Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" Художественно-эстетической направленности Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года.
рабочая программа
Программа программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" художественно-эстетической направленности расчитана на возрастную категорию детей 5 -7 лет. Актуальность программы – в том, что в процессе ее реализации используется технология игрового обучения. Самый зажатый ребенок раскрывается во время игры с куклой (игрушкой), забывает об условностях, реализует свои способности, начинает верить в себя.Отличительной особенностью программы является использование в репертуаре стихотворных пьес для спектаклей (по мотивам РНС), созданных Л.Поляк, О.Емельяновой.Тип данной программы – модифицированная, она разработана на основе программы Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия», с использованием методических рекомендаций к занятиям Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».. Цель программы – развитие творческих способностей детей на основе театрализованных игр, эмоционально-образного познания мира художественной литературы и устного народного творчества средствами кукольного театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_arlekin.docx | 78.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №11" Шатурского муниципального района Московской области
Принята на заседании педагогического совета от « » _____________20____г. Протокол № ___________________
Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №11 ______________________________Ф.И.О. «____» _______________» 20___г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
творческого объединения
"Арлекин"
Художественно-эстетической направленности
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года.
Составитель: воспитатель Воробьева Юлия Владимировна
Шатура 2017г.
Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности в виде кружковой работы. Главная идея - театрально - художественно - эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Театральная деятельность учащихся формирует у них навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, а в конечном итоге способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения. Данная программа является интегративной, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи. Большое количество игр и упражнений находят свое применение на занятиях по ритмике, физкультуре. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет ( старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Актуальность программы – в том, что в процессе ее реализации используется технология игрового обучения. Самый зажатый ребенок раскрывается во время игры с куклой (игрушкой), забывает об условностях, реализует свои способности, начинает верить в себя. Отличительной особенностью программы является использование в репертуаре стихотворных пьес для спектаклей (по мотивам РНС), созданных Л.Поляк, О.Емельяновой. Тип данной программы – модифицированная, она разработана на основе программы Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия», с использованием методических рекомендаций к занятиям Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду». Программа разработана с учетом следующих принципов: -принцип взаимосвязи обучения и развития, который носит развивающий характер и способствует расширению кругозора, познавательных процессов; -принцип интеграции, основанный на изучении разных видов деятельности (художественно-речевой,театрализованной); -принцип индивидуального подхода, который основан на личностно-ориентированном взаимодействии; -принцип наглядности осуществляется при восприятии демонстрационного материала; -принцип доступности – занятия составляются с учетом возрастных особенностей и строятся по принципу дидактики (от простого к сложному); -принцип проблемного обучения – основанный на поиске и разрешении проблемных ситуаций; -принцип креативности – это максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Важным моментом в процессе организации развивающих занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Именно игровой мотив позволяет сделать занятия интересными, увлекательными и в тоже время осмысленными. Программа базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых направлена на развитие дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: 1.игра и обучение не должны быть из под палки; 2.внутренние, личностные мотивы должны преобладать над личностно - ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; 3.внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя все получится, я уверена…»). Также в основу курса положен тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания дошкольников, учитывая интересы детей и их возрастные особенности.
Цель программы – развитие творческих способностей детей на основе театрализованных игр, эмоционально-образного познания мира художественной литературы и устного народного творчества средствами кукольного театра.
Задачи программы.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.). - Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 36.
Занятия включают в себя: -психокоррекционные игры; -коммуникативные игры; -игры, напрвленные на развитие внимания, памяти, воображения, мышления; -игры, направленные на развитие выразительности монологической и диалогической речи; -логоритмику; -игры, направленные на развитие культуры и техники речи, речевого дыхания; -пальчиковые игры; -этюдную работу; -игры превращения («учись владеть своим телом»); -упражнения, направленные на развитие мимики, пантомимики; -подготовку и разыгрывание сценок, сказок, стихов, драматизаций; -просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; -артикуляционную гимнастику.
Следует отметить что, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений литературы и УНТ, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствует: -специальное помещение; -декорации, куклы; -музыкальный центр, диски или электронные носители; -детские музыкальные инструменты; -различные атрибуты к занятиям; -наличие ширмы, театральных кукол, игрушек.
Предлагаемая программа состоит из пяти разделов, которые плавно переплетаются практически в каждом занятии и работа над ними продолжается в течение двух лет с постепенным усложнением.
