Кружок Цветные ладошки
учебно-методическое пособие по рисованию (подготовительная группа)

Тренина Елена Васильевна

Материал для работы с детьми по изо деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Цветные ладошки245.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Звездочка»

  1.              П Р О Г Р А М М А  К Р У Ж К А  
  2.   « Цветные ладошки »

         

     

                 

Подготовительная к школе группа.

                  Воспитатель Тренина Елена Васильевна                                                  

2016-2017г

   

 Кружок «Цветные ладошки »

проводится на базе подготовительной к школе группе ДОУ .  Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желание заниматься продуктивной деятельностью.  

        Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее.

 Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

       Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения".Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним .Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания .В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности .Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

     Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение .Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале я с детьми обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества.

     Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда .

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать  Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую разные способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. Самым доступным способом нетрадиционной техники рисования я считаю рисование пальчиками и печать от руки . Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. А как дети радуются , когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след…,а в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.

        Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным , важным и необходимым , потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Программа кружка «Цветные ладошки»составлена на

основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/Под ред. Т.И.Бабаевой , А.Г.Гогоберидзе , З.А.Михайловой –

 ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011г.

  • Программа рассчитана на один год обучения.

  • Обновление содержания примерной программы осуществлено

на основе интегрированной программы художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества».

  • Кружок «Цветные ладошки » проводится 1 раз в неделю во второй половине дня – общее количество 36 , длительность совместной деятельности с детьми составляет 25 минут .

  • В основу организации совместной деятельности определен

комплексно -тематический принцип с ведущей игровой деятельностью , а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности с детьми  , а так же в самостоятельной деятельности детей . Общение с детьми в процессе совместной деятельности осуществляется в форме сотрудничества .      Выбор приемов и методов определяется целями и задачами конкретной деятельности и ее содержанием.

Деятельность организовывается в форме : наблюдение по ситуации , рассматривание предметов искусства, беседа, рисование, лепка , дидактические игры , подвижные игры , выставка детских работ , конкурсы , досуги .

  • В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга :
  • первичная диагностика(выявление стартовых условий ,проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь , 7дней

итоговая диагностика ( оценка степени решения поставленных задач) – май , 7 дней

А  какой творческий  процесс происходит без наличия  цветового спектра.

Гёте,  Нильс Финсен, Джекоб Либерман, российский академик В.М. Бехтерев установил, что цветовое излучение оказывает влияние на нервную систему человека.

Цель: обеспечение эмоционального благополучия воспитанников средствами цветотерапии.

Условия реализации данных задач:

  • Создание комфортной  среды.
  • Проведение  мероприятий направленных на эмоциональное благополучие.
  • Профессиональная подготовленность воспитателя, компетентного в вопросах здоровьесбережения и технологии цветотерапии. 
  • Сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах эмоционального благополучия и здоровьесбережения  через применение цветотерапии.

При этом важно учесть принципы:

  • Принцип «Не навреди!» Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников. Все происходящее в образовательном процессе  оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье воспитанников.
  • Принцип триединого представления о здоровье. Единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
  • Принцип непрерывности и преемственности. Здоровьесберегающая работа проводится в системе, путем интеграции.
  • Принцип  индивидуализации. Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка, индивидуально ориентированная помощь.

Цветотерапия - это необыкновенно увлекательно! Начав ею заниматься, обнаруживаешь массу возможностей её применения в образовательном процессе!

  • Цель работы кружка «Цветные ладошки» - формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира , удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач :

 - Создавать  условия для эмоционального благополучия   воспитанников средствами цветотерапии.

- Разработать картотеку  и классификацию цветотерапевтических игр.

             - развитие навыков продуктивной деятельности ( рисование , лепка )

       - приобщение детей к изобразительному искусству

              - развитие у детей изобразительных способностей, художественного             вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического

         чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к

         искусству;

     - умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;

     - развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.

          - обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к  

      миру, радости существования;

         -  формирование творческого начала личности ребенка , развитие его

индивидуальности;

- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;

 - развитие внимания, восприятие цвета.

  • Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
  • Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети в изобразительной деятельности.
  • Обучать детей различным приемам изобразительной деятельности .
  • Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  • Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
  • Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
  • Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
  • Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
  • Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка
  •  Программа кружка предполагает один год обучения.

  • Программа кружка рассчитана на подготовительную к школе группу- возраст детей  6 – 7 лет  .

      Показатели развития :

- ребенок может сравнивать и различать характерные особенности образа , выполненного художником , скульптором , дизайнером

- способен передавать линией , цветом . формой характер образа

- разбирается в жанрах искусства

- может находить связь между выразительностью образа и выбором техники исполнения , изобразительных материалов.

                                                     

                 В результате совместной продуктивной деятельности

  • происходит раскрытие творческих способностей ребенка;
  • ребенок обучается новым художественным техникам и способам изображения;
  • развивается способность свободно экспериментировать различными изобразительными техниками, вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
  • ребенок получает начальные знания о искусстве;
  •  развивается образное мышление, активизируется зрительная память;
  • развивается чувство композиции;
  • ребенок овладевает азами цветоведения;

Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, это раскрытие творческих способносте ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.

           Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.

           Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.

           Результатом будут организованные выставки в школе, более сплоченный дружеский коллектив.

           Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых усл

Перспективное планирование кружка

«Цветные ладошки»

подготовительная к школе группа

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Октябрь

Путешествие по радуге

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Октябрь

Осенние листья (печатание листьями)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Октябрь

Краски осени  (рисование по сырому)

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках

Октябрь

.Пестрые кошки (рисование ватными палочками)

Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие..

Ноябрь

Дерево колдуньи (рисование + аппликация).

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Ноябрь

Осенние звездочки –астры (восковые мелки, акварель)

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Ноябрь

Парусник (аппликация из ткани)

Учить работать с шаблонами, учить вырезывать из ткани детали по шаблону, учить приклеивать ткань на заготовку. Воспитывать аккуратность в работе с клеем и ножницами.

Ноябрь

Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация)

Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

Декабрь

«Мечты о лете. Солнечные зайчики» - кляксография.    

Осьминожки

(рисование ладошками

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие

Декабрь

Зимние узоры (граттаж)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белогограттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Декабрь

Елочная игрушка

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования манной крупой, воспитывать аккуратность в работе с сыпучим материалом.

Январь

Рисование на нождачной бумаге- праздничный салют.

Продолжить знакомство с техникой  рисования на нождачной бумаге

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Январь

Старинная картина

Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике.

Январь

Подсолнухи

(рисование пальчиками, ватными палочками)

Закреплять умение рисовать пальчиками, ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Февраль

Хохломские ложки.

Учить детей новой композиции хохломского узора – изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; ввести в узор новые элементы – ягоды клубники, малины, крыжовника.

Февраль

Зимние напевы (набрызг)

Познакомить детей с новой техникой рисования-набрызг, развивать творческую фантазию

Февраль

Мраморная бумага

Познакомить детей с новой техникой рисования в стиле мрамора.

Февраль

«Мишки в лесу» - рисование поролоном.

Закреплять умение работать с шаблоном и поролоном.

Март

Портрет мамы

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования.

Март

Птицы волшебного сада

Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Март

Одуванчики из салфеток.

Закрепить умение работать с салфетками, воспитывать аккуратность,

Март

Космический коллаж (рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Апрель

Натюрморт

Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции

Апрель

Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету)

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие.

Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Апрель

Мой маленький друг (техника тычка)

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Апрель

Рисуем с солью

Май

Мандала

Познакомить детей с мандалой, развивать творческий вкус, цветовое предпочтение, усидчивость.

Май

Лиса и колобок (тычкование)

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

май

Лето, здравствуй!

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Май

Диагностическое.

Выявить технические умения и творческие способности.

Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

Осенние пейзажи (рисование по сырому)

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Октябрь

Пестрые кошки (рисование ватными палочками)

Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Октябрь

Мы ходили в зоопарк (восковые мелки)

Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств.

Октябрь

Пушистые животные (тычок жесткой кистью)

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель)

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Ноябрь

Кошка и котята

Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.

Ноябрь

В подводном мире (рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью)

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

Декабрь

Зимние узоры (граттаж)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Декабрь

Зимний лес (тычкование)

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

Декабрь

Дворец Деда Мороза

Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Февраль

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Март

Портрет мамы

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

Март

Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель)

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

Март

Птицы волшебного сада

Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Март

Натюрморт

Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Апрель

Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету)

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Апрель

Бабочки (монотипия)

Познокомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.

