«Ознакомление с пейзажной живописью. Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Тимохина Кристина Сергеевна

Задачи:

  • учить замечать красивое в природе и в картине;
  • учить определять средства выразительности в живописи;
  • увеличить словарный запас (золотая осень, пейзаж) и активизировать его;
  • вызывать эмоциональное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3»

Конспект НОД

на тему: «Ознакомление с пейзажной живописью. Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень»

(познавательное развитие)

                                                                                                    Воспитатель: Тимохина К.С.

 

Задачи:

  • учить замечать красивое в природе и в картине;
  • учить определять средства выразительности в живописи;
  • увеличить словарный запас (золотая осень, пейзаж) и активизировать его;
  • вызывать эмоциональное отношение к природе.

Материалы и оборудование:  репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»,

 фотографии осенних пейзажей и самой картины; бумага, акварельные краски, кисти, салфетки, стаканы с водой.

Предварительная работа: разучивание и чтение стихов об осени, рассматривание иллюстраций на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с картиной И.Левитана «Золотая осень». Но сначала послушайте стихотворение:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Н далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле… (А.С. Пушкин)

Воспитатель: Как бы вы назвали стихотворение?

Дети: Осень, осенняя пора, ранняя осень…

Воспитатель: Вот такую осень и запечатлел на своей картине И.Левитан. Давайте внимательно рассмотрим ее.

Воспитатель: Рассмотрели картину? Какое настроение она у вас вызвала?

Дети: Радостное.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что краски яркие.

Воспитатель: А вы в природе видели такие теплые цвета?

Дети: (делятся увиденным)

Воспитатель: А как вы думаете, на картине изображена ранняя или поздняя осень?

Дети: Ранняя, потому что еще листья на деревьях, трава зеленая.

Воспитатель: А зеленая ли трава? Посмотрите внимательно?

Дети: Нет, она зеленая с желтым и коричневым.

Воспитатель: Вот смотрю я на эту картину и думаю, что мне бы хотелось бы там погулять…. А чего бы хотелось вам, глядя на эту картину?

Воспитатель: Помечтали немного, а теперь давайте придумаем к этой картине название.

Дети: «Золотая осень».

Воспитатель: А почему именно золотая?

Дети: Потому что он использовал много оранжевых красок.

Воспитатель: А каких красок больше: теплых или холодных?

Дети: Теплых.

Воспитатель: А как вы думаете, глядя на эту картину, на улице тепло или холодно?

Дети: Тепло!

Воспитатель: У меня есть фотографии с осенними пейзажами. На одних фотографиях изображена теплая ранняя осень, а на  других – холодная поздняя. Вы сможете определить, на каких фотографиях теплая, а на каких – холодная осень?

Дети рассматривают фотографии.

Воспитатель: Все справились? А давайте посмотрим, что у вас получилось. По очереди выходите к доске и крепите «теплые» фотографии слева на доске, а «холодные» - справа (дети по очереди вывешивают фотографии на доску, деля их на 2 группы, воспитатель каждому  задает вопрос – почему ребенок относит свою фотографию к той или иной группе»).

Воспитатель: Молодцы ребята! Устали?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда надо немного отдохнуть.  Давайте выполним гимнастику для наших глаз.

Физминутка

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес! (выполняем круговые движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб (движения глаз влево, вправо)

Дятел сверху тук да тук.  (движения глаз вверх, вниз)

Глазки ты закрой, открой  (закрывают и открывают глаза)

Поиграли мы с тобой!

Воспитатель: Глаза отдохнули?

Дети: Да.

Воспитатель: А мы?

Дети:  Нет!

Воспитатель: Тогда вставайте со стульев и повторяйте за мной!

Физминутка

Мы листики осенние (руки вверх)

На веточках висели (покачать кистями рук)

Ветер дунул, полетели (качаем руками, наклоны туловища в стороны)

Мы летели, мы летели (покружиться)

И на землю тихо сели (присесть, опустив руки)

Ветер снова набежал (встаем)

И листочки вверх поднял (поднимаем руки)

Закружились, полетели (качаем руками)

И опять на землю сели (садимся на корточки)

Воспитатель: Отдохнули?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим картину И.Левитана «Золотая осень» (дети снова рассматривают картину).

Воспитатель: А вы заметили, что одни деревья высокие, а другие маленькие? Почему?

Дети: Те, которые больше ближе, а которые меньше – дальше.

Воспитатель: А вот те деревья, которые ближе – это какие деревья?

Дети: Березы.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: У них стволы белые.

Воспитатель: Молодцы, узнали березки.

Воспитатель: На дальнем плане видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Дети: Речка.

Воспитатель: Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше становится все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо?

Дети: Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.

Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше и выбрал прямоугольный формат картины. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Сегодня мы рассмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.

Воспитатель: Понравилась вам картина?

Дети: Да!

Воспитатель: А я подобрала еще одно стихотворение! Давайте его послушаем.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

                                                (И.Бунин)

 Воспитатель: А сейчас вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Возьмите краски и приступайте к работе. (Самостоятельная художественная деятельность детей)

Подведение итогов

Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, расскажите, какими изобразительными средствами удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Если бы вы видели себя! Знаете, какими вы были красивыми! У каждого из вас в глазах горело по волшебной искорке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами изодеятельности на тему: «Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Учить рассматривать пейзажные картины; познакомить детей с творчеством И. Левитана на основе репродукции картины «Золотая осень»....

По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё...

Организованная образовательная деятельность Развитие речи Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Организованная образовательная деятельность (ООД)Развитие речи (Р.Р)Дата____________________________________Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с живописью в старшей группе (6 -7 лет) Рассматривание пейзажа И. И. Левитана «Золотая осень»

Продолжать знакомить детей с живописью, пейжажем, одним из самых эмоциональных, лирических жанров изобразительного искусства....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его сод...