Кружок "Рисовашка" по нетрадиционной технике рисования (ранний возраст)
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_risovashka_ranniy_vozrast.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по художественно-эстетическому развитию

детей раннего возраста «Рисовашка»

(нетрадиционные техники рисования)

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная  записка

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и  педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 1,5-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

Актуальность.
Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

Цель программы:  создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Основные задачи:

  • Развить и укрепить мелкую  моторику рук.
  • Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Создать развивающую среду  для самовыражения детей в творческой деятельности.
  • Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Участники программы:

  • Воспитатель
  • Дети, посещающие группу в возрасте 1,5 - 2 лет

Программа реализуется в группах раннего возраста (1,5 – 2 лет).

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Программа реализуется через организацию изобразительной деятельности с подгруппами детей в режимных моментах в течение дня.

Сроки реализации кружковой программы:
Программа кружка «Волшебные краски» предназначена для детей возраста (1,5 – 2 лет) и

рассчитана на 1 год обучения.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Волшебные краски», проводится во вторую половину дня 1 раз  в неделю.
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 8 - 10 минут.

Предполагаемые результаты освоения программы:

-динамика в развитии тонкомоторных навыков;

-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;

-получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;

-появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования;

-обогащение словарного запаса детей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Календарно-тематическое планирование

     Время проведения

Тема занятия

Задачи

Материалы

Октябрь

(рисование пальчиками)

Цветные пальчики

Познакомить детей с техникой рисования пальчиками;

учить опускать пальчик в краску, и наносить отпечаток на бумагу;

учить пользоваться салфеткой.

½ белого листа , гуашь, салфетки

Падают, падают листья

Учить рисовать пальчиками — окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки, вызвать интерес к созданию осенней композиции «листопад», развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику.

Вырезанные листочки из белого листа, краски (жёлтая, зелёная, красная) в плоских ёмкостях, салфетки.

Весёлые мухоморы

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность шляпки мухомора.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы или листы с изображением мухоморов; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

Дождик, дождик пуще…

 Закрепить умение рисовать пальчиками плотно прижимая подушечку пальца;

закрепить знания и представления о цвете (синий).

Бумага с изображением тучки, гуашь пальчиковая, емкость с водой, салфетки

Ноябрь

(рисование пальчиками)

Веточка рябины (коллективная работа)

Создание коллективной композиции. Учить рисовать на ветке ягодки. Развивать творческие способности через рисование пальчиками. Закрепить знания и представления о цвете (красный).

Лист формата А3 с наклеенными сухими листьями рябины, гуашь красного цвета

Яблочки на дереве

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

Бумага с изображением дерева, гуашь пальчиковая, емкость с водой, салфетки

Моё солнышко

Продолжать учить рисовать пальчиками, окунать пальчики в краску и проводить прямые линии. Вызвать интерес к созданию рисунка.

Бумага с наклеенным кружочком желтого цвета. Гуашь желтая.

Мячик для котенка

Учить рисовать пальчиками предметы округлой формы по спирали. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развитие мелкой моторики.

Бумага формата А5, гуашь различного цвета, салфетки.

Декабрь

(рисование ватными палочками, ладошками)

Снег идет

Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования- ватными палочками; научить правильно держать ватную палочку- вертикально;

закрепить знания и представления о цвете (белый).

Бумага темных оттенков, белая гуашь.

Украсим  варежку

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами. Закреплять положение пальцев, удерживающих ватную палочку. Освоение способа рисования ватной палочкой – рисование вертикальных и горизонтальных линий., точек.

Вырезанные из белой бумаги изображения варежек, гуашь.

Новогодняя елочка (коллективная)

Познакомить детей с новой техникой рисования (ладошками), учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге. Развивать координацию движений.

Белая бумага, гуашь зеленая.

Украсим ёлочку

Создать у детей радостное настроение, «зажечь» на ветках ёлки огоньки, продолжать учить рисовать пальчиками и ватными палочками огоньки, фонарики, используя яркие краски, развивать мелкую моторику.

Трафареты ёлочек, гуашь разных цветов, салфетки.

Январь

(рисование паролоновым тычком)

Снежная крепость

Познакомить детей с новой техникой рисования - паролоновым тычком, учить делать  оттиск, нажимая тычком на лист бумаги,  рисовать  в определенном месте. Развитие мелкой моторики. Развитие интереса к расованию.

Бумага с изображением крепости, гуашь белая

Колеса для паровоза (машины)

Продолжать учить детей рисовать паролоном. Учить ставить оттиск в определенном месте. Развитие мелкой моторики.

Листы с изображением поезда (машины) без колес, гуашь черная.

Мыльные пузыри

Создать у детей радостное настроение. Продолжать учить детей  рисовать паролоном, видеть границы листа.

Бумага, гуашь различных цветов, мыльные пузыри.

Февраль

(рисование паролоновым тычком)

Спрячем мишку.

Воспитание доброжелательного отношения к животным. Развитие умения покрывать краской всю необходимую поверхность при помощи поролонового тычка.

Листы с изображением спящего мишки, гуашь белая.

Красивый сервиз (Коллективная работа)

Создание коллективной композиции. Продолжать учить детей украшать простые по форме предметы, используя технику печатания, учить наносить узор равномерно по всей поверхности предмета. 

Вырезанные из белой бумаги изображения чашечек и чайника, тонированный лист формата А3, гуашь различных цветов.

Галстук для папы

Развитие умения украшать предмет, видеть границы рисунка. Развитие мелкой моторики. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать подарок папе (дедушке, брату).

Вырезанные изображения галстуков, гуашь различных цветов.

Яркая гусеница

Закрепить навык рисования паролоном. Развивать интерес к рисованию

Листы, тонированные в зеленый цвет, гуашь красного, желтого, синего цвета.

Март

Цветы для мамочки.

Повторять способ рисования ладошками. Продолжать учить оставлять отпечаток, опираясь всей ладошкой. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.

Листы с изображением цветов в горшках, гуашь различных цветов, салфетки, тарелочки.

Букет для любимой мамочки

Закрепить способ рисования ватными палочками. Учить видеть границы рисунка, контролировать силу нажима. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

Изображение букета, ватные палочки, сложенные в форме цветочка, гуашь различных ветов.

Варенье для Кати

Закреплять умение рисовать паролоном. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Вырезанные из белой бумаги силуэты банок, гуашь красная.

Красивые бусы.

Закрепить умение равномерно наносить точки  оттиском паролона -  рисовать узор бусины на нитке.Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

Лист бумаги с изображенной ниткой, гуашь различных цветов.

Апрель (печатание картонными втулками)

Зеленые  листочки

Познакомить с новой техникой рисования. Учить детей делать оттиск сложенным  в форме листа картонными втулками. Развитие силы нажима. Закрепить знания и представления о цвете

Листы с изображением дерева, картонные рулончики, сложенные в форме листочков.

Красивые цветы (коллективная работа)

Создание коллективной композиции. Продолжать учить детей рисовать картонными втулками, регулировать силу нажима. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.

Тонированный лист формата А3, картонные втулки, сложенные в форме листа и в форме цветка (по спирали), гуашь красного, желтого, зеленого цвета.

Желтые одуванчики

Продолжать учить детей рисовать картонными втулками, регулировать силу нажима. Развивать точность движений, аккуратность.

Тонированные в зеленый цвет листы бумаги, желтая гуашь. Картонные втулки, надрезанные по краям.

Маму очень я люблю, ей сердечко подарю.

Продолжать учить детей рисовать картонными втулками, регулировать силу нажима. Развивать точность движений, аккуратность. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание порадовать маму.

Картонные втулки, сложенные в форме сердечка, красная гуашь, листы белой бумаги.

Май (рисование восковыми мелками)

Колючки для ежика.

Познакомить детей со способом рисования мелками, научить технике пользования мелками. Учить проводить мелками прямые линии.

Листы с изображением ежика без колючек. Восковые мелки коричневого или черного  цвета.

Полоски для зебры.

Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками, проводить прямые линии, правильно держать мелок.

Листы с изображением зебры без полосок, восковые мелки черного цвета.

Травушка-муравушка

Учить детей правильно держать восковые мелки, регулировать силу нажима.

Листы бумаги, зеленые восковые мелки.

Божьи коровки на лужайке (итоговая коллективная работа)

Создание коллективной композиции. Закрепить умение рисовать различными нетрадиционными способами. Развитие мелкой моторики, аккуратности, закрепить знания основных цветов.

Лист бумаги формата А3, силуэты божьих коровок, ватные палочки, восковые мелки, гуашь, паролоновые тычки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.

Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.Цели: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, т...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» старший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рисование с использованием нетрадиционной техники — пальчиками ранний возраст

Тема: «Зайка серенький».Цели и задачи НОД:Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: пальчиковая живопись. Способом отпечаток пальчика на бумаге.Совершенствов...

Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.

Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по р...