Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с живописью в старшей группе (6 -7 лет) Рассматривание пейзажа И. И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Продолжать знакомить детей с живописью, пейжажем, одним из самых эмоциональных, лирических жанров изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_oznakomleniyu_detey_s_zhivopisyu_s_detmi_6-7_let.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: продолжать ознакомление детей с живописью, пейзажем, одним из самых эмоциональных, лирических жанров изобразительного искусства.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с творчеством русского художника И. И. Левитана, учить понимать замысел произведения, его содержание;
- развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроения;
- развивать коммуникативные способности детей;
- обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами (колорит, палитра);
- вызвать эмоциональное отношение к природе;
- воспитывать чуткость, активность, самостоятельность.
Демонстрационный материал:
- репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»;
- музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года»;
- проектор;
- фотографии осенних пейзажей и самой картины;
- магнитная доска и магниты.
Методические приёмы:
- Словесный (отгадывание загадки, вопросы, беседа, чтение отрывков из стихотворений);
- Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал);
- Игровой;
- Анализ организационной образовательной деятельности.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за изменениями в природе;
- рисование осенних деревьев;
- чтение художественной литературы про осень;
- разгадывание загадок про осень (приметы осени).
Ход организационной образовательной деятельности:
- Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам группу. Почему он такого цвета?
- Потому что наступила осень.
- Вот художник так художник
Разукрасил всё что мог.
Даже самый сильный дождик
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим
Кто художник этот…(Осень).
Проводится игра «Какая осень?». Дети стоя в кругу, передают листочек друг другу и называют описательные прилагательные к слову осень. Например, унылая, ранняя, поздняя, тёплая, холодная, золотая, дождливая, пасмурная, яркая, грустная, очаровательная, серая, волшебная и т.д.
(Назвав слово, ребёнок садится на своё место).
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- Про какое время года я прочитала вам стихотворение?
- Про осень.
- Посмотрите, вот такую осень и запечатлел в своей картине И. И. Левитан «Золотая осень». Давайте внимательно её рассмотрим.
(пока дети рассматривают изображение картины на проекторе, воспитатель включает отрывок из альбома П. И. Чайковского «Времена года»).
- Рассмотрели картину? Какое настроение она у вас вызвала?
- Радостное, весёлое.
- Почему?
- Потому что яркие, тёплые краски.
- А в природе вы видели такие тёплые цвета?
- (дети делятся впечатлениями).
- А как вы думаете, на картине изображена ранняя или поздняя осень?
- Ранняя. Ещё есть листья на деревьях и трава зелено – жёлтая.
- Исаак Левитан, знаменитый русский пейзажист, питал особенную любовь к осени. Осень – сказочное время года. Подобно художнику, она раскрашивает разными цветами листья деревьев, кустов. Исаак Ильич Левитан был впечатлен неповторимостью осенний природы и увековечил её в своих картинах. Вот смотрю я на эту картину и думаю, что мне бы хотелось там погулять, посидеть на берегу речки. А чего хочется вам, глядя на эту картину?
- (высказывание детей).
- Как вы думаете, почему художник назвал эту картину «Золотая осень»?
- В этой картине он использовал много жёлтой и оранжевой краски.
- А каких красок вообще больше: тёплых или холодных?
- Тёплых.
- Для создания картины художники используют много красок. На переднем плане краски яркие и насыщенные, а мягкие и приглушенные на заднем плане. Сочетание красок в картине называют колоритом. Он может быть спокойным и резким. Может быть гармоничным, когда краски как будто дополняют друг друга. Колорит помогает придать им настроение. У многих художников есть любимые краски. Иногда про художника говорят: «Какая богатая у него палитра». Это значит, что картины этого художника отличаются богатством красок. А еще палитра бывает теплой или холодной. Как вы думаете, чем отличается палитра тёплая от холодной?
- Тёплая – это солнечный свет, веселье, радость, тепло. Эти цвета любит солнышко. Холодная – это покой, грусть, задумчивость. Эти цвета любит Снежная королева.
- У вас на столах лежат фотографии, их много и все они с осенним пейзажем. На одних фотографиях изображена тёплая, ранняя осень, а на других – холодная, поздняя осень. Вы сможете определить, на каких фотографиях «тёплая», а на каких «холодная» осень?
- Да!