1 раздел - «Театральная игра» - направлен на: развитие игрового поведения, вследствие которого ребенок приобретает элементарные профессиональные умения и навыки; эстетического чувства; способности относиться к любому делу творчески; развитие умения общаться со взрослыми и сверстниками. Все игры этого раздела делятся на две категории: общеразвивающие игры и специальные игры. Общеразвивающие игры. Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами кукольного театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для этого необходимо развивать такие качества, как внимание, наблюдательность, которые помогают творчески воспринимать окружающий мир, воображение и фантазию, которые являются условием для творческой деятельности. Важно также научить умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. активизировать мыслительный процесс в целом. Общеразвивающие игры, решая эти задачи, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют быстрой адаптации детей в школьных условиях.
Специальные игры. Чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Но если в играх дети действуют непосредственно, то часто в спектакле эта непосредственность куда-то исчезает , а ее необходимо сохранить. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на жизненный опыт ребенка, предоставлять ему больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Прежде всего, это игры, упражнения, этюды, направленные на подлинность и целесообразность действий в придуманной ситуации. Для того чтобы действовать естественно, необходимо найти ответы на вопросы: почему, для чего и зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие придуманными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).
2 раздел «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные и пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности движений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью ритмопластических упражнений и игр. Ритмопластические упражнения решают следующие задачи: -развитие двигательных способностей (ловкость, подвижность, гибкость не только тела, но и пальцев рук, выносливости); -развитие пластической выразительности (ритмичности, быстроты реакции, музыкальности, координации движений); -развитие воображения. Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом. Но наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышщ, вплоть до полного расслабления всего тела, и только освоив это, следует переходить к созданию пластических образов. Они развивают, прежде всего, гибкость, умение владеть своим телом, воображение. Пластические образы создаются на музыкальном материале.
3 раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию.
4 раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
5 раздел – «Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на сценариях, составленных на основе русских народных сказок и литературных произведений.
Возраст детей, для которых написана данная программа, обладает рядом особенностей.
Формы организации театрализованной деятельности. 1.Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях. 2.Самостоятельная театральная деятельность. 3.Мини-игры на других занятиях, мини-сценки с куклами (игрушками) в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – Петрушки к решению познавательных задач. 4.Коллективная работа детей. 5.Работа детей в парах. 6.Индивидуальная работа.
Формы проведения занятий. - занятие-игра; - путешествие; - викторина; - занятие-праздник; - занятие диагностическое.
Методы обучения: -словесный (беседа, чтение, рассказ); -наблюдение; -наглядно-слуховой; -игровой; -дидактический (от простого к сложному); -упражнения с усложнением; -переключения с одного вида деятельности на другой; -репродуктивный; -индивидуального подхода к каждому обучающемуся; -многократного повторения.
Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие детей, педагога и родителей. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса и обуславливает его результативность. Для работы с родителями предполагается проведение: -консультаций; -индивидуальных бесед; -участие родителей в праздниках; -мастер-классов.
Чтобы формировать и совершенствовать артистические способности детей, необходимо изучать их особенности и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты с помощью различных видов контроля: -наблюдение; -диагностики (вводная-октябрь, итоговая -апрель); -постановки кукольных спектаклей; -проведение развлекательных программ (в течение года).
Ожидаемые результаты. 1.Овладение детьми, которые занимаются в данном творческом объединении правильной, выразительной речью (в соответствии с возрастом), как средством коммуникации. 2.Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, и как следствие, реализовать свои творческие способности. 3.Воспитание у детей таких качеств, как доброжелательность, честность, отзывчивость, умение сопереживать другим людям. 4.Формирование у детей навыков совместной деятельности, умения видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, что способствует объединению детского коллектива и профилактике асоциального поведения детей.
Учебно – тематический план 1 года обучения.
№ | Разделы. Темы. | Часы | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство. | 1 | 1 | 0 |
2. | Знакомство с театром. | 2 | 0,8 | 1,2 |
2.1. | «Знакомство» (продолжение). Беседа «Поговорим о театре». | 1 | 0,4 | 0,6 |
2.2. | Презентация «Какие бывают театры?» | 1 | 0,4 | 0,6 |
3. | Театральные игры, этюды, упражнения. | 12 | 4,8 | 7,2 |
3.1. | Игры и игровые упражнения направленные на чистоту речи, пластики. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.2. | Разыгрываем этюды о животных. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.3. | Разыгрываем этюды (продолжение). | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.4. | Игра «Животные в лесу». | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.5. | Театральные игры «Веселые превращения». | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.6. | Пантомима «Муравей». | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.7. | Театральная игра «Цыпленок». | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.8. | Театральные игры на развитие пластики рук. «Змеи», «Лес». | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.9. | Игры на развитие артикуляции, речевого дыхания, дикции. Логоритмика. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.10. | Театральная игра «Дискотека зайчиков» | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.11. | Театральные загадки «Угадай, кто я?» | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.12. | Обобщающее занятие «В нашем балагане». | 1 | 0,4 | 0,6 |
4. | Драматизация | 18 | 6,8 | 11,2 |
4.1. | Чтение пьесы. Разбор. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.2. | Театральные игры. «Озорные превращения». | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.3. | Построение событийного ряда. Работа с образом. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.4. | Работа над текстом сказки. Работа над образом. Логоритмика. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.5. | Игровая программа «Пока занавес закрыт». Работа над образом. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.6. | Беседа о культуре поведения в театре, в театре. Этюдная работа. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.7. | Работа над эпизодами сказки. Работа над образом. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.8. | Театральные игры. Действия с воображаемыми предметами. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.9. | «Сказку ты, дружок послушай и сыграй!». Импровизация. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.10. | Этюдная работа. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.11. | Репетиция представления. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.12. | Репетиция. Индивидуальная работа. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.13. | Культура и техника речи. | 1 | 0 | 1 |
4.14. | Премьера представления. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.15. | Театральная викторина «Сами с усами!» | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.16. | Игровая программа «Волшебные превращения». | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.17. | Театральное соревнование «Большой артист!» | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.18. | Театральная игра «Это вы можете!» | 1 | 0,4 | 0,6 |
5. | Диагностика. | 2 | 0 | 2 |
5.1. | Диагностика за 1 полугодие. | 1 | 0 | 1 |
5.2. | Диагностика за 2 полугодие. | 1 | 0 | 1 |
6.1. | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 |
Итого. | 36 | 13,4 | 22,6 |
Содержание.
1.Вводное занятие. (1ч.) Теория. Знакомство с коллективом, с содержанием курса, правилами поведения в учебном классе. Проведение инструктажа по ТБ.
2.Знакомство с театром. (2ч.) Теория: -знакомство с устройством театра, с историей зарождения театра, с театрами других стран, с куклами, знакомство с разделами курса (в игровой форме).
Практика: -разыгрывание театральных игр и этюдов, выполнение специальных театральных упражнений.
3. Театральные игры, этюды, упражнения. (12ч.) Теория: -знакомство детей с театральными играми и упражнениями разной направленности; -знакомство детей с текстами и правилами выполнения этюдов; -ознакомление детей с способами выразительности: речи; пластики рук, тела (пантомимой); -знакомство с понятиями главный герой, персонажи.
Практика: -обучение детей в играх умению четко, выразительно, эмоционально проговаривать слова, предложения, текст; -обучение детей умению выразительно двигаться в соответствии с образом -обыгрывание этюдов, театральных игр, разыгрывание сценок, выполнение ритмопластических упражнений и т.д.;
4. Драматизация. (18ч.) Теория. –знакомство детей с правилами театральной драматизации; -знакомство с этапами создания образа; -беседа по сказкам (выявление жанровых особенностей).
Практика. –разыгрывание пантомим; -этюдная работа; -проигрывание специальных театральных игр и упражнений; -прослушивание фонограмм, заучивание текста; -инсценирование стихов, песен; -репетиции постановки.
5.Диагностика. (2ч.) Практика: -проверка знаний и умений детей за определенный период.
6.Итоговое занятие. (1ч.) Подведение итогов курса.
Предполагаемые результаты.
В конце года дети могут знать: -виды изученных театров; -театральные правила выполнения этюдов, пантомим, театральных игр; -понятия – театр, сцена, кулисы, артист, занавес, задник, этюд, спектакль.
В конце года дети могут уметь: -действовать согласованно, включаясь в игру, диалог одновременно и последовательно; -произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; -произносить скороговорки и стихи в движении; -строить простейший диалог; -инсценировать несложную сказку, стихотворение; -ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке; -импровизировать (пластически) под музыку разного характера; -произносить выразительно наизусть стихотворный текст, -произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно; -произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.
Методическое обеспечение программы.
№ | Темы | Форма занятия | Форма организации деятельности | Приемы и методы организации учебного процесса. | Форма подведения итогов |
1. | Вводное занятие. | Занятие-игра. | Коллективная работа. | Словесный метод (беседа, рассказ); игровой метод (игра «Эстафета», подвижная игра «Кто во что одет?», игра сказочного персонажа с детьми; наглядно-слуховой метод (появление сказочного героя). | |
2. | Знакомство с театром. | Игровые занятия (занятие-игра); беседа | Коллективная работа; работа в парах; индивидуальная работа. | Словесный метод (беседа, рассказ); игровой метод (игра на создание благоприятного климата в группе («Дружные ребята»); игры на развитие мелкой моторики рук, артикуляции («Фонетическая», «зевающая пантера», «горячая картошка», ), дикции, на умение ориентироваться в пространстве («Вышивание»), на умение напрягать и расслаблять мышцы («Насос и надувная кукла»); репродуктивный (этюды); метод многократного повторения (проговаривание чистоговорок, скороговорок). | Занятие диагностическое, наблюдение. |
3. | Театральные игры, этюды, упражнения. | Игровые занятия (занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка); беседа. | Коллективная работа; работа в подгруппах, работа в парах; индивидуальная работа. | Наглядно-слуховой метод, (показ образца, появление сказочного персонажа); словесный метод (чтение, беседа, объяснение, пояснение); игровой метод (игры на развитие дикции («Эхо», «Забавные стихи»), артикуляции, психокоррекционные игры («Фотограф»), коммуникативные игры «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»); игры, направленные на развитие психических функций («Шишки, желуди, орехи», «Сказочные герои», «Есть или нет?», «Упражнение с предметами»), упражнения, логоритмические игры («Части тела», «Зимой» «Маскировка», «Солнышко») игры- превращения; упражнения, направленные на развитие пантомимики (этюды); репродуктивный (этюдная работа, подготовка и разыгрывание сценок, сказок, стихов). | Диагностическое занятие, развлечение. |
4. | Драматизация | Игровые занятия (занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка); беседа. | Коллективная работа; работа в подгруппах, работа в парах; индивидуальная работа. | Словесный (беседа, чтение, объяснение, пояснение); -наглядно-слуховой (показ образца, способов выполнения упражнений); -игровой: пальчиковые игры («Горошки», «Орешки», «Ипподром»), речевая гимнастика, игры на развитие психических функций («Угадай, что я делаю?», «Одно и тоже по-разному», «Упражнение с предметами»), игры на развитие двигательных способностей («Снеговик», «Баба-Яга», «Снежная королева»), логоритмические упражнения («Паровоз-самолет», «Имя по слогам»), артикуляционная гимнастика («Пеликан», «Горячая картошка», «Улыбнись-нахмурься») ; -упражнения с усложнением; -репродуктивный (этюды); -многократного повторения (разучивание текста, работа над мизансценами, эпизодами сказок). | Диагностическое занятие, наблюдение. |
5. | Диагностика. | Беседа (вопросы к детям); выполнение игровых заданий, этюдов; диагности-ческое занятие. | Коллективная работа; работа в подгруппах, работа в парах; индивидуальная работа. | Игровой метод (проверка знаний и умений детей в играх разного направления); продуктивный метод (выполнение заданий детьми); | Диагности-ческий материал. |
6. | Итоговое занятие. | Занятие-игра. | Коллективная работа; работа в парах; индивидуальная работа. | Игровой метод (игры разных видов ); репродуктивный метод (разыгрывание мини-сценок, мини-сказок). |
Учебно – тематический план 2 года обучения.
№ | Разделы. Темы. | Часы | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | 0 |
2. | Основы театральной культуры. | 2 | 0,8 | 1,2 |
2.1. | Беседа «Кто работает в театре. Закулисье». Просмотр роликов спектакля в исполнении артистов. | 1 | 0,4 | 0,6 |
2.2. | Театральная игра «Мы в театре». | 1 | 0,4 | 0,6 |
3. | Перчаточный кукольный театр. | 12 | 4,8 | 7,2 |
3.1. | Правила ведения кукол. Чтение пьесы. Разбор. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.2. | Распределение ролей. Обсуждение характеров образа. Театральное упражнение «Изобрази героя». | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.3. | Построение событийного ряда. Работа над образом. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.4. | Рифмологическая игра «1,2,3,4,5-стихи мы будем сочинять!» Разучивание ролей. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.5. | Работа над характером персонажей, выразительностью, интонацией. Разучивание ролей. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.6. | Работа над эпизодами пьесы. Работа над образом. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.7. | Этюдная работа на выражение основных эмоций. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.8. | «Озорные ручки». Работа по кукловождению. Жесты. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.9. | Тренинг сказочных персонажей. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.10. | Театральные упражнения на развитие выразительности речи. Кукловождение. Репетиция. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.11. | Репетиция пьесы. | 1 | 0,4 | 0,6 |
3.12. | Премьера сказки. | 1 | 0 | 0,6 |
4. | Театр ложек. | 18 | 6,8 | 11,2 |
4.1. | Правила ведения ложковых кукол. Чтение пьесы. Разбор. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.2. | Коммуникативные игры. Распределение ролей. Характеристика персонажей. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.3. | Построение событийного ряда. Разучивание ролей. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.4. | Работа над текстом сказки. Упражнения на развитие четкости, внятности, плавности речи. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.5. | Логоритмика. Работа с текстом постановки. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.6. | «Как вести себя в театре?» Разыгрывание проблемных ситуаций. Этюдная работа. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.7. | Работа над эпизодами сказки, над ведением кукол. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.8. | «Сценическая речь». Упражнения. Разучивание ролей. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.9. | Тренировочные упражнения «Кукла не падай!» Разучивание ролей. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.10. | Этюдная работа. Репетиция «Выразительность персонажа». | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.11. | Репетиция. Индивидуальная работа. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.12. | «Сценическая речь». Работа с образами персонажей. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.13. | «Я слушаю, понимаю и всё смогу!»». Психокоррекционные, коммуникативные игры. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.14. | Игра «Театр 2-х актеров» на основе постановочного материала. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.15. | Генеральная репетиция. | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.16. | Премьера представления. | 1 | 0 | 1 |
4.17. | Игровая программа «Театральные загадки». | 1 | 0,4 | 0,6 |
4.18. | Игровая программа «Это вы можете!» (Показ детьми эпизодов ранее сыгранных сказок). | 1 | 0,4 | 0,6 |
5. | Диагностика. | 2 | 0 | 2 |
5.1. | Диагностика за 1 полугодие. | 1 | 0 | 1 |
5.2. | Диагностика за 2 полугодие. | 1 | 0 | 1 |
6.1. | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 |
Итого. | 36 | 13,4 | 22,6 |
Методическое обеспечение программы.
№ | Темы | Форма занятия | Форма организации деятельности | Приемы и методы организации учебного процесса. | Форма подведения итогов |
1. | Вводное занятие. | Занятие-игра. | Коллективная работа. | Словесный метод (беседа, рассказ); игровой метод («игра –ситуация», «изобрази пословицу» (коммуникативные игры), ОРИ «Замри», | |
2. | Основы театральной культуры. | Игровые занятия (занятие-игра); беседа | Коллективная работа; работа в парах; индивидуальная работа. | Словесный метод (беседа, рассказ); наглядный метод: просмотр роликов. игровой метод (игра на создание благоприятного климата в группе («Зеркало»); игры на развитие мелкой моторики рук, артикуляции «Жало змеи», «Пеликан», «Хоботок»., ), дикции, на умение ориентироваться в пространстве («Нитка и иголка»), метод многократного повторения (проговаривание чистоговорок, скороговорок); упражнения-импровизации. | Занятие диагностическое, наблюдение. |
3. | Перчаточный кукольный театр. | Игровые занятия (занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка); беседа. | Коллективная работа; работа в подгруппах, работа в парах; индивидуальная работа. | Наглядно-слуховой метод, (показ образца); словесный метод (чтение, беседа, объяснение, пояснение); игровой метод (игры на развитие дикции: чистоговорки, скороговорки; артикуляции, психокоррекционные игры («Диктор», «Водоросли», «Подарок на всех»), коммуникативные игры «Знакомство с лучшим другом»); игры, направленные на развитие психических функций («Товарищи командиры», «Есть или нет?», «Упражнение с предметами», «Передай позу».), упражнения, логоритмические игры («Отстучим карандашом», «Скажи имя по слогам».) игры- превращения; упражнения, направленные на развитие пантомимики (этюды); репродуктивный (этюдная работа, подготовка и разыгрывание сценок, сказок, стихов). | Диагностическое занятие, развлечение. |
4. | Театр ложек. | Игровые занятия (занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка); беседа. | Коллективная работа; работа в подгруппах, работа в парах; индивидуальная работа. | Словесный (беседа, чтение, объяснение, пояснение); -наглядно-слуховой (показ образца, способов выполнения упражнений); -игровой: пальчиковые игры («Лошадки». «Карандаши», ), речевая гимнастика, игры на развитие психических функций («Веселые обезъянки», «Угадай, что я делаю»), игры на развитие двигательных способностей («Любитель рыболов», «Одно и тоже по-разному»), логоритмические упражнения («Прогулка», «Хобот слоненка», «Пастушок».), артикуляционная гимнастика) ; -упражнения с усложнением; -репродуктивный (этюды); -многократного повторения (разучивание текста, работа над мизансценами, эпизодами сказок). | Диагностическое занятие, наблюдение. |
5. | Диагностика. | Беседа (вопросы к детям); выполнение игровых заданий, этюдов; диагности-ческое занятие. | Коллективная работа; работа в подгруппах, работа в парах; индивидуальная работа. | Игровой метод (проверка знаний и умений детей в играх разного направления); продуктивный метод (выполнение заданий детьми); | Диагности-ческий материал. |
6. | Итоговое занятие. | Занятие-игра. | Коллективная работа; работа в парах; индивидуальная работа. | Игровой метод (игры разных видов ); репродуктивный метод (разыгрывание мини-сценок, мини-сказок). |
Методические рекомендации.
Занятия творческого объединения подразделяются на: театральные (разного типа), репетиционные, премьеру представлений.
Процесс театральных занятий представляет собой систему творческих игр, этюдов, упражнений, мини-сценок, которая, рассчитана на активное участие детей, являющимися не только исполнителями указаний педагога, а соучастниками педагогического процесса.
Репетиционные занятия - это те, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.
Занятия строятся согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.
В занятиях прослеживается взаимосвязь творческих и познавательных задач. Реализация которых, предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей.
Важную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж. Он объединяет: пальчиковый тренинг, монолог, диалог, кукловождение, работу над образом, пластику рук или тела, который проводится практически на каждом занятии кукольного театра на основе наблюдения за объектом в повседневной жизни, при просмотре сказок, мультфильмов и т.д.
При работе над спектаклем (чтение, обсуждение сценария, распределение ролей, работа над образом, мизансценами, эпизодами, репетиции, показ спектакля), необходимо соблюдать несколько основных правил:
-не перегружать детей; -не навязывать своего мнения; -не позволять одним детям вмешиваться в действия других; -предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
Построение деятельности в таком ключе, дают возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовать покой и движение, тишину и оживление, интеллектуальную и физическую деятельность. Желательно использование кукол разных систем.
«Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении.
Создание художественной среды - музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой, фонограммы должно соответствовать действию, происходящему на ширме.
Правильный подбор репертуара в кукольном театре оказывает большое воспитательное воздействие на детей, поэтому необходимо серьёзно относится к этому процессу. Дошкольники любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
-игрового самочувствия; -от простого к сложному; -от элементарного фантазирования к созданию образа.
Обязательный элемент практически каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить». Этюдный тренаж включает в себя:
-этюды (упражнения) на развитие внимания; -этюды на развитие памяти; -этюды на развитие воображения; -этюды на развитие мышления; -этюды на выражении эмоций; -этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса); -этюды на выразительность жеста; -этюды на воспроизведение отдельных черт характера; -этюды на отработку движений кукол различных видов.
Методическое обеспечение программы.
1.Авторская разработка тем программы.
2.Раздаточный дидактический материал. 3.ТСО (телевизор, DVD плеер, музыкальный центр, ноутбук). 4.Театральная ширма, декорации. 5.Игрушки и куклы для театрализованных постановок, этюдов. 6.Маски и шапочки для сценок и драматизаций. 7.Методическая литература. 8.Диагностические материалы для усвоения программы: -входящая диагностика; -промежуточная диагностика; -итоговая диагностика.
Дидактический материал. 1.Диагностический материал. Диагностические карты и задания для первого года обучения; Диагностические карты и задания для второго года обучения.
2.Дидактические и театральные игры.
Игры на создание благоприятного климата в группе: -«Здравствуйте девочки, мальчики…»
-«Эстафета»
-«Дружные ребята».
