Образовательная программа дополнительного образования «Акварелька» (для детей 4-5 лет, срок реализации один год)
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Основная цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvarelka_4-5_let_meshkova_e.v.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Ивушка»
Кириенко И. А.__________
Приказ №___ от «___» _____2015г.
Образовательная программа дополнительного образования
«Акварелька»
(для детей 4-5 лет, срок реализации один год)
Составитель:
Мешкова
Елена Владимировна
Уварово
2018г.
Оглавление
Блок 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы»
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4.Планируемые результаты
Блок 2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной образовательной программы»
2.1.Условия реализации программы
2.2.Оценочные материалы
2.3.Методические материалы
2.4.Список литературы
Аннотация
1.1. Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Акварелька» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, батик, тампонированием и др. Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Актуальность
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
1.2. Основные цели и задачи
Основная цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Основные задачи программы:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
- Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
1.3. Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
сентябрь | |||
диагностика | Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста | ||
3.«Картинки на песке»
| Рисование пальчиками на песке | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке. | Сухой и влажный песок, палочка для рисования. |
4.«Весёлый человечек» | Рисование пальчиками на песке | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Сравнение свойств сухого и влажного песка. | Сухой и влажный песок, палочка для рисования. |
5.«Свинка Пепа» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек. | Мисочки с гуашью, салфетки, рисунки с изображением свинки. |
6.«Солнышко лучистое» | Рисование ладошками. | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучик- прямые линии и круглое солнышко. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая, рисунки с изображением солнышка. |
7.«Лисичка-сестричка» | Рисование ладошками | Упражнять в технике рисования печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. |
8. Теремок | Оттиск поролоном | Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Шаблоны вырезанных педагогом домиков – теремков, гуашь жёлтого цвета, настольный театр «Теремок». |
октябрь | |||
1.«Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиком. Показать приёмы получения коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки. |
2.«Весёлые мухоморы»(1 занятие) | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. |
3.«Весёлые мухоморы»(2 занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа). | С предыдущего занятию + сухие листья. |
4.«Опята - дружные ребята» (рисование грибочков) | Рисование пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая. |
5.«Жёлтые листья летят» | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая. |
6.«Осеннее дерево» (коллективная работа) | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. |
7.«Осень вновь пришла» | Рисование пальчиками, оттиск поролоном | Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона. | Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная. |
8.«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» | Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая. |
ноябрь | |||
1.«Птички клюют ягоды» | Рисование пальчиками | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | 1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. |
2.«Свитер для друзей» | Рисование ладошкой и пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
3.«Солнышко» | Рисование ладошками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета.
|
4.«Ягоды на тарелочке» | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвет восприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета. |
5.«Букет из осенних листьев» | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. | Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки. |
6.«Рябинка» (1-е занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цвет восприятие, чувство композиции. | Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины. |
7.«Рябинка» (2-е занятие) | Скатывание бумаги | Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции. | Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины. |
8.«Мы рисуем, что хотим» | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющееся в наличии. |
декабрь | |||
1.«Виноград» | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета. |
2.«Зайчик»
| Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. |
3.«Лес» | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки. |
4.«Красивые цветы» | Рисование ладошками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки. |
5.«В гостях у жирафа» | Рисование пальчиками | Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость. | Картон, изображение жирафа, гуашь. |
6.«Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. |
7.«Птицы клюют ягоды» | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. | Бумага размером 1\2 альбомного листа разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки. |
8.«Маленькой ёлочке холодно зимой» | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. |
январь | |||
1.«Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая. |
2.«Вишнёвый компот» | оттиск пробкой | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. | Силуэт банки, красная гуашь. |
3.«Шарики воздушные, ветерку послушные...» | Разные | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета. |
4.«Украшение чайного сервиза» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды. |
5.«Мои рукавички» | Оттиск пробкой | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета. |
6.«Маленькой ёлочке холодно зимой...» | Разные | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая. |
февраль | |||
1.«Красивая салфеточка» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Белая бумага размером 50*50. Гуашь разных цветов. |
2.«Весёлый снеговик» | Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета. |
3.«Снег кружится» | Рисование пальчиками
| Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик. | Листы голубой бумаги. |
4.«Снежинки» | Свеча + акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. |
5.«Цветочек для папы» | Рисование ладошкой | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Ватман, гуашь разных цветов. |
6.«Кораблик для папы» (занятие 1-е) | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки. |
7.«Кораблик для папы» (занятие 2-е) | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки. |
8.«Елочка» | Восковые мелки + акварель | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность. | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. |
март | |||
1.«Цветы для мамы» | Рисование ладошками, пальчиками, печатками | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. |
2.«Цветы для мамы» (продолжение) | Рисование ладошками, пальчиками, печатками | Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность. | Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки. |
3.«Волшебные картинки» | Рисование ладошкой | Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции. | Листы белой бумаги размером 20*20. Гуашь разных цветов. |
4.«Весёлый осьминог» | Рисование ладошками | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Листы белой бумаги размером 20*20. Гуашь синего цвета.
|
5.«Бабочка» | Рисование ватными пальчиками, тампонирование | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. |
6.«Мое любимое животное» (медведь) | Тычок | Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное. | Готовые формы животных. |
7.«Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. |
8.«Нарядные матрешки» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки. |
апрель | |||
1.«Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) | Техника бумагопластики | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | Силуэт петушка, клей, салфетки. |
2.«Два жадных медвежонка» | Оттиск смятой бумагой, ватные палочки | Учит рисовать животных. | Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа, коричневая гуашь. |
3.«Ночь и звезды» | Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки. |
4.«Зайчишка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки. |
5.«Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
6.«Закат» | Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки. |
7.«Ветка мимозы» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы. |
8.«Жили у бабуси два веселых гуся» | Рисование ладошкой | Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали. | Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей. |
май | |||
1.«Клоун» | Рисование восковыми мелками | Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма | Контур предмета, восковые мелки, белая бумага. |
2.«Морковка» | Рисование пальчиком | Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации. | Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета. |
3.«Красивые цветы для пчелки» | Рисование ладошкой | Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки. |
4.«Травка» | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета. |
5.«Одуванчик» | Рисование пальчиком | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета. |
6.Оформление коллажа «Подводное царство» | Разные | Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. | Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки. |
7.«Сиреневый букет» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
8.Рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии. |
июнь | |||
1. «Вот и лето пришло» | Печать от руки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа. Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. | Листы белой бумаги, гуашь разного цвета, маркеры для рисования деталей. |
2.«Цветочная поляна» | Рисование металлическими крышками от бутылок | Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. | Бумага зеленого цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь. |
3.«Капитошка» | Мыльные пузыри | Учить рисовать, используя нетрадиционные приемы изображения: мыльными пузырями и спиралью, дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха; развивать детское творчество, фантазию. | Жидкое мыло, миска, графин с водой, гуашь, трубочка, ложка, масляные карандаши, листы тонированные. |
4.«Березовая роща» | Рисование свечой | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти репродукции пейзажей, эскизы. |
5.«Бананы для обезьянки» | Отпечаток боковой стороной пальца | Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца. Развивать чувства ритма и цвета. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | Желтая гуашь, плотный лист с изображением обезьянок, маркеры для рисования деталей, салфетки. |
6.«Красивые павлины» | Монотипия | Продолжать учить детей использовать технику монотипия. Развивать у детей чувство цвета и формы. Закрепить основные цвета. | Лист с изображением павлина, гуашь, кисть, боночка для воды. |
7.«Лесной мишка и проказница мышка» | Трафарет, Тампонирование | Продолжать учить детей использовать технику монотипия. Развивать у детей чувство цвета и формы. Закрепить основные цвета. | Трафарет сюжета, бумага размером 1\2 альбомного листа, поролон, гуашь серая, коричневая, зеленая. |
8. «Краб» | Рисование штампами | Продолжать закреплять умение рисовать штампами. Расширять знания детей о крабе. Воспитывать чувство взаимовыручки, желание помочь. | Ёмкость с жидкой гуашью; 1/2 листа тонированной жёлтой бумаги; штампики: тельце и две клешни; гуашь белая и чёрная; тычок малый и ватная палочка; стаканчики с водой, кружок-жемчужинка из самоклейки. |
июль | |||
1.«Ежик» | Кляксография | Познакомить детей с новой техникой – кляксография. Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения. Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности. | Тонированные листы, жидко разведенная гуашь черного цвета в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). |
2.«Вот какие у нас цыплятки!» | Рисование по трафарету | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона; развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | Альбомный лист, трафарет туловища и головы (два круга) большие, канцелярские скрепки, поролон, гуашь (желтый цвет), кисти для рисования, акварель, баночка для воды, тряпочка для кисточки, влажные салфеточки для рук. |
3.«Пушистый котенок» | Тычок | Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть; углублять представления о цвете и геометрических формах(круг, овал, треугольник); воспитывать сострадание и любовь ко всему живому. | Альбомный лист с контуром кошки, кисть, чёрная, серая и зелёная гуашь. |
4.«Цветик - разноцветик» | Смешивание цветов | Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно эмоциональное восприятие окружающего мира. | Лист с контурным изображением «Цветика-разноцветика», гуашь разных цветов, палитра. |
5. «Кораблики» | Рисование по сырой бумаге | Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге. Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | Картинки с изображением разных видов корабля, гуашь голубая, бумага для акварели, поролон, стаканчик с водой. |
6.«Цветы на клумбе» | Рисование манной крупой | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию; | Трафарет клумбы, трафарет цветов, манная крупа в розетках, картон, клей ПВА, гуашь. |
7.«Я зеленый огурец, я веселый молодец» | Отпечаток боковой стороной ладони | Учить детей технике рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. | Зеленая гуашь, лист с изображением грядок, маркеры для рисования деталей, салфетки |
8.«Бабочка-красавица» | Монотипия по- сырому | Познакомить детей с новой техникой монотия по-сырому. Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | Нарисованное заранее трафареты бабочек, гуашь, маркеры для рисования деталей, стаканчики с водой. |
август | |||
1.«Во саду ли, в огороде» | Рисование свечой | Познакомить детей с техникой рисования свечой. Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь. Развивать творческое мышление и воображение. | Тонированные листы, гуашь оранжевого и зелёного цвета, свеча. |
