Организованная образовательная деятельность Развитие речи Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Организованная образовательная деятельность (ООД)
Развитие речи (Р.Р)
Дата____________________________________
Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе.
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Цели: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины
Задачи: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому. Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё. Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.
Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levitana.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность (ООД)
Развитие речи (Р.Р)
Дата____________________________________
Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе.
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Цели: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины
Задачи: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому. Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё. Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.
Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.
Ход ООД
Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной!
Воспитатель: Ах, как дивно сказал об осени поэт! А художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)
Дети слушают музыку и рассматривают картину.
Воспитатель: Радостно или грустно звучала эта музыка?
Дети: Грустно.
Воспитатель: Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
Вот такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. Как художник может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. А с помощью красок он может передать время года (зиму, лето, осень, весну, своё настроение (радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину).
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?
Дети: Березки.
Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?
Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва ещё есть - золотая, желтая, оранжевая.
Воспитатель: А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?
Дети: Речка.
Воспитатель: Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо?
Дети: Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.
Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше и выбрал прямоугольный формат картины. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспоминания, эту радость и лёгкую грусть.
Организованная образовательная деятельность (ООД)
Художественно эстетическое развитие Аппликация
Дата____________________________________
Тема: «Осенний ковер»
Цель: Формировать умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях природы окружающих детей, учить детей замечать красоту природных явлений, учить составлять узор, подбирая необходимые по цвету и форме листья для осуществления замысла.
Задачи: Продолжать закреплять знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев. Развивать сенсорные ощущения , речь, внимание, память, мышление. Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающим явлениям.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулках за осенними явлениями в природе: листопад, деревья нашего участка, изготовление гербария, заучивание стихотворений.
Оборудование: фон для аппликации (квадрат из цветной бумаги, клей, кисти, шаблоны листьев.
Методы и приемы: Наблюдение, музыкальное сопровождение, художественное слово, беседа.
Ход занятия.
Игра: «Осень!»
На вопрос ответ даём.
Назовите осенние месяцы - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью (что делает?) — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью (что делают?) — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью (что делают?) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Солнце осенью (что делает?) – Солнце осенью светит, но слабо греет.
Погода осенью (что делает?) - Погода осенью часто меняется. Молодцы, много знаете об осени.
Прислушайтесь – это звуки осени. Она приглашает нас в гости.
слушаем музыкальное произведение (звучит отрывок музыкального произведения на осеннюю тему : «Времена года» Чайковского)
-ребята, как вы думаете, о чем это музыкальное произведение? Что вы услышали? (правильно, ветерок дует, листья шелестят)
А сейчас у нас какое время года? (осень)
А какая осень? (золотая)
Показываю листья и составляю из них композицию на доске
-Ребята, что вы видите? (листья,)
-а какие листья вы видите? (перечисляют)
А листья каких деревьев вы знаете? (молодцы какие)
-а что нужно для того что бы нам составить композицию? (цветная бумага, кисти, клей)
-Правильно, (показываю еще несколько вариантов композиции) , обратите внимание на расположение листиков (по центру, по краям, в углах).
-Смотрите какие красивые узоры, -ребята, а на что похожа эта работа? (на осенний ковер) а давайте мы с вами из листиков соберем красивые ковры? (давайте).
Обязательно соберем себе коврики, только после того как немножко отдохнем, а то мы с вами сидели, беседовали и устали.
Игра «Осенние листочки».
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на коврик опустил.
Вот мы с вами отдохнули, теперь можно и к работе приступить, усаживайтесь за столы, только пока что ничего не трогайте, а послушайте меня.
-мы сегодня с вами говори об осени, слушали музыку, играли в игру, рассматривали разные композиции, теперь вам нужно каждому составить свою композицию, свой узор.
У вас у всех на столах лежит фон для нашего с вами осеннего ковра и на тарелочках лежат листики, сейчас вам нужно составить свою композицию, разложить на бумаге листья так, как вам нравится и только после этого начинаем приклеивать по одному листочку, будьте аккуратны, не торопитесь. Напомнить правила работы с ножницами, клеем .
У вас есть ко мне вопросы?(если нет значит, приступайте к работе)
По ходу работы, хожу, смотрю, даю словесные указания.
Анализ детских работ:
Какие вы у меня умнички, все с работой справились, посмотрите какие красивые осенние ковры у нас получились, красота!
-ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей)
Вам понравилось?
И мне очень понравилось наше с вами занятие, вы у меня все такие умненькие! Теперь помогите мне оформить выставку наших красивых ковров!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»
Занятие в старшей группе преследует цель - вызвать эмоциональное отношение к природе, а так же продолжить развитие художественного восприятия детей, их способности видеть и чувствовать красоту о...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»
Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...
Конспект занятия по развитию связной речи с элементами изодеятельности на тему: «Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Учить рассматривать пейзажные картины; познакомить детей с творчеством И. Левитана на основе репродукции картины «Золотая осень»....
Конспект занятия для детей 5-6 "Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Цель данной деятельноссти: расширение представлений детей о осени. Задачи: познакосмитть детейс творчеством И.И. Левитана. Воспитывать у детей чувство радости от встречи с прекрасным....
По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё...
Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Рассказывание по картине И.И.Левитана "Золотая осень"
Образовательная ситуация продолжит знакомство детей с произведениями живописи, дети будут совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины, повторят признаки осени....
Методическая разработка. Конспект Непрерывная образовательная деятельность Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»
Вашему вниманию представлен конспект для детей подготовительной группы по развитию речи....