Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки, предназначена для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе.
В Программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа «Раз ступенька» построена не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи: произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
(КОиН администрации г. Новокузнецка)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12»
(МБ ДОУ «Детский сад № 12»)
654063, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, улица Челюскина, дом № 35
тел. 8-(3843)73-12-46
РАССМОТРЕНА | ПРИНЯТА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании методического совета | на заседании педагогического совета | Директор ОО |
Протокол № ________ | Протокол № ________ | ____________ ФИО |
Приказ № ___________ | ||
от __________________ | от __________________ | от __________________ |
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе
«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Направленность: социально - педагогическая
МБ ДОУ «Детский сад № 12»
на 2022-2023 учебный год
Разработчик: Генералова С.Н.,
воспитатель
Новокузнецкий городской округ, 2022
Содержание.
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….....3
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………………….... .5
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………………….6
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………….14
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………………………….14
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………...14
2.3. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ……………………………………....15
2.4.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………………………………..15
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………………..15
2.6.ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………….17
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки, предназначена для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе.
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Приказ Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года). «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 №56722)
4.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
Уровень освоения содержания. Программа имеет базовый уровень.
Актуальность.
Данная программы обусловлена следующими обстоятельствами:
-более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Отличительные особенности Программы
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими представлениями. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
В Программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа «Раз ступенька» построена не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи: произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.
Адресат программы
Работа ведется с детьми, желающими и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной математической деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста, от 6 до 7 лет.
Объем и сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 1 года обучения,
Общий объем часов по программе – 28 часов,
Количественный состав каждой группы – 10 человек
Формы обучения: очное, основной формой обучения является занятие.
Режим занятий: занятия один раз в неделю. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, всего 28 занятий в год.
Продолжительность занятия составляет - не более 30 минут.
1.2.Цель и задачи Программы
∙ расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;
∙ развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие)
∙ формирование гармоничной личности,
∙ всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствовать успешному его обучению в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Познакомить детей с общими математическими понятиями.
2. Формировать математические представления о числах.
3. Формировать пространственно-временные отношения.
4. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, в таблице
5. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.
6. Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.
7.Формировать представление об объеме, длине, массе, площади, условной мерке.
8. Формировать представление о часах.
9. Увеличивать объем внимания и памяти.
10.Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
11.Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.
На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной деятельности малыша. Занятие проводится не только к работе за столом над страничкой учебного пособия. Тетради используются в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же «открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
1.3.Содержание программы «Раз ступенька- два ступенька»
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Общее | Теория | Практика | ||||
1 | Выявление математических представлений детей. | 1 | 0,1 | 0,9 | Педагогическое наблюдение, создание проблемных ситуаций | |
2 | Выявление математических представлений детей. | 1 | 0,1 | 0,9 | ||
3 | Число 6 и цифра 6. | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
4 | Число 6 и цифра 6. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
5 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
6 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
7 | Число 7 и цифра 7. | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
8 | Число 7 и цифра 7. | 1 | 0,3 | 0,7 | Педагогическое наблюдение, устный опрос | |
9 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
10 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
