Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» старший возраст
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
«Нетрадиционные техники рисования» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshiy_v._16-17.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию
___«Нетрадиционные техники рисования»___ Наименование дополнительной образовательной программы |
Старший возраст 5-7 лет --------------------------------------------- Возрастной диапазон |
Педагог дополнительного образования: Вострокнутова С.П. |
Санкт-Петербург 2018 |
СОДЕРЖАНИЕ:
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………......3
Актуальность…………………………………………………………………………………………………………………...........3
Практическая значимость программы……………………………………………………………………………………..............4
Педагогическая целесообразность………………………………………………………………………………………………...4
Связь с уже существующими программами по данному направлению :…………………………………………………….....5
Вид программы : модифицированная программа………………………………………………………………………………..5
Цель программы- развитие художественно –творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционного рисования…………………………………………………………………………………………………………………………….5
Основные задачи программы………………………………………………………………………………………………………5
Отличительные особенности данной образовательной программы…………………………………………………………….6
Особенности возрастной группы детей …………………………………………………………………………………………..6
Сроки реализации дополнительной образовательной программы…………………………………………………………......6
Вид детской группы………………………………………………………………………………………………………………...6
Особенности набора детей……………………………………………………………………………………………………........6
Количество детей по годам обучения……………………………………………………………………………………………..6
Содержательный раздел рабочей программы
Календарный график………………………………………………………………………………………………………………..7
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«нетрадиционные техники рисования»…………………………………………………………………………………………....8
Календарно-тематический план…………………………………………………………………………………………………..10
Перспективный план дополнительной образовательной программы «нетрадиционные техники рисования» старший возраст 5-7лет……………………………………………………………………………………………………………………....12
Организационный раздел рабочей программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе» нетрадиционные техники рисования…………………………………………………………………………………………………………………………..20
Планируемые результаты и оценочные материалы к программе «нетрадиционные техники рисования»……………….....21
Формы проведения итогов реализации образовательной программы…………………………………………………………21
Литература………………………………………………………………………………………………………………………….22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей,а также знакомство с национальными окружающими предметами ,впервые пробуждающими душу ребенка , воспитывающими в нем чувство красоты , любознательность. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование народно-декаративного искусства, знакомит детей со своей родной историей, развивает интерес к культуре русского народа. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Занятия по техникам русских народных узоров , продолжают развивать эстетический вкус , раскрывают возможности реализации творческого замысла через декоративное разнообразие.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств , способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества, реализовывает идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Ознакомление и рисование народно- декоративного искусства, продолжает реализовывать познавательно-воспитательные задачи, расширяя возможности творчества через разнообразие элементов русского декора.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий и познавательный характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Проведение занятий с использованием рисования в русских народных традиций развивает общечеловеческие ценности культуры, которые строятся в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими русским традициям.
Связь с уже существующими программами по данному направлению:
В основу настоящей программы легли программы М.Г.Смоляковой «Разноцветный мир»,
Прграмма В.Н. Касаревой «Родник»
Вид программы: модифицированная программа.
Новизной и отличительной особенностью программы
«Нетрадиционные техники рисования» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционного рисования.
Сформировать интерес к познанию историии культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе)
Отличительные особенности данной образовательной программы
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 16 занятия по темам.
Особенности возрастной группы детей
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек
1 группа | дети 5-7 лет | Старший дошкольный возраст |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год , что составляет 4 календарных месяца.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения | дети 5-7лет | Старший дошкольный возраст | 30 минут |
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к рабочей программе
дополнительного образования детей
«Нетрадиционные техники рисования»
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01 февраля
Начало учебных занятий – 01 февраля
Окончание учебных занятий – 30 мая
Продолжительность первого года обучения по программе «Нетрадиционные техники рисования» составляет пол года (5месяцев)
Месяц/ нагрузка | Учебный год | час / год | |||||||||||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | Март | апрель | май | ||||||||||
час / нед | час / мес | час / нед. | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед. | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед. | час / мес | ||
Первый год обучения | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 32 |
Комплектование групп дополнительного образования детей:
01сентября по 30сентября
Каникулы зимние:
31 декабря по 10 января
Каникулы летние:
01 июня по15 июля
Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:
Вторник, с 15.20- 17.00
Продолжительность учебной недели:
Пятидневная учебная неделя
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим ГБДОУ детский сад №125 центр развития ребёнка Невского района Санкт-Петербурга.
Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения составляет:
Старший возраст | Группа 1 | 5-7лет | 30 мин. |
Перерыв для отдыха детей между каждым занятием 10-15 минут.
Родительские собрания проводятся на начало учебного года (сентябрь)
Консультации для родителей проводятся согласно утвержденного графика.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к рабочей программе дополнительного образования детей
«Нетрадиционные техники рисования»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей «Разноцветный мир» государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №125 центр развития ребенка Невского района района Санкт-Петербурга является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.
Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.,
- Устава ГБДОУ, Решением Совета ГБДОУ протокол № 4 от 30.08.2013 г. реализует дополнительные платные образовательные услуги.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
II. Общие положения
2.1. Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
2.2. Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 15.20 до 17.00
2.2.1. Продолжительность занятий по дополнительной программе составляет:
- Для детей с 5- 7 лет- 30 минут.
2.3. В качестве форм организации образовательного процесса по дополнительным программа дополнительного образования детей применяются:
- игры;
- занятия;
- беседы;
- аудио и видео занятия;
- открытые занятия для родителей.
III. Структура учебного плана
3.1. Перечень дополнительных программ дополнительного образования детей формируется на основе запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) и согласовывается в отделе образования администрации Невского района Санкт-Петербурга.
3.2. Учебный курс «Нетрадиционные техники рисования»
Рассчитан для детей старших групп по обучению дошкольников рисованию, реализуется по Программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Нетрадиционные техники рисования», на основе Программы «Разноцветный мир», автор Смолякова М.Г., «Родник» ,автор Косарева В.Н.
Курс рассчитан на 1 час в неделю/ 16 часа в 4 мес.; с февраля по май.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Нетрадиционные техники рисования»
№ п/п | Наименование разделов и тем художественно-изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства |
Количество часов |
Количество часов | ||
1. | Игра-беседа «Условия безопасной работы». | 2 |
2. | Игра: «Знакомство с чудо-помощниками» | 2 |
3. | «Знакомство с пейзажем» | 4 |
4. | «Творим без кисточки» | 4 |
5. | «Способы тонирования бумаги» | 2 |
6. | «Декоративно-прикладное искусство» | 10 |
7. | «Дорисуй…» | 2 |
8. | «Оттиск» | 2 |
9. | «Натюрморт» | 2 |
10. | « Животные и человек» | 2 |
Всего: | 32 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Нетрадиционные техники рисования»
Старший возраст (5-7лет)
Месяц | Календарные сроки освоен. | Занятие № | Тема занятия | Кол-во занятий |
Октябрь | 1-6 | 1 | «Мое любимое дерево осенью» | 1 |
8-12 | 2 | «Я люблю пушистое, я люблю колючее» | 1 | |
15-19 | 3 | «Мой портрет» | 1 | |
22-31 | 4 | «Дымковская игрушка …» | 1 | |
Ноябрь | 6 | 5 | «Филин» | 1 |
13 | 6 | «Ателье мод» | 1 | |
20 | 7 | «Золотая осень» | 1 | |
27 | 8 | «Искусство гжелевых мастеров» | 1 | |
Декабрь | 4 | 9 | «Морозный узор» | 1 |
11 | 10 | «Воздушные вологодские узоры - паутинки» | 1 | |
18 | 11 | «Зимняя ночь» | 1 | |
25 | 12 | «Дед Мороз» | 1 | |
Январь | 8 | 13 | «Как весело было на празднике» | 1 |
15 | 14 | «Чудо, чудо Рождество» | 1 | |
22 | 15 | «Мои любимые снежинки» | 1 | |
29 | 16 | «Золотой петушок» | 1 | |
Февраль | 5 | 17 | «Узор на миске» | 1 |
12 | 18 | «Звездное небо» | 1 | |
19 | 19 | «Веселые кляксы» | 1 | |
26 | 20 | «Расстелила зимушка-зима свои ковры » | 1 | |
Март | 5 | 21 | «Подснежники» | 1 |
12 | 22 | «Портрет мамы» | 1 | |
19 | 23 | «Чудесный букет» | 1 | |
26 | 24 | «Музыкальный рисунок» | 1 | |
Апрель | 3-7 | 25 | «Пушистые детеныши животных» | 1 |
10-14 | 26 | «Космический пейзаж» | 1 | |
17-21 | 27 | «Расцвели чудесные цветы , жестов » | 1 | |
24-28 | 28 | «Плюшевый медвежонок» | 1 | |
Май | 7 | 29 | «Хохломские ложки» | 1 |
14 | 30 | «Предметы декоративно-прикладного искусства» | 1 | |
21 | 31 | «Чудесные платки» | 1 | |
28 | 32 | «Яблоневая ветка» | 1 | |
ВСЕГО ЗАНЯТИЙ В ГОД | 32 |
Цель занятий:
- Знакомство с особенностями изобразительной деятельности, с материалами и инструментами.
