вокруг поводите и
Петушка филимоновского отыщите…
Отдельно на столике дети легко обнаруживают петушка. Педагог подходит и его берет в руки. Детям предлагает закрыть глаза, перепрятывает игрушку на новое место, подходит к ребятишкам и дает команду:
На счет: раз, два, три, петушка отыщи!
Игра малой подвижности «Найдем петушка»
Аленушка: Как хорошо мы с петушком поиграли, наверное, вы устали? (усаживаются на ковер). Присядем, отдохнем и рассмотрим нашего петушка. Какой он? (Ответы детей: красивый, голосистый, игрушечный, нарядный, филимоновский и т.д.)
Согласна, а еще он необычный, потому что изготовлен, как вы уже сказали - филимоновскими мастерами. Посмотрите, какая у него необычно длинная шея и интересные элементы росписи: полосы чередуются в цвете и на туловище, хвосте, ножке - подставке; яркая головушка, бородушка, да клюв. Сейчас у Пети, благодаря вам, много друзей, которых вы ему вылепили. Но филимоновский петушок нарядный, а ваши друзья - петушки дожидаются, когда вы их украсите. Поделитесь и расскажите, как вы будите это делать? Приглашаю вас пройти в художественную мастерскую:
Проходите, не толпитесь,
На игрушки подивитесь,
А игрушки не простые,
Мастерами расписные.
Отдельно на полке, выставлены филимоновские игрушки. Воспитанники подходят к своим рабочим местам и одновременно могут рассмотреть другие филимоновские игрушки. На столах приготовлено для каждого ребенка: клеенка, гуашевые краски, подставки для кистей, по 2 кисти (тонкий и толстый ворс), стаканчики с водой, салфетка для просушки кистей, влажные салфетки, глиняный петушок, вылепленный на предыдущем занятии.
Пока дети рассаживаются, Аленушка на мольберте выставляет схему последовательности росписи петушка.
Аленушка: Вот вам подсказка, с чего начнётся работа?
(Идет совместное обсуждение последовательности выполнения работы. Опыт по росписи бумажного силуэта петушка – имеется у воспитанников).
- работа начинается с нанесения на глиняную игрушку широких полос желтого цвета. На данном этапе лучше использовать кисть с широким ворсом;
- для работы со следующим цветом, кисть обязательно тщательно промывается и просушивается о салфеточку;
- пока желтый цвет подсыхает, переходим к разукрашиванию гребешка, клюва и бородки, окуная кисть в красный цвет;
- для украшения петушка полосами, лучше использовать более тонкую кисть, наносятся полосы концом кисти, чередуя их в цвете между собой;
- на заключительном этапе украшается ножка – подставка петушка и не забыть про глазки. Петушок готов!
Аленушка: Перед началом работы, надо пальчики подготовить.
Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому…»
В гости к пальчику большому, - кулаки, большой палец вверх;
Приходили прямо к дому: - ладони соединены «крыша»;
Указательный и средний, - кулаки с поочередным показом пальцев;
Безымянный и последний,
Сам мизинец малышок
Постучался на порог, - все пальцы в кулак;
Тук – тук - тук, - с имитацией стука в дверь;
Вместе пальчики друзья - пальцы ладоней сцепляются в «замок»
Друг, без друга, им нельзя!
Аленушка: Теперь можно приступить к творчеству:
Привезли мы краски
С дальнего бугра.
Ну – ка, за работу,
Чудо мастера!
Педагог садится вместе с детьми и расписывает своего петушка, вылепленного ранее. Во время работы, педагог следит и оказывает индивидуальную дифференцированную помощь.
Аленушка: Кто закончил работу, можно своего петушка принести к филимоновскому, пусть они покрасуются, полюбуются на свои наряды. А вы приводите свое рабочее место в порядок.
(Как все петушки окажутся на столике, педагог всех детей приглашает подойти полюбоваться).
Аленушка: А теперь, ребятишки, поделитесь своими впечатлениями: где побывали, кого повстречали, что интересного сегодня узнали?
Воспитатель добивается, используя наводящие вопросы (если необходимо), чтобы ребятишки рассказали о своем путешествии в деревню Филимоново, которое назвали в честь основателя этой деревни гончара Филимона. Славится эта деревня необычными филимоновскими игрушками, которые имеют удлиненную, непропорциональную форму шеи у животных и туловища – у людей. А еще игрушки имеют яркую и необычную окраску и полосы.
Аленушка: Распишу я петушка
Яркими цветами,
И полоски заиграют
Прямо на кафтане.
Петушок, мой петушок,
До чего ж красивый.
Ведь в деревне Филимонова
Мы его лепили!
Ребятишки, а еще я вам предлагаю подарить своих петушков малышам, в ясельную группу. Как приятно будет им получить подарок из ваших рук! Вы согласны?
Рефлексия: Воспитатель и дети (вместе), идут вручать своих петушков малышам.
По прибытию в группу, педагог делает опрос, что нового и интересного ребятишки узнали, что понравилось особенно, чему научились, что еще хотели бы узнать в будущем.
Использованная литература:
- Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2- 7 лет: методическое пособие для воспитателей. Радуга. Москва «Просвещение» 2011;
- Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников: учебно – методическое пособие. Издательство дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера». Москва 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"
Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему «Воздушный шар с корзиной с элементами аппликации»
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Воздушный шар с корзиной с элементами аппликации"...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе на тему " Бабочки"
Для воспитателей детского сада....
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе по теме «Жители волшебного лесного царства»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие в интеграции с познавательным и физическим развитием.Тема занятия: «Жители лесного царства»Программное содержание:Задачи: Образовательная: ...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе на тему: «Поможем игрушкам».
Цель: Выполнить гуашью роспись шарфика. (Для игрушек) .Задачи:• формировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, правильно держать кисть, набирать небольшое количество краски на ворс, ...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе на тему: «Как зайчата перехитрили волка».
Цель: изображение деревьев, используя оттенки коричневого цветаЗадачи:Экспериментирование в смешивании красок нескольких цветов для получения разнообразных оттенков коричневого...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе на тему: "Рябинка"
Цель: Создание изображения техникой рисования пальчиками .Задачи:Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию.Развивать чувство ритма и композиции в рисовании пальчиками, развит...