По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мкртычян Вартануш Юрьевна

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 7 «ЯГОДКА» ПГТ. ДЖУБГА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА

Конспект: открытого занятия по развитию речи в средней группе                                                                    Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»              Воспитатель: Мкртычян. В.Ю.

Программное содержание.

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.

Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому.

Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.

Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.

Интеграция познавательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»

Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.

Подготовительная работа

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.

Ход НОД

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной!

Воспитатель: Ах, как дивно сказал об осени поэт! А художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

Дети слушают музыку и рассматривают картину.

Воспитатель: Радостно или грустно звучала эта музыка?

Дети: Грустно.

Воспитатель: Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

Вот такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. Как художник может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. А с помощью красок он может передать время года (зиму, лето, осень, весну, своё настроение (радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину).

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

Дети: Березки.

Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?

Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва ещё есть - золотая, желтая, оранжевая.

Воспитатель: А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Дети: Речка.

Воспитатель: Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо?

Дети: Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.

Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше и выбрал прямоугольный формат картины. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспоминания, эту радость и лёгкую грусть. А сейчас вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Возьмите краски и приступайте к работе. Самостоятельная художественная деятельность детей.

Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, расскажите, какими изобразительными средствами удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Если бы вы видели себя! Знаете, какими вы были красивыми! У каждого из вас в глазах горело по волшебной искорке! Знаете почему? Когда вы творили Красоту, вы делали и не только для себя, но и для других. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.


Публикации по теме:

Художественно-творческое развитие дошкольников. Авторская дидактическая игра «Графика»

Цель :Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: Рассматривание картины И.И. Левитана "Март"

Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И.И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи. Учишь видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины  Исаака  Ильича Левитана «Март»...

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами изодеятельности на тему: «Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Учить рассматривать пейзажные картины; познакомить детей с творчеством И. Левитана на основе репродукции картины «Золотая осень»....

Организованная образовательная деятельность Развитие речи Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Организованная образовательная деятельность (ООД)Развитие речи (Р.Р)Дата____________________________________Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И....

«Ознакомление с пейзажной живописью. Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень

Задачи: учить замечать красивое в природе и в картине;учить определять средства выразительности в живописи;увеличить словарный запас (золотая осень, пейзаж) и активизировать его;вызывать эмоциональное...