- Освоение навыков работы с ними.
- Развитие способности к цветовосприятию и форморазличению.
- Развитие ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти.
- Установка интереса к изобразительной деятельности, формирование желания творить.
Задачи изобразительной деятельности детей
Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
- Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы, создавая тем самым выразительные образы.
- Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).
- Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
- Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков карандаша или кисти словами, Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).
- Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.).
- Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение нескольких предметов (ёлочки на нашем участке, дети гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (дети идут по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.
Блоки:
Растения, явления природы.
Задачи:
1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.
2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.
3.Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять приемы вертикального мазка.
4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.
5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего, зимнего и весеннего дня.
Животные.
Задачи:
1.Формировать умения замечать характерные особенности разных
животных и отражать их в рисунке.
2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение
несложных движений и их позу.
3.Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими
приемами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой,
жесткой кистью.
4. Развивать посредством осязания ощущение формы.
5.Научить воплощаться в образ формы.
6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа
животных, птиц.
7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления
о животных и сказочных персонажах
Человек.
Задачи:
1.Дать представления о модульном изображении человека
2.Научить изображать бюст человека.
3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.
4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.
5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.
Натюрморт.
Задачи:
1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной формы и изображать их в рисунках.
2.Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.
3.Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками в
одном направлении.
Декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
1.Познакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства (декоративное украшение предметов одежды), понятием «элемент узора». Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма.
3. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.
Уроки раскрепощения.
Задачи:
1.Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.
2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.
3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.
4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от негативного воздействия информационной среды, «перестроить на игровом уровне» болезненное состояние духа.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Нетрадиционные техники рисования»
Старший возраст (5-7 лет)
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Октбрьь | 1 | Моё любимое дерево осенью (оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре - монотипия, в октябре - набрызг по трафарету, в ноябре - печатание печатками). Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре листьев много, они жёлто- зелёные, в ноябре листьев мало, зелёных нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Уголь, сангина, печатки, трафарет, жёсткая кисть, лист формата А4 голубого и серого цвета, кисти, гуашь, вода, салфетка. Иллюстрации, эскизы пейзажей осени (по месяцам) |
2 | Я люблю пушистое, я люблю колючие (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном) | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Лист формата А4 тонированный или белый, жёсткая кисть, гуашь (для графики - только чёрная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, тарелочка для печати бумагой или поролоном. Эскизы, фотографии, иллюстрации. | |
3 | Мой портрет (чёрно-белый граттаж, акварель + восковые мелки) | Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке настроение, особенности внешности (причёска и др.) развивать чувство композиции. | Лист формата А4, акварель, восковые мелки, кисти, вода, салфетка. Репродукции портретов, зеркало. | |
4 | Роспись на бумаге силуэтов дымковских игрушек (5, с.34) | Закреплять знания о характерных особенностях росписи дымковской игрушки. Формировать умение создавать дымковские узоры, используя разнообразные приёмы работы кистью. | Вырезанные силуэты дымковских игрушек (конь, барышни и т.д.), акварель, кисти, вода, салфетка. Репродукция, поделки дымковских игрушек, работы воспитателя. | |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Ноябрь | 5 | Филин (рисование штрихом) | творческие способности. Вызвать интерес к такому способу изображения, как штрих. Показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании образа. Развивать фантазию, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, | Лист формата АЗ, сухие графические материалы, карандаши, фломастеры, ручки, сангина. Иллюстрации, эскизы. |
6 | Ателье мод (акварель) | Познакомить детей с работой ателье мод. Предложить создать свои модели, нарисовать модную одежду. Развивать интерес к прекрасному. Обратить внимание детей на то, что искусство окружает нас повсюду, доставляет людям радость и удовольствие. | Лист формата А4, акварель, кисти, вода, салфетка. Журналы мод. Иллюстрации. | |
7 | Золотая осень (печать листьями, набрызг, оттиск печатками) (11, с.102) | Знакомить с жанром изобразительного исскуства - пейзажем. Учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенных техник. | Лист формата А4, на которой дети ранее изобразили землю и небо пастелью, гуашь, печатки, листья, мягкие и жёсткие кисти, кусочек картона для набрызга. | |
8 | Искусство гжельских мастеров (3,с.26) | Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства. Познакомить с гжельской росписью, её содержанием. | Полоски белой бумаги Vi А4, акварель, палитра, кисти, вода, салфетка. Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления. |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Декабрь | 9 | Морозный узор (фотокопия - рисование свечой) | Вызвать интерес у детей к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность и желание отразить увиденное в своём творчестве. Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Развивать воображение, творчество. | Лист формата А4, свеча или мыло, акварель, кисть, вода, салфетка. Эскизы морозных узоров, иллюстрации. |
10 | Воздушные вологодские узоры - паутинки (27, с.55) | Познакомить с элементами вологодского кружева; приобщать к истокам русской народной культуры; развивать творческие способности, эстетический вкус. | Квадратные листы, вырезанные из чёрной бумаги, белила, кисть №1, вода, салфетки. Изделия вологодского кружева. | |
11 | Зимняя ночь (чёрно-белый граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрнобелого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линии, штрих. | Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисти, заострённая палочка. Эскизы, иллюстрации. | |
12 | Дед Мороз (рисование солью) | рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей. Побуждать к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями. Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Закрепить умение | Иллюстрации. Эскизы. Лист формата А4, гуашь, кисти, вода, салфетка, соль. | |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Январь | 13 | Как весело было на празднике ёлки (10, с. 169) | Учить намечать содержание и передавать его в рисунке, используя яркие тона красок. | Лист формата А4, гуашь, кисти, вода, салфетка. |
14 | Чудо, чудо - Рождество! (27, с.51) | Познакомить с православным праздником Рождества; учить передавать своё отношение средствами изобразительной деятельности; приобщать к историческим традициям русского народа. | Лист формата А4, простой карандаш, акварель, кисти, вода, салфетки. Репродукции картин Рембрандта «Святое семейство» | |
20 | 15 | Мои любимые снежинки (декоративные) | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок разной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочках белую с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции. | вырезанные из чёрной бумаги, гуашь, кисти, вода, салфетка. Иллюстрации, эскизы. Тарелочки, подносы, |
16 | Золотой петушок (31, с.164) | Создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать художественный вкус. | Чтение «Сказки о золотом петушке». Беседа о Дети выбирают бумагу желаемого размера и цвета, краски, кисти разного размера, вода, салфетки. сказочных птицах. |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Февраль | 17 | Узор на миске (28, с.150) | Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьями, завитками, «травкой», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определённой последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи. | Вырезанные тарелочки из картона красного, желтого и чёрного цвета, акварель, кисти разного размера, вода, салфетка. Готовые изделия фабричного изготовления. |
18 | Звёздное небо (набрызг, печать поролоном по трафарету) | Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Лист формата А4, кисти, гуашь, вода, зубная щётка (жёсткая), трафареты, поролоновые тампоны. Иллюстрации, эскизы. | |
19 | Весёлые кляксы (29, с.28) (кляксография) | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. | Лист формата А4, гуашь, кисти, набор фломастеров, перо, баночка с тушью, салфетка, вода. Г отовые работы по кляксографии для образца. | |
20 | Расстелила зимушка-зима свои белоснежные ковры (10, с.171) | Учить передавать образ зимы при помощи декоративного узора, выбирать холодную гамму цветов. | Лист формата А4, простой карандаш, акварель, кисти, вода, салфетки. |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Март | 21 | Подснежники (акварель + восковые мелки) | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | Лист формата А4, акварель, восковые мелки, кисти, вода, салфетка. Иллюстрации, эскизы. |
22 | Портрет мамы (10,180) | Учить передавать в рисунке основные детали костюма мамы. | Лист формата А4, любые изобразительные средства на выбор детей (краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.) Женские портреты художников. | |
23 | Чудесный букет (монотипия) | Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии. | Лист формата А4, гуашь, кисти, вода, салфетка. Иллюстрации, эскизы. | |
24 | Музыкальный рисунок (30, с.ЗО) (рисование музыки) | Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно. | Лист формата А4, гуашь, кисти, вода, салфетка. Прослушивани е классической и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы из серии «Волшебные голоса природы. Малыш на острове». |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Апрель | 25 | Пушистые детёныши животных (28, с. 143) | Учить изображать пушистого детёныша животного в какой-либо позе или движении; формировать представление, что отличие детёныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела; учить использовать при изображении шерсти животных жёсткой кистью разного вида штрихи - прямые, волнистые, закруглённые и вертикальные («выбивание»). | Листы тонированной бумаги в форме квадрата, жёсткие и мягкие кисти, гуашь, вода, салфетка и простой карандаш. Иллюстрации Е.Чарушина и других художников, рисующих в такой манере. |
26 | Космический пейзаж (29, с.45) граттаж | Научить новому способу получения изображения - граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов. Воспитывать стремление к познанию окружающего мира. | Лист формата А4 с готовой основой под граттаж, заострённая палочка. Иллюстрации ночного неба, космического. | |
27 | Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос) | Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. | Лист формата А4 чёрный, гуашь, кисти, вода, салфетка. Жостовские подносы, эскизы. | |
28 | Плюшевый медвежонок (29, с. 17) рисование поролоном | Помочь освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость) | Детские игрушки |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Май | 29 | Хохломские ложки (28, с. 153) | Учить новой композиции хохломского узора - изображению закруглённой ветки с ягодами, соответствующей форме изделия, рисовать узоры на разных фонах. Ввести в узор новые элементы - ягоды клубники, малины, крыжовника. | Ложки разного цвета (красного, чёрного, тёмно-жёлтого), гуашь, вода, кисточки разного размера, салфетки. Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора - ягодами клубники, малины, крыжовника. |
30 | Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления. | Учить передавать при помощи цвета изменения моря в зависимости от погоды. | Лист формата А4, восковые мелки, акварель, гуашь, кисти, печатки, губка для смачивания листа, вода, салфетка. | |
31 | Чудесные платки | Познакомить с павлово - пасадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово- посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. | Лист формата 20x20 чёрная, гуашь, кисти, вода, салфетка. Павлово-посадские платки, эскизы. | |
32 | Яблоневая ветка. | Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту цветущей яблони. Совершенствовать умение смешивать краски на палитре. Развивать чувство цвета, ритма, совершенствовать композиционные умения. | Лист формата А4, акварель, кисти разного размера, вода, салфетки Иллюстрации с цветущими яблонями |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «Нетрадиционные техники рисования»
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «Разноцветный мир» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- акварельные краски, гуашь;
- простые карандаши, ластик;
- печатки из различных материалов;
- наборы разнофактурной бумаги;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки, губки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
- место для выставки детских работ
- парта детская-4 шт, стул детский -8 шт
- демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий
- различные игрушки
- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
- Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета
- Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
- Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками
- Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/
№ | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропорции | Композиция | Аккуратность | Передача движения | Цвет | Общее число баллов |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
Итого баллов по критериям |
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/
Передача формы:
-форма передана точно
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
ЦветХарактеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
Литература для педагога:
Основная литература.
- Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
- Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
- Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
- Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
- Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
- ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
- Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Техника изонити"
В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Техника изонити"...
Рабочая программа дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста "Лоскутная техника"
В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная техника"...
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...
Рабочая программа дополнительного образования «Каляка-маляка» по нетрадиционным техникам рисования
на 2 учебных года для детей средней и старшей групп...