11 | Число 8 и цифра 8 | 1 | 0,4 | 0,6 | Педагогическое наблюдение, создание проблемных ситуаций | |
12 | Число 8 и цифра 8 | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
13 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
14 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
15 | Число 9 и цифра 9 | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
16 | Число 9 и цифра 9 | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
17 | Число 9 и цифра 9 | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
18 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка). | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
19 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка). | 1 | 0,4 | 0,6 | Педагогическое наблюдение | |
20 | Число 0 и цифра 0 | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
21 | Число 0 и цифра 0 | 1 | 0,4 | 0,6 | Педагогическое наблюдение, создание проблемных ситуаций | |
22 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
23 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
24 | Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
25 | Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
26 | Работа с таблицами. | 1 | 0,4 | 0,6 | ||
27 | Работа с таблицами. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
28 | Работа с таблицами. | 1 | 0,3 | 0,7 | Открытое занятие | |
Итого: | 28 | 10 | 18 |
Содержание учебно-тематического плана
N п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1 | октябрь Выявление математических представлений детей. | Теория. Повторение чисел 1-5: образование, написание, состав Практика. Закрепление навыков количественного и порядкового счета: состав числа на наглядной основе «Волшебные домики», «Божьи коровки» |
2 | Выявление математических представлений детей. | Теория. Повторение: сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки «равно», «больше», «меньше». Работа с карточкой с двумя полосками. Практика. Сравнение групп предметов на наглядной основе «Волшебные ниточки», работа с числовым отрезком «Сказочная задача». |
3 | Число 6, цифра 6 | Теория. Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Числовой отрезок, игра «Поезд» Практика. Закрепление представлений о взаимосвязи целого и частей. Игра «Волшебные мешочки» первое и второе задание фронтально с использованием демонстрационного материала, третье – самостоятельно. |
4 | Число 6, цифра 6 | Теория. Закрепление геометрических представлений и ознакомление с новым видом многоугольников – шестиугольником. «Геометрическое лото», выкладывание шестиугольников из палочек. Практика. Закрепление: счет до 6, представление о составе чисел 2-6. Работа с раздаточным материалом, игра «Подбери запись к картинкам», работа в тетради над числовым отрезком. |
5 | ноябрь Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки | Теория. Формирование умения сравнивать длины предметов «на глаз», с помощью наложения. Сравнение полосок с раздаточным материалом, сравнение полосок на основе анализа рисунка. Практика. Работа с линейкой – числовым отрезком, сравнение двух множеств при помощи наглядного материала «С чем пирожки» |
6 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки |
|
7 | Число 7, цифра 7 | Теория. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7, учить измерять длину отрезков при помощи линейки. Образование числа 7, опорные таблицы «Домики», «Вагончики», Практика. Игра «Домино», «Соты», рисование шестиугольников при помощи линейки. |
8 | Число 7, цифра 7 | Теория. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7. Сравнение чисел при помощи составления пар, игра «Строители». Практика. Присчитывание и отсчитывание одной или нескольких единиц на числовом отрезке, игра «Телефонисты», «Продолжи узор» |
9 | Декабрь Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки | Теория. Понятие тяжелее- легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе, закрепление знание о составе числа 7. Игра «Воздухоплаватели», «Поварята» Практика. Весы. Сравнение предметов по весу на наглядной основе. Игра «Домино». |
10 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки | Теория. Формирование представлений о необходимости набора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Измерение массы предметов на наглядной основе. Игра «Магазин» Практика. Практическое использование чашечных весов. Самостоятельная работа: взаимосвязь целого и частей в рабочей тетради, игра «Седьмой лишний» |
11 | Число 8, цифра 8 | Теория. Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8, закрепить представление о составе чисел 2-7. Игра «День – ночь», работа с числовым отрезком. Практика. Игра «Дорисуй горошины», Игра «Найди закономерность», «Веселые задачи» |
12 | Число 8, цифра 8 | Теория. Формирование счетных умений в пределах 8, закрепление представлений об измерении длины и массы предметов. Игра «Путешествие лягушонка», игра «Кто легче? тяжелее?» Практика. Измерение отрезков при помощи линейки, игра «Экскурсия», «Геометрическое лото». |
13 | январь Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Теория. Формирование представлений об объеме, (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания. Игра «Праздник в Простоквашино», Практика. Самостоятельное сравнение посуды разного объема, работа в группах, игра «Пирожки с начинкой». |
14 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Теория. Формирование представлений об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. «Сказочная задача», игра «Кубики» Практика. Игра «В школу», «Угадай- ка», «Купи билет» |
15 | Число 9 и цифра 9 | Теория. Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9, закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур. «Числовой отрезок», «Нитка с бусами». Практика. «Что лишнее», |
16 | Число 9 и цифра 9 | Теория. Закрепить счет в пределах 9, и составе числа 9, закрепить сложение и вычитание на числовом отрезке. «Числовой отрезок», «Веселая свинка». Практика. Игра «Торопись – но не ошибись», «Дополни до 9», «Сокровища» |
17 | февраль Число 9 и цифра 9 | Теория. Закрепить счет в пределах 9, и составе числа 9, познакомить с циферблатом, формировать представление об определении времени по часам. Игра «Волшебная ниточка», показ определения времени на модели часов Практика. Самостоятельная работа «Допиши выражения», «Кто без пары» |
18 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка). | Теория. Формирование представления о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Игра «Клякса», «Конверты», Практика. Измерение мерками. Игра «Дополни до 9», составление задачи по картинке на нахождение целого и части. |
19 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка). | Теория. Закрепление приема сравнения фигур с помощью мерки, познакомить с единицей измерения площади – квадратным сантиметром. Измерение площади «В цирке», знакомство с квадратным сантиметром на наглядном примере. Практика. Самостоятельная работа «Найди площадь фигуры», Игра «Допиши равенство и неравенство» |
20 | Число 0 и цифра 0 | Теория. Сформировать представление о числе о и его свойствах, закрепить счетные умения в пределах 9. Игра «В лесной школе», работа с раздаточным материалом, пантомима «Ягодка по ягодке» Практика. Игра «Допиши ответ», «Дорисуй модель цветка», |
21 | март Число 0 и цифра 0 | Теория. Закрепление представлений о числе 0. Игра «Вспомни сказку», работа с демонстрационным материалом на доске «Магазин». Практика. «Игра – соревнование «В школу», игра «На глазок», игра «Справа, слева, между» |
22 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | Теория. Познакомить с образованием и составом числа 10: его образовании, составе, записи. Игра «Путешествие в зоопарк», состав числа на демонстрационном материале Практика. Игра «Домино», «Дорисуй узор» |
23 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | Теория. Закрепить представление о числе 10: его образовании, составе. Игра «Волшебный мешочек», «Фотографы» Практика. Теневой театр «Геометрические фигуры», нахождение знакомых фигур в окружающей действительности, игра «Найди свою пару» |
24 | Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | Теория. Формировать умение находить в окружающей действительности формы шара, куба, параллелепипеда. Игра «Угадай – ка», «Волшебный мешочек» Практика. Дописывание цифр с опорой на наглядный материал, решение примеров при помощи числового отрезка. |
25 | Апрель Знакомство с пространственными фигурами-пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | Теория. Закрепить умение находить в окружающей действительности формы шара, куба, параллелепипеда, закрепить представление о составе числа 10. Практика. Подбор картинки к примеру, обоснование выбора, определение площади ковриков с помощью условной мерки |
26 | Работа с таблицами | Теория. Формирование умения работать с таблицами, закрепить понятия строка, столбец. Символы. Игра «Путешествие зайчишки», обозначение символами на демонстрационном материале. Практика. Игра «Угадай –ка», игра со зверушками «В школу», чтение письма с символами |
27 | Работа с таблицами | Теория. Формирование умения работать с таблицами, закрепить понятия строка, столбец, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. Игра «Выбираем транспорт», «Волшебная лужайка». Практика. Игра «Салки- догонялки», игра «Художники», «Числоград» |
28 | Работа с таблицами | Теория. Закрепить умение находить нужную строку, столбец по заданию педагога, изменять фигуры по форме, цвету, величине. Игра «Веселые задачки», рабочая тетрадь «Ключи, замки» Практика. «Найди нужную схему», решение примеров по опорным таблицам, на числовом отрезке. |
1.4.Планируемые результаты
По окончанию года обучения дети овладевают знаниями и умениями:
1.Дети знают общие математические понятия;
2.Учащиеся имеют представление о числах: умеют сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого, использовать для записи сравнения знаки больше, меньше, поровну; умеют использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц; умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий; умеют записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =;
3.Сформированы пространственно – временные отношения;
4.Ориетируются на листе бумаги в клетку, умеют находить в таблице строку, столбец.
5.Умеют наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
6. Умеют по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых, делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.
7.Умеют непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади; используют условную мерку;
8.Дети имеют представление о циферблате, могут ориентироваться по часам.
9..У учащихся возрастает объем памяти и внимания.
10.Дети могут аргументированно высказываться, строят простейшие умозаключения. 11.Дети могут работать в коллективе, развита взаимопомощь.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Календарный учебный график
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всегоучебных недель | Количество учебных дней | Режим работы |
1 | 1 | 28 | 28 | 28 | 1 занятие в неделю по 1 часу |
2.2.Условия реализации Программы
Материально-техническая база:
- групповая комната (учебная доска, столы).
- рабочие тетради
- рабочий материал.
Перечень используемого рабочего материала:
1. Магнитная доска
2. Простые и цветные карандаши
3. Счетный материал на каждого ребенка
4. Демонстрационный материал (игрушки, геометрические фигуры и тд)
5.Наборное полотно
6. Счетный материал для наборного полотна
7.Цифры, знаки
8.Счетные палочки
9.Мерки разные
10.Линейки
2.3.Формы аттестации и контроля реализации данной Программы: аналитическая справка, журнал посещаемости, диагностическая карта, открытое итоговое занятие с участием родителей
Формы контроля
Вид контроля | Контрольные измерители | Форма аттестации |
Входной | Уровень знаний на начало учебного года | Диагностическое обследование |
Итоговый | Уровень знаний на конец учебного года | Диагностическое обследование |
.
2.4.Оценочные материалы
Для проверки эффективности реализации Программы используется диагностическая карта
2.5.Методические материалы
- Введение в игровую ситуацию.
На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.
- Затруднение в игровой ситуации.
Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, возникшая в мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины
3.Воспроизведение способа действий в типовой ситуации.
На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного способа действий и его использование в аналогичных ситуациях.
- Повторение и развивающие задания.
Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей.
- Итог занятия.
В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д.
Практические методы.
К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительные, конструктивные, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.
Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Использование речевых упражнений предполагает проговаривание вслух алгоритма действий, повторение речевок для физкультминуток и т.д.
Наглядные методы.
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание (картин, макетов), показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Использование пособия облегчает усвоение материалов, способствует формированию разнообразных умений и навыков. Опора на образы делает усвоение материала более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность работы педагога.
Словесные методы
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение. Рассказ - форма обучения, при которой изложение материала педагогом носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной, выразительной речи, подготовке детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря и закрепления грамматических форм речи. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.
Беседы в зависимости от дидактических целей могут быть предварительными, итоговыми, обобщающими. В ходе предварительной беседы педагог выявляет знание детей, создает установку на усвоение новой темы.
Словесные приемы
В процессе обучения используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при записи примера на сложение наряду с показом написания на доске, педагог комментирует написание, объясняет его, обращает внимание на грамотное и четкое произношение.
Большое значение в работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и характера его выполнения. Она способствует совершенствованию качества учебного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
Литература, используемая при составлении программы
- Методические рекомендации: «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 1-2. авторы Л.Г. Петерсон, Н.С. Холина,М. ,2010
- Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993.
- Новикова В.П. «Математика в детском саду» 6лет. М., «Мозаика-синтез», 2005г.
- Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. - М., 1994. 8. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
- Батурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста.Вып.1.М., 1995.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - Тула, 1997.
- Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
- Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
- Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994.
- Дорофеева Г.В.– «Школа 2000…», Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы (под ред. М., УМЦ «Школа 2000…», 2000.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М., 1978.
- Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.
- Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб, 2001.
- Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 1988.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
- Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
1.«Буду говорить, читать, писать правильно» Г.Глинка.
2.«Готов ли ребенок к школе» М.М.Безруких, М.,Вентана-Граф, 2001.
3.«Дети с небес. Искусство позитивного воспитания». Джон Грей
4.«Знакомлюсь с математикой» В.Серова
5.«Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей» Акимова Г.Е.
6.«Малыши и математика» Александр Звонкин
7.«Мальчики и девочки – два разных мира» М., Линка-Пресс, 1998.
8.«Общаться с ребенком. Как?» Ю. Б. Гиппенрейтер
9.«Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» Автор: В.С. Юркевич
10.«Перехитрим малыша» Билл Адлер
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
1. Рабочая тетрадь «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 2. авторы Л.Г. Петерсон, Н.С. Холина
2. «Развиваем восприятие» А.Левина, М., Олма-Пресс, 2004г.
3. «Развиваем мышление» С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, М., Росмен, 2003.
4. «Развиваю внимание» Н.Гатанова, Е.Тунина
5. «Развиваю воображение» Ю.Гатанов
6. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Гатанов
7. «Развиваю мышление и речь» Г.Глинка
8. «Развиваю память» Н.Гатанова, Е.Тунина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «От А до Я »
Программа предназначена для педагогов старших и подготовительных групп для подготовки детей к школе...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного м...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Подготовка детей к школе"
Кружковая деятельность...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...