Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» старший возраст
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Вострокнутова Светлана Павловна

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

«Нетрадиционные техники рисования» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshiy_v._16-17.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования детей по

рисованию

 

___«Нетрадиционные техники рисования»___

Наименование дополнительной образовательной программы

Старший возраст 5-7 лет

---------------------------------------------

Возрастной диапазон

                                                                  Педагог дополнительного образования:

Вострокнутова С.П.

Санкт-Петербург

2018

СОДЕРЖАНИЕ:

Целевой раздел рабочей программы

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………......3

Актуальность…………………………………………………………………………………………………………………...........3

Практическая значимость программы……………………………………………………………………………………..............4

Педагогическая целесообразность………………………………………………………………………………………………...4

Связь с уже существующими программами по данному направлению :…………………………………………………….....5

Вид программы : модифицированная программа………………………………………………………………………………..5

Цель программы- развитие художественно –творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционного рисования…………………………………………………………………………………………………………………………….5

Основные задачи программы………………………………………………………………………………………………………5

Отличительные особенности данной образовательной программы…………………………………………………………….6

Особенности возрастной группы детей …………………………………………………………………………………………..6

Сроки реализации  дополнительной образовательной программы…………………………………………………………......6

Вид детской группы………………………………………………………………………………………………………………...6

Особенности набора детей……………………………………………………………………………………………………........6

Количество детей по годам обучения……………………………………………………………………………………………..6

Содержательный раздел рабочей программы

Календарный график………………………………………………………………………………………………………………..7

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

«нетрадиционные техники рисования»…………………………………………………………………………………………....8

Календарно-тематический план…………………………………………………………………………………………………..10

Перспективный план дополнительной образовательной программы «нетрадиционные техники рисования» старший  возраст 5-7лет……………………………………………………………………………………………………………………....12

Организационный раздел рабочей программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе» нетрадиционные техники рисования…………………………………………………………………………………………………………………………..20

Планируемые результаты и оценочные материалы к программе «нетрадиционные техники рисования»……………….....21

Формы проведения итогов реализации образовательной программы…………………………………………………………21

Литература………………………………………………………………………………………………………………………….22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей,а также знакомство с национальными окружающими предметами ,впервые пробуждающими душу ребенка , воспитывающими в нем чувство красоты , любознательность. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование народно-декаративного искусства, знакомит детей со своей родной историей, развивает интерес к культуре русского народа. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Занятия по техникам русских народных узоров , продолжают развивать эстетический вкус , раскрывают возможности реализации творческого замысла через декоративное  разнообразие.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств , способных решать современные  задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного  творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества,  реализовывает  идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Ознакомление и рисование народно- декоративного искусства, продолжает реализовывать познавательно-воспитательные задачи, расширяя возможности творчества через разнообразие элементов русского декора.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.

 Все занятия в разработанной мной программе носят творческий и познавательный характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Проведение занятий с использованием  рисования в  русских народных традиций развивает общечеловеческие ценности культуры, которые  строятся в соответствии с ценностями и специфическими особенностями,  присущими  русским традициям.

Связь с уже существующими программами по данному направлению:

В основу настоящей программы легли программы М.Г.Смоляковой «Разноцветный мир»,

Прграмма В.Н. Касаревой «Родник»

Вид программы: модифицированная программа.

Новизной и отличительной особенностью программы 

«Нетрадиционные техники рисования» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Сформировать интерес к познанию историии культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  • Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе)

Отличительные особенности данной образовательной программы

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 16  занятия по темам.

Особенности возрастной группы детей

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек

 1 группа

дети 5-7 лет

Старший дошкольный возраст

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год , что составляет 4  календарных месяца.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся  1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

дети 5-7лет

Старший  дошкольный возраст

30  минут

Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Особенности набора детей

Набор детей производится в свободном порядке.

Количество детей по годам обучения

Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

к рабочей программе

дополнительного образования детей

«Нетрадиционные техники рисования» 

Продолжительность учебного года:

Начало учебного года – 01 февраля

Начало учебных занятий – 01 февраля

Окончание учебных занятий – 30 мая

Продолжительность первого года обучения по программе «Нетрадиционные техники рисования» составляет пол года (5месяцев)

Месяц/                        нагрузка

Учебный год

час    /    год

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

апрель

май

час / нед

час / мес

час / нед.

