ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Чудеса из теста»
рабочая программа (средняя группа)
Программа «Чудеса из теста» создана для эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой личности, развития мелкой моторики рук, удовлетворения потребностей детей , проявления и развития творческих способностей, развития творческой личности ребёнка, его природных задатков. Благодаря занятиям лепкой ребёнок получает знания, умения и навыки для развития в дальнейшем конструкторского мышления, которое поможет ему в жизни проявить себя в творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_iz_testa_.docx | 57.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18» Родничок»
городского округа город Шарья Костромской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Чудеса из теста»
На 2024-2025 учебный год
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Форма обучения: очная.
Автор: Журавлева Е.Л.
2024 год
Журавлева Е.Л.
Программа «Чудеса из теста». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через занятия лепкой из соленого теста.
Программа «Чудеса из теста» создана для эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой личности, развития мелкой моторики рук, удовлетворения потребностей детей , проявления и развития творческих способностей, развития творческой личности ребёнка, его природных задатков. Благодаря занятиям лепкой ребёнок получает знания, умения и навыки для развития в дальнейшем конструкторского мышления, которое поможет ему в жизни проявить себя в творчестве.
Программа «Чудеса из теста» адресована воспитателям дошкольных учреждений, родителям, гувернерам.
Содержание
I | Комплекс основных характеристик Программы | Стр. |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2 | Цели, задачи, принципы | 5 |
1.3 | Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста | 6 |
1.4 | Содержание программы | 7-8 |
1.5 | Планируемые результаты | 9 |
II | Комплекс организационно-педагогических условий | 9 |
2.1 | Календарный учебный график | 10 |
2.2 | Условия реализации Программы | 11 |
2.2.1 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 14 |
2.3 | Оценочные материалы | 14-15 |
2.4 | Методические материалы | 16 |
2.4.1 | Информационно- методические условия реализации программы | |
| Список литературы | 17 |
4 | Приложения | |
4.1 | Комплексно-тематический план работы с детьми | 17-19 |
Комплекс основных характеристик Программы
- Пояснительная записка
Тестопластика– один из народных промыслов Поделки из теста очень древняя традиция..
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний На Руси фигурки из соленого теста дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол».
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
Занятия тестопластикой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Направление данной программы художественно- эстетическое. Программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с тестом и знакомство с истоками русского ремесла.
Нормативная правовая база:
- «Конвенцией о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 30.04.2021);
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; - "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
- «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (направленных Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» - Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года»;
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г.»
Актуальность.
- Востребованность расширения спектра образовательных услуг и обеспечения вариативных форм дошкольного образования.
- Расширение сферы личностного развития детей дошкольного возраста, в том числе в естественном направлении.
- Необходимость увеличения масштаба применения современных, нетрадиционных технологий по художественно-эстетическому развитию детей в образовательной деятельности.
- Развитие основ технического творчества и формирование технических умений детей в условиях модернизации дошкольного образования.
- Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
- Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциал
Новизна
Программы «Чудеса из теста»
в том, что позволяет разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке, и в целом творческому потенциалу ребенка.
Учитывая, важность проблемы я полагаю, что развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей способствует нетрадиционная техника изобразительного искусства – тестопластике. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Занятия тестопластикой способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Тестопластика способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
1.2 Цель программы:
- развитие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, посредством нетрадиционной техники работы с солёным тестом – тестопластикой.
Задачи
Обучающие:
– познакомить воспитанников с тестопластикой и ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для
изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка
гуашью.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– научить лепить всей кистью и пальцами;
– использовать в работе различные приемы в лепке: скатывание, раскатывание, оттягивание,
сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до
конца;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
- Возрастные характеристики особенностей развития 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
1.4Содержание программы
Основные формы, методы, приёмы и средства реализации программы.
Формы
- Совместная деятельность (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная) выставка
- Игра (способствует развитию самостоятельного мышления и творческих способностей, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу)
- творческая мастерская (предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений; следует работа с самым разнообразным природными и бросовыми материалами, схемами и моделями.
- Беседа, рассказ, инструкция (дети получают информацию об объектах, представления о последовательности работы, моделировании)
- Показ, презентация, работа по технологической карте;
- Самостоятельная продуктивная деятельность;
Методы
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, ситуативный разговор с детьми);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
- игровой (пальчиковые игры, упражнения, имитационные упражнения, тренинги навыков);
- практический (игры, выполнение работ по технологическим картам, изготовление изделий, творческая мастерская др.).
- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
Методы создания положительной мотивации воспитанников:
- стимулирования и мотивации деятельности: игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
- волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
Художественные средства:
- методические пособия и книги по лепке;
- энциклопедии;
Наглядные средства:
- стенды (правила техники безопасности и др.);
- технологические карты;
- иллюстрационный тематический материал, презентации.
- демонстрационные работы и образцы в технике тестопластики.
Технические средства:
- видео-аудио материалы
- нетбук ,проектор, магнитофон
Использование нетрадиционных техник и методик в изобразительной деятельности помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности, умению управлять своим поведением и планировать свои действия. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Реализация программы предполагает организацию непосредственно-образовательной деятельности 1 раз в неделю. Данная программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет может быть использована для группового и индивидуального обучения, с учётом возрастных закономерностей и уровня первоначальных знаний и умений. Количество детей в группе – мобильное (7- 10 человек).
Предполагает 1 занятие в неделю. Длительность занятия составляет 20 минут
Срок реализации Программы: 1 год
Возраст детей | Количество занятий | Продолжительность занятий | ||
средний дошкольный возраст 4-5 лет | неделя | месяц | год | |
1 раз | 4 | 32 | 20 мин |
- При построении образовательного процесса учтены принципы комплексно-тематического планирования, с опорой на зону ближайшего развития дошкольников, ориентируясь на потенциальные возможности детей.
- Программа основывается на следующих принципах:
- Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
- Принцип наглядности.
- Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
- Принцип доступности и индивидуальности.
- Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
- Принцип систематичности.
- Он заклекн5ючается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно - образовательного процесса.
- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
- Основные составляющие образовательной деятельности:
- Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность;
- Организация деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, для построения нового знания;
- Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности;
- Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера;
- Использование новых знаний в совместной деятельности;
- Фиксирование детьми достижения «детской» цели и проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.
1.5 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы
В результате освоения Программы «Чудеса из теста»» дошкольники должны
Знать:
- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
- основные инструменты и материалы, применяемые при работе с солёным тестом;
- разнообразие техник работ с солёным тестом;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;
- основы композиции, выполненные в технике тестопластики;
- правила работы в коллективе.
Уметь:
- пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с солёным тестом, выполнять правила техники безопасности;
- владеть разнообразными техниками при работе с солёным тестом;
- использовать понятие симметрия при работе;
- следовать устным инструкциям педагога;
- анализировать образец, анализировать свою работу;
- планировать предстоящую практическую деятельность;
- осуществлять самоконтроль;
- выполнять коллективные работы.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях тестопластикой, отслеживаются с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.
Формы подведения итогов реализации программы и контроля деятельности:
- выставка детских работ;
- участие в конкурсах, мероприятиях ДОО;
- мониторинг достижений детей.
II комплекс организационно-педагогических условий
2.1 календарный учебный график
МБДОУ «Детский сад № 18 «Родничок»» функционирует в режиме пятидневной
рабочей недели с 07.00 ч. до 19.00 ч. (12 часов).
Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на познавательное развитие детей в возрасте от 4-5 лет и рассчитана на 1 год. Наполняемость группы на занятиях – до 10 детей.
Программа предполагает совместную работу детей с педагогом. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощью педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью.
№ п/п | Тема | Кол-во занятий |
1 | Вводное занятие «Путешествие в страну Тестопластию» | 1 |
2 | «Тарелка с яблоками»- 1 занятие | 1 |
3 | «Тарелка с яблоками» - 2 занятие | 1 |
4 | «Грибочки» | 1 |
5 | «Грибочки» | 1 |
6 | «Белый мишка» | 1 |
7 | «Шапочка для медвежонка» - 1 занятие | 1 |
8 | «Шапочка для медвежонка» - 2 занятие | 1 |
9 | «Снеговик» | 1 |
10 | «Новогодняя ёлочка» | 1 |
11 | «Мастерская Деда Мороза – новогодняя игрушка» - 1 занятие | 1 |
12 | «Мастерская Деда Мороза – новогодняя игрушка» - 2 занятие | 1 |
13 | Подсвечник «Ладошка-осьминожка» - 1 занятие | |
14 | Подсвечник «Ладошка-осьминожка» - 2 занятие | 1 |
15 | Подсвечник « Волшебная звёздочка» - 1 занятие | 1 |
16 | Подсвечник « Волшебная звёздочка» - 2 занятие | 1 |
17 | «Танк» - 1 занятие | 1 |
18 | «Танк» - 2 занятие | 1 |
19 | Подарок для папы «Самолет» - 1 занятие | 1 |
20 | Подарок для папы «Самолет» - 2 занятие | 1 |
21 | «Мимоза» - занятие 1 | 1 |
22 | «Мимоза» - занятие 2 | 1 |
23 | «Бусы для мамы» - занятие 1 | 1 |
24 | «Бусы для мамы» - занятие 2 | 1 |
25 | «Ракета» занятие 1 | 1 |
26 | «Ракета» занятие 2 | 1 |
27 | «Яичко для пасхального кролика» - занятие 1 | 1 |
28 | «Яичко для пасхального кролика» - занятие 1 | 1 |
Учебный план может быть изменён по усмотрению педагога в зависимости от условий обучения, возможности обучающихся – при условии выполнения общего объёма программы и сохранения её направленности.
Каждое занятие заканчивается обсуждением готовых работ и оформлением выставочного пространства.
2.2 Условия реализации программы
Режим работы ДОУ | ||||
Продолжительность учебной недели | 5 дней (с понедельника по пятницу) | |||
Время работы групп | 12 часов (с 7.00 до 19.00) | |||
Нерабочие дни | Суббота, воскресенье и праздничные дни | |||
Продолжительность учебного года | ||||
Учебный год | с 01.09.2024 г. по 31.05.2024 | недель | ||
I полугодие | с 01.10.2024 г. по 30.12.2024 | 17 недель | ||
II полугодие | с 9.01.2025 г. по 31.05.2025 | 18 недель | ||
Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса | ||||
Планируемые результаты освоения программы | ||||
Наименование | Сроки | Продолжительность | ||
Первичная диагностика | Первые 2 недели октября | 2 недели | ||
Итоговая диагностика | Последние 2 недели мая | 2 недели | ||
летние каникулы: начало каникул –01.06.2025 года, окончание каникул – 31.08.2025 года. |
Совместная образовательная днятельность | Начало СОД | Подготовительная группа |
15.30 | ||
Количество СОД | 1 раз в неделю | |
Время начала и окончания СОД | 15.30 - 15.50 | |
Минимальная продолжительность перерыва между СОД | 10 мин |
Этапы работы.
Работа по формированию навыков по тестопластике проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на достоинствах и ошибках выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
Методы и приёмы.
-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.
Обучение дошкольников техники работы с солёным тестом Техника работы с соленым тестом
Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
Замес теста
• Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворённой в ней солью просеянную муку.
• Тесто для лепки должно быть крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности.
• Хранить тесто в банке или пакете, без доступа воздуха. (Если тесто всё-таки обветрилось, и на нём образовалась корочка, смажьте его маслом – корочка легко удалиться)
• Готовое солёное тесто нужно положить в холодильник на пару часов. Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.
Особенности лепки
Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т. д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой.
Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т. д.
На первом этапе мы используем лепку мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы, что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т. д Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям.
На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Кольца, косы, медальоны–это распространенные украшения. Их мы украшаем мелкими орнаментальными деталями.
На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из р. н. сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаем с помощью шаблонов.
В основе изготовления практически всех элементов лежат шарик и колбаска.
Цветное тесто
• Чтобы создать цветную поделку нужно замесить цветное тесто. Подкрашивать солёное тесто можно пищевыми красителями, акварелью, гуашью, акрилом, свекольным или морковным соком.
• Окрашивание может производиться на стадии замешивания или вымешивании теста.
• Коричневый цвет можно получить добавив какао или растворимый кофе. Чем больше оттенков у изделия, тем интереснее оно будет выглядеть.
Раскрашивание
• Раскрашивают изделия из солёного теста чаще всего гуашью – её цвета наиболее яркие и стойкие. Перед тем как раскрашивать изделия, их можно грунтовать белой масляной краской. После того как грунтовка высохнет, приступают к раскрашиванию. Можно изделия не грунтовать, а сразу красить гуашью и акриловыми красками. Краски наносят не слишком толстым слоем, так как после высыхания изделие может слегка потрескаться.
Рецепты теста
Классический рецепт:
Мука – 300 г (2 чашки)
Соль – 300 г(1 чашка)
Вода – 200 г(200мл)
Тесто для утончённой обработки:
Мука – 200 г
Соль – 200 г
Крахмал – 100 г
Вода – 150 мл
Сушка изделий из солёного теста
• Сушка воздушная.
В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс поможет размещение поделки на ровной поверхности. Этот способ считается лучшим, так как именно при медленной сушке деформация изделия минимальна. Очень важно, чтобы поделка не подвергалась резкому изменению влажности и температуры, то есть нужно избегать сквозняков.
• Сушка в духовке.
Нагревать духовку нужно до восьмидесяти градусов, поместив в неё поделку и внимательно следить за термометром. Особенно на начальном этапе сушки температура не должна повышаться. Для этого можно раз в пятнадцать минут открывать дверцу духовки и выпускать лишний жар. Для полного высыхания работы требуется от двух до четырёх часов.
• Комбинирование двух предыдущих.
Примерно сутки сушится поделка естественным путём, а потом доводят процесс до конца в духовке.
Лакирование
• Лак не только придаёт блеск и законченность поделке – он предохраняет её от воздействия влаги и постепенного крошения. Для лакирования поделок из солёного теста используют жидкий лак. Жидкий лак придаёт зеркальный глянец и подчёркивает яркость красок. Но нужно лак наносить много раз, так как он очень быстро впитывается. Густой лак придаёт украшениям матовый блеск, им достаточно покрыть изделие 1-2 раза, а от влаги и крошения он защищает изделие надёжнее жидкого.
2.2.1Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Сотрудничество с семьей по следующим направлениям:
- организация выставок совместного творчества детей и родителей, конкурсов поделок.
- привлекать их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей;
- участие в семейной проектной деятельности.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и семинары, мастер-классы, консультации, памятки-рекомендации.
2.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической Диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогиче ской диагностики |
Индивидуальные результаты учащихся в освоении программы | Наблюдение, опрос, беседа, творческое задание
| 2 раза в год
| 1-2 недели
| Октябрь, май
|
Формы аттестации и оценочные материалы
- Первичная диагностика на начало года
- Итоговая диагностика на конец года
Формы проведения аттестации:
Первичная диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определение исходного уровня знаний обучающихся. Формы оценки: наблюдение за умениями ребенка в практической деятельности на специально организованном занятии.
Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: наблюдение за умениями ребенка в практической деятельности на специально организованном занятии.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, участия в конкурсах, обсуждение готовых работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, создание фотоальбома.
Формы отслеживания и фиксации: творческая выставка детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, создание фотоальбома.
Оценочные материалы:
Уровень освоения обучающимися программы «Тестопластика» является путём отслеживания практических результатов деятельности обучающегося.
Основная форма контроля – это педагогическое наблюдение, которое осуществляется на каждом занятии, по 3 уровням.
Высокий уровень(3балла):
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень (2 балла):
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень (1 балл):
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
№ п/п | Критерии | Задание |
1. | Знает свойства пластических материалов, понимает, какие предметы можно лепить. Умеет аккуратно пользоваться тестом. | Предложить детям тесто и сделать из него подарок кукле Кате (мяч, баранку, витаминки и др.). |
2. | Умеет лепить предмет по образцу из 1-3 частей одинаковой и разной формы, используя ранее усвоенные приёмы и способы. | «Слепи свою любимую игрушку». Предложить ребёнку самостоятельно слепить по образцу предмет, из 1-3 частей одинаковой и разной формы (шар, колбаска, конус- что получится). |
3. | Умеет задумывать содержание лепки, доводит замысел до конца, использует разные приёмы лепки. | «Лепка по замыслу». Предложить детям вылепить предмет по собственному художественному замыслу. |
4. | Умеет лепить и украшать предмет по замыслу. | «День рождения куклы Кати». Предложить детям сделать подарок и украсить изделие с помощью дополнительного материала. |
Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями.
Таблица 2
Ф.И.ребенка | Начало года | Конец года | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
2.4 Методические материалы
2.4.1. Методическое обеспечение реализации программы
Материально - техническое обеспечение
Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательного процесса, являются условия реализации программы, соответствующие СанПиН 2.4.4.1251-0З.Групповые помещения – групповая комната или центр дополнительного образования.
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение Программы
-Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. -методические пособия и книги по пластилинографии; -литературные произведения (тематические).
Материалы и инструменты
Материалы и инструменты необходимые при работе с солёным тестом :
баночка с водой
Кисточка для смачивания теста
Ситечко
Чесноковыжималка
Фольга
Стеки
Зубочистки
Расчёска
Кондитерские формочки
Мука пшеничная и ржаная
Соль мелкого помола «Экстра»
Крахмал
Краски – гуашь, акрил, акварель, масляные, пищевые
Скалка
Баночка с водой
Картонная основа для работы.
Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определенный комфорт для неокрепших детских пальчиков во время работы.
Материалы и инструменты для каждого занятия одинаковы.
2.4.1 Список использованной литературы
- Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
- КискольтИ. «Соленое тесто», «АСТ - ПРЕСС», М.,1998г
- Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3-4 лет». М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Лыкова И.А. Лепим из пластилина, глины, теста.-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.- 32с.:ил.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
- Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
- Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.- Москва 2014г.
- Рубцова Е. «Фантазии из солёного теста», М.,«Росмен»2011г.
- ХанановаИ.,«Солёное тесто», М.,2011г.
- Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Для обучающихся.
- Чаянова Г. Н. «Соленое тесто (для начинающих)», М., Дрофа-Плюс,2005г.
4 Приложение
4.1 комплексно тематический план работы с детьми
Месяц | Тема | Содержание |
Октябрь | Вводное занятие «Путешествие в страну Тестопластию» | Познакомить детей с правилами безопасности при работе с солёным тестом и инструментами для лепки. Знакомить детей с солёным тестом, как художественным материалом, его рецептом, свойствами. Учить сравнивать пластилин и солёное тесто между собой, делать простые выводы. |
«Тарелка с яблоками»- 1 занятие | Формировать умение лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера. Формировать умение передавать округлую форму фрукта используя разнообразные приёмы лепки (прищипывание, вытягивание) | |
«Тарелка с яблоками»- 2занятие | Формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью, наносить краску на кончик кисти | |
«Грибочки» | Формировать умение скатывать шар, учить лепить из шара шапочку путем вдавливания. Формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью, наносить краску на кончик кисти | |
Ноябрь | «Грибочки» | Формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью, наносить краску на кончик кисти |
«Белый мишка» | Формировать умение передавать характерные особенности животных раскатывая шар, овал. Отрабатывать умение работать со стекой. Формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью, наносить краску на кончик кисти | |
«Шапочка для медвежонка» - 1 занятие | Учить соединять прикреплять шар (помпон) к шапочке. Учить наносить узор с помощью стеки, придавая изделию законченный вид. | |
«Шапочка для медвежонка» - 2 занятие | Формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью, наносить краску на кончик кисти | |
Декабрь | «Снеговик» | Формировать умение делить кусок на три разные части, раскатывать тесто между ладонями и на доске круговыми движениями три шара (большой, средний и маленький), приплюснуть, соединить части. Формировать умение украшать изделие бусинами, природным материалом (семечки). |
«Новогодняя ёлочка» | Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении вырезать фигурки формочками, украшать с помощью дополнительного материала (бусины, бисер, блестки, крупа). | |
«Мастерская Деда Мороза – новогодняя игрушка» - 1 занятие | Формировать умение раскатывать комок теста в пласт – скалкой и вырезать из него с помощью формочек различные фигурки | |
«Мастерская Деда Мороза – новогодняя игрушка» - 2 занятие | Формировать умение раскрашивать изделие пользуясь кисточкой и гуашью | |
Январь | Подсвечник «Ладошка-осьминожка» - 1 занятие | Формировать умение раскатывание шаров, овала, делать отпечатки ладони. |
Подсвечник «Ладошка-осьминожка» - 2 занятие | Продолжать формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью и гуашью. | |
Подсвечник «Волшебная звёздочка» - 1 занятие | Закреплять умение раскатывание шаров, овала, делать отпечатки. | |
Подсвечник «Волшебная звёздочка» - 2 занятие | Продолжать формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью и гуашью. | |
Февраль | «Танк» - 1 занятие | Формировать представление о военном транспорте. Продолжать учить скатывать цилиндр между ладонями, сплющивать его. Продолжать учить соединять части в целое, создавая образ танка. Учить дополнять образ по своему замыслу. |
«Танк» - 2 занятие | Продолжать формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью и гуашью. | |
Подарок для папы «Самолет» - 1 занятие | Учить детей лепить самолет. Продолжать учить скатывать цилиндр между ладонями, сплющивать его, придавая форму крыльев для самолета. Продолжать учить соединять части в целое, создавая образ самолета. Учить дополнять образ по своему замыслу. | |
Подарок для папы «Самолет» - 2 занятие | Продолжать формировать умение раскрашивать изделие, пользуясь кистью и гуашью. | |
Март | «Мимоза» - занятие 1 | Формировать умение раскатывание шаров, столбиков. Отрабатывать умение работать со стекой, делать отпечатки |
«Мимоза» - занятие 2 | Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью | |
«Бусы для мамы» - занятие 1 | Учить делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку - для получения отверстия. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Вызвать интерес к лепке из соленого теста | |
«Бусы для мамы» - занятие 2 | Продолжать формировать умение нанизывать готовое изделие на нить; пользоваться кисточкой и гуашью. Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. | |
Апрель | «Ракета» занятие 1 | Продолжать знакомство детей с пластичным материалом - тестом; формировать умение использовать разнообразные приёмы лепки (отщипывание, сплющивание, раскатывание).Формировать умение пользоваться стекой. |
«Ракета» занятие 2 | Продолжать формировать умение пользоваться кисточкой и гуашью. | |
«Яичко для пасхального кролика» - занятие 1 | Формировать способность детей лепить пасхальные яйца путем раскатывания и деления теста на одинаковые части. Продолжать формировать умение раскатывание шар, жгут. Отрабатывать умение работать со стекой, использовать дополнительный материал. | |
«Яичко для пасхального кролика» - занятие 2 | Закреплять умение пользоваться кисточкой и гуашью. | |
май | Лепка из теста по замыслу | Закрепить умение работы с солёным тестом |
Лепка из теста по замыслу | ||
Раскрашивание готовых изделий | Закреплять умение пользоваться кисточкой и гуашью. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса из соленого теста».
Данная программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через обучение технике работы с соленым тестом....
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса на воде»
Дополнительная общеобразотельная программа "Чудеса на воде" для детей старшего дошкольного возраста направленность : художественная ....
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса природы"
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса природы» естественно – научной направленности. Актуальность программы в ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из теста".
Кружок для лепки из солёного теста...
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...