Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Поляничко Оксана Павловна
  • Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
  • Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
  • Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
  • Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.
  • Познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k2.docx78.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием  картины И. И. Левитана  «Золотая осень».

dscn5443_2.jpg

Программное содержание.

  • Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
  • Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
  • Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
  • Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.
  • Познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.

 Интеграция  образовательных областей:

 художественно- эстетические; социально – коммуникативное; познавательное развитие; физическое развитие; развитие речи.

Активизация словаря:

березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.

Подготовительная работа

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему  осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление  на доступном для детей уровне о пейзажной  живописи, березовой  роще, холодные и теплые тона.

Материалы:   мольберт, картина И.И. Левитана « Золотая осень»;  сундучок, тонированные альбомные листы, краски гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.

 

Ход НОД

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. И скажите «Здравствуйте». Молодцы ребята.

Воспитатель:

- А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно и послушайте стихотворение  Ивана  Алексеевича Бунина.

Воспитатель  читает детям стихотворение И. Бунина:

- Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной!

Воспитатель:

-Дети, о каком времени года говорит поэт?

Дети.  Об осени.

Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.

Ответы детей.

 Воспитатель:

- Ах, как дивно сказал об осени поэт! А как художники могут выразить свои чувства?

Дети:

- Нарисовать картину.

Воспитатель:

-  Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку.  С помощью красок он может передать время года ,своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины. А что нужно художнику для работы?

Дети:

- Краски, мольберт, бумага.

Воспитатель:

- Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и идут на природу . Вот мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень».

Ребята, а почему художник назвал картину «Золотая осень»? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Давайте полюбуемся ею . Посмотрите  на картину и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше.  А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение? (Ответы детей)

Воспитатель:

- А почему грустное настроение? ( Ответы детей)

Воспитатель:

- Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом,  с теплом и солнцем. Давайте внимательно рассмотрим картину.(показ воспитателя) Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?  ( Ответы детей)

Воспитатель:

-Расскажите о них. Какие они? ( Ответы детей)

-А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Ребята, а как называют такую группу берез?

Воспитатель:

- Правильно, ее называют «берёзовая роща».  Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.  А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Воспитатель:

- Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. А дальше, справа  от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». А за ней  хоровод зелено – коричневых деревьев. А какого цвета небо изобразил художник?

 ( Ответы детей)

 Воспитатель:

- Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? ( Ответы детей)

  Воспитатель:

- Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.  А как называют картины, на которых изображена природа?

Дети:

- Пейзаж.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Сегодня мы послушали  стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана.  А кто запомнил название картины? ( Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно.  Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. У меня  есть волшебный сундучок. Но сундучок не открывается. Что делать? А здесь загадка. Если отгадаем загадку – сундучок откроется.

Загадка.

Под ногами лежат,

 Зашагаешь — шуршат,

 Яркие, цветные,

 Краешки резные.

Дети:

- Листики.

 Воспитатель: Угадали! Вот и сундучок открылся.

 Открываю сундучок, а там осенние листики.

 Воспитатель: А что можно с ними  сделать?

Дети. Поиграть. (берут любые листики)

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер -полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель. Молодцы. А еще что?

Ответы детей. Подуть.

Воспитатель. Правильно, подуть.

Дыхательная гимнастика «Ветер дует на листву»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похож листик. ( Ответы детей)

Воспитатель: - А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень.  Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем листочками  несколько деревьев —  для этого покрасим листик от дерева гуашью или краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Какие цвета мы будем использовать  для рисования золотой осени? ( Ответы детей)

Воспитатель: - А пока вы работаете,  я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению детей с живописью и музыкой

Представленный конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с живописью и музыкой художников и композиторов, уроженцев мордовской земли, направлен на углубление знаний детей о средст...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес»

Программные задачи: уточнять и расширять знания детей об осени и её признаках,  изменениях в природе, о деревьях и растениях леса, уточнить и закрепить правила безопасного поведения в лесу;заинте...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Конспект занятия описывает совместную работу (в тесной взаимосвязи)  учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.Данное занятие позволяет  закрепить и систематизировать знания...