Игры направленные на умение ориентироваться в пространстве: -«Вышивание» -«Муравьи» -«Вышивание»
Игры на развитие мелкой моторики рук: -«Замок» -«Мячик» -«Горошки» -«Орешки» -«Ипподром». Игры на развитие артикуляции: -«Хоботок» -«Жало змеи» -«Улыбнись-нахмурься» -«Фонетическая» -«Горячая картошка» -«Укольчик» -«Конфетка»
-«Веселый пятачок» -«Зевающая пантера» -«Колокольчик» Игры, направленные на развитие внимания, памяти, воображения: -«Скажи какой?» -«Дружные звери» -«Передай позу» -«Тень» -«Волшебные превращения» -«Игра с предметами» -«Летает-не летает» -«Найди лишнее» -«Кто во что одет?» - «Руки-ноги» - «Шишки, желуди, орехи» -«Сказочные герои» -«Есть или нет?» - «Упражнение с предметами» -«Угадай, что я делаю?» -«Одно и тоже по-разному» -«Упражнение с предметами» Игры на развитие двигательных способностей: -«Снеговик» -«Баба-Яга» -«Снежная королева» -«Насос и надувная кукла». Игры на развитие дикции: -«Забавные стихи» -«Добавь словечко» -«Забавные стихи» -«Эхо» Игры, направленные на развитие выразительности речи: -«Скажи как…» Логоритмические игры: -«Отстучим карандашом» -«Мы идем с тобою в сад» -«Называем мы слова» -«Части тела» -«Зимой» -«Маскировка» -«Солнышко» -«Паровоз-самолет» -«Имя по слогам». Психокоррекционные игры: -«Давайте поздороваемся» -«У птички болит крылышко» -«Разбуди ласково» -«Фотограф». Коммуникативные игры: -«Вежливые слова» -«Подарок на всех» -«Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Список литературы.
Рекомендованный педагогам.
1.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программа дополнительного образования детей для использования в практической работе".
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
3. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М., 1991.
4. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.
6.Губанова Н.Ф. Театральная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.
7. Гальцова Е.А. Дошколятам досуг – хороший друг - познавательные, развлекательные, конкурсные и игровые мероприятия для старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.
8. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
9.Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
10. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
13. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
14.Новиковская О.А. 100 упражнений для развития речи/ Ольга Новиковская. –М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.
15.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная пресса, 2004.
16. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. – М.: Просвещение, 1999.
17. Соловьева Н.С. Театр кукол для детей. – М.: Всероссийское театральное общество, 1995.
18. Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. Занятия с детьми 5-7 лет. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
19.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под редакцией О.Ф.Горбуновой. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.
20.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет/ Под редакцией О.Ф.Горбуновой. –М.: Мозаика-Синтез, 2008
21.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
22. Ярославцева И. Кукловедение для малышей. – М.: Чистые пруды, 2005.
Рекомендованный родителям.
1. Вакуленко Ю.А. Игры, праздники, забавы в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Гаркалина Е.В. Театр кукол своими рукам. – М.: ГАЦТК, 2001.
3. Михайлова М.А. Развитие творческих способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
4. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. – М.: Время, 2001.
5. Петров И.Ф. Театр предметных кукол. – М.: Владос, 2004.
6. Поляк Л. Театр сказок (сценарии в стихах по мотивам русских народнысказок для дошкольников). – С-Петербург: Детство-пресс, 2001.
7.Синицына Е.И. Умные загадки – М.: «Лист», 1998.
8.Хрестоматия для детей [Текст]/ Сост.: А.Л.Табенкина, М.К. Боголюбская.- М.: «Педагогика», 1998.- 460 с.
Тематическое планирование
по творческому объединению кукольный театр «Арлекин».
Возраст детей 5-6 лет.
2017 – 2018 учебный год.
№ | Темы. | Даты. |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Знакомство. | |
2. | Знакомство (продолжение). Беседа «Поговорим о театре». | |
3. | Презентация «Какие бывают театры?» | |
4. | Диагностика вводная. (Ировое занятие). | |
5. | Игры и игровые упражнения направленные на чистоту речи, пластики. | |
6. | Разыгрываем этюды о животных. | |
7. | Разыгрываем этюды (продолжение). | |
8. | Игра «Животные в лесу». | |
9. | Театральные игры «Веселые превращения». | |
10. | Пантомима «Муравей». | |
11. | Театральная игра «Цыпленок». | |
12. | Театральные игры на развитие пластики рук. «Змеи», «Лес». | |
13. | Игры на развитие артикуляции, речевого дыхания, дикции. Логоритмика. | |
14 | Театральная игра «Дискотека зайчиков». | |
15. | Театральные загадки «Угадай, кто я?» | |
16. | Обобщающее занятие «В нашем балагане». | |
17. | Чтение пьесы. Разбор. | |
18. | Театральные игры. «Озорные превращения». | |
19. | Построение событийного ряда. Работа с образом. | |
20. | Работа над текстом сказки. Работа над образом. Логоритмика. | 27.02 |
21. | Игровая программа «Пока занавес закрыт». Работа над образом.(Щеткин стр.13). | 06.03 |
22. | Беседа о культуре поведения в студии кукольного театра, в театре. Этюдная работа. | 13.03 |
23. | Работа над эпизодами сказки. Работа над образом. | 20.03 |
24. | Театральные игры. Действия с воображаемыми предметами. | 27.03 |
25. | «Сказку ты, дружок послушай и сыграй!». Импровизация | 03.04 |
26. | Этюдная работа. | |
27. | Репетиция представления. | |
28. | Репетиция. Индивидуальная работа. | |
29. | Культура и техника речи. | |
30. | Премьера представления. | |
31. | Театральная викторина «Сами с усами!» | |
32. | Диагностика за 2 полугодие. | |
33. | Игровая программа «Волшебные превращения». | |
34. | Театральное соревнование «Большой артист!» | |
35. | Театральная игра «Это вы можете!» | |
36. | Итоговое занятие. |
Тематическое планирование
по творческому объединению кукольный театр «Арлекин».
