Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса из соленого теста».
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Данная программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через обучение технике работы с соленым тестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лепка из соленого теста | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Пояснительная записка 3
II. Цель, задачи 3
III. Учебно-тематический план 4
IV. Содержание программы 6
V. Годовой календарный учебный график 6
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы 6
VII. Планируемые результаты 7
VIII. Оценочные и методические материалы 7
Формы контроля
Критерии отслеживания усвоения программы
Условия реализации программы
Воспитательная работа
Литература
I. Пояснительная записка
В интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка чрезвычайно важна роль продуктивной деятельности. Овладение детьми техники лепки из податливого материала содействует развитию мелкой моторики, дифференцированных движений и тонких осязательных реакций. Развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а, следовательно, и речи. Знакомство с мягким материалом, его пластичностью, быстрее вызывает у ребенка интерес, и его действия становятся осмысленными. Дошкольников привлекают свойства этого материала. Соленому тесту гораздо легче, чем пластилину или глине придавать любую форму. Что радует малыша. Тесто легко окрашивается в нужный цвет, не пачкает руки. Являясь экологически чистым природным материалом, не вызывает аллергических реакций у детей. Сам процесс лепки вызывает радость от ощущения собственной силы, творчества.
Лепка способствует нормализации тонуса мышц рук и активации мелкой моторики. При лепке малыш действует ладонями и пальцами рук, это происходит постепенно с увеличением участия в лепке всех пальцев, наиболее чувствительной части кисти руки.
В дошкольном возрасте творчество доставляет ребенку удовольствие, дает ему возможность в поделке отразить свои впечатления и наблюдения, рассказывая о ней.
Процесс лепки способствует развитию детского восприятия и воображения, создает условия для активного припоминания, концентрации внимания и мышления. В творческой продуктивной деятельности активируется сообразительность детей и стремление к самостоятельной деятельности.
II. Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через обучение технике работы с соленым тестом.
Задачи:
1.Обогащать сенсорный опыт детей, познакомить с новым пластичным материалом- соленым тестом, ввести в опыт детей действия растягивания и разглаживания материала на плоской поверхности.
2.Развивать мелкую моторику рук.
3.Создать условия для формирования эмоциональных и речевых контактов, умений выполнять формообразующие движения.
4.Развивать эстетические ощущения и воображение.
III. Учебно-тематический план
Месяц | Игровые занятия | Задачи | Кол-во занятий | Кол-во часов |
Сентябрь | Знакомство с тестом и элементарные действия с ним. Прячем мелкие игрушки в тесто (шарики, палочки, бобы). Достаем предметы из теста. Шлепаем ладошками. Прячем руки в тесте. | -Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами: мнется, скатывается, расплющивается, рвется; -учить правильно работать с тестом; - вызвать интерес к работе; -развивать мелкую мускулатуру пальцев. | 4 | 4 |
Октябрь | Отрываем кусочки теста. Оладушки. Выпекаем блинчики. Зернышки для курочки. Носик и ротик Колобку. Пирожки. Прянички. Булочки. | -Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; -развивать мелкую мускулатуру пальцев; -вызвать у детей интерес к работе с соленым тестом; -воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброту. | 8 | 8 |
Ноябрь | Угощение для куклы Кати. Диагностическое занятие по итогам раздела. Изготовление объемных фигурок цилиндрической формы Сосиска для собачки Огурчик. Морковка для Зайки. Заборчик для цыплят. Змейка. Самолетик. | -Учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска, раскатывать их прямыми движениями руки между ладонями; -учить оформлять поделку; -воспитывать аккуратность в работе с соленым тестом. | 8 | 8 |
Декабрь | Солнечные лучики. Черепашка. Осьминожка. Баранки для куклы. Бублики. Сушки. Домик из бревен. | -Учить детей раскатывать прямыми движениями по дощечке «столбики» из соленого теста; -Соединять концы «столбика» в кольцо; -развивать мелкую моторику рук; | 8 | 8 |
Январь | Изготовление объемных фигурок круглой формы Колобок. Солнышко. Солнышко с лучиками. Цветочек. | -Учить лепить шарики, скатывая между ладонями круговыми движениями; -продолжать учить многократно повторять однородные движения; -способствовать проявлению умственной и речевой активностей; | 8 | 8 |
Февраль | Бусы для куклы. Помпончик для шапочки. Яблоко. Помидор. Гусеница. Зайчик. Снеговик. Изготовление объемных фигурок плоской формы из круглой и цилиндрической Тарелочки, блюдца. | -Продолжать учить делать шар из теста, круговыми движениями между ладонями; -учить оформлять поделку; -развивать движения руки, многократно повторять однородные движения | 8 | 8 |
Март | Солнышко на ладошке. Ягодки на блюдце. Огурчики на тарелочке. Аппликация на тесте из теста расплющивание теста на доске Блинчики, оладушки. Ягодки на блинчике. Выкладывание рисунка из палочек на тесте Заборчик. Дорожка. | -Учить скатывать шар между ладонями и сплющивать его, придавая ему форму лепешки; -развивать воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами (дополнительным материалом). | 8 | 8 |
Апрель | Выкладывание рисунка на тесте из крупных семян, бусин и т.д. Следы на полянке пальчиками. Яблоко (горох). Рыба (семена). Бусины. Украшение торта, пирога. Дом. Дерево. Красивая салфетка. | -Продолжать учить скатывать шар между ладонями и сплющивать его; -учить дополнять плоскую форму рисунком дополнительным материалом; -учить слушать сказки и понимать содержание. | 8 | 8 |
Май | Декоративные поделки Декоративные тарелки: клубничка, рябинка смородинка. Корзина с цветами (коллективная работа). Фрукты на блюдце. Овощи в корзинке. Диагностическое занятие по итогам раздела Итоговое занятие: Лепим картину | Изучение возможностей и интересов детей в работе с соленым тестом. -Развивать у детей воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами выразительности; -закрепить умение раскатывать, сплющивать и скатывать соленое тесто. | 8 | 8 |
Всего | 64 |
IV. Содержание программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Сроки реализации программы: 64 занятия.
Занятия проводятся по 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, продолжительностью 15 минут. Программа может быть реализована как самостоятельная в рамках дополнительной услуги, как составная часть на занятиях по коррекции и развитию речи детей в детском саду, в индивидуальной работе с детьми в домашних условиях.
V. Годовой календарный учебный график
Режим работы детского сада:
Понедельник – пятница: 07.30 – 18.00.
Продолжительность учебной недели: 5 дней.
Продолжительность учебного года: 01.09.2020-30.05.2021.
Праздничные нерабочие дни: общегосударственные праздничные дни.
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками: 4 ноября 2020, 1 января 2021, 7 января 2021, 23 февраля 2021, 8 марта 2021, 1 мая 2021, 9 мая 2021, 12 июня 2021.
Количество недель в учебном году: 20 из них:
I полугодие | Зимние каникулы | II полугодие | Летние каникулы | ||
Продолжительность полугодия | Число полных недель | с 01.01.2021 по 10.01.2021 | Продолжительность полугодия | Число Полных недель | с 01.06.2021 по 31.08.2021 |
с 14.09.2020 по 31.12.2020 | 16 | с 11.01.2021 по 30.05.2021 | 20 |
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса из соленого теста» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитанников младшего возраста (3-4г.).
Комплектование в группу детей по дополнительной общеобразовательной программе «Чудеса из соленого теста» происходит исходя из запросов родителей (законных представителей).
Принципы реализации программы:
- доступность изучаемого материала;
- учет индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка и группы в целом;
- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации педагогического процесса;
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми на основе привлекательности, занимательности и образности содержания программного материала;
- сотрудничество и сотворчество педагогов, детей и родителей.
Обучение детей осуществляется в форме занятий, в групповой и индивидуальной форме.
Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, расписанием, утвержденным приказом директора филиала.
VII. Планируемые результаты
К концу обучения по программе дети:
- приобретут сенсорный опыт, познакомятся с новым пластичным материалом – соленым тестом, введут в опыт действия растягивания и разглаживания материала на плоской поверхности, смогут создавать образы по показу и своему замыслу;
- укрепят мелкую моторику рук;
- сформируются эмоциональные и речевые контакты, умения выполнять формообразующие движения;
- получат эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
VIII. Оценочные и методические материалы
Формы контроля
- наблюдение;
- заполнение диагностических листов;
- мониторинг успешности работы по дополнительной образовательной программе;
- мониторинг степени удовлетворенности родителей работой по дополнительной общеразвивающей программе.
Критерии отслеживания освоения программы
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве детей оцениваются по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.
Лепка
1. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, сглаживание, прижимание, украшение).
3. Содержание лепки.
4. Жанры.
5. Эстетические суждения и оценки.
6. Художественный образ.
Характеристика уровней
Высокий – ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений, высказывает эстетические суждения и оценки.
В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний – ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
В ходе диагностики выделено 10-15 показателей.
Низкий – ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.
В ходе диагностики выделено 10 показателей.
Условия реализации программы
К условиям реализации программы относится материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование, инструменты, материалы):
Площадь групповой комнаты составляет 61,6 кв.м.
Оборудование:
- стол – 24 шт.
- стул – 24 шт.
-мольберт – 1 шт.
-мультимедийное оборудование – 1 шт.
Материалы:
-кисти, баночки для воды, доска для лепки, тканевые салфетки для рук, бумажные салфетки, стеки, скалка для раскатывания теста, краски, ножницы детские, деревянные палочки – по 20 шт.;
-фольга пищевая, крупные пуговицы, крупные бусины, мелкий природный материал (бобы, горох, семена различных растений и т.д.)
Обучение по дополнительной общеобразовательной программе осуществляет воспитатель.
Воспитательная работа
Лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её преимуществах.
Индивидуальность ребёнка, неповторимость его взглядов, интересов, силы интеллекта проявляется в уровне творческих способностей
В ФГОС ДО лепка относится к разделу художественно – эстетическое развитие, что предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Литература:
1.А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.
2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.
4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
6. И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве
щение», 1985 -140 с.
10. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.
11. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону
«Феникс», 2005-316с.
12. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.
Периодические издания: журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Чудеса растительного мира».
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отделяются от природы, забывая её красот...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.Фигур...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста «Тяп - ляп» В первой младшей группе «Малышок» 2018-2019 г.г.
Программа кружка «Фантазия из соленого теста»1.Пояснительная записка.Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Эт...
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса на воде»
Дополнительная общеобразотельная программа "Чудеса на воде" для детей старшего дошкольного возраста направленность : художественная ....
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса природы"
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса природы» естественно – научной направленности. Актуальность программы в ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Чудеса из теста»
Программа «Чудеса из теста» создана для эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой личности, развития мелкой моторики рук, удовлетворения по...