2.«Натюрморт из яблок» | Рисование по сырой бумаге, штамп | Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок. Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности. Развивать фантазию, воображение детей. | Трафарет тарелки, штамп «яблоко», гуашь красная, желтая, стаканчики с водой, кисть. |
3.«Апельсин и ананас» | Печать от руки | Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки. Продолжать учить детей наносить на ладонь гуашь двух цветов. Развивать у детей композиционные умения. | Листы белой бумаги, гуашь желтого, зеленого и оранжевого цвета, маркеры для рисования деталей. |
4.«Машина на стоянке» | Граттаж | Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж». Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. | Картон, пастель масляная, гуашь темная, зубочистка кисть, баночка для воды. |
5.«В лес по ягоды» | Пальчиковая живопись | Продолжать учить детей технике пальчикового рисования. Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. | Листы белой бумаги с изображением ягод, гуашь красного цвета, розового, черного и зелёного цвета. |
6.«Паутина» | Рисование окрашенным шариком | Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество. | Воздушный шарик, гуашь, листы бумаги, крышка от коробки. |
7.«Радуга» | Рисование вилкой | Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой. | Листы белой бумаги, одноразовые вилки, стаканчики с водой, гуашь, салфетки. |
8.«В гостях у Королевы кисточки» | Разные | Выявить знания детей полученные за год. Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы. Вызвать эмоциональный отклик. | Все имеющиеся в наличии. |
1.4. Планируемые результаты.
- Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе рисования различными методами, появится желание создавать разнообразные рисунки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
- Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- Дети смогут самостоятельно применять нетрадиционные приёмы рисования.
2.1. Условия реализации программы
Создание художественно-развивающей среды в детском саду.
Разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.
Использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ.
Образовательная программа дополнительного образования комплектуется из числа детей 4-5 лет.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество занятий в неделю -2 раза.
Продолжительность одного занятия - 20 минут.
2.2. Оценочные материалы
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Для получения более точных результатов проведено диагностическое обследование с детьми второй младшей группы. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовалась методикой Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. ребенка | Техническиенавыки | Точность движений | Средства выразительности(цвет, форма и др). | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 |
Н- начало года
К- конец года
2.3. Методические материалы
Использую в своей работе нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- рисование пластилином;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- отмывка;
- вливание цвета в цвет;
- выдувание;
- печать по трафарету.
- рисование мыльными пузырями;
- волшебные нитки
- граттаж.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
2.4. Список литературы
1. «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва 2005
2. «Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
3. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
4. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
5. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
6. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
Аннотация к программе по дополнительной услуги «Акварелька»
Автор – составитель: Мешкова Елена Владимировна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ивушка». Материал к программе сформирован на основе методических разработок авторов: Р. Г. Казаковой, «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г. В. Морозова, «Ознакомление с окружающим миром», А. А. Фатеева, «Рисуем без кисточки», Н. В. Дубровская, «Яркие ладошки», «Рисунки, спрятанные в пальчиках».
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Содержание программы соответствует нормативным документам состоит из:
- учебно-тематического плана
- журнала учёта работы педагога
- списка детей, посещающих дополнительную услугу
- табеля посещаемости кружка
- диагностическая карта
- перечня литературных источников
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные,
-практические,
-игровые
Определена перспектива развития ребёнка: развитие художественно-творческих способностей детей, развитие мелкой моторики рук и глазомера, умение работать в коллективе сверстников.
Работа дополнительной услуги направлена на взаимодействие с родителями и плодотворное сотрудничество. Предусмотрены совместные выставки, привлечение родителей к изготовлению коллективных поделок, индивидуальной помощи ребёнку.
Программа предполагает проведение двух занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -96 часов. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 4-5 года, количество детей 9 человек, время занятий 20 мин.
Планирование занятий
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
20 минут | 2 раза | 40 мин | 96 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Буквоед»; программа для детей 6 – 7 лет; срок реализации – один год.
Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:созданию предп...
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" Художественно-эстетической направленности Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года.
Программа программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" художественно-эстетической направленности расчитана на возрастную категорию детей 5 -7 лет. ...
Программа дополнительного образования «Дружные пальчики» (возраст 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Программа дополнительного образования«Дружные пальчики»(возраст 3-4 года, срок реализации: 1 год)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому искусству средствами танцевального кружка «Топотушки»
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, хореография.Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет реша...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-сценическому искусству средствами театрального кружка «Юные театралы»
Программа с дополнениями...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...
Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Мир глазами детей» (художественно-эстетическое развитие)
Программа «Мир глазами детей» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы...