Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса на воде»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразотельная программа "Чудеса на воде" для детей старшего дошкольного возраста направленность : художественная .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса на воде» | 84.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МАДОУ «Сказка» протокол № 1 от 30 августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Сказка» ______________О.В. Ермолина приказ № 167 от « 01 » сентября 2020г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Чудеса на воде»
направленность: художественная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся:6-7 лет
Срок реализации:1 год
Составитель:
Мамедова Кямаля Абдулмеджидовна,
воспитатель
г. Когалым, 2020
Содержание программы
1.Пояснительная записка……………………………………………………...3
2. Учебный план………………………………………………………………...8
3. Календарный учебный график ...……………………………............…….10
4. Содержание программы …..................................................................... …11
5.Условия реализации программы.............................................. ....... ............16
6. Формы аттестации (контроля), оценочные материалы…………………...17
7. Список литературы.………………………………………………………….18
1.Пояснительная записка
Направленность программы кружка - художественная.
Уровень освоения – стартовый.
Вид деятельности- художественный труд
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Автор В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, а у нас их пять на одной руке, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли»
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Рабочая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через освоение нетрадиционной техники рисования на воде – эбру. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству эбру, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726 «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка»;
- Локальными и распорядительными актами ДОО.
Актуальность
Все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.
Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.
В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.
А так же:
- вырабатывается усидчивость у детей
- успокаиваются и дисциплинируются
- развивается мелкая моторика рук
- тренируется зрение
- развивается координация движения
- открывается творческий потенциал
- развивается фантазия и мышление
- умение сочетать цвета и формы;
- навык видеть прекрасное в обыденном;
- возможность мыслить нестандартно;
- умение расслабляться и получать удовольствие.
Новизна программы «Чудеса на воде» заключается в том, что она предназначена для ознакомления с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру. «Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. «Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает дошкольникам возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком. Техника «эбру» дает возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ.
Педагогическая целесообразность программы
состоит в пробуждении интереса у детей к новой деятельности. Проведение таких занятий использованием нетрадиционной техники рисования на воде развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Время работы, учащиеся получают эстетическое удовольствие, воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование данной технике.
Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемами построения рисунка на воде, доступность в восприятии детьми всех разделов программы за счет методики построения занятия, смены видов деятельности, которая обеспечивает интегрированный характер обучения. Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания, фантазии. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей и преследует основную цель: содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества у детей в атмосфере
эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого иребёнка.
Содержание детской деятельности распределено по месяцам.
Отличительной особенностью и инновационностью является то, что:
- в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества;
- нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций;
- созданы условия для использования этой техники в самостоятельной деятельности;
- созданы условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- существует возможность реализовать индивидуально-личностный и деятельности подходы в обучении детей и решить проблему с быстрой утомляемостью детей;
Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления. Использование технологии Эбру в ходе изобразительной деятельности способствует приобретению умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, передавать пропорции изображения, владение оттенками цвета, гармоничное сочетание пятен, линий, цветов и оттенков. У детей развиваются внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.
Используя технику Эбру, безусловно, можно получить красивую картинку, но Эбру оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог.
Эбру – это возможность научиться чувствовать себя счастливым. Это психология самопознания – когда видишь, как краски и вода отвечают на твое внутреннее состояние. Это арт-терапия – когда несколько часов занятия эбру стирают следы недельного стресса.
В традиции Эбру, идущей из Турции много философии. Символичность традиционных сюжетов делает их воспроизведение не просто упражнением в совершенствовании техники, а своеобразной медитацией на тему значения изображаемого объекта.
Цель программы «Чудеса на воде» - развитие творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования на воде «Эбру».
Задачи программы:
Образовательные
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;
- Познакомить с различными художественными материалами в технике Эбру;
- Овладение различными техническими навыками при работе с красками Эбру;
- Обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.
Развивающие
- Развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать нетрадиционными техниками;
- Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- Развивать воображение, фантазию;
- Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;
- Развивать желание экспериментировать в рисовании.
Воспитательные
- Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
- Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
- Воспитание аккуратности.
Адресат программы- дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Условия набора обучающихся. Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний)
Объём программы составляет 32 часа.
Срок реализации (освоения)-1 учебныйгод (8 месяцев). Программа состоит из 1 модуля.
Режим занятий- 1 раз в неделю. Продолжительность занятий-30 минут (дети подготовительной группы6-7 лет).
Количество обучающихся: численный состав обучающихся в группе 10-15 человек. Количество обучающихся в группе зависит от выбора данной Программы родителями (законными представителями) в рамках предоставления дополнительных услуг дошкольным учреждением.
Содержание и материал программы соответствует стартовому уровню сложности.
Уровень | Объем | Количество недель, | Форма | Срок реализации |
Стартовый | 1/4/32 | 32/8/1 | очная | С 1.10.2020г. по |
Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий – групповая (организация работы по малым группам);
- индивидуальная (участие в олимпиадах, слетах, конкурсах, фестивалях исследовательских работ, самостоятельная работа).
Форма организации образовательной деятельности. Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей, обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Занятия кружка проходят с применением дистанционных образовательных технологий- в период временных ограничений, связанных с климатической или эпидемиологической ситуацией.
Используемые методы обучения:
- наглядный:
∙ информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;
∙ наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а также для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;
∙ показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка - направлены на приобретение детьми умений изображения и способов построения композиции;
- словесный:
∙ слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
∙ прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;
∙ беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а также используется для сравнения, обобщения знаний;
∙ исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;
- практический:
∙ экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых способов изображения знакомых предметов;
∙ моделирование - направлено на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции;
∙ сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:
∙ пальчиковая гимнастика - способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.
Особенностью организации образовательного процесса является:
1. Использование древне - восточной технологии и приема рисования на воде в технике «эбру».
2. Формирование художественно-творческого мышления, способности разбираться в видах, стилях, жанрах восточного искусства.
3. Подготовка детей к профессиональной деятельности в области художественно -эстетического направления.
Требования, предъявляемые к педагогу:
Помимо хорошей профессиональной подготовки, прохожденияспециальных курсов и мастер-классов по эбру, педагогу необходимообладать определенными способностями к работе в сфере художественноготворчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
Адрес реализации программы: 628484, город Когалым, ул. Дружбы народов, 23.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы:
∙ позитивные изменения в психологическом состоянии детей;
∙ развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
∙ освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;
∙ свобода творческого самопроявления;
∙ умение работать со своими переживаниями (анализ, реагирование, принятие и т.д.);
∙ раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
∙ стремление к самопознанию и самовыражению;
∙ снижение эмоциональной тревожности;
∙ повышение самооценки;
∙ развитие коммуникативных навыков;
К концу учебного года дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); 8
- понятие симметрии;
- свойства красок и графических материалов.
Уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- контрасты цвета;
- строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
- соблюдать последовательность в работе;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет).
Организация и проверки ожидаемых результатов реализуется через:
∙ беседу;
∙ устный опрос;
∙ кружковую работу,
∙ индивидуальную работу,
∙ выставки детских работ,
∙ праздники, развлечения, инсценировки. Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни.
2. Учебный (тематический) план
№ | Название разделов и тем | Количество часов (минут) | Форма аттестации/контроль | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие «Эбру- рисование на воде» | 1 | 1 | - | Диагностика. Устный опрос. |
2. | Материалы и инструменты для рисования на воде. Приемы работы в технике эбру | 1 | 1 | - | Устный опрос. |
3. | Магия рисования на воде | 1 | 1 | Наблюдение/Рисунок на воде. Живописное марморирование предметов. | |
4. | Приготовление раствора. Способы создания фона на бумаге. | 1 | 1 | Выполнение живописных миниатюр на природных материалах. | |
5. | Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти | 1 | 1 | Устный опрос. Рисунок на заданную тему | |
6. | Способы создания рисунка при помощи щила на основе круга, точки, волны, линии. | 1 | 1 | Устный опрос. Рисунок на заданную тему. | |
7. | Способ создания рисунка при помощи гребня | 1 | 1 | Выполнение рисунков на заданную тему. | |
8. | Перенос рисунка с водной глади на бумагу | 1 | 1 | Выполнение работ в данной технике. | |
9. | Обобщение «Чудеса на воде» | 1 | 1 | Наблюдение. Рисунок на заданную тему. | |
10. | Техника рисование на воде «Волшебство с красками» | 1 | 1 | Выполнение работ в заданной технике. | |
11. | Техника рисование на воде «Воздушные облака» | 1 | 1 | Просмотр, анализ работ. | |
12. | Абстракция в технике «Волшебство с красками» | 1 | 1 | Отбор лучших работ. Зачет. | |
13. | Техника «Марморирование на бумаге» | 1 | 1 | Наблюдение/Рисунок на воде. Живописное марморирование предметов. Детский мастер-класс. | |
14 | «Техника отпечатка изображения на деревянную поверхность с водного раствора» | 1 | 1 | Наблюдение/Рисунок на воде. Живописное марморирование предметов из дерева. Детский мастер-класс. | |
15 | Техника «Марморирование на ткани» | 1 | 1 | Наблюдение/Рисунок на воде. Живописное марморирование на ткани. Детский мастер-класс. | |
16 | Салют для папы Техника «Баттал» | 1 | 1 | Рисунок на заданную тему | |
17 | Эбру с элементами аппликаций | 1 | 1 | Устный опрос. Рисунок с элементами аппликации на заданную тему. | |
18 | Эбру с элементами оригами | 1 | 1 | Устный опрос. Рисунок с элементами оригами на заданную тему | |
19 | Орнаменты в технике «Эбру - шаль» | 1 | 1 | Устный опрос. Рисунок на заданную тему | |
20 | Техника «Соловьиное гнездо» | 1 | 1 | Устный опрос. Рисунок на заданную тему | |
21 | Техника «Хатип эбру» | 1 | 1 | Устный опрос. Выполнение работ в заданной технике. | |
22 | «Цветы для мамы» | 1 | 1 | Наблюдение. Рисунок на заданную тему. | |
23 | «Загадка эбру» (опыты, эксперименты с различными материалами в качестве основы для выполнения рисунка в технике «эбру») | 1 | 1 | Наблюдение. Рисунок на заданную тему. | |
24 | Техника «Фантазийное эбру | 1 | 1 | Применение одной техники не похожие на другую. | |
25 | «Мир растений» | 1 | 1 | Наблюдение. Рисунок на заданную тему. | |
26 | «Космос» | 1 | 1 | Наблюдение. Рисунок на заданную тему. | |
27 | «Морской мир» | 1 | 1 | Наблюдение. Рисунок на заданную тему. | |
28 | Техника «Баттал» | 1 | 1 | Устный опрос. Выполнение работ в заданной технике. | |
29 | «Бабочка» | 1 | 1 | Наблюдение. Рисунок на заданную тему. | |
30 | «Подсолнуховое поле» | 1 | 1 | Наблюдение. Рисунок на заданную тему. | |
31 | «Тюльпаны» | 1 | 1 | Наблюдение. Рисунок на заданную тему. | |
32 | Выполнение собственного творческого проекта (техники на выбор ребенка) | 1 | 1 | Просмотр, анализ работ. | |
33 | Итоговое мероприятие: выставка работ творческого объединения | 1 | 1 | Выставка работ. | |
Итого часов: | 32 | 5 | 27 |
Годовой календарный учебный график
Содержание | Возрастные группы |
Подготовительная группа ( 6 - 7 лет | |
Начало учебного года | 1 сентября |
Окончание учебного года | 31 мая |
Продолжительность учебного года, всего, в том числе: | 36 недель 3 дня |
1 полугодие | 17 недель 2 дня |
2 полугодие | 19 недель 1 день |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Недельная образовательная нагрузка, кол-во НОД | 1 |
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД), в том числе | 30 минут II половина дня |
Сроки проведения мониторинга индивидуального развития ребенка | 21.09. - 02.10. 17.04. – 30.04. |
Праздничные дни | 4 ноября,1- 10 января,23 февраля, 6-8 марта,1-3 мая, 8-11 мая |
3. Календарный учебный график.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Коли чество мин. | Тема занятия | Место проведения |
1 | октябрь | 7 | 15.30 | групповая | 30 | Вводное занятие « Эбру -рисование на воде» | Групповая комната |
2 | 14 | 30 | Материалы и инструменты для рисоватия на воде. Приемы работы в техникеэбру. | ||||
3 | 21 | 30 | Магия рисования на воде | ||||
4 | 28 | 30 | Приготовления раствора. Способы создания фона на бумаге. | ||||
5 | ноябрь | 4 | 15.30 | групповая | 30 | Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти | Групповая комната |
6 | 11 | 30 | Способы создания рисунка при помощи гребня | ||||
7 | 18 | 30 | Перенос рисунка с водной глади на бумагу. | ||||
8 | 25 | 30 | Обобщение «Чудеса на воде» | ||||
9 | декабрь | 2 | 15.30 | групповая | 30 | Техника рисование на воде «Волшебство с красками» | Групповая комната |
10 | 9 | 30 | Техника рисование на воде «Воздушные облака» | ||||
11 | 16 | 30 | .Абстракция в технике «Волшебство с красками» | ||||
12 | 23 | 30 | Техника «Марморирование на бумаге» | ||||
13 | 30 | 30 | Техника отпечатка изображения на деревянную поверхность с водного раствора. | ||||
14 | январь | 13 | 15.30 | групповая | 30 | Техника «Марморирование на ткани» | Групповая комната |
15 | 20 | 30 | «Салют для папы» | ||||
16 | 27 | 30 | Эбру с элементами аппликаций | ||||
18 | февраль | 3 | 15.30 | групповая | 30 | Эбру с элементами оригами | Групповая комната |
19 | 10 | 30 | Орнаменты в технике «Эбру -шаль» | ||||
20 | 17 | 30 | Техника «Соловьиное гнездо» | ||||
21 | Март | 3 | 15.30 | групповая | 30 | Техника «Хатип эбру» | Групповая комната |
22 | 10 | 30 | «Цветы для мамы» | ||||
23 | 17 | 30 | Загадка эбру» (опыты, эксперименты с различными материалами в качестве основы для выполнения рисунка в технике «эбру») | ||||
24 | 24 | 30 | Техника «Фантазийное эбру» | ||||
25 | 31 | 30 | «Мир растений» | ||||
26 | апрель | 7 | 15.30 | групповая | 30 | «Космос» | Групповая комната |
27 | 14 | 30 | «Морской мир» | ||||
28 | 21 | 30 | Техника «Баттал» | ||||
29 | 28 | 30 | «Бабочка» | ||||
30 | май | 5 | 15.30 | групповая | 30 | «Подсолнуховое поле» | Групповая комната |
31 | 12 | 30 | «Тюльпаны – символ любви» | ||||
32 | 19 | 30 | Выполнение собственного творческого проекта (техники на выбор учащегося) | ||||
33 | 26 | 30 | Итоговая аттестация: выставка работ творческого объединения |
4. Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводное занятие «Эбру – рисование на воде»
Инструктаж по технике безопасности в объединении. Знакомство с историей
возникновения и развития «эбру» Входной контроль.
Тема 2. «Материалы и инструменты для рисования на воде. Приемы работыв технике «эбру»
Теория: Основные материалы и инструменты для рисования на воде.
Практика: Пошаговое использование материалов, инструментов, красок, раствора
для рисования на воде. Способы нанесения красок на поверхность воды с использованием
цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, гребень, кисть веерная,
кисть классическая из конского волоса, краски «ArtDeco», палитра, загуститель, ткань,
стеклянная ваза, керамика, дерево, бумага формата А-4.
Тема 3 «Магия рисования на воде»
Практика: Овладение техническими приемами (регуляция силы движений,определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направлениедвижения руки при рисовании. Рисование на воде. Перенос изображения с водной гладина бумагу. Правильная раскладка ткани для высыхания.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, акварельные и масляные
краски, стаканчик-непроливайка.
Тема 4 «Приготовление раствора. Способы создания фона на растворе»
Практика: Приготовление раствора с помощью воды и загустителя экстракта
«гевен». Создание простейших фонов на поверхности воды с помощью акварельной имасляной краски, гуаши.
Методическое и техническое оснащение:экстракт«гевен»,лоток,кисть, акварельная краска, гуашь.
Тема 5 «Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно иразмашисто» при помощи кисти»
Теория: Основные приемы при разбрызгивании краски на поверхности воды«крупно» и «размашисто».
Практика: Выполнение приемов разбрызгивания «крупно» и «размашисто» наповерхности воды акварельными и масляными красками.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, акварельные и масляныекраски, стаканчик-непроливайка.
Тема 6 «Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга, точки,
тире, линии»
Практика: Выполнение легких, круговых движений, точек, прямых линий поводной глади с помощью шило. Рисование на воде с помощью шило.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, акварельные краски.
Тема 7 «Способ создания рисунка при помощи гребня»
Практика: Разбрызгивание краски «размашисто» и «крупно» на поверхности водыдля выполнения чешуйчатого узора при помощи гребня.
Методическое и техническое оснащение: лоток, раствор, краски, гребень.
Тема 8. «Перенос рисунка с водной глади на бумагу»
Практика: Приемы отрыва бумаги от поверхности воды с сохранением отпечаткарисунка.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, краски, кисть, бумага А-4.
Тема 9. Обобщение «Путешествие по водной глади»
Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованиемцветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, краски, кисти, шило, бумага А-4.
Тема 10. Техника рисования на воде «Волшебство с красками»
Практика: Разбрызгивание краски «ArtDeco» (далее краски), на поверхность водыс помощью веерной кисти (получившийся рисунок схож с облаками, которые только, чтоопустились с небес и оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге). Причудливыепереходы с одного цвета на другой дают эффект волнообразности и ветра. Переносизображения с водной глади на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Техника рисования «Облако» и «Ветер»(видеоролик), лоток, кисти, шило, краски.
Тема 11. Техника рисования на воде в технике «Воздушные облака»
Практика: Показ различных приемов и способов рисования в технике «Облако» и«Ветер». Оформление рисунков в рамочки.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисти, краски, шило, бумага А-4,
рамочки.
Тема 12. «Абстракция в технике «Танцующие краски»
Теория: Картины художников-абстракционистов Василия Кандинского, Казимира
Малевича, Пабло Пикассо.
Практика: Выполнение различных геометрических форм и цветовых пятен наповерхности воды. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Оформление рисункав рамочку.
Методическое и техническое оснащение: «Картины знаменитых художников-абстракционистов» (видеоролик), лоток, краски, шило, кисти, бамбуковые палочки,рамочка.
Тема 13. Техника «Марморирования»
Теория: Искусство обработки бумаги «Турецким марморированием».
Практика: Нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания идобавления капель. Рисование узоров с помощью шило. Перенос изображения с воднойглади на бумагу. Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение:«Эбру-марморированиебумаги»
(видеоролик), лоток, шило, краски, кисти, бумага А-4, рамка.
Тема 14. Техника «Марморирования» на ткани
Практика: Нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания идобавления капель. Рисование красочных узоров с помощью шило. Перенос изображенияс водной глади на ткань. Правильная раскладка ткани для высыхания. Оформлениерисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисти, краски, шило, ткань.
Тема15 «Салют для папы»
Теория: «День защитника Отечества».
Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистьюразбрызгивается краска синего цвета, а за тем фиолетового, желтого, красного, зеленого. С помощью шилопроизводится «скручивание» краски (движение руки по спирали то в одну, то в другуюсторону). Получившийся рисунокпереносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «День защитника Отечества» (видеоролик), веерная кисть, шило, краски, лоток.
Тема 16. «Техника отпечатка изображения на деревянную поверхность сводного раствора»
Практика: На подготовленную водную поверхность с помощью веерной кистиразбрызгивается краска. Шилом и гребнем делаются узоры. На рисунок накладываетсядеревянное изделие (ложка, миска, ваза) осторожно вынимается и просушивается.
Методическое и техническое оснащение: краска «ArtDeco», лоток, веерная кисть,
гребень, шило.
Тема 17. «Эбру с элементами аппликаций».
Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованиемцветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу и дополняя рисунок элементами аппликации.
Методическое и техническое оснащение: лоток, краски, кисти, шило, бумага А-4, цветная бумага, ножницы, клей, готовые заготовки силуэтов людей.
Тема18.«Эбру с элементами оригами»
Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованиемцветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу для изготовления оригами. Методическое и техническое оснащение: лоток, краски, кисти, шило, бумага А-4.
Тема 19. «Эбру шаль»
Теория: Орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях.
Практика: Нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания. Спомощью шила формируется рисунок «приливы и отливы» (проводится по поверхностивлево-вправо, вверх-вниз или S образные движения), поэтому же рисунку делаютсякруговые движения. В результате таких комбинированных движений получается рисунок«Эбру шаль». Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4.
Тема 20.Техника «Соловьиное гнездо»
Теория: Образ жизни и среда обитания соловья.
Практика: Первый вариант: краска разбрызгивается на поверхность воды и спомощью шило делаются круговые движения. Второй вариант: с помощью шилоделаются большие окружности, затем окружности меньшего диаметра. Так получаются«гнездышки». Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4.
Тема 21. Техника «Хатип эбру»
Практика: На поверхность воды с помощью шило наносится несколько капелькраски так, чтобы получились концентрические окружности разной величины.С помощью шило окружностям придаются разнообразные формы, для полученияцветочного орнамента. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформлениерисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4.
Тема22 «Цветы для мамы»
Практика: Рисуют цветок «Анютины глазки» (Виола трико лор).
На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваютсякраски, затем шилом рисуются абстрактные линии и гребнем проводятся по рисунку.С помощью шило и зеленых окружностей рисуется стебель. На полученныйстебелек наносятся несколько капель разной по цвету краски и шилом формируютсяцветки «анютины глазки». Получившийся рисунок переносится на бумагу.Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Анютины глазки», лоток,веерная кисть, шило, гребень.
Тема 23.«Загадка эбру»(опыты, эксперименты с различными материалами в качестве основы
для выполнения рисунка в технике «эбру»)
Практика: В лоток с водой добавляется небольшое количество из подручных материалов: молока, канцелярского клея. Гуашь, масляная краска растворяется в скипидаре, затем в воду аккуратно спомощью шило добавляются нужные цвета и рисуются узоры. Получившийся рисунокпереносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, молоко, клейканцелярский,скипидар, гуашь, масляная краска.
Тема 24. Техника «Фантазийное эбру»
Практика: Применение одной техники не похожие на другую. Получившийсярисунок
Переноситсянабумагу.Правильнаяраскладкабумагидлявысыхания.Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4,рамочка.
Тема 25«Мир растений»
Теория: Первые образцы «эбру» цветов и растений, среди которых тюльпан,гвоздика, полевой мак, фиалка, гиацинт, бутон розы и хризантема.
Практика: На поверхность воды с помощью шило наносится несколько капелькраски (при этом можно использовать три оттенка краски) так, чтобы получилиськонцентрические окружности разной величины. Затем тонким шилом проводитсянесколько линий с внешней стороны окружности до центра до тех пор, пока не образуетсяформа цветка. Стебель цветка рисуется из трех окружностей, который состоит изнесколько цветов: зеленого и фиолетово-зеленого. Тонким шилом из центра окружностивверх проводится линия, остальная часть круга делится на пять частей параллельно другдругу (справа налево, слева направо), затем ведется линия по всему кругу, пока необразуется стебель с листочками. Стебель соединяется с цветком, получается целостноеизображение. Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Мир растений» (видеоролик), лоток,
шило, краски.
Тема 26 «Космос»
Теория: «Космические путешествия».
Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистьюразбрызгивается краска синего цвета, а за тем фиолетового. С помощью шилопроизводится «скручивание» краски (движение руки по спирали то в одну, то в другуюсторону). В нижней части композиции ставится желтая точка. Получившийся рисунокпереносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Космос» (видеоролик), веерная кисть,
шило, краски, лоток.
Тема 27«Морской мир»
Теория: Творчество художника - мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
Практика: Краскахолодныхцветов(синяя,голубая,темно-синяя,белая)разбрызгивается веерной кистью по водной глади, затем с помощью шило илизаостренной бамбуковой палочкой по каплям проводятся линии параллельно друг другу.
Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в рамочку.
Методическоеитехническоеоснащение:видеоролик«КартиныИванаКонстантиновича Айвазовского»; лоток, веерная кисть, шило, краски, бумага А-4,рамочка.
Тема 28. Техника «Баттал»
Практика: Разбрызгивание краски на поверхность водной глади с помощьювеерной кисти. Получившийся узор переносится на бумагу. Правильная раскладка бумагидля высыхания. Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, веерная кисть, краски «ArtDeco»,
акварельные, бумага А-4.
Тема 29 «Бабочка»
Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистьюразбрызгивается краска желтого и зеленого цвета. С помощью шило на цветовой фонпоследовательно наносится несколько капель разноцветной краски (можно использоватьчетыре, пять оттенков краски), так чтобы получились концентрические окружностиразной величины. Изменение формы круга (сплющивание с разных сторон справа и слева)происходит за счет палочки. Затем палочкой посередине круга проводится две линии(сверху и снизу). Оформляютсярезные крылья (с внешней стороны крыльев проводятсянесколько небольших линий до туловища бабочки). Получившийся рисунок переноситсяна бумагу.
Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Бабочка», лоток, шило,
веерная кисть, палочка, бумага А-4.
Тема30«Подсолнуховое поле»
Практика: На зеленый фон с помощью шило наносятся оранжевые и желтыеокружности, за тем формируются лепестки подсолнуха (с внешней стороны окружностипроводятся симметричные линии до центра, до тех пор, пока не образуется цветокподсолнуха). Посередине цветка ставится черное пятно. Получившийся рисунокпереносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем подсолнухи», лоток,
веерная кисть, шило, краски, Бумага А-4.
Тема 31«Тюльпаны»
Теория: История тюльпана в Османской империи.
Практика: На водной глади формируется светлый фон, для того чтобы хорошовыделялись красный цветок и зеленый стебель. Для листьев используется краска двухтонов зеленого цвета, которые наносятся друг на друга или смешиваются. Из верхнегоугла круга при помощи шило формируется стебель цветка, двигаясь вправо и влево подвум окружностям - получаются листья. Движением шилом сверху вниз по стеблюобразовывается стебель с листьями. Для получения цветка тюльпан наносится краснаякраска (несколько капель друг на друга) и с внешней стороны круга вытягиваются трилинии, затем нежно и осторожно проводятся две линии вниз до центра. Получившийсярисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем тюльпан-символТурции», лоток, шило, бумага А-4.
«Работа над творческим проектом»
(данный раздел посвящен самостоятельной работе учащихся над творческим проектом,который должен стать результатом обучения и освоения программы. Проект можетвыполняться как индивидуально воспитанниками, совместно с родителями так и в парах или группах)
Тема. Итоговое занятие «Эбру – тайна чудес на воде»
Теория: Защита мини-проекта «Эбру - тайна чудес на воде»,выставки работ.
Методическое и техническое оснащение: компьютер.
5. Условия реализации программы
Психолого-педагогические условия:
- уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка ихположительнойсамооценки,уверенностивсобственныхспособностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей
- защита от всех форм физического и психического насилия.
Здоровьесберегающие условия: соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил: проведение индивидуальных занятий по 25 минут 1 раз в неделю (для старшей группы детского сада); соблюдение норм освещения, температурного режима, влажности воздуха, смена видов деятельности на занятии, чередование лёгких и сложных заданий, дозированное введение нового материала, проведение физкультминуток и релаксации.
Материально-технические условия реализации программы:
- Дидактические материалы:таблицы, презентации, наглядные пособия,демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др. - используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии,воображения и проверочных занятий.
- Техническое оснащение программы
Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшимидетскими работами.
Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическимсветом) и оборудована необходимой мебелью. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. В учебном помещении имеются современные технические средстваобучения (телевизор, магнитофон, компьютер, фотоаппарат, аудио и видео-коллекция,методические разработки к занятиям по арт - терапии и изо-терапии, художественная литература, поэзия, музыкальные произведения)
- Необходимые материалы для рисования на воде:
- Краски (полностью натуральные)
- Плоский поддон
- Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки
- Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет
- Гребешок
- Специальный загуститель для воды (экстракт растения Гевен или красные водоросли.).
- Бумага
- Палитра для смешивания красок
- Картотека музыкальных композиций.
6. Формы аттестации (контроля), оценочные материалы
Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.
Педагогическая мониторинг - это педагогическая деятельность, направленная наизучение фактического состояния и специфических особенностей субъектовпедагогического взаимодействий, а также на прогнозирование тенденций ихразвития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.Таким образом, использование в педагогическом процессе технологийобразовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку
мониторинг предполагает:
1.Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение
функции слежения;
2.Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики
изменений;
3.Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность
в педагогический процесс.
Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 1
раза в год– в мае.
Для оценки результативности работы используются элементы следующих
диагностических методик - Н.Д. Трубниковой «Учебно-методическое пособие», Е.П.
Кольцовой, О.А. Романович «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет».
Мониторинг проводится 2 раза в год в октябре и в апреле
Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1. Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.
2. Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.
3. Низкий уровень – задание не выполняет.
Диагностический лист
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Предметное рисование | Сюжетное рисование | Дек. рисование | Технические навыки | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
Добивается сходства в рисунке с реальным объектом | В рисунке использует линию горизонта, передний и дальний план | Умеет украшать предметы элементами узоров народно-прикладного искусства | Способы нанесения краски на поверхность воды с использованием цветовых контрастов. | Владеет нетрадиционной техникой рисования | |||||||||
о | а | о | а | о | а | о | а | о | а | о | а | ||
7. Список литературы, используемой педагогом
1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.
3. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2013.
4. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.
5. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015.-128с.
Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде»
http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Чудеса растительного мира».
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отделяются от природы, забывая её красот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программ «Чудеса на песке»
Программа для детей от 3 лет. Занятия проводятся на световых столах....
Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса в песочнице"
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидате...
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса из соленого теста».
Данная программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через обучение технике работы с соленым тестом....
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса природы"
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса природы» естественно – научной направленности. Актуальность программы в ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Чудеса из теста»
Программа «Чудеса из теста» создана для эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой личности, развития мелкой моторики рук, удовлетворения по...