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед.

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед.

час / мес

Первый год обучения

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

32

Комплектование групп дополнительного образования детей:

01сентября по 30сентября

Каникулы зимние:

31 декабря  по 10 января

Каникулы летние:

01 июня по15 июля

Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:

Вторник,  с 15.20- 17.00

Продолжительность учебной недели:

Пятидневная учебная неделя

Режим  занятий:

Занятия проводятся по расписанию,  утвержденному заведующим ГБДОУ детский сад №125 центр развития ребёнка Невского района Санкт-Петербурга.

Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения составляет:

Старший  возраст

Группа 1

5-7лет

30 мин.

Перерыв для   отдыха детей между каждым занятием 10-15 минут.

Родительские собрания проводятся на начало учебного года (сентябрь)

Консультации для родителей проводятся  согласно утвержденного графика.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

к рабочей программе дополнительного образования детей

«Нетрадиционные техники рисования» 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план  к дополнительной программе дополнительного образования детей «Разноцветный мир» государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №125 центр развития ребенка Невского района района Санкт-Петербурга является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.

Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.,
  • Устава ГБДОУ, Решением Совета ГБДОУ протокол № 4 от 30.08.2013 г. реализует дополнительные платные образовательные услуги.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

II. Общие положения

2.1. Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

2.2. Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей  проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 15.20 до 17.00

2.2.1. Продолжительность занятий по дополнительной программе составляет:

  • Для детей с 5- 7  лет- 30 минут.

2.3. В качестве форм организации образовательного процесса по дополнительным программа дополнительного образования детей  применяются:

  • игры;
  • занятия;
  • беседы;
  • аудио и видео занятия;
  • открытые занятия для родителей.

III. Структура учебного плана

3.1. Перечень  дополнительных программ дополнительного образования детей  формируется на основе запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) и согласовывается в отделе образования администрации Невского  района Санкт-Петербурга.

3.2.  Учебный курс «Нетрадиционные техники рисования»

Рассчитан для детей  старших    групп   по  обучению дошкольников рисованию, реализуется по Программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Нетрадиционные техники рисования», на основе Программы «Разноцветный мир», автор Смолякова М.Г., «Родник» ,автор Косарева В.Н.

Курс рассчитан на 1 час в неделю/ 16  часа в 4 мес.;  с февраля  по май.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Нетрадиционные техники рисования»

п/п

Наименование разделов и тем художественно-изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства

 

Количество часов

Количество часов

1.

 Игра-беседа «Условия безопасной работы».

2

2.

Игра: «Знакомство с чудо-помощниками»

2

3.

«Знакомство с пейзажем»

4

4.

«Творим  без  кисточки»

4

5.

«Способы тонирования бумаги»

2

6.

«Декоративно-прикладное искусство»

10

7.

«Дорисуй…»

2

8.

«Оттиск»

2

9.

«Натюрморт»

2

10.

« Животные и человек»

2

Всего:

32

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 «Нетрадиционные техники рисования»

Старший возраст (5-7лет)

Месяц

Календарные сроки освоен.

Занятие

Тема занятия

Кол-во занятий

Октябрь

1-6

1

«Мое любимое дерево осенью»

1

8-12

2

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

1

15-19

3

«Мой портрет»

1

22-31

4

«Дымковская игрушка …»

1

Ноябрь

6

5

«Филин»

1

13

6

«Ателье мод»

1

20

7

«Золотая осень»

1

27

8

«Искусство гжелевых мастеров»

1

Декабрь

4

9

«Морозный узор»

1

11

10

«Воздушные вологодские узоры - паутинки»

1

18

11

«Зимняя ночь»

1

25

12

«Дед Мороз»

1

Январь

8

13

«Как весело было на празднике»

1

15

14

«Чудо, чудо Рождество»

1

22

15

«Мои любимые снежинки»

1

29

16

«Золотой петушок»

1

Февраль

5

17

«Узор на миске»

1

12

18

«Звездное небо»

1

19

19

«Веселые кляксы»

1

26

20

«Расстелила зимушка-зима свои ковры »

1

Март    

5

21

«Подснежники»

1

12

22

«Портрет мамы»

1

19

23

«Чудесный букет»

1

26

24

«Музыкальный рисунок»

1

Апрель

3-7

25

«Пушистые детеныши животных»

1

10-14

26

«Космический пейзаж»

1

17-21

27

«Расцвели чудесные цветы , жестов »

1

24-28

28

«Плюшевый медвежонок»

1

Май    

7

29

«Хохломские ложки»

1

14

30

«Предметы декоративно-прикладного искусства»

1

21

31

«Чудесные платки»

1

28

32

«Яблоневая ветка»

1

ВСЕГО ЗАНЯТИЙ В ГОД

32

Цель занятий:

  1. Знакомство с особенностями изобразительной деятельности, с материалами и инструментами.
  2. Освоение навыков работы с ними.
  3. Развитие способности к цветовосприятию и форморазличению.
  4. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти.
  5. Установка интереса к изобразительной деятельности, формирование желания творить.

Задачи изобразительной деятельности детей
Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

  • Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы, создавая тем самым выразительные образы.
  • Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).
  • Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
  • Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков карандаша или кисти словами, Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).
  • Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.).
  • Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение нескольких предметов (ёлочки на нашем участке, дети гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (дети идут по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Блоки:

Растения, явления природы.

Задачи:

1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.

3.Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять приемы вертикального мазка.

4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.

5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего, зимнего и весеннего дня.

Животные.

Задачи:

1.Формировать умения замечать характерные особенности разных

животных и отражать их в рисунке.

2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение

несложных движений и их позу.

3.Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими

приемами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой,

жесткой кистью.

4. Развивать посредством осязания ощущение формы.

5.Научить воплощаться в образ формы.

6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа

животных, птиц.

7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления

о животных и сказочных персонажах

Человек.

Задачи:

1.Дать представления о модульном изображении человека

2.Научить изображать  бюст человека.

3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.

5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.

Натюрморт.

Задачи:

1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной формы и изображать их в рисунках.

2.Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.

3.Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками в

одном направлении.

Декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1.Познакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства (декоративное украшение предметов одежды), понятием «элемент узора». Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.

2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма.

3. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.

Уроки раскрепощения.

Задачи:

1.Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.

2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.

3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.

4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от негативного воздействия информационной среды, «перестроить на игровом уровне» болезненное состояние духа.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 «Нетрадиционные техники рисования»

Старший возраст  (5-7 лет)

        

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Октбрьь

1

Моё любимое дерево осенью

(оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия)

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные

изобразительные техники (дерево в сентябре - монотипия, в октябре - набрызг по трафарету, в ноябре - печатание печатками). Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре листьев много, они жёлто- зелёные, в ноябре листьев мало, зелёных нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Уголь, сангина, печатки, трафарет, жёсткая кисть, лист формата А4 голубого и серого цвета, кисти, гуашь, вода, салфетка. Иллюстрации, эскизы пейзажей осени (по месяцам)

2

Я люблю пушистое, я люблю колючие (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном)

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4

тонированный или белый, жёсткая кисть, гуашь (для графики - только чёрная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, тарелочка для печати бумагой или поролоном. Эскизы, фотографии, иллюстрации.

3

Мой портрет (чёрно-белый граттаж, акварель + восковые мелки)

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке настроение, особенности внешности (причёска и др.) развивать чувство композиции.

Лист формата А4, акварель, восковые мелки, кисти, вода, салфетка. Репродукции портретов, зеркало.

4

Роспись на бумаге

силуэтов

дымковских

игрушек

(5, с.34)

Закреплять знания о характерных особенностях росписи дымковской игрушки. Формировать умение создавать дымковские узоры, используя разнообразные приёмы работы кистью.

Вырезанные силуэты дымковских игрушек (конь, барышни и т.д.), акварель, кисти, вода, салфетка. Репродукция,

поделки

дымковских

игрушек,

работы

воспитателя.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Ноябрь

5

Филин

(рисование штрихом)

творческие способности.

Вызвать интерес к такому способу изображения, как штрих. Показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании образа. Развивать фантазию, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость,

Лист формата

АЗ, сухие

графические

материалы,

карандаши,

фломастеры,

ручки, сангина. Иллюстрации, эскизы.

6

Ателье мод (акварель)

Познакомить детей с работой ателье мод. Предложить создать свои модели, нарисовать модную одежду. Развивать интерес к прекрасному. Обратить внимание

детей на то, что искусство окружает нас повсюду, доставляет людям радость и удовольствие.         

Лист формата А4, акварель, кисти, вода, салфетка. Журналы мод. Иллюстрации.

7

Золотая осень (печать листьями, набрызг, оттиск печатками)

(11, с.102)

Знакомить с жанром изобразительного исскуства - пейзажем. Учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенных техник.

Лист формата А4, на которой дети ранее изобразили землю и небо пастелью, гуашь, печатки, листья, мягкие и жёсткие кисти, кусочек картона для набрызга.

8

Искусство

гжельских

мастеров

(3,с.26)

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства. Познакомить с гжельской росписью, её содержанием.

Полоски белой бумаги Vi А4, акварель, палитра, кисти, вода, салфетка. Предметы

декоративно

прикладного

искусства

фабричного

изготовления.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Декабрь

9

Морозный узор (фотокопия - рисование свечой)

Вызвать интерес у детей к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность и желание отразить увиденное в своём творчестве. Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Развивать воображение, творчество.

Лист формата А4, свеча или мыло, акварель, кисть, вода, салфетка. Эскизы морозных узоров, иллюстрации.

10

Воздушные вологодские узоры - паутинки (27, с.55)

Познакомить с элементами вологодского кружева; приобщать к истокам русской народной культуры; развивать творческие способности, эстетический вкус.

Квадратные листы, вырезанные из чёрной бумаги, белила, кисть №1, вода, салфетки. Изделия

вологодского

кружева.

11

Зимняя ночь

(чёрно-белый

граттаж)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрнобелого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линии, штрих.

Лист

полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисти, заострённая палочка. Эскизы, иллюстрации.

12

Дед Мороз (рисование солью)

рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей. Побуждать к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Закрепить умение

Иллюстрации. Эскизы.

Лист формата А4, гуашь, кисти, вода, салфетка, соль.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Январь

13

Как весело было на празднике ёлки (10, с. 169)

Учить намечать содержание и передавать его в рисунке, используя яркие тона красок.

Лист формата А4, гуашь, кисти, вода, салфетка.

14

Чудо, чудо - Рождество! (27, с.51)

Познакомить с православным праздником Рождества; учить передавать своё отношение средствами изобразительной деятельности; приобщать к историческим традициям русского народа.

Лист формата А4, простой карандаш, акварель, кисти, вода, салфетки. Репродукции

картин

Рембрандта

«Святое

семейство»

20

15

Мои любимые снежинки

(декоративные)

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок

разной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочках белую с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.

вырезанные из чёрной бумаги, гуашь, кисти, вода, салфетка.

Иллюстрации, эскизы.

Тарелочки,

подносы,

16

Золотой петушок (31, с.164)

Создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развивать

воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать художественный вкус.

Чтение «Сказки о золотом петушке». Беседа о Дети выбирают бумагу желаемого размера и цвета, краски, кисти разного размера, вода, салфетки. сказочных

птицах.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Февраль

17

Узор на миске (28, с.150)

Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьями, завитками, «травкой», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определённой последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи.

Вырезанные тарелочки из картона красного, желтого и чёрного цвета, акварель, кисти разного размера, вода, салфетка. Готовые

изделия

фабричного

изготовления.

18

Звёздное небо (набрызг, печать поролоном по трафарету)

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Лист формата А4, кисти, гуашь, вода, зубная щётка (жёсткая), трафареты, поролоновые тампоны. Иллюстрации, эскизы.

19

Весёлые кляксы (29, с.28) (кляксография)

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение,

фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу.

Лист формата А4, гуашь, кисти, набор фломастеров, перо, баночка с тушью, салфетка, вода. Г отовые работы по кляксографии для образца.

20

Расстелила зимушка-зима свои белоснежные ковры (10, с.171)

Учить передавать образ зимы при помощи декоративного узора, выбирать холодную гамму цветов.

Лист формата А4, простой карандаш, акварель, кисти, вода, салфетки.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Март

21

Подснежники (акварель + восковые мелки)

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Лист формата А4, акварель, восковые мелки, кисти, вода, салфетка. Иллюстрации, эскизы.

22

Портрет мамы (10,180)

Учить передавать в рисунке основные детали костюма мамы.

Лист формата А4, любые изобразительные средства на выбор детей (краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.) Женские

портреты

художников.

23

Чудесный букет (монотипия)

Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Лист формата А4, гуашь, кисти, вода, салфетка. Иллюстрации, эскизы.

24

Музыкальный рисунок (30, с.ЗО) (рисование музыки)

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.

Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.

Лист формата А4, гуашь, кисти, вода, салфетка.

Прослушивани е классической и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы из серии

«Волшебные голоса природы. Малыш на острове».

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Апрель

25

Пушистые детёныши животных (28, с. 143)

Учить изображать пушистого детёныша животного в какой-либо позе или движении; формировать представление, что отличие детёныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела; учить использовать при изображении шерсти животных жёсткой кистью разного вида штрихи - прямые, волнистые, закруглённые и вертикальные («выбивание»).

Листы тонированной бумаги в форме квадрата, жёсткие и мягкие кисти, гуашь, вода, салфетка и простой карандаш. Иллюстрации Е.Чарушина и других художников, рисующих в такой манере.

26

Космический пейзаж (29, с.45) граттаж

Научить новому способу получения изображения - граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов. Воспитывать стремление к познанию окружающего мира.

Лист формата А4 с готовой основой под граттаж, заострённая палочка. Иллюстрации ночного неба, космического.

27

Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос)

Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть

выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

Лист формата А4 чёрный,

гуашь, кисти, вода, салфетка.

Жостовские подносы, эскизы.

28

Плюшевый медвежонок (29, с. 17) рисование поролоном

Помочь освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость)

Детские

игрушки

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Май

29

Хохломские ложки (28, с. 153)

Учить новой композиции хохломского узора - изображению закруглённой ветки с ягодами, соответствующей форме изделия, рисовать узоры на разных фонах. Ввести в узор новые элементы - ягоды клубники, малины, крыжовника.

Ложки разного цвета (красного, чёрного, тёмно-жёлтого), гуашь, вода, кисточки разного размера, салфетки. Несколько

ложек с

хохломским

узором,

таблица с

элементами

хохломского

узора -

ягодами

клубники,

малины,

крыжовника.

30

Предметы

декоративно

прикладного

искусства

фабричного

изготовления.

Учить передавать при помощи цвета изменения

моря в зависимости от погоды.

Лист формата А4, восковые мелки, акварель, гуашь, кисти, печатки, губка для смачивания листа, вода, салфетка.

31

Чудесные платки

Познакомить с павлово - пасадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово- посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

Лист формата 20x20 чёрная, гуашь, кисти, вода, салфетка. Павлово-посадские платки, эскизы.

32

Яблоневая ветка.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту цветущей яблони. Совершенствовать умение смешивать краски на палитре. Развивать чувство цвета, ритма, совершенствовать композиционные умения.

Лист формата А4, акварель, кисти разного размера, вода, салфетки Иллюстрации с

цветущими

яблонями

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «Нетрадиционные техники рисования»

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 Работа кружка «Разноцветный мир» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • акварельные краски, гуашь;
  • простые карандаши, ластик;
  • печатки из различных материалов;
  • наборы разнофактурной бумаги;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки, губки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.
  • место для выставки детских работ
  • парта детская-4 шт, стул детский -8 шт
  • демонстрационная доска, дидактический материал  в соответствии с темами занятий
  • различные игрушки
  • наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»


Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

  • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
  •  Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.


Формы проведения итогов реализации образовательной программы

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»;  тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся  открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.

Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя ребенка

 Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача движения

Цвет

Общее число баллов

1

2

3

Итого  баллов по критериям

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

-форма передана точно

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

ЦветХарактеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;основные цвета и  оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении оттеночных цветов)

Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.


Литература для педагога:

Основная литература.

  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
  4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
  11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
  12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
  14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Техника изонити"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Техника изонити"...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста "Лоскутная техника"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная техника"...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...