Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Мир глазами детей» (художественно-эстетическое развитие)
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа «Мир глазами детей» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования и представляет собой оригинальную образовательную модель, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие детей, формирование у них способностей в изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosenko_programma_mir_glazami_detey.docx | 56.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Мир глазами детей» (художественно-эстетическое развитие)
Автор: педагог дополнительного образования,
Косенко И.В., ГБОУ «Школа № 609»
Пояснительная записка
Программа «Мир глазами детей» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования и представляет собой оригинальную образовательную модель, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие детей, формирование у них способностей в изобразительной деятельности. Данная программа разработана на основе программы «Шаг в искусство» Погодиной С.В
Рисование - это единственная возможность у ребёнка выразить себя в творчестве. Поэтому многие родители восхищённо рассматривают первые рисунки своего малыша, находя в них, несомненные признаки гениальности и они недалеки от истины! Рисунки ребёнка действительно уникальны, поскольку они рождены в удивительном, пока ещё свободном воображении не ограниченном условностями. Подобные способности можно обойти вниманием - и тогда они с годами сами собой сойдут на нет. В изостудии нашего детского сада детская склонность к рисованию осторожно направляется внимательным педагогом в профессиональное русло. Кроме того, процесс рисования вырабатывает красивый почерк ,усидчивость, аккуратность, развивает фантазию.
Поэтому можно утверждать, что на протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики руки и цвет играют не маловажное значение для развития творчества детей.
Детское рисование вызывает интерес исследователей различных наук. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка. В рисунках детей выражается и их двигательный опыт, и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, и отношение ребёнка к изображаемому. По словам известного скульптора В.С. Мухиной - рисование является одним из важных видов детской деятельности, выражает определённые результаты психического развития ребёнка.
Дети любят рисовать цветными карандашами, фломастерами, красками. Возможность использовать цвет в рисунках формирует у ребёнка определённое отношение к этому выразительному средству. На определённом этапе в рисунках появляются цвета, которые ребёнок использует чаще и больше, они доминируют в его работах. Выбор цвета ребёнком для рисования на свободную тему говорит и раскрывает об авторе работы.
Новизна программы состоит в том, что она направлена на формирование художественных навыков и умений, развитие творческих способностей дошкольников посредствам нетрадиционных техник рисования.
Актуальность данной программы заключается в том, что в процессе её реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые свойственны всем детям.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционными приёмами и техниками рисования;
- Создать благоприятные условия для раскрытия детского потенциала в изобразительной деятельности;
- Развивать мелкую моторику;
- Учить выразительности, композиции и колориту;
- Побуждать детей создать по подражанию взрослому и своему желанию эмоциональные, яркие выразительные образы хорошо знакомых предметов;
- Стимулировать развитие художественных навыков.
- Целевые ориентиры:
- Ребенок использует в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования, проявляет самостоятельность в творческой деятельности - - Ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в создании творческих продуктов
- Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками в процессе овладения нетрадиционными техниками рисования, знакомства с декоративно-прикладным творчеством, аппликацией - - Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в создании творческих продуктов
- - У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения, управлять ими
- Планируемые результаты:
Дети могут:
- самостоятельно и творчески придумывать композицию рисунка, отражая свои представления о бытовых и природных явлениях, предметах окружающей среды, семье, жизни в детском саду
- при создании сюжета передавать достаточно сложные смысловые связи между объектами, их взаимное размещение, пропорции, характерные признаки
- свободно и разнопланово экспериментировать с художественными материалами (бумага, картон, природный материал), а также экономно расходовать этот материал.
Умеют:
- планировать свою работу, создавая эскиз, набросок, схему
- воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, создавать фантазийные и сказочные образы
- самостоятельно сочетать знакомые техники изображения, по собственной инициативе объединяя их (например, силуэтная аппликация и рисование )
- выделять яркий народный колорит, композицию узора, элементы росписи изделий русских народных мастеров
- создавать сложные узоры по мотивам этих росписей, смешивая краски на палитре для получения нужного оттенка.
Уверенно владеют:
- приёмами модульной аппликации, силуэтного и симметричного вырезания, ленточным способом и способом вырезания из бумаги, сложенной несколько раз, в том числе по диагонали
- способами работы в декоративной оформительской технике (мозаика), обрывной и накладной аппликации
- разными техниками рисования акварельными и гуашевыми красками
( зеркально-симметричные изображения, набрызг, стилистика кружевоплетения и письма)
- комбинированием изобразительных техник и гармоничным цветосочетанием.
Участвуют в конкурсах детских работ внутри д\с, общегородских и региональных конкурсах.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы:
- Младший возраст (3-4 года)
- Средний возраст (4-5 лет)
- Старший возраст(5-6 лет)
- Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
Сроки реализации данной программы 4года.
Форма осуществления дополнительной образовательной программы по изобразительной деятельности:
- Традиционные: занятия (фронтальные, по подгруппам)
- Нетрадиционные: досуги, выставки, праздники и др.
В содержание программы представлен перспективный годовой план занятий, учебный план, разработаны подробные конспекты занятий, а также представлена новая форма организации занятий в летний период (рисование на асфальте).
Для детей младшей и средней группы предусмотрено два занятия в неделю продолжительностью 15-20 минут ; а в старшей и подготовительной к школе группе - два занятия в неделю, с продолжительностью 25-30 минут. Особенностью предлагаемой автором методики работы с детьми является то, что большая часть занятий для детей старшего дошкольного возраста выстроены в определённой форме.
Каждая тема имеет две части и раскрывается на двух занятиях. В первой части дети знакомятся с жанрами изобразительного искусства, учатся понимать основные выразительные средства художников, а погружаясь в работу разных художников, дети осваивают язык изобразительного искусства, постепенно учатся говорить на языке художников. Не надо бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях. Постепенно воспринимая их на слух, дети будут привыкать к ним. Самое главное - проще расшифровать смысл.
В конце первой части занятия определяют содержание композиции в своей работе, её колорит наносят основные цветовые пятна. Это даёт возможность во второй части больше времени уделить работе над деталями композиции.
Большое значение имеет организация рабочего места ребёнка. Дети учатся рисовать разными техниками и разными материалами. Для этого необходимо иметь: акварель; гуашь; сангину и уголь; фломастеры; простые и цветные карандаши; тушь и т.д. Так же необходимо иметь кисти разного размера, работая с разными кистями, ребёнок видит различие в характере линий или мазков и в дальнейшем усваивает определённые секреты живописи.
Содержание программы является результатом многолетней практической работой автора. Отобранные им занятия являются самыми интересными, хорошо принимаются детьми. Они постепенно развивают у детей изобразительные способности (художественный вкус, наблюдательность, зрительную память, творческие способности, ручную умелость), а так же способствует развитию эстетических чувств, основанных на понимании «прекрасного» в искусстве, природе и окружающей жизни.
Изобразительная деятельность - это особое образное познание ребёнком окружающего мира.
Цель программы – развитие художественного детского творчества через нетрадиционные техники рисования. Основой педагогической работы с детьми на занятиях по рисованию является постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Изобразительная деятельность позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому.
Цель программы достигается при решении следующих основных задач для каждого года обучения:
Младшая группа
(первый год обучения)
- Готовить детей к восприятию произведений изобразительного искусства.
- Развивать интерес к окружающей природе, её явлениям, её изображению.
- Учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.
- Развивать предметное рисование.
- Создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета или изображение разнообразных предметов.
- Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»).
- Знакомить детей с изобразительными средствами – линией, пятном.
- Знакомить с названиями различных художественных материалов(гуашь, фломастеры,и т д).
- Учить использовать холодную и тёплую гамму цветов.
- Знакомить с геометрическими формами.
Средняя группа
(второй год обучения)
- Знакомить детей с контурным изображением.
- Формировать чувство формы.
- Расширять знания о геометрических формах.
- Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения предметов, состоящих из частей овальной, круглой, прямоугольной, треугольной формы.
- Формировать композиционные умения: располагать предметы на всей плоскости бумаги.
- Реализовывать в рисунке один из двух предложенных вариантов расположения персонажей: напротив друг друга или друг за другом.
- Сформировать у детей обобщённое представление о дереве и способах его изображения.
- Учить передавать в рисунках изменения внешнего вида деревьев в разные периоды времён года.
- Развивать у детей эстетического восприятия при рассматривании узора «Дымковской игрушки», «Городецской росписи».
- Познакомить детей с творчеством художников – иллюстраторов Ю.А. Васнецова и Е.М. Рачева.
- Изучать многообразие изобразительных техник.
- Формировать умение различать близкие цвета холодной и тёплой гаммы, светлые и тёмные оттенки одного цвета.
- Учить использовать цвет как средство выразительности.
- Знакомить с тональным контрастом.
- Учить детей изображать фигуру человека, его мимику.
- Формировать образности отображаемого сказочного или фантастического мира.
Старшая группа
(третий год обучения)
- Знакомство с жанром живописи – пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
- Овладеть способом изображения предметов в сюжетном рисовании (ближе и дальше).
- Знакомство с жанром живописи – натюрморт, с его содержанием, средствами выразительности.
- Учить достижению выразительностью в рисовании через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черенков, чашелистиков и ботвы.
- Знакомство с жанром живописи – портретом. Объяснить, что портрет – это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения.
- Учить передавать в рисунке настроение и выражение лица.
- Учить изображать человека в разной одежде, передавать движение человека.
- Развитие способности рассматривать и созерцать картины известных мастеров живописи.
- Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов Е. И. Чарушина , И.Я . Билибина.
- Изучение основ композиции.
- Продолжать знакомить детей с многообразием техник рисования.
- Использовать в работах холодную и тёплую гаммы цветов.
- Знакомство с декоративно – прикладным искусством (Хохломская роспись, Гжельская роспись, Городецкая роспись).
- Освоить способы изображения разных элементов росписи.
- Расширять знания детей о мире техники человека (космические корабли, станции, спутники ).
- Развивать фантазии детей в творческих заданиях.
Подготовительная к школе группа
(четвёртый год обучения)
- Продолжить знакомство с жанром живописи – натюрмортом, и его содержанием, средствами выразительности.
- Учить изображать более сложные по форме овощи, фрукты, грибы, ягоды (гроздья и кисти).
- Продолжить знакомить детей с жанром живописи – пейзажем, учить рассматривать картины и выделять средства выразительности (композиция, колорит).
- Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные периоды времён года и разную погоду.
- Продолжить знакомить детей с жанром живописи – портретом, учить понимать душевное состояние героя через восприятие изобразительных средств: композиции, жеста, мимики.
- Формировать умение изображать портреты человека, соблюдая пропорции частей лица.
- Продолжить знакомство с изделиями прикладного искусства (Хохломы, Городца, Гжели).
- Продолжить знакомство с жанром изобразительного искусства – графикой, углубить знания о книжной графике, в чём её отличие от живописи.
- Знакомство с произведениями книжной графики художников В. Конашевича и И. Билибина к русским народным сказкам и сказкам А. Пушкина.
- Учить изображать людей в старинной русской одежде, крестьянской и дворянской.
- Помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков.
- Учить изображать старинные русские постройки : терема, дворцы.
- Развитие знаний об архитектуре (деревенский дом, многоэтажный дом, замок, храм, и т.д).
- Закреплять знания детей о холодных и тёплых цветах.
Планируемые результаты и способы их проверки
Анализ продукта деятельности.
1.Содержание изображения (полнота изображения образа).
2.Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно;
4.Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно;
5.Композиция.
- расположение изображений на листе:
- по всему листу;
- на полосе листа;
- не продумано, носит случайный характер;
- отношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно;
6. Передача движения:
- движение передано достаточно чётко;
- движение передано неопределённо, неумело;
- изображение статично;
7.Цвет.
- цветовое решение изображения.
- передан реальный цвет предметов; цветовая гамма определённого вида народного декоративного искусства;
- есть отступление от реальной окраски; цветовой гаммы народного искусства;
- цвет предметов передан неверно;
- разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности.
1.Характер линии.
- Характер линии:
- слитная;
- линия прерывистая;
- дрожащая (жёсткая, грубая);
- Нажим:
- средний;
- сильный;
- слабый (иногда еле видный);
- раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
- регуляция силы нажима:
- регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура;
- регулирует силу нажима и размах не всегда;
- не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура;
2.Регуляция деятельности.
- отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
- оценка ребёнком созданного им изображения:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует;
- эмоциональное отношение к деятельности: настолько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности;
3.Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается;
4. Творчество:
- самостоятельность замысла
- оригинальность изображения
- стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Критерии сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве:
- знания о народном декоративно - прикладном искусстве;
- знания о характерных особенностей народных промыслов;
- умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;
- умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью.
Контрольные задания для анализа и оценки выполнения программы
Младшая группа (первый год обучения):
1.Назови, каким художественным материалом можно рисовать.
(карандаш, фломастер, краски и кисточка).
2.Предложить назвать цвета в цветовой таблице.
(красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный).
3.Предложить назвать оттенки цветов в цветовой таблице.
(розовый, голубой, серый).
4. Игра «Подбери цвет предмету».
5. Узнай народную игрушку.
(матрёшка, дымковская).
6.Формообразующие движения,
Игра «Нарисуй круглый и прямоугольный предмет».
7.Умение использовать разные линии.
Игра «Нарисуй волшебные дорожки»(прямая, волнистая, длинная, короткая).
8.Изображение разных предметов.
Задание – нарисуй зверька, птицу, любимую игрушку.
9.Умение украшать предметы.
Задание – укрась узором платок (линии, точки, пятна).
Средняя группа (второй год обучения):
1.Назови, каким художественным материалом можно рисовать.
(карандаш, фломастер, краски и кисточка, цветные мелки).
2.Предложить назвать цвета в цветовой таблице.
(красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, коричневый, оранжевый).
3.Предложить назвать оттенки цветов в цветовой таблице.
(розовый, голубой, серый, светло- зелёный).
4. Узнай народную игрушку.
(матрёшка, дымковская, филимоновская).
5. Укрась салфетку городецким узором, Назови цвета в городецкой росписи.
6.Формообразующие движения,
Игра «Нарисуй большую и маленькую геометрическую форму» (круглую ,прямоугольную, квадратную, овальную, треугольную).
7.Умение использовать разные линии.
Игра «Нарисуй волшебные дорожки»(прямая, волнистая, длинная, короткая).
8.Изображение разных предметов.
Задание – нарисуй зверька, птицу, любимую игрушку, красивую куклу.
9.Умение украшать предметы.
Задание – укрась узором платок (линии, точки, пятна).
Старшая группа (третий год обучения):
1.Назови, каким художественным материалом можно рисовать.
(карандаш, фломастер, краски и кисточка, цветные мелки, пастель, сангина, уголь).
2.Предложить назвать цвета в цветовой таблице.
(красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, фиолетовый).
3.Предложить назвать оттенки цветов в цветовой таблице.
(розовый, голубой, серый, светло- зелёный, сиреневый).
4. Узнай народную игрушку.
(матрёшка, дымковская, филимоновская).
5. Узнай декоративную роспись.( городец , гжель)
6.Знание жанров живописи.
Творческое задание. Рассмотри картины и назови их одним словом. (пейзаж, портрет, натюрморт).
7.Кто художник ?Узнай произведения художника.(И. Шишкин, И. Левитан).
8.Художники – иллюстраторы детских книг.(Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин).
Подготовительная к школе группа (четвёртый год обучения).
1.Назови, каким художественным материалом можно рисовать.
(карандаш, фломастер, краски и кисточка, цветные мелки, пастель, сангина, уголь, тушь).
2.Назови холодные , тёплые цвета в цветовом круге.
3.Предложить назвать оттенки цветов в цветовой таблице.
(розовый, голубой, серый, светло- зелёный, сиреневый, желто – зелёный, серо - голубой).
4. Узнай народную игрушку.
(матрёшка, дымковская, филимоновская).
5. Узнай декоративную роспись.( городец , гжель, хохлома)
6.Знание жанров живописи.
Творческое задание. Рассмотри картины и назови их одним словом. (пейзаж, портрет, натюрморт).
7.Кто художник ?Узнай произведения художника.(И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов).
8.Художники – иллюстраторы детских книг.(Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин, В. Коношевич).
Контрольные задания для определения уровня с формированности знаний детей о народном декоративно – прикладном искусстве.
Оборудование : предметы декоративно – прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор.
1.Покажите филимоновские и дымковские игрушки.
2.Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских ?
Цвета красок в росписи:
у дымковской игрушки все цвета радуги;
у филимоновской – три основных цвета – синий, красный, жёлтый цвет.
Синяя полоска проходит по жёлтой и появляется четвёртый цвет – зелёный.
Элементы росписи:
у филимоновской – полоски длинные и короткие, лучистая «звёздочка» или «солнышко», ветвистая «ёлочка».
у дымковской игрушки – кружочки, точки- горошины, линии волнистые и прямые, клетки, колечки.
Форма игрушки:
у филимоновской игрушки вытянутые шеи, все игрушки – свистульки.
3.Как называются эти изделия?( педагог показывает на городецкие изделия и спрашивает).
Городецкая роспись – это искусство оформления плоских поверхностей, которые не закаливаются в печи. Расписывают росписью деревянную посуду, мебель и другие домашние вещи – прялки, сундучки, санки, кони – качалки. Цвета красок в росписи: красный, синий, зелёный цвет и их оттенки – розовый, голубой. Чёрный и белый цвет идёт для оживления узора.
Основной мотив: яркие цветы – розаны и купавки, листики, птицы, конь, сюжетные картины с барышнями и добрыми молодцами.
Элементы росписи: оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками, росинками.
4.Как называются эти изделия? (педагог показывает на хохломские изделия и спрашивает).
Хохлома – роспись на фон (чёрный, красный). Расписывают росписью деревянную посуду, мебель.
Цвета красок в росписи: красный, зелёный, жёлтый, золотой, чёрный, белый.
Основной мотив: птицы , рыбки, ягоды, фрукты, цветок, завитки – кудри, листики, кустики, травка.
Элементы росписи: реснички, травинки, усики, завитки, капельки.
5.Что общего между городецкими изделиями и хохломскими?
Это искусство оформления деревянных поверхностей. Расписывают посуду,
мебель.
6.Чем отличаются хохломские изделия от городецких?
Хохлома – роспись по фону, в росписи нет сюжетных картин, узор строится на ведущей линии – завитке.
7. Как называются эти изделия? (педагог показывает на гжельские изделия и спрашивает).
Звонкая синяя сказка – Гжель. Роспись по фарфору. Белоснежные фарфоровые чайники, кружки, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью- называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель.
Цвета красок в росписи: синяя и оттенок голубой.
Основной мотив: травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы.
Элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, дужки, бордюры, многотональные или живописные мазки, завитки, усики, листики – капельки, сеточка.
Календарный план
Сентябрь | ||||
№ группы | Дни недели | Название разделов Вид работы | ||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
полянке
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Октябрь | ||||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Ноябрь | ||||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
осень наступила
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Декабрь | ||||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Январь | ||||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Февраль | ||||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Март | ||||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Апрель | ||||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Май | ||||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Июнь | ||||
II младшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Средняя группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Старшая группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
| ||
Подготовительная группа | понедельник вторник среда четверг пятница | 1.Занятие
|
Список литературы:
- Погодина, С. Художественные техники – классические и неклассические / С. Погодина / / Дошкольное воспитание.-2009.-№10.-С.52-67.
- Погодина, С. Художественные техники. Уголь, сангина , соус / С. Погодина // Дошкольное воспитание.-2011-№1.-С.41-52.
- Утробина К.К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-64с.
- Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество: методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / Т. Г. Казакова.-М: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2006.- 192с.
- Комарова, Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?/ Т. Комарова // Дошкольное воспитание.- 2005.- №2.- С.80-86.
- Погодина, С. Художественные техники. Монотипия, диатипия , акватипия, акватушь , кляксография / С. Погодина // Дошкольное воспитание.-2011.-№3. – С.53-62.
- Давыдова , Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Часть1/ Г. Н. Давыдова.- М: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.- 80с.
- Давыдова , Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Часть2/ Г. Н. Давыдова.- М: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.- 72с.
- Денисова, М.Ю. «Чудесные ладошки»: развиваем художественно- творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / М. Ю. Денисова.- Мозырь: Белый Ветер, 2011.- 45с.
- Соломенникова ,О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. Мозаика- Синтез.-2016.
- Савенков А.И. Психология детской одарённости: Учеб. пос .М.: Генезис, 2010,442с.
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа). ...
Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа). ...
Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Говорящие пальчики» по художественно – эстетическому направлению.
Пояснительная запискаУченые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому искусству средствами танцевального кружка «Топотушки»
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, хореография.Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет реша...
Рабочая программа дополнительного образования «Очумелые ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных проблем. Ведь речь идет о важнейшем условии индивидуального своеобразия личности ребенка уже на первых этапах ее ст...