Апрель

Волшебные цветы

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Апрель

Вишня в цвету (тычкование)

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

Май

Лето, здравствуй!

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.


Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

п/п

Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

н

к

н

к

Н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

«н»  начало года; «к» – конец года

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Литература:

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

Критерии к диагностической карте.

Высокий уровень: Охотно и с увлечением рассказывает об увиденном, определяет вид росписи, может рассказать об истории промысла.                                                                                                                                                     Узоры не повторяют друг друга, оригинальные, яркие. Знает назначение художественной вещи, правильно называет виды ремесел, историю их возникновения и места (Дымково, Городец, Гжель и др.).                                                                                                                                                                                          Составляя узор, использует освоенные приемы, легко справляется с рисованием и составлением узоров, используя мельчайшие детали, хорошо ориентируется в понятиях «мастер, ремесленник, промысел». Легко ориентируется в понятиях, названиях игрушек и росписей. Знает названия всех цветов и оттенков, в т.ч. и термины «холодные тона», «теплые тона» находятся в активном словаре, при рисовании узора стремится к гармонии и использует цвет, как средство выразительности.Обдумывает составление узора с увлечением, самостоятелен, использует разнообразные изобразительные материалы для передачи выразительности и эмоциональности  росписи, узоры яркие, сочные, выделяются отдельные тонкие элементы отделки.

Средний уровень: Проявляет интерес к произведениям ДПИ, но интерес не устойчивый, эмоции выражены слабо. Умеет рассказать об увиденном, пользуясь наводящими вопросами и помощью воспитателя, знает некоторые названия промыслов. Воображение базируется на увиденном ранее, нет оригинальности в изображаемых рисунках, узоры повторяют друг друга, слабо ориентируется для чего сделана игрушка и что он мог бы с ней сделать. Работает уверенно по показу, без показа или образца теряется, нарушает пропорции и расположение узора. Различает все цвета, называет главные «теплые» (желтый, оранжевый) и главные «холодные» (синий, фиолетовый), не пытается использовать цвет как средство выразительности, использует цвета стандартно.Содержание составленного узора слабое, незначительно переданы элементы узора и эмоциональность. Линия уверенная, нажим ослаблен.

Низкий уровень: Проявляет интерес к произведениям ДПИ, но рассматривает бегло, эмоции не выражены. Может высказать свое отношение к увиденному, но рассказ немногословен, не различает виды росписей. Воображение развито слабо, росписи примитивны, повторяющиеся, не может правильно назвать предмет, стоящий перед ним. Задание выполняет неуверенно, прибегает к помощи взрослого при составлении узора, нарушает пропорции и симметрию рисунка.Различает все цвета, но не выделяет оттенки, не использует термины «холодные тона, теплые тона». Закрашивает изображение стандартно. Содержание выбирает сам, но узор примитивен, эмоциональное отношение не выражено. Линия напряжена, с сильным нажимом.

Материально-техническая база для организации кружка

  1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала. 
    2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
  2. Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1.Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки. 
12 восковые свечи.
Время проведения кружка - среда 16.00

                               МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Примерная основная общеобразовательная программы дошкольного образования «Детство»/Под ред. Т.И.Бабаевой , А.Г.Гогоберидзе , З.А.Михайловой – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011г.

  1. Программа  «Цвет творчества» Н.В.Дубровская ,Санкт-Петербург , «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010г.

  1.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".

Программа  разработана  на  базе  методического  пособия  Лыковой....

Выставка рисунков по нетрадиционному рисованию в старшей группе (кружок "Цветные ладошки")

Выставка рисунков по нетрадиционному рисованию в старшей группе (кружок "Цветные ладошки") Ниткопись.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7574284","attributes":{"alt":"","class":"me...

кружок "Цветные ладошки"

кружковая работа...

Кружок "Цветные ладошки"

Лепка является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок творчески инициативен. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, пом...

Кружок " Цветные ладошки"- нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста.

Все дети любят рисовать, испытывают интерес к творчеству и с удовольствием учатся. именно обучаясь, получают знания. Нетрадиционное рисование достовляет детям огромную радость . нетродиционное рисован...

Кружок "Цветные ладошки"

Выставка работ воспитанников кружка "Цветные ладошки"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19527948","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]...

Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (первая младшая группа)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в рамках художественно-эстетического воспитания детей и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности ...