Кружок "Цветные ладошки"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Лепка является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок творчески инициативен. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения приемов лепки в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Лепка демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Становление образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе кружка «Цветные ладошки» направлены на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. Лепка реальных и фантазийных объектов, самостоятельно определенный замысел позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_2015.docx | 61.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………3-9
Диагностическая карта………………………………………………………….10
Перспективный план занятий старшая группа…………………………….11-20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Пояснительная записка
Лепка является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок творчески инициативен. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения приемов лепки в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Лепка демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Становление образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе кружка «Цветные ладошки» направлены на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. Лепка реальных и фантазийных объектов, самостоятельно определенный замысел позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Продуктивная деятельность доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им приемов лепки , удивляет своей непредсказуемостью, расковывает ребенка, способствует созданию хорошего настроения. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы кружка обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит лепке. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа кружка направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов лепки, их особенностями, многообразием приемов, используемых в лепке, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Лепка различными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Лепка - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в программе носят творческий характер.
Проведение занятий кружка «Цветные ладошки» основывается на самостоятельном выборе детьми художественных образов, сюжетов композиций, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными приемами лепки. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.
Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные ладошки» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Лепка доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность для творчества, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности посредством лепки.
Задачи : Побуждать детей создавать выразительные образы и сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал (пластилин, глина),способы лепки(скульптурный, комбинированный, рельефный ), овладеть приемами пластилинографии.
-Прививать интерес и любовь к лепке как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу лепки;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия кружка, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе -20-25 мин.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат
посредством данной программы кружка педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в деятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Диагностическая карта
№/n | Ф.И. Реб. | Использование знакомых приемов и способов лепки | Умение лепить фигуру животного | Владение пластическими умениями | Владение способом рельефной лепки | Самостоятельный выбор способа лепки | Моделирование из лепных деталей | Композиционные умения | ИТОГ | ||||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н | К. | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 |
Н.- начало года
К.- конец года
Перспективный план занятий кружка «Цветные ладошки» в старшей группе ( авторская программа И.А.Лыковой).
Месяц | Неделя | Тема занятий | Техника лепки | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | «Бабочки-красавицы» | Совершенствовать умения и навыки владения пластическими умениями. | |
2 | Домашние животные | Совершенствовать умения лепить животных(домашних питомцев),передавая их характерные признаки(форма, окраска, движения). | ||
3-4 | «Спортивный праздник»
| Составление коллективной композиции вылепленных фигурок с передачей движений.. | ||
5 | «Лепка по замыслу» | Создать условия для самостоятельного выбора способа лепки и сюжета(композиции, объекта). | ||
Октябрь | 1 | «Азбука в картинках» | Рельефная. | Познакомить со способом рельефной лепки, развивать воображение. |
2 | «Грибное лукошко»
| Учить создавать композицию по замыслу. Развивать чувство формы и цветовосприятия. | ||
3 | «Фрукты-овощи» | Многофигурная и сложноцветная. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. | |
4 | «Лебедушка»
| Скульптурная | Воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в творчестве. | |
Ноябрь | 1 | «Кто в лесу живет ?» | Самостоятельный выбор способа лепки животного из цилиндра (валика), конуса или овоида. | |
2 | «Отважные парашютисты»
| Упражнять в комбинировании различных техник лепки, развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. | ||
3 | «Лепка по замыслу»
| Совершенствовать умения в различных техниках лепки. Закрепить умение составлять оригинальные композиции. | ||
4 | «Едем-гудим..»
| Моделирование из лепных деталей, экспериментирование с формой. | ||
Декабрь | 1 | «Орлы на горных кручах» | Учить создавать пластическую композицию(горы из бруска пластилина с насечками стекой и лепка орла с раскрытыми крыльями). | |
2 | «Пугало огородное» | Лепка на каркасе из трубочек и палочек. | Установление аналогии с конструированием, развитие образного мышления и воображения.. | |
3 | «Зимние превращения пугала»
| Развитие образного мышления и творческого воображения. | ||
4 | «Елкины игрушки » | Научить новому приему оформления изображения: присыпание мелко нарезанной мишурой для создания декоративности изображения. | ||
Январь | 1 | «Нарядный индюк» | Создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Развивать чувство цвета. Стимулировать творчество детей к импровизации. | |
2 | «Лягушонка в коробчонке» | Барельеф, горельеф, контррельф. | Создание миниатюр в технике рельефной пластики, развитие мелкой моторики.. | |
3 |
«У Лукоморья…» | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | ||
4 | «На дне морском»
| Учить создавать пластические образы подводного мира по представлению. | ||
Февраль | 1 | «Морские коньки» | Способствовать самостоятельному выбору средств образной выразительности; развивать чувство композиции, творчество, воображение. | |
2 | «Карандашницапапе» | Закрепить умение украшать предмет простым узором, используя знакомые приемы лепки крупными и мелкими элементами. | ||
3 | «Лепка по замыслу» | Способствовать поощрению детской инициативы и самостоятельности. | ||
4 | «Конфетница для мамочки» | Лепка из колец декоративных предметов. | Закрепить прием моделирования формы за счет изменения длины деталей(кольца разного диаметра). Развивать цветовосприятие. | |
Март | 1 | «Чудо-цветок»
| Рельефная. | . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками лепки, развивать творчество, чувство цвета и передачи композиции. |
2 | «Чудо-букет» | По выбору | Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. | |
3 | «Лепка по замыслу» | Поощрять детскую инициативу и самостоятельность в работе.. | ||
4 | «В далеком космосе»
| Рельефная | Создание картины(солнце, планеты, кометы). Формирование навыков сотворчества. | |
Апрель | 1 | «Летающие тарелки»
| Создание образов фантазийных объектов. Развитие воображения. | |
2 | «Пришельцы из космоса»
| Развитие способности к передаче композиции с определенной точки зрения.. | ||
3 | «Наш космодром» | Отображать в работе свои впечатления, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. | ||
4 | «Лепка по замыслу» | Инициировать самостоятельный выбор детьми сюжета. | ||
Май | 1 | «Мы на луг ходили»
|
| Передать характерные особенности луговых растений(ромашка, василек, одуванчик). Развивать композиционные навыки. |
2 «Дерево»
| Рельефная | Развивать способность к композиции, формировать навыки сотрудничества. | ||
3 | «Красивая ваза»
|
| Знакомство с оформительским искусством, развитие чувства цвета и композиции. | |
3 | «Лепка по замыслу» | Продолжать поощрять детскую инициативу в работе, развивать изобразительные навыки и умения. | ||
4 | «Лепка по замыслу» | Самостоятельный поиск оригинальных способов создания композиции. |
№ | Тема | Количество часов (указывается академический час) | (Перспективное планирование) | Отметка о выполнении |
1 | «Бабочки-красавицы» | 1 нед. сентябрь | ||
2 | «Домашние животные» | 1 | 2нед. сентября | |
3 | «Спортивный праздник» | 2 | 3-4нед. сентября | |
4 | ||||
5 | «Лепка по замыслу» | 1 | 5 нед. сентября | |
6 | «Азбука в картинках» | 1 | 1нед. октября | |
7 | «Грибное лукошко» | 1 | 2нед. октября | |
8 | «Фрукты-овощи» | 1 | 3нед. октября | |
9 | «Лебедушка» | 1 | 4нед. октября | |
10 | «Кто в лесу живет?» | 1 | 1нед. ноября | |
11 | «Отважные парашютисты» | 1 | 2нед. ноября | |
12 | «Лепка по замыслу» | 1 | 3нед. ноября | |
13 | «Едем-гудим…» | 1 | 4нед.ноября | |
14 | «Орлы на горных кручах» | 1 | 1нед. декабря | |
15 | «Пугало огородное» | 1 | 2нед. декабря | |
16 | «Зимние превращения пугала» | 1 | 3нед. декабря | |
17 | «Елкины игрушки» | 1 | 4нед.декабря | |
18 | «Нарядный индюк» | 1 | 1нед. января | |
19 | «Лягушонка в коробчонке» | 1 | 2нед. января | |
20 | «У Лукоморья…» | 1 | 3нед. января | |
21 | «На дне морском» | 1 | 4нед. января | |
22 | «Морские коньки» | 1 | 1нед. февраля | |
23 | «Карандашница папе» | 1 | 2нед. февраля | |
24 | «Лепка по замыслу» | 3нед. февраля | ||
25 | «Конфетница для мамы» | 1 | 4нед. февраля | |
26 | «Чудо-цветок» | 1 | 1нед. марта | |
27 | «Чудо-букет» | 1 | 2нед. марта | |
28 | «Лепка по замыслу» | 1 | 3нед. марта | |
29 | «В далеком космосе» | 2 | 4-5нед. марта | |
30 | «Летающие тарелки» | 1 | 1нед. апреля | |
31 | «Пришельцы из космоса» | 1 | 2нед. апреля | |
32 | «Наш космодром» | 1 | 3нед. апреля | |
33 | «Лепка по замыслу» | 1 | 4нед. апреля | |
34 | «Мы на луг ходили» | 1 | 1нед. мая | |
36 | «Красивая ваза» | 1 | 2нед. мая | |
37 | Лепка по замыслу | 2 | 3-4 нед. мая | |
Итого: | 39 |
Список использованной литературы
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Авторская программа «Цветные ладошки - Москва.2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...
Педагогический проект "Ладошка в ладошке"
Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...
Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"
Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....
Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы
Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...
Для детей. Раз ладошка, два ладошка
Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....