Возраст детей 6-7 лет.
2018 – 2019 учебный год.
№ | ТЕМЫ | ДАТЫ |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | |
2. | Беседа «Кто работает в театре. Закулисье». Просмотр роликов спектакля в исполнении артистов. | |
3. | Театральная игра «Мы в театре». | |
4. | Диагностика вводная. | |
5. | Правила ведения кукол. Чтение пьесы. Разбор. | |
6. | Распределение ролей. Обсуждение характеров образа. Театральное упражнение «Изобрази героя». | |
7. | Построение событийного ряда. Работа над образом. | |
8. | Рифмологическая игра «1,2,3,4,5-стихи мы будем сочинять!» Разучивание ролей. | |
9. | Работа над характером персонажей, выразительностью, интонацией. Разучивание ролей. | |
10. | Работа над эпизодами пьесы. Работа над образом. | |
11. | Этюдная работа на выражение основных эмоций. | |
12. | «Озорные ручки». Работа по кукловождению. Жесты. | |
13. | Тренинг сказочных персонажей. | |
14. | Театральные упражнения на развитие выразительности речи. Кукловождение. Репетиция. | |
15. | Репетиция пьесы. | |
16. | Премьера сказки. | |
17. | Правила ведения ложковых кукол. Чтение пьесы. Разбор. | |
18. | Коммуникативные игры. Распределение ролей. Характеристика персонажей. | |
19. | Построение событийного ряда. Разучивание ролей. | |
20. | Работа над текстом сказки. Упражнения на развитие четкости, внятности, плавности речи. | |
21. | Логоритмика. Работа с текстом постановки. | |
22. | «Как вести себя в театре?» Разыгрывание проблемных ситуаций. Этюдная работа. | |
23. | Работа над эпизодами сказки, над ведением кукол. | |
24. | «Сценическая речь». Упражнения. Разучивание ролей. | |
25. | Тренировочные упражнения «Кукла не падай!» Разучивание ролей. | |
26. | Этюдная работа. Репетиция «Выразительность персонажа». | |
27. | Репетиция. Индивидуальная работа. | |
28. | «Сценическая речь». Работа с образами персонажей. | |
29. | «Я слушаю, понимаю и всё смогу!»». Психокоррекционные, коммуникативные игры. | |
30. | Игра «Театр 2-х актеров» на основе постановочного материала. | |
31. | Генеральная репетиция. | |
32. | Премьера представления. | |
33. | Игровая программа «Театральные загадки». | |
34. | ДИАГНОСТИКА ЗА 2-Е ПОЛУГОДИЕ | |
35. | Игровая программа «Театральные загадки». | |
36. | Игровая программа «Это вы можете!» (Показ детьми эпизодов ранее сыгранных сказок). Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"
Программа предназначена для руководителей по физической культуре и спорту учреждения дополнительного образования детей и является нормативным документом учебно-трен...
Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"
Программа предназначена для руководителей по физической культуре и спорту учреждения дополнительного образования детей и является нормативным документом учебно-трен...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников по художественной гимнастике 5-7 лет 2020-2021 учебный год Срок реализации – 2 года
Основное содержание программы составляют упражнения гимнастики с предметами и без предметов, акробатика и вольные упражнения под музыку, которые помогают детям освоить элементы художественной гимнасти...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Лаборатория Бионика» по научно-исследовательскому направлению.
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста...