Дополнительная образовательная программа «Буквоед»; программа для детей 6 – 7 лет; срок реализации – один год.
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:
- созданию предпосылок для формирования грамотного письма и профилактики различных видов дизграфии;
- созданию предпосылок для формирования навыка чтения;
- создание прочной фонетико-фонематической базы;
- развитию внимания, памяти и логического мышления;
Общая цель дополнительной образовательной программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Задачи данной программы заключаются в следующем:
- развитие фонематического восприятия детей;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания, памяти и логического мышления;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие психомоторных навыков письма через работу с буквами и их элементами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvoed.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МАУ БР ДО детский сад «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ БР ДО
д/с «Малышок»
Г.А. Грачёва
«31»Августа 2012г.
Дополнительная образовательная программа
«Буквоед»;
программа для детей 6 – 7 лет;
срок реализации – один год.
Автор – составитель:
учитель-логопед
Куликова
Марина
Сергеевна
с. Бердюжье
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:
- созданию предпосылок для формирования грамотного письма и профилактики различных видов дизграфии;
- созданию предпосылок для формирования навыка чтения;
- создание прочной фонетико-фонематической базы;
- развитию внимания, памяти и логического мышления;
В подготовительной к школе группе закладываются базовые представления о звуке – его произношении и выделение в звуковом ряду, слове, так же идёт овладение навыками звукового синтеза и анализа. Включается работа по знакомству с буквами – оптическое (зрительное) восприятие и кинестетическое (двигательное), при печатанье букв и их элементов, что требует от детей определенной тренировки, развития и зрелости психических и психомоторных функций. Данные компоненты являются базой для формирования навыков чтения и ранней профилактики дизграфии у детей дошкольного возраста, что является актуальным в развитии детей данной возрастной категории.
Общая цель дополнительной образовательной программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Задачи данной программы заключаются в следующем:
- развитие фонематического восприятия детей;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания, памяти и логического мышления;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие психомоторных навыков письма через работу с буквами и их элементами.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является направленность на раннюю профилактику различных видов дизграфии и формирования навыков чтения (правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного).
Данная образовательная программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.
Продолжительность образовательного процесса по данной программе – один год (период предшкольной подготовки).
Формы занятий – индивидуальные и подгрупповые, режим занятий – 2 подгрупповых занятия в неделю.
Ожидаемым результатам по реализации донной программы будет создание предпосылок для формирования грамотного письма и профилактики различных видов дизграфии, так же создание предпосылок для формирования навыка чтения (правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного).
Определение результативности будет проводиться по средствам изучения готовности детей к школьному обучению:
- сенсомоторное развитие (латеральная организация, сформированность соматопространствпнных ощущений, характеристика зрительно-пространственного восприятия, характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации);
- устная речь (уровень речевого развития, характеристика произносительной стороны речи);
- языковые способности (словарная мобильность, грамматические операции словообразования, словоизменения, построение синтаксических единиц, языковой анализ и синтез).
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы будет являться «Ярмарка учебных знаний».
Учебно-тематический план.
Период | Темы | Количество часов |
Первый период обучения (Сентябрь – середина Ноября) |
| 16 часов |
Второй период обучения (Ноябрь – Февраль) |
| 24 часа |
Третий период обучения (Март – Май) |
| 12 часов |
Содержание программы дополнительного образования.
Первый период обучения.
Дидактический материал:
- игры с неречевыми звуками:
- слушанье сказок;
- рассказы на автоматизацию звуков;
- рассказы на дифференциацию звуков;
- дидактические игры типа: «Угадай, чей голос?», «Чудесный мешочек», «Эхо» и т.д.
Практический материал:
Знакомство с гласными: У, А, И, Э, О; выделение их из ряда звуков; выделение ударного гласного в начале слова; анализ звукового ряда типа АУ, АУИ.
Знакомство с согласными: Т, П, К, М, Х, Й, Л, С.
Дифференциация на слух звуков: [а]-[у]; [а]-[у]-[и]; [а]-[у]-[и]-[э]; [а]-[у]-[и]-[э]-[о]; [п]-[п`]; [т]-[т`]; [к]-[к`]; [м]-[м`]; [х]-[х`]; [й]-[л`]; [л]-[л`]; [с]-[с`]; [т]-[д]-[к]; [к]-[г]-[х]; [м]-[н]-[п]; [л`]-[м`]-[н`].
Анализ слогов типа АП.
Преобразование слогов путём изменения одного звука – от АП-ИТ и т.д.
Выделение первого и последнего согласного в словах типа КОТ, ПАУК.
Выделение ударного гласного из положения после согласного.
Анализ прямого слога типа МА.
Анализ слов типа БЫК.
Анализ слога типа МИ.
Деление слов на слоги.
Составление схемы слов.
Формирование лексико-грамматических категорий:
Употребление единственного и множественного числа существительных.
Формы родительного и именительного падежа с предлогом (У ТАТЫ – БОТЫ, А У ТОНИ – УТКА).
Категории лица и числа глаголов настоящего времени (Я ПОЮ, ВЫ ПОЁТЕ, МЫ ПОЁМ, ОНИ ПОЮТ).
Согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ с существительными.
Составление предложений по демонстрации действий, объединение этих предложений в короткий текст.
Практическое усвоение терминов:
«Слово», «Предложение», «Звук», «Твёрдый звук», «Мягкий звук», «Буква», «Слог».
Работа над словарём:
По темам: «Овощи, фрукты, ягоды», «Животные (дикие, домашние)», «Птицы (дикие и домашние; перелётные и зимующие)», «Осень», «Одежда», «Части тела».
Графомоторные навыки:
Мозаики, пальчиковые игры, массаж кистей рук.
Ориентирование на листе бумаги.
Знакомство с правилами письма (слева на право, сверху вниз).
Развитие зрительного гнозиса (написание в клетках и полосках).
Второй период обучения.
Дидактический материал:
Предметные, сюжетные картинки; серии сюжетных картинок по изучаемым звукам.
Рассказы на автоматизацию и дифференциацию звуков. Стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков.
Дидактическая игра: «Рассели по этажам», «Подбери и назови», «Телефон», «Магазин», «Волшебный мешочек», «Эхо».
Материал для анализа звуко-слогового состава слов; анализа предложений.
Практический материал:
Знакомство с согласными: С, З, Ц, Б, Д, Г, Ш, Ж, Р.
Дифференциация на слух звуков: [с]-[с`]; [з]-[з`]; [б]-[б`]; [д]-[д`]; [г]-[г`]; [р]-[р`]; [с]-[з]; [с]-[ц]; [с]-[з]-[ц]; [п]-[б]; [т]-[д]; [г]-[х]; [к]-[г]-[х]; [с]-[ш]; [ш]-[ж]; [ж]-[з]; [с]-[з]-[ш]-[ж]; [р]-[л].
Звуковой и звуко-слоговой анализ слов типа СУП, КОСЫ, СИМА.
Выкладывание звуко-слоговых схем.
Знакомство со слогообразующей ролью гласных.
Анализ слов типа БАТОН, КУБИК.
Анализ слов типа БУМАГА.
Анализ слов типа КОШКА, МИШКА,
Анализ слов типа СТУЛ, ВОЛК, ПЛИТА.
Анализ слов типа КРАСНЫЙ, СТРАНА.
Формирование лексико-грамматических категорий:
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (СИНИЙ ПОЯС, КРАСНАЯ СУМКА).
Образование относительных прилагательных (МЕХОВАЯ ШАПКА, СОСНОВЫЙ ЛЕС).
Согласование числительных с существительными.
Подбор однокоренных слов.
Образование сложных слов.
Составление предложений по демонстрации действия, по картинке, по вопросам.
Распространение предложений путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.
Составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин; пересказ.
Заучивание стихотворений.
Обучение грамоте:
Знакомство с буквами.
Чтение (слоги, слова, короткие тексты).
Выкладывание звуковой схемы слова.
Подбор слов к схемам.
Письмо.
Словарь:
По темам: «Игрушки», «Посуда», «Зима», «Продукты», «Мебель», «Дом, где мы живём».
Практическое усвоение терминов:
«Звонкие согласные», «Глухие согласные», «Парные согласные».
Графомоторные навыки:
Мозаики, пальчиковые игры, массаж кистей рук.
Ориентирование на листе бумаги.
Закрепление знаний правил письма (слева на право, сверху вниз).
Развитие зрительного гнозиса (написание в клетках и полосках).
Печатанье, штриховка, обведение букв, слов и их элементов.
Третий период обучения:
Дидактический материал:
- рассказы на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- дидактические игры по темам;
- материал для анализа;
- разрезные азбуки;
- послебукварные тексты для чтения.
Практический материал:
Усвоение звуков: [ч], [щ].
Повторение звуков: [ц], [ш], [ж], [р], [л].
Дифференциация звуков: [ч]-[т`]; [ч]-[т]-[щ]; [ц]-[с]-[т`]; [щ]-[ш]-[с`].
Повторение пройденного.
Уточнение лексико-грамматических категорий:
Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имени существительного, прилагательного.
Подбор однокоренных слов.
Образование приставочных глаголов.
Употребление различных предложных конструкций.
Подбор антонимов.
Подбор синонимов.
Образование существительных от глаголов.
Образование глаголов от существительных.
Типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное).
Закрепление навыка употребления сложносочинённых предложений с разными видами связи (- - - - - _______, потому что - - - - - - - - - - - - -, - - - - - - -.).
Составление разных типов рассказов; оречевление серии выполненных действий.
Обучение грамоте:
Знакомство с буквами: Ь, Ъ, Я, Е, Ё.
Чтение слов с мягким знаком.
Слова разного звуко-слогового состава (с буквами Ч, Щ, Е, Ю, Я).
Правила написания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Чтение слов с буквой Ю.
Чтение слов с разделительным мягким знаком.
Чтение слов с разделительным твёрдым знаком.
Чтение послебукварных текстов.
Упражнения с разрезной азбукой.
Обучение письму в занимательной форме.
Словарь:
По темам: «Весна», «Транспорт», «Город», «Школа», «Деревья, цветы», «Рыбы», «Насекомые», «Лето».
Термины:
Повторение всех ранее изученных терминов, адекватность их приминения.
Графомоторные навыки:
Мозаики, пальчиковые игры, массаж кистей рук.
Ориентирование при письме на листе бумаги.
Формирование навыка правил письма (слева на право, сверху вниз).
Развитие зрительного гнозиса (написание в клетках и полосках).
Список литературы.
1) Граб Л.М.Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 – 7 лет с ОНР / Л.М. Граб – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 56 с.
2) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 72 с. – (В помощь логопеду).
3) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II период: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 72 с. – (В помощь логопеду).
4) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. III период: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 72 с. – (В помощь логопеду).
5) Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под ред. П.Н. Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
6) Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
7)Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
8) Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций. – Спб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2006. – 272 с.
9) Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов и родителей / авт.-сост. В.И. Руденко. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 288 с.
10) Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
11) Сборник: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор – составитель сборника: Чиркина Г.В. – М.: «Просвящение», 2008. – 272 с.
12) Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5 – 7 лет: Пособие для воспитателей и родителей. / Л.Н. Смирнова. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 56 с.
13) Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. / Авт-сост. Г.Н. Сергиенко – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. – 206 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная коррекционно – развивающая программа «Волшебный мир общения» Срок реализации: октябрь- апрель. Возрастная категория: 6-11 лет Составитель программы: Педагог – психолог Хука Валентина Николаевна
В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников и школьников. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи, с другой сильная агре...
Дополнительно образовательная деятельность по пластилинографии Кружковая «Мир пластилина» Срок реализации: сентябрь - май 2017-2018 год
Создание программы проекта обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Так &nda...
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...