(На каждом столе лежит комплект фотографий, по 10 штук с изображением «тёплой» и «холодной» осени. Дети раскладывают за столом фотографии на 2 стопки, а затем вывешивают на магнитные доски: на одну – «тёплую» осень, на другую – «холодную».)
- Все справились с заданием? Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(воспитатель каждому задаёт вопрос – почему ребёнок относит свою работу к той или иной группе).
- Молодцы! Устали?
- Да!
- Тогда предлагаю немного отдохнуть. Давайте выполним гимнастику для наших глаз.
Вот стоит осенний лес
В нём много сказок и чудес (круговые движения глазами)
Слева – сосны, справа – дуб (движение глаз влево, вправо)
Дятел сверху тук да тук (движение глазами вверх, вниз)
Глазки ты открой закрой (закрывают и открывают глаза)
Поиграли мы с тобой!
- Глаза отдохнули?
- Да!
- А мы?
- Нет!
- Тогда отдохнём и мы.
Проводится Физминутка.
Мы листики осенние (руки вверх)
На веточках висели (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели (качаем руками, наклоны вправо, влево)
Мы летели, мы летели (кружатся)
И на землю тихо сели (присесть, опустив руки)
Закружились, полетели (качают руками и кружатся)
И опять на землю сели (садятся на корточки)
- Отдохнули?
- Да!
- Давите ещё раз посмотрим на картину Исаака Левитана «Золотая осень». А вы заметили, что одни деревья высокие, а другие низкие? Почему?
- Заметили. Те деревья, которые ближе к нам – те высокие, а которые дальше от нас – низкие.
- Которые ближе к нам, как называются деревья?
- Берёзы.
- А как вы догадались?
- У них стволы белые.
- Стволы берёз белоснежного цвета, а сами деревья изображены так, словно они одеты в яркие наряды, у которых необычный желто-оранжевый оттенок. Если внимательно вглядеться в картину, то можно заметить, что берёзовые листья изображены художником так, будто они трепещут на ветру.
А солнце на картине есть?
- Да, от деревьев идут тени.
- Молодцы! Освещёнными лучами солнца они ярко переливаются и блестят. Так создается образ золотых украшений на деревьях-девушках. Одна из таких красавиц-берёз стоит на правом берегу реки, вдалеке от своих подружек. Поэтому она кажется такой одинокой.
Понравилась вам картина?
- Да!
- Интересная и очаровательная картина художника создает прекрасное лирическое настроение, радует своими необыкновенно яркими оттенками, которыми так радует осенняя природа. От красоты природы, изображенной Левитаном, невозможно оторвать взгляд. А давайте поиграем в игру «Назови больше!». Мы по очереди будем называть все, что изображено на картине, и узнаем, кто у нас самый внимательный, кто больше увидит и лучше расскажет. Начинаю я. На переднем плане картины изображена река тихая и спокойная, с зеркально чистой гладью. Она течет тихо, едва заметно. Речка настолько прозрачна, что в ней отражается заглянувший в нее красный кустик.
(Далее дети описывают все, что изображено на картине, педагог добавляет сравнения, эпитеты, цветовые обозначения).
- Просто удивительно, как природа смогла сотворить такое чудо, и теперь она восхищает всех, заставляет быть внимательнее к тому, что нас окружает. Именно Левитан своей картиной показывает, что стоит обращать внимание не только на общий пейзаж, но и рассматривать мелкие подробности и детали, которые как раз и помогают создать особое и даже поэтическое настроение.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Понравилось вам стихотворение?
- Понравилось!
- Вот мы с вами и побывали в осеннем лесу благодаря художнику…
- Исааку Левитану.
- Как называется его картина и жанр живописи?
- «Золотая осень». Это пейзаж.
- А теперь давайте в наш альбом поместим фотографию картины Исаака Левитана «Золотая осень». Может кто ни будь из вас захочет нарисовать свою золотую осень, я буду рада. В уголке творчества есть всё необходимое, что может вам понадобиться.
Работы, которые нарисуют дети, вывешиваются на выставке «Мир глазами детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя профориентация детей. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией архитектора.
Ранняя профориентация детей...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема: «Безопасное поведение на природе»...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе»
Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Какие мы?»
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Какие мы?» Татьяна Малова Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлен...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «Сотрудники детского сада»
Занятие по ознакомлению детей с работой сотрудников детского сада....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «Сотрудники детского сада»
оод по ознакомлению с